Описание опыта работы воспитателя детского сада

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

Краткий комментарий к статье от Ирины Владимировны:

Интересного чтения…

«Воспитывать. самая трудная вещь.

Думаешь: ну, все теперь кончилось!

Великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов.

Существует наука о воспитании – педагогика. Одни дети не поделили игрушки, другие расшалились и их надо так заинтересовать, чтобы они увлеклись делом. Всех ребят надо видеть и слышать, всеми необходимо управлять, да так, чтобы они этого не заметили. Ведь я для них воспитатель.

Педагогический труд – сложный творческий процесс. Он требует гибкости в подходе к детям, поиска новых решений, не терпит шаблона. Один день у воспитателя не похож на другой. Требуется умение, чтобы найти путь к каждой детской душе ребенка, проявить к нему заботу и внимание.

Поэтому воспитателем должны быть созданы условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.

Каждое утро, встречая детей, родителей, я дарю им свою улыбку, заряд бодрости и хорошее настроение:

Чуть утро загорается,

Как я уже в саду.

Для всех кто повстречается,

Подарочек найду. (С. Погореловский)

Для Тимошки – сказка

Для Алешки – ласка

Для Ирины – шутка

Для Зарины - прибаутка

Всем – улыбка и привет.

Ничего дороже нет.

Я стараюсь создавать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям (группа многонациональная), и социальным слоям, а также имеющими различные возможности здоровья. Малоактивным детям, для которых характерна нерешительность, скованность, стеснительность, особенно вновь пришедшим детям, уделяю особое внимание. По роду своей профессии я ответственна за каждого доверенного мне ребенка.

Тесный контакт имею и с родителями. Изо дня в день, встречая с улыбкой, провожу индивидуальные беседы, даю рекомендации, предлагаю поучаствовать в конкурсах, устраиваю выставки, привлекаю к совместной деятельности по изготовлению атрибутов для сюжетно - ролевых игр.

Родители получают подробную информацию и более полное представление об одном из важнейших форм работы воспитателя, видят, как можно заниматься с ребенком дома, так чтобы это способствовало развитию их малыша.

Я стараюсь работать так чтобы, каждый новый день не был похож на предыдущий. День был насыщен добротой, вниманием и заботой. Десять с половиной, а иногда и двенадцать часов пребывания в детском саду было наполнено максимально и с пользой для каждого малыша. Тогда жизнь детей станет содержательной, интересной, а наш детский сад вторым родным домом.

опыт работы воспитателя

Для детей детский сад становится вторым домом, потому что они фактически проводят в нем большую часть дня. Именно поэтому крайне важно, чтобы работающие с детьми представители педагогического состава имели значительный опыт в такой работе. Для этого им предстоит не просто получить соответствующее образование, но и накопить собственный практический опыт путем самообразования, повышения квалификации и использования личных и заимствованных прогрессивных педагогических наработок.

На работу впервые приходит воспитатель детского сада без опыта работы. Вчерашний выпускник, имеющий в качестве базы только теоретические знания и минимальное количество практических навыков, полученных во время прохождения практики, оказывается в реальной ситуации и перед настоящими детьми. Ему предстоит воплотить в жизнь те знания в теории, которые ему дали в среднем или высшем учебном заведении. В результате своей активной работы он сможет накопить уникальный, неповторимый опыт работы воспитателя в детском саду, который продемонстрирует его уровень как педагога и личности.

Что такое педагогический опыт

За время своей деятельности педагог и воспитатель ежедневно, ежечасно решает множество сложных проблем и вопросов. Они касаются методики преподавания, отношений к детям и их родителям, контактам с коллегами, внедрения передовых знаний и умений, использования прогрессивных принципов обучения и более приземленных вопросов, но не менее важных – причин конфликтов в группе, способов их нейтрализации, того, как заинтересовать детей обучением, как сохранить и укрепить их здоровье.

На основании того, как решаются все эти сложные задачи, и формируется опыт педагога. Кроме этого, в его личную копилку знаний обязательно идет самообразование. Этому вопросу сейчас уделяется особенно много внимания.

В свете задач и требований ФГОС каждый воспитатель должен заниматься повышением своего профессионального уровня. Для этих целей используются курсы повышения квалификации и самообразование. В последнем случае каждый педагог может почерпнуть много нового из опыта работы воспитателя детского сада с большим перечнем заслуг. Для этих целей используются презентации опыта работы воспитателя детского сада, которые позволяют получить множество новой полезной информации и использовать ее в дальнейшем в своей деятельности.

Столь же много внимания уделяется и новаторству педагога в его работе. Очень важно, чтобы такая деятельность не была формальной, например, только лишь для получения более высокой категории во время прохождения аттестации. Для этого накопленный опыт работы воспитателя и его передовые разработки и открытия полноценно оцениваются не только с точки зрения внесения свежей струи, но и со стороны практичности и эффективности применяемой методики.

Обобщение педагогического опыта

обобщение педагогического опыта

Опыт работы старшего воспитателя детского сада предполагает использование анализа. Педагог должен задавать себе вопросы, насколько эффективна его работа, для чего он использует те или иные методы, какой они дают результат, приносят ли пользу воспитанникам. Это и является анализом и обобщением опыта работы.

Представление опыта работы воспитателя детского сада требуется при прохождении аттестации или для участия в различных конкурсах. Такой документ всесторонне характеризует педагогического работника, поэтому требует вдумчивого подхода и грамотного составления.

Он оформляется по определенным правилам и содержит полную информацию по обобщению рабочего опыта воспитателя детского сада. Обобщению и следующему за этим описанию опыта может подлежать вся система или же отдельные компоненты опыта, применение которых на практике стабильно показывает положительные результаты. Это очень важно, так как указывает на тот факт, что методики и технологии, применяемые воспитателем, являются эффективными и приносят несомненную пользу для воспитанников. Такой опыт может считаться передовым, если в него включены элементы новизны, отработанные и оцененные по их результатам.

Для своих презентация педагоги выбирают темы опытов работы в детском саду, исходя из поставленных перед собой целей и способов их реализации. Например, это может быть традиционный или новаторский опыт, использование передовых здоровьесберегающих технологий, способов эффективного развития речи у воспитанников или методы полноценной работы с родителями детей.

При описании педагогического опыта воспитателю необходимо следовать таким пунктам:

  • Определить и сформулировать суть своего опыта, какую цель он преследовал и какие задачи решал.
  • Дать теоретическое и практическое описание опыта с вычленением следующих его компонентов: суть опыта, результативность, трудоемкость осуществления, возможность и условия дальнейшего освоения.
  • Описать каждую составную часть концепции, факторы успешности, способы подачи и закрепления материала, создание положительной мотивации у воспитанников, создание комфортных условий для обучения и воспитания, методы, приемы, формы, средства системы педагогической деятельности, а также применяемые педагогические технологии.

Критерии оценки педагогического опыта

  • Актуальность, то есть степень соответствия современным тенденциям развития воспитания и образования.
  • Концептуальность, которая включает в себя своеобразие и новизну опыта, а также научную и практическую обоснованность выдвигаемых педагогических принципов и подходов.
  • З. Целостность, в которую входит логическая завершенность, необходимость и достаточность материала.
  • Результативность, состоящая из ориентированности на конкретный результат, успехи и достижения воспитанников ДОУ.

Опыт работы старшего воспитателя имеет большое значение не только для работы воспитателей детского дошкольного учреждения, но и для всего функционирования ДОУ как воспитательного и образовательного центра. Методические разработки старшего воспитателя оказывают непосредственное влияние и воздействие на педагогический опыт воспитателей детского сада, что приносит пользу их воспитанникам при внедрении проверенных передовых разработок в повседневную практику воспитания и обучения в детском саду.

Сертификат слушателя вебинара

Сертификат автора статьи

Сертификат автора статьи

Диплом за участие в конкурсе

Диплом за участие в конкурсе

Сертификат участника конференции

Сертификат участника конференции

Диплом за детский конкурс

Диплом за детский конкурс

Каталог сайтов

Как правило, в большинстве дошкольных учреждений это наиболее труднореализуемый раздел методической работы с кадрами.

Изучение передового опыта может быть организовано заведующей или старшим воспитателем в любом дошкольном учреждении, даже если оно проработало 1 год, при условии, что в коллективе имеются хотя бы несколько опытных педагогов. Изучение опыта не может быть спонтанным. Оно строится исходя из выявленных в ходе контроля высоких показателей тех или иных видах работы, а также из актуальности проблем, стоящих перед данным педагогическим коллективом. Например, предстоит работа по новой годовой задачи, поставлена новая проблема – интеграция образования и т.д., поэтому необходимо заранее выявить, что положительного уже наработано в коллективе.

Если в процессе изучения работы были отмечены высокие результаты в реализации Программы по какому-то разделу, значительные достижения в воспитании и обучении дошкольников или в своей диагностической анкете педагог указал, что может поделиться опытом по какой-либо проблеме, старший воспитатель намечает график посещений для изучения опыта работы данного педагога, чтобы убедиться, что эти успехи являются результатом определённой системы использования интересных, эффективных приёмов, то есть эти положительные результаты неслучайны и стабильны.

Однако недостаточно только выявить положительный опыт и этим ограничиться. Необходимо также планомерно, целенаправленно его создавать, исходя из запросов практики и актуальности задач. Если в дошкольном учреждении не выявлен необходимый опыт, его следует создать, и прежде всего, по проблемам, определённым образовательной программой в перспективе на несколько лет.

Начиная работу по созданию опыта, следует чётко сформулировать тему и поставить перед педагогом или всем коллективом группы задачу о накоплении опыта. Целесообразно предложить педагогу составить характеристику группы исходя из темы опыта (знания, умения, навыки детей, их отношение к проблеме и т.д.). На основе анализа результатов составить перспективный план работы, в котором определить условия, которые нужно создать, содержание, методику и формы работы – занятия, беседы и т.д.

Предлагаем структуру создания опыта по некоторым темам на примере одного месяца. Разработав перспективный план на весь год и реализовав его, педагог сможет в конце года проанализировать и описать свой опыт. Роль старшего воспитателя – помочь ему в подборе иллюстративного материала, сделать фотографии или видеозаписи и, конечно, помочь в обобщении и распространении опыта.

Формы работы Содержание
Работа над словом Работа над предложением
Сентябрь
Занятия по развитию речи
Занятия по ознакомлению с окружающим
Другие занятия
Дидактические игры
Дидактические упражнения
Индивидуальная работа
Другие формы работы
Октябрь
Формы работы Содержание
Сентябрь
Фронтальные занятия
Часть других занятий по ознакомлению с окружающим
Часть занятия по другим разделам
Экскурсии, целевые прогулки
Беседы
Рисование, лепка, аппликация, ручной труд
Чтение художественной литературы
Аудиовизуальные средства
Развивающие игры
Творческие игры
Праздники и развлечения
Другие формы работы
Октябрь
Формы работы Содержание
Живопись Графика Архитектура
Сентябрь
Фронтальные занятия
Часть других занятий по ознакомлению с окружающим
Часть занятия по другим разделам
Экскурсии, целевые прогулки
Беседы
Рисование, лепка, аппликация, ручной труд
Чтение художественной литературы
Аудиовизуальные средства
Развивающие игры
Творческие игры
Праздники и развлечения
Другие формы работы
Октябрь
Формы работы Содержание
Сентябрь
Фронтальные занятия
Использование ТСО
Часть занятия по другим разделам Программы
Экскурсии, целевые прогулки
Беседы
Рассматривание иллюстраций
Чтение художественной литературы
Использование компьютерных технологий
Дидактические игры
Продуктивная деятельность
Работа с родителями
Творческие игры
Праздники и развлечения
Другие формы работы
Октябрь

В течение года необходимы систематическое наблюдение за работой педагога, оказание помощи в анализе результатов, подборе материалов, отражающих опыт (аудио- и видеозаписи, фотографии и пр.).

Получив положительные результаты проделанной работы, следует определить пути распространения опыта. Это может быть выступление на педсовете, представление практических материалов, конспектов, перспективных планов, показ отдельных приёмов или системы работы.

Обобщение передового педагогического опыта – неотъемлемая часть методической работы. Оно предполагает описание содержания работы по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приёмов, подходов, форм организации работы, убедительно свидетельствующих о том, почему данные методы и приёмы являются оптимальными.

Одна из самых сложных форм обобщения материала – это письменный доклад на педсовете. Но существуют и другие, более простые формы обобщения опыта. Например: Показ работы, открытый просмотр. Педагогам предлагается посмотреть приёмы, формы организации детей, которые стали для данного воспитателя устоявшейся нормой, проверенным способом достижения высоких результатов.

Воспитатель может выступить на педсовете, семинаре, консультации с рассказом об опыте, где непосредственно в живом изложении поделится концентрированной информацией, приведёт примеры, обозначит проблемы, причины, по которым могут возникнуть трудности в овладении технологией опыта.

Наиболее сложной формой обобщения опыта является его описание. Оно предполагает более глубокий уровень обобщения, раскрывает систему работы, истоки опыта и пути его становления.

Примерная схема описания опыта

Практика показывает, что наиболее часто встречающимися ошибками при описании опыта являются:

Определив, что созданный или выявленный опыт является интересным и новым для данного педагогического коллектива, старший воспитатель организует работу по его распространению.

Формы представления опыта:

Внедрение передового опыта также может быть организовано в любом учреждении независимо от качественного состава кадров, так как использование опыта коллег своего или другого дошкольного учреждения может существенно улучшить работу данного педагога и коллектива в целом. Поэтому в дошкольном учреждении должна быть информация об имеющемся опыте в округе, городе, стране, за рубежом. Эту информацию можно сообщить на педсовете, представить на выставке в методическом кабинете с рекомендациями по внедрению опыта.

С воспитателями, которые будут внедрять опыт, составляется план работы, включающий изучение данного передового опыта, изучение теории вопроса и составление перспективного плана внедрения опыта, то есть определение форм и видов работы, которые будет использовать воспитатель.

Для систематизации работы по передовому опыту целесообразно составить перспективный план

Условные обозначения:
С – создание опыта.
И – изучение опыта
О – обобщение опыта.
Р – распространение опыта.
В – внедрение.

Читайте также: