На некошеном лугу зеленела высокая трава

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Правописание –н,-нн- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Автор работы : заместитель директора по УВР, учитель русского языка и

литературы Мещерякова Наталья Александровна, ГБОУ СОШ №924 ЮАО г.Москвы

Урок русского языка в 7 классе по теме «Правописание –н,-нн- в

Информация для учителя

План урока

1.Каллиграфическая разминка 2.Орфографическая и морфологическая разминка 3.Работа по теме урока 4.Подведение итогов урока 5.Домашнее задание

На одной стоит ноге, Любят гуси букву .

Отгадайте о какой букве идет речь в стихотворении

Нажми

Нажми

Орфографическая разминка

К о н о п л я н ы й

Д е р е в я н н ы й

П е с ч а н ы й

М а с л я н ы й

К а р т о н н ы й

Л е к ц и о н н ы й

Л и с т в е н н ы й

Страна Глаголия

Обратимся к словарю

? Обратимся к словарю

Лингвистический словарь Причастие (калька лат. Participium )- форма глагола, обозначающая признак предмета по действию. В П. совмещаются свойства глагола и прилагательного

Словарь иностранных слов

Морфология – наука о языке, изучающая правописание слов Причастие- форма прилагательного Причастие изменяется по числам и лицам Причастие отвечает на вопросы какой, чей? Причастие обозначает признак предмета по действию В предложении причастие, как правило, является подлежащим

Если утверждение истинно , вы остаётесь на месте, если утверждение ложно - встаёте

Какие из данных слов являются причастиями?

А) волнистые волосы Б) крикливый ребенок В) колючее растение Г) колющийся кустарник

? Тема урока

Узнать о написании… Учиться правильно…

Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему, используйте запись на слайде:

Обратимся к правилу:

Обратимся к правилу:

Обратимся к правилу:

Кованый, жёваный

Обратимся к правилу:

Правописание –н- и –нн- Рифмовки

Обрати внимание на исключения

Исключения: желанный, священный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, деланный, медленный

Исключения: названый брат, посажёный отец, прощёное воскресенье, смышлёный, раненый (но раненный пулей, израненный), кованый (но перекованный), жёваный (но пережёванный)

Определи, от какой части речи образовано слово

От глагола? (от глагола образуются отглагольные прилагательные и причастия)

Пиши нн, это причастие

Пиши н, это отглагольное прилагательное

Некрашеный пол; сушёные грибы; жареный – жарить (несов. Вид)

Газированный; непрочитанная книга; сушённые в печке грибы; решённый – решить (сов. Вид)

Солё_ый скоше_ый закраше_ый зауче_ый замороже_ый поглаже_ый тренирова_ый мороже_ый скруче_ый круче_ый полирова_ый тушё_ый варё_ый разминирова_ый

Запишите слова, объясните написание –н- и –нн-

Запишите словосочетания, объясните написание –н- и –нн-

Крашеный пол – покрашенный краской пол, некрашеный пол, непокрашенный пол; вязаная кофта – вязанный спицами свитер, развязанный шнурок, сеяная мука – засеянное поле; плетёная корзина – плетённая из веток корзина; скошенный луг, кошеная трава, некошеная трава, нескошенный луг.

Объясните написание пропущенных букв

На стене висела писа….ая акварелью картина. Приятно пахло печё…ым хлебом. Хороши грибы, сушё.…ые в печке. Ране….ый в лапу заяц стал прихрамывать. У бабушки был платок, вяза….ый из чистой шерсти. На некоше…ом лугу зеленела высокая трава. Маринова….ые грибы лежали на тарелке. Его ожидал неслыха….ый успех. В магазине мы купили жаре…ого леща и копчё…ой колбасы

На стене висела писанная акварелью картина. Приятно пахло печёным хлебом. Хороши грибы, сушённые в печке. Раненный в лапу заяц стал прихрамывать. У бабушки был платок, вязанный из чистой шерсти. На некошеном лугу зеленела высокая трава. Маринованные грибы лежали на тарелке. Его ожидал неслыханный успех. В магазине мы купили жареного леща и копчёной колбасы

Распределите словосочетания в два столбика:

Покраше..ый пол, краше..ый подоконник, закопчё..ый котелок, копчё..ая колбаса, зажаре..ая в сметане картошка, жаре..ый цыплёнок, вяза..ая сумочка, связа..ый свитер, высуше..ое бельё, суше..ые фрукты.

Крашеный подоконник, копчёная колбаса, жареный цыплёнок, вязаная сумочка, сушёные фрукты

Покрашенный пол, закопченный котелок, зажаренная в сметане картошка, связанный свитер, высушенное бельё

? Итоги урока

Что узнали нового? Чему научились?

Ответьте на главные вопросы урока:

? Домашнее задание

Чтобы упрочить Ваши знания, даю домашнее задание: п 21,22 выучить правило, упражнение №79

аристократию и простонародье.2) На лугах стояла ещё (не)кошенная трава.3) (Не)слыша звуков визжавших со всех сторон пуль, командир поднялся во весь рост.4) Войско саксов умело скрывалось в (не)проходимых лесах и болотах.

Ответ или решение 1

Рассмотрим все предложения:

1) не было среднего класса - пишется раздельно, так как это глагол,

2) еще не кошенная трава - пишется раздельно, так как присутствует причастный оборот,

3) не слыша звуков пуль - пишется раздельно, так как это деепричастие,

4) скрывалось в непроходимых лесах - пишется слитно , так как можно подобрать синоним без НЕ (густых, темных лесах).

Правильный ответ 4).

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка содержит следующий материал: тексты диктантов по русскому языку для учащихся старших классов и предназначена для работы c учащимися в классе или может быть использована для самостоятельной ( индивидуальной) работы с учащимися с целью отработки орфограмм и пунктограмм, изученных по программе.

Диктанты для старшеклассников

Я не буду рассказывать обо всём, что мы увидели, и обо всех местах, где мы побывали. Скажу только, что меня продолжала тревожить мысль: вдруг мы так и не успеем в дом Марка Твена?

Наконец мы едем прямо туда. Так вот он каков, этот дом! Тихий, со старомодными островерхими башенками на крыше, овеянный задумчивым, грустным уютом…

Всё: и веранда, похожая на палубу парохода, и камин, где искры живого пламени встречали мёртвый холод снежинок, и стены, где жили и его счастье и его беда, - всё молчало, всё остановилось в комнатах, откуда много лет назад навеки ушёл умный и добрый Насмешник, знающий о мире и людях многое, чего не знали другие. Опустевший, мёртвый дом…

Но нет, как может быть мёртвым дом, где живёт столько наших друзей, столько людей, милых нашему сердцу! Вот они смотрят на нас, выглядывают из книжных переплётов, дорогие наши мальчишки. Здравствуй, Том Сойер, здравствуй, Гекльберри Финн, здравствуйте все!

Знаете ли вы, как любят вас мальчики и девочки в далёкой стране? Знаете ли вы, сколько взрослых людей зовут вас, ищут вас, и вы спускаетесь с книжных полок, чтобы провести с ними вечерок и рассказать в десятый раз о своих проделках?

Может быть, создавший вас писатель сам посмеивался в усы, когда на его глазах вы дрались и проказничали, выдумывали и влюблялись.

Родившись по воле пера писателя, его герои подчас начинают вытворять бог знает что, а он только поглядывает на них с удивлением и любовью, чувствуя, что они живут уже сами по себе.

Нет, этот дом не может быть мёртвым, ибо герои книг Марка Твена не умрут никогда…

Трава на некошеном лугу, невысокая, но густая, оказалась не мягче, а ещё жёстче, однако я не сдавался и, стараясь косить как можно лучше, шёл не отставая.

Владимир, сын бывшего крепостного, не переставая махавший косой, почём зря резал траву, не выказывая ни малейшего усилия. Несмотря на крайнюю усталость, я не решался попросить Владимира остановиться, но чувствовал, что не выдержу: устал. В это время Владимир сам остановился и, нагнувшись, взял травы, не торопясь вытер косу и стал молча точить. Я не спеша опустил косу и облегчённо вздохнул, оглядевшись. Невзрачный мужичонка, шедший сзади и, по- видимому, тоже уставший, сейчас же, не доходя до меня, остановился и принялся точить, перекрестившись.

Наточив свою косу, Владимир сделал то же с моей косой, и мы не медля пошли дальше. Владимир шёл мах за махом, не останавливаясь, и, казалось, не чувствовал никакой усталости. Я косил изо всех сил, стараясь не отставать, и всё более ослабевал. С деланным безразличием махая косой, я всё более убеждался, что у меня не хватит сил даже для считанных махов косы, нужных, чтобы закончить ряд.

Наконец ряд был пройден, и, вскинув на плечо косу, Владимир пошёл по уже хоженому прокосу, ступая по следам, оставленными каблуками. Пот, не унимаясь, скатывался с моего лица, и вся рубаха моя была мокра, словно мочёная в воде, но мне было хорошо: я выстоял.

Воспоминания о Шаляпине

У нас было правило: никогда не просить никого из артистов, которые бывали у нас, что – либо исполнять. Хочешь – исполняй, не хочешь – не надо. Упрашивать не полагалось. В первый свой приезд к нам Шаляпин ждал обычной для него просьбы со стороны писателей, но не дождался. Никто ни единым словом не обмолвился о пении. Впоследствии он ценил это, как сам признался, и часто пел подолгу и помногу.

Шаляпин – смелый нарушитель всех традиционных приёмов. В нем всё по- новому, всё глубоко обдумано, неожиданно и прекрасно. Это был человек, одарённый самой природой: высокого роста, статный, к нему шли всякие костюмы: парадный фрак, и простой пиджак, и русская поддёвка. В каком бы костюме он не появился, он был всегда великолепен.

Он не выносил никаких отклонений, и если кто – нибудь из участвующих вольничал, Шаляпин закипал гневом. Работать он любил в одиночестве, по ночам, ложась спать поутру, когда город начинал свой трудовой день.

Читайте также: