Новые технологии в детском саду 2021

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Актуальность проблемы

В условиях реализации ФГОС ДО современное образование все более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, на развитие способности воспитанников самостоятельно решать проблему, на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей. В этой связи актуальными становятся формирование у детей раннего возраста технического мышления, развитие исследовательских, инженерно - конструкторских навыков. Эффективным инструментом развития технологической компетентности будущих инженерных кадров в стенах современного дошкольного учреждения является STEAM – образование (S – science – естественные науки, T – technology – технология, E – engineering – инженерное искусство, A – art – искусство, творчество, M – mathematics (математика).

Значимость проекта

- развитие личности, обладающей актуальными знаниями и умениями;

- создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты.

Проект также является решением одной из задач ФГОС дошкольного образования:

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

- развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций.

Данный проект предполагает внедрение в воспитательно - образовательный процесс ДОУ новой STEAM – технологии, обеспечивающей развитие у дошкольников интереса к науке, технике, образованию, культуре, формирования у них творческого мышления, инициативности, способности к принятию нестандартных решений. Реализация проекта позволит систематизировать эту деятельность и поднять ее на более высокий качественный уровень.

2. Разработать и внедрить программно- методическое сопровождение дополнительного образования с применением STEM - технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

3. Обеспечить методические, дидактические средства по реализации программ дополнительного образования, а также создать материально-техническую базу.

4. Обеспечить информационную открытость проекта для педагогов Раменского муниципального района и Московской области.

В ДОУ создана площадка для успешной интеграции совместной творческой деятельности детей и педагогов в рамках дополнительного образования.

Педагогами разработаны и представлены на различных уровнях следующие программы дополнительного образования:

1. Сформированы профессиональные компетенции педагогических кадров по моделированию образовательной среды для интеллектуальной активности и развития предпосылок научно-технического творчества детей;

2. Разработаны и внедрены программы дополнительного образования с применением STEM - технологий в работе с детьми дошкольного возраста;

3. Обеспеченно материально - техническое и методическое оснащение;

5. Дошкольники способны проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. Обладают развитым воображением, имеют навыки научно-технического творчества, готовы к творческому поиску, умеют работать в команде.

6. Постоянное информационное сопровождение проекта:

¾ размещение продуктов совместной творческой деятельности детей - педагогов (новостных роликов, анимационных мультфильмов и т.д.) в социальных сетях:

Ожидаемые эффекты проекта

- Раскрытие интеллектуального и творческого потенциала воспитанников;

- Профессиональный и личностный рост педагогов, готовых к творческой и инновационной деятельности;

- Повышение профессионального рейтинга дошкольного учреждения;

- Трансляция достижений через систему детских фестивалей, конкурсов и научно - практических конференций России и Московской области для педагогов.

- Создание готовых методических материалов с целью распространения и обмена опытом работы по использованию STEM – технологий в практике дошкольных образовательных организаций Московской области;

- Трансляция передового опыта на разных уровнях, информирование общественности о результатах реализации проект

Автор: Павловская Тамара Николаевна

Организация: МБДОУ д/с № 4

Населенный пункт: Смоленская область, г. Починок

План

II. Практическая часть

III. Заключение

- подведение итога МО.

IV. Практический материал для начинающих воспитателей.

-Таблица современные технологии воспитательной работы в ДОО.

- Инструментарий серьезное отношение к работе воспит

- Советы взрослым от детей.

Выступление на МО Октябрь 2021.

Актуальность:

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми. В связи с этим перед педагогами-дошкольниками встала задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не просто передать какие-либо знания, но развить познавательный интерес у детей и осуществить преемственность дошкольного и начального школьного обучения через современные педагогические технологии.

Новизна:

Любое новшество представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиального нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Для этого мы в нашем детском саду применяем отличающиеся от других дошкольных учреждений интересные модели по воспитанию и интеллектуальному развитию малышей, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Цель воспитания — ввести дошкольника в мир культуры, способствовать разностороннему развитию его способностей,
психическому и физическому здоровью, стимулировать и сохранять индивидуальность. Воспитание в дошкольном
детстве направлено на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и
отношение ребенка к миру. (Слайд 3)

Задача воспитания - обеспечить базис личностной культуры , помочь ребенку в присвоении ценностей (красота, добро, истина), способов взаимодействия с людьми и проявлении эмоционально-оценочного отношения к миру. (Слайд 4)

Принципы воспитательной работы с дошкольниками

Принцип гуманизации воспитания регламентирует отношения педагогов и детей и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, сотрудничестве, любви, доброжелательности

Принцип педагогического оптимизма - принцип опоры на положительное в личности ребенка

Принцип активной жизненной позиции ребенка - человек развивается в активной самостоятельной деятельности

Принцип педагогического оптимизма - принцип опоры на положительное в личности ребенка

Принцип активной жизненной позиции ребенка - человек развивается в активной самостоятельной деятельности

Принцип учета в воспитании возрастных, индивидуальных, поло-ролевых особенностей детей - развития уникальных, самобытных особенностей каждого ребенка (Слайд 5).

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. (Слайд 6)

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии воспитательной работы с дошкольниками. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели воспитания и развития личности. (Слайд 7).

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок,

определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения,

воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. (Слайд 8).

Вашему вниманию представлены основные технологии воспитательной работы в ДОО ( Слайд 9)

Самыми важными и главными являются

I. Здоровьесберегающие технологии их очень много, остановимся на некоторых из них это:

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья

- утренняя гимнастика и гимнастика после сна;

Как мы отметили , что одной из здоровьесберегающих технологий является Динамическая пауза,( Динамические паузы как элемент здоровьесберегающей образовательной технологии могут использоваться для детей дошкольного возраста в дошкольном

Образовательном учреждении в качестве профилактики утомления.

(Слайд 9).

а проведет ее с вами воспитатель МБДОУ д/с № 4 г. Починка Сорокина Ольга Евгеньевна (видеоролик)

2.Технологии здоровьеформирования(обучение здоровому образу жизни ЗОЖ)

3.Коррекционные технологии

-сказкотерапия;

- цветотерапия

Цветотерапия для дошкольников – это также хорошая возможность выразить свое настроение, передать эмоции и чувства, которые сложно объяснить словами. Так как именно в дошкольный период жизни закладываются фундамент здоровья ребенка, поэтому необходимо уже в этот возрастной период формировать у детей потребность в здоровом образе жизни.

II. Игровые технологии

Друдл - это не совсем законченная картинка, которую нужно придумать на что она похожа.

Творческое воображение дошкольника — это почва, на которой вырастает позже профессионально развитое воображение ученого, художника, изобретателя. Ведь от того насколько развито воображение у ребёнка, зависит его успешное обучение в школе.

Вашему вниманию предлагаем видеоролик по технологии «Друдлы, проводит его воспитатель Ольховникова М.С

Краткое описание: Библиотека книг находится в свободном доступе для всех участников образовательного процесса в холле в литературном уголке детского сада.

Любой родитель, ребенок, педагог берет понравившуюся книгу, а взамен оставляет свою для того, чтобы библиотека не пустела.

Цель: Пропаганда чтения.

Реализация:

(Слайд 11).

Краткое описание: Создание короткого видеоролика, рассказывающего в произвольной художественной форме о какой-либо книге.

Цель: Развитие мотивации к чтению с помощью визуальных средств.

Реализация:

  • расширение кругозора
  • развитие воображения и памяти
  • увеличение словарного запаса (Слайд 12).

IV.Технология развития связной речи: (Слайд 13).

Мнемотехника ( мнемотаблицы, мнемодорожки, мнемоквадраты).

По правилам мнемотехники информация кодируется (зарисовывается схематично) с помощью изображений, которые помогают ребенку воспроизвести текст.
Изображения не просто рисуются на листе, а располагаются в мнемотаблицах, мнемоквадратах, на мнемодорожках и в ассоциативных цепочках, которые воспитатели или родители легко могут подготовить самостоятельно для более быстрого запоминания текстового фрагмента.

Краткое описание: На стене в группе и помещениях детского сада крепятся магнитные полоски, ковровое полотно, кармашки, прищепки, ТСО, игры, игровые фишки и различные тематические картинки.

Цель: Усвоение, закрепление и расширение знаний.

Реализация:

Краткое описание: Дети принимают участие в событиях, имеющих социальную значимость.

Цель: Формирование у детей отношения к общественной жизни, развитие гражданской позиции

Реализация:

Краткое описание: Дети подготовительной группы получают от младших детей письма с определенными просьбами. Прочитав эти письма в группе, взрослые дети отправляются на помощь малышам.

Цель: Развитие коммуникативных навыков и умения общаться в разновозрастном коллективе

Реализация:

II. Практическая часть МО

1.Составить таблицу, согласно напечатанных описаний тех или иных технологий.

-Слева технологии, справа надо подобрать и расположить задачи воспитательного процесса, относящиеся к данной технологии.

2.Подберите технологии к каждому названию:

- Мы вместе ( волонтерство, социальные акции)

III. Заключение

1.Выводы:

Воспитательная работа является ведущей в ДОО. Процесс воспитания – длительный процесс и результаты его отсрочены временем.

2.Подведение итогов МО

3.Раздача практического материала.

Инструментарий серьезного отношения педагога к работе воспитанника:

«Нам предстоит интересная работа.

Перед нами предстала проблема.

Выделение в содеянном позитивной стороны в ситуации удачи и неудачи воспитанника:

«Не очень хорошо получилось. но вот эта доля работы – просто отлично. Замечательно. Особенно вот это.

Педагогическая помощь в деятельных усилиях ребенка, направленная на оснащение его умениями в организуемой деятельности и облегчающая операционную сторону умения:

«Я покажу тебе, смотри, это просто.

Давай попробуем вместе.

Запомни, здесь главное

«При таких условиях человеку не всегда легко ..

Здесь бы даже взрослый не смог.

Это часто случается, к сожалению.

Советы взрослым от детей:

1) Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став “плаксой” и “нытиком”.

2) Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

3) Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.

4) Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

5) Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

6) Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить — это поколеблет мою веру в вас.

7) Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.

8) Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.

9) Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я, как и вы, учусь на собственном опыте.

10) Не забывайте, я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

11) Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.

12) Мне важно знать от вас что правильно, а что нет. Но более всего мне важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами что правильно, а что нет.


В данной статье рассматриваются проблемы интерпретации инновационной деятельности педагогов в дошкольном учебном заведении. Были проанализированы и очерчены условия и виды инновационной деятельности педагогического коллектива, а также инновационные характерные черты личности воспитателя ДОУ. Обосновывается целесообразность введения инноваций в воспитательно-образовательный процесс ДОУ, приобретающих большое теоретическое и практическое значение для системы образования в целом.

Ключевые слова: инновации, инновационные технологии, информационно-коммуникационные технологии.

Изложение основного материала. Новые социально-экономические отношения в современном обществе вызвали изменения в системе дошкольного образования, развитие которых недавно поднялось на более высокий уровень. Внедрение ФГОС в дошкольное образование и требование к структуре базовой образовательной программы для дошкольного образования привели к значительным изменениям в организации управления и потребовали улучшения системы управления ДОУ. Улучшение образовательного процесса в соответствии с ФГОС ведет по цепной реакции к улучшению профессиональной компетентности современного педагога, работающего в ДОУ.

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к саморазвитию. Основными критериями саморазвития воспитателей ДОУ являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности, творческий рост педагогов, внедрение новых педагогических технологий в воспитательно-образовательный процесс [2, с.132].

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют инновационные технологии в свою работу. Поэтому основной задачей дошкольных педагогов является выбор методов и форм организации работы с детьми, оптимальных инновационных педагогических технологий, которые в большей мере соответствуют заявленной цели личностного развития воспитанников.

Как известно, технология — набор методов, используемых в любом деле. Педагогическая технология — это набор психолого-педагогических установок, определяющих особый набор и использование форм, методов обучения и воспитания, учебных инструментов; это организационно-методический инструмент для организации педагогического процесса [1, с. 65].

Цель внедрения инновационных педагогических технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ:

– улучшение качества дошкольного образования и профессиональных навыков педагогического коллектива;

– формирование активности ребенка в познании окружающей действительности, раскрытие индивидуальности в процессе взаимодействия между всеми субъектами воспитательно-образовательных отношений (педагогами, детьми, родителями) [4].

Инновационный процесс — это создание, освоение и применение инноваций, которые гарантируют успех перехода традиционной системы образования на новое качественное состояние. Инновации в дошкольном обучении предлагаются для понимания новых методов обучения, новых способов организации занятий, инноваций в организации образовательного контента (интеграционные программы), методы оценки образовательного результата. Современные инновационные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию ФГОС ДО [3].

Проблемы внедрения инноваций в дошкольное образование:

– отсутствие или недостаток ресурсов (дидактические, материальные, технические, информационные);

– негативное отношение педагогов к инновациям, связанное с сохранением стереотипов образовательной деятельности в ДОУ;

– нежелание совместной работы в условиях инноваций (возникает между молодыми и старыми педагогами);

– отсутствие или недостаток знаний в организации и внедрении инновационных процессов;

– отсутствие системы стимулирования инновационных педагогических навыков;

– отсутствие конкретных методов контроля эффективности инновационного процесса.

Какие бы проблемы не возникали бы при внедрении современных инноваций, они все равно внедряются. Среди инноваций стоит отметить современные образовательные технологии, используемые в практике дошкольных образовательных учреждений [5]:

– технологии проектной деятельности;

– технология исследовательской деятельности;

– технология портфолио дошкольника и воспитателя;

Рассмотрим вкратце сущность каждой технологии, что они из себя представляют и какие цели преследуют.

Здоровьесберегающие технологии — технологии, используемые для сохранения и укрепления физического и психического здоровья дошкольников. К ним относятся: пальчиковая и артикуляционная гимнастики, закаливание, психогимнастика и пр. Целью здоровьесберегающих технологий является предоставление ребенку возможности сохранять здоровье, развивать необходимые знания и навыки для формирования основ ведения здорового образа жизни.

Технологии проектной деятельности. Цель данной технологии развивать и обогащать общественный и личный опыт путем включения детей в сферу межличностного взаимодействия в процессе реализации какого-либо проекта. Педагоги, которые активно используют проектные технологии в воспитании и обучении дошкольников, единогласно отмечают, что организованная таким образом совместная деятельность позволяет им лучше узнать своих подопечных, а также проникать во внутренний мир ребенка.

Технология исследовательской деятельности. Цель исследований в детском саду — сформировать основные навыки детей дошкольного возраста к исследовательскому типу мышления. Исследования проводятся на различные интересующие детей темы с активным использованием опытно-экспериментальной деятельности, позволяющей ребенку лучше понять явления и процессы окружающей действительности.

Личностно-ориентированные технологии. Личностно-ориентированные технологии ставят личность ребенка в центр всей системы дошкольного образования, которая заключается в обеспечении комфортных условий в семье и ДОУ для реализации имеющихся природных потенциалов ребенка. Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей предметно-пространственной среде, которая отвечает требованиям содержания новых образовательных программ, соответствующих ФГОС ДО.

Технология портфолио дошкольника ивоспитателя. Цель использования данной технологии заключается в сборе всех достижений субъекта воспитательно-образовательного процесса в единое целое и представление таким образом тенденции результатов образования.

Игровые технологии. Игровые технологии являются основой всего дошкольного образования. В свете федерального государственного образовательного стандарта личность ребенка выносится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. В данном контексте игры имеют много познавательных, обучающих функций. В саду часто используются всевозможные дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, народные игры. В целом, игровые технологии, используемые в ДОУ, можно разделить на следующие группы:

– игры, помогающие отличать характерные черты объектов;

– игры, помогающие обобщать объекты по определенным признакам;

– игровые технологии, обучающие ребенка отделять фантазию от реальности;

– игры, воспитывающие общение в команде, развивающие физические качества.

Основная задача использования технологии ТРИЗ в дошкольном возрасте — внушить ребенку радость и желание к творческим открытиям. Следует отметить, что использование проектных технологий не может существовать без использования технологии ТРИЗ. Поэтому при организации работы над творческим проектом дошкольникам предлагается проблематичная задача, которая может быть решена путем исследования или проведения экспериментов [4].

Основным критерием в работе с детьми с данной технологией является разборчивость и простота в представлении информации и упрощение в постановке сложной, на первый взгляд, ситуации. Перед использование технологии ТРИЗ необходимо узнать детей поближе, их психологическое и интеллектуальные способности. Сказки, азартные игры, повседневные ситуации — это среда, благодаря которой ребенок учится применять решения ТРИЗ, проблемы, с которыми он сталкивается. По мере выявления противоречий он сам будет стремиться к идеальному результату, используя множество ресурсов.

Часто педагог уже пользуется технологией ТРИЗ, даже не подозревая об этом. Действительно, это эмансипация мышления и способность идти к концу в решении поставленной задачи — суть творческой педагогики.

Каждый педагог является создателем той или иной инновационной технологии, даже если он занимается заимствованием, путем интеграции нескольких известных технологий или адаптации инновационной технологии к конкретным условиям воспитательно-образовательного процесса ДОУ. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, который научился работать на технологическом уровне, когнитивный процесс в его развивающемся состоянии всегда будет основным ориентиром.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, воспитательно-образовательный процесс, исследовательская деятельность, педагог, проектная деятельность, ребенок, технология портфолио дошкольника, детский сад, дошкольное детство, дошкольный возраст.

Эти технологии, в отличие от традиционных репродуктивных, призваны воспитать творческую личность. Такой ребенок не будет послушно получать знания, затверживаемые педагогами. Для него важно будет самому добыть эти знания.

Интерактивные технологии в доу

Новые технологии в доу приводят к тому, что ребенок становится не объектом, а субъектом воспитания. Это означает, что воспитатель не запихивает в его голову знания любой ценой, а чутко и мудро стоит рядом, предлагая малышу самому познать что-то новое, но и готовясь поддержать его в момент сложностей и неудач. Ребенок сам стремится получить знания, а воспитатель только помогает, подсказывает, направляет. На первый взгляд такая технология кажется равнодушной. Но подождите немного, и вы увидите, что вырастить личность можно только одним путем: не выполняя за человека жизненные задачи, а страхуя его на виражах. Начало этой работы закладывается в правильном детском саду!

Инновационные технологии в доу включают в себя такие основные методы:
Сложно переоценить роль игры в жизни человека, особенно если человек этот – ребенок. Вы можете добиться от малыша чего угодно, только предложите ему в это поиграть! Тогда любой, даже самый напряженный и серьезный труд покажется малышу интересным. Играя, ребенок осваивает важнейшие, фундаментальный вещи: учится сравнивать предметы по размеру, форме, содержанию; пытается находить соответствия; приобретает навыки классификации предметов. Наконец, именно в игре развивается интеллект ребенка и скорость его мышления.

Воспитатель ставит перед ребенком важную для малыша, но в то же время доступную задачу – и отходит в сторону, направляя процесс поиска наводящими вопросами в случае необходимости. Неизвестное оказывается знакомым и понятным, потому что ребенок не просто переработал информацию, а совершил маленькие (а для себя – значительные!) открытия.

Интерактивные технологии в доу

Технология проектной деятельности позволяет ребенку одному или совместно с другими детьми (но всегда под руководством педагога) получить ответ на значимый вопрос. Проект чаще всего выполняется не одним ребенком, а несколькими. Это позволяет развить так называемое социальное сознание малыша, научить его работать с другими людьми. Проекты – это творческие задания, а значит, решая поставленную задачу, кроха учится креативности мышления. Сколотить скворечник, разучить танец, совместно презентовать собственные впечатления об экскурсии – вся эта деятельность направлена на обогащение межличностного взаимодействия между детками.

Интерактивные технологии в доу

Инновационные системы в доу включают в себя и использование компьютерных технологий. Мыслящие родители наверняка уже оценили прелесть развивающих программ и мультфильмов, которые помогают сегодня знакомить ребенка с миром в разных его проявлениях. Эти программы помогут малышу сформировать необходимые знания, и сделают это в наглядной, доступной форме. Работа с компьютером всегда вызывает у малышей повышенный интерес. Наконец, компьютерные программы делают невозможное возможным: моделируют разные жизненные ситуации, которые нельзя воссоздать в реальном детском саду. Единственное предостережение: компьютер должен использоваться грамотно и не навредить ребенку, а помочь ему узнать окружающий мир.

Использование в доу инновационных технологий помогает вашему ребенку развиваться так, как того требуют современные условия нашей жизни. Покидая доу и готовясь к школе, ребенок столкнется с меньшим стрессом. Вы получите уверенного в себе маленького исследователя, который знает, что он – личность, понимает и уважает личности других людей и вообще – готов к новому этапу своей жизни.

Хотите узнать подробнее об этих или других интерактивных технологиях в детском саду и не только? Тогда обращайтесь к нам по телефонам:

Читайте также: