Назовите декоративные изделия с внутренними полостями которые можно выточить на станке для обработки

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

§ 12. Технология точения декоративных изделий из древесины на токарном станке

Подумайте, может ли влиять на качество изделия из древесины выбранный для изготовления материал, форма, размер, чистовая обработка и декоративная отделка. Рассмотрите этот вопрос на примере вытачивания на токарном станке деревянной толкушки.

Организация рабочего места при работе на токарном станке .

Рабочее место — это место, приспособленное для выполнения производственного задания.

На токарных станках работают станочники токарных станков. Их рабочее место состоит из:

— токарного станка с комплектом инструментов;

— контрольно-измерительных и режущих инструментов;

— отделочных материалов, оснастки и приспособлений.

Начинать работу на токарном станке для обработки древесины необходимо с правильной организации рабочего места и рационального размещения инструментов, оборудования, оснастки.

Для этого следует ознакомиться с правилами безопасной работы на токарном станке и правилами бережного обращения с инструментами и токарным станком.

Точение заготовки

Точение цилиндрических поверхностей на токарном станке состоит из двух этапов — черновой обработки заготовки и чистового точения.

Перед началом работы надевают защитные очки и опускают защитный экран. Затем включают станок. Стамеску, крепко удерживая правой рукой за ручку, помещают на подручник. Левая рука находится сверху стамески и прижимает её к подручнику (рис. 1). При этом рука должна находиться вблизи подручника, но не касаться его.


Рис. 1. Черновое точение заготовки на токарном станке

При черновом точении заготовки (см. рис. 1) полукруглую стамеску медленно подводят к заготовке. Перемещая стамеску по подручнику влево и вправо, можно снять за один проход (одно движение вдоль обрабатываемой поверхности) стружку толщиной 1. 2 мм. Первый проход ведут серединой лезвия, а последующие — его боковыми частями, чтобы обрабатываемая поверхность была менее волнистой. Завершают черновое точение тогда, когда диаметр заготовки станет на 3. 4 мм больше заданного диаметра. Для обеспечения безопасности работы подручник по мере стачивания древесины передвигают ближе к заготовке.

Черновая обработка заготовки ведётся постепенно. Стамеску передвигают от середины заготовки к её краям и таким образом придают заготовке цилиндрическую форму. Сначала древесину снимают средней частью лезвия стамески (рис. 1). Затем точение выполняют, слегка поворачивая стамеску вокруг своей оси, и срезают древесину боковыми частями её лезвия. После нескольких минут работы необходимо выключить станок, проверить крепление заготовки и измерить штангенциркулем или кронциркулем диаметр заготовки. Такие контрольные проточки делают и при черновом, и при чистовом точении, чтобы видеть, сколько всего материала нужно сточить. При черновой обработке диаметр заготовки должен быть на 3-5 мм больше диаметра детали. После такой обработки полукруглой стамеской заготовка имеет волнистую поверхность.

Чистовое точение производят косой стамеской , причём стружку срезают только серединой режущей кромки (рис. 2). Стамеску держат двумя руками и устанавливают ребром на подручник тупым углом вниз. При этом стамеску нужно крепко держать в руках, прижимая её к подручнику. При обработке конической поверхности точение ведут от большего диаметра к меньшему.


Рис. 2. Чистовое точение косой стамеской

Контроль качества детали

По окончании точения необходимо оценить качество работы, которое проверяют по прямолинейности поверхности заготовки. Для этого к заготовке прикладывают линейку или угольник и на просвет определяют зазор между заготовкой и линейкой. Прямолинейность обработанной поверхности можно проверить линейкой на просвет, а диаметральные размеры — с помощью кронциркуля (рис. 3).


Рис. 3. Контроль качества летали кронциркулем


Шлифование деталей

После чистового точения поверхность заготовки зачищают шлифовальной шкуркой, прикреплённой к деревянному бруску (рис. 5). Чтобы выявить текстуру древесины детали, её поверхность можно отполировать бруском более твёрдой породы древесины. Эту операцию выполняют на включённом станке. Шлифование готовой детали выполняют шлифовальной шкуркой , которую обёртывают вокруг детали и удерживают руками (рис. 5, а), или шлифовальной колодкой (рис. 5, б).



Рис. 5. Шлифование детали: а — шкуркой: б — шлифовальной колодкой

Иногда на поверхность отшлифованной детали наносят декоративные кольцевые полоски. Для этого берут брусок из более твёрдой древесины, чем древесина обрабатываемой детали, и прикладывают ребро бруска к вращающейся на станке детали. Поверхность в месте соприкосновения нагревается и немного подгорает. В результате этого на детали остаются круговые полоски коричневого цвета.

Подрезание торцов

Подрезание торцов выполняют косой стамеской . Первоначально её устанавливают острым углом вниз и делают неглубокую кольцевую канавку глубиной 2. 3 мм в том месте, где будет находиться торец. Затем стамеску переворачивают тупым углом вниз, ставят её на ребро и, отступив немного от канавки, срезают на конус концевую часть заготовки до торца (рис. 6). Повторяют это движение несколько раз, углубляясь в заготовку, пока диаметр шейки не станет равным 10. 12 мм. После этого выключают станок, снимают заготовку со станка и пилой с мелкими зубьями отрезают концевые участки заготовки. Торцы зачищают напильником и шлифовальной шкуркой . Так можно получить срезы различной формы: прямой срез, выпуклый срез, вогнутый срез.


Рис. 6. Подрезание торца косой стамеской

Графическое изображение тел вращения. Чертежи, на которых изображаются детали, имеющие форму тел вращения (цилиндра, шара, конуса), выполняются, как и другие графические документы, по единым правилам Государственного стандарта (ГОСТ) в соответствии с Единой системой конструкторской документации (ЕСКД). На тело вращения в конструкторской документации указывают штрихпунктирная осевая линия и знак диаметра ( ∅ ).

Таблица 4






Во время работы бережно относитесь к станку, приспособлениям, инструментам, чтобы они служили как можно дольше.

Правила безопасной работы

До начала работы необходимо:

1. Надеть рабочую одежду (халат и берет), застегнуть рукава; подготовить защитные очки или опустить на станке специальный прозрачный защитный экран.

2. Подготовить и разложить инструменты.

3. Закрепить заготовку в зажимах станка, установить подручник.

4. Рукой провернуть заготовку и убедиться, что она надёжно закреплена и не касается подручника.

5. Включить станок и проверить его работу на холостом ходу.

Во время работы во избежание травм запрещается:

1. Измерять обрабатываемую заготовку, не выключив станок.

2. Отходить от станка, не выключив его.

3. После выключения станка тормозить заготовку руками.

4. Выполнять работу без защитного экрана или защитных очков.

5. Сдувать стружки и опилки или сметать их рукой (необходимо пользоваться щёткой-смёткой).

По окончании работы необходимо:

1. Выключить станок, привести в порядок станок, инструменты, оснастку.

2. Убрать в специальный ящик стружки, опилки, от ходы.

3. Сдать деталь, инструменты, станок учителю.

Еще раз правили ТБ

  1. Не включать станок без разрешения учителя.
  2. Работать только при опущенном защитном экране.
  3. Работать на станке можно только в спецодежде, застёгнутой на все пуговицы, и в защитных очках.
  4. Надёжно закреплять заднюю бабку.
  5. Надёжно устанавливать и крепить заготовку.
  6. Все разметочные операции и измерения заготовки выполнять только при выключенном станке.
  7. Обо всех неисправностях сообщать учителю.
  8. Не отходить от включённого станка.

Практическая работа "Точение детали из древесины на токарном станке"

  1. Изучите чертёж детали, выданной учителем, или детали своего творческого проекта, имеющей цилиндрическую или коническую форму.
  2. Подумайте и определитесь, в каком шпиндельном приспособлении вы будете закреплять заготовку (в патроне, на планшайбе или с помощью трезубца и центра).
  3. Подготовьте заготовку — брусок квадратного сечения, разметьте и прострогайте рубанком восьмигранник.
  4. Закрепите заготовку на станке.
  5. Установите подручник в необходимом положении, проверив наличие зазора между ним и заготовкой путём проворачивания заготовки вручную на один-два оборота.
  6. Все настроечные операции проводить только при отключенном и остановленном станке.
  7. С разрешения учителя выполните черновую и чистовую обработку заготовки.
  8. Не обрабатывать деталь вблизи трезубца.
  9. В процессе точения периодически останавливать станок и поджимать деталь центром задней бабки, устраняя зазоры.
  10. Периодически, по мере срезания поверхности, при остановках станка подводить подручник к поверхности заготовки на 2. 3 мм, проворачивать заготовку вручную на 2. 3 оборота и надежно крепить подручник.
  11. Во время работы не отвлекаться, не отходить от станка.
  12. Отшлифуйте готовую деталь.
  13. Не останавливать заготовку руками.
  14. Снимите деталь со станка, отпилите концевые участки, окончательно зачистите деталь.
  15. Если это необходимо, покройте деталь лаком.
  16. Проконтролируйте качество полученной детали.

Новые слова и понятия

рабочее место, организация рабочего места, болванка, крепёжные приспособления, патрон-стакан, трезубец, планшайба, приёмы точения, черновая обработка, чистовая обработка, контрольные проточки, фаска, тело вращения, технологическая карта ; стамески: полукруглая, косая.

Проверяем свои знания

  1. Какой припуск срезают при черновой обработке, а какой — при чистовой?
  2. Какой частью режущей кромки косой стамески выполняют чистовое точение?
  3. Как подрезают торцы детали на станке?
  4. Какими измерительными инструментами контролируют качество детали?
  5. Какими инструментами и как контролируют размеры вытачиваемой детали?
  6. Какие правила безопасной работы на токарном станке необходимо соблюдать, чтобы избежать травматизма?
  7. С помощью каких крепёжных приспособлений выполняют точение? Какие из перечисленных изделий можно изготовить с помощью патрона-стакана: ручку для напильника, декоративное блюдо, солонку с крышкой, толкушку?
  8. Можно ли использовать для точения древесину, бывшую в употреблении, или отходы древесины? Почему?
  9. Какими резцами-стамесками производят торцевание с прямым, выпуклым и вогнутым срезами?

Найдите в Интернете образец технологической карты производственного назначения и сравните с технологической картой, которую вы использовали в практической работе при точении ручки для резца-стамески. Почему в них много отличий?


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Ознакомление с технологией обработки декоративных изделий из древесины на токарном станке; формирование умений обрабатывать внутренние полости деталей на токарном станке; формирование умений точить декоративные чаши, тарелки, вазы и др.; формирование навыков контроля качества обработанных на станке деталей; развитие эстетического сознания, формирование навыков созидательной, творческой деятельности.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Что называется точением?

  • обработка поверхностей тел вращения резанием
  • подготовка режущей кромки к правке
  • обработка древесины резцом по дереву
  • спиливание поверхности заготовки ножовкой
Вопрос 2

Как проверить, надёжно ли закреплена заготовка и не ударится ли она о подручник?

  • сделать рукой несколько оборотов заготовки
  • покачать заготовку рукой
  • измерить расстояние между заготовкой и подручником
Вопрос 3

Как изображаются на чертеже детали, имеющие форму тел вращения

  • одним главным видом
  • несколькими видами
  • одним видом и необходимыми разрезами
Вопрос 4

Чем крепится заготовка в планшайбе?

  • гвоздями через отверстие
  • шурупами через отверстие
  • дюбель-гвоздями через отверстие
  • болтами и винтами
Вопрос 5

Для чего применяются крючки при точении художественных работ?

  • для вытачивания зубчатых поверхностей
  • для вытачивания внутренних полых поверхностей
  • для удаления стружки во время работы
  • для шлифования внутренних полых поверхностей
Вопрос 6

Для измерения внутренних полостей вытачанной детали нужно использовать:

Людмила Николаевна Тимофеева

Презентацияна тему "Декоративные изделия из древесины, изготовляемые на токарном станке.

ВложениеРазмер
cherkasov_7_b.pptx 623.52 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Черкасов Даниил 7 Б класс Декоративные изделия из древесины , изготовляемые на токарном станке

Правила безопасности Не включать станок без разрешения учителя . Надежно крепить заднюю бабку станка . Перед установкой на станок проверить заготовку, чтобы она не имела трещин . Надежно крепить заготовку в специальном приспособлении и центре задней бабки токарного станка . Перед работой на токарном станке подготовить рабочее место: убрать все лишнее со станка и вокруг него, подготовить и разложить только нужные инструменты и приспособления . Проверить рабочий инструмент. Ручки не должны иметь трещин, должны быть прочно насажены.

история В древние века в Греции и Риме также существовали приспособления для обработки керамики и дерева. По утверждению историка Плиния, некий Феодор, житель острова Самоса , за 400 лет до нашей эры с успехом применял устройство, на котором обтачивались механически вращавшиеся (от ножного привода) изделия из металла. Сохранились до нашего времени свидетельствующие об этом древние украшения.

история Так, еще в древнем Египте применялся токарный "станок" с лучковым ручным приводом. На этом устройстве обтачивались каменные и деревянные изделия .

история В начале XV века основание токарного станка представляло собой деревянную скамейку. На скамейке-станине находилось две бабки, соединенные бруском, служившим опорой для резца. Это избавляло токаря от необходимости держать резец на весу.

Черновое точение - срезание слоя древесины полукруглой стамеской

Чистовое точение, это срезание слоя древесины косой стамеской

Точение на токарном станке выполняют специальными резцами – токарными стамесками

Точение — давний и широко распространенный вид художественной обработки древесины, применяемый при изготовлении мебели, посуды, игрушек.

Для точения декоративных изделий используют древесину груши, яблони, клена, березы, бука, дуба, ясеня, липы, ольхи, сосны. На рисунке 37 изображены образцы художественных изделий с точеными деталями.


Рис. 37. Изделия с точеными деталями: а — табурет: 1 — крышка; 2 — царга; 3 — ножка; 4 — проножка; б — стол: 1 — ножка; 2, 3, 4 — точеные детали стойки; 5 — крышка

Детали, имеющие форму тел вращения с фасонными поверхностями, изображают на чертежах обычно одним главным видом (рис. 38) и проставляют размеры поверхностей — диаметры и длины.


Рис. 38. Чертеж точеной фасонной детали

На чертежах сложнопрофильных тел вращения проставляют диаметры, расстояния по оси, радиусы скруглений профилей, размеры фасок и т. д. (рис. 38). Все размеры вдоль оси вращения проставляют от базы, например торца А.

Для художественных токарных работ применяют как обычные, так и специальные токарные инструменты. Это различные стамески (см. рис. 34), крючки (рис. 39, а), гребенки (рис. 39, б), а также сверла.


Рис. 39. Инструменты для точения художественных изделий: а — крючок; 6 — гребенка

Крючки предназначены для точения внутренних полых поверхностей, например у матрешек, ваз и т. д. Гребенками вытачивают зубчатые поверхности.

Популярным среди учащихся является точение деревянных ваз, тарелок и чашек.

Рассмотрим технологию изготовления вазы. Заготовку для вазы склеивают из отдельных блоков. Вначале полукруглой стамеской обтачивают наружную поверхность. Затем вытачивают от центра к краям полость вазы. Точение вначале выполняют внутри вазы полукруглой стамеской и крючком. Поверхность зачищают при вращении заготовки шлифовальной шкуркой либо полируют и обжигают ее до желто-коричневого цвета куском более твердой древесины.

На рисунке 40 представлены приемы точения деревянной вазы.


Рис. 40. Приемы точения внутренней поверхности деревянной вазы: а — полукруглой стамеской; б — крючком

На рисунке 41 изображен чертеж художественного изделия (подставка для карандашей) и инструменты для контроля его внутренних размеров.


Рис. 41. Подставка для карандашей и инструменты для контроля ее внутренних размеров: а — чертеж изделия; б — шаблон; в — нутромер с линейкой

При необходимости поверхности художественных изделий красят морилкой, покрывают грунтовкой, заполняют поры древесины воском или порозаполнителем, лакируют.

Изображение Ответ

в данном случае площадь параллелограмма находится через сторону и высоту. она же s=a×h.

методом подстановки я выбрал число 8 и проверил.

если возьмём за х число 9, площадь получается 24.

Ответ

Обрабатывать древесину человек научился за много веков до новой эры. В распоряжении древнего токаря был примитивный станок, на котором он мог работать только с подмастерьем, вращавшим с ручного привода обтачиваемую деталь. Лишь гораздо позже появился более совершенный станок, приводимый в движение ногами.

Ответ

Обрабатывать древесину человек научился за много веков до новой эры. В распоряжении древнего токаря был примитивный станок, на котором он мог работать только с подмастерьем, вращавшим с ручного привода обтачиваемую деталь. Лишь гораздо позже появился более совершенный станок, приводимый в движение ногами.

Древние токари, несмотря на то, что работали они на примитивных станках с лучковой передачей, применяли наиболее сложную и трудоемкую технологию изготовления токарных сосудов. Новгородские древоделы точили посуду не с торца, а поперек волокон. Этот точения делал посуду прочнее и наиболее полно выявлял декоративные свойства древесины. Вначале мастер делал заготовку. Он раскалывал кряж, высота и толщина которого должны были быть одинаковыми. Топор обтесывал половину кряжа, придавая ему приближенную форму усеченного конуса или полушара. Затем заготовка укреплялась на токарном станке и обрабатывалась. На готовом изделии древесные волокна создавали неповторимый оригинальный рисунок. Даже древесина ольхи, маловыразительная при торцовом точении, обнаруживала интересный текстурный рисунок, а древесина ясеня и клена приобрела переливчатый шелковистый блеск.

Современные станки дают возможность точить любую породу древесины, выбор которой зависит от ее физических и механических свойств и назначения изделия. Физические свойства—это блеск, цвет, текстура и влажность, механические — прочность, упругость, пластичность. Из дуба, грецкого ореха, можжевельника, красного дерева, сосны и кедра, имеющих красивую текстуру, точат в основном декоративные изделия, которые не раскрашивают, а лишь покрывают слоем прозрачного лака. Природная красота такой древесины — лучшее украшение токарной работы. Из липы, ольхи или березы вытачивают изделия, которые затем раскрашивают гуашью, акварелью, темперой, анилиновыми красителями, украшают выжиганием или резьбой.

Обрабатывать можно как сухую, так и сырую древесину. Но все-таки для точения предподчтительнее применять хорошо высушенную древесину, которая при полировке не дает ворса. На современных деревообрабатывающих предприятиях для вытачивание большого количестеа одинаковых деталей применяются токарные автоматы и полуавтоматы. На них изготавливают катушки, шары, кегли и рукоятки для различных инструментов. Но художественные и декоративные изделия и посуду вытачивают только на ручных станках. Длинномерные детали точат на токарном станке с задней бабкой, в небольшие токарные изделия — на станке с трубчатым патроном, в котором деталь закрепляется только с одной стороны Это дает возможность со стороны свободного торца выбирать полые объемы. Тарелки или чаши с небольшим диаметром удобно точить на планшайбе — это металлический диск с отверстиями под винты, которыми деревянную заготовку плотно прикрепляют к диску. На стационарных станках применяется планшайба со специальными зажимами.

На всех ручных станках древесину обрабатывают несложными руч-
ными резцами. Для грубой черновой обработки заготовки, для придания ей цилиндрической формы применяются полукруглые резцы. Плоские резцы, называемые косяками, применяются для чистового точения внешней поверхности изделия. Эти резцы нетрудно изготовить из обыкновенных стамесок или из плоских напильников, сточив с них насечку. Для обработки внутренних поверхностей издавна применяли резцы с крючковидными лезвиями. Токари их называют просто крючками. Полукруглые и крючковидные резцы можно выковать из углеродистой стали. Если изготовить такие резцы разных размеров, ими можно будет обрабатывать внутреннюю поверхность различной величины и конфигурации. Многие токари работают резцами, которые представляют собой металлическое кольцо, приваренное к прутку.

Точение древесины с торца более распространено, чем поперек волокон. Для такого точения применяют заготовки в виде брусков с квадратным сечением. Топором обтесывают брусок, стараясь придать ему как можно более правильную цилиндрическую форму. Обтесанную заготовку забивают в трубчатый патрон, установив ее строго горизонтально. Включив станок, берут широкий полукруглый резец. Рукоятку резца держат в правой руке, а левой рукой прижимают металлическую часть резца к подручнику. Резец держат примерно под углом 15-

Читайте также: