Описание родительского собрания в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

С началом учебного года в каждом детском саду проводятся родительские собрания. Родители, которые впервые поведут малышей в садик, теряются и не знают, какие вопросы можно задать воспитателям и заведующей.

Родительское собрание в детском саду - основная форма коммуникации родителей воспитанников детского сада с воспитателями и заведующей.

Если у вас еще не прошло родительское собрание в садике, но оно планируется, вам будет полезно почитать, какие вопросы можно задать воспитателям и администрации, чтобы понять, как организован быт детей во время всего дня.

Обычно, родительское собрание начинает заведующая детского сада или главный воспитатель, хотя это не обязательно.

Во вступительной речи родителей знакомят с полным официальным названием государственного учреждения дошкольного образования, зачитывают устав садика, а также знакомят с воспитателями группы, в которую будут ходить дети.

Далее следуют описание дня, каким образом производится питание, дополнительные творческие занятия в рамках образовательной программы и многое другое.


Во время родительских собраний может проводиться анкетирование родителей, с целью выяснить условия проживания ребенка, особенности воспитания ребенка в семье и готовность родителей принимать активное участие в жизни группы.

Затем слово передается воспитателям группы, и они более детально информируют родителей о том, по какой методике будут заниматься с детьми, над чем следует поработать дома, какие учебные пособия требуются для занятий в детском саду и вообще в чем группа нуждается.

В заключение рассказа воспитателя или представителя администрации, родители уже многое знают о пребывании ребенка в садике, хотя остаются вопросы, ответы на которые будут интересны родителям. Их можно задать лично или во время собрания. Итак, если в ходе собрания Вы еще не получили ответы на нижеприведенные вопросы, рекомендуем Вам задать их.

Вопросы для собрания в детском саду

1) Часы работы детского сада. Самое раннее и самое позднее время, когда ребенка можно привести и забрать из садика.
2) Обязательно спросите контактные телефоны как воспитателей, так и представителей администрации детского сада, они могут понадобиться по различным вопросам в процессе года
3) Как необходимо поступать в случае болезни ребенка? Как предупреждать воспитателей о больничном? Каким образом происходит выход с больничного?
4) Какое количество дней можно пропускать садик без справки от врача и возможно ли это?
5) Что необходимо принести ребенку в садик? (нужно ли принести сменную одежду, расческу, обувь, пеленки, клеенку и т.д.)
6) Каким образом и до какого числа необходимо оплачивать квитанцию за садик?
7) Как поступают с питанием детей, у которых развита аллергия на определенные продукты питания?
8) Полномочия и обязанности родительского комитета?
9) Часто ли в садик приезжают театры и другие учреждения досуга? Их стоимость?
10) Каким образом проходят фотосессии детей в стенах садика? Можно ли приглашать своего фотографа или фотографировать самим?
11) Советы по адаптации ребенка в детском саду
12) Развитие и образование: какие развивающие занятия и как часто будут проходить?
13) Чему должен научиться ребенок к концу года?
14) Какие праздники в течение года будут проходить в группе и в садике?
15) Есть ли в садике дополнительные кружки-занятия для детей?
16) Какая профилактика болезней проводится: есть ли мероприятия по закаливанию, делается ли зарядка, как часто проветривают, как поступают с детками с признаками заболевания?
17) Какая температура в группе (жарко-тепло-холодно)?
18) Режим работы детского сада летом. Практикуется ли полное закрытие садика в летние месяцы? Если да, то куда переводятся дети? Практикуется ли объединение групп на летние месяцы?
19) Кто из медицинского персонала присутствует в садике? (медсестра, врач)
20) Какая медпомощь может оказываться в садике (обработка ран, прививки, первая помощь при несчастных случаях)?


Воспитатель ДОУ ежедневно общается с детьми и родителями, видит их проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Одна из задач общения воспитателя с родителями – раскрыть родителям важные стороны психического развития ребенка, помочь им выстроить верную педагогическую стратегию. В решении этих вопросов незаменимы родительские собрания, которые являются действенной формой общения воспитателей с родителями.

Однако родители – люди занятые, им порой некогда поговорить с воспитателем, прийти на собрание или они считают, что уже все знают о свом ребенке. В этом случае педагог должен знать, как заинтересовать родителей необходимой педагогической информацией, а затем как эффективнее построить родительское собрание.

Родительское собрание

Именно на собраниях у воспитателя есть возможность ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. В ходе проведения собрания основная нагрузка ложится на доклад. Этот материал может быть использован и для проведения устных и письменных консультаций с родителями, а также и других форм работы. От воспитателя требуется творческий подход к материалу: поиск новых примеров; использование своих методов активизации родителей, направленных на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысление своей родительской позиции. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях.

  • психологический тренинг;
  • мастер-класс;
  • совместное занятие детей с родителями;
  • день открытых дверей;
  • показ театральных постановок.

Подготовка родительского собрания

1. Можно за неделю до собрания провести анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения.

2. Для активизации родителей и для обеспечения их явки на собрание желательно изготовить приглашения каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания. Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети. Приглашения раздаются за неделю до собрания.

3. В соответствии с темой собрания изготовить оригинальные памятки с советами. Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

4. В нашем детском саду используются такие формы привлечения родителей на родительские собрания, как: подготовка конкурсов, выставок, поделок по теме собрания. При этом в конкурсах участвуют и дети, и их родители. Все подготовленные работы выставляются до начала собрания, и педагог знакомит родителей с образцами работ. На самом собрании родители выбирают лучшую работу, и победителю вручается приз.

6. Изредка мы приглашаем сказочного героя на собрание.

7. Внимание родителей к собранию привлекаем с помощью создания самодельных плакатов по теме собрания.

8. Желательно провести заседания родительского комитента за месяц до собрания.

Непосредственно перед собранием необходимо:

  • подготовить мебель, на которой родителям было бы удобно располагаться. Можно расставить столы и стулья по кругу, на них выставить карточки с именами, отчествами родителей;
  • подготовить ручки и листы бумаги, чтобы они могли записать интересующую их информацию, а также – карандаши, работы детей по лепке, рисованию, аппликации;

продумать, кто и как обеспечит присмотр за детьми во время собрания.

Проведение родительского собрания

Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Нужно задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т.д.

Беседу лучше вести при мягком освещении. Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой.

По возможности разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать.

Для иллюстраций своих идей и соображений можно использовать магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы и выступления. Все это будет способствовать лучшему восприятию темы собрания.

При проведении этой части собрания также можно использовать следующие методы: лекцию, дискуссию, конференцию, которые могут быть и отдельными формами работы с семьями воспитанников.

По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.

Приведу пример: на последнем родительском собрании в нашем детском саду обсуждалась тема

Форма проведения: семинар-практикум.

Участники: воспитатели группы, преподаватель по изобразительной деятельности, родители.

Части собрания

1. Вводная часть (5-7 мин).

  • Представление воспитателем темы и участников собрания.
  • Экскурсия по выставке рабочих тетрадей и продуктов детской деятельности.

2. Оcновная часть (30-35 мин).

3. Разное (7-10 мин).

4. Подведение итогов (3-5 мин).

  • Количественная оценка родителями пользы родительского собрания.
  • Выдача родителям буклетов по теме собрания.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: без квалифицированной помощи специалистов семье обойтись сложно.


На фото: сотрудники нашего детского сада, всегда готовые прийти на помощь родителям.

Автор: Е. Кобылина, воспитатель
МДОУ № 2 компенсирующего вида
г. Екатеринбурга

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Одним из важных и ответственных общественных мероприятий в дошкольном учреждении считается родительское собрание, где обсуждаются различные вопросы, касающиеся жизни детского сада, а также предоставляется нужная для родителей информация. Родительские собрания в детском саду обычно бывают общие и групповые, и проводятся по мере необходимости.

Общее родительское собрание в ДОУ

Цели собрания

Общие родительские собрания в детском саду чаще всего проводит заведующая дошкольным учреждением, а также старший воспитатель или педагог. Организационные темы родительских собраний касаются таких вопросов, как питание, режим дня, время работы детского сада, традиции данного учреждения, общие правила и многое другое. Также обсуждаются темы попечительского совета, уборки территории, количества детей в группе, проведения занятий и мероприятий, праздников, конкурсов и спортивных эстафет.

Если в саду работают педагоги дополнительного образования, то в начале года они обычно выступают на родительском собрании, предоставляя родителям полную информацию о работе кружков, оплате, времени их проведения, количестве воспитанников, методике педагогической программы и других различных важных деталях.

Целью общих собраний в ДОУ является предоставление подробной и полной информации родителям о работе детского сада, также здесь они могут получить развёрнутые ответы на свои вопросы.

родительское собрание для родителей будущих первоклассников, общее родительское собрание в доу, общее родительское собрание в детском саду

Подготовка к собранию

Для того, чтобы общее родительское собрание в детском саду прошло удачно, необходимо составить план его проведения, предварительно сделав нужные записи.

  • В первую очередь, необходимо отметить главную и нужную информацию. Например, если детский сад только что открылся, то родителям обязательно нужно рассказать, сколько функционирует групп, какие в данном дошкольном учреждении работают педагоги, сотрудники, воспитатели и узкие специалисты. Также желательно познакомить родителей с программой детского сада, её уставом, приоритетными педагогическими направлениями. Интересно будет услышать всем собравшимся, какие игрушки, игры, наглядные пособия есть в каждой группе, и что необходимо принести в детский сад родителям.
  • Во вторую очередь, необходимо составить очерёдность выступлений сотрудников дошкольного учреждения. Заведующая может представить каждого из них индивидуально, а сотруднику можно рассказать о себе и своей работе в свободной форме.
  • В-третьих, обязательно предоставляется на общих родительских собраниях слово медицинской сестре или врачу. Специалисту необходимо познакомить родителей с системой прививок, профилактикой болезней, методами закаливания, некоторыми детскими заболеваниям, а также ответить на ряд вопросов, которые могут возникнуть в ходе беседы.
  • И в-четвёртых, нужно чётко выделить и предоставить время для выступления каждого сотрудника так, чтобы родительское собрание не оказалось слишком долгим и затянутым. В конце мероприятия слово снова предоставляется заведующей, которая может поблагодарить всех присутствующих и собравшихся за внимание.

родительское собрание для родителей будущих первоклассников, общее родительское собрание в доу, общее родительское собрание в детском саду

Групповые родительские собрания в детском саду

Информационные родительские собрания в детском саду

Такие собрания в саду проводятся в том случае, когда до родителей нужно донести важную и новую информацию, касающуюся различных сторон жизни конкретной возрастной группы. Проводят такие мероприятия обычно воспитатели. Если есть необходимость, то на такие родительские собрания приглашается заведующая, старший воспитатель или медсестра.

Для родителей яслей и младших групп интересна будет любая информация, касающаяся всех воспитательных и режимных моментов в группе, а также времени пребывания в детском саду на первых порах привыкания ребёнка к новой для него обстановке.

Родительское собрание для родителей будущих первоклассников обычно проводится в середине года, чтобы решить все организационные вопросы по поводу проведения выпускного праздника, а также костюмах для торжества, дипломах, фотографиях и памятных подарках. Можно пригласить музыкального руководителя, который подробно расскажет о проведении заключительного выпускного утренника, и обо всём необходимом, что для него потребуется.

Тематические родительские собрания в детском саду

На таких родительских собраниях выбирается конкретная тема, и воспитатель сообщает информацию именно по ней. Обычно это различные педагогические вопросы о проведении занятий, методиках развития. Также здесь можно зачитать интересные доклады по воспитанию детей, правильному питанию, проведению досуга за стенами дошкольного учреждения, о дополнительном образовании детей.

родительское собрание для родителей будущих первоклассников, общее родительское собрание в доу, общее родительское собрание в детском саду

Экстренные родительские собрания в детском саду

Такие родительские собрания обычно не запланированы, и проводятся в случае неотложных вопросов. Например, когда нужна помощь родителей по уборке территории детского сада или их участие в детских праздниках.

Родительские собрания, посвящённые праздникам

Часто в дошкольных учреждениях проводятся родительские собрания, посвящённые какому-либо празднику. Вначале можно рассказать интересные факты возникновения праздника, затем поздравить с ним всех собравшихся родителей. А завершить такое собрание можно небольшим выступлением детей, которые могут исполнить для мам и пап песню, танец, или прочитать стихи по теме.

Родительские собрания в детском саду должны проходить в дружеской и доброжелательной обстановке. Всю информацию необходимо предоставлять в полном объёме, грамотно и с чёткой дикцией, на вопросы отвечать корректно и по существу. Общие родительские собрания обычно проводятся два раза в год, а групповые – раз в квартал, или по мере необходимости.

- Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.

Формы проведения: Практикум с применением игротренинга.

Участники: Воспитатель, родители.

Оборудование для проведения мероприятия: фломастеры, запись спокойной музыки, платочки (по количеству участников), мяч, клубок ниток.

План проведения:

Подготовительная работа:

Изготовление приглашений на собрание для родителей;

Приготовить пословицы о языке

Оформить выставку литературы по развитию речи детей.

Ход мероприятия.

Как вы думаете, что такое речь?

Речь - могущественное орудие всестороннего развития ребенка. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни.

Основные цели и задачи в программе которая используется в нашем детском саду.

Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Если рассматривать детей в целом, то конечно проблемы с развитие речи есть у каждого. Занятия с логопедом проходят дети, которым особенно требуется специализированная помощь. Вы все можете свободно подходить к педагогам за помощью.

Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Достичь этой цели нелегко и нас беспокоит, что растет число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств, со слабо развитой связной речью, однообразной речью.

Какие игры по развитию речи можно организовать с ребёнком, если вы заняты делом на кухне, во время уборки квартиры?

Чем можно занять ребёнка в ожидании приёма у врача, в парикмахерской и т. д.?

Проблема развития речи дошкольников стоит остро на сегодняшний день. Решить её мы можем только в сотрудничестве семьи и детского сада. Я хочу предложить вам ряд способов и приемов, которые могут помочь решить эту проблему. Сегодня вы узнаете, для чего необходимо проводить пальчиковую гимнастику, в какие словесные игры можно играть с ребенком дома.

2. Игротренинг с родителями.

Какие пальчиковые игры Вы знаете?

Давайте все вместе потренируемся.

Две сороконожки бежали по дорожке.

Бежали, бежали, друг друга повстречали.

Друг друга повстречали, крепко обнимали.

Так крепко обнимали, что их с трудом разняли.

Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей.

Возьмите платочек за уголок и попытайтесь вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой. При этом можно произносить следующие слова:

«У меня живет проглот,

Все подряд проглот жует,

Вот и стало у проглота

Эту игру можно усложнять: не только выполнять движения поочередно правой или левой рукой, но затем двумя руками одновременно.

Особенно эффективны для развития речи ребенка словесные игры. Они совершенствуют разговорную речь, обогащают словарь, формируют грамматический строй языка. Развивают внимание, память, сообразительность.

Давайте с вами разучим некоторые словесные игры, в которые можно играть с ребенком. Итак, начнём!

Проведение воспитателем практической деятельности с родителями по освоению ими приемов развития связной речи детей с помощью упражнений:

Упражнение 1. Подбери эпитеты и определения к слову. Например: слон – … (большой, серый, толстый, добрый); мяч – … (круглый, футбольный, кожаный); торт – … (сладкий, фруктовый, шоколадный, вкусный) и т. д. (Ответы родителей).

Упражнение 2. Узнай по описанию. Например: косолапый, любит мед и малину, спит в берлоге. Кто это? Медведь; ветвистая, высокая, зеленая, колючая. Что это? Ель; старый, кирпичный, двухэтажный. Что это? Дом; грозный, большой, с лохматой гривой. Кто это? Лев.

Упражнение 6. Придумай продолжение сказки. Например, как ты думаешь, что было после того, как лиса съела Колобка?

Какие артикуляционные упражнения Вы знаете?

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата (речевые органы), развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.

Движения нижней челюсти влево-вправо.

Упражнения для щек.

4. Заключительная часть.

( Участники передают клубок ниток по кругу. Все, кто уже передал клубок, держатся за нить. Когда клубок возвращается к ведущему, участники натягивают нить).

Воспитатель: Эта символическая нить связала, объединила нас сегодня. Я благодарю вас за сотрудничество, за искренность и доброжелательность.

Для того. Чтобы ваши домашние игры с ребенком проходили как можно эффективнее и интереснее, я вам дарю эти памятки - буклеты.

Итог собрания:

– Дорогие родители, именно от вас, в большей степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок. Детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь вам советом, рекомендациями. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей.

Читайте также: