Описание огород на окне

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 18.09.2024

Автор: Ткаченко Татьяна Митрофановна

Населенный пункт: Белгородская область, Алексеевский р-н. с. Советское

Слайд 3 С утверждением ФГОС ДО к требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования данная деятельность дошкольников вышла на новый этап развития. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования определено:

-ребенок склонен экспериментировать, наблюдать;

-ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, проявляет любознательность;

-ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

Задача подготовки ребенка к школе заключается в формировании умений действовать самостоятельно, проявлять любознательность, творческую активность и др. Именно в детском возрасте начинают закладываться позитивные чувства к природе и природным явлениям. Открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека.

В нашем детском саду, как элементу исследовательской деятельности, большое внимание уделяется мини- огороду на окне. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними. У детей формируется наблюдательность, понимание причинно- следственных связей, способность самостоятельно мыслить. Они способны анализировать, сравнивать, обобщать увиденное, понимать простейшие закономерности.

Слайд 4 Мир природы невозможно познать по картинке. Для того чтобы ребенок научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить его в соответствующую атмосферу.

Можно выделить несколько типов огорода:



Если проявить фантазию и оформить мини-огород на окне, как на настоящем огороде (домик, забор, колодец, с ведерком для полива, садовый инструмент, грядки ), то сказка тесно переплетется с реальностью.

Растения, выросшие на окне – это живые существа, с которыми сталкивается современный ребенок, придя в детский сад. Они не умеют разговаривать, но способны отвечать на заботу.

Через беседы, наблюдения пришли к выводу, что проживая в сельской местности, многие дети даже не представляют, как можно вырастить растения, ухаживать за ними.

Ведь приятно подать зимой или весной блюдо к столу, украшенное зелеными веточками петрушки, укропа или лука. Ведь это красиво, вкусно, и полезно для здоровья детей.

Слайд 5 Цель – создание условий для развития у дошкольников познавательных интересов, потребности в самостоятельной опытно – экспериментальной деятельности, через организацию огорода на окне.

Задачи:

  • поддерживать интерес к растениям, желание наблюдать, выращивать и ухаживать за ними;
  • углублять и расширять знания о растениях (название, внешний вид, части растения, условия для их роста, способы размножения);
  • побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию;
  • развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать, делать выводы, доказательно строить суждения;
  • формировать навыки безопасного поведения, ценностное отношение к здоровому образу жизни;
  • воспитывать желание участвовать в труде, проявлять сочувствие ко всему живому.

Слайд 6 Формы организации работы

  • непосредственно-образовательная деятельность;
  • экскурсии на огород в весенне-осенний период на участке детского сада;
  • практическая деятельность в огороде на окне (уход за растениями);
  • элементарная поисковая деятельность;
  • проведение викторин, праздников;
  • выпуск оздоровительных рецептов;
  • ведение календарей природы;
  • выставки овощных культур;
  • конкурс детских плакатов, рисунков, сказок, загадок.

Можно оформить альбом с результатами опытов.

Слайд11 Для организации опытов, экспериментов в группах должна быть оборудована мини-лаборатория, в которой находятся приборы “помощники”:

  • лабораторная посуда, весы, песочные часы;
  • объекты живой и неживой природы;
  • емкости для экспериментов разных объемов и форм;
  • природный материал: глина, песок, земля, мох, семена, опилки;
  • утилизированный материал: целлофановые мешочки, ткань, пробки, пипетки, колбы, мерные ложки, груши, шприцы без игл, лупы, сито, свечи.

В ходе опытно -экспериментальной деятельности ребенок стремится занять активную позицию, проявляет познавательный интерес, сам находит ответы на вопросы. На практике, ребенок обнаруживает все новые и новые свойства растений, их сходства и различие, связи и отношения, получая новые навыки проведения. Учится ставить перед собой задачи и успешно их решает.

Слайд12 В организации и проведении опытов, можно выделить следующие этапы:

Слайд13 Познавательная задача эксперимента должна быть ясно и четко сформулирована. Её решение требует анализа соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта, дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам, у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты для осознания причинно-следственных связей.

Чтобы установить, почему семя кабачка проросло быстрее, чем семена фасоли, дети изучали, рассматривали их с помощью лупы, ощупывали. В результате, установили: оболочка семени фасоли твердая, гладкая, разламывается пополам под воздействием силы, а у кабачка оболочка тонкая, хрупкая, при внешнем воздействии быстро разрушается. Следовательно, под воздействием сырой почвы и тепла, семя кабачка сможет быстрее прорасти.

В процессе проведения опытно – экспериментальной деятельности, развиваем в детях экологическую грамотность, воспитываем активную природоохранную позицию. Так, посадив луковицы в специальный контейнер в разные почвы песок и землю, дети наблюдают за развитием и ростом растения. Где появились всходы быстрее и почему? Какое влияние на развитие растений оказывает человек? Зависит ли рост от погодных условий? Результаты наблюдений заносят в календарь, отмечают, зарисовывают день появления ростка и его изменение. Схемы-символы помогают детям ухаживать за растением, правильно поливать.

Слайд14 Для формирования здорового образа жизни у детей, мы организовывали посадку лука на окне. Наблюдали за луковицами, посаженными в воду и без воды. Где появятся быстрее зелёные перышки. В ходе деятельности закрепили знания о строении луковицы, условиях, необходимых для роста.

В ходе наблюдения использовали различные формы восприятия – зрительную, слуховую и обоняние.

В процессе выращивая и ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают через лупу, определяют условия, необходимые для роста и развития, изучают правила ухода и потребности растений. При организации наблюдений за ростом растений, используем дневник наблюдения (схемы), модели, обозначающие действия, с помочью которых можно правильно осуществлять уход за растениями, фиксировать этапы опытов, собирать информацию о растениях.

Данная деятельность способствует бережному и заботливому отношению к природе. Происходящие изменения – быстрые, наглядные, яркие.

Слайд15 В результате данной деятельности у детей:

  • сформированы представления о внешнем виде, строении растений, жизненно важных условиях произрастания: потребность во влаге, свете, тепле;
  • овладели навыками трудового процесса: посадка, рыхление, полив овощных культур (лука, чеснок, фасоль, помидор, огурец);
  • при минимальной помощи воспитателя и самостоятельно с опорой на схемы модели умеют отбирать инструменты и материалы для работы, выделять компоненты трудового процесса, убирать рабочее место;
  • имеют общее представление о значении употребления овощных культур круглый год, для формирования здорового образа жизни человека;
  • отражают в речи результаты наблюдений, сравнений; используют слова характеризующие особенности внешнего вида свойств и качеств растений; трудовых процессов - сыпучий, сочный, пупырчатый, колючий, изящный, крупный, рыхлая, сырой; обследовательских действий - надавить, сжать, взвесить, посмотреть в лупу, погладить, опустить в воду;
  • в процессе поисковой - исследовательской деятельности проявляют любознательность; задают разнообразные вопросы “почему?”, “зачем?”, “откуда?”; устанавливают связи между ростом растений и потребностью в различных условиях; используют обследовательские действия, анализируют, делают выводы, фиксируют результаты;
  • проявляют заботу, сочувствие, желание оказывать помощь зимующим птицам, через выращивание культуры овса;
  • передают свои впечатления, знания в различных видах художественно-творческой деятельности.

В результате проведенной работы с детьми мы сделали вывод, что уровень интереса у детей к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Дети стали различать растения, познакомились с их характерными особенностями, научились ухаживать за ними. В дальнейшем необходимо более тесно знакомить ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность и тогда ребенок проявит интерес к познавательно- исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.

Вид, тип проекта: групповой, среднесрочный, информационно-экспериментальный.

Продолжительность проекта: С 21 апреля по 26 мая.

  • Воспитанники старшей группы № 9, родители детей,
  • воспитатель, логопед-дефектолог группы.

Возраст детей: 5-6 лет.

Описание проекта

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:

Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

Ограниченные речевые возможности.

Низкий уровень включённости родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Цель: Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.

Помидоры на подоконнике

Помидоры на подоконнике

В зимнее время очень хочется свежей зелени, овощей и фруктов.

Современные технологии позволяют сделать возможным даже для начинающих организовать огород на подоконнике зимой.

Для начинающих есть масса практических советов от профессионалов и любителей домашнего рассадника.

Изучив правильный подход, можно круглый год баловать себя сочными овощами и зеленью, не выходя из дому.

Организация огорода на подоконнике

Чтобы создать домашний небольшой огород на окне зимой, понадобится тщательная подготовка:

  • Пластиковые контейнеры (подойдут обрезанные бутылки, стаканы) или цветочные горшки.
  • Полиэтилен, чтобы организовать мини-парник.
  • Качественный грунт и удобрения, которые предназначены для овощей и зелени.
  • УФ-лампы, для создания дневного света.
  • Термометр, чтобы контролировать температурный режим домашнего огорода.
  • Небольшая леечка, для полива огорода.

Грунт можно приобрести в любом специализированном магазине садовода. Затем им нужно наполнить заготовленные контейнеры и полить, чтоб земля промокла. Затем садятся семена или рассада. В случае семенной посадки, контейнеры необходимо поместить в теплое место и накрыть пленкой, для создания парникового эффекта, пока культуры не начнут прорастать.

Только ростки появятся, полиэтилен нужно снять, для обеспечения циркуляции воздуха и перенести их на подоконник, где к растениям будет доступ дневного света.

Залогом качественных растений и удачного домашнего урожая является своевременный полив, подпитка удобрениями и доступ к дневному свету. Так как естественного света мало в зимнее время, понадобится дневная лампа.

Если нет желания сажать семена, можно приобрести уже проросшие культуры в магазине и просто их пересадить дома в контейнеры.

Выращивание зелени

Зелень является не только вкусовой приправой для многих блюд, но и источником витаминов, которые необходимы каждому организму, особенно зимой. На подоконнике можно выращивать абсолютно любой вид зелени.

Рассмотрим самые популярные растения, которые очень просто посадить в домашних условиях.

Лук на перо зимой

Лук на перо зимой

Зеленый лук, наверное, растет на подоконнике в 9 из 10 квартир.

Для мини-грядки на подоконнике это самый идеальный вариант зелени, который не требует особого ухода, растет очень быстро, и является неотъемлемой частью многих кулинарных блюд.

В качестве основы, для выращивания зеленого лука берется обычный репчатый.

Его можно сажать как в грунт, так и просто в воду, чтобы он пускал корни.

Главное в воду не погружать полностью луковицу, так как она быстро сгниет, а ориентироваться так, чтобы во влаге находился лишь корень.

Плоды меньшего размера портятся быстрее, но зелень дают сочную и нежную. Те, что крупнее, дольше предоставляют урожай, но перо будет грубее и острее на вкус.

Экономия пространства

Экономия пространства

При посадке в землю, нужен специальный гидрогель, который обеспечит луковице необходимый уровень влаги.

Для домашнего огорода прекрасно подойдет контейнер на 10-15 головок, или можно обрезать сверху канистру или пластиковую емкость (5 литров) и получить прекрасных две вертикальных емкости для лука.

Не нужно засаживать сразу все. Достаточно посадить 7-10 головок, через 2 недели еще столько же и так далее.

Таким образом, можно себя обеспечивать зеленью лука круглый год бесперебойно, и не загромождая все подоконники.

Кресс-салат

Кресс-салат, как и зеленый лук не прихотлив и не требует массу внимания на комнатной грядке. Он очень быстро растет, что немаловажно для домашнего подоконника, уже через 2 недели после посадки можно наслаждаться зеленью.

Кроме вкуса, этот вид салата обладает множеством полезных свойств для организма:

  • улучшает кровообращение
  • нормализует артериальное давление
  • способствует выработке гемоглобина
  • насыщает организм витаминами А, В, С, Е

Кресс не требует особенного освещения или температурного режима. Для него прекрасная среда считается от +15 градусов и выше. Главное его все время поливать, так как от недостатка влаги растение гибнет. Для постоянного урожая зелени, порции семян рекомендовано высаживать раз в неделю.

Листовой салат

Сочная зелень салата

Сочная зелень салата

По мнению специалистов, для огорода на подоконнике идеально подходят два вида листового салата: Лолло-Росса и Лолла-Бионда.

Но эти растения, в отличие от лука или кресс, требуют дополнительного освещения.

Чтобы листья получились сочными и мягкими, важно придерживаться нейтральной влаги, засуха или чрезмерный полив приведет к горечи.

Когда семена начнут всходить, важно их прорвать на расстоянии 1-1,5 сантиметра.

Когда растения окрепнут, дистанцию между ними нужно увеличить до 4 сантиметров. В тесноте салат ослабнет и н даст сочных плодовых листьев.

Учитывая компактность и миниатюрность огорода, не стоит ждать, пока листья вырастут до полноценных размеров. Можно лакомиться молодыми листочками, вовремя обрезая их и давая возможность появлению новых листов.

Петрушка

Этот вид зелени относится к одним из самых не привередливых и быстрорастущих. Сажать петрушку можно несколькими способами:

  • Посев семян. В емкость с увлажненным и удобренным грунтов сеются семена, предварительно вымоченные в Гуме. Затем сверху прикрываются слоем земли и ставятся в теплое место для прорастания. С появлением зелени, ее можно переставлять на подоконник. При такой посадке нужно знать, что семена петрушки прорастают очень медленно.
  • Посадка выгонки – заготовленных заранее корешков. Этот вариант немного проще, так как семена сеять не потребуется. В увлажненную землю сажаются корешки среднего размера. В качестве емкости прекрасно подойдет пластмассовый ящик, контейнер или цветочный горшок.

Петрушка не требует особого полива или освещения. Достаточно увлажнять грунт, по мере необходимости. В прореживании это растение также не нуждается.

Лук-шнитт

Как показывает практика, с одного плода можно получить два урожая, после чего растение портится. Следовательно, подготовить на зиму нужно несколько контейнеров.

Заливать водой шнитт не нужно, но и допускать пересыхание грунта тоже не стоит. При сухости перья становятся горькими, и образуются цветоносы. Для качественного урожая, перед посадкой в грунт рекомендуется добавить гидрогель.

Базилик

Цветочные горшки с базиликом

Цветочные горшки с базиликом

Базилик высаживается черенкованием или сеется семенами.

И в первом, и во втором случае получается отменный урожай.

При температуре от +18 и выше, семена всходят на 6й-7й день.

Черенки пускаю корни от 10 до 15 суток.

В случае с базиликом, лучше воспользоваться методом посева.

Поливать нужно базилик по мере необходимости, не допуская пересыхания грунта. Что касается освещения – вполне достаточно естественного светового режима в зимнюю пору.

Мяту проще всего вырастить на подоконнике, так как она не капризна ни к свету, ни к влаге, ни к качеству грунта. Различные виды прекрасно уживаются между собой, даже если в один горшок посадить мятное ассорти.

Семенами сеять мяту в домашних условиях не рекомендуется – это слишком долго. Лучше купить саженцы с корешками в магазине или на рынке. Приживается мята до 12 – 14 дней, и потом начинает быстро расти, распространяя по квартире невероятный аромат.

Розмарин

На дно емкости с грунтом нужно положить дренаж. Розмарин любит свежий воздух, но боится сквозняка. Особых указаний к поливу этого растения нет, но нужно время от времени сбрызгивать листочки водой.

Выращивание овощей

Кроме зелени можно выращивать овощи на огороде на подоконнике зимой. Для начинающих, освещение должно быть максимально качественным, чтоб не возникло проблем с растениями. Те, кто уже ране практиковал выращивание культур, уже по собственному опыту знают, для какого овоща, какой свет необходим.

Огурцы

Кажется, что выращивание огурцов в квартире – это нереально. При правильном подходе и грамотном уходе все реально! Огурцы не очень прихотливы, поэтому и в декабре и в марте можно насладиться свежим салатом.

Преимущества посадки огурцов на подоконнике:

  • это не сложно, даже начинающий с легкостью справится с этой задачей
  • уде через полтора месяца после посадки можно наслаждаться сочными и полезными плодами
  • круглый год можно обеспечить стол вкусными свежими салатами

Прежде чем разводить в квартире огурцы, важно знать, что не все сорта для этого подойдут. Лучше отдать предпочтение самоопыляемым, кустовым и теневыносливым. Для этого подойдут следующие сорта:

  • Легенда F1
  • Маринда F1
  • Конни F1
  • Дебют
  • Атлет
  • Вавилон
  • Клавдия F1

Новичкам рекомендуется выбрать сорт из списка, тогда урожай гарантирован.

Для огурцов нужно создать благоприятные условия, чтобы растение быстро насыщалось витаминами и в скором времени дало плоды:

  • Свет. Огурцы светолюбивы, поэтому естественного освещения им будет недостаточно. Необходимо приобрести лампы дневного света, чтобы освещать растение, когда на улице темнеет, или пасмурная погода.
  • Тепло. Для этих растений важно обеспечить режим от +20 до +24 градусов. При меньшей температуре плоды будут долго созревать и не получатся сочными и хрустящими.
  • Влага. Огурцы не переносят засухи ни в огороде, ни на подоконнике. Необходимо строго следить за увлажнением почвы.

Кустовые гибриды лучше высаживать в пластиковый контейнер или цветочный горшок (большой). Сажается сразу рассада. Ее можно купить, или заранее подготовить, еще с осени.

О том, как выращивать огурцы и помидоры на подоконнике, можно посмотреть на видео:

Помидоры

Томат на подоконнике – мечта каждой хозяйки. Кустовые комнатные помидоры не прихотливы к влаге и температуре. Поливать их нужно по мере высыхания почве и придерживать температуру от +17 до +24 градусов. Комнату, где находятся помидоры можно проветривать, так как в отличие от огурцов они не боятся сквозняков. Для домашнего огорода лучше всего подойдет рассада следующих сортов:

  • Балконное чудо
  • Комнатный сюрприз
  • Бетта
  • Бансай
  • Черри
  • Флорида
  • Талисма

Как правило, на семенах указывается, что данный сорт подходит для выращивания в квартире.

Чтобы куст помидора был красивым и ровным, а плоды спели равномерно, то рекомендовано ежедневно поворачивать горшок с помидором к окну разными сторонами.

Перец сладкий

Болгарский перец

Болгарский перец

Болгарский перец один из самых простых овощей для выращивания в домашних условиях.

Он не требует специального обогрева или освещения.

Но первые плоды появляются месяцев через 6 после того, как всходит семя.

То есть, чтобы обеспечить себя перчиками, можно сажать несколько кустиков каждый месяц, что в результате даст бесперебойный урожай.

Сорта комнатного предназначения:

  • Патио-Иво – ярко желтые сочные плоды
  • Юпитер Ф1 – дает красные и зеленые мясистые перцы
  • Ода – один из самых урожайных сортов сладкого перца

Обязательно время от времени вспушивать землю около перца. Когда росток уже станет достаточно высоким, его нужно подвязать. Важно обрабатывать перец от паразитов и тли.

Лучше оградить сладкий перец от комнатного горького. Иначе может произойти гибридное опыление, в результате чего испортятся оба сорта.

Перец острый

  • Кармен
  • Пупсик
  • Украинский комнатный
  • Змей Горыныч
  • Бабье лето

Самым важным условиям для острого перца является качественная почва. Растение любит удобрения, рыхлый грунт. Что касается света, то 4 часа в сутки будет достаточно, но это не значит, что при возможности его нужно лишать освещения.

Как собирать урожай

Урожай с подоконника

Урожай с подоконника

В домашнем огороде очень важно правильно собрать урожай, чтобы не повредить растение.

Как ни крути, все равно на подоконнике невозможно создать такие же комфортные условия, как в саду или на грядке.

Итак, зелень ни в коем случае нельзя срывать.

Петрушка, укроп или базилик аккуратно срезается пучком.

Лук и листья салата можно срезать ножницами, чтоб ножом не повредить остальные стебли.

Главное не повредить розетку, чтобы растение продолжило плодоносить.

Что касается овощей, так же нужно плоды срезать очень аккуратно, чтобы не нанести вред стеблю, листочкам и недозревшим плодам.

В завершение хотелось бы отметить, что круглогодичный огород в домашних условиях вполне возможен. Для этого нужно просто запастись терпением, во время поливать и удобрять растения. Вовсе не обязательно быть садоводом с многолетнем стажем. Организовать огород на подоконнике зимой для начинающих (фото) не сложно. Главное обеспечить освещение и температуру не ниже +17-18 градусов.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данного проекта является – расширить представление детей об окружающем мире, об овощных культурах и сформировать первоначальное представление о, их выращивание в комнатных условиях.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Воспитатели:

Старченко Елена Анатольевна

Кальченко Олеся Сергеевна

г. Переславль-Залесский

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор: Старченко Елена Анатольевна, воспитатель МОУ ОШ № 3 г. Переславль-Залесский. Кальченко Олеся Сергеевна, воспитатель МОУ ОШ №3 г. Переславль-Залесский.

Цель: данного проекта является – расширить представление детей об окружающем мире, об овощных культурах и сформировать первоначальное представление о, их выращивание в комнатных условиях.

1. Расширить и обогащать знания и представления детей о культурных и дикорастущих растениях.

2. Расширить знания детей о том, как создать мини-огород;

3. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (перец, лук, цветы, огурцы).

4. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

5. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

6. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.

7. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)

8. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

9. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

10.Развивать познавательные и творческие способности.

Виды деятельности: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

Тип проекта: исследовательский, обучающий.

Продолжительность: 2 месяца.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители детей.

Актуальность проекта:

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни. В процессе систематического ухода за растениями формируются определенные трудовые навыки у детей, дошкольников приучают внимательно относиться к живой природе и заботиться о растениях.

Перспективное планирование:

Определение цели и задач проекта.

Сбор информационного материала необходимого для реализации проекта.

Составление плана работы над проектом.

Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.

Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.

Изготовить с детьми таблички - указатели с названиями растений для наших грядок.

Сбор художественной литературы стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки об овощах, о цветах и о труде.

Взаимодействие с семьей. Сбор семян, необходимых для посадки. Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.

- наблюдение и экспериментирование с семенами и растениями;

- рассматривание иллюстраций растений и их семян;

- чтение рассказов и стихов, отгадывание загадок, разучивание поговорок, пословиц с детьми об овощах, о цветах, о труде.

- высадка рассады с детьми;

- итоговая беседа с детьми.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Творческое название проекта

Огород на подоконнике

(по доминирующему методу)

По характеру содержания

Включает ребенка и его семью

По характеру участия ребенка в проекте

Участник от зарождения идеи до получения результата

Осуществляется внутри одной возрастной группы; в контакте с семьей

Старший дошкольный возраст

Краткосрочный (2 месяца)

Образовательная область программы

Группа детского сада, участок детского сада.

1) В дошкольном возрасте происходит формирование исследовательской, поисковой активности.

2) Любознательность, новые впечатления, стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, важнейшие черты детского поведения.

3)У детей не сформированы представления о труде, об опытно – исследовательской деятельности.

4)В ДОУ отсутствуют условия для обобщения материала по формированию у старших дошкольников навыков экспериментирования и исследования.

5)Родители недооценивают значимость труда детей, исследовательской деятельности, не четко сформированы представления детей о растениях сада и огорода.

Детей необходимо приобщать к опытно – исследовательской деятельности, прививать любовь к труду, уходу за растениями. Приучать внимательно относится к живой природе и заботится о растениях.

Данного проекта является – расширить представление детей об окружающем мире, об овощных культурах и сформировать первоначальное представление о, их выращивание в комнатных условиях.

1. Расширить и обогащать знания и представления детей о культурных и дикорастущих растениях.

2. Расширить знания детей о том, как создать мини-огород;

3. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (перец, лук, цветы, огурцы).

4. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

5. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

6. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.

7. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений(полив, взрыхление, прополка сорняков)

8. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

9. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

10.Развивать познавательные и творческие способности.

Этапы реализации проекта

1 этап – организационно - диагностический (апрель, 2 недели)

2 этап - формирующий (апрель – май, 5 недели)

3 этап - обобщающий (май, 1 неделя)

1)Организованы выставки творческих работ детей в группе детского сада.

2)Повысилось качество образовательного процесса, процесс обучения стал более увлекательным, эмоционально-насыщенным.

3)Создана методическая копилка по данной проблеме.

4)Повысился уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей. Возросла уверенность родителей в их педагогических возможностях.

Этапы реализации проекта.

Этапы проекта

Мероприятия

Ответственные

Сроки реализации

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования, составление плана, разработка конспекта занятий.

Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Сбор семян необходимых для посадки, изготовление табличек

Сформировать первоначальное представление о растениях и выращивание их в комнатных условиях.

Ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных (по взаимоотношениям с человеком), познакомить с интересными представителями мира растений.

Сюжетно - ролевые игры:

Сформировать понятие у детей, что такое огород и способы ухода за ним.

Развивать социальные навыки детей.

Закрепить представление об огородных растениях, активизировать названия овощей. Развивать речевой слух.

Физическое развитие ребенка и формирование его эмоциональной сферы.

Учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.

Беседы с детьми:

«Что необходимо для

Дать понять представление о культурном растении - репчатом луке и его пользы для организма.

Развивать интерес к жизни растений; уточнить представления об условиях, необходимых для жизни растений

Посадка лука, гороха, огурцов, перца и бархатцев.

Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.

Опыт – наблюдение за ростом лука, гороха, огурцов, перца и бархатцев.

Опыт - наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, горошка, огурца, перца и бархатцев.

Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло).

Рассматривание семян через лупу.

Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам.

Труд в уголке природы.

Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла)

Закрепление умения детей передавать в рисунке форму, цвет и характерные особенности овощей, развитие творческого воображения.

Продолжать знакомить с названиями овощей, закреплять разнообразные приемы вырезания.

Ознакомление детей с различными видами грибов и ягод, научить различать среди них съедобные и ядовитые.

Ознакомление детей с овощами и фруктами, различными видами орехов, а так - же со съедобными и ядовитыми ягодами и грибами.

Ознакомление детей с названиями фруктов, овощей и ягод, различать их цвету и форме.

«Мы капусту рубим,

Развитие мелкой моторики рук, закрепление названия овощей.

Чтение рассказов и стихов, отгадывание загадок, разучивание поговорок, пословиц с детьми об овощах, о цветах, о труде.

Развитие у детей внимания, памяти, мышления. Закрепить представление детей об овощах, цветах, труде и правилах ухода за растениями.

Подготовить клумбы к высадке рассады цветов, формировать интерес к результату своего труда. Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на подоконнике в огород на участке сада.

Высадка рассады с

в огород и на клумбы.

Создание грядки и клумбы на участке детского сада, приобщение к труду и опытно – исследовательской деятельности.

оформление материалов проекта

в виде презентации.

Подведение итогов проекта.

Огород на окне в домашних условиях способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в развитии детей. Поэтому для детей раннего возраста целесообразно высаживать более крупные семена.

Рекомендуем родителям выращивать растения разными способами, создавая для них разные условия: для одной — тепло, воду, свет; для другой — тепло, воду, темноту; для третьей — холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука, с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, родители достигают многого — на конкретном примере убеждают детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.

Родителям предлагается выбрать для посадки: лук-репку, дольки чеснока, семена кабачка, сельдерея, петрушки. Все, что прорастет, нужно использовать как витаминную добавку к обеду. Родителям вместе с детьми рекомендуется вести дневник наблюдений, в котором фиксировать изменение роста растений.

Следует помнить, что трудовая деятельность для дошкольника ещё не основная. Взрослые лишь приобщают его к посильному соучастию в семейном труде. В дошкольном возрасте труд-это, прежде всего средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за выполнение поручения, за получаемый результат, обязанность, целеустремлённость. Уход за растениями чрезвычайно важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние живых существ.

Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, дети наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный познавательный материал.

Читайте также: