Чек лист для подготовки к огэ по географии

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Вам кажется, что ОГЭ по географии – самое простое решение в плане выбору предмета по выбору в 2022 году? Тогда узнайте больше о том, каким будет экзамен в грядущем сезоне, планирует ли ФИПИ вносить изменения в КИМы и какой должна быть эффективная подготовка к ОГЭ по географии 2022 года.

Особенности экзамена

В 2022 году география будет одним из предметов по выбору для девятиклассников, сдающих Обязательный Государственный Экзамен.

Географию, как и другие дисциплины естественнонаучного цикла, выбирают не так часто, как обществознание, английский язык или информатику. Это связано с тем, что для успешного выполнения экзаменационных заданий здесь необходимо применять специальные навыки. Сегодня мы поговорим о том, насколько сложно сдать ОГЭ по географии и как правильно к нему готовиться.

В конце августа 2021 года ФИПИ представил обновленный вариант демонстрационного КИМа, а также спецификации и кодификатор для ОГЭ по географии 2022 года. Главная новость – это отсутствие глобальных изменений в структуре КИМа, количестве и формулировке заданий.

  • на выполнение экзаменационной работы отводится 150 минут;
  • разрешается пользоваться линейкой, непрограммируемым калькулятором и географическими атласами для 7–9 классов (любого издательства);
  • максимальный первичный балл – 31;
  • минимальный первичный балл – 12;
  • балл для профиля – 23.

Значительная часть заданий КИМ для ОГЭ по типу аналогична заданиям, используемым в экзаменационной работе ЕГЭ. В отличие от ЕГЭ, в КИМ для ОГЭ большее внимание уделяется достижению требований, направленных на практическое применение географических знаний и умений. Также важной для ОГЭ является проверка сформированности умений извлекать и анализировать данные из различных источников географической информации (карт атласов, статистических материалов, диаграмм, текстов).

Но при этом стоит учитывать, что КИМы были изменены в 2021 году и по сути, массовой апробации этих обновлений в прошлом году не произошло из-за отмены экзаменов по выбору. Поэтому прежде чем приступать к подготовке, стоит детально ознакомиться со структурой КИМа для ОГЭ по географии 2022 года.

Даты ОГЭ по географии

В 2022 году решили не оглашать заранее точных дат испытаний для 9-классников, помня опыт отмены ОГЭ в прошлые годы. Тем не менее, уже сегодня известно, что ГИА-9 пройдет в классическом формате и будет состоять из 3-х блоков:

  • Досрочная сессия (март-апрель);
  • Основная сессия (май-июнь);
  • Сентябрьские пересдачи (сентябрь).

Важно! В 2022 году на ОГЭ осенью можно будет пересдавать любой из предметов (и обязательные, и по выбору) при условии, что неудовлетворительный результат получен по 1 или 2 дисциплинам.

Структура КИМа

Экзаменационная работа состоит из 30 заданий:

  • 27 – с коротким ответом;
  • 3 – с развернутым ответом.

Особенности КИМа для ОГЭ по географии 2022 года

При этом 15 заданий будут базового уровня сложности, 13 – повышенного и только 2 – высокого.

  • Ответы к заданиям 1, 4, 5, 6, 11, 16–18 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа
  • Ответы к заданиям 2, 3, 7–10, 13–15, 19–27, 30 записываются в виде числа, слова (словосочетания) или последовательности цифр.
  • В задании 23 ответом может быть десятичная дробь.
  • Работа содержит 3 задания (12, 28 и 29), на которые следует дать развёрнутый ответ.

Распределение заданий по содержательным разделам курса географии будет следующим:

Оценивание

Оценивание работ на ОГЭ по географии в 2022 году будет максимально простым и понятным. Верное выполнение каждого задания с кратким ответом оценивается 1 баллом. За выполнение задания 12 с развёрнутым ответом в зависимости от полноты и правильности ответа выставляется от 0 до 2 баллов, выполнение заданий 28 и 29 с развёрнутым ответом оценивается 1 баллом.

После завершения проверки работы, все набранные экзаменуемым баллы на ОГЭ по географии суммируются и переводятся в школьную оценку по таблице соответствия, разработанной для 2022 года.

Типичные ошибки

Увы, даже имея твердую пятерку по географии, вы можете написать экзамен вовсе не на те баллы, на которые рассчитывали изначально. Какие досадные ошибки совершают девятиклассники особенно часто?

Неполный ответ

Это происходит из-за невнимательности. Бегло читая задание, не вдумываясь, вы упускаете более 30% информации. В итоге, даете совершенно неправильный ответ, хотя всё знаете. Каждое слово, каждую формулировку следует понимать буквально. В ответе также не должно содержаться слов в переносном значении. Другой момент – пустая трата времени на слишком подробные ответы: если требуется привести два примера, то их и должно быть только два.

Плохое знание карты

Поиски нужного региона или города в атласе, если вы не знаете, где они находятся, отнимают слишком много драгоценного времени. При выполнении тестовых заданий уделяйте больше внимания работе с картой. Обидно терять 10 минут на поиски Братска или Карелии, правда?

Неумение пользоваться атласом

Ответы на большинство заданий содержатся в атласах за 7-9 классы, которыми можно пользоваться на экзамене. Главное – уметь извлечь эту ценную информацию. Покупая атлас, мы рекомендуем обращать внимание на его полноту – чем больше информации, тем лучше. Заранее внимательно ознакомьтесь с ними, чтобы потом не путаться в условных обозначениях и не искать час нужную карту.


Незнание географических терминов

Количество баллов, которое вам поставят за конкретное задание, зависит от того, насколько свободно и грамотно вы оперируете специальными терминами при ответе или обходитесь бытовой логикой.

Какие еще ошибки могут подвести вас? Это, в первую очередь, неумение устанавливать логическую взаимосвязь между географическими особенностями региона и хозяйственной деятельностью человека. На втором месте неверное определение поясного времени. Третья по распространенности ошибка – незнание географических координат, проблемы с нахождением по ним географической точки на карте. Овладеть данными навыками за пару дней невозможно. Начинайте подготовку не за неделю, а как минимум осенью.

Секреты подготовки

Думаю, вы уже поняли, что ОГЭ по географии в 2022 году не так прост, как кажется на первый взгляд, но это вовсе не значит, что к экзамену нельзя подготовиться или что его невозможно сдать на 100 баллов. Если вы твердо решили сдавать именно этот предмет, то для начала откройте сайт ФИПИ и прочтите все документы, которые там представлены. Там можно найти демоверсию ОГЭ по географии 2022 года, актуальную спецификацию и кодификатор. Большую часть важной информации мы передали в данном материале, но все-таки настоятельно рекомендуем не полениться и ознакомиться с полной версией документов.

Также следуйте советам опытных педагогов:

Совет №1 – Учите карты

Чтобы успешно сдать ОГЭ по географии в 9 классе, нужно выучить и карту мира, и карту России. Как физическую, так и политическую. Вы должны не путать столицы и страны, знать, где что находится. Как ни странно, здесь часто теряют баллы. Времени на то, чтобы искать республику Татарстан 20 минут не будет, поэтому важно свободно ориентироваться на карте. Запомнить расположение гор, морей и городов поможет тренировка с контурными картами или картой-пазлом — используйте их при подготовке к ОГЭ по географии.

Совет №2 – Прорабатывайте сложности

При подготовке к ОГЭ по географии уделите внимание географической терминологии, природным процессам и явлениям, а также экономической географии и физико-географическим понятиям. Нужно анализировать графики и таблицы, уметь вычислять масштаб по карте, определять местоположение объекта по широте и долготе, строить поперечный профиль рельефа.

Совет №3 – Пишите пробники

Секрет высокого результата прост – тренироваться как можно больше в решении задач. Во время подготовки необходимо обязательно использовать те атласы, которые ученик потом возьмет на экзамен. Если готовиться по одним атласам, а на экзамен идти с другими, не будет привычного образа. В атласах каких-то изданий может не оказаться определенных карт, и школьник может растеряться. Лучшая стратегия подготовки к ОГЭ по географии — это отработка материала и решение наибольшего количества заданий по разным темам. Пишите пробные экзамены и решайте экзаменационные варианты — как можно больше. Засекайте время, которое уходит на выполнение заданий во время подготовки, чтобы точно успеть выполнить все задания на реальном экзамене.

Часто школьных уроков и подготовки к ОГЭ по географии самостоятельно бывает достаточно , ведь география считается одним из самых лёгких предметов на экзаменах в 9-ом классе. Но от ученика требуется усидчивость и самодисциплина, чтобы в одиночку разбираться в атласах и картах. Круто, если рядом есть профессионал, который всегда поможет. Если это ваш учитель – считайте, что очень повезло. В противном случае, можно обратиться к онлайн репетиторам, записаться на групповые занятия или найти персонального репетитора.

Предлагаем начать подготовку с просмотра полного разбора демоверсии ОГЭ по географии 2022 года.

№2. Страны, граничащие с Россией. Крайние точки.

Страны, граничащие с Россией: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, КНР (Китай), Монголией, КНДР (Корея), Абхазия, Южная Осетия,

по морю -Япония и США

№3. Вопросы о климате России.

Атлас 8 класс. 14-15 стр. Климатическая карта.

Летом температура воздуха увеличивается с севера на юг. Зимой уменьшается с запада на восток (чем ближе к западу – тем теплее). Количество осадков увеличивается к западу, в горах, на побережье Тихого океана.

№4 Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем; меры по защите людей от стихийных природных явлений. ЗАПОВЕДНИКИ

Атлас 8 класс стр.26-27+ стр.54-55

№5. Какой из городов находится в зоне действия циклона или антициклона.

Вопрос по синоптической карте.

В – антициклон (высокое давление) Н – циклон (низкое давление)

Находим город, который находится под воздействием В или Н.

№6. Вопрос по синоптической карте.

В каком городе возможно похолодание? (Там, куда идет холодный фронт)

В каком городе возможно потепление? (Там, куда идет теплый фронт)

Где будут выпадать осадки – там, где циклон или атмосферный фронт

№7. Определить координаты.

Если город – Атлас 7 класс – политическая карта мира. (Атлас 8 класс – города России)

Если гора, вулкан – Атлас 7 класс – физическая карта мира (Атлас 8 класс – Россия)

Координаты: например, 40 0 с.ш.; 80 0 в.д.

Широта: северная и южная Долгота: западная и восточная

№8. Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего).

Чем выше слои горных пород – тем моложе Самый молодой выше всех-наверху, самый древний –ниже всех- внизу. Смотрим и обозначаем сверху вниз.

№9. Определить расстояние по топографической карте.

1.Измеряем линейкой расстояние между объектами 2. Умножаем на величину масштаба (например 100 м)

4 см х 100 = 400 м

№10. Определить направление от одного объекта на другой. Топографическая карта

Направления могут быть: основные: С (северное), Ю (южное), З (западное), В (восточное),

Переходные: СЗ (северо-западное), СВ(северо-восточное),

ЮЗ (юго-западное), ЮВ (юго-восточное).

№11. Определить какой профиль подходит

_по высоте точек, по понижению рельефа и т.д.)

№12. Определить какой из участков подходит для: Пишем № участка и приводим

-Катания на санках, горных лыжах (1.Есть склон 2.Нет кустарников, ям)

-футбольного поля (1. Ровный рельеф 2. Нет ям, кустарника, леса)

- фруктового сада (1. Южный склон 2. Рядом дорога)

№13. Задача на расчеты

Задачи на определение доли (%). Составляем пропорцию. Целое (общее) -100%, то, что нужно найти х%.

20 – 100% х= 8 х100

Определить относительную влажность (составляем пропорцию).

Определить температуру на вершине горы.

Определить соленость (Измеряется в промилле %0, если соленость 15%0, то в литре воды растворено 15 грамм солей)

№15. Вопросы по экологии

Выпадению кислотных дождей способствует – сжигание угля, цветная металлургия

Парниковый эффект – увеличение углекислого газа (транспорт, сжигание топлива)

Смог образуется в центрах черной металлургии

Природные ресурсы

Исчерпаемые неисчерпаемые (энергия Солнца, ветра, приливов

(полезные ископаемые) (лесные, водные, почвенные, жив. мира)

№16. Задания по таблицам. Анализируем таблицы

№17. - В столице какой из перечисленных республик Солнце раньше всего по московскому времени поднимается над горизонтом?

Чем восточнее, тем раньше встает над горизонтом.

- Где угол падения солнечных лучей будет наибольшим.

Чем ближе к югу – тем угол падения солнечных лучей будет наибольшим

№18. Задания по климатограмме. Если график температур идет вверх- это северное полушарие, если график температур выгнут вниз – это южное полушарие.

№19. Расположить регионы в той последовательности, в которой они встречают Новый год

Атлас 9 класс. Административная карта. Стр. 4-5. Найти нужные регионы или города. Новый год начинается на востоке. Смотрим регионы (города) с востока на запад.

№21. В каком высказывании говорится о процессе:

Урбанизация – увеличение роли городов и городского образа жизни

Миграция – перемещение населения из одного места проживания в другое

Воспроизводство населения – процесс непрерывно смены поколений

Естественный прирост населения – разница между рождаемостью и смертностью

Режим реки – изменение уровня воды в реке по сезонам года (замерзание реки, вскрытие ледового покрова)

Отраслевая структура хозяйства России - это совокупность отраслей, удовлетворяющих однородные потребности общества и образующих единое хозяйство страны.

№22.Вопросы по графикам.

Определить по графику, таблице необходимую величину.

№23. Вопросы: определить:

Естественный прирост = Рождаемость – Смертность

Смертность = Рождаемость – Естественный прирост

Миграционный прирост = Иммиграция – Эмиграция

Миграционный прирост = Приехавшие – Уехавшие

Общий прирост населения = Миграционный прирост + Естественный прирост

Миграционный прирост = Общий прирост населения - Естественный прирост

Естественный прирост = Общий прирост населения - Миграционный прирост

Плотность населения = Численность населения

Густота сети железных дорог = Длина железнодорожных путей

Иммиграция – въезд в страну Эмиграция – выезд из страны

№24. В каком из регионов плотность населения наибольшая?

№25. Расположить города в порядке увеличения (уменьшения) численности населения.

Атлас 9 класс. Ката плотность населения, стр. 6. Смотрим города по кружочкам (пунсонам)- чем больше кружок, тем численность населения в городе больше ( и наоборот).

Города миллионеры России:

Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Омск, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Волгоград, Воронеж

№26. Вопросы по экономике России.

П-во алюминия С р-он: Кандалакша, Надвоицы. С-З р: Волхов.П-жье: Волгоград У: Краснотурьинск, Каменск-Уральский ЗапС: Новокузнецк В-С: Красноярск, Саяногорск, Братск, Шелихов

П-во меди С р-он: Мончегорск У: Красноуральск, Кировград, Ревда, Верхняя Пышма, Карабаш, Кыштым В-С: Норильск.

М-рож ж/руд С р Оленегорск, Ковдор (Череповец)Ц-Ч Михайловское, Лебединское (Старый Оскол, Липецк) У Серовское, Качканарское,Кушлинское, Нижнетагильское. З С Таштагол, Темиртау, В-С Ирбинское, Краснокаменское, Коршуновское, Рудногорское (Новокузнецк)

Выплавка стали (полный цикл)Череповец Липецк (Старый Оскол электрометаллургический) Тула Магнитогорск Челябинск Ниж.Тагил Новотроицк Серов Новокузнецк.

Энергетическое машиностроение – С-Петербург Подольск Белгород Ростов Волгодонск Барнаул Бийск Хабаровск. Комбайны Омск Новосибирск Ростов Красноярск.

ГЭС Саяно-Шушенская Красноярская Братская Усть-Илимская Богучанская Волгоградская Волжская Бурейская Чебоксарская Саратовская Зейская Нижнекамская

АЭС Курская Балаковская (Саратов) Ленинградская Калининская (Тверь) Смоленская НВоронежская Кольская Ростовская Белоярская (Сверд.обл.) Дмитровградская (Ульян.обл) \ Билибинская – АТЭЦ (Чукотка)

Азотные удобрения (природный газ – Щекино, Новомосковск, Дзержинск, Невинномысск, Великий Новгород, Россошь.

Коксовый газ – Липецк, Череповец, Кемерово.

Фосфорные – Воскресенск (месторож. Егорьевское – Моск.обл. ), Уварово, Балаково, Пермь.

Каучук – Ярославль, Воронеж, Ефремов, Омск, Нижнекамск, Тольятти.

Химические волокна – Барнаул, Клин, Серпухов, Тверь, Рязань, Красноярск, Самара, Курск.

Тракторостроение – Петрозаводск С-Петербург Владимир Чебоксары Липецк, Волгоград, Челябинск, Рубцовск (Алт.).

Троллейбус – Энгельс,

№27.Карты какого района нужно выбрать для тог, чтобы изучить территорию….

№28 Особенность хозяйства региона для размещения или строительства предприятия

№30 Определите страну (регион РФ) по краткому описанию

Животные и растения

Африка: шимпанзе, муха цеце, гепард, леопард, слон, гиена, горилла, какао. Саванна: жираф, бегемот, зебра, носорог, окати, лев, баобаб, Пустыня: алоэ, молочай, Эбеновое дерево (черная, темно-зелена древесина)

Австралия: коала, кенгуру, утконос, страус эму, вомбат, крокодил, киви. Эвкалипт, бутылочное дерево, казуарины (деревья без листьев)

Ю. Америка: муравьед, броненосец, тапир, пума, колибри, анаконда, пиранья, орангутанг, попугай ара, ленивец, тукан, кондор, страус нанду, лама, очковый медведь, пампасская кошка, пампасский олень, свиньи-пекари, капибара (водосвинка), ягуар, шиншилла, Какао, орхидеи, каучуконос гевеи, сейба (дерево) Сельва (экваториальный лес), пампа (степь), Патагония (засушливая зона в умеренном поясе)

С. Америка: Овцебык, койот (волк), скунс, опоссум, грызли (медведь), черный медведь, бизон, луговая собака.Секвойя (крупнейшее дерево) Прерии (степь)

Азия: Тигр, павлин, ирбис, дикобраз, леопард, фазан, носорог, панда (Китай) пустыня полупустыня - Тушканчик, джейран, ушастый еж (пустыня), саксаул

Степь: Дрофа, суслик, хомяк, Тайга: росомаха, бурундук, рысь, кабарга, глухарь, соболь Арктическая пустыня: песец, морж, тюлень, белый медведь, гагара, лемминг.

Антарктида: Пингвин, морской слон, морской лев, тюлень, альбатрос.

Экзаменационная работа состоит из 30 заданий: 8 заданий с выбором варианта ответа из четырёх предложенных, 19 заданий с записью последовательности цифр или слова (словосочетания) и 3 задания (12,28,29) с развернутым ответом.

Шкала перевода баллов в оценки:

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Верное выполнение каждого задания с кратким ответом оценивается 1 баллом. За выполнение заданий с развернутым ответом (12) в зависимости полноты и правильности ответа выставляется от 0 до 2 баллов, выполнение заданий 28,29 оценивается 1 баллом. Максимальный первичный балл за выполнение всей экзаменационной работы – 31.

Данный материал будет полезен для учителей в подготовке к ОГЭ по географии. Маршрутный лист содержит титульный лист, таблицу с основными направления для подготовки, сводную таблицу с номером заданий и вариантами экзаменационных работ.


Оценить 6320 0

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Маршрутный лист к урокам по математике для учащихся - готовый удобный инструмент для учителя, с помо. Подробнее.

Интересное мероприятие! Думаю каждый дошкольник хочет превратиться в настоящего исследователя. В ход. Подробнее.

Действительно, объявленные конкурсы пробуждают фантазию взрослых! И в этот увлекательный процесс вкл. Подробнее.

Интересное изложение материала для детей второй младшей группы. Подробно и плавно воспитатель от наг. Подробнее.

Очень интересное занятие! А использование нетрадиционной техники при выполнении аппликации , поможет. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Читайте также: