Не легче ли было вытягивать репку иного сорта

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Оценить 1196 0

по технологии деятельностного подхода в обучении физике

МОУ СОШ №54 г Волгограда

учитель физики Гречаная Таисия Григорьевна.

Дидактические:создать условия для усвоения нового учебного материала, используя информационные технологии.

Образовательные:ознакомить учащихся с явлением трения, сформировать понятие сила трения, рассмотреть виды трения, экспериментально установить, от чего зависит эта сила, выяснить причины возникновения силы трения.

Развивающие: развивать логическое мышление; формировать представление о процессе научного познания; развитие умений экспериментировать; формировать умение пользоваться приборами; анализировать, сравнивать результаты опытов; совершенствовать навыки групповой работы.

Воспитательные: прививать культуру умственного труда.

Оборудование: брусок деревянный, оборудование для фронтальной работы, компьютер, тесовые задания, карточки для групповой работы.

1.Организационный момент. (Этап длится 1-2 минуты.)

А. Сообщается общий план урока..

Б. Включение в урок.Ребята, мы с вами познакомимся с силой, которая сопровождает нас повсюду.

2. Актуализация знаний. (Этап длится 5 минут.).

3. Постановка проблемы. (Этап длится 5 минут.)

Учитель: Чтобы разобраться в этом вопросе, давайте проведем следующий опыт: толкнем брусок по столу . Что будем наблюдать? Как изменяется скорость бруска? Почему она изменяется?

где возникло затруднение (что останавливает тело),

почему оно возникло (неизвестны знания о силе трения).

Учитель: Что такое взаимодействие? (контакт нескольких тел)

А что является мерой взаимодействия? (сила)

Что является результатом взаимодействия тел? (изменение скорости)

Почему брусок остановился? (что-то препятствовало движению)

Какие силы действуют на брусок? Как они направлены? (учащиеся выполняют интерактивное задание на данную тему, которое служит не только актуализацией знаний, но и проверкой домашней работы)

Скорость тела изменилась , значит на тело действует сила. При соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие.

А это взаимодействие способствовало движению или препятствовало? (препятствовало)

К каким выводам вы пришли? (ответы учащихся), а что бы вы хотели еще узнать об этом явлении?

Учитель: Ребята, взаимодействие, препятствующее движению, называется трением, а сила - …(силой трения).

Давайте вспомним, какой буквой обозначается сила (буквой F ) Вот и силу трения мы также будем обозначать буквой F , только со своим особенным индексом. А в каких единицах будем её измерять? (ньютоны).

Учитель проводит побуждающий диалог, который направлен на осознание проблемы. В процессе общения ученики выдвигают гипотезы решения проблемы.

Идет общее побуждение к любым гипотезам.

Так как гипотез бывает довольно много, то задача учителя подвести учеников крешающей гипотезе, используя подводящий диалог.

А. Выбирается метод решения проблемы ().

Методы: побуждающий к гипотезам диалог. • организация самостоятельной исследовательской деятельности, подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий.

Слайд 2-4 (показ видеоролика)

После просмотра сюжета, основная задача – определить существование силы трения покоя, скольжения и качения.

Живут сестрицы трения три

Качения, Покоя да Скольжения

Теперь скорей разведай ты

Причины их возникновенья.

(видеофрагмент о причинах возникновения силы трения)

Учитель: Ребята, так почему же возникает сила трения? (шероховатость поверхностей, взаимодействие молекул) – записываем в тетрадь.

Учитель: Вернемся к первому слайду, дадим ответ на вопрос ПОЧЕМУЧКИ.(ответ )

В. Решается проблемная ситуация.

Учитель: Ученых издавна интересовало от чего зависит сила трения? Леонардо да Винчи в 1500 году исследовал зависимость силы трения от материала, от величины нагрузки на это тело ,от степени гладкости или шероховатости их поверхностей. (Слайд-5)

А хотите знать, от чего зависит сила трения?

( учащимся предлагается разделиться на группы – практиков, каждая группа получает свое задание, которое она выполняет и затем делает соответствующие выводы и знакомит с этим всех остальных учеников)

Группа №1.Изучить зависимость силы трения скольжения от массы тела. Сделать вывод.

Группа №2.Изучить зависимость силы трения от площади соприкасаемых поверхностей. Сделать вывод.

Группа №3.Сравнить силу трения скольжения и силу трения качения при прочих равных условиях. Сделать вывод.

Группа №4 Изучение зависимости силы трения скольжения от материала, из которого сделано тело. Сделать вывод.

(проводим опыты, после этого выступает представитель из каждой группы; обобщаем полученные знания, записываем в тетрадь, от чего зависит сила трения. )

Учитель:Леонардо да Винчи получил следующие результаты . Совпадают ли результаты эксперимента с его результатами? (Слайд 7)

- от площади не зависит;

-от величины нагрузки зависит;

- от шероховатости поверхностей зависит.

Учитель: Ребята, а как вы думаете полезна или вредна сила трения. (разные ответы учащихся)

Для того, чтобы ответить на этот вопрос предлагаю посмотреть видеоролик. (видеоролик о пользе и вреде силы трения)

Ребята, скажите, мешает или помогает нам сила трения? (в разных случаях по-разному)-ученик читает стих.

А как можно уменьшить (увеличить) трение? (Выслушать ответы учащихся.)

Первичное закрепление. (Этап длится 5 минут.)

Первичное закрепление осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание вслух.

Учитель: Прослушайте стихотворение и ответьте когда трение полезно и вредно?

Трение – наш друг и враг

Что такое трение?
Трение – явление.
Враг оно нам или друг?
Это знают все вокруг:
Если б трение пропало,
Что б со всеми нами стало?
Мы ходить бы не смогли,
Оттолкнувшись от Земли.
Если б взял ты что-то вдруг,
Оно выпало б из рук.
Помогает трение
Начинать движение
Всем машинам, тракторам,
Мотоциклам, поездам.
Ну а также тормозить
И их всех остановить.
Очень нужно тренье нам
Всем растеньям и зверям!
Но притом приносит вред
И немало разных бед:
В станках, приборах трутся части –
И это главное несчастье.
Ну а все автомашины
Быстро снашивают шины!
И поэтому вопрос
Не настолько уж и прост:
Трение – друг нам или враг?
Ответ двоякий: так и так!

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону .( Этап длится 5 минут.) Задача этого этапа – самоконтроль и самооценка.Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. В ходе фронтальной работы каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя. При проверке работы он должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

Учитель: Сейчас я предлагаю вам ответить на несколько вопросов, чтобы убедиться, насколько вы дружны с силой трения. (обобщение знаний учащихся)

Вопросы теста (используется тестирование и самопроверка) (6 мин)

1. Санки скатываются с горы. Какой вид силы трения действует на санки?

А сила трения качения
б сила трения скольжения
с. сила трения покоя

2. В гололедицу тротуары посыпают песком. При этом сила трения подошв обуви о лед….

а. увеличивается
б. не изменяется
с. уменьшается

3. Как направлена сила трения при движении тела?

А. по движению
б. против движения
с. не имеет направления

4. При смазке трущихся поверхностей сила трения…

А не изменяется
б уменьшается
с. увеличивается

5. Электровоз, двигаясь равномерно, тянет железнодорожный состав силой 150 кН. Чему равна сила трения?

а. 15 кН
б. 300 кН
с. 150 кН

(после теста - оценка работы учащихся, возможно предложить учащимся оценить самому свою работу)

7.Итог урока (2мин)

А. С. Пушкин (О какой силе трения идет речь?)

Кошка за Жучку
Жучка за внучку
Внучка за бабку
Бабка за дедку
Дедка за репку

Тянут – потянут, вытянуть не могут. (сила трения покоя)

8.Рефлексия деятельности (итог урока).(2 мин)

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов своей деятельности.

• Какую задачу ставили?

• Удалось решить поставленную задачу?

• Где можно применить новые знания?

Приложение

Маленькую или большую репку вытягивать легче?

Из какого грунта – глинистого, песчаного или чернозема – труднее вытягивать репку?

Может быть, стоило тянуть репку вверх вертикально?

А не лучше ли было раскачать репку из стороны в сторону, а затем тянуть?

Если бы прошел сильный дождь или дед хорошо бы полил участок, смог бы он один вытащить репку?

Может быть, следовало всем не выстраиваться в цепочку, а встать рядом и тянуть репку за ботву?

Какая тактика вытягивания репки лучше, по вашему мнению: тянуть рывками или постепенно, наращивая силу?

Не легче ли было вытягивать репку иного сорта – с очень гладкой поверхностью?

Одинаково ли трудно вытягивать равные по массе репку и морковь?

С какими физическими явлениями и закономерностями имели здесь дело мышка, кошка, Жучка, внучка, бабка и дедка?

Выращивание лука на репку не вызывает трудностей у опытных огородников. Однако для получения красивых, крупных, здоровых луковиц нужно строго соблюдать агротехнические правила. Важно обработать посевной материал, правильно осуществить высадку, качественно ухаживать за луком. Чтобы собранный урожай долго не портился, необходимо создать оптимальные условия в месте хранения.

Лучшие сорта лука-репки

Чтобы вырастить здоровые и крупные репки, нужно тщательно подбирать сорта лука, подходящие для определенных климатических условий. Наиболее важный параметр для полноценного развития лука-репки – продолжительность светового дня.

Южные сорта ускоряют рост, начинают активно формировать репку, когда световой период длится 13-15 часов. Увеличение длительности естественного освещения на юге продолжается значительную часть вегетационного сезона, подходящая разновидность лука успевает нарастить крупную и сочную репку.

лук большой

Из огромного разнообразия сортов репчатого лука огородники выбирают те, что подходят им по определенным критериям. Так, если нужны салатные репки красивого красного или фиолетового цвета, то выбирают лук:

  • Кармен;
  • Красный Барон;
  • Ялтинский;
  • Амфора;
  • Брунсвик.

Если нужен мягкий сахаристый лук-репка с белой шелухой, то лучшими сортами считаются:

  • Сноуболл;
  • Помпей;
  • Альбион;
  • Стерлинг.

Если нет возможности оставить севок до весны, то стоит выбрать сорта лука, выращиваемые за один сезон, отличающиеся мелким гнездом и короткой вегетацией:

  • Эксибишен;
  • Глобус;
  • Рубин;
  • Штутгартер Ризен;
  • Луганский;
  • Сквирский;
  • Дайтона.

Чтобы посадить крупный лук-репку под зиму, используют холодоустойчивые сорта:

Как вырастить лук на репку

Выращивают лук-репку по той же технологии, что и на перо. Для получения богатого урожая важно учитывать севооборот. Лук-репка активно развивается на участке, где в прошлом сезоне произрастали картофельные кусты, пасленовые и бобовые культуры, капуста, травы-сидераты.

Рядом с репчатым луком можно высаживать корнеплоды, огурцы, листовую и пряную зелень.

Сроки посадки

Высаживают лук-репку весной, чтобы получить летний урожай, либо под зиму. Для формирования крупных и здоровых луковиц желательно выбрать весеннюю высадку. Климатические условия в последние годы нестабильные, при зимнем выращивании высока вероятность преждевременного появления всходов, их замерзания при возвратном похолодании, а также загнивания корней от повышенной влажности.

семена чернушки

Но даже если лук выживет, вряд ли репки будут такими же крупными, как у весенних экземпляров.

В южных областях лук высаживают в конце марта и начале апреля. В средней полосе – в последние апрельские и в первые майские дни. В северных областях к высеву лука-репки приступают, когда почва прогреется до +10°C, минует опасность возвратных холодов.

Преждевременно высаженный лук выпускает стрелки, дает малое количество зрелых репок. А запоздалый высев осенью может обернуться слабым укоренением растений. Чтобы получить ранний урожай репок, лук высаживают после середины октября.

Подготовка грядки

Лук-репка любит расти на хорошо освещаемом солнцем участке, где грунт черноземный или суглинок, имеет нейтральный уровень pH.

Выбранную площадку осенью вскапывают на глубину 15 см, убирают разлагающиеся остатки растений. При необходимости, чтобы репки не загнили, закладывают дренаж: гальку или кирпичную крошку. Почвенную поверхность разравнивают граблями, разбивают крупные земляные комки.

Если грунт тяжелый, содержит большой процент глины, то во время перекопки вносят торф (6 кг на 1 м 2 ) и крупный песок (10 кг на 1 м 2 ). Для нейтрализации и насыщения почвы используют золу, на 1 м 2 берут 1 кг. Для обеззараживания делают раствор медного купороса: в большое ведро воды, подогретой до 50°C, всыпают столовую ложку вещества.

На обработанные грядки накладывают пленочное укрытие, если запланирован весенний высев лука.

Весной вносят компост, на 1 м 2 расходуют ведро. Если грунт кислый, используют гашеную известь. Категорически нельзя вносить непрелый навоз, поскольку луковицы в нем сгорят.

Процесс посадки

Севок к высадке необходимо подготовить: отрезать усохшую верхушку, провести обеззараживание кипятком или марганцевым раствором. Обработанный лук подсушивают, на следующий день высаживают.

луковицы в лунку

Для получения качественных репок в открытом грунте берут луковички диаметром 3 см. Сажать лук лучше ленточным методом. Схема высадки:

  1. На участке делают многострочные ряды с промежутком 20 см.
  2. Луковички размещают на расстоянии 10 см друг от друга.
  3. Глубоко не заделывают. Верхняя часть луковой шейки не должна быть закрыта грунтом. Если рыхлость почвы нормальная, то луковицу заглубляют на 4 см. Ее не вдавливают в лунку, иначе корни будут расти неправильно.
  4. Почву увлажняют.

При осенней высадке материал погружают на 5 см, засыпают грунтом. Грядки накрывают утеплителем. Зимой можно дополнительно набросать снега.

Для получения севка осуществляют посев семян-чернушек. Некоторые сорта лука-репки можно выращивать семенами за один сезон. Чернушки высевают сразу на участок под зиму. Либо готовят рассаду в феврале или первых числах марта. В контейнерах делают борозды глубиной 1 см. А можно просто разбросать чернушки по почвенной поверхности, поверх посыпать землей, полить из пульверизатора.

Контейнер, закрытый пленкой, держат в тени при температуре 22-25°C, пока не появятся ростки лука. Затем переставляют на свет в более прохладное место. Спустя 60 суток молодой лук переносят на открытый участок.

руки у почвы

Правила ухода за растением

Всходы на грядках появятся спустя неделю. Лук-репка требует обильного полива, обязательной прополки, неглубокого рыхления, защиты от насекомых-вредителей.

Полив и подкормка лука

Обильное увлажнение особенно важно в первые 3 месяца развития лука-репки. При недостаточном поливе и внесении удобрений формируются мелкие и невкусные луковицы.

Схема увлажнения грядок:

Секреты безопасного полива лука:

  • воду льют без напора, чтобы перья не сломались;
  • жидкость используют чуть теплую (от +20°C), поскольку при холодном поливе повышается вероятность поражения лука грибковой инфекцией;
  • при несоблюдении правил увлажнения шейка не усыхает, что негативно сказывается на лежкости репок.

Чтобы сформировались крупные и сочные луковицы, растение должно получать достаточное количество питательных веществ. Подкармливают лук-репку несколько раз за сезон:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок - КВН физики в 7 классе по теме "Трение. Сила трения" в игровой форме позволит закрепить понятие трение, покажет связь изучаемого материала с реальной жизнью, применение трения в природе и технике. Предварительная работа предусматривает: выбор команд и подготовка домашнего задания - написания сочинения на тему "Трение - полезное или вредное".

План – конспект

Физика 7 класс

2.Развивающая: Развивать коммуникабельные способности, уметь выделять главное, сопоставлять факты, результаты, анализировать, высказывать свою точку зрения.

3.Воспитательная: Воспитывать чувства ответственности за качество и результат работы, чувство коллективизма, внимание, дисциплинированность, аккуратность.

Оборудование: листы с таблицами, с вопросами.

Организационный момент.

Учитель: Встаньте ровно, выпрямитесь. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь. Садитесь, ребята.

Подготовка к активной деятельности учащихся.

Учитель: Как мудро всё устроено в нашем мире! Каждое животное использует силу трения для того, чтобы быстрее двигаться, крепче держать добычу. Держу ручку в руке - трение, стоят на столе всякие предметы, не соскальзывают - трение; гвозди держат полку с книгами, не вылезают из стены -трение. Куда не бросишь свой взгляд, кругом трение, трение, трение.

Сегодня мы поговорим с вами о трении в игровой , занимательной и соревновательной форме. Итак, мы начинаем КВН! Прошу команды занять места за игровыми столами. Соревнуются две команды – учащиеся 7 класса.

Учитель: Необходимо дать правильный ответ на вопрос.

Что такое трение? В чем причина трения?

Что такое сила трения?

Как обозначается сила трения и в чем измеряется?

Куда направлена сила трения? Пример.

При контакте твердых тел возможны три вида трения. Назовите их. (трение скольжения, трение качения, трение покоя).

Если тело скользит по поверхности другого тела, то возникает трение (скольжения), примеры.

Если тело катится по поверхности другого тела, то возникает трение (качения), примеры.

Если тело лежит на поверхности другого тела, то возникает трение (покоя), примеры.

Тянут, потянут, вытянуть не могут (Сила трения покоя)

Колобок полежал, полежал, взял да и покатился (трение качения

Дверцы шкафа в Ваниной комнате стали скрипеть. Ваня смазал петли маслом и скрип прекратился. Какое явление он использовал?

Из окна Ваня увидел, что перед дверью их дома образовалась ледяная дорожка. Ваня вышел на улицу и посыпал лед песком. Почему он так сделал?

Ваня увидел, что мама никак не может снять перстень с пальца, и посоветовал ей намылить палец. Мама приняла совет, и перстень легка снялся. На чем основано Ванино предложение?

Когда выпал первый снег, папа Вани стал менять летнюю автомобильную резину на зимнюю. У зимних шин рисунок протектора был глубже, а так же на них были шипы. Ваня спросил у отца, зачем меняют шины у автомобиля?

Ваня собрался с друзьями на лыжах. Перед прогулкой Ваня посоветовал друзьям смазать лыжи специальной мазью. На чем основан совет?

Ваня заметил, что зимой автотрассы посыпают специальной смесью (песок и соль) Он решил спросить у отца, какую роль играет эта смесь в движении автомобилей?

Когда, летом Ваня ходил в поход, он поскользнулся на мокрой траве, упал и понял, что…

Учитель: Трение поругивают, когда оно препятствует движению, похваливают, когда трение способствует движению. К трению привыкли за 400 лет (со времени его открытия), увеличивают или уменьшают его, когда это необходимо, и не удивляются самому факту существования трения везде и всюду, во всех явлениях природы.

Почему с сумками в руках по скользкой дороге идти легче? Почему звучит скрипичная струна, когда по ней ведут смычком? Почему бегуны-спринтеры бегают в шиповках? Сухое мыло не выскальзывает из сухих рук, а мокрое из мокрых частенько. Почему? Ответы на эти вопросы нам подскажет жизненный опыт, который народ заключил в поговорки.

Задание: объяснить физический смысл поговорок:

ржавый плуг только на пахоте очищается;

пошло дело как по маслу;

угря в руках не удержишь;

что кругло – легко катится;

лыжи скользят по погоде;

ловкий человек и на дынной корке не поскользнется;

Учитель: В приведенных примерах определите, какая сила трения действует на тело.

В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной. Н. А. Некрасов (сила трения скольжения)

Вдоль опушки Вова едет
На своем велосипеде
И везет варенье
Всем на угощенье. (сила трения качения)

Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет не слезет с облучка. А. С. Пушкин (сила трения качения)

Кошка за Жучку
Жучка за внучку
Внучка за бабку
Бабка за дедку
Дедка за репку
Тянут-потянут, вытянуть не могут. (сила трения покоя)

Внимание вопрос:
1. Маленькую или большую репку вытягивать легче?

2.Из какого грунта – глинистого, песчаного или чернозема – труднее вытягивать репку?

3.Если бы прошел сильный дождь или дед хорошо бы полил участок, смог бы он один вытащить репку?

4.Не легче ли было вытягивать репку иного сорта – с очень гладкой поверхностью?

Учитель: Дать правильный ответ

1. В каких единицах измеряется сила трения?
А. м
Б. Н
В. м/с
2. Зачем при передвижении тяжелого груза под него кладут катки?
А. чтобы увеличить силу трения
Б. чтобы уменьшить силу трения
В. сила трения не изменяется
3. В гололедицу тротуары посыпают песком, при этом сила трения подошв обуви о лед …
А. уменьшается
Б. увеличивается
В. не изменяется

4. Каким прибором можно измерять силу трения?
А. линейкой
Б. мензуркой
В. динамометром
5. Почему любое тело, приведенное в движение, в конце концов, останавливается?
А. на тело действует сила трения скольжения
Б. на тело действует сила трения качения
В. на тело действует сила трения покоя
6. Во время пробуксовки автомобиля под колеса подсыпают гравий или шлак. При этом сила трения …
А. уменьшается
Б. увеличивается
В. не изменяется

1 Интегрированное внеклассное мероприятие Выполнила Гайнутдинова РАМЗИЯ Сагитовна учительница физики и информатики II квалификационной категории Хлебодаровской средней школы.

2 Задачи Задачи Образовательные: расширение кругозора учащихся; развитие познавательных способностей; Развивающие: развитие речи: обогащение словарного запаса, усложнение ее смысловой функции. развитие мышления через: умение анализировать, сравнивать, подбирать аналогии, доказывать; Воспитательные: воспитание нравственных качеств, отражающих отношение друг к другу: доброта, деликатность, взаимопомощь;

10 1.Маленькую или большую репку вытягивать легче? 2.Из какого грунта- глинистого, песчаного или чернозема- труднее вытягивать репку? 3.Может быть, стоило тянуть репку вверх вертикально? 4.А не лучше ли было раскачать репку из стороны в сторону, а затем тянуть? 5.Если бы прошел сильный дождь или дед хорошо бы полил участок, смог бы он один вытащить репку? 6.Может быть, следовало всем не выстраиваться в цепочку, а встать рядом и тянуть репку за ботву? 7.Какая тактика вытягивания репки лучше, по вашему мнению: тянуть, рывками или постепенно, наращивая силу? 8.Не легче ли было вытягивать репку иного сорта- с очень гладкой поверхностью? 9.Одинаково ли трудно вытягивать равные по массе репку и морковь 10.С какими физическими явлениями и закономерностями имели здесь дело мышка, кошка, жучка, внучка, бабка и дедка? Вопросы:

Читайте также: