Описание картины рубо кавалерийский бой во ржи

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 18.09.2024

Картине-панораме "Бородинская битва", созданной известным художником-баталистом Францем Рубо, сегодня исполняется 100 лет.

Картина была заказана художнику Францу Алексеевичу Рубо к столетней годовщине Отечественной войны 1812 года. К этой дате в 1912 году было приурочено множество торжественных мероприятий, среди которых отдельным пунктом стояло открытие панорамы, над которой Рубо работал в течение двух лет.

11 сентября 1912 года в Москве в деревянном павильоне, специально построенном по проекту П.А. Воронцова-Вельминова, у Покровских ворот, при громадном стечении людей состоялось торжественное открытие панорамы. Приехал на него и император Николай II.

В основу сюжета картины взят один из напряжённейших моментов сражения – когда ободрённые захватом Багратионовых флешей французы пытались развить успех, атакуя сразу два укреплённых пункта русских позиций – деревню Семёновская и Курганную батарею. Линия соприкосновения враждующих армий в этот момент проходила по Семёновскому ручью, на восточном берегу которого сосредоточились русские войска после оставления флешей. Командовал ими после ранения Багратиона генерал Дмитрий Дохтуров. Изображённые на полотне русские войска активно обороняются, вступив в жестокий рукопашный бой с французами.

Как известно из истории, русской армии удалось тогда отбить этот натиск противника. На панораме не видно, но именно в это время кавалерия генерала Уварова и казаки генерала Платова разворачивались для рейда на левый фланг французов, рейда, который на два часа остановил атакующий порыв их и позволил русскому командованию подтянуть резервы и устроить армию для дальнейшего отпора.
=====================

Франц Рубо родился 15 июня 1856 в Одессе в семье французского эмигранта, занимавшегося в России книжной торговлей. Мальчик рано начал рисовать, поэтому проблем с выбором профессии у него не было, благо и отец поддержал стремление сына стать художником. Начальное художественное образование Франц получил в Одесской рисовальной школе, затем окончил Баварскую академию художеств в Мюнхене.

Когда было принято решение открыть в Москве панораму, посвященную Бородинской битве, председатель Комитета по устройству военно-исторических музеев генерал Н.Н. Сухотин по поручению императора обратился к Рубо. Но разговор шел не о контракте на изготовление панорамы, а пока только об эскизах, которые будут рассмотрены императором. Размеры панорамы решили сделать примерно такими же, как и у Севастопольской.

В ноябре 1910 года новый эскиз был одобрен, а в марте следующего года Военное министерство заключило с Рубо контракт на создание панорамы. Работы опять были организованы в предместье Мюнхена, где построили специальный павильон. Кроме немецких художников Рубо пригласил для работы над панорамой своего ученика И.Г. Мясоедова, который по его просьбе делал зарисовки на Бородинском поле.

К сожалению, здание, построенное для панорамы, вскоре обветшало и через 6 лет его закрыли, а полотно сняли и скатали на вал. Предметный план оказался частично утраченным. Но сам Рубо мог узнавать о судьбе своей панорамы только из редких писем друзей. Напряженная работа над панорамой подорвала его силы, художник серьезно заболел и в 1913 году уехал для лечения в Мюнхен. Вскоре началась Первая мировая война, затем революция. Вернуться на родину Франц Алексеевич Рубо уже не смог. Мастер батальных панорам умер 13 марта 1928 года в Германии.

После Великой Отечественной войны было принято решение восстановить панораму. К этому времени полотно сильно пострадало, и требовалась его основательная реставрация. В 1948 году группа реставраторов под руководством художника Павла Корина приступила к работе, которая закончилась только к 1962 году. Интересный срок, Рубо создал панораму за год, а реставрировали её потом почти 14 лет. Обновленная панорама стала центром нового музейного комплекса, построенного на Поклонной горе. В залах музея теперь развернута большая экспозиция, посвященная войне 1812 года, есть в ней и постоянная выставка, рассказывающая о жизни и творчестве Франца Алексеевича Рубо.

Презентация на тему: " Ф. Рубо. Панорама Бородинской битвы. В 1912 г. Россия готовилась торжественно отметить столетнюю годовщину Отечественной войны 1812 г. К юбилею выдающимся." — Транскрипт:

1 Ф. Рубо. Панорама Бородинской битвы

4 Триумфальная арка. Архитектор О.И.Бове Кутузовский проспект. Современное фото.

7 По приказу Д. С. Дохтурова через полуразрушенную горящую деревню Семеновское в атаку спешат гренадеры Московского и Астраханского полков. Успешным действиям пехоты на этом участке во многом содействовала легкая артиллерийская рота полковника Козена, которая расположилась вдоль Семеновского ручья. Справа, на втором плане, видна французская кавалерия кирасиры (тяжелые всадники) генерала Нансути. Кирасиры имели задание обойти Семеновское справа и выйти в тыл его защитникам. Но на их пути встали в боевом каре лейб-гвардии Измайловский и Литовский полки. Тесно прижавшись друг к другу и выставив вперед штыки, гвардейцы простояли на поле 6 часов. Потеряв почти половину своего состава, они отбили все три неприятельские атаки.

9 Французская артиллерия, расположившаяся вдоль Семеновского оврага, поддерживает огнем атаку кирасир на боевые порядки Измайловского и Литовского полков. На переднем плане в атаку идет французская пехота под командованием генерала Фриана, их передовые отряды контратакуют переправляющиеся через ручей и овраг русские гренадеры. На втором плане, за пехотой Фриана, видны два русских укрепления Семеновские (Багратионовские) флеши. Здесь недавно гремели ожесточенные бои. Об этом свидетельствует множество павших воинов и лошадей. В момент изображаемых событий флеши заняты французскими войсками.

11 На фрагменте изображены французские позиции. На переднем плане левый край разворачивающейся французской артиллерии генерала Сорбье. На заднем плане, правее корпусов маршалов Даву и Нея, видна Старая гвардия Наполеона. Она стоит слева от Шевардинского редута (изображен на следующем фрагменте панорамы). Вместе с Молодой гвардией (которая располагалась справа от редута), Старая гвардия являлась последним, личным резервом французского императора. На многочисленные просьбы маршалов и генералов ввести их в бой Наполеон отвечал, что не может жертвовать последним резервом в восьмистах льё от Парижа.

16 Воспользовавшись замешательством, вызванным атакой в тыл французам казаков М. И. Платова и кавалеристов Ф. П. Уварова, которое задержало третью атаку на батарею Раевского почти на два часа, Кутузов направил к Курганной высоте свежие войска. На заднем плане слева видно, как на помощь защитникам батареи спешат Волынский и Тобольский полки. Правее батареи Раевского группа военачальников русской армии: впереди командующий центром и правым флангом М. Б. Барклай-де- Толли, за ним командир 7-го пехотного корпуса Н. Н. Раевский, генерал- квартирмейстер К. Ф. Толь и исполняющий обязанности начальника штаба Л. Л. Бенигсен. На переднем плане спешат в атаку кирасиры бригады Н. М. Бороздина, справа в зеленом мундире и треуголке с белым плюмажем сам генерал-майор Н. М. Бороздин. На заднем плане справа деревня Горки, где находился командный пункт М. И. Кутузова. Все 15 часов битвы главнокомандующий находился на командном пункте, спокойно и уверенно руководя действиями своих войск.

17 На переднем плане фрагмента левый фланг атакующих кирасир бригады генерал-майора Н. М. Бороздина, за ними идут в атаку ахтырские гусары и астраханские кирасиры. На заднем плане располагаются резервы русской армии. Слева, рядом с деревней Горки, где находился командный пункт фельдмаршала Кутузова, выстраиваются в боевой порядок 2-й и 3-й кавалерийские корпуса генерал-майора Ф. К. Корфа. Справа стоят в резерве лейб- гвардии Преображенский и Семеновский полки. Резервы должны быть сберегаемы сколь можно долее, ибо тот генерал, который сохранит еще резервы, не побежден. М. И. Кутузов

18 На втором плане фрагмента, слева, близ опушки леса, видна деревня Князьково, около которой в день сражения находился один из главных перевязочных пунктов русской армии. Здесь героически трудились военные лекари, оказывая первую медицинскую помощь раненым. По проселочной дороге на перевязочный пункт направляются повозки с ранеными. На последней, запряженной тройкой лошадей, везут тяжелораненого П. И. Багратиона. Повозка проезжает мимо стоящих здесь в резерве конногвардейцев и кавалергардов. Они застыли в четком строю, отдавая честь любимому командиру.

19 Вновь перед нами северо-западная окраина деревни Семеновское, где русские войска под командованием только что прибывшего сюда на смену раненому П. И. Багратиону генерала Д. С. Дохтурова ведут бой с неприятелем.


Бороди́нское сраже́ние, или Бороди́нская би́тва (во французской истории — битва у Москвы-реки, фр. Bataille de la Moskova), — крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской армией под командованием генерала от инфантерии Михаила Голенищева-Кутузова и французской армией под командованием императора Наполеона I Бонапарта.

Однако позднее, в 1911 году, было решено к юбилейным торжествам построить только деревянный павильон, отложив сооружение каменного здания до окончания работ по устройству в Москве Музея 1812 года.

25-26 августа (7-8 сентября по новому стилю) в 100-летнюю годовщину великой битвы император Николай II, высшие сановники государства и представители правительства присутствовали на Бородинском поле.

27-30 августа торжества продолжились в Москве. Программа была насыщенна многочисленными и разнообразными событиями, но открытие панорамы стало среди них одним из самых значимых.

Новый музей сразу стал пользоваться большим успехом, за 5 лет его посетило около 150 тысяч человек.

В 1962 году панорама Ф. А. Рубо отреставрирована в центральной научно-реставрационной мастерской бригадой художников под руководством М. Ф. Иванова-Чуронова.

Командный пункт генерала Д.С. Дохтурова.


Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ссылку: панорама “Бородинская битва”

Наполеон предпринял вторую попытку разбить русских на левом фланге у деревни Семеновской.

Линия фронта в этот момент проходила по Семеновскому ручью, на восточном берегу которого сосредоточились русские войска после оставления Багратионовых флешей.

Через полуразрушенную деревню проходят солдаты Московского и Астраханского гренадерских полков. Офицеры салютуют генералу Дохтурову.

За разрушенными избами на окраине деревни войска, ранее оборонявшие Багратионовы флеши. Перед ними, на белом коне, генерал Коновницын.

Гвардейские полки отражают атаки французской кавалерии.


Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ссылку: панорама “Бородинская битва”

Русские войска активно обороняются. В стремительном порыве устремились в контратаку солдаты сводно-гренадерской дивизии. Они бегут по легкому дощатому мостику, по колено в воде через Семеновский ручей, взбираются по крутым уступам оврага и на противоположном западном берегу вступают в жестокий рукопашный бой с французами.

По дороге на рысях мчатся два полка кирасир из дивизии И. М. Дуки на помощь русским гвардейским пехотным полкам.

Построенные в каре на Семеновских высотах лейб-гвардии Измайловский, Литовский и Финляндский полки проявили невиданную стойкость и героизм.

Огонь по противнику ведет русская гвардейская артиллерия, расположенная вдоль Семеновского ручья.

Схватка русских гренадер с дивизией Фриана.


Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ссылку: панорама “Бородинская битва”

«Генерал Дюфур (подкрепленный Фрианом) кинулся через овраг и подошел даже к Семеновскому. Тут можно было подумать, что французы разрезали нашу армию; но это ненадолго!

Недолго праздновали неприятели! Полки гренадерские: Киевский, Астраханский, Сибирский и Московский уже ревели ура. Четыре стены приближались, неся ружье наперевес. Сошлись и кинулись колоться.

Так описал этот напряженный момент сражения, его непосредственный участник, Ф. Н. Глинка.

Семеновское. Багратионовы флеши.


Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ссылку: панорама “Бородинская битва”

Одна за другой следуют атаки французской пехоты: огромной лавиной наступает дивизия Фриана. Ее наступление поддерживает артиллерия генерала Сорбье.

У леса - захваченные французами Семеновские (или Багратионовы), флеши. Лучшие силы французской армии были брошены на эти укрепления: пехотные корпуса маршалов Даву, Нея и Жюно, конница Мюрата.

Обороняли флеши войска 2-й Западной армии под командованием Багратиона. В течение шестичасового боя стремительными контратаками, яростными рукопашными схватками героические защитники флешей отразили семь атак неприятеля. И лишь к полудню, когда был тяжело ранен Багратион, русские оставили укрепления.

Потеряв около 30 тысяч убитыми и ранеными, французы сумели потеснить русских только на 700 метров. Наполеон не добился своей главной цели - французы не смогли прорвать линию обороны русских.

Командный пункт Наполеона.


Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ссылку: панорама “Бородинская битва”

Со всех сторон к нему спешат гонцы. Они сообщают о безуспешных атаках, о беспримерном сопротивлении русских, просят подкрепления.

Идет восьмой час сражения, но Наполеон так и не добился успеха ни на левом фланге, ни в центре.

Атака саксонских кирасир.


Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ссылку: панорама “Бородинская битва”

Пытаясь прорвать левое крыло русских, Наполеон севернее деревни Семеновской бросает конницу; мы видим, как атакует корпус Латур-Мобура.На первом плане саксонцы, за ними вестфальцы.

На пути неприятельской конницы встает естественная преграда - Семеновский овраг. Расстроились стройные ряды кавалерии, на всем скаку всадники осаживают лошадей и небольшими группами преодолевают овраг. Ослабела атака конницы.

Художник здесь подчеркивает, что позиция, выбранная Кутузовым для генерального сражения, была неудобной для наступающей армии Наполеона.

У обочины дороги за движением кирасир наблюдает главнокомандующий французской резервной кавалерией маршал Мюрат.

Кавалерийский бой во ржи.


Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ссылку: панорама “Бородинская битва”

На всем скаку, грудь в грудь, сшиблись саксонские и русские кирасиры. В самом центре сцены - русский кирасир, образ которого является олицетворением мужества и героизма всей русской армии, русских воинов, готовых к самопожертвованию ради спасения Родины.

На втором плане драгуны Киевского и Новороссийского полков контратакуют польских улан генерала Рожнецкого.

После нескольких часов кровопролитного боя неприятель был отброшен назад.

Горит село Бородино. Белая церковь Рождества - единственный немой свидетель героической славы русского оружия, сохранившийся до наших дней.

Подвиг неизвестного героя.


Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ссылку: панорама “Бородинская битва”

В центре кавалерийской схватки - русский кирасир, который в ходе боя потерял головной убор, получил многочисленные ранения. Однако, несмотря на это, он мужественно отбивается от неприятелей.

Когда у Рубо спросили, почему на полотне панорамы изображено мало отдельных героев, он ответил, что на Бородинском поле все русские воины сражались геройски, картина посвящена подвигу всей русской армии.

Горки - командный пункт русского главнокомандующего фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова.


Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ссылку: панорама “Бородинская битва”

Вдали, у деревни Горки, командный пункт русского главнокомандующего. В окружении своего штаба М. И. Кутузов. Все 15 часов шестидесятисемилетний полководец спокойно и уверенно руководил сражением.

Справа от командного пункта выходят из резерва 2-й и 3-й кавалерийские корпуса.

Раненого генерала П.И. Багратиона увозят с поля битвы.


Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ссылку: панорама “Бородинская битва”

У дальних берез расположились лейб-гвардии Семеновский и Преображенский полки, находящиеся в резерве.

Поодаль, ожидая команды к атаке, стоят Кавалергардский и Конногвардейский полки, цвет русской кавалерии. Мимо них по дороге к перевязочному пункту у деревни Князьково тянутся повозки с ранеными.

В последней, запряженной тройкой лошадей, увозят с поля битвы тяжелораненного генерала Багратиона. Офицеры, привстав на стременах, в последний раз приветствуют героя Бородина.

“Мастер панорам”

Франц Алексеевич Рубо родился в Одессе, в семье французского коммерсанта в 1856 году. В родном городе закончил художественную школу и в 1877 году поступил в Баварскую Королевскую академию художеств в Мюнхене. Его учителем был известный мастер батального жанра Ю.Брандт. Во время учебы Ф.А.Рубо часто приезжал в Россию, много путешествовал по Украине и Кавказу. В 1885 году художник получил заказ на создание серии полотен для Тифлисского военно-исторического музея.

В 1905 году Российской публике была представлена панорама, созданная художником по заказу императорского правительства, посвященная героической обороне Севастополя в годы Восточной войны (1853-1856).

Бородинская битва является одним из самых кровопролитных сражений XIX века и наиболее кровопролитным из всех однодневных, бывших до него.

В дальнейшем обе стороны приписывали победу себе, однако непреложным фактом является то, что в ходе битвы французской стороне не удалось добиться ни одного из желаемых результатов.

Русским войскам, сражавшимся в обороне, удалось сдержать намного более опытного противника, не дать ему одержать решительную победу и завладеть стратегической инициативой.

Лучше всех об этом написал сам Наполеон: “… из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми…”

Опубликованная в столетнюю годовщину Отечественной войны 1812 года рукопись Барклая-де-Толли содержит много ценных, неизвестных ранее исторических сведений.

Рецензия к книге:


Сочинение Барклай-де-Толли пережило почти детективную историю: рукопись, адресованная императору Александру I, каким-то загадочным образом оказалась в руках доктора Андрея Андреевича Гастфрейда, который, по причине своего юного возраста (он родился в 1811 году, в то время как Михаил Богданович скончался в 1818 г.), вряд ли мог быть знаком с генерал-фельдмаршалом. Позднее, рукопись по наследству досталась сыну врача, и решившегося на публикацию в 1912 году, через столетие после описываемых событий; однако он не снабдил её хоть сколько-нибудь удовлетворительным комментарием. Так и остается до конца нераскрытым путь этого важнейшего исторического документа, подлинного свидетельства ключевой фигуры Отечественной войны, фигуры, незаслуженно оклеветанной в свое время — и тем ценнее для нас фельдмаршальский взгляд на те события в собственном сочинении, нигде им больше не зафиксированный.


Впрочем, история все расставила по своим местам. Потомки знают Барклая-де-Толли как русского генерала, не побоявшегося идти своим верным путем — таким он навсегда и останется в пантеоне русской воинской славы.

Читайте также: