Музейные технологии в детском саду

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

Музеи рассматривают как социально-эстетический феномен культуры (Н. Г. Макарова, 1987, Т. А. Алешина, 1999); социокультурное пространство российской провинции (А. Л. Филатова, 2000); оценивают в качестве информационно-коммуникативной системы (С. В. Пшеничная, 2000).

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

1.2. Принципы музейной педагогики

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.

  • Наглядность.
  • Доступность.
  • Динамичность.

Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).

Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.

Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).

Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).

Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.

Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.

Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:

  • заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;
  • выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)

1.3.Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДУ.

Заключается в следующем:

Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:

* учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;

* формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

* формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;

* развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

* вызывать уважение к другим культурам;

*развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Чтобы воспользоваться музейной педагогикой, необходимо следовать определённым правилам.

Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.

Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

1.4. Организация мини-музея в детском саду

В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах этнографических комнат, мини-музеев.

Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.

1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:

2 этап. Выбор помещения.

Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.

3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.

4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:

- оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;

- наличие детской мебели для проведения игр, занятий;

- соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.

5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.

6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики

7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.

8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.

1.5. Принципы создания мини-музея

1.6. Особенности месторасположения мини-музеев

Положительные стороны расположения мини-музея

Отрицательные стороны расположения мини-музея

Возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации.

Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея.

Дети по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы к воспитателю, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком.

Постоянный доступ к музею получают дети только одной группы.

Удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по темам музея.

Родители не имеют полного представления о работе детского сада.

Если позволяет площадь, то вариант размещения мини-музея в раздевалке имеет такие же преимущества, что и в групповой комнате.

Общение детей с родителями по темам музея

Постоянный доступ к музею получают дети только одной группы

Помещения для дополнительных занятий

Идеально подходят для размещения некоторых видов мини-музеев. Например, в изостудии уместен мини-музей какого-нибудь вида декоративно-прикладного искусства: дымки, гжели и т.д.

Музей сливается с общим фоном данного помещения.

Требуется проявить большие дизайнерские способности, что музей привлекал к себе внимание детей.

Возможность посещать мини-музей в любое удобное время.

Рассматривать экспозицию могут все родители, в том числе индивидуально, со своими детьми.

Мини-музей дает стимул для общения.

Открытый и бесконтрольный доступ к музею ограничивает возможность представления в нем редких и ценных экспонатов.

1.7. Оформление мини-музеев

Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во – вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Это усложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. При отсутствии подходящих уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике выстроить разноуровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью. Также освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:

  • Размещение материала на настенных полочках;
  • Использование ширм;
  • Использование стендов;
  • Использование мобиле;
  • Размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.

Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы.

Если для музеев отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку 2-3 небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами.

1.8. Тематика мини-музеев.

Может быть разнообразной:

Организация в детском саду мини-музея посвященная определенному предмету объекту природы или явлению способствует использованию системного подхода который активно используется в программах ТРИЗ и РТВ. Данный подход позволяет рассмотреть предмет и ли явление с самых разных сторон. Несмотря на сложную терминологию системный подход вполне доступен дошкольникам.

Автор: Тюленева Ольга Александровна, воспитатель, МБДОУ д/с №31, город Ульяновск

«Музейная педагогика в ДОУ, как

инновационная технология в сфере

Музейная педагогика
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности, формирование познавательной активности.

Соответствие музейной педагогики

концептуальным основам ФГОС
• Развивающее образование • Научная обоснованность (личностно- ориентированный подход, деятельностный подход, учет фундаментальных основ возрастной психологии и педагогики) • Интеграция образовательных областей (взаимодействие образовательных областей для обеспечения целостности образовательного процесса – доступность тем, мотивация). • Учет ведущего вида деятельности

Музейная педагогика и принципы

деятельностного подхода
• Деятельностный подход (по А.Н. Леонтьеву, Л.С. Выгодскому): • Потребности – мотивы – цели – условия – действия – структура деятельности • Деятельностный подход - процесс активно-исследовательского усвоения знаний и умений посредством мотивированного и целенаправленного решения проблем

Современные дети:

Особенности современных

Особенности современных

Принципы создания мини-музея
• Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей. • Принцип деятельности и интерактивности – мини- музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т.д.).

Принципы создания мини-музея
• Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. • Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.

Принципы создания мини-музея
• Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы. • Принцип разнообразия – наполнение мини- музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.

Оформление мини-музеев
Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом: • Размещение материала на настенных полочках; • Использование ширм; • Использование стендов; • Использование мобилей; • Размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.

Алгоритм создания экспозиции
• Любая экспозиция должна учитывать логическую цепочку: восприятие -понимание - осмысливание- закрепление - применение.

Задачи для педагогов
• учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры; • формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры; • формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности; • развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию; • вызывать уважение к другим культурам; • развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Этапы организации музея

1 этап.
Постановка целей и задач перед воспитанниками и родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как: - родительские собрания, - консультации, - индивидуальная работа.
2 этап.
Выбор помещения или места в группе. Необходимо учитывать количество экспонатов.
3 этап.
Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.
4 этап.
Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий: - оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм; - наличие детской мебели для проведения игр, занятий; - соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.

Этапы организации музея

5 этап.
Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.
6 этап.
Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки.
7 этап.
Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.
8 этап.
Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.

Формы работы в мини-музее
1.Мини-беседы с детьми. 2. Экскурсии для детей и родителей. 3. Самостоятельное рассматривание экспонатов. 4. Мастер-класс по изготовлению экспонатов. 5. Работа творческой группы по пополнению музея экспонатами. 6. Творческие игры, образовательные путешествия. 7. Чтение художественной литературы. 8. Исследовательская деятельность, экспериментирование. 9. Музицирование, прослушивание аудио –материалов, просмотр мини-презентаций.

Заключение
• Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка. • В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.

Повышение профессионального мастерства и развитие творческого потенциала педагогических работников ДОО.

МДОБУ детский сад №17 г. Белорецк,

заведующий Богомолова И.Г.

ВНЕДРЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОО

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет проблему позитивной социализации детей дошкольного возраста как основную, приоритетную в дошкольных образовательных организациях. Для современной образовательной политики России особенно актуальны идеи формирования единого образовательного пространства, основанного на региональном компоненте с опорой на потенциал музеев и музейной педагогики. В современном понимании музеологии музей выступает особой образовательной средой, которая формирует у ребёнка представления о мире, развивает способность наблюдать, систематизировать, классифицировать, синтезировать и генерировать полученную информацию в процессе собственной жизни и деятельности. Музей как культурно-образовательный центр и собранные в нём культурные ценности оказывают на детей дошкольного возраста значительное развивающее воздействие.

Актуальность музейной педагогики обусловлена соответствием основных характеристик музейной педагогики, как современной образовательной технологии, концептуальным основам ФГОС ДО. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развитие ребёнка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечиваться целостным процессом социализации-индивидуализации. Социализация рассматривается как процесс присвоения ребёнком норм человеческого общежития, индивидуализация – как процесс формирования собственной позиции, неповторимой индивидуальности, процесс саморазвития и самореализации, в ходе которого создается новый социокультурный опыт. Средствами музейной педагогики создаются условия для формирования детской субкультуры, реализуется принцип интерактивности - приобретение опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир. В развивающем пространстве детского сада дошкольники участвуют в выставках, театрализациях, собирают коллекции, во взаимодействии со взрослыми преобразуя мир и постигая скрытый смысл и значения предметов из окружающего мира как знаков культуры. В связи с этим актуальной задачей становится поиск и апробация инновационных и интерактивных технологий музейной педагогики.

Характеристика методической формы взаимодействия с педагогическим коллективом

Цель методической недели - повышение профессионального мастерства и развитие творческого потенциала педагогических работников ДОО;

Методическая неделя может проводиться с целью систематизации знаний педагогов по определённой теме, передачи педагогического опыта, внедрения инновационных технологий, привлечения всех специалистов к работе по единой теме. Методическая неделя позволяет провести сразу несколько форм работы: педагогическую гостиную, мастер-класс, семинар-практикум, открытые мероприятия, взаимодействие с родителями и др.

В начале недели следует провести теоретические занятия на актуализацию знаний педагогов, семинары, консультации, изучить педагогический опыт коллег из интернет-сообщества и других детских садов, которые работают над той же проблемой.

Далее необходимо предоставить возможность расширить знания, совершенствовать практические навыки и умения. Для этого в середине недели творческая группа организует круглые столы, проблемные семинары.

В конце методической недели опытные педагоги организуют для коллег мастер-классы, проводят открытые показы занятий, презентуют творческие проекты. На этом же этапе руководитель творческой группы подводит итоги конкурса профессионального мастерства, если он проходил в течение методической недели.

Алгоритм организации методической недели

I Определение темы методической недели с учётом задачи годового плана;

За месяц до мероприятий заведующий ДОО издает приказ о создании творческой группы и приказ о проведении методической недели. Целесообразно, если каждую методическую неделю организует и проводит новая творческая группа.

II Создание творческой группы педагогов по проведению методической недели;

Повысит качество взаимодействия с педагогическим коллективом прогноз методической активности педагогов ДОО в течение методической недели и мониторинг участия педагогов в методической работе каждого педагога ДОО.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

Музеи рассматривают как социально-эстетический феномен культуры (Н. Г. Макарова, 1987, Т. А. Алешина, 1999); социокультурное пространство российской провинции (А. Л. Филатова, 2000); оценивают в качестве информационно-коммуникативной системы (С. В. Пшеничная, 2000).

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

1.2. Принципы музейной педагогики

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.

  • Наглядность.
  • Доступность.
  • Динамичность.

Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).

Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.

Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).

Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).

Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.

Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.

Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:

  • заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;
  • выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)

1.3.Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДУ.

Заключается в следующем:

Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:

* учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;

* формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

* формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;

* развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

* вызывать уважение к другим культурам;

*развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Чтобы воспользоваться музейной педагогикой, необходимо следовать определённым правилам.

Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.

Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

1.4. Организация мини-музея в детском саду

В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах этнографических комнат, мини-музеев.

Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.

1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:

2 этап. Выбор помещения.

Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.

3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.

4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:

- оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;

- наличие детской мебели для проведения игр, занятий;

- соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.

5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.

6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики

7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.

8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.

1.5. Принципы создания мини-музея

1.6. Особенности месторасположения мини-музеев

Положительные стороны расположения мини-музея

Отрицательные стороны расположения мини-музея

Возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации.

Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея.

Дети по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы к воспитателю, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком.

Постоянный доступ к музею получают дети только одной группы.

Удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по темам музея.

Родители не имеют полного представления о работе детского сада.

Если позволяет площадь, то вариант размещения мини-музея в раздевалке имеет такие же преимущества, что и в групповой комнате.

Общение детей с родителями по темам музея

Постоянный доступ к музею получают дети только одной группы

Помещения для дополнительных занятий

Идеально подходят для размещения некоторых видов мини-музеев. Например, в изостудии уместен мини-музей какого-нибудь вида декоративно-прикладного искусства: дымки, гжели и т.д.

Музей сливается с общим фоном данного помещения.

Требуется проявить большие дизайнерские способности, что музей привлекал к себе внимание детей.

Возможность посещать мини-музей в любое удобное время.

Рассматривать экспозицию могут все родители, в том числе индивидуально, со своими детьми.

Мини-музей дает стимул для общения.

Открытый и бесконтрольный доступ к музею ограничивает возможность представления в нем редких и ценных экспонатов.

1.7. Оформление мини-музеев

Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во – вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Это усложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. При отсутствии подходящих уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике выстроить разноуровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью. Также освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:

  • Размещение материала на настенных полочках;
  • Использование ширм;
  • Использование стендов;
  • Использование мобиле;
  • Размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.

Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы.

Если для музеев отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку 2-3 небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами.

1.8. Тематика мини-музеев.

Может быть разнообразной:

Организация в детском саду мини-музея посвященная определенному предмету объекту природы или явлению способствует использованию системного подхода который активно используется в программах ТРИЗ и РТВ. Данный подход позволяет рассмотреть предмет и ли явление с самых разных сторон. Несмотря на сложную терминологию системный подход вполне доступен дошкольникам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

О музейной педагогике в детском саду. О целях, задачах и ценности музейной педагогики в детском саду. Описание технологий мини-музеев в ДО.

12/10/16 02:20:08 PM

Музейная педагогика в детском саду как средство реализации ФГОС ДО

Подготовила Ильинова О.В.

Информация приведена в этом документе только в демонстрационных целях и не отражает точку зрения представителей корпорации Майкрософт на момент составления данной презентации. Поскольку корпорация Майкрософт вынуждена учитывать меняющиеся рыночные условия, она не гарантирует точность информации, указанной после составления этой презентации, а также не берет на себя подобной обязанности. КОРПОРАЦИЯ МАЙКРОСОФТ НЕ ДАЕТ НИКАКИХ ЯВНЫХ, ПОДРАЗУМЕВАЕМЫХ ИЛИ ЗАКРЕПЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ГАРАНТИЙ В ОТНОШЕНИИ СВЕДЕНИЙ ИЗ ЭТОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ.

Самоценность дошкольного детства Самореализация ребенка ФГОС ДО Обновление педагогического процесса Создание условий Подбор содержания образования 1

Самоценность дошкольного детства

Самореализация

Обновление педагогического процесса

Подбор содержания образования

Направление педагогической инновационной деятельности

12/10/16 02:20:08 PM

  • Инновационная деятельность, как ресурс, обеспечивающий доступность, качество образования и создание развивающей предметно- пространственной среды
  • Инновационная деятельность, как ресурс, обеспечивающий доступность, качество образования и создание развивающей предметно- пространственной среды
  • Совершенствование базовых компетентностей для реализации ФГОС (коммуникативной, методической, информационной)
  • Совершенствование базовых компетентностей для реализации ФГОС (коммуникативной, методической, информационной)
  • Сотрудничество с семьёй и развитие партнёрских отношений
  • Сотрудничество с семьёй и развитие партнёрских отношений

Информация приведена в этом документе только в демонстрационных целях и не отражает точку зрения представителей корпорации Майкрософт на момент составления данной презентации. Поскольку корпорация Майкрософт вынуждена учитывать меняющиеся рыночные условия, она не гарантирует точность информации, указанной после составления этой презентации, а также не берет на себя подобной обязанности. КОРПОРАЦИЯ МАЙКРОСОФТ НЕ ДАЕТ НИКАКИХ ЯВНЫХ, ПОДРАЗУМЕВАЕМЫХ ИЛИ ЗАКРЕПЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ГАРАНТИЙ В ОТНОШЕНИИ СВЕДЕНИЙ ИЗ ЭТОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ.

Задачи музейной педагогики Эстетическое Нравственное Патриотическое Духовное 3

Задачи музейной педагогики

Эстетическое

Нравственное

Патриотическое

Духовное

Перспективы инновационной деятельности в ДО У Создание коллектива творческих единомышленников Создание комфортного психологического климата в коллективе Создание интеллектуальной и практической базы для совершенствования профессионального мастерства по инновационной деятельности. Изучение нормативных документов : Закон об образовании, ФГОС, Профессиональный Стандарт педагога Создание нормативно-правовой базы : Положение о творческой группе Положения о мини- музее, Положение о смотре-конкурсе, Положение о стимулирующих выплатах , 4 5

Перспективы инновационной деятельности в ДО У

  • Создание коллектива творческих единомышленников
  • Создание комфортного психологического климата в коллективе
  • Создание интеллектуальной и практической базы для совершенствования профессионального мастерства по инновационной деятельности.
  • Изучение нормативных документов:Закон об образовании, ФГОС, Профессиональный Стандарт педагога
  • Создание нормативно-правовой базы:
  • Положение о творческой группе
  • Положения о мини- музее,
  • Положение о смотре-конкурсе,
  • Положение о стимулирующих выплатах ,

Работа по введению музейной педагогики

Сотрудничество с музеями города в соответствии с договорами

Создание мини - музеев в ДОУ

На выставке народного костюма

Цели и задачи музейной педагогики Формирование у дошкольников представлений о музее. Расширение кругозора. Повышение уровня интеллекта, культуры ребенка. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания. 6 7

Цели и задачи музейной педагогики

  • Формирование у дошкольников представлений о музее.
  • Расширение кругозора.
  • Повышение уровня интеллекта, культуры ребенка.
  • Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
  • Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
  • Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

Цели и задачи музейной педагогики Развитие творческого, логического и креативного мышления. Формирование духовно-нравственных ценностей. Формирование активной жизненной позиции. Развитие коммуникативно-языковой компетенции. Развитие социальной компетенции. Обогащение предметно-развивающей среды. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми интерактивными формами. 6 8

Цели и задачи музейной педагогики

  • Развитие творческого, логического и креативного мышления.
  • Формирование духовно-нравственных ценностей.
  • Формирование активной жизненной позиции.
  • Развитие коммуникативно-языковой компетенции.
  • Развитие социальной компетенции.
  • Обогащение предметно-развивающей среды.
  • Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми интерактивными формами.

2012 – 2013 год Подготовительный этап (аналитико-исследовательский ) Подготовительный этап (аналитико-исследовательский ) 2013 – 2014 год Второй этап (реализация проекта) Второй этап (реализация проекта) 2014 – 2015 год Третий этап (обобщающе-технологический) Третий этап (обобщающе-технологический) Долгосрочный проект по введению музейной технологии в деятельность ДОУ на 2012-2015 7

2012 – 2013 год

  • Подготовительный этап (аналитико-исследовательский )
  • Подготовительный этап (аналитико-исследовательский )

2013 – 2014 год

  • Второй этап(реализация проекта)
  • Второй этап(реализация проекта)

2014 – 2015 год

  • Третий этап (обобщающе-технологический)
  • Третий этап (обобщающе-технологический)

Долгосрочный проект по введению музейной технологии в деятельность ДОУ на 2012-2015

Результаты подготовительного этапа Создание творческой группы. Положение о мини-музее в ДОУ Календарно-тематическое планирование Оценочные системы, адаптированные к теме музейной педагогики Договор о совместной работе с музеем Хрусталя Рекомендации по оформлению экспозиций мини- музеев , требования к оформлению паспорта мини- музеев Анкеты для родителей, педагогов 8

Результаты подготовительного этапа

  • Создание творческой группы.
  • Положение о мини-музее в ДОУ
  • Календарно-тематическое планирование
  • Оценочные системы, адаптированные к теме музейной педагогики
  • Договор о совместной работе с музеем Хрусталя
  • Рекомендации по оформлению экспозиций мини- музеев ,

требования к оформлению паспорта мини- музеев

Итоги анкетирования родителей

12/10/16 02:20:08 PM

180 родителей

Информация приведена в этом документе только в демонстрационных целях и не отражает точку зрения представителей корпорации Майкрософт на момент составления данной презентации. Поскольку корпорация Майкрософт вынуждена учитывать меняющиеся рыночные условия, она не гарантирует точность информации, указанной после составления этой презентации, а также не берет на себя подобной обязанности. КОРПОРАЦИЯ МАЙКРОСОФТ НЕ ДАЕТ НИКАКИХ ЯВНЫХ, ПОДРАЗУМЕВАЕМЫХ ИЛИ ЗАКРЕПЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ГАРАНТИЙ В ОТНОШЕНИИ СВЕДЕНИЙ ИЗ ЭТОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ.

Итоги анкетирования педагогов

94 % организовывали мини - музеи в группах

76 % считают музейную педагогику эффективной современной технологией

100 % педагогов хотели бы получить методическую помощь по этому вопросу

Результаты 2 этапа

12/10/16 02:20:08 PM

Повышение квалификации педагогов

Уровень образования педагогов

  • 89%педагогическое образование.
  • курсовая подготовкав ВИРО по введению ФГОС –8педагогов
  • 35 %имеютобобщённый опытработы на уровне ДОУ
  • 68 %педагогов имеют

опыт публичной презентации

на городских методических мероприятиях

12 педагогов - высшая категория

9 педагогов - первая категория

2 педагога – вторая категория

Информация приведена в этом документе только в демонстрационных целях и не отражает точку зрения представителей корпорации Майкрософт на момент составления данной презентации. Поскольку корпорация Майкрософт вынуждена учитывать меняющиеся рыночные условия, она не гарантирует точность информации, указанной после составления этой презентации, а также не берет на себя подобной обязанности. КОРПОРАЦИЯ МАЙКРОСОФТ НЕ ДАЕТ НИКАКИХ ЯВНЫХ, ПОДРАЗУМЕВАЕМЫХ ИЛИ ЗАКРЕПЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ГАРАНТИЙ В ОТНОШЕНИИ СВЕДЕНИЙ ИЗ ЭТОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ.

Технология мини – музеев в работе с детьми и родителями

12/10/16 02:20:08 PM

Информация приведена в этом документе только в демонстрационных целях и не отражает точку зрения представителей корпорации Майкрософт на момент составления данной презентации. Поскольку корпорация Майкрософт вынуждена учитывать меняющиеся рыночные условия, она не гарантирует точность информации, указанной после составления этой презентации, а также не берет на себя подобной обязанности. КОРПОРАЦИЯ МАЙКРОСОФТ НЕ ДАЕТ НИКАКИХ ЯВНЫХ, ПОДРАЗУМЕВАЕМЫХ ИЛИ ЗАКРЕПЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ГАРАНТИЙ В ОТНОШЕНИИ СВЕДЕНИЙ ИЗ ЭТОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ.

Предметно-развивающая среда ДОУ В игровых комнатах На прогулочных участк ах В музыкальном и физкультурных залах 12

Предметно-развивающая среда ДОУ

В игровых комнатах

На прогулочных участк ах

В музыкальном и физкультурных залах

Совместные проекты с музея ми

12/10/16 02:20:09 PM

  • Музей Хрусталя
  • Историко- художественный музей
  • Музей опытного завода
  • Музей боевой славы СОШ №10

с историко- художественным музеем

Информация приведена в этом документе только в демонстрационных целях и не отражает точку зрения представителей корпорации Майкрософт на момент составления данной презентации. Поскольку корпорация Майкрософт вынуждена учитывать меняющиеся рыночные условия, она не гарантирует точность информации, указанной после составления этой презентации, а также не берет на себя подобной обязанности. КОРПОРАЦИЯ МАЙКРОСОФТ НЕ ДАЕТ НИКАКИХ ЯВНЫХ, ПОДРАЗУМЕВАЕМЫХ ИЛИ ЗАКРЕПЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ГАРАНТИЙ В ОТНОШЕНИИ СВЕДЕНИЙ ИЗ ЭТОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ.

12/10/16 02:20:09 PM

3 педагога награждены Грамотами министерства образования и науки

9 педагогов

Грамотами Департамента образ ования

Поддержка педагогов и родителей

их профессионализма

консультаций, мастер-классов и

педагогических советов с участием

профессиональных успехов и

оказание почета коллегам.

Информация приведена в этом документе только в демонстрационных целях и не отражает точку зрения представителей корпорации Майкрософт на момент составления данной презентации. Поскольку корпорация Майкрософт вынуждена учитывать меняющиеся рыночные условия, она не гарантирует точность информации, указанной после составления этой презентации, а также не берет на себя подобной обязанности. КОРПОРАЦИЯ МАЙКРОСОФТ НЕ ДАЕТ НИКАКИХ ЯВНЫХ, ПОДРАЗУМЕВАЕМЫХ ИЛИ ЗАКРЕПЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ГАРАНТИЙ В ОТНОШЕНИИ СВЕДЕНИЙ ИЗ ЭТОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ.

12/10/16 02:20:09 PM

Обобщающе-технологический этап 2014-2015

1 1. Обобщение опыта работы ДОУ .

2.Трансляция положительного опыта работы

3.Тиражирование положительных результатов педагогического проекта

4. Оказание поддержки семьям, в воспитании духовно-нравственно культуры

5. Создание условий для создание системы интересов, в том числе и выбор интересных и значимых тем для ребенка

6. Создание условий для участия педагогов и детей в совместной работе с музеями города

7. Создание условий для акт ивного участия родителей во всех мероприятиях

Информация приведена в этом документе только в демонстрационных целях и не отражает точку зрения представителей корпорации Майкрософт на момент составления данной презентации. Поскольку корпорация Майкрософт вынуждена учитывать меняющиеся рыночные условия, она не гарантирует точность информации, указанной после составления этой презентации, а также не берет на себя подобной обязанности. КОРПОРАЦИЯ МАЙКРОСОФТ НЕ ДАЕТ НИКАКИХ ЯВНЫХ, ПОДРАЗУМЕВАЕМЫХ ИЛИ ЗАКРЕПЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ГАРАНТИЙ В ОТНОШЕНИИ СВЕДЕНИЙ ИЗ ЭТОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ.

Читайте также: