Ной посадил виноградную лозу

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Виноград: История и легенды

Виноград: Какова его история? Откуда он взялся? Как давно на земле существует? Многие-многие годы считалось, что волшебные эти ягоды занесены к нам финикийцами. Но постепенно с развитием знания явились новые факты: наряду с легендами природа открыла интересные страницы, из которых люди смогли прочесть историю винограда в виде отпечатка виноградного листа. Причем, древность этого отпечатка на миллионы лет превосходит древность не только финикийцев, но и всего человеческого рода.



Да, среди ископаемой флоры, среди доисторической растительности Земного шара палеонтологи открыли и детально обследовали отпечатки и винограда. Оказывается, еще в ту эпоху, называемую третичной, когда на земле выросли, платаны и дубы, тополя и пальмы, появилось и семейство так называемых ампелидных (от греческого ampelos - виноград), то есть - виноградных растений.

Согласно другому распространенному преданию, Вакх научил культуре винограда жителей Индии, затем греков. Однажды в гостях у Вакха оказался знаменитый Икар, и узнал он там, как этот самый виноград выращивать, как вино готовить, что, впрочем, Икара и сгубило: один из его работников, которым Икар роздал новый напиток, напились, а другие, считая себя отравленными, своего господина зарезали.

В общем, у всех народов, которые оставили после себя писанные или устные предания, виноградная лоза в этих преданиях занимает особое, почетное место.
Легенды о вине
Вряд ли есть растение, о котором слагалось бы так много легенд, как о виноградной лозе, и напиток, который так прочно и повсеместно вошел бы в мифы и сказания, как виноградное вино.

Культура винограда и виноделие от самых своих истоков, в течение веков, вплоть до наших дней, сопровождались легендами и народными преданиями, часто очень занимательными и поэтическими. Вот легенда, в которой возникновение культуры винограда и виноделия связано с античным богом Бахусом.
Однажды Бахус, будучи еще совсем молодым, отправился в Наксос. Путь долгий, и юноша, устав, присел на камень отдохнуть. У своих ног он заметил удивительно красивое растеньице, еле выбившееся из земли. Оно так ему понравилось, что он решил взять его с собой и посадить у себя на родине.

Осторожно вырвав растение с корнем, Бахус отправился с ним в путь. Но солнце отчаянно пекло, и он стал беспокоиться, что растение засохнет, пока он дойдет до Наксоса. Увидев лежащую на земле птичью косточку, юноша осторожно вложил в нее растеньице и пошел дальше. В руке юного бога растеньице стало так быстро расти, что вскоре оказалось длиннее косточки. Желая спасти свою находку от знойных солнечных лучей. Бахус стал искать для нее защиты и, найдя львиную кость, вложил в нее растеньице вместе с птичьей косточкой. Между тем удивительное растение все росло и росло. Тогда бог вложил его в большую кость осла.
Вскоре Бахус пришел в Наксос. К тому времени корни растения перепутались и обвили кости птицы, льва и осла. Юноша посадил растение вместе с костями.

Кустик быстро разросся. К радости Бахуса, на нем появились чудесные грозди, из которых бог выдавил сок, приготовил первое вино и стал услаждать новым напитком людей. Но тут случилось чудо: когда люди пили немного, они пели, как птицы; выпивали еще - и становились сильными, как львы; когда же они пили много и долго, головы их опускались, как у ослов.
Вот почему пить нужно вина столько, чтобы петь подобно птицам или работать с силой льва. Но никогда не пить столько, чтобы повесить голову.

О том, как впервые было приготовлено вино, рассказывает и персидская легенда
Жил когда-то человек по имени Джамшид, очень любивший виноград. Любил пить и его сок. Однажды он приготовил так много сока, что не смог всего сразу выпить. Оставил он сладкий сок до следующего дня.
Но тем временем питье из сочных ягод винограда забродило, и когда Джамшид вздумал допить его, то после нескольких глотков почувствовал себя дурно. Тогда, желая предотвратить дальнейшую беду, он написал на каждом фиале "яд".

Вскоре после этого одна из его жен, впав в немилость, решила покончить с собой. Увидев "яд", она быстро отпила несколько глотков. Однако к величайшему своему удивлению вместо ожидаемых предсмертных страданий почувствовала такое блаженство, что пришла в неописуемый восторг. И всегда после того, как выпивала этот напиток, она становилась радостной и какой-то по-своему привлекательной. В конце концов, она совсем успокоилась, вернула милость своего покровителя и опять стала его любимой женой.
Женщина хранила свою тайну, пока полностью не выпила весь запас чудодейственного напитка. Но, когда Джамшид заметил, что фиалы опустели, ей волей-неволей пришлось сознаться. Она описала действие напитка такими удивительными красками, что Джамшид решил сам его попробовать. Попробовал и возликовал - мир отразился в волшебном напитке. Так было открыто вино.

Интересные легенды, связанные с виноградным вином, находим в грузинском фольклоре. Вот одна из них.
Рос виноград в лесу, и только птицы клевали его. Однажды бедняк вырвал в лесу лозу, принес и посадил возле дома. Созрел виноград, вкусный, сочный. Понравились ягоды бедняку, и на второй год посадил он еще десять лоз, на третий - сто.
Осенью, когда созрел обильный урожай, бедняк, чтобы не пропадало добро, выдавил из ягод сок. Что выпил - выпил, остальное слил в кувшины - не выливать же. Месяца через два открыл он кувшин, попробовал - еще вкуснее стал напиток. Удивился бедняк: как это корявая лоза дает такой вкусный напиток. Созвал он друзей, затеял пир.
Прилетел на пир соловей. Осушил чашу и сказал:
- Кто этот напиток выпьет, запоет, как я!
Прилетел петушок. Осушил чашу и сказал:
- Кто еще выпьет, распетушится, как я!
Третьим явился жирный боров и, осушив чашу, сказал:
- Кто еще выпьет - вываляется в грязи, как я!
Наконец пришла лиса. Осушила чашу и сказала:
- А кто еще выпьет - вкрадется в него вино воровски, по-лисьи, и натворит он таких дел, что долго будет краснеть.
Вот так и действует вино на людей: немного выпьют - веселятся да поют; еще немного - петушатся да дерутся; еще выпьют - уж на ногах не стоят, в грязь валятся, а если еще выпить - можно таких дел натворить, что век будешь краснеть.
Широко известна легенда о белокрылом аисте с виноградной гроздью в клюве, ставшем эмблемой молдавского виноделия.
Во времена турецких завоеваний молдавская крепость Городешты была осаждена свирепыми янычарами. Храбро сражались ее защитники с врагом, но у них кончились запасы воды и уже иссякли силы. Осажденным грозила гибель, и враги торжествовали победу. И тогда внезапно сильный ветер от множества крыльев заставил врагов пригнуться к земле - к Городештам летели сотни белокрылых аистов. Они несли в клювах грозди винограда и сбрасывали их осажденным. Воины были спасены от жажды и голода. С возродившимися силами они отстояли крепость, и турецкие завоеватели отступили.
С тех пор белокрылый аист, по народному преданию, стал символом счастья и благополучия.

Еще одна молдавская легенда о виноградной лозе и вине перекликается со многими другими сказаниями, относящимися ко времени турецкого владычества.

Захватили Молдавию янычары Султана-паши. Продавали они молдаван как рабов на рынках в Стамбуле, Измире, Алжире. Но были и тогда смелые люди, которые свободу ценили выше жизни. Они уходили в Кодры и становились гайдуками.
Много было среди гайдуков отважных воинов, но среди всех первым считался богатырь Кодряну. Он возглавил борьбу против янычар.
И вот янычары, договорившись с боярами, решили окружить и уничтожить гайдуков. Окружили они леса, все тропы, все дороги заставили рогатками. Отвели в сторону и реку - Когыльник.
И тогда Ляна, невеста храброго Кодряну, вышла на скалу, повернулась лицом к востоку и, как только поднялось Солнце из-за Днестра, спросила его горестно:
- Солнце, Солнце! Неужели моему народу нет места под твоими лучами на этой земле?
Поразилось Солнце красоте Ляны, заглянуло в ее черные глаза и увидело глубокое горе.
- Это твоя земля. Была твоя и будет твоей.
- Как же моя, когда янычары обложили мой народ данью, отца моего и мать продали в Персию, как рабов? Осталась нас горстка смельчаков, да и то погибаем, нечаем избавления.
- Дам я тебе совет добрый,- сказало Солнце.- Посади ты среди этих камней виноградную лозу и поливай ее усердно. Вырастет на ней ягода чудесная. Кто ягоды этой отведает - станет во сто раз сильнее, мечом сможет разрубить дуб; кто вина, сделанного из этих ягод выпьет - станет во сто раз смелее, не страшен ему будет и легион янычар.

Посадила Ляна лозу и стала ждать восхода Солнца. Взошло по утру Солнце, улыбнулось, обласкало лучами своими лозу и девушку-красавицу. Стало им обоим так тепло и радостно, что лоза зазеленела в тот же день, а Ляна запела.
Но вскоре последний источник воды в горах иссяк. Лозу нечем было поливать, и Ляна, видя, как она увядает, плакала и поливала ее своими слезами. На следующий день опять взошло Солнце, и лоза зацвела. Потом настала ночь. И снова красавица Ляна поливала лозу слезами. Солнце взошло из-за Днестра. Оглядело оно лозу, сказало Ляне:
- Бунэ диминяца*, прекрасная девушка! Исполнилось твое желание. Иди, зови своих гайдуков. (Бунэ диминяца - доброе утро (молд.))
Пока ходила Ляна за гайдуками, на лозе появились грозди золотистых ягод, светлых и сочных. Отведал этих ягод первым богатырь Кодряну. Взмахнул своим мечом - и разрубил дуб в три обхвата. Только сталь зазвенела. Ягоды и вино с лозы Ляны сделали гайдуков непобедимыми.
Стали они во сто раз сильнее и во сто раз смелее. Вышли на бой против свирепых янычар и победили их.
Этими сказаниями не исчерпываются, конечно, произведения народного творчества, имеющие отношение к винограду или вину. Есть еще немало сказок и преданий, застольных обрядовых песен, пословиц и поговорок, в самой основе которых или в каких-либо деталях и сравнениях фигурирует то виноградная лоза, то "лист зеленый винограда", то вино "пенно-пурпуровое, огненное, искрометное".


При всем при том Армения для россиян — страна, связанная исключительно с производством коньяка. Армения — коньяк, Грузия — вино. Такое деление действительно было принято при СССР. И республика, у которой древнейшие традиции виноделия, до последнего времени почти не производила этот прекрасный напиток. Наш же человек скорее знал о гранатовом, чем о классическом виноградном вине из этой солнечной республики.

Но обычного туриста это не касается. Ему покажут красивую и вкусную картинку. В Армении сейчас мода на вина. Особенно, кстати, на розовые. В Ереване едва ли не каждый месяц открываются энотеки (например, IN VINO EVN, в которой хозяин не только собрал отличную коллекцию, но и сам производит неплохие вина), кафе с акцентом на хорошие вина, расширяются винные карты ресторанов. В сочетании с отличной местной кухней это вполне серьезный повод полететь в дружественную нам республику.

И наконец о качестве вин. Я впервые оказался в компании профессиональных дегустаторов в смешанной российско-польской компании. За эти три дня мы попробовали порядка сотни разных вин в 10‑12 хозяйствах. В подавляющем большинстве случаев это была отличная продукция. И что отрадно для туриста — относительно недорогая (350‑500 рублей в магазине). В это поверить сложно, поскольку, как мы уже говорили, Армения долгие годы совершенно не ассоциировалась с вином. Те, кто хорошо ее знал раньше, сейчас с трудом могут припомнить хотя бы названия двух приличных вин. А их там теперь — десятки.

Что нужно обязательно посмотреть

Традиционные армянские блюда, которые надо попробовать

Хоровац. Крупные куски мяса, замаринованные особым способом и приготовленные на углях. Для этого блюда обычно используют баранину или телятину, нарезают крупно и насаживают на шампуры, чередуя с овощами. Мясо получается сочным и вкусным. Хапама. Фаршированная тыква. С тыквы срезается верх и вычищаются семечки. Получается своеобразный горшочек. Часть мякоти откладывается для начинки и мелко режется. Также в фарш входит отваренный до полуготовности рис с сухофруктами. Фарш поливают медом, закладывают в тыквенный горшочек и отправляют в духовку. Есть еще вариант хапамы с мясом. По традиции хапама готовилась на свадьбу, как символ изобилия. Спас. Суп, приготовленный из мацуна (кисломолочный напиток наподобие кефира) и из крупы дзавар (горная мелкозернистая пшеница). В процессе приготовления суп постоянно помешивают, чтобы масса получилась однородной. В конце добавляют кинзу. Суп чаще едят горячим, но летом бывает и в холодном виде. Иногда к нему подают сухарики. Хаш. Готовится только мужчинами. Употребление этого блюда представляет собой целый ритуал. Готовят его из говяжьих хвостов и рубца (желудка), варят очень долго. В результате получается очень наваристый бульон, который принято есть утром, чтобы надолго сохранить сытость. Готовят хаш обычно осенью. Гата. Десерт из теста (в разных регионах разное) и с различными начинками. Чаще это просто топленое масло с сахаром, иногда добавляют орехи, мак, цедру, изюм, творог. Лучше всего пробовать десерт, приготовленный дома или в ресторане. В магазинах этот продукт не самого высокого качества. Долма. Некое подобие голубцов, завернутых в виноградные листья. Начинки бывают разнообразные, но классической считается фарш (свинина с говядиной) с рисом и приправами. Подают обычно с кисломолочным соусом с чесноком. В качестве других начинок часто используют фасоль или другие бобовые.

• Армения — первая страна, принявшая христианство в качестве государственной религии, поэтому здесь расположено множество древних храмов и монастырей.

• Очень доброжелательное отношение к россиянам, невысокие цены, не нужна виза, все знают русский. Ереван — очень чистый город. Множество достопримечательностей, расположенных на довольно компактной территории.

• Общественный транспорт довольно хорошо развит — до всех основных достопримечательностей можно добраться на автобусе или маршрутке, в Ереване есть метро (одна ветка). Стоимость одной поездки от 100 драм (около 10 рублей).

История винограда. Легенды о вине..

В серебре лепестки хризантемы

Администратор


В серебре лепестки хризантемы

Администратор

Легенды о вине

Вряд ли есть растение, о котором слагалось бы так много легенд, как о виноградной лозе, и напиток, который так прочно и повсеместно вошел бы в мифы и сказания, как виноградное вино.
Культура винограда и виноделие от самых своих истоков, в течение веков, вплоть до наших дней, сопровождались легендами и народными преданиями, часто очень занимательными и поэтическими. Вот легенда, в которой возникновение культуры винограда и виноделия связано с античным богом Бахусом.

Однажды Бахус, будучи еще совсем молодым, отправился в Наксос. Путь долгий, и юноша, устав, присел на камень отдохнуть. У своих ног он заметил удивительно красивое растеньице, еле выбившееся из земли. Оно так ему понравилось, что он решил взять его с собой и посадить у себя на родине.
Осторожно вырвав растение с корнем, Бахус отправился с ним в путь. Но солнце отчаянно пекло, и он стал беспокоиться, что растение засохнет, пока он дойдет до Наксоса. Увидев лежащую на земле птичью косточку, юноша осторожно вложил в нее растеньице и пошел дальше. В руке юного бога растеньице стало так быстро расти, что вскоре оказалось длиннее косточки. Желая спасти свою находку от знойных солнечных лучей. Бахус стал искать для нее защиты и, найдя львиную кость, вложил в нее растеньице вместе с птичьей косточкой. Между тем удивительное растение все росло и росло. Тогда бог вложил его в большую кость осла.
Вскоре Бахус пришел в Наксос. К тому времени корни растения перепутались и обвили кости птицы, льва и осла. Юноша посадил растение вместе с костями.
Кустик быстро разросся. К радости Бахуса, на нем появились чудесные грозди, из которых бог выдавил сок, приготовил первое вино и стал услаждать новым напитком людей. Но тут случилось чудо: когда люди пили немного, они пели, как птицы; выпивали еще - и становились сильными, как львы; когда же они пили много и долго, головы их опускались, как у ослов.

Вот почему пить нужно вина столько, чтобы петь подобно птицам или работать с силой льва. Но никогда не пить столько, чтобы повесить голову.
~*~
О том, как впервые было приготовлено вино, рассказывает и персидская легенда

Жил когда-то человек по имени Джамшид, очень любивший виноград. Любил пить и его сок. Однажды он приготовил так много сока, что не смог всего сразу выпить. Оставил он сладкий сок до следующего дня.
Но тем временем питье из сочных ягод винограда забродило, и когда Джамшид вздумал допить его, то после нескольких глотков почувствовал себя дурно. Тогда, желая предотвратить дальнейшую беду, он написал на каждом фиале "яд".
Вскоре после этого одна из его жен, впав в немилость, решила покончить с собой. Увидев "яд", она быстро отпила несколько глотков. Однако к величайшему своему удивлению вместо ожидаемых предсмертных страданий почувствовала такое блаженство, что пришла в неописуемый восторг. И всегда после того, как выпивала этот напиток, она становилась радостной и какой-то по-своему привлекательной. В конце концов, она совсем успокоилась, вернула милость своего покровителя и опять стала его любимой женой.
Женщина хранила свою тайну, пока полностью не выпила весь запас чудодейственного напитка. Но, когда Джамшид заметил, что фиалы опустели, ей волей-неволей пришлось сознаться. Она описала действие напитка такими удивительными красками, что Джамшид решил сам его попробовать. Попробовал и возликовал - мир отразился в волшебном напитке. Так было открыто вино.
~*~
Интересные легенды, связанные с виноградным вином, находим в грузинском фольклоре.
Вот одна из них.

Рос виноград в лесу, и только птицы клевали его. Однажды бедняк вырвал в лесу лозу, принес и посадил возле дома. Созрел виноград, вкусный, сочный. Понравились ягоды бедняку, и на второй год посадил он еще десять лоз, на третий - сто.

Осенью, когда созрел обильный урожай, бедняк, чтобы не пропадало добро, выдавил из ягод сок. Что выпил - выпил, остальное слил в кувшины - не выливать же. Месяца через два открыл он кувшин, попробовал - еще вкуснее стал напиток. Удивился бедняк: как это корявая лоза дает такой вкусный напиток. Созвал он друзей, затеял пир.

- Кто этот напиток выпьет, запоет, как я!
Прилетел петушок. Осушил чашу и сказал:
- Кто еще выпьет, распетушится, как я!
Третьим явился жирный боров и, осушив чашу, сказал:
- Кто еще выпьет - вываляется в грязи, как я!
Наконец пришла лиса. Осушила чашу и сказала:
- А кто еще выпьет - вкрадется в него вино воровски, по-лисьи, и натворит он таких дел, что долго будет краснеть.
Вот так и действует вино на людей: немного выпьют - веселятся да поют; еще немного - петушатся да дерутся; еще выпьют - уж на ногах не стоят, в грязь валятся, а если еще выпить - можно таких дел натворить, что век будешь краснеть.

~*~

Широко известна легенда о белокрылом аисте с виноградной гроздью в клюве, ставшем эмблемой молдавского виноделия.

Во времена турецких завоеваний молдавская крепость Городешты была осаждена свирепыми янычарами. Храбро сражались ее защитники с врагом, но у них кончились запасы воды и уже иссякли силы. Осажденным грозила гибель, и враги торжествовали победу. И тогда внезапно сильный ветер от множества крыльев заставил врагов пригнуться к земле - к Городештам летели сотни белокрылых аистов. Они несли в клювах грозди винограда и сбрасывали их осажденным. Воины были спасены от жажды и голода. С возродившимися силами они отстояли крепость, и турецкие завоеватели отступили.
С тех пор белокрылый аист, по народному преданию, стал символом счастья и благополучия.
~*~
Еще одна молдавская легенда о виноградной лозе и вине перекликается со многими другими сказаниями, относящимися ко времени турецкого владычества.


Захватили Молдавию янычары Султана-паши. Продавали они молдаван как рабов на рынках в Стамбуле, Измире, Алжире. Но были и тогда смелые люди, которые свободу ценили выше жизни. Они уходили в Кодры и становились гайдуками.
Много было среди гайдуков отважных воинов, но среди всех первым считался богатырь Кодряну. Он возглавил борьбу против янычар.
И вот янычары, договорившись с боярами, решили окружить и уничтожить гайдуков. Окружили они леса, все тропы, все дороги заставили рогатками. Отвели в сторону и реку - Когыльник.
И тогда Ляна, невеста храброго Кодряну, вышла на скалу, повернулась лицом к востоку и, как только поднялось Солнце из-за Днестра, спросила его горестно:
- Солнце, Солнце! Неужели моему народу нет места под твоими лучами на этой земле?
Поразилось Солнце красоте Ляны, заглянуло в ее черные глаза и увидело глубокое горе.
- Это твоя земля. Была твоя и будет твоей.
- Как же моя, когда янычары обложили мой народ данью, отца моего и мать продали в Персию, как рабов? Осталась нас горстка смельчаков, да и то погибаем, нечаем избавления.
- Дам я тебе совет добрый,- сказало Солнце.- Посади ты среди этих камней виноградную лозу и поливай ее усердно. Вырастет на ней ягода чудесная. Кто ягоды этой отведает - станет во сто раз сильнее, мечом сможет разрубить дуб; кто вина, сделанного из этих ягод выпьет - станет во сто раз смелее, не страшен ему будет и легион янычар.
Посадила Ляна лозу и стала ждать восхода Солнца. Взошло по утру Солнце, улыбнулось, обласкало лучами своими лозу и девушку-красавицу. Стало им обоим так тепло и радостно, что лоза зазеленела в тот же день, а Ляна запела.
Но вскоре последний источник воды в горах иссяк. Лозу нечем было поливать, и Ляна, видя, как она увядает, плакала и поливала ее своими слезами. На следующий день опять взошло Солнце, и лоза зацвела. Потом настала ночь. И снова красавица Ляна поливала лозу слезами. Солнце взошло из-за Днестра. Оглядело оно лозу, сказало Ляне:
- Бунэ диминяца*, прекрасная девушка! Исполнилось твое желание. Иди, зови своих гайдуков. (Бунэ диминяца - доброе утро (молд.))

Пока ходила Ляна за гайдуками, на лозе появились грозди золотистых ягод, светлых и сочных. Отведал этих ягод первым богатырь Кодряну. Взмахнул своим мечом - и разрубил дуб в три обхвата. Только сталь зазвенела. Ягоды и вино с лозы Ляны сделали гайдуков непобедимыми.
Стали они во сто раз сильнее и во сто раз смелее. Вышли на бой против свирепых янычар и победили их.
Этими сказаниями не исчерпываются, конечно, произведения народного творчества, имеющие отношение к винограду или вину. Есть еще немало сказок и преданий, застольных обрядовых песен, пословиц и поговорок, в самой основе которых или в каких-либо деталях и сравнениях фигурирует то виноградная лоза, то "лист зеленый винограда", то вино "пенно-пурпуровое, огненное, искрометное".

~*~

Люди начали выращивать виноград и делать из него вино примерно 10 тысяч лет назад с началом эпохи неолита. Поскольку возделывание этой культуры было связано с переходом к оседлому образу жизни, виноград часто ассоциируется с постоянством и довольством. Хороший урожай винограда всегда был результатом кропотливой заботы земледельца, поэтому он считался особым подарком богов. Очень скоро виноград стал символом радости жизни, молодости и плодородия. Древние евреи считали вино напитком Бога, сойдя на сушу из ковчега, Ной сразу же посадил лозу, позднее Яхве повелел Моисею приносить ему в жертву вино, а также пить его на Пасху во время праздничной трапезы.

М. Караваджо. Бахус

Древние греки считали вино волшебной субстанцией, которая способна приблизить людей к богам, приносить радость и очищение. Они воспринимали опьянение как внеземной дар, более возвышенное и истинное состояние разума, чем трезвость. Неумеренное потребление вина было важнейшей составляющей вакханалий - мистерий, посвященных богу Дионису.

Микеланджело. Хам насмехается над наготою Ноя. Фрагмент росписи Сикстинской капеллы, Ватикан

Микеланджело. Хам насмехается над наготою Ноя. Фрагмент росписи Сикстинской капеллы, Ватикан. После того как воды схлынули и Ной выбрался из ковчега на гору Арарат, он посадил на ее склонах виноградную лозу, собрал урожай и сделал из него вино. Таким образом, согласно Ветхому Завету виноград стал первым культурным растением, которое люди посадили после потопа

Райская гурия, наливающая вино. Персидская миниатюра XVIII в.

Райская гурия, наливающая вино. Персидская миниатюра XVIII в. Несмотря на то что ислам ут верж - дает сухой закон, мусульмане верят, что в раю праведники пьют вино. Таким образом, виноградное вино считается райским напитком для избранных

В исламе вино является запрещенным напитком, который связан с дьяволом. Тем не менее, суфии и мусульманские поэты-мистики, в том числе и знаменитый Омар Хайям, считали вино божественным нектаром, который способен вывести человека на запредельный уровень познания. Кроме того, несмотря на запрет употреблять вино в земной жизни, Коран обещает праведниками рай, наполненный прекрасными девственицами и вином.

Вода, обращенная в вино

Дар превращать воду в вино был одним из божественных качеств греческого Диониса и римского Бахуса. Первое чудо, которое Иисус Христос явил, чтобы показать свою божественную силу, также стало превращением воды в вино. В Канне Галилейской проходила свадьба, на которую были приглашены Иисус, его мать и ученики.

П. Веронезе. Чудо в Канне Галилейской

Статуя Бахуса работы Микеланджело

В самый разгар торжества хозяева обнаружили, что у них кончилось вино. Мария обратилась к сыну, чтобы тот помог выручить хозяев из такого неудобного положения. Тогда Иисус превратил в вино воду в шести каменных сосудах. Это вино понравилось гостям гораздо больше того, что подавали на свадьбе до того.

Кадуцей с виноградными лозами Первоначально кадуцей выглядел как жезл, обвитый вместо змей виноградными лозами. Именно в таком виде он существовал у кельтов как атрибут богини богатства и благополучия Росмеры. Также встречался подобный вид кадуцея и у греков, которые изображали с ним Диониса.

Герб Армавира

А. Кауфман. Дионис находит Ариадну и Наксоса

Созвездие Волопаса

В созвездие Волопаса входит третья по яркости звезда на небосводе — Арктур. Само созвездие видно в Средиземноморье с апреля по октябрь, что и породило его связь с земледельческими работами. По одному из мифов Волопас — это первый земледелец Триптолем, которого Деметра научила сельскому хозяйству. По другому — это землепашец афинянин Икарий, которому Дионис подарил мех с первым вином. Икарий угостил вином пастухов, и те убили его, решив, что им дали яд. Это предание связано с религиозной борьбой в Элладе во время введения культа Диониса.

Читайте также: