Можно ли пройти на посадку с электронным посадочным талоном

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 19.09.2024

Директор летал на самолете в командировку. Командировка была на территории России. У директора имеются маршрут-квитанция электронного авиабилета и электронный посадочный талон (в телефоне). Какими документами можно подтвердить стоимость перелета?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

При отсутствии посадочного талона в бумажном виде рекомендуем организации запросить у авиаперевозчика (или его представителя) справку, подтверждающую использование директором услуги воздушного транспорта, т.е. факт авиаперелета.

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 2 приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации" маршрут-квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

На основании п. 84 приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" при регистрации на рейс пассажиру выдается посадочный талон, в котором указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна. При необходимости в посадочном талоне дополнительно может указываться другая информация.

С 25 февраля 2019 года в указанные правила были внесены изменения, предусматривающие возможность оформления электронных посадочных талонов. Авиакомпании будут оформлять их в виде штрихкода, а пассажир может по своему выбору:

1) распечатать такой талон самостоятельно и предъявить при досмотре;

2) получить его на бумажном носителе в аэропорту или в пунктах регистрации, расположенных за пределами аэропорта;

3) использовать посадочный талон, оформленный в электронном виде, предъявив для сканирования при досмотре штрихкод на экране своего смартфона или планшета.

Если посадочный талон оформлен в электронном виде, информация о прохождении предполетного досмотра вносится в информационную систему, включающую в себя электронную базу данных досмотра (п. 77 Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденных приказом Минтранса России от 25.07.2007 N 104).

По мнению финансовых органов, может быть предусмотрен вариант, при котором посадочные талоны на бумажном носителе могут и не предоставляться. Но в таком случае следует установить, какими документами будет подтверждаться факт перелета подотчетным лицом (письма Минфина России от 28.02.2019 N 03-03-05/12957, от 18.12.2017 N 03-03-РЗ/84409, от 18.06.2018 N 03-03-07/41457).

Если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), документальным подтверждением указанных расходов являются маршрут-квитанция электронного документа (авиабилета) и посадочный талон. При этом посадочный талон, в том числе электронный посадочный талон, полученный при электронной регистрации на рейс, должен содержать соответствующие реквизиты, подтверждающие факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки. Как правило, данным реквизитом является штамп о досмотре. При отсутствии штампа о досмотре на распечатанном электронном посадочном талоне налогоплательщику необходимо подтвердить факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки иным способом (письмо Минфина России от 06.06.2017 N 03-03-06/1/35214).

Если получить штамп о досмотре нельзя, то, по мнению финансового ведомства, организация может предоставить выданную авиаперевозчиком или его представителем справку, содержащую необходимую для подтверждения полета информацию. В ситуации, когда ни один из указанных выше документов не может быть предоставлен, организация вправе обосновать потребление услуги воздушной перевозки любыми иными документами, напрямую или косвенно подтверждающими факт использования приобретенных авиабилетов (письма Минфина России от 30.04.2019 N 03-03-06/1/32039, от 09.10.2017 N 03-03-06/1/65743). Аналогичная позиция изложена в письме ФНС России от 11.04.2019 N СД-3-3/3409@.

Судебная практика ранее подтверждала необходимость посадочного талона или справки, выданной авиаперевозчиком.

Учитывая, что информация о прохождении предполетного досмотра вносится в информационную систему, включающую в себя электронную базу данных досмотра, рекомендуем организации запросить у авиаперевозчика (или его представителя) справку, подтверждающую использование директором услуги воздушного транспорта, т.е. факт авиаперелета.

Вместе с тем конкретный порядок предоставления документов, подтверждающих факт приобретения авиабилетов и факт перелета, следует закрепить в учетной политике организации.

К сведению:

Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Рекомендуем также знакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Подтверждение расходов подотчетных лиц при приобретении электронных билетов (для госсектора);

- Энциклопедия решений. Расходы на проезд в командировках в целях налогообложения прибыли;

- Вопрос: Правда ли, что сейчас посадка на самолет по электронному посадочному талону может контролироваться через электронную базу досмотра? Если да, то как командированному работнику подтвердить прохождение досмотра, ведь штамп о досмотре на посадочном талоне является обязательным условием для признания в целях налогообложения прибыли расходов на перелет? (журнал "ЭЖ Вопрос-Ответ", N 7, июль 2019 г.)

18 октября 2019 г.

Минтранс разъяснил, как по электронному посадочному талону сесть в самолет. Ведомство уточнило это своим приказом.

 Фото: iStock

В крупных столичных аэропортах уже есть техническая возможность прохода в чистую зону, прохождения предполетного досмотра по посадочному талону. Для этого в воздушных гаванях установлены турникеты, похожие на те, что установлены в метро. Для того, чтобы открылись двери, нужно поднести к сканеру либо бумажный посадочный талон с кодом, либо его электронную версию.

Фото: iStock

Современные крупные воздушные гавани имеют информационные системы, где аккумулируются данные о прохождении досмотра, сдаче багажа. Пассажиру на бумажный посадочный билет ставят штамп. Если же он выберет проход по электронному посадочному на своем телефоне, то отметку о прохождении предполетного досмотра, ручной клади и посадке на борт, поставят в этой системе в электронном виде. Этим займутся перевозчик или организация, которая помогает авиакомпании обслуживать пассажира на земле, уточняется в приказе.

В приказе Минтранса прописано, что авиакомпания должна уведомить пассажира, в том числе на своем сайте, что в аэропорту есть возможность прохода по электронному посадочному. При этом в приказе подчеркивается, что у пассажира есть выбор пройти по бумажному посадочному, получив его на регистрации, распечатать его дома или на стойке самообслуживания, даже если воздушная гавань дает возможность пройти на борт по электронному посадочному.

В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья пассажиров и гостей аэропорта при входе в аэровокзал необходимо пройти через пункты досмотра пассажиров и багажа. Досмотр пассажиров и багажа осуществляется сотрудниками службы авиационной безопасности с применением сертифицированного оборудования.

! В целях предотвращения ложных срабатываний пожарной сигнализации, вход в здание аэровокзала с гелевыми шарами запрещен.

Пассажирам внутренних авиалиний

Этого времени должно быть достаточно для прохождения вами установленных предполетных процедур (регистрации, оплаты сверхнормативного багажа, прохождения предполетного досмотра и других), а также посадки и погрузки багажа на борт воздушного судна.

Пассажиру, опоздавшему ко времени окончания регистрации пассажиров и оформлению багажа или посадки в воздушное судно, может быть отказано в перевозке данным рейсом.

В правом крыле пассажирского терминала аэропорта расположены стойки регистрации и оформления багажа. При прохождении регистрации вам необходимо предъявить паспорт и авиабилет (если у вас электронный билет, то для регистрации достаточно паспорта), а также багаж (независимо от того, будет ли он перевозиться в салоне самолёта или в багажном отсеке).

Следует обратить особое внимание на вес и габариты вашего багажа — если они будут выше нормы, установленной вашей авиакомпанией, вам будет необходимо оплатить перевозку сверхнормативного* багажа.

Рекомендуем заранее ознакомиться с правилами провоза багажа, указанными на сайте вашей авиакомпании.

После завершения процедуры регистрации вам выдадут посадочный талон и багажную бирку.Посадочный талон и багажную бирку необходимо сохранять в течение полёта вплоть до получения багажа в аэропорту назначения.

Вниманию пассажиров! В аэропорту "Храброво" начали обслуживать пассажиров по электронным посадочным талонам.

Электронный посадочный талон направляется пассажиру на мобильное устройство после самостоятельной онлайн-регистрации на рейс. Обращаем особое внимание, что воспользоваться электронным посадочным талоном могут только пассажиры авиакомпаний, подтвердивших эту услугу. Электронный посадочный талон необходимо сохранить на мобильном электронном устройстве для предъявления в аэропорту и на борту воздушного судна (по запросу) в любой момент и без доступа в интернет.

Электронный посадочный талон предъявляется в аэропорту на экране мобильного устройства при прохождении предполетного досмотра; на выходе на посадку в самолет; бортпроводникам при входе в самолет.
Обращаем внимание, что при прохождении предполетного досмотра необходимо предъявлять паспорт.
Если в аэропорту по какой-то причине у пассажира нет доступа к электронному посадочному талону, необходимо распечатать бумажный посадочный талон на стойке регистрации не позднее, чем за 45 минут до вылета рейса.
Также пассажиры могут распечатать посадочный талон самостоятельно перед приездом в аэропорт или на установленном в аэровокзале киоске по распечатке посадочных талонов.

Если пассажир путешествует с багажом, необходимо после онлайн-регистрации на рейс сдать багаж на стойке регистрации в аэропорту.

Нормы провоза багажа у авиакомпаний могут отличаться в зависимости от следующих параметров:

  • направление полёта — в зависимости от того, куда следует рейс (внутренний или международный рейс), норма провоза багажа может быть весовая или штучная;
  • класс бронирования — согласно тарифу, оплаченному пассажиром при покупке билета, норма провоза багажа может составлять не более 10-25 кг в экономическом классе и не более 30 кг в бизнес-классе.

* Весь багаж, перевозимый сверх нормы, является сверхнормативным и оплачивается по ставкам сборов в зависимости от конкретной ситуации.

Прохождение предполётного досмотра и ожидание вылета

По окончании регистрации и оформления багажа пассажирам необходимо подняться по эскалатору на второй этаж нового терминала в сектор досмотра, расположенный под куполом, для прохождения процедуры предполётного досмотра. Предполётный досмотр пассажиров и ручной клади осуществляется сотрудниками службы авиационной безопасности с использованием сертифицированного оборудования.

После прохождения процедуры предполётного досмотра пассажиры проходят в зал ожидания, в котором находятся до приглашения на посадку в самолёт. В зале ожидания пассажиры могут воспользоваться услугами магазинов, киосков с сувенирной и печатной продукцией и точек общественного питания.

Пассажирам международных авиалиний

В правом крыле центрального зала аэропорта расположены стойки регистрации и оформления багажа. При прохождении регистрации вам необходимо предъявить паспорт и авиабилет (если у вас электронный билет, то для регистрации достаточно паспорта), а также багаж (независимо от того, будет ли он перевозиться в салоне самолёта или в багажном отсеке).

Следует обратить особое внимание на вес и габариты Вашего багажа — если они будут выше нормы, установленной вашей авиакомпанией, вам будет необходимо оплатить за сверхнормативный багаж. Рекомендуем заранее ознакомиться с правилами провоза багажа, указанными на сайте вашей авиакомпании.

После завершения процедуры регистрации вам выдадут посадочный талон и багажную бирку. Посадочный талон и багажную бирку необходимо сохранять в течение полёта вплоть до получения багажа в аэропорту назначения.

Прохождение предполётного досмотра и пограничного контроля, ожидание вылета

После регистрации пассажирам необходимо подняться на эскалаторе на второй этаж нового терминала в сектор досмотра, расположенный под куполом, для прохождения предполётного досмотра. Далее пройти через Сектор А в Сектор С (Международных воздушных линий) для прохождения таможенного и пограничного контроля. Перед прохождением таможенного и пограничного контроля рекомендуется ознакомиться с необходимыми нормативными документами.

После прохождения процедур таможенного и пограничного контроля пассажиры проходят в зал ожидания Сектора С, в котором находятся до приглашения на посадку в самолёт. В зале ожидания пассажиры могут воспользоваться услугами магазинов, киосков с сувенирной и печатной продукцией и точек общественного питания.

Похоже, Россия в ближайшее время сможет полностью отказаться от бумажных авиабилетов. Приказ Минтранса РФ № 7 от 14 января 2019 года вступил в силу, упростив правила посадки на самолет с электронным билетом и существенно облегчив жизнь авиапутешественникам. Решения давно ждали пассажиры, к нему готовились авиапредприятия и перевозчики, ведь такая система работает в Европе уже давно.

Новые правила посадки в самолет с электронным билетом

Что изменилось

Приказ внес изменения в общие правила воздушных перевозок в части, касающейся использования электронных билетов. Теперь – с 24 февраля – аэропорты обязаны пропускать пассажиров в стерильную зону по посадочным талонам, представленным в электронном виде, без требовавшейся ранее распечатки.

Пункт 84 правил в новой редакции устанавливает: при онлайн-регистрации на рейс на сайте перевозчика посадочный талон оформляется в электронном виде и направляется на номер мобильного телефона, указанный пассажиром при бронирования.

При этом право пассажира распечатать или получить бумажный талон непосредственно в аэропорту сохраняется. Также отмечается, что услуга доступна при наличии в аэропорту системы учета предполетного досмотра: в нее входят электронная база данных и сканирующие устройства. Информировать пассажира о такой возможности обязаны авиапредприятия и авиакомпании, в том числе через собственные сайты.

Эксперты оценивают новую систему положительно, отмечая, что от бумажных билетов требовалось избавиться давно и персональной информации в электроном билете для идентификации пассажира более чем достаточно. Упростится порядок регистрации, контроль потока, ускорится процедура посадки в самолет.

С другой стороны, пока не отработан алгоритм сдачи багажа по новой схеме: в автоматическом режиме без присутствия сотрудника аэропорта.

Готовы ли аэропорты

Пресс-службы аэропортов Шереметьево и Домодедово уже объявили о полной технической готовности к новым требованиям. Все выходы на посадку оборудованы турникетами, автоматически считывающими 2D-штрихкод и QR-код с любого носителя, но дата практического запуска сервиса пока не определена.

Представитель Внуково сообщил, что аэропорт планирует приступить к использованию электронных посадочных талонов в текущем году. По информации из Уфы, возможность посадки по электронному талону реализуется с конца прошлого года, причем услугой уже воспользовались примерно 1200 человек. Сочи тоже готов к запуску сервиса.

В большинстве других аэропортов страны соответствующие системы пока на стадии разработки:

  • В калининградском Храброво рассказали, что работают над возможностью введения услуги.
  • В питерском Пулково пока изучается перспектива, однако сервис еще не доступен.
  • Пресс-службы аэропортов Волгограда и Симферополя также заявили о неготовности.

Тем не менее в Минтрансе уверены, что соответствующие системы заработают во всех основных воздушных гаванях в течение нескольких ближайших месяцев.

Вопросы о насущном от авиапутешественников

Раз уж в российских аэропортах изменились правила посадки на самолет, пассажиров не могут не интересовать связанные с событием вопросы. Мы подготовили ответы на самые актуальные.

  • Может ли это нововведение каким-то образом сказаться на цене?
  • Можно ли использовать электронный посадочный талон для отчета о командировке?

К сожалению, пока это невозможно. Работодателю по-прежнему требуется талон в распечатанном виде, поскольку требования к отчету о командировочных расходах, определенные в письме Минфина РФ № 03-07-11/63996 от 07.09.18, остались неизменными.

Инструкции ГФС не позволяют считать электронные билеты на перевозку пассажиров и багажа, а также грузов авиационным, автомобильным, морским и речным транспортом расчетными документами, поскольку их формы пока законодательно не установлены.

Заключение

Ну что же, пассажиров можно поздравить, ведь самое трудное ─ начать. Учитывая, что через московский авиаузел проходит примерно половина всех авиапутешественников, приятные нововведения в ближайшее время коснутся большинства летающих россиян.

Если процесс пойдет обещанными темпами, об очередях к стойкам регистрации вскоре можно будет забыть. Практически после бронирования и оплаты билетов пассажир будет отправляться занимать место в салоне самолета.

Читайте также: