Можно ли привлекать к уходу за животными детей в детском саду

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Правильная организация зоны природы предполагает усвоение работниками дошкольных учреждений экологического подхода к жизни растений и животных и особенностей методики экологического воспитания детей.

Экологическая среда в ДОУ – это, прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей. Воспитателям и другим сотрудникам детского сада необходимо знать экологические особенности каждого объекта природы – его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается.

По мнению Николаевой С.Н., в дошкольном учреждении могут быть любые животные и растения, если они отвечают следующим требованиям:

- безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые и колючие растения, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные);

Одним из важных факторов формирования экологической культуры дошкольников является принцип экологического похода к содержанию животных в детском саду.

По определению Снакина В.В., экологический подход – это общенаучный подход, ориентирующий в первую очередь на исследование и отражение отношений и взаимодействия организмов и в частном случае человека с окружающей средой.

Четкое соблюдение экологического подхода к объектам экологической среды в детском саду позволит детям видеть:

1) неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой;

2) морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания;

3) появления нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;

4) специфику живого организма (растительного, животного), его отличие от предметов;

5) многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой.

По мнению Николаевой С.Н., экологический подход к живым объектам означает экологически правильное содержание животных, т.е. создание для них индивидуальных условий, максимально копирующих естественную среду их обитания:

- отведение достаточно большого пространства (наземного, воздушного, почвенного, водного);

- оснащение помещения (вольера, аквариума, террариума) соответствующей атрибутикой из природного материала;

- создание необходимого температурного режима;

- подбор нужных кормов.

Такие условия являются наиболее гуманным способом содержания животных, что важно с точки зрения экологически - нравственного воспитания детей.

В таких условиях животные активны, что позволяет организовать наблюдения разных сфер их жизни: питания, гнездостроения, передвижения, выращивания потомства и т.д. В таких условиях дети могут проследить приспособительные особенности животных: маскировочную окраску, запасание кормов, заботу о потомстве и другие моменты из жизни животных.

Самый распространенный объект экологической среды в ДОУ – аквариум с рыбами. Детей любого возраста можно привлечь к наблюдению и уходу за ними.

Правильно оборудованный и заселенный аквариум, в котором сложилось биологическое равновесие, - и красивое зрелище, и гармоничная экосистема, в которой хорошо себя чувствуют все живые существа.

Кроме самых общих требований к оформлению, которые обеспечивают равновесие в аквариуме необходимо учитывать видовой состав его обитателей. Разный образ жизни различных рыб накладывает отпечаток на создание условий для них. Это очень важный момент. Экологическое воспитание как раз и заключается в том, чтобы показать им своеобразие строения и поведения водных обитателей, их приспособленность к разным условиям водной среды.

Частыми обитателями уголков природы в ДОУ бывают птицы (канарейки, попугайчики, амадины, рисовки (рисовые воробьи). Их содержат в больших клетках (или вольерах): им нужно воздушное пространство для полета или порхания. Клетка должна быть установлена в светлом, спокойном месте.

Экологически значимое условие для содержания птиц – это чистый сухой песок, который кладут на дно клетки. У птиц нет зубов, пища перетирается в желудке при помощи песчинок и мелких камушков, которые они глотают.

Разнообразные корма – еще одно важное условие жизни птиц.

Соблюдение определенных жизненно важных условий необходимо для содержания морских свинок и хомячков, а также для самых распространенных представителей живых уголков – черепах.

Экологический подход необходим не только при содержании животных, но и для растений.

Главными факторами, определяющими жизнь растений, их рост и развитие, является свет, влага, тепло, питательная среда, почва, воздух. Как отмечают ученые – естествоиспытатели, экологически значимый фактор для нормальной жизнедеятельности комнатных растений – человеческий. Только при благоприятных взаимоотношениях, в спокойной обстановке и при общении людей, в частности детей, с растениями, представители флоры хорошо себя чувствуют: цветут и благоухают.

Экологически правильное содержание комнатных растений не может быть осуществлено без знания их биологических потребностей и происхождения, мест их природного обитания.

Таким образом, создание и поддержание экологической среды в ДОУ, а также соблюдение принципа экологического подхода к содержанию живых объектов являются важным условием формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.

1. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб., 1998.- Изд. 2-е, перераб. и доп.

2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. завед. –М., 2009.

3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. –М., 2005.

4. Пантелеев Г.Н. Эстетика участка дошкольного учреждения. М., 1988.

5. Рыжова Н.А. На экологической тропинке // Дошкольное воспитание. 2000, №4.

6. Рыжова Н.А. Экологический паспорт дошкольного учреждения // Дошкольное воспитание. 2000, №2.

7. Рыжова Н.А. Экологизация развивающей предметной среды // Дошкольное воспитание. 1999, №3.

ЛЕКЦИЯ № 6. Общая характеристика методов и форм экологического образования

1. Разнообразие методов и форм экологического образования детей.

2. Значение и место занятий в системе работы. Виды и типы занятий по ознакомлению с природой.

1. Разнообразие методов и форм экологического образования детей.

В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации детей: занятия, экскурсии (природоведческие и сельскохозяйственные), прогулки (целевые и повседневные), элементарная поисковая деятельность, наблюдение и труд в уголке природы и на участке детского сада, праздники и развлечения и т.д. Занятия и экскурсии про­водятся со всеми детьми или с подгруппами детей. Труд и наблюдения за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или индивидуально.

Используются и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).

Методы обучения — это способы совместной деятель­ности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется фор­мирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.

В экологическом образовании детей широко используются все указанные методы.

К наглядным методам относятся наблюдение, рас­сматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диа­фильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей пол­нотой соответствуют возможностям познавательной деятельнос­ти детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

Практические методы — это игра, элементарные опы­ты и моделирование. Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предме­тами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

Словесные методы — это рассказы воспитателя и де­тей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.

В работе по экологическому образованию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, кото­рые решает воспитатель. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок, также требует ис­пользования разнообразных методов. Например, формирование знаний об образе жизни кролика невозможно без наблюдений, о способах ухода за комнатными растениями дети узнают в процессе труда, о свойствах снега и льда — при проведении опытов или игр. Знания о диких животных формируются во время чтения или рассказа воспитателя.

В последние годы в экологическом образовании дошкольников используются нетрадиционные формы организации педагогического процесса: уроки доброты, обсуждение и проигрывание экологических ситуаций, уроки мышления, экологические экскурсии, экологический музей, работа на экологической тропе, составление экологического паспорта ДОУ и др.

Уроки доброты.Проводятся индивидуально или с небольшой подгруппой детей (старшего возраста) в минуты их обращения к миру природы. Цели: развить интерес к природе; формировать положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь ее и заботься о ней; воспитывать чуткость и чувство сопереживания.

Такие уроки, воздействующие на душу ребенка, не должны быть многословны; могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений.

Длительность уроков не регламентируется (от одной до нескольких минут в зависимости от настроенности ребенка на заданную тему).

· Дети нарвали большой букет ландышей. Воспитатель на них рассердился. Почему?

· Дети принесли в живой уголок маленького и беспомощного птенца. Что ты скажешь им? Вырази свое отношение к их поступку.

Не следует забывать: познавательная деятельность детей должна сочетаться с эмоциональным восприятием ими природы.

Уроки мышления можно проводить в разные режимные отрезки времени. Основным условием их проведения является интерес детей. Сочетание прогулок с увлекательным рассказом, органичным включением художественных произведений способствует формированию у детей чувства природы.

Коллекционировать можно все что угодно: запахи, звуки, краски природы… открытки о природе, рисунки. Коллекции могут лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.

Экологические выставки и экспозиции.Цель их– ознакомление с природными явлениями, недоступными для наблюдения детям. Выставки и экспозиции включают материал, предназначенный для работы с детьми и со взрослыми.

Экологический музей.Является для ребенка настоящей школой природы. В музее уместны следующие экспозиции:

─ растительный мир (гербарий);

─ редкие, исчезающие виды растений и животных (альбомы и фотографии);

─ минералы и горные породы (коллекции детей);

─ вода, ее использование; охрана (иллюстрации);

─ зеленая аптека (лекарственные травы);

─ экологические катастрофы и бедствия (альбомы, иллюстрации).

Экологические наблюдения.Их цель – сформировать представление о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе. Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения: так, в наблюдаемых за растениями можно выделить следующие циклы: название (интересные сведения, связанные с названием); классификация (дерево, кустарник, травянистое растение); внешний вид, части, назначение; условия, необходимые для роста и развития; среда обитания; растение как место обитания животных; растение как пища для животных; способы распространения семян, размножение; значение в жизни человека; как человек помогает растениям; правила поведения в природе. В наблюдениях за животными целесообразно выяснить следующее: название (интересные сведения, связанные с названием); внешний вид, особенности; классификация (насекомые, птицы, рабы, млекопитающие); способ передвижения, приспособление конечностей к способу передвижения; способ добывания пищи, приспособление к способу добывания пищи; пища; среда обитания, приспособление к среде обитания; размножение; взаимосвязи, существующие в природе; значение в жизни человека; роль человека в жизни животных; правила поведения в природе.

Экологические знания являются основой экологического сознания, но заниматься только просвещением детей недостаточно, необходимо приобщать их к практической деятельности.

Практическая деятельность детей. Ее цель – закрепление норм поведения разумного ограничения потребностей для сохранения окружающей среды во всех ее взаимосвязях.

Дети обычно участвуют в уборке территории, ее благоустройстве, посадке деревьев, кустарников. Они могут ухаживать за слабыми и больными деревьями на участке, за муравейниками, подкармливать птиц. Могут расставить природоохранные знаки, разъяснить их значение малышам. Особое значение имеют трудовые десанты, рейды, которые планируются примерно раз в неделю.

Экологические тропы.В любом заповеднике есть строго определенные места для пешеходного движения. Это позволяет оставлять окружающую природу в девственной неприкосновенности и любоваться нетронутыми красотами. В условиях города в качестве экологических можно использовать тропы в парке или на озелененном участке детского сада. Что может увидеть ребенок на такой тропе? Деревья, растения, в том числе занесенные в Красную книгу, муравейники; холмики крота; кузницу дятла; формы рельефа, горные породы, почвы и другие компоненты ландшафта. А также транспортные магистрали, сельскохозяйственные угодья, архитектурные сооружения, которые помогут показать, как человек влияет на природу и решает проблемы ее охраны. Чтобы тропа действительно помогла воспитывать детей экологически, необходимо особое внимание уделять правилам поведения в природе.

Экологические карты.Дети любят путешествовать, открывать неизвестные земли. Сначала это путешествия по территории детского сада, затем по ближайшим окрестностям. И, как настоящие путешественники-исследователи, дети составляют экологические карты. Они заполняются постепенно. Используются простейшие условные обозначения и рисунки, придуманные детьми. Читая карту, можно узнать, сколько деревьев растет около дороги; где участки земли чище: у торговых точек или около школы, детского сада, кинотеатра и почему; где возникают свалки; где проложены асфальтовые дорожки; где земля вытоптана. На картах отмечают места, где произрастают дикорастущие и культурные растения. Рассматривая карту, дети размышляют на такие темы, как: какие растения растут в местах озеленения и какие вдоль дороги, вдоль дороги? Каким образом они приспособились к условиям окружающей среды? И т.д.

Широко применяются в практике школьных учреждений игры-путешествия, в которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно океана и т.д.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Рейтинг Роддомов. Лучший роддом Новосибирска!

На днях увидела как за ребенком в одну из групп пришли с собачкой за пазухой. Затем увидела, что собаку ведут на поводке по коридорам. Собачка маленькая - была одета, я не рассмотрела что за порода. Зашла к медикам - говорят нельзя так. Обещали поговорить.

Вот вопрос такой. Я излишне придираюсь или я права, что собака в детсаду это лишнее? Хотя вроде есть и живые уголки в некоторых садиках.





Детские сады вернутся к прежней работе не раньше 2021 года. В условиях пандемии нужно соблюдать требования Роспотребнадзора, чтобы ослабить распространение вируса. Они актуальны не только для дошкольных учреждений, но и для школ, лагерей, кружков и детских комнат.

В статье описаны правила работы детских садов в условиях карантина, утвержденные Роспотребнадзором.

Обработка помещений

Каждое утро начинается с усиленной уборки помещения дезинфицирующими средствами. Обработка проводится до прихода детей. А раз в неделю нужно делать генеральную уборку. В течение дня важно придерживаться следующих правил:

проветривать комнаты сквозным воздухом каждые 2 часа. В это время там не должно быть детей;

во время перемен проводить дезинфекцию поверхностей - игрушек, столов и другой мебели;

использовать приборы для обеззараживания воздуха;

работники кухни должны работать в перчатках и дезинфицировать посуду и столы после каждого использования.

Важно! Дезинфицирующие средства должны быть без содержания хлора. В садике нужно хранить пятидневный запас средств для обработки.

Профилактика и обнаружение вируса

Обработка рук и измерение температуры должны стать традицией для детей и сотрудников садика. На территорию не следует пропускать родителей и посторонних.

При входе в садик ребенку измеряют температуру. Роспотребнадзор рекомендует купить бесконтактный инфракрасный градусник. Его не дезинфицируют после каждого использования, поэтому можно применять один на всех. Эта процедура “утреннего фильтра” не должна создавать скопления людей. Для этого можно установить разное время прихода для каждой группы. Второй раз меряем температуру в обед.

В садике должны стоять антисептические средства для обработки рук на видных местах - на входе, в санузлах и в столовых. Воспитатели следят за соблюдением гигиенических норм, чтобы дети дезинфицировали руки перед едой и в перерывах между занятиями. Маски носить необязательно. Зато обязательно проводить лекции по личной гигиене для детей и родителей.

Важно! Если у ребенка повышенная температура или появились признаки болезней дыхательных путей, его нужно срочно изолировать от общей группы в специально подготовленное помещение. После этого вызвать родителей или скорую помощь.

Социальная дистанция

Воспитателям нужно уменьшить количество детей в каждой группе. В результате получится больше групп, зато у каждого ребенка будет личное пространство от 1 кв. метра. Точное количество детей в группе зависит от размеров комнат.

По возможности нужно сохранять дистанцию среди детей и воспитателей в 1.5 метра. Часть занятий рекомендуют перенести на улицу, если позволяет погода. Особенно это актуально для спортивных упражнений, лепки и рисования.

Важно! Каждая группа должна заниматься в одном кабинете. Следует минимизировать перемещения по садику. Перед приходом новой группы в кабинет, делают поверхностную уборку.

Исключить массовые мероприятия

Дети из разных групп не должны пересекаться. Для этого нужно:

Отменить массовые мероприятия - выступления, концерты, соревнования;

Изменить расписание занятий, чтобы перерывы у групп были в разное время;

Не объединять детей в вечернюю группу;

Исключить совместные занятия в помещении и на открытом воздухе.

Как организовать выполнение санитарных правил

Озвученные меры по борьбе с коронавирусом требуют вложений и усилий со стороны руководства садиков. С этими задачами не справится одна уборщица или медицинский работник, нужно распределить обязанности по коллективу.
Каждому сотруднику желательно выдать памятку, которая будет напоминать ему о новых правилах.

Ежедневные обязанности можно распределить следующим образом:

Уборщица моет и дезинфицирует поверхности по всему садику 3 раза в день.

Охранник не пропускает посторонних людей и родителей.

Медсестра измеряет температуру детям 2 раза в день. Также она осматривает детей и сотрудников на наличие симптомов коронавируса. Каждые 3 часа обеззараживает воздух в помещениях.

Воспитатели проветривают комнаты каждые 2 часа. Они следят за самочувствием детей, водят их мыть руки каждые 3 часа и контролируют выполнение основных правил личной гигиены. Воспитатели должны знать симптомы коронавируса.

Повара работают в масках и перчатках. Каждые 3 часа они дезинфицируют рабочие поверхности и посуду.

Заместитель по АХР следит за наличием дезинфицирующих средств у уборщиц, масок и перчаток у работников кухни, антисептиков по всему садику.

Правильная организация правил Роспотребнадзора поможет снизить распространение коронавируса и избежать проблем при санитарной проверке садика. Призываем не экономить на здоровье детей!


Есть ли в вашей семье питомец? Если да, тогда, возможно, вы заинтересованы в том, чтобы привлекать своих детей к уходу за животным. Детям нравятся милые пушистые зверята, однако им следует знать о своих обязанностях по уходу за домашними питомцами.

Актуальность

Питомцы всегда являются отличными компаньонами для детей и взрослых. На самом деле они быстро становятся частью семьи: через некоторое время мы уже не можем представить себе жизнь без них. Более того, домашние животные необходимы и в другом смысле: они могут научить детей ответственности и другим важным жизненным навыкам

Что поможет определить, можно ли поручить ребенку заботу о животном? Прочитайте эту статью до конца: вы узнаете о том, как, учитывая возраст детей, задействовать их в выполнении подобных обязанностей.

Младенцы (до трех лет)


Меган Глоссон, детский психолог, делится: "Большинство экспертов по животным побуждают родителей обучать своего ребенка с самого маленького возраста правильному взаимодействию с домашними животными. Животным нужно время, чтобы приспособиться к новым членам семьи, а малыши должны научиться бережно обращаться с животными и заботиться о них. Если у вас уже была кошка или собака до того, как появился ваш первый ребенок, постепенно представьте питомца ребенку (и наоборот), контролируя их взаимодействие".

Дети дошкольного возраста

Если ребенку от трех до пяти лет, можно ли поручить ему какие-либо обязанности, связанные с питомцем? Меган продолжает: "Хотя большинство экспертов утверждают, что дети в возрасте до 5 лет не должны самостоятельно выполнять какие-либо задачи, связанные с домашними животными, вы можете позволить им "помогать" кормить ваших животных и заботиться о них. Так ребенок учится понимать, что у питомца есть определенные потребности, и что о нем нужно заботиться.

Помогите вашему ребенку высыпать сухой корм в миску любимца. Пусть малыш также поможет вам осуществлять уход за домашним животным, воспользовавшись мягкой щеткой".

А что, если ребенок хочет иметь кого-нибудь другого, помимо собаки или кошки? Меган отвечает: "Приобретите морскую свинку: она ласкова, и ваш ребенок сможет кормить ее и наполнять бутылку водой. Можно подумать и о попугаях: пернатые могут быть подходящим выбором для детей в этом возрасте".

Дети 6-9 лет


Как только ваш ребенок начнет посещать школу, он, вероятно, будет готов взять на себя больше обязанностей. Психолог говорит: "Ежедневные обязанности вашего ребенка могут включать кормление домашних животных или даже прогулку с собакой.

На самом деле это отличный возраст для детей, чтобы проводить регулярные процедуры по уходу за домашними животными, включая их очистку. Хотя дети в этом возрасте более скоординированы и ответственны, вам нужно оставаться рядом, чтобы время от времени все контролировать".

Рыбки и хомяки также являются подходящими домашними питомцами для детей этого возраста, поскольку требуют ежедневного ухода. Безусловно, время от времени напоминайте детям о соблюдении чистоты и гигиенических норм.

Подростки (10 лет и более)

К тому времени, когда дети достигают подросткового возраста, они могут осуществлять все операции: кормить, убирать, ухаживать за животными. По сути, им можно доверить заботу практически о любом домашнем питомце без особого надзора.

Меган Глоссон напоминает: "Время от времени удостоверяйтесь, что ваш ребенок выполняет назначенную домашнюю работу, связанную с домашними животными. Когда ваши дети осознают, что эти обязанности важны для здоровья и счастья их питомца, они с радостью согласятся выполнить все необходимые задания".

Итак, независимо от возраста ваших детей реальность такова, что они могут взять на себя хотя бы часть ответственности по уходу за питомцем. Будь у вас кошка или ящерица, ваш ребенок быстро научится ухаживать за этим милым созданием. Будьте уверены, он полюбит его, как и всех членов своей семьи.

Читайте также: