Обработка льна в старину

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 19.09.2024

Изучение технологий обработки льна в древней Руси, развитие льнопрядения и льноткачества. Преимущества тканей со льна над тканями с других волокон. Техническое решение проблемы превращения отходов трепания. Новейшие технологии переработки льна.

Рубрика Производство и технологии
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 05.11.2016
Размер файла 31,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

С далеких первобытных времен человек разумный старался окружить себя полезными растениями. В первую очередь теми, что можно было употреблять в пищу, применять для хозяйственных нужд, изготовления одежды, орудий труда и защиты от врагов. Путем проб и ошибок наши предки научились также пользоваться растениями, которые помогали им избавиться от всевозможных недугов и хворей. К числу таких универсально-полезных культур относился и лен. Он одевал, кормил, вдохновлял и врачевал.

Лен, одно из самых древних растений, люди применяли практически везде: в питании, лечении и быту. Из него быстро научились делать волокно, ткани, рыболовные сети, охотничьи силки, а впоследствии - паруса, канаты и пр. Лен с седой старины и до наших дней - поэтический символ русской природы и источник народного творчества. Поле цветущего льна вызывало (и вызывает) восхищение своим необыкновенно голубым цветом, об этом упоминается во многих поэтических произведениях, народных песнях и лирических стихотворениях. На языке цветов у многих народов лен означает доброту, чистые помыслы, преданность.

Лен стал настоящим подарком для представительниц прекрасной половины человечества, когда они научились использовать это растение.

Грех было им не пользоваться.

Обработка льна в древней Руси: льнопрядение и льноткачество

В древней Руси культивация и обработка льна, а также дальнейшее выработка льняных текстильных изделий позволяли достаточно бедному крестьянству обеспечивать себя повседневной одеждой, праздничными нарядами и текстильными аксессуарами (скатерти, занавески, кружева), дополнительными приспособлениями (веревки, рыболовные снасти), и даже едой - льняное масло, выбиваемое изо льна при обработке, являлось основой многих деревенских блюд, особенно в период христианских постов.

Пряла вся женская половина русского народа, от мала и до велика. А вот выучиться ткать было делом непростым, поэтому тканье доверялось более опытным рукодельницам, постигшим это нелегкое ремесло.

Кстати, именно ткачихи и прялки были одним из основных поставщиков народного фольклора - монотонность ткацкого труда вынуждала исполнителей скрашивать свою работу различными песнями, шутками-прибаутками, присказками устного народного творчества: девушки с песнями и потешками пряли пряжу, а рукодельницы занимались тканьем.

Культивирование, выращивание льна, а затем его сбор, обработка, весь технологический процесс подготовки льна к получению пряжи, а затем и готовых текстильных изделий - все это передавалось из поколения в поколения в каждой крестьянской семье, в каждом доме.

Лен в диком состоянии растет в районе между Персидским заливом, Каспийским и Черным морями. В течение тысячелетий он культивировался народами Месопотамии, Ассирии и Египта. Остатки льняных тканей были найдены при многих раскопках поселений древних людей, причем наиболее старая из них, найденная в Чатал Хюиюк (Турция), датируется около 6500 года до н. э. Отсюда льноткачество распространилось в Европу и на Дальний Восток. Известна одна шумерская мифологическая поэма, в которой рассказывается, как было изготовлено покрывало для брачной постели богини Инанны.

Полотняные ткани в древние времена оценивались весьма высоко. Из них делали одежды для царей и жрецов у египтян и евреев, а также у греков, римлян и других народов Европы. О льне, как предмете египетского экспорта, упоминал греческий историк Геродот.

По исследованиям археолога Миджли, в Египте кроме льняного использовали и другие растительные волокна: из травы и тростника, пеньковые из индийской конопли. Он сообщил также о ткани додинастического периода из волокна китайской крапивы рами, однако другой известный ученый Лукас высказал сомнение в правильности этого утверждения, основываясь на том факте, что родиной рами является Китай и проникновение ее в Египет в столь ранний период маловероятно.

В Древней Греции лен импортировали, лишь с IV века производство льняных тканей приобретает широкие масштабы, особенно в Аттике, но тонкие льняные ткани продолжали поступать из Сирии и Египта.

Льняными тканями славилась Колхида, откуда их вывозили в разные страны Востока. Во времена императора Августа (I век) тонкие льняные изделия из Колхиды поступали в Рим.

Лучшие мореходы раннего средневековья - фризы и норманны - использовали полотняные паруса.

В средние века славились льняные ткани из Италии, Испании, Франции и Фландрии. С XVII века лидирующее положение в мировом полотняном производстве перешло к Англии. В Америке льноткачество началось лишь после появления там европейских колонистов, до этого лен, там не был известен. Однако широкого распространения ткачество не получило, выделывались только грубые полотна.

На Руси разведением льна, конопли и изготовлением из них различных изделий занимались с древнейших времен. Много упоминаний о полотняных тканях и ткачестве в славянских сказаниях и былинах.

Ткацкие станы стояли в каждой избе, и женщины работали на них в свободное от хозяйственных работ время. Из ровной льняной нити ткали прочную ровнину. Льняные холсты называли также новинами и кроснами. Из суровых холстов шили женские платья, мужские рубахи, делали подвертки в сапоги. Белье делали из новин, которые отбеливались на снеговых настах. Для нижнего платья использовали пестрядь, ткань из пеньковых нитей. Из тонких полотен шили женскую одежду и только жениху полагалась рубашка из тонкого льняного полотна. На диво прочной была одежда из ровнины и пестряди.

Изделия из льна и пеньки служили не только для домашнего обихода. Известно, что лен занимал важное место в торговле Новгорода и Пскова с другими русскими, а также с ганзейскими городами. В XII веке делались убрусы (узорные полотенца), скатерти, полотенца, сети, неводы. В начале XIII века упоминаются также палатки и шатры. В ХШ веке с русскими льняными тканями познакомились за границей, позднее лен, пенька и полотна из них были одними из основных предметов русского экспорта.

Вначале производством льна на продажу занимались в окрестностях Новгорода и в Пскове, позднее в районах Вологды, Смоленска и Ярославля. В Москве производство полотен было сосредоточено в слободах. Старейшая из них Кадашевская слобода впервые упоминается в 1504 году.

Вывоз льна и пеньки увеличился в ХVI веке после открытия торговли с англичанами через Белое море. В Холмогорах англичане даже основали канатное заведение и льнопрядильню с русскими работниками. Однако в дальнейшем они были, вероятно, закрыты, так как об их работы в последующие годы ничего неизвестно.

Качество вырабатываемого полотна было высоким, особенно полотна, изготовленного в Кадашевской слободе.

По свидетельству современника (1674 год), для царского двора не покупали никакого иностранного полотна.

Создание Петром I военного флота вызвало большую потребность в парусных полотнах. Первым петровским льняным предприятием стал Казенный Хамовный двор. В 1696 году началась его постройка, а в 1700 году двор уже выпускал парусину для царского флота.

Льняные ткани по гигиеническим свойствам превосходят ткани из всех известных в настоящее время видов волокон. К сожалению, производство льняного волокна - дело довольно трудоемкое. К началу XIX века лен уступил свое место лидирующего текстильного сырья хлопку.

Льнопрядение и льноткачество в древней Руси

Крестьянская Россия много веков была одета в овчину и холст. Камка, рытый бархат, китайский шелк и аглицкое сукно мужику требовались редко либо совсем не требовались. Тем не менее мужику до самых поздних времен внушали, как неприлично он выглядит в овчинной шубе или в тулупе -- в этих самых теплых, легких, долговечных, дешевых и удобных одеждах.

Но оставим овчину -- о ней свой разговор. Вернемся к холсту.

Если вся многомиллионная Русь ходила в холщовой одежде, то сколько же перепряла куделей поющая пушкинская девица? Впрочем, дело тут не только в количестве.

Красивая, тщательная обработка льна позволяла носить нижнюю одежду практически всю жизнь, даже передавая по наследству. Верхнюю же одежду носили много лет, бытовые изделия из холста -- полотенца, платы, скатерти -- тоже служили нескольким поколениям. Лишь рукавиц ненадолго хватало хорошим работникам.

Катая смоченную с боков куделю, ее приводили в прядок, заправляли концы и подсушивали. Готовые кудели стояли рядком. Величина кудели зависела еще и от вкуса хозяйки и возраста пряхи.

Для девочки-подростка делали кудельки поменьше, для ребенка -- совсем маленькие, игрушечные.

Прясть принято было только в свободное время. Не случайно о девичьих и женских достоинствах судили по пряже. Чтобы выйти из лентяек, необходимо было к концу филиппова поста напрясть не менее сорока пасм. За один вечер можно напрясть одно пасмо, то есть один простень (или кубышку). Но хорошая пряха пряла и по два. В скупых и слишком суровых семьях был обычай: ходили прясть (по-северному -- престь) к соседям, вообще в другой дом, потому что на людях за пряжей не задремлешь и будешь стремиться сделать не меньше других. Так ведь нет худа без добра! Суровость обычая неожиданно оборачивалась другим концом: долгие супрядки сами собой превращались в беседы, веселые и скоротечные. Собравшись вместе, девицы пряли и пели, на ходу выдумывали частушки, рассказывали сказки и пересмешничали. На эти беседы приходили и парни с балалайками, устраивались горюны, можно было и поплясать, и сыграть в какую-либо игру.

Сидя на прялочном копыле, девушка левой рукой вытягивала волокно из кудели, а большим и указательным пальцами правой руки крутила веретено. Нитка особой петелькой закреплялась на остром веретене, скручивалась, пока хватало руки, отводимой все дальше и дальше, вправо и слегка назад. Пряхе требовалось достаточно много места на лавке. Вытянув нить, пряха сматывала ее сначала на пальцы, а с них навивала уже на веретено. Некоторые пряхи, прерывая пение, поминутно плевали для крепости на скручиваемую нить.

Песни, шутки, сказки, игры на таких супрядках сводили на нет утомление во время пряжи и суровую ее обязательность.

На праздниках или в промежутки между постами такие беседы превращались в игрища, но здесь уже девушки и наряжались лучше, и прялки свои оставляли дома.

На игрищах преобладали веселье, песни и пляски, тогда как на беседах труд и веселье тесно переплетались.

Заключение

технология лен льнопрядение льноткачество

Льняные ткани по гигиеническим свойствам превосходят ткани из всех известных в настоящее время видов волокон. К сожалению, производство льняного волокна - дело довольно трудоемкое. К началу XIX века лен уступил свое место лидирующего текстильного сырья хлопку.

Но в настоящее время технически решена проблема превращения отходов трепания. Отечественная наука создала новейшую технологию и технику переработки льна. А значит наращивание темпов производства из льна - дело времени. Лен по-прежнему в моде.

Культура льна и сегодня не потеряла своего значения. Он остается одной из важнейших в сельском хозяйстве нечерноземной полосы Европейской части России. А потому и знать об этом растении следует больше.

К сожалению, прогресс нас портит. Мы стремимся заглянуть в завтра и мало радеем о прошлом. А это неправильно. Потому что прошлое может научить не меньшему, чем будущее. Особенно, если это касается истории.

Список литературы и интернет-ресурсов

1. Алевтина Корзунова. Лён, 2015г.

Подобные документы

Сравнение физико-химических свойств волокон натурального шелка и лавсана. Строение волокон, его влияние на внешний вид и свойства. Сравнение льняной системы мокрого прядения льна и очесочной системы сухого прядения. Гигиенические свойства тканей.

контрольная работа [26,7 K], добавлен 01.12.2010

Социальная инфраструктура льнокомбината. Особенности льночесального производства. Обслуживание оборудования приготовительного цеха. Планирование работы прядильщицы и организация труда съемозаправочной бригады. Значение валичной и гребенной мастерских.

отчет по практике [28,8 K], добавлен 17.11.2009

Технология обработки в отделочном производстве суровой вискозно-штапельной ткани. Технология подготовки тканей гидратцеллюлозных волокон перед крашением и печатанием. Особенности технологии и механизм заключительной отделки из гидратцеллюлозных волокон.

контрольная работа [17,5 K], добавлен 23.07.2012

Основные виды обработки древесины, важнейшие полуфабрикаты из нее. Изучение процесса утилизации, рекуперации и переработки отходов деревообрабатывающего производства. Оценка класса опасности отходов с выявлением суммарного индекса опасности отходов.

курсовая работа [890,3 K], добавлен 11.01.2016

Виды и схемы переработки различных видов древесного сырья: отгонка эфирных масел, внесение отходов в почву без предварительной обработки. Технология переработки отходов фанерного производства: щепа, изготовление полимерных материалов; оборудование.

Данная работа . даёт возможность познакомиться с содержанием и последовательностью трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани. Работа рассчитана для старших дошкольников и детей начальных классов.

ВложениеРазмер
lyon.rar 2.36 МБ

Предварительный просмотр:

Цель и задачи: познакомить детей с содержанием и последовательностью трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани; закрепить представления детей о социально-нравственном значении совместной работы людей; воспитывать трудолюбие как социально значимое человеческое качество.

Ребята, сегодня вы узнаете, как раньше на Руси обрабатывался лён и как из него делали потом ткань.

Ребята, а кто знает, что такое лён? (Ответы детей). Совершенно верно – это растение. А как мы знаем любое растение прежде чем оно вырастет, что нужно сделать? (Ответы детей). Правильно – посадить. Начали куковать кукушки – пора сеять лён.

Едва появились стебельки – надо начинать прополку. Молодой лён после прополки распрямляется и растет очень быстро.

Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки.

Когда цветочки опали, то на место их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, пришло время уборки.

Уборка льна (Теребление). Это тяжелая работа. Выходили в поле рано утром, по росе. Женщинам помогали дети. Рукой захватывали стебельки у самой земли, вырывали с корнем, горстями. 8 горстей вязали в вот такой вот сноп. Снопы ставили рядами для сушки.

Обмолот. Подсохшие снопы везли в специально построенное для обмолота здание – гумно. На пол укладывали снопы и вот такими деревянными колотушками били по льняным головкам, отделяя головки от стебля. Семена которые находились в головки, как вы думаете на что шли (что с ними делали)? Ответы детей. (Шли на будущий посев и изготовления льняного масла). А стебли на изготовления волокна.

Это было любимое занятие детей и молодежи. Обмолоченные снопы увозили обратно на поле.

Затем потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху завалили, чтобы не всплыл.

Недели через две вынули лён из речки, просушили…

Сушили его в бане, на полатях. Но самые нетерпеливые хозяйки несли сразу в изб у и сушили на широкой русской печи.

Дальше сухие стебли льна мяли вот на таких вот мялках, отделяя грубую часть стебля от волокна.

Трепание . Измятый лён били вот таким вот деревянным инструментом, который назывался трепало, для того чтобы выбить из волокон остатки кострики (остатки жёсткого стебля) . Трепание тяжелая и грязная работа. За день стены и окна покрывались серой льняной пылью, поэтому работали в банях или нежилых избах, а лица прятали в платки. А вот таким становится лён после трепания.

Очёс. Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока не сделался мягким и шелковистым.

Далее, длинными зимними вечерами, надели Кудель (лён - приготовленный лён для прядения) на гребни и стали из него нитки прясть.

Прясть девочки начинали с детства. Был обычай ходить прясть к соседям, чтобы за пряжей не задремать и сделать не меньше других.

Ребята, здесь вы видите разные прялки, все ли они одинаковы или отличаются чем-то? Ответы детей, (мастера по дереву старались украсить прялки росписью или резьбой). Как вы думаете, что это за деревянное палочка с заострённым концом? Ответы детей. (Вспомним наколотый палец Спящей красавицы). Правильно это – веретено. С помощью прялки и веретена пряли нити

Позднее появились вот такие вот прялки – самопрялки с колесом, работа на таких прялках была быстрее, но они были очень дорогие, не все могли их себе позволить. После того как пряхи напряли нити, из них ткали ткань.

Тканьё. Ткали мастерицы вот на ткацких станках. Ткацкий станок или – красно, как его называли раньше имеет довольно сложную конструкция.

Его основу составляют две рамы – станины . К станинам крепятся деревянные валики, они скрепляют станины друг с другом. На задний валик крепится пряжа (нитки идут вот так вот через весь станок), а на другой передний конец, с помощью челнока и берда, это приспособления которые идут в комплекте со станком наматывается полученная ткань.

Готовый холст (ткань) был серого цвета. Затем стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве, на солнышке, и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.

Ну, что ребята убедились насколько эта сложная работа? Но эта сложная работа позволяла обеспечивать себя повседневной одеждой, праздничными нарядами и текстильными изделиями: такими как скатерти, полотенца, половики, а также верёвками, мешками.

Ребята, а кто из вас знает, в чём раньше хранили одежду? Ответы детей (в сундуках). Совершенно верно, посмотрите вот в таких вот старинный сундуках.

len-snopi

Попроси дома льняное полотенце или кусок холста. Вероятно, найдется. Натяни его и посмотри сквозь материю. Почти ничего не видно: ткань плотная, ровная, никаких просветов. А сквозь хлопчатобумажную материю, которая сделана из хлопка, увидишь всю мебель в комнате. В ткани есть просветы: кое-где она поплотнее, кое-где пореже.

Что такое лен, ты знаешь: растение, как и хлопок. Оно не на юге растет, а на севере в умеренном климате. Лён не так капризен как хлопок. Солнца ему много не надо. Он может подождать, пока дождь пойдет, — не нужно ему подавать воду на утренний завтрак.

2.Что такое луб, или из чего получаются волокна для льняных ниток?

Посеяли лён, выросли стебли с метёлками наверху. У тонкого стебелька льня строение такое же, как у ствола большого дерева: сверху – кора, а под корой – что? Луб!

Ты знаешь, что такое луб? Это самая мягкая и гибкая часть ствола. Их луба березы делают корзинки для грибов, из луба липы плели прежде лапти.

В льняном стебле луб состоит из крепких, длинных и очень тонких волокон. Из этих волокон и прядут нитки.

3. Как собирают семена льна?

Если хлеб сеешь – всё ясно: урожай надо снимать, когда зёрна, семена дозреют. А со льном нельзя ждать, пока созреют семена, — волокно загрубеет и нити из него получатся плохие.

А как же без семян? Ведь тогда на следующий год сеять будет нечего! Да и не только для посева нужны льняные семена – из них выжимают масло.

Вот что придумали: собирают урожай льня прежде, чем семена созрели, а потом оставляют лён лежать недели на две в поле. За это время семена созреют, а волокно не испортится.

maslo iz lna

4.Как собирают волокна льна? Какие машины помогают людям в работе?

Когда семена дозрели, лён молотят – выбивают из метёлок зёрна. А солому – стебли льна – опускают в речку или опять кладут в поле, под осенние дожди.

Вот уже сколько работы было со льном: теребили его, стлали, молотили и мочили. Но это еще не всё!

mialshchitcy lna

kak mashini pomogaiut cheloveku obrabatyvat len

А потом луб отправляют в другую машину, которая будет трепать лён.Спросите ребенка, как может называться такая машина. Да, она называется трепалка! Очень интересное и точное название! Трепать лён – это значит выбивать ударами остатки древесины, клея из луба и разделять луб на отдельные волокна. Работа трепалки похожа на выбивание пыли из одежды.

На фабрике будут прясть из волокон льна нитки, поэтому такая фабрика называется… как Вы думаете, как? Прядильная, потому что на ней прядут! На прядильной фабрике из тонких волокон льна скрутят нитки.

kak priali lyon na prialke

priadilshchitcy priadut lyon

kak delaiut nit iz lna

Затем на ткацкой фабрике из ниток соткут ткань. Из льна делают не только ткани для одежды. Льняное волокно очень плотное, поэтому из него делают даже паруса!

kak tkali lyon

Tkachestvo

kak tkali len

А затем на швейной фабрике из ткани сошьют красивую одежду, постельное белье, занавески, скатерти, салфетки.

kak shiut odezhdu iz lna

А из коротких льняных волокон, которые для пряжи не пригодились, сделают паклю. Для чего нужна пакля? Ей конопатят – затыкают щели.

Вот какой длинный путь проделывает лён от поля до магазина, в котором мы покупаем красивые льняные вещи. Поэтому и говорят, что рубашка в поле выросла!

len-etapi-obrabotki

Видео: Выращивание и обработка льна. Русские традиции.

А в одном из детских садов воспитатель с детьми решили узнать на своем опыте, как растет лен и как из него рубашка получается. Об их исследовательском проекте Вы сможете узнать из этого видео. К сожалению, автор видео не указал ни номера детского сада, ни города, ни фамилии, имени и отчества воспитателя.

Песни, стихи, загадки, заклички и сказки про лён.

В хороводе изображаются движения – посев и обработка льна.

Изначально в традиции его исполняли только девочки, мальчики не участвовали.

TCvety lna

Chto delali nashi predki iz lna

Лен. Сказка Г. Х. Андерсена

Пословицы про лён

Спросите детей, почему про лён так говорят?

  • Лён любит поклон.
  • Лён ручки любит.
  • Посеешь лён – пожнёшь золото.
  • Удастся лён – так шёлк. А не удастся лён – так зубами щёлк.
  • Чем лён дольше (т.е. длиннее) – тем доход больше.
  • Много льна – денег закрома.
  • Кто в лён одет – доживёт до ста лет.
  • Лён вымотает – лён и озолотит.
  • Мни лён доле, волокна буде боле.

Загадки про лён

  • Мал малышок, в сыру землю зашёл, синю шапку нашёл.
  • Били меня, колотили меня, во все чины произвели, на престол с царем посадили.

Приговорки и заклички про лен

Хмарина – хмарь,

Не беё лён да ярь.

А бей посильней –

Камыш да репей!

  • Гуляя рядом с полем, на котором сеяли лён, дети приговаривали – желали:

Уродись, бел ленок,

Тонок, долог и высок!

Вверх – головистый,

Вниз – коренистый,

С цветком голубым,

С корнем золотым!

Именно поэтому нужно очень бережно относиться к вещам, ведь в их создание вложен труд большого количества людей. И без этого труда не было бы у нас таких красивых и полезных вещей!

Надеюсь, что материалы этой статьи помогут Вам в занятиях с детьми дома, в детском саду, в детском центре, в школе.

Презентацию со всеми картинками статьи, доступную для редактирования и удобную для занятий с детьми, можно скачать:

В ней Вы найдете картинки из этой статьи в высоком качестве для рассматривания их с детьми и другие полезные материалы.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

audiokurs-razvitie-rechi

занятия для детейпрезентации для дошкольниковпознавательные видео для детей5 лет6-7 летсказки для детейрассказы для детей


Вот это подборка.
Столько информации: и видео, и стихи, и описание, и фото. Просто бери и урок проводи. Огромное Спасибо!


В данной статье автор касается вопросов выращивания, обработки, выделки льна и значимости льняного промысла для жизни древних славян.

Ключевые слова: лен, обработка льна, выделка льна, выращивание льна, славянский промысел.

Современный культурный человек не просто идет в ногу со временем, но и знает, ценит историю и культуру своего народа. Связующим звеном между веком технологий и историей остаются народные промыслы, которые передаются из поколения в поколение. Рукоделие, национальные блюда, знание обрядов духовно обогащают человека и делают его мир теплее. Одним из таких древних промыслов является выращивание льна [1, 3].

Сейчас трудно представить, как без применения сложной техники можно было из растений изготовить ткани, пригодные для одежды. К сожалению, остается все меньше людей, которые помнят об этом, могли бы рассказать и показать нам приемы древнего промысла. [1].

Мне показалось интересным и важным попытаться своими руками вырастить лён, обработать его, получить волокно и нить.

Актуальность работы заключается в том, что изучение истории, а также выращивание, выделка и обработка льна своими руками, помогут нам лучше понять быт наших предков, их культуру, осознать место и значимость льняного промысла для жизни.

Ткани изо льна в истории народов считаются самыми старинными. Они появились задолго до хлопковых, шерстяных или шелковых тканей. Науке известны находки, имеющие возраст около 10 тыс. лет.

Выращивание льна и производство льняной ткани занимало ключевую позицию у многих славянских народов. Этот факт подтверждает наличие изображения льна на гербе Республики Беларусь, на гербах Ивановской и Смоленской области России. [5, 6].

Из льняных тканей шили одежду. Основной элемент костюмов были сорочки для повседневной носки, для мужчин — рубахи. Из предметов обихода праздничной и тонкой работой считались скатерти. Из кусочков ткани и волокон мастерили кукол для детей и обереги.

Мы решили проделать путь от посева льна до изготовления различных поделок из него так, как это делали древнеславянские народы. Купили семена льна и в конце мая посеяли их на дачном участке. В течение лета, до образования цветочных бутонов, удобряли лён азотсодержащими веществами, регулярно поливали. Когда у нашего льна семенные коробочки стали коричневыми, выдернули его вместе с корешками. Веточки аккуратно связали в пучки и оставили сушить на веранде. После сушки, 16 сентября мы расстелили лён на траву, где он лежал до 14 октября. Периодически солому поливали водой из шланга. В таких условиях активно развиваются бактерии, которые разрушают клейкое вещество в волокнах. Тресту (льняную солому) собрали в мешок и привезли на дальнейшую переработку домой.

Пучки льна мы мяли, трепали вручную. Это делали для того, чтобы отделить костру (плотную часть стебля) от волокнистой части. После того, как основная часть костры отлетела, расчесывали волокно гребнем. Самый приятный процесс — это формирование нити. Нить скручивали с помощью деревянного веретена.

Таким образом, я под руководством моей бабушки Фоломеевой Веры Степановны опытным путем воспроизвел весь производственный цикл от посева и выращивания растений до получения льняной нити ручным способом, используя только домашний гребень и веретено. Сведения о процессе выращивания и обработки льна считаю достоверными, т. к. моя бабушка родом из белорусской деревни и застала те времена, когда ее мама сама обрабатывала лён.

Изучив данные сети Интернет, мы поняли, что этапы выращивания, обработки и выделки льна одинаковы в различных областях, а вот названия орудий труда могут отличаться. Очень важно соблюдать всю технологию выделки льна, чтобы волокно и нити были длинными, нежными, тонкими и имели однородную окраску.

По внешнему виду льна, который мы вырастили на нашем участке, мы поняли, что это — лён — кудряш. Его выращивают в основном для получения семян. Нам удалось получить нити из его волокна, но для качественной нити выращивают лён-долгунец.

Полученные мною данные позволяют сделать следующие выводы:

− льняное производство является одним из древних промыслов славянских народов;

− собственные исследования показали, что производство льна действительно не требует сложных приспособлений и машин и может быть осуществлено вручную;

− знание древних славянских промыслов, в частности возделывания и переработки льна помогает нам лучше понять жизнь, быт и культуру наших предков.

Практическая значимость: для привлечения внимания моих сверстников к изучению древнего льняного промысла как части славянской культуры я предлагаю следующее:

− выделить на пришкольном участке 20 кв. м для посева льна,

− на уроках технологии провести мастер-класс по выработке льна по древнеславянской технологии с использованием растений, выращенных школьниками и изготовить куклы, обереги и другие поделки,

− оформить уголок в классе с фотографиями, орудиями труда древних славян, поделок, сделанных руками школьников,

− ежегодно проводить праздники в школах с привлечением бабушек, дедушек, мастер-классы по рукоделию, используя старинные техники.

Основные термины (генерируются автоматически): выделка льна, выращивание льна, обработка льна, посев льна, льняной промысл, моя бабушка, славянская культура, волокно, нить.

Районы наиболее развитого производства полотна и холста совпадали с льноводческими территориями страны; первое место среди них занимала Новгородско-Псковская область, значительное количество льна выращивалось также на юго-востоке Вологодского, а также в Ярославском, Костромском уездах. Отсюда лен в виде сырья, полуфабриката или готовых изделий разных видов в значительном количестве поступал на внутренние рынки страны и за границу (Исследование о состоянии льняной промышленности в России. Спб., 1847; см. так-же: Бахрушин С. В. Научные труды, т, 1. М" 1952, с. 87-91.).

Чтобы представить себе своеобразие этой продукции и характер специализации в ее изготовлении, необходимо познакомиться с технологией обработки льна и конопли.

Ева за прялкой. Миниатюра из


Ева за прялкой. Миниатюра из 'Сборника о мытарствах', XVII в. Фрагмент (ГИМ, отдел рукописей, собр. Вострякова, М 247, л. 68).

Процесс этот был весьма трудоемким и длительным, включал много стадий. Готовый лен выдергивали руками, чтобы максимально сохранить всю длину стебля, из которого получали затем волокно для пряжи. После отделения головок семян (путем продергивания пучков льна через редкий гребень - "рядки") лен сначала мяли, а затем трепали, чтобы освободить волокно льна от твердой наружной оболочки - "костры". Уже в XVI в. в Пскове на острове вдоль реки стояли целые ряды "трепалок" - специальных построек типа бань, где производились эти работы, связанные с большой пылью и грязью.

Обработка конопли, более грубой, чем лен, требовала дополнительной операции: перед сушкой и трепкой ее замачивали (См.: Маракин Ф. И. Переработка льна в пряжу и ткани. - Нижегородский сборник, т. VII. Н. Новгород, 1887, с. 1-51; Хозяйство и быт русских крестьян. с. 69-78.).

После трепки волокна льна прочесывали через гребни разной частоты. Каждый раз от них отделялась какая-то более грубая часть, которая шла на выделку низких сортов холста: хрящи, гребенинный, толстый и т. д. Судя по наличию на рынках XVII в. ткани "кострыж", даже отходы после трепки использовались для выделки самой грубой ткани. Отходы после трепания (назывались "отрепье", после первого чесания - "изгребье", после второго - "пачесы" (волокна, оставшиеся на гребне). До конца обработанное волокно - "куджель", "кудель" - шло на выделку самого тонкого льняного полотна.

Подготовка волокна занимала первые осенние месяцы, а с 14 октября (1 октября по старому стилю) начиналось прядение - самый длительный и трудоемкий процесс, продолжавшийся примерно 120-140 дней. Орудия прядения были (несложными: деревянная прялка для прикрепления кудели и веретено. Вытягивая левой рукой нить, пряха другой крутила веретено, тем самым скручивая нить. Готовый отрезок нити наматывался на веретено, закреплялся петлей, и процесс продолжался. По наблюдениям исследователей, в районах с развитой обработкой льна искусная пряха могла напрясть до 300 аршин в сутки (См.: Маракин Ф. И. Указ. соч., с. 20-26.). Напряденные нитки либо сразу готовились к тканью, либо часть шла в окраску, так как пестрядь ткалась из цветных нитей. На ее производстве особенно специализировались ярославцы, где в числе ремесленников в середине века числятся пестрядильники и красильники.

Размотка нитей производилась отдельно для подготовки утка (поперечной нити при тканье) и отдельно для основы (продольных нитей, заправлявшихся в ткацкий стан). Для каждой из этих операций существовали свои несложные орудия: скально, фигурки, сновальни. Основа для пестряди делалась из чередования цветных, в основном красных и синих нитей. Тех же цветов должны были быть и нити утка.

Тканье на ткацком стане. Миниатюра


Тканье на ткацком стане. Миниатюра 'Жития муромских чудотворцев Петра и Февронии', XVII в. (ГИМ, отдел рукописей, Музейское собр., № 3151, л. 190).

Готовые ткани, если не шли в дальнейшую окраску, то отбеливались.

О специализации в выделке определенных сортов ткан" или отделке ее говорит существование еще в конце XVI в. в Новгороде холщевников, белильников и красильников. Их продукция широко расходилась по всей стране. Так, в 1609 г. у новгородца было куплено 2805 аршин холстов-"парусных" и мешочных, "простын новгородских". В том же городе в мотках и пасмах продавалось большое количество "прядена", т. е. напряденных нитей. Славился Новгород и крашенинами. В первые годы XVII в. Соловецкий монастырь регулярно приобретал на вологодском рынке новгородские крашенины разных цветов: в 1602 г. - 86,5 аршина, в 1605 - 617, а в 1608 - 775 аршин. Наряду с новгородскими славились своей тонкостью "олонские", заонежские и устюжские полотна (См.: Бахрушин С. В. Указ. соч., с. 87-88, 90-91.). Одной из последующих операций отделки была набойка - нанесение на ткань красочного узора при помощи резных деревянных досок. Особенно славились высоким качеством набивных тканей ярославцы. Их набойки и выбойки с маркой "ярославские" в большом количестве раскупались на рынках страны.

Наличие в Ярославле среди красильников специальности "колотилыцика" показывает, что в набивном производстве появились мастерские с детальным разделением труда. Избыток хороших специалистов в одном месте приводил нередко к их перемещению в другие центры. Так, в 1640-1670 гг. в Великом Устюге работали холмогорские котельники и живописцы и ярославские крашенники (См.: Данилова Л. В. Указ. соч., с. 101; Мерзон А. Ц., Тихонов Ю. А. Указ. соч., с. 438.).

Доска набойная. Русский Север, XVII в. (ГИМ, отдел дерева).


Доска набойная. Русский Север, XVII в. (ГИМ, отдел дерева).

Обработка шерсти для выработки сукон несколько отличалась в начальных и конечных стадиях от процесса обработки льна. Собранная после стрижки овец шерсть прежде всего очищалась. Для этого ее сначала разбирали руками, а затем "разбивали": шерсть клали на решетку, а над ней укрепляли лучок со струной. Специальным бойком в виде крючка струна приводилась в движение, и ее колебание взрыхливало пучки шерсти на решетке. При этой операции грязь ссыпалась через решетку вниз, а очищенная шерсть оставалась на решетке. Прядение шерсти, ее размотка и ткачество не отличались от подобных же операций при выделке льняных тканей.

Заключительная операция выделки сукон после тканья - валяние. Для этого сукно накатывали на деревянные скалки и, поливая водой, катали рубелем на станках с ребристой поверхностью (Хозяйство и быт русских крестьян, с. 673.). В зависимости от качества шерстяной пряжи различались и сорта выделанных сукон.

На рынках XVII в. продавалось большое количество разного вида сукон: сермяжные, лятчина, ярига (ТК, т. I, с. 656; т. III, с. 673. Сукно сермяжное представляло собой полушерстяную ткань с основой из толстых льняных нитей ("портяных") и шерстяным утком; лятчина- сукно из овечьей шерсти летней (т. е. худшего качества) стрижки; ярига и кострыж - самые толстые и грубые сорта ткани типа дерюги.). Среди них высокими качествами выделялись сукна троицкие и можайские (См.: Бахрушин С. В. Указ. соч., с. 83.).

Сукна высшего сорта - стамед, красное и др. - покупали на рынке в значительно меньшем количестве и ценили дороже. В то время как дешевые сукна были естественного цвета шерсти овец, дорогие отбеливались и окрашивались в разнообразные цвета: синий, красный, бусырь (серо-голубой) и т. д.

На рынок поступали не только ткани, но и готовая одежда, верхняя и нательная: кафтаны, полукафтаны, зипуны, однорядки, рубахи, порты. Наибольшим спросом пользовалась одежда из самых дешевых и грубых тканей: зипуны сермяжные, такие же кафтаны и сукманы, рубахи и штаны холщовые. Изготавливали одежду специалисты - "швецы", портные мастера, работавшие на заказ и на рынок (Розыскные дела. т. IV, с. 602, 610; Данилова Л. В. Указ. соч., с. 104.). Крупные монастыри имели свои мастерские ("швальни"). В торговых центрах, таких, как, Великий Устюг или Ярославль, работало значительное число швецов: соответственно 23 и 55 человек.

Швецы работали и по деревням, получая за шитье плату или какой-то кусок земли на время для обработки. Так, в двух жалобах 1628 г. "портного швечишко", родом из Белозерского уезда, на своих заказчиков-крестьян Кокшеньгской четверти Шевденецкой волости, говорится, что в одном случае за шитье двух зипунов белых ему не заплатили "могорца", а в другом - дали ему "полюбовно" уголок новины (под. репу), а потом выгнали, не дав собрать урожай (РИБ, т. XIV, с. 683, 685.).

Читайте также: