Описание книжного уголка в детском саду
Обновлено: 02.07.2024
Автор: Боброва Наталья Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ягодка"
Населённый пункт: г.Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Формирование книжного уголка в группе детского сада"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов на тему: "Формирование книжного уголка в
группе детского сада"
21 век – это век информационных технологий, информационного прорыва.
забываем о ценностях жизни.
Многим родителям сейчас легче включить мультфильмы, хотя не все можно показывать детям,
включить какую-либо компьютерную игру (в лучшем случае это будет развивающая игра), чем
посидеть с ребенком, поиграть, погулять, поговорить с ним, почитать сказку.
Важно понять и донести до родителей, что художественная литература - одно из важнейших
средств всестороннего развития личности дошкольника.
рамки личных наблюдений, открывает перед ним социальную действительность: рассказывает
о труде и жизни людей, о больших делах и подвигах, о событиях из мира детских игр, забав и
произведение, обостряет чувства и мысли, воздействует, возбуждает и воспитывает.
книжные уголки в группах.
Цели создания книжного уголка в нашей группе:
-удовлетворение разнообразных литературных интересов детей;
-формирование у дошкольников интереса и любви к художественной литературе;
индивидуальными особенностями детей;
-приобщение детей к изобразительному искусству, учиться видеть и понимать графические
способы передачи литературного содержания;
- прививать навыки культуры общения и обращения с книгой.
Основная часть
индивидуальный вкус и творчество .Однако педагоги должны придерживаться основного
принципа при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов
детей и главных условий, которые должны быть соблюдены, - это удобство и доступность.
В своей группе мы стараемся, чтобы все уголки, в том числе и книжный был уютным,
привлекательным, чтобы ребенок мог неторопливо, сосредоточенно общаться с книгой. Уголок
книги по возможности располагаем вдали от мест игр детей, вблизи окна.
В книжном уголке книги должны соответствовать возрастным особенностям детей.
Каждый из детей старшего дошкольного возраста должен найти книгу по своему желанию и
вкусу. Поэтому в книжном уголке помещаем одновременно 10-12 разных книг.
В книжный уголок помещаем материал на различную тематику, чтобы каждый ребёнок мог
найти занятие по своему желанию и вкусу:
-произведения о Родине, войне, направленные на формирование гражданских черт личности
ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью;
-познавательная литература о жизни природы, о истории происхождения различных вещей и
-приключения, стихи, юмористические произведения;
-2-3 сказочных произведения;
-книги на школьную тематику;
-книги, которые дети принесли из дома;
-тематические альбомы для рассматривания, составленные из отдельных открыток и рисунков;
-иллюстрации художников к книгам;
-портреты известных детских писателей, поэтов.
Дети учатся совместно рассматривать книгу и обсуждать её содержание; воспринимать книгу
в единстве словесного и изобразительного искусства; тёплому и доверительному характеру
К организации книжного уголка предъявляется ряд требований:
удобное расположение - спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и
хорошая освещенность, чтобы дети не портили зрение;
периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты);
связь с воспитательно-образовательной работой;
книги выбираются с учетом интересов детей, их знаний о творчестве писателей, юбилейных
дат, времен года, задач воспитания.
В старших группах устраиваем тематические выставки книг.
Цель таких выставок - углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников эту
литературу особо значимой, актуальной.
Правила, которые важно соблюдать при организации тематической выставки:
-тема выставки должна быть важной, длиться не более 3-4-х дней, т. к. внимание и интерес
детей будет снижаться;
-книжные выставки для детей лучше проводить предстоящим праздникам, юбилеям писателей
-необходим особый отбор книг с точки зрения художественного оформления и внешнего
Книжная выставка может пополняться книгами, которые дети приносят из дома. Каждый из
проводим выставки книг, которые углубляют познавательные интересы детей.
В уголке книги ребенок по своему желанию может самостоятельно выбрать книгу и спокойно
познакомиться с ней, внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить
содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам.
В нашей группе книжный уголок включает в себя мини- библиотеку, картотеку, читальную
тематическую библиотечку (в папках).
Дети рассматривают книги, определяют общую тему серии и распределяют книги по папкам
тематической библиотечки (количество папок бывает разное.)
библиотечка. В результате просмотра книг и обсуждения содержания было
околоводные, птичьи домики, птичья азбука). Затем книги распределили по папкам и для
Книжный уголок в группе детского сада
Авторы:
Воспитатели 2 младшей группы №2 МБДОУ №50
Книга — величайшее достижение культуры, могучее средство воспитания. Маленький ребенок верит слову писателя. Слушая художественное произведение; он живет жизнью героев, сочувствует добру, осуждает зло, у него вырабатывается определенное отношение к явлениям окружающей жизни, к поступкам людей.
В младшем возрасте приоритетной линией речевого развития детей является развитие инициативной речи, огромное значение имеет правильная организация общения ребёнка с окружающими людьми. Речь становится средством общения, развивает коммуникативные способности. Активизируется познавательная деятельность, появляются вопросы, рождается понимание. И, именно, в этом возрасте ребёнку нужна помощь, чтобы передать содержание услышанного.
Важным источником развития коммуникативных навыков и речевого творчества является художественная литература и фольклорные произведения. Одним из значимых центров речевой активности в группе является книжный уголок.
Книжный уголок — необходимый элемент предметно развивающей среды в групповой комнате дошкольного учреждения. В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество.
В младшей группе №2 он расположен так, чтобы любой ребенок мог рукой дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему самому захочется это сделать.
Целенаправленная работа воспитателей и родителей уже показала результат: у детей возник интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями. Дети стремятся поделиться с окружающими своими впечатлениями о прочитанном, рассказывать о переживаниях, пересказать понравившийся сюжет. Постоянное общение с книгой активно развивает и творческие способности детей.
Презентация на тему: " КНИЖНЫЙ УГОЛОК В ДЕТСКОМ САДУ В ДЕТСКОМ САДУ. Принципы организации книжных уголков доступность соответствие возрасту детей эстетичность разнообразие литературных." — Транскрипт:
1 КНИЖНЫЙ УГОЛОК В ДЕТСКОМ САДУ В ДЕТСКОМ САДУ
2 Принципы организации книжных уголков доступность соответствие возрасту детей эстетичность разнообразие литературных жанров разнообразие видов книг периодичность книжного обмена
3 Задачи организации книжного уголка формирование целостной картины мира воспитание любви к чтению развитие литературной речи воспитание чувства языка приобщение к словесному искусству развитие эстетического вкуса знакомство с произведениями детской литературы знакомство с различными литературными жанрами знакомство с авторами детской литературы знакомство с художниками-иллюстраторами
4 Правила организации книжного уголка книжный уголок обязателен во всех возрастных группах содержание книжного уголка зависит от возраста детей количество книг в книжном уголке не регламентировано необходимо соблюдать периодичность книжного обмена подбор книг формируется с учетом определенной темы нельзя смешивать разные по тематике фольклорные и литературные произведения необходимо обращать внимание детей на смену книг в книжном уголке
5 Принципы отбора литературных произведений литературное произведение должно отвечать задачам воспитания при выборе литературного произведения необходимо учитывать возрастные особенности детей литературное произведение должно быть занимательным в литературном произведении должна быть четко выражена позиция автора литературное произведение должно иметь одну сюжетную линию
6 Круг детского чтения произведения фольклора произведения русской и зарубежной классики произведения современной отечественной литературы произведения разных жанров произведения разной тематики произведения народов других стран
7 Организация книжного уголка МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ С 2 ДО 5 ЛЕТ
8 Наполнение уголка количество книг: 4-5 экземпляров 2-3 экземпляра одинаковых книг знакомые детям издания с яркими и крупными иллюстрациями книжки-картинки книжки-игрушки книжки-вырубки альбомы для рассматривания
9 Педагогическая работа с детьми Воспитатель учит: внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев и их действия пересказывать отдельные эпизоды обращать внимание на выразительные подробности иллюстраций правильно и бережно обращаться с книгой
10 Организация книжного уголка СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ С 5 ДО 7 ЛЕТ
12 Педагогическая работа с детьми Воспитатель : учит самостоятельному сосредоточенному общению с книгой способствует совместному рассматриванию и обсуждению книг формирует восприятие книги в единстве словесного и изобразительного искусства закрепляет интерес к сказкам формирует гражданские черты личности, патриотические чувства знакомит детей с миром природы
13 Организация тематических выставок Цель:углубление литературных интересов детей Примерная тематика: Важные события и даты: День флага Российской Федерации День города День защитника Отечества Военные и профессиональные праздники День 8 Марта День космонавтики День Победы Народные праздники Социокультурные связи: Дни рождения,юбилеи детских писателей и поэтов Дни детской книги (в каникулярный период)
14 Педагогическая работа с детьми при организации тематических выставок Беседы с детьми и занятия Подбор различных материалов: книг; иллюстраций художников; открыток; значков; скульптур малой формы; фотографий; детских рисунков и др. Оформление выставки совместно с детьми Приглашение гостей Формирование диалогического общения Формирование культуры поведения Посещение выставок в других группах детского сада
15 Требования к организации выставок планирование за месяц до оформления количество выставок: младшие группы:1-2 в конце учебного года средние группы:3-4 в течение учебного года старшие группы:5-6 и более тема выставки должна быть значимой и актуальной для детей тщательный подбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния выставка не должна быть длительной по времени
Читайте также: