Описание природного уголка в детском саду
Добавил пользователь Владимир З. Обновлено: 19.09.2024
Зачем нужен живой уголок
По результатам исследования, наблюдение за животными увеличивает активность в префронтальной коре головного мозга. Эта область отвечает за установление социальных контактов и принятие решений. И это не единственная польза, которую принесет ребенку общение с животными.
- Изучение природы на практике формирует у детей реалистичное представление о животных и растениях, расширяет кругозор, развивает логическое мышление и умение искать межпредметные связи.
- По мнению американского журналиста Ричарда Лоува, дети, которых с малых лет приобщали к исследованию природы во всех ее проявлениях, во взрослом возрасте более ответственно и бережно относятся к окружающему миру. У ребенка, который заботится о домашних животных, снижается уровень агрессивности и конфликтности, развивается эмпатия.
- Согласно исследованиям, контакт с животными помогает человеку снизить уровень стресса и создает позитивный настрой.
По мнению Марии Скрипник, зооуголки развивают в детях эмоциональный интеллект, приучают к самостоятельности:
Как обустроить
На каждое животное рекомендуется завести ветеринарный паспорт, где будут отмечены прививки, которые ему сделали, а также дополнительные данные о его здоровье.
Согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, размещать животных, птиц и рыб нужно не в группе, а в отдельной комнате. Желательно, чтобы это было просторное, светлое помещение, в котором получится не только содержать животных и растения, но и проводить занятия с детьми.
Еще одно требование — постоянная температура, которую в зооуголке можно поддерживать с помощью центрального отопления и дополнительных отопительных приборов. Комната должна хорошо проветриваться, чтобы запахи не застаивались в помещении. Решить эту проблему поможет оконный вентилятор или вытяжка. Влажность необходимо поддерживать на уровне 40-60 процентов.
Живой уголок — это не только животные и растения. Полезен будет наглядный материал, который расскажет детям о природных процессах: семена растений, образцы горных пород, гербарии с местными растениями, книги и альбомы о растениях и животных.
Каких животных нельзя держать в зооуголке
Не рекомендуется содержать в живом уголке диких животных: ежей, сурков, енотов, сонь, сусликов. Чаще всего их не разводят в неволе, а отлавливают в дикой природе, поэтому они не приручены и могут укусить. Кроме того, некоторые виды грызунов переносят опасные заболевания: бешенство, чуму, бруцеллез, тиф, дизентерию. Возбудители болезней выделяются с экскрементами животного и могут заражать других обитателей зооуголка и людей.
Запрещено приобретать в дошкольное учреждение ядовитые растения и рептилии. Например, есть риск, что паслён привлечет детей яркими ягодами, которые ядовиты. А сок монстеры и филодендрона вызовет ожоги на коже.
Даже специально выведенные домашние виды птиц и рептилий переносят сальмонеллез. Чтобы предупредить заболевания, требуются ежемесячный осмотр питомцев ветеринарным врачом, своевременная обработка от паразитов и вакцинация.
Если в группе аллергик, следует проконсультироваться с аллергологом, узнать, на кого из животных есть реакции, и по возможности меньше контактировать с этим видом, а перед посещением живого уголка принимать антигистаминные препараты. Иногда со временем аллергия проходит, организм привыкает. Часто аллергическая реакция бывает не на самих животных, а на корм, подстилку, выделения, пыль.
Уроки в уголке природы
Дети в три-четыре года и в пять-шесть лет отличаются по уровню развития когнитивных способностей. Малышам достаточно просто наблюдать за рыбками и животными: чем они ярче — тем легче зацепиться детскому взгляду. Со старшими ребятами можно выращивать для живого уголка растения из черенков и семян, изучать повадки грызунов, птиц.
Каких животных выбрать
Кого же можно поселить в зооуголке?
Рыбки
Полезно выбирать рыбок разных пород, чтобы дети могли сравнивать их, находить отличия. Самыми неприхотливыми породами считаются гуппи, меченосцы, барбусы, кардиналы, данио, сомики, золотые рыбки. Аквариум лучше поставить в прохладное, темное место подальше от окна.
Некоторые виды рыб нельзя содержать в одном аквариуме. Например, стайные рыбки барбусы плохо уживаются с более мелкими породами (они их попросту съедают или обкусывают плавники), а также конфликтуют с золотыми рыбками. Лучшими соседями для них будут меченосцы, данио, рыбы-попугаи.
Кроме того, необходимо учитывать чистоту, жесткость и кислотность воды. Гуппи не выносят грязи в аквариуме, поэтому плохо уживаются с золотыми рыбками. Обо всем этом стоит заранее узнать у консультанта в зоомагазине и почитать в специальной литературе.
Рептилии
Интересный экспонат — хамелеон. Наблюдая за ним, дети узнают о таком явлении, как мимикрия. В зооуголке приживутся сухопутные и водоплавающие черепахи.
Водоплавающим видам необходим аквариум с камнями. Причем часть камней должна располагаться над водой, чтобы черепашки могли выползать на сушу и греться под лампой.
Грызуны
В зооуголке дошкольного учреждения разрешается держать кроликов, морских свинок, мышей, крыс, хомяков. Мария Скрипник рассказывает, что каждый вид имеет свои особенности содержания:
Если грызуны живут в клетках, то их надо ставить на небольшом расстоянии, чтобы обитатели соседних клеток не могли поранить друг друга. Если животные содержатся в аквариумах, такой необходимости нет.
Птицы
Обычно в зооуголке живут волнистые попугайчики, канарейки, розеллы, кореллы, зеленушки. Они неприхотливы в уходе, имеют яркую окраску и нравятся детям. К тому же некоторые виды размножаются в неволе, а значит, малыши смогут наблюдать за появлением и ростом птенцов. Есть виды попугаев, у которых сильно проявляется половой диморфизм — отличие внешнего вида самцов от самок. Это тоже тема для занятия.
Растения
Растения удобно разделить по климатическим зонам. Например, тропическую зону представить фикусом, хамедореей. Пустыню — алоэ и другими суккулентами, субтропики — азалией и геранью.
Во время занятий в зооуголке ребенок включается в различные виды деятельности: игру, труд, наблюдение, обсуждение. Это способствует комплексному, разностороннему развитию. Живой уголок даст дошкольникам обширные знания о природе, привьет любовь к окружающему миру. Знакомясь с живой природой, ребенок будет развиваться нравственно, духовно и эстетически.
Оформление детского сада имеет большое значение для гармоничного развития ребёнка. Оформление детского сада – это современный дизайн групповых и раздевальных комнат, эстетично оформленные стенды, тематические уголки, прогулочные участки, спортивные и музыкальные залы. Для того, чтобы обучение было результативным, очень важна правильно подготовленная развивающая среда. Одно из условий, необходимое для всестороннего развития и воспитания детей в детском саду, это оборудованный в группе уголок природы.
Уголок природы – это одна из игровых и учебных зон групповой комнаты.
Уголок природы, который органично вписывается в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. Кроме этого, дошкольникам прививаются такие чувства, как ответственность и забота, так как дети учатся ухаживать за животными и растениями.
У каждой группы детского сада есть свой уголок природы. Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами. В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 п.6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.
Растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах желательно иметь таблички с названием.
Все обитатели уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных.
Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения:
- В младшей группе из комнатных растений рекомендуют 4-5 видов неприхотливых растений. Это растения, которые красиво и долго цветут, с ярко выраженными стеблем, листьями и цветами. Например, фикус, примула, бальзамин, колеус, герань.
- В средней группе число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов. Это будут растения с разной формой и величиной листьев. Например, аспарагус, агава, хлорофитум.
- В старшей группе в уголок природы помещают 6-7 видов растений по 2-3 экземпляра с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся), имеющие луковицы и клубнелуковицы. Например, традесканции, плющ, амариллис и другие.
- В подготовительной группе в уголок природы размещают 6-7 видов растений, которые размножаются различными способами: луковицами, живородящие. А также цветы с разными условиями произрастания. Например, бриофиллюм, камнеломка, циперус.
Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени:
- Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также в старших группах поделки из природного материала.
- Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев.
- Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов.
Для кратковременного наблюдения можно принести в группу рыбку в банке, хомячка, птичку в клетке. Конечно, если позволяют площади детского сада, то можно организовать экологическую комнату. В ней разместятся растения и животные, птицы и пресмыкающиеся, наблюдения за которыми предполагает Программа воспитания.
Для этого нужно наполнить аквариум цветными камешками, на заднюю стенку приклеить обои с изображением подводного мира, на дно поместить игрушечных обитателей моря (черепаху, рака, краба и других), на заднюю стенку изнутри аквариума приклеить объёмные наклейки-рыбы, на камешки – наклейки-улитки, морские звёздочки. Дополнить морской пейзаж искусственными водорослями. Аквариум готов.
В каждой группе детского сада рекомендуется иметь календарь погоды. Отмечая погоду в календаре, дети закрепляют знания, полученные в ходе наблюдений в природе.
- В младшей группе можно повесить картину с изображением сезона, например, осенний пейзаж. И в уголке природы обязательно находится кукла, одетая по сезону.
- В средней группе это может быть пособие, на котором нарисованы картинки с изображением состояний погоды с подвижной стрелкой посередине. После возвращения с прогулки и обсуждения погоды дети передвигают стрелку на нужную картинку. Также в уголок природы помещают детские рисунки на тему наблюдений.
- В старшей и подготовительной группах дети знакомятся с условными знаками для обозначения погоды. Ребята ежедневно отмечают погоду условными знаками. В конце месяца состояние погоды сравнивают, считают, сколько было ясных, пасмурных, дождливых и ветреных дней, и делают выводы о погоде.
Кроме этого, в уголке природы в каждой группе необходимо иметь:
Наполнение уголка природы необходимым материалом будет зависеть от возраста детей и от требований Программы воспитания.
Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.
Для формирования представления об окружающем мире создается и устанавливается уголок природы в группах детского сада. Наличие такого места позволяет наглядному материалу учить дошкольников ответственности, осознанности по отношению к живому окружающему миру. Но для создания уголка предъявлены требования. Они должны соблюдаться.
Для чего нужен?
Местечко, которое ознакомит малышей с окружающим миром, должно быть во всех группах. Его оформлению, ведению воспитатели, сами дети уделяют много внимания. А для чего это нужно?
Целей работы с таким наглядным материалом много:
- проводится экологическое воспитание. К тому же, уголки природы в детских садах формируют у малышей аккуратность, чувство ответственности;
- такие места воспитывают, формируют эстетические чувства. Создав необходимые условия, можно вырастить комнатные цветы разных видов. Это позволяет детям наслаждаться разнообразием красоты. Дошкольники, видя это, испытывают эстетическое удовольствие;
- одна из целей создания– образовательная. Малыши под присмотром воспитателей трудятся, ухаживают за растениями и наблюдают за тем, как меняются они на протяжении всего года. У них формируется связь с ними и с явлениями. Учатся поливать цветы, обращая внимание на то, какое время года. Если лето, то полив должен быть обильным, если зима – то объем воды сокращается;
- это место формирует навыки по уходу за цветами. Малыши учатся ухаживать за ними, поливать, вытирать пыль с подоконников, другим видам работ;
- наличие такого места – возможность украсить помещение группы, сделать его интереснее, веселее для игрового процесса.
Требования к оформлению
Создание такого места – ответственная работа. К ней предъявляются жесткие требования. Оформление уголка природы в детском саду должно отвечать следующим нормам:
- уголок обязан быть в каждой группе с учетом возрастной особенности воспитанников;
- согласно санитарным нормам, нельзя держать животных;
- оформлять нужно натуральными материалами: листвой, шишками, веточками, орехами, камушками, ракушками, поделками;
- в уголке должны присутствовать растения, типичные для данной местности. Это даст возможность познакомить ребят с природой родного края, научить их ухаживать за ними;
- разные виды растений должны быть представлены по несколько экземпляров. Дошкольники смогут увидеть не только общие признаки, но и их индивидуальные особенности. Это даст понятие о том, что цветы уникальны, неповторимы;
- уголок природы должен включать здоровые растения.
Содержание уголков
Решив оформить такое место, нужно знать, что потребуется использовать для его обустройства. Оно должно содержать следующее:
- растения разных видов с паспортами – табличками с названиями;
- календарь;
- инвентарь, оборудование для ухода за комнатными цветами;
- наглядный, дидактический материал, игры;
- поделки, выполненные воспитанниками, материал для их изготовления;
- литература об окружающем мире;
- аудиозаписи со звуками природы;
- гербарий, образцы семян;
- график дежурств.
Информация, представленная на нашем сайте в том или ином виде, носит информационно - рекомендательный характер и ее нельзя заменить очной консультацией со специалистом.
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Уголки природы в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС в разных возрастных. Презентация на заданную тему содержит 22 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу. Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу. В рамках деятельности дошкольного учреждения это возможно путем создания разнообразных уголков природы в групповых помещениях.
При оформлении уголков природы воспитателю важно учитывать: При оформлении уголков природы воспитателю важно учитывать: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 п. 6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения. п. 7.5. не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.
Требования при организации в ДОУ уголков природы Требования при организации в ДОУ уголков природы уголок природы должен быть ярким и красочным; стеллажи, полки обязательно закреплены; календарь природы в каждой возрастной группе; недопустимы ядовитые растения, они должны быть безопасны для детей; цветы располагаются на уровне глаз ребенка; оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки) располагается в контейнерах с закрывающими крышками; природный материал должен размещается в контейнерах в достаточном количестве; оборудование для опытов, исследований должно быть безопасным.
Всех обитателей уголка природы в детском саду подразделяют: - постоянные (комнатные растения) живут круглый год -временные вносятся на короткое время
Комнатные растения — ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы.
Уголок природы в средней группе Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости. алоэ или агаву (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями Число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов
Уголок природы в подготовительной группе Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе — формирование элементарных знаний : -зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света ), -зависимости внешнего строения -способах вегетативного размножения растений. Растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге: циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве (вазон помещают в воду); сакулентовые (1—2 вида), требующие очень небольшой и редкой поливки, традесканции — с большой потребностью во влаге; узамбарские фиалки, поливать которые следует весьма умеренно, В подготовительной группе в уголке природы размещают 10-14 видов растений
Читайте также: