Музыкальные здоровьесберегающие технологии в детском саду

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

Конференция: Оздоровительно-профилактическая деятельность в ДОУ

Автор: Дыбенко Анна Юрьевна

Населенный пункт: ХМАО-Югра, г. Радужный

Цель выступления: Представление системы музыкально - оздоровительной работы и используемых технологий.

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Здоровье ребенка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения, - это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Поэтому одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения. В этом деле нет мелочей. Поэтому вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является доступным и самым сильным средством воздействия на ребенка.

В связи с этим, я как музыкальный руководитель, провожу работу по формированию у детей здорового образа жизни в следующих направлениях:

  • Непосредственно-образовательная деятельность.
  • Совместная деятельность педагогов и детей.
  • Взаимодействие музыкального руководителя с родителями.

Основная форма музыкальной деятельности в детском саду – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей воспитанников.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:

Валеологические песенки-распевки, поднимают настроение, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

- Доброе утро, улыбнись скорее, (Поворачиваются друг к другу, разводят руки встороны)

И сегодня целый день (Хлопают в ладоши)

Мы погладим лобик, (по тексту)

Будем мы красивыми, ("фонарики")

Как в саду цветочки.

Ушки мы теперь потрём (по тексту)

И здоровье сбережём

Улыбнёмся снова (кланяются, разводят руки в стороны)

Будьте все здоровы.

Здравствуйте, ладошки! (вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз)

Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши)

Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ! (топают ногами)

Здравствуйте, щечки! (гладят ладонями щеки)

Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают пальчиками по щечкам)

Пухленькие щечки! Плюх-плюх-плюх!

Здравствуйте, губки! (качают головой вправо-влево)

Чмок, чмок, чмок! (3 раза чмокают губами)

Здравствуйте, зубки! (качают головой вправо-влево)

Щелк, щелк, щелк! (3 раза щелкают зубами)

Здравствуй, мой носик! (гладят нос ладонью)

Бип, бип, бип! (3 раза нажимают на нос указательным пальцем)

Здравствуйте, гости! (машут рукой над головой)

Перед пением целесообразно провести дыхательную, артикуляционную, фонопедическую гимнастику для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний.

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие.

Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Артикуляционные гимнастики способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве. В результате этой работы у детей повышаются показатели уровня развития речи, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, проводятся в игровой форме. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.

В игре ребёнок становится личностью, у него развивается фантазия. Сами того не замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции. Важно и то, что именно этот вид широко используется детьми в самостоятельной музыкальной деятельности вне занятий.

Игровой массаж и самомассаж, можно проводить не только после дневного сна, но и на музыкальных занятиях.

Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу. Ребенок может легко этому научиться в игре. Использование игрового массажа и самомассажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез.

Участники становятся по кругу друг за другом и выполняют упражнения на теле друг друга по показу

Рельсы, рельсы (проводим одну, другую линии вдоль позвоночника)

Шпалы, шпалы (проводим поперечные линии)

Из последних из окошек

Мы просыпали горошек (стучим по спине пальцами обеих рук)

Пришли куры, поклевали (стучим указательными пальцами)

Пришли утки, пощипали (щиплем спинку)

Дворник всех метлой прогнал (гладим ладошками по спине)

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму).

Пальчик где твой домик,

Я большой пальчик,

Пальчик где твой домик,

Пальчик где твой домик,

Я средний пальчик

Пальчик где твой домик,

Пальчик где твой домик,

Речевые игры - эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. В речевых играх текст поётся или декламируется хором, соло или дуэтом. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, пластика.

(игра с музыкальными инструментами)

Кольца шуршалки – листочки, колокольчик – росинка, палочки – дятел, маракасы – лиса, кастаньеты – белка, трещотка – медведь, султанчики – ветерок, свистулька – жаворонок.

Тихо бродит по дорожке.

Осень в золотой одёжке

Где листочком зашуршит- шуршалки

Где росинкой зазвенит -колокольчики

Раздаётся громкий стук -деревянные палочки

Это дятел – тук да тук!

Дятел делает дупло –

Птенцам будет там тепло

Из-за леса, не спеша, - маракасы

Вышла рыжая лиса.

Ступает она мягко

по шелковой травке.

Белка прыгнула наверх - кастаньеты

И грызет там свой орех —

Вот идёт по шишкам - трещётка

Ветерок вдруг налетел - султанчики

По деревьям зашумел

В небе крылья раскрывая - свистулька

Над полями льётся.

Музыкально-ритмические движения, логоритмические упражнения –Цель логоритмики – развитие активности детей через синтез музыки, движений и речи.

Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровье сбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов.

Совместная деятельность педагогов и детей

Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя. Музыка в нашем детском саду сопровождает детей в течение всего дня. Слушая хорошую музыку, дети испытывают состояние наслаждения и восхищения. У них формируются первоначальные ценностные ориентации – способность ценить красоту в жизни.

Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в нашем ДОУ. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности, на прогулках.

Совместно с педагогами проводим интегрированные музыкально - валеологические развлечения. Совместное решение задач музыкального и валеологического воспитания позволяет как можно шире и интереснее рассказать ребенку о пользе здорового образа жизни, о необходимости знать и выполнять правила личной гигиены.

Для того чтобы сформировать у детей представления о здоровом образе жизни необходимо взаимодействие с родителями.

Для повышение родительско-педагогической компетентности, в вопросах, по сохранению здоровья детей, использую такие формы как: консультации, рекомендации, индивидуальные беседы, буклеты, привлекаю к проведению совместных досугов.

Применение здоровьесберегающих технологий приносит детям огромное удовольствие, а самое главное - пользу для здоровья и их эмоционального благополучия.

Актуальность применения здоровьесберегающей технологии в музыкально-образовательной деятельности в ДОУ
- Повышение уровня заболеваемости детей ОРВИ, ОРЗ.
- Эффективность музыкального воздействия на физиологию ребенка.
- Повышения уровня профессиональной компетенции музыкального руководителя в условиях педагогики оздоровления.


Технология сохранения и стимулирования здоровья:
- ритмопластика
- физкультминутки
- подвижные игры
- релаксация
- пальчиковая гимнастика
- дыхательная гимнастика
Технологии обучения здоровому образу жизни:
- коммуникативные
- игры-танцы
- самомассаж
Коррекционные технологии:
музыкотерапия
фонетическая ритмика

- Музыкально-оздоровительные занятия, утренняя гимнастика, в разных видах деятельности.
- Музыкально-ритмические движения.
- Занятия фонетической ритмикой.
- Логоритмика .
- Музыкальное сопровождение режимных моментов(на занятиях по изобразительной деятельности, художественно-конструктивной деятельности, трудовой деятельности, во время приема детей, в летний период во время прогулки).
- Совместная музыкальная деятельность воспитателя и детей в группе.
- Совместная музыкальная деятельность родителей и детей в семье (досуги, викторины, развлечения, праздники)
- Использование антистрессовой пластической гимнастики на музыкальных, физкультурных, физкультминутках на занятиях в детском саду.
- Минуты шалости ( танцы между занятиями)

Цель применения здоровьесберегающей технологии в процессе музыкального образования: Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей.

Задачи здоровьесберегающей технологии:
1. Обогащение содержания музыкального образования различными видами здоровьесберегающей деятельности.
2. Формирование здоровьесберегающего подхода в музыкальном образовании путем интеграции задач музыкального и физического развития ребенка.
3. Формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.

Валеологические песенки-распевки
- Результат использования коротких попевок улучшает состояние дыхательных путей и развитие голосового аппарата, развивает звуковой слух.
Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
- Систематическое использование дыхательной гимнастики влияет не только на физическое состояние ребенка, когда уменьшается заболеваемость дыхательных путей, но и будет влиять на развитие ладового чувства дошкольников .

Пальчиковая гимнастика. Логоритмика. Ритмопластика.
- Пальчиковые игры, предметы для игр и танцев позволяют развивать мелкую моторику, учат ориентироваться в пространстве. Использование музыкально-ритмических движений влияет не только на развитие пластики и движений, соответствующих ритму и темпу музыки, но и осанку, профилактику плоскостопия
Музыкально-ритмические движения. Психогимнастика.
- Использование музыкальных подвижных игр влияет на развитие ориентировки в пространстве, фонетического слуха, правильной речи, а так же имеет профилактическое действие.
Использование релаксации на музыкальных занятиях приобщает к классической музыке, развивает умение расслабляться, после полученной нагрузки.

Положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников и родителей, понимании важности, значимости всех форм оздоровительной работы с детьми.

РЕЗУЛЬТАТЫ МУЗЫКАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
• повышение уровня развития
• музыкальных и творческих способностей
• детей
• стабильность эмоционального
• благополучия каждого ребенка
• повышение уровня речевого развития
• снижение уровня
• заболеваемости

Презентация на тему: Здоровьесберегающие технологии в процессе музыкального воспитания в детском саду


Музыкально-оздоровительная работу в ДОУ считается новым направлением в музыкальном воспитании дошкольников. Наряду с образовательными и воспитательными задачами, необходимо решать и такие оздоровительные, как:

  1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
  2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
  3. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
  4. Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

Результатами этой музыкально-оздоровительной работы являются:
• Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
• Стабильность эмоционального благополучия ребенка;
• Повышение уровня речевого развития детей;
• Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными заболеваниями);
• Стабильность физической и умственной работоспособности детей во всех сезонах года независимо от погоды.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:

Песенки-распевки.
С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты и мелодия из звуков мажорной гаммы поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Дыхательная гимнастика.

Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на выдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. В ДОУ музыкальные занятия могут включать упражнения дыхательной гимнастики Б.Толкачева и А. Стрельниковой.

Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки.
Мы ладошки все сжимаем – носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем, то свободно выдыхаем.

Артикуляционная гимнастика.

Основная цель её включения – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения проводятся совместно с логопедом детского сада. Как результат этой работы – повышение уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшение музыкальной памяти, внимания.

Оздоровительные и фонопедические упражнения.

Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно – глоточного аппарата и деятельности головного мозга. Используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.

Купили в магазине
Резиновую Зину.
Резиновую Зину
В корзине принесли.
Она сказала:
-Ш-ш-ш-ш!
Согласные произносятся на выдохе легко и тихо.
Потом сказала:
-С-с-с-с!
Затем сказала:
-Х-х-х-х!
Потом устало:
-Ф-ф-ф-ф!
Потом так странно:
-К-к-к-к!
И так обычно:
-Т-т-т-т!
Потом легонько:
-П-п-п-п!
И очень твердо:
-Б-б-б-б!
Жужжала тихо:
-Ж-ж-ж-ж!
И вовсе сдулась:
-З-з-з-з!

Мерзнут на ветру ладошки,
Мы погреем их немножко.

Кричу в лесу:
-А-а-а-у-у-у! Переход от звука (а) внизу.
А мне в ответ: к звуку (у) вверху.
-А-а-а-у-у-у!
Опять кричу:
-А-а-а-у-у-у!
А мне в ответ:
-А-а-а-у-у-у!

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
– Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч. А.Барто.

Дети протяжно произносят пары гласных: а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е.
Затем упражнение повторяется беззвучно.

Мы теперь не ребятишки,
А веселые мартышки!

Дети вытягивают губы, двигают ими, строя гримасы.

Сено мы душистое
Граблями сгребем.
Стог огромный,
Стог пушистый
Соберем, соберем.

Дети легко щиплют себя в соответствии со словами текста.

Пальчиковые игры.
Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координацию пальцев рук, способствуют развитию мозга ребенка.

Речевые игры.
Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Формирование ре-чи у человека идет при формировании жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности, что эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей.

Музыкотерапия.
Важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в ДОУ. Это создание музыкального сопровождения, которое коррегирует психофизический статус детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Музыкотерапия проводится в течение всего дня: детей встречают, укладывают спать, пробуждают после дневного и ночного сна под соответствующую музыку, используют её в качестве фона для занятий и свободной деятельности.

Хочу добавить, что музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. И, конечно же, успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателей, которые активно помогают, организуют самостоятельное музицирование детей в группе.

Наш детский сад "Буровичок" работает как школа - лаборатория по оздоровлению детей. Основной задачей МДОУ является повышение неспецефической сопротивляемости организма за счет адаптации к повышающимся нагрузкам средствами физического воспитания и других оздоровительных мероприятий с целью уменьшения количества острых заболеваний верхних дыхательных путей, а также длительности их и тяжести. У таких детей слабое дыхание, которое не позволяет мне, как музыкальному руководителю, получать хорошие результаты в вокально-речевой и музыкально-ритмической двигательной активности.

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей ребенка.

Виды занятий - индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию - типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.

  • Валеологические песенки-распевки;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Оздоровительные и фонопедические упражнения;
  • Игровой массаж;
  • Пальчиковые игры;
  • Речевые игры;
  • Музыкотерапия.

С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные добрые тексты (в том числе программы "Здравствуй!" М.Лазарева) и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению. Например:

Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)
Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)
Будет веселее. (хлопают в ладоши)
Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)
Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, "фонарики")
Как в саду цветочки!
Разотрем ладошки (движения по тексту)
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем (потирают ушки)
И здоровье сбережем. (разводят руки в стороны)
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы!

Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника. Например:

(обучение постепенному выдоху воздуха)

И.П. - Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р" . Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании.

(упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).

И.П. - стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Это упражнение рекомендуется выполнять рано утром, повернувшись к солнцу.

И.П . - стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева.(как это делает собачка)

Основная часть артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. Например:

(комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)

Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны)
Сладко-сладко позевала. (дети зевают)
Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения, глотают)
Да водички поглатала.
На кувшинку села,
Песенку запела:
"Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко)
Квэ-э-э-!
Ква-а-а-а!
Жизнь у Кваки хороша!

Оздоровительные и фонопедические упражнения.

Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В.Емельянова, М.Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком. Например:

Четыре динозаврика, ура, ура, ура!
Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!
Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!
И мы все время заняты, нам некогда грустить!

Дети голосом "рисуют" динозаврика, используя последовательность: "У-о-а-ы-и-скрип!"

Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается. Например:

1-я точка: "В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли"

2-я точка: "Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок"

3-я точка: "Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим"

4-я точка: "Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись"

5-я точка: "Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть"

6-я точка: "Руки надо растереть, чтобы больше не болеть"

7-я точка: "И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть"

Заканчивая массаж, дети говорят: Хотим мы быть веселыми, красивыми, здоровыми". Эти слова - своеобразная установка для них на весь день.

Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. Например:

Посмотрели мы в окошко (пальцами обеих рук делают "окошко")
По дорожке ходит кошка ("бегают" указательным и средним пальцами правой руки по левой руке)
С такими усами! (показывают "длинные усы")
С такими глазами! (показывают "большие глаза")
Кошка песенку поет, (хлопки в ладоши)
Нас гулять скорей зовёт! ("зовут" правой рукой)

Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. Например:

Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)
Веселится детвора! (легкие прыжки на месте)
Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)
Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)
Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)
А скорее догоняй! (убегают от "дождика")

Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Музыка для встречи детей и их свободной деятельности

  1. И.С.Бах. "Прелюдия до мажор".
  2. И.С.Бах. "Шутка".
  3. И.Брамс. "Вальс".
  4. А.Вивальди "Времена года"
  5. Й.Гайдн. "Серенада"
  6. Д.Кабалевский "Клоуны"
  7. Д.Кабалевский "Петя и волк"
  8. В.А.Моцарт "Маленькая ночная серенада"
  9. В.А.Моцарт "Турецкое рондо"
  10. И.Штраус "Полька "Трик-трак"
  1. "Антошка" В.Шаинский
  2. "Бу-ра-ти-но" Ю.Энтин
  3. "Будьте добры" А.Санин
  4. "Веселые путешественники" М.Старокадомский
  5. "Все мы делим пополам" В.Шаинский
  6. "Да здравствует сюрприз" Ю.Энтин
  7. "Если добрый ты" Б.Савельев
  8. "Лучики надежды и добра" Е.Войтенко
  9. "Настоящий друг" Б.Савельев
  10. "Песенка о волшебниках" Г.Гладков
  1. Л.Боккерини "Менуэт"
  2. Э.Григ "Утро"
  3. А.Дворжак "Славянский танец"
  4. Лютневая музыка XVII века
  5. Ф.Лист "Утешения"
  6. Ф.Мендельсон "Песня без слов"
  7. В.Моцарт "Сонаты"
  8. М.Мусоргский "Балет невылупившихся птенцов"
  9. М.Мусоргский "Рассвет на Москва-реке"
  10. К.Сен-Санс "Аквариум"
  1. Т.Альбиони "Адажио"
  2. И.С.Бах "Ария из сюиты №3"
  3. Л.Бетховен "Лунная соната"
  4. К.Глюк "Мелодия"
  5. Э.Григ "Песня Сольвейг"
  6. К.Дебюсси "Лунный свет"
  1. Н.Римский-Корсаков "Море"
  2. Г.Свиридов "Романс"
  3. К.Сен-Санс "Лебедь"

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование в группе.


Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние 10 лет устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.

Во всех существующих программах воспитания и обучения в ДОУ ведущим декларируется тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физического и психического развития.

К тому же ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного учреждения определяет как одну из важнейших задач охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы.

Таким образом, особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий во все образовательные области. Выделяются три группы здоровьесберегающих технологий.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, рук, лица и т. д., дыхательная гимнастика, гимнастика корректирующая, ортопедическая гимнастика.

Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия светом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонопедическая и логопедическая ритмика.

Классификация здоровьесберегающих технологий.

Медико-профилактические технологии:

- организация мониторинга здоровья дошкольников, контроль питания;

- организация профилактических мероприятий в детском сад

- организация контроля требований СанПиНов;

- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии:

- развитие физических качеств;

- массаж и самомассаж;

Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий — учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.

Технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка. Основная задача этих технологий — обеспечение эмоционального комфорта ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов и родителей.

Технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни и обеспечение валеологической образованности родителей и воспитанников детского сада.

Оптимизировать развитие основных структурных компонентов музыкальности детей, посредством внедрения здоровьесберегающих технологий:

- развитие специальных музыкальных способностей: координации слуха и голоса, координация движений

- развитие познавательных процессов и личностных новообразований

- обеспечение комфорта детей в различных формах организации НОД и совместной деятельности.

Сохранять и укреплять психофизическое здоровье детей:

- развитие сенсорных и моторных функций

- профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, простудных заболеваний

Создать музыкальную предметно-развивающую среду с учетом здоровьесберегающей модели организации музыкально-оздоровительной работы.

Содействовать просвещению родителей и педагогов.

Содержание системы музыкально-оздоровительной работы в ДОУ.

Музыкально-оздоровительная работа в детском саду — это организованный процесс, направленный на развитие музыкальности детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка. Для решения задач по созданию этой системы была разработана модель организации музыкально-оздоровительной работы в ДОУ, в которой выделении следующие компоненты:

Организация музыкальной здоровьесберегающей среды.

Использование здоровьесберегающих технологий в НОД и совместной деятельности.

Просвещение педагогов и родителей.

В детском саду создана обстановка, обеспечивающая психологический, интеллектуальный и физический комфорт детей, способствующая соблюдению баланса активности и отдыха, коллективной и индивидуальной деятельности.

Таким образом, вся организация музыкальной здоровьесберегающей среды сориентирована на достижение детьми психологического, интеллектуального, физического комфорта.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование следующих музыкально-оздоровительных технологий:

Дыхательная гимнастика. Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем центральной нервной системы. Каждый из органов речи имеет свою функцию.

Начиная работу по формированию правильного дыхания, необходимо обратить внимание на положение корпуса ребенка. Первые дыхательные упражнения должны выполняться лежа (во время вдоха брюшная стенка должна подниматься вверх, при выдохе живот должен втягиваться).

Затем проводится дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха:

- вдох и выдох через нос;

- вдох через нос, выдох через рот;

- вдох через нос, выдох через правую (левую) ноздрю;

- вдох через рот, выдох через нос;

- вдох и выдох через рот.

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно развивают и музыкальность, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.

Кинезиологические, валеологические распевки.

Цель распевок — подготовить голосовые связки к пению, развивать звуковысотный и ритмический слух. Несложные тексты, мелодия, состоящие из звуков мажорной гаммы поднимают настроение, улучшают эмоциональный климат в начале музыкальной деятельности.

Вокалотерапия.Система вокалотерапии, включающая в себя работу мышц и голоса — хороший путь к хорошему здоровью без применения лекарств.

Использование таких пропеваний в музыкальной НОД, как сигнал перед изменением вида деятельности, способствует развитию сосредоточенности и внимания.

Взаимодействие и просветительская работа с родителями.

Самая любимая всеми форма взаимодействия с семьей — это совместные праздники, которые приносят много радости и удовлетворения и детям, и взрослым. Общее сопереживание сближает, создает радостную атмосферу, возникают взаимоотношения, основанные на общих интересах. В работе с родителями используются и другие формы: анкетирование, консультации, выставки, беседы.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий повышает результативность музыкального воспитательно-образовательного процесса:

- Способствует обеспечению устойчивого интереса к музыкальной деятельности;

- Способствует формированию потребности в двигательной активности;

- Способствует укреплению и сохранению психофизического здоровья;

- Формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепления здоровья детей.

1. Арсеньевская О. Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. Волгоград: Учитель 2011 г.

2. Кузнецова Е. В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелым нарушением речи. Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2002 г.

3. Щетинин М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. М.: Айрис-пресс, 2007 г.

Основные термины (генерируются автоматически): музыкально-оздоровительная работа, детский сад, Дыхательная гимнастика, профилактика заболеваний, музыкальная деятельность, опорно-двигательный аппарат, пальчиковая гимнастика, правильное дыхание, психофизическое здоровье, совместная деятельность.

Похожие статьи

Музыкально-оздоровительная работа ДОУ посредством.

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности.

Воспитательно-оздоровительные мероприятия, осуществляемые.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровье сберегающих технологий: Валеологические песенки — распевки; дыхательная гимнастика; вокал терапия; артикуляционная гимнастика.

Влияние музыкального воспитания на физическое развитие детей

утренняя гимнастика, упражнение, ребенок, игра, физкультурно-оздоровительная работа, дошкольное учреждение, дневный сон, детский сад, музыкальное сопровождение, самостоятельная двигательная деятельность.

Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство.

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский сад, дыхательная гимнастика, оздоровительная работа, физическое воспитание, здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии, применяющиеся в центре.

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский сад, дыхательная гимнастика, оздоровительная работа, физическое воспитание, здоровье детей.

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое.

ритмическая гимнастика, ребенок, занятие, движение, упражнение, музыкальная сказка, кружковая работа, дошкольный возраст, детский сад, физическая работоспособность.

Развитие физических качеств через сюжетно-ролевую.

 элементы пантомимы; пальчиковая гимнастика.

ребенок, движение, опорно-двигательный аппарат, музыка, развитие, дошкольный возраст

музыкальное сопровождение, музыка, ребенок, физическое воспитание, детский сад, утренняя гимнастика.

Оздоровительная функция музыки как соответствующая система.

В нашем ДОУ проводится активная оздоровительная работа среди дошкольников: используются в режиме дня естественные факторы внешней

Проведенный анализ показал, что движения под музыку, танцы, дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, слушание.

Роль музыкального сопровождения во время физической.

Музыкально-оздоровительная работа ДОУ посредством.

Основные термины (генерируются автоматически): ритмическая гимнастика, ребенок, занятие, движение, упражнение, музыкальная сказка, кружковая работа, дошкольный возраст, детский сад.

Похожие статьи

Музыкально-оздоровительная работа ДОУ посредством.

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности.

Воспитательно-оздоровительные мероприятия, осуществляемые.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровье сберегающих технологий: Валеологические песенки — распевки; дыхательная гимнастика; вокал терапия; артикуляционная гимнастика.

Влияние музыкального воспитания на физическое развитие детей

утренняя гимнастика, упражнение, ребенок, игра, физкультурно-оздоровительная работа, дошкольное учреждение, дневный сон, детский сад, музыкальное сопровождение, самостоятельная двигательная деятельность.

Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство.

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский сад, дыхательная гимнастика, оздоровительная работа, физическое воспитание, здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии, применяющиеся в центре.

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский сад, дыхательная гимнастика, оздоровительная работа, физическое воспитание, здоровье детей.

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое.

ритмическая гимнастика, ребенок, занятие, движение, упражнение, музыкальная сказка, кружковая работа, дошкольный возраст, детский сад, физическая работоспособность.

Развитие физических качеств через сюжетно-ролевую.

 элементы пантомимы; пальчиковая гимнастика.

ребенок, движение, опорно-двигательный аппарат, музыка, развитие, дошкольный возраст

музыкальное сопровождение, музыка, ребенок, физическое воспитание, детский сад, утренняя гимнастика.

Оздоровительная функция музыки как соответствующая система.

В нашем ДОУ проводится активная оздоровительная работа среди дошкольников: используются в режиме дня естественные факторы внешней

Проведенный анализ показал, что движения под музыку, танцы, дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, слушание.

Роль музыкального сопровождения во время физической.

Музыкально-оздоровительная работа ДОУ посредством.

Основные термины (генерируются автоматически): ритмическая гимнастика, ребенок, занятие, движение, упражнение, музыкальная сказка, кружковая работа, дошкольный возраст, детский сад.

Читайте также: