Объясните почему среди мхов нет высокорослых растений

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Урок 21. Папоротникообразные

Цели: продолжить формирование представлений об усложнении растительного мира на основе изучения особенностей строения, мест обитания и размножения папоротникообразных; углубление понятия высшие растения; формирование знаний об особенностях каждой группы папоротникообразных: плаунов, хвощей и папоротников.

Беседа по вопросам Д/З.

Какие органы имеются у зеленого мха кукушкина льна?

Какие природные условия наиболее оптимальны для жизни мхов?

Почему мхи называются споровыми растениями?

Докажите, что мхи – это высшие растения.

Сравните строение водорослей и мхов. В чем их сходство и различия?

Какова роль мхов в природе и жизни человека? Объясните , почему среди мхов нет высокорослых растений.

3. Изучение нового материала.

1. Вступительная беседа об общих признаках строения представителей трех отделов сборной группы древних растений: плауновидных, хвощевидных, папоротниковидных: наличии у них развитых органов в отличии от водорослей.

2. Рассказ о местах обитания и внешнего вида плауновидных с подчеркиванием древности их происхождения и особой заботы о сохранении в природе; о некоторых ядовитых плаунах.

3. Беседа о хвощевидных – обитателях болот, влажных полей, лугов и лесов, о строении надземной и подземной частей хвощей. 4. Самостоятельное изучение школьниками статьи о папоротниковидных растениях на с. 89–90

5. Итоговая беседа о более сложном строении папоротникообразных растений, организмы которых имеют ткани и органы.

Вопросы и задние для закрепления знаний и умений

1. От каких растений могли произойти в глубокой древности папоротникообразные и в виде каких жизненных форм обитают они на Земле в настоящее время? Произрастают ли в России древовидные папоротники?

2. Какой представитель плауновидных занесен в Красную книгу России?

3. Благодаря каким особенностям строения папоротникообразные растения являются многолетними? Почему не легко освободить посадки культурных растений от поселившихся среди них хвощей?

4. Охарактеризуйте особенности роста листьев папоротников в сравнении с ростом листьев цветковых растений.

5. Какова роль спорангиев в возобновлении папоротникообразных?

6. Каково значение папоротникообразных в сохранении целостности биосферы?

Задание. Объясните возможные причины массового вымирания древних хвощей, плаунов и папоротников в далекое от нас время.

тезис биолога зигфрида вахтеля заключаеся в том, что природа тяготеетвлево. примеры: фасоль закручивается влево, летучие мыши норы по левым спиралям, спираль молекулы днк закручивается влево. раненые животные, убегая, бегут левее; животные в манеже во время дрессировки бегут преимущественно в левую сторону.объяснений этому феномену пока не найдено. ученые выдвигают гипотезу, что движение влево — естественный закон природы.

обобщенные понятия (из списка), сознание и наличие культуры (вне списка)

мхи участвуют в создании особых биоценозов.в природе мхи впитывают воду. сфагновые мхи могут использовать как топливо или применять в медицине. так же мхи используются в парфюмерии.

Ризоиды – это бесцветные ветвистые нитеобразные клетки, при помощи которых слоевище водорослей прикрепляется к грунту.

2. Почему водоросли относят к низшим растениям?

У водорослей нет тканей и органов. У них есть только единое вегетативное тело, не делящееся на листья, стебли и корни. Поэтому они и относятся к низшим растениям.

3. Что такое спора?

Спора – это клетка растений и грибов, служащая для их размножения и распространения.

1. Рассмотрите растение мха. Определите особенности его внешнего строения, найдите стебель и листья.

Рассмотрим стебелек мха сфагнума и стебелек мха кукушкин лен.

2. Определите форму, расположение, размер и окраску листьев. Рассмотрите лист под микроскопом и зарисуйте его.

Листья сфагнума имеют продолговатую форму с заостренными концами светло-зеленого цвета. Они расположены так, что из каждого узелка на стебле вырастает сразу несколько листиков. Внизу стебля нет ни корней, ни ризоидов.

Стебелек кукушкина льна густо по спирали покрыт жесткими удлиненными листочками темно-зеленого цвета. Сверху стебля листики молодые, затем идут старые листья, нижняя часть стебля оголена и заканчивается ризоидами.

3. Определите, ветвистый или не ветвистый стебель у растения.

У сфагнума стебель ветвистый, а у мха кукушкин лен – нет.

4. Рассмотрите верхушки стебля, найдите мужские и женские растения.

Мужские растения кукушкин лен имеют на самом верху стебля как бы метелочку из листиков, а у женских растений стебелек заканчивается коричневой коробочкой на длинной ножке.

У сфагнума нет деления на женские и мужские растения.

5. Рассмотрите коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов.

Споры при созревании высыпаются из коробочки, давая жизнь новым растениям.

6. Сравните строение мха со строением водоросли. В чем их сходство и различие.

Мхи относятся к высшим споровым растениям, в отличие от водорослей, так как у них есть деление на органы – стебель и листья.

Сходство мхов и водорослей:

• наличие пластид в клетках позволяет осуществлять процесс фотосинтеза,

• неограниченный рост в течение всего существования.

Различие мхов и водорослей:

• мхи существуют там, где повышенная влажность, в то время как водоросли могут существовать только в водной среде,

• мхи имеют листья и стебель в отличие от водорослей, тело которых представлено слоевищем,

• мхи размножаются спорами, а водоросли делением,

• мхи питаются влагой из почвы через ризоиды, а водоросли всасывают питательные вещества из окружающей среды всем телом.

7. Запишите свои ответы на вопросы.

Вопросы в конце параграфа

1. Почему мхи называют высшими споровыми растениями?

Мхи относятся к высшим споровым растениям,так как у них есть деление на органы – стебель и листья, а размножаются они спорами.

2. Каково строение кукушкина льна?

Кукушкин лен – это один из видов листостебельных мхов. Стебелек кукушкина льна густо по спирали покрыт жесткими удлиненными листочками темно-зеленого цвета. Сверху стебля листики молодые, затем идут старые листья, нижняя часть стебля оголена и заканчивается ризоидами. Мужские растения имеют на самом верху стебля метелочку из листьев, в которой созревают подвижные половые клетки (гаметы) – сперматозоиды. У женских растений на верхушках расположены половые органы с женской половой клеткой (гаметой) - яйцеклеткой. Их стебелек заканчивается коричневой коробочкой на длинной ножке с волосистым заостренным колпачком, в котором развиваются споры.

3. Чем сфагнум отличается от кукушкина льна?

1) Сфагнум – растение с сильно ветвящимся стеблем в отличие от прямого стебля кукушкина льна.

2) Сфагнум не имеет ризоидов. Он питается через стебель и листья, в которых присутствуют мертвые клетки, способные поглощать, удерживать, а затем отдавать живым клеткам большое количество воды.

3) У сфагнума нет женских и мужских растений, как у кукушкина льна. У него все особи обоеполые.

4) На одном растении сфагнума может располагаться от 3-х до 5-ти коробочек со спорами, а у кукушкина льна только одна.

5) Цвет сфагнума светло-зеленый, в то время, как кукушкин лен имеет более темную окраску.

4. Чем мох отличается от водоросли?

Различие мхов и водорослей:

• мхи существуют во влажной среде, в то время, как водоросли могут существовать только в водной,

• мхи имеют листья и стебель в отличие от водорослей, тело которых представлено слоевищем,

• мхи размножаются спорами, а водоросли делением,

• мхи питаются влагой из почвы через ризоиды, а водоросли всасывают питательные вещества из окружающей среды всем телом.

5. Какое значение имеют мхи в природе и жизни человека?

Мхи, отмирая, образуют торф, который широко используется человеком в качестве топлива, удобрения, а так же сырья для промышленности. Из торфа получают древесный спирт, карболовую кислоту, пластмассы, изоляционную ленту, смолу и многие другие ценные материалы.

При экстремальных условиях сфагнум может использоваться вместо ваты при повреждениях кожного покрова, так как он обладает хорошими бактерицидными свойствами и высокой влагоемкостью.

Почему даже самые крупные мхи не достигают размеров более 80 см?

У мха нет полноценных корней, а ризоиды не способны удержать слишком высокие растения. Кроме того, так как мхи не имеют проводящей системы, питательные вещества, поглощаемые ризоидами из почвы, не смогут подниматься высоко и питать все растение.

Задания для любознательных

1. Рассмотрите под микроскопом листья мха сфагнума. Отметьте особенности строения двух типов клеток, из которых они состоят.

Стебель и ветви сфагнума покрыты светло-зелеными листьями. Каждый лист состоит из одного слоя клеток. Клетки эти двух разных типов. Узкие зеленые клетки содержат оболочки, цитоплазму, ядро, вакуоль, хлоропласты. В этих клетках образуются органические вещества, которые поступают из листьев в стебель.Они мелкие и, соединяясь друг с другом, образуют единую сеть.

Между зелеными клетками находятся другие клетки, более крупные. Их цитоплазма разрушена. Есть только оболочки с отверстиями. Поэтому эти клетки прозрачны и могут заполняться водой или воздухом. Благодаря им, сфагнум может поглощать и удерживать большое количество воды и воздуха, создавая запас необходимых растению веществ.

2. Поместите в банку с влажной почвой немного риччии. Банку накройте стеклом и поставьте в теплое светлое место. Следите, чтобы почва была постоянно влажной. Наблюдайте, что будет происходить с риччией.

При достаточном освещении и благоприятной температуре мох риччия очень быстро разрастается, образуя плотные зеленые подушки.

1. Что такое ризоиды?

Ризоиды – это бесцветные ветвистые нитеобразные клетки, при помощи которых слоевище водорослей прикрепляется к грунту.

2. Почему водоросли относят к низшим растениям?

У водорослей нет тканей и органов. У них есть только единое вегетативное тело, не делящееся на листья, стебли и корни. Поэтому они и относятся к низшим растениям.

3. Что такое спора?

Спора – это клетка растений и грибов, служащая для их размножения и распространения.

1. Рассмотрите растение мха. Определите особенности его внешнего строения, найдите стебель и листья.

Рассмотрим стебелек мха сфагнума и стебелек мха кукушкин лен.

2. Определите форму, расположение, размер и окраску листьев. Рассмотрите лист под микроскопом и зарисуйте его.

Листья сфагнума имеют продолговатую форму с заостренными концами светло-зеленого цвета. Они расположены так, что из каждого узелка на стебле вырастает сразу несколько листиков. Внизу стебля нет ни корней, ни ризоидов.

Стебелек кукушкина льна густо по спирали покрыт жесткими удлиненными листочками темно-зеленого цвета. Сверху стебля листики молодые, затем идут старые листья, нижняя часть стебля оголена и заканчивается ризоидами.

3. Определите, ветвистый или не ветвистый стебель у растения.

У сфагнума стебель ветвистый, а у мха кукушкин лен – нет.

4. Рассмотрите верхушки стебля, найдите мужские и женские растения.

Мужские растения кукушкин лен имеют на самом верху стебля как бы метелочку из листиков, а у женских растений стебелек заканчивается коричневой коробочкой на длинной ножке.

У сфагнума нет деления на женские и мужские растения.

5. Рассмотрите коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов.

Споры при созревании высыпаются из коробочки, давая жизнь новым растениям.

6. Сравните строение мха со строением водоросли. В чем их сходство и различие.

Мхи относятся к высшим споровым растениям, в отличие от водорослей, так как у них есть деление на органы – стебель и листья.

Сходство мхов и водорослей:

· наличие пластид в клетках позволяет осуществлять процесс фотосинтеза,

· неограниченный рост в течение всего существования.

Различие мхов и водорослей:

· мхи существуют там, где повышенная влажность, в то время как водоросли могут существовать только в водной среде,

· мхи имеют листья и стебель в отличие от водорослей, тело которых представлено слоевищем,

· мхи размножаются спорами, а водоросли делением,

· мхи питаются влагой из почвы через ризоиды, а водоросли всасывают питательные вещества из окружающей среды всем телом.

7. Запишите свои ответы на вопросы.

1. Почему мхи называют высшими споровыми растениями?

Мхи относятся к высшим споровым растениям,так как у них есть деление на органы – стебель и листья, а размножаются они спорами.

2. Каково строение кукушкина льна?

Кукушкин лен – это один из видов листостебельных мхов. Стебелек кукушкина льна густо по спирали покрыт жесткими удлиненными листочками темно-зеленого цвета. Сверху стебля листики молодые, затем идут старые листья, нижняя часть стебля оголена и заканчивается ризоидами. Мужские растения имеют на самом верху стебля метелочку из листьев, в которой созревают подвижные половые клетки (гаметы) – сперматозоиды. У женских растений на верхушках расположены половые органы с женской половой клеткой (гаметой) - яйцеклеткой. Их стебелек заканчивается коричневой коробочкой на длинной ножке с волосистым заостренным колпачком, в котором развиваются споры.

3. Чем сфагнум отличается от кукушкина льна?

1) Сфагнум – растение с сильно ветвящимся стеблем в отличие от прямого стебля кукушкина льна.

2) Сфагнум не имеет ризоидов. Он питается через стебель и листья, в которых присутствуют мертвые клетки, способные поглощать, удерживать, а затем отдавать живым клеткам большое количество воды.

3) У сфагнума нет женских и мужских растений, как у кукушкина льна. У него все особи обоеполые.

4) На одном растении сфагнума может располагаться от 3-х до 5-ти коробочек со спорами, а у кукушкина льна только одна.

5) Цвет сфагнума светло-зеленый, в то время, как кукушкин лен имеет более темную окраску.

4. Чем мох отличается от водоросли?

Различие мхов и водорослей:

· мхи существуют во влажной среде, в то время, как водоросли могут существовать только в водной,

· мхи имеют листья и стебель в отличие от водорослей, тело которых представлено слоевищем,

· мхи размножаются спорами, а водоросли делением,

· мхи питаются влагой из почвы через ризоиды, а водоросли всасывают питательные вещества из окружающей среды всем телом.

5. Какое значение имеют мхи в природе и жизни человека?

Мхи, отмирая, образуют торф, который широко используется человеком в качестве топлива, удобрения, а так же сырья для промышленности. Из торфа получают древесный спирт, карболовую кислоту, пластмассы, изоляционную ленту, смолу и многие другие ценные материалы.

При экстремальных условиях сфагнум может использоваться вместо ваты при повреждениях кожного покрова, так как он обладает хорошими бактерицидными свойствами и высокой влагоемкостью.

Почему даже самые крупные мхи не достигают размеров более 80 см?

У мха нет полноценных корней, а ризоиды не способны удержать слишком высокие растения. Кроме того, так как мхи не имеют проводящей системы, питательные вещества, поглощаемые ризоидами из почвы, не смогут подниматься высоко и питать все растение.

1. Рассмотрите под микроскопом листья мха сфагнума. Отметьте особенности строения двух типов клеток, из которых они состоят.

Стебель и ветви сфагнума покрыты светло-зелеными листьями. Каждый лист состоит из одного слоя клеток. Клетки эти двух разных типов. Узкие зеленые клетки содержат оболочки, цитоплазму, ядро, вакуоль, хлоропласты. В этих клетках образуются органические вещества, которые поступают из листьев в стебель.Они мелкие и, соединяясь друг с другом, образуют единую сеть.

Между зелеными клетками находятся другие клетки, более крупные. Их цитоплазма разрушена. Есть только оболочки с отверстиями. Поэтому эти клетки прозрачны и могут заполняться водой или воздухом. Благодаря им, сфагнум может поглощать и удерживать большое количество воды и воздуха, создавая запас необходимых растению веществ.

2. Поместите в банку с влажной почвой немного риччии. Банку накройте стеклом и поставьте в теплое светлое место. Следите, чтобы почва была постоянно влажной. Наблюдайте, что будет происходить с риччией.

При достаточном освещении и благоприятной температуре мох риччия очень быстро разрастается, образуя плотные зеленые подушки.

§ 15. Мхи - Пасечник. 5 класс. Учебник

5. Рассмотрите коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов?

Созревшие споры высыпаются из коробочки и попадая в благоприятные условия начинают прорастать. В результате образуются новые растения.

§ 15. Мхи - Пасечник. 5 класс. Учебник

6. Сравните строение мха со строением водоросли. В чём их сходство и различие?

Сходство мхов и водорослей:

  • клетки содержат хлоропласты, то есть осуществляется фотосинтез;
  • могут иметь ризоиды;
  • неограниченно растут на протяжении всей жизни;
  • неподвижны;
  • всасывают питательные вещества из окружающей среды всеми клетками тела.

Различие мхов и водорослей:

  • у мхов есть стебель и листья, а у водорослей только слоевище;
  • мхи обитают в хорошо увлажнённых местах или в воде, а водоросли — только в воде;
  • мхи размножаются спорами, а водоросли могут размножаться делением или половым путём.

7. Запишите свои ответы на вопросы.

Водоросли относятся в более развитым растениям по сравнению с водорослями, так как у них есть разделение на органы и они размножаются спорами.

Вопросы в конце параграфа

1. Почему мхи называют высшими споровыми растениями?

Мхи называют высшими споровыми растения потому, что их тело состоит из отдельных органов: стебля, листьев и ризоидов. Кроме того, мхи размножаются специально предназначенными для размножения клетками — спорами. Это тоже стало причиной отнесения мхов к высшим споровым растениям.

2. Каково строение кукушкина льна?

Кукушкин лён — это один из видов листостебельных мхов. У этого вида есть мужские и женские растения. И у тех, и у других особей имеется тонкий коричневый стебелёк покрытый маленькими тёмно-зелёными листиками.

У мужских растений на верхушке стебелька помещается мужские половые органы — гаметы, в которых развиваются сперматозоиды.

У женских растений на верхушках расположена женская половая клетка — гамета. Вокруг неё образуется коробочка, а из гаметы после оплодотворения, развиваются споры. После созревания споры высыпаются из коробочки и прорастают новыми растениями мха.

§ 15. Мхи - Пасечник. 5 класс. Учебник

3. Чем сфагнум отличается от кукушкина льна?

Сфагнум отличается от кукушкиного льна тем, что:

  • сфагнум не имеет ризоидов;
  • имеет сильно ветвящийся стебель, в отличие от прямых стеблей кукушкиного льна;
  • в листьях сфагнума присутствуют мёртвые клетки, способные быстро поглощать влагу, а у кукушкиного льна таких клеток нет;
  • у сфагнума все особи обоеполые, а у кукушкиного льна существуют женские и мужские растения;
  • коробочки сфагнума круглые и без колпачка, а у кукушкиного льна — с вытянутым волосистым колпачком;
  • на одном растении сфагнума может располагаться 3 — 5 коробочек со спорами, а у кукушкиного льна только одна;
  • сфагнум светло-зелёный мох, а кукушкин лён отличается более тёмной окраской.

4. Чем мох отличается от водоросли?

В отличие от водорослей, большинство мхов имеют отдельные органы: листья и стебель.

5. Какое значение имеют мхи в природе и жизни человека?

В природе мхи часто разрастаются густым ковром, что приводит к закисанию и заболачиванию почв из-за плохого доступа кислорода.

Человек научился использовать продукт, образующийся в результате заболачивания и отмирания мхов — торф. Торф используется человеком в качестве топлива, из него изготавливают древесный спирт, пластмассы, изоляционные материалы, карболовую кислоту, смолу и другие полезные для хозяйственной деятельности человека материалы.

Подумайте

Почему даже самые крупные мхи не достигают размеров более 80 см?

Мхи не имеют проводящей системы, из-за чего питательные вещества, поглощаемые ризоидами из почвы, не смогли бы подняться на высоту более 80 см. Кроме того, у мха нет полноценных корней, а ризоиды не способны удержать слишком высокие растения мха в почве. Из-за этого при сильном ветре и в морозы высокие растения быстрее погибают.

Задания для любознательных

1. Рассмотрите под микроскопом листья мха сфагнума. Отметьте особенности строения двух типов клеток, из которых они состоят.

Листья мха сфагнума состоят из двух типов клеток: живых клеток с хлоропластами и мёртвых воздухоносных клеток.

Клетки с хлоропластами мельче и зелёного цвета. Они соединены друг с другом и образуют единую сеть. В этих клетках есть ядро, цитоплазма, вакуоль, оболочка и хлоропласты, которые преобразуют минеральные вещества в органические, необходимые для жизни и развития растения.

Мёртвые воздухоносные клетки более крупные и прозрачные. Цитоплазма в них разрушена, а в оболочке имеются отверстия, через которые эти клетки заполняются водой и воздухом. Наличие таких клеток позволяет мху сфагнуму быстро всасывать большое количество воды и воздуха и долго их удерживать, создавая запас необходимых растению веществ.

§ 15. Мхи - Пасечник. 5 класс. Учебник

2. Поместите в банку с влажной почвой немного риччии. Банку накройте стеклом и поставьте в тёплое светлое место. Следите, чтобы почва была постоянно влажной. Наблюдайте, что будет происходить с риччией.

При хорошем освещении и благоприятной температуре мох риччия очень быстро размножается и образует плотные зелёные подушки.

§ 15. Мхи - Пасечник. 5 класс. Учебник

Словарик

Мох — это высшее споровое растение, которое произрастает в основном в хорошо увлажнённых местах, имеет стебель и листья и размножается спорами.

Спора — это особая клетка растения, необходимая для размножения. При попадании в благоприятную среду из споры вырастает новое растение.

Высшее споровое растение — растение, тело которого имеет отдельные органы (листья, стебель) и которое размножается спорами.

Сперматазоид — мужские подвижные половые клетки (гаметы).

Читайте также: