Можно ли использовать адблю как удобрение

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

Экологические стандарты, применяемые к двигателям внутреннего сгорания, постоянно ужесточаются. Если с бензиновыми моторами было найдено решение проблемы в виде применения нейтрализаторов, то с дизельными движками все обстоит сложнее. Выхлоп дизельных двигателей содержит сажу и высокую концентрацию оксида азота. Частичным решением проблемы вредных выбросов стало применение в дизельных моторах водного раствора мочевины.

Основные характеристики

Мочевина для двигателя — безвредный для человеческого организма. Это бесцветный раствор карбамида в деминерализованной воде. Мочевина используется в качестве расходуемой рабочей жидкости на современных дизельных автомобилях, оснащенных системой нейтрализации SRC, в качестве реагента, снижающего вредность выхлопных газов.

Для чего нужна

Раствор карбамида в деминерализованной воде используется для того, чтобы снизить содержание оксидов азота в выхлопных газах дизельных автомобилей на 90%. В дизельных автомобилях, оборудованных катализаторами системы SRC, используют мочевину для нейтрализации оксидов азота. В результате выхлопы начинают соответствовать экологическим стандартам Евро-4, Евро-5 и Евро-6, которые поочередно были приняты в странах ЕС.

Из чего делают

Мочевина для дизеля — специальная жидкость, состоящая из двух компонентов: непосредственно мочевины (карбамида) и деминерализованной воды. В составе готового средства концентрация чистой мочевины составляет 32,5 %, оставшиеся 67,5 % — чистая вода без примеси минералов.

На европейском рынке продукт получил благозвучное наименование AdBlue и изготавливается под надзором VDA (Ассоциация автомобильной промышленности Германии). Только сертифицированные VDA производители обладают правом использовать торговый знак AdBlue® при изготовлении и продаже своей продукции.

Мочевина для дизеля AdBlue

Как работает мочевина в двигателе

Работа системы SRC основана на простейшей химической реакции. Отработавшие выхлопные газы в камере сгорания взаимодействуют с водным раствором мочевины, поступающим из бачка нейтрализатора посредством впрыска инжектором.

Под воздействием высокой температуры мочевина разлагается на изоциановую кислоту и аммиак. При химической реакции оксида азота и аммиака образуются водяной пар и безвредный азот. Остальные химические соединения просто сгорают в камере сгорания. В результате вредность выхлопа дизельного автомобиля резко снижается, так как нейтрализуется опасное соединение оксид азота.

Первоначально жидкостная система нейтрализации использовалась в силовых агрегатах грузовых автомобилей, однако постепенно нашла свое применение и на легковых дизельных авто. Использование SRC, противосажевого фильтра и катализатора позволяет добиться экологичности выхлопа на уровне Евро-5 и Евро-6.

Схема работы мочевины в дизеле

Плюсы и минусы системы

Снижение вредности выхлопа дизельного мотора в атмосферу — не единственное преимущество системы SRC. Также использование SRC обладает следующими достоинствами:

  • ощутимо повышается мощность движка;
  • наблюдается незначительное снижение уровня потребляемого топлива;
  • невысокий расход жидкости — легковой автомобиль пройдет на одной канистре 5-10 тыс. км.

Однако использование мочевины имеет и свои недостатки, во многом делающие ее применение в дизельных автомобилях непрактичным. К ним относятся:

  • усложнение системы, что ведет в более частым поломкам;
  • дополнительные расходы на обслуживание (канистра AdBlue обойдется в сумму от 500 рублей);
  • замерзание при температуре ниже -11 °C.

Именно невозможность использования AdBlue при стандартных для отечественной зимы температурах делают ее непрактичной в российских условиях, даже несмотря на то, что бачок с мочевиной оборудуется специальным нагревом для предотвращения замерзания жидкости.

Как выбрать

При выборе мочевины для дизельного агрегата необходимо учитывать несколько факторов.

  1. Изготовить раствор самостоятельно практически невозможно. Сама мочевина (карбамид) продается отдельно и используется в качестве азотного удобрения и в других сферах. Однако получить деминерализованную воду в домашних условиях, а также добиться необходимого соотношения очень тяжело. Поэтому не стоит рисковать и пытаться изготовить жидкость AdBlue самостоятельно, в ином случае можно нанести серьезный вред двигателю автомобиля.
  2. До 50 % продаваемого на внутреннем рынке продукта является фальсификатом, непригодным для использования в двигателях дизельных автомобилей.

Мочевина для дизеля

Поэтому при выборе AdBlue для дизельных силовых агрегатов следует особенное пристальное внимание уделять наименованию производителя и наличию у него сертификата соответствия качества.

В российских условиях многие владельцы автомобилей, оборудованных катализаторами SRC, вынуждены отключать систему очистки либо использовать ее эмулятор. Основной причиной таких действий отечественных владельцев дизельных автомобилей является невозможность эффективного использования системы зимой — при температуре ниже -11 °C жидкость элементарно замерзает. Поэтому целесообразность использование катализаторов SRC и жидкости AdBlue в российских условиях на данный момент остается под большим вопросом.

С каждым годом экологические требования к автомобилям постоянно усиливаются. Особенно это касается коммерческого транспорта. Уже несколько лет в Европе практикуют такую жидкость, как AdBlue. Что это и в чем ее суть? Об этом мы расскажем в нашей сегодняшней статье.

Характеристика

На многих грузовиках сегодня можно увидеть баки с надписью AdBlue. Что это такое, как вы думаете? "АдБлю" - это раствор чистой мочевины и деминерализованной воды. Жидкость AdBlue используется как добавка в дизелях с системой каталитической нейтрализации газов. Таким образом, снижается токсичность выхлопов, и автомобиль может соответствовать более высоким стандартам экологичности.

adblue что это

Раствор AdBlue применяется на всех грузовиках стандарта "Евро-5" и выше. В простонародье жидкость получила название "мочевина". Но она составляет лишь треть всего объема "АдБлю". Сама мочевина являет собой карбамид. Это обычное азотное удобрение, использующееся в сельском хозяйстве. Однако, технологии приготовления мочевины для грузовиков существенно отличаются. Использование чистого карбамида может привести к дорогостоящему ремонту двигателя.

Устройство

AdBlue - что это такое? Давайте разбираться. В конструкцию системы входит:

  • бак;
  • насос;
  • механический смеситель;
  • форсунка;
  • восстановительный катализатор;
  • система электронного управления;
  • набор датчиков.

Первый элемент является резервуаром для хранения жидкости. Насос служит для подачи средства "АдБлю" от бака к форсункам. Жидкость подается под определенным давлением. Насос устанавливается прямо в баке и оснащен электрическим приводом. Для перекачки жидкости может использоваться мембранный либо шестеренный привод.

В конструкции имеется электромагнитный клапан для обратной перекачки AdBlue. Что это такое? Данный элемент включен в магистраль системы нейтрализации газов. Когда двигатель выключен, электромагнитный клапан перекачивает раствор из трубопровода в резервуар. Процесс происходит автоматически, без вмешательства водителя.

Механический смеситель служит для дробления капель мочевины. Так раствор лучше испаряется и смешивается с выхлопными газами. Мочевина проникает сквозь направляющую трубу на стенки катализатора. Последние покрыты пентаоксидом ванадия, что ускоряет восстановление оксидов азота. О химических процессах мы поговорим немного позже, а пока рассмотрим электронную часть системы.

жидкость adblue

Кстати, информация об уровне "АдБлю" выводится на панель приборов. В нужный момент система оповестит водителя о ее недостаточном количестве.

Как это работает? Химический процесс

Итак, давайте рассмотрим принцип действия данной системы. Как мы уже сказали ранее, при помощи насоса раствор "АдБлю" из бака направляется к форсунке (не путать с двигателем). Данная форсунка находится и работает отдельно от ДВС, в системе выпуска отработавших газов. Так под действием высокой температуры мочевина разлагается на две составляющие:

Далее происходит реакция гидролиза. Кислота начинает взаимодействовать с молекулами воды. В результате образуется углекислый газ. Но это еще не конец рабочего процесса. На следующем этапе в действие вступает аммиак. Благодаря ему, моно- и диоксид азота отдает молекулы кислорода, образуя безвредную для окружающей среды воду.

камаз adblue

Где используется?

Каков расход?

Этот вопрос интересует многих частных перевозчиков. Существенно ли уменьшится рентабельность перевозок при использовании тягачей с "АдБлю"? Расход AdBlue составляет от одного до двух литров на сто километров пути.

adblue mercedes

Эта информация относится к магистральным грузовикам и крупным автобусам. Если говорить о легковушках, то здесь эта цифра составляет 4-6 процентов от общего расхода топлива. Таким образом, система селективного каталитического восстановления не существенно влияет на общие затраты и окупаемость парка.

Вопрос эксплуатации

Что будет, если данный раствор попадет в металлический бак? Мочевина при контакте с данным материалом образует соли. Они затем попадают в катализатор и забивают его соты. При контакте с "АдБлю" материалы не должны содержать посторонних примесей (в том числе пыли и масла).

Температура

Еще одно свойство "мочевины" - низкая устойчивость к температурным перепадам. Так, "АдБлю" может нормально работать только в режиме от -11 до +35 градусов. Если температура ниже допустимой, "мочевина" начинает кристаллизоваться.

расход adblue

Но как эксплуатировать автомобиль зимой, особенно в нашем климате? AdBlue на "КамАЗах" также применяется, и многие такие тягачи работают в северных регионах. Выход только один – установка подогревателя. Такой уже имеется в базе на грузовиках от "Мерседес" и "Вольво". Подогреватель позволяет эксплуатировать автомобиль с "АдБлю" при температуре до -35 градусов. Максимальное время простоя с неработающим двигателем – 48 часов. Далее жидкость начинает понемногу замерзать.

Вредит ли кристаллизация?

Многих пугает этот вопрос. В случае с дизтопливом начинает образовываться парафиновый осадок. Он забивает все полости фильтра и топливные магистрали. Здесь же ситуация усугубляется еще и наличием воды. Ведь она, как известно, расширяется при замерзании.

adblue мерседес

Но не стоит паниковать – раствор "мочевины" при кристаллизации не меняет своего объема. При разогреве эта жидкость может использоваться в полной мере.

Где можно приобрести?

Раствор "мочевины" продается на многих заправках. Для нее выведена специальная колонка с надписью "АдБлю". Стоимость одного литра раствора составляет 11 рублей. Также возможно приобретение жидкости у оптовых поставщиков. "АдБлю" может храниться в бочке или цистерне.

Можно ли использовать воду?

Заменить мочевину водой (даже деминерализованной) нельзя. В противном случае это приведет к поломке системы "АдБлю".

Удаление "АдБлю"

Поскольку в России отсутствуют такие строгие требования к экологичности выхлопов, многие владельцы задумываются об удалении данной системы с последующей прошивкой. К этому решению приходят не в угоду экономичности – часто "АдБлю" начинает давать сбои в наших условиях. Особенно это касается отечественного транспорта – "ГАЗонов Некст" и тягачей КамАЗ-5490. Многочисленные СТО предлагают свои услуги по отключению AdBlue. Стоимость процедуры – порядка 20-25 тысяч рублей.

Как это происходит? Автомобиль загоняют в сервис и сканируют его электронный блок на ошибки. Далее производят сброс и устанавливают датчик имитации сигналов NOx (оксидов азота). Также производится удаление катализатора. Прошивка электронного блока делается не всегда. В результате проведенных действий эмулятор имитирует работу системы "АдБлю" даже при полном отсутствии раствора. Двигатель работает в штатном режиме. Расход топлива не увеличивается.

раствор adblue

Сколько времени уходит на удаление "АдБлю"? Обычно на эту процедуру уходит от двух до трех часов. Также сервисы предоставляют гарантию (обычно на год) на свои услуги.

В заключение

Итак, мы выяснили, что собой представляет система "АдБлю". Благодаря ей, существенно снижается токсичность выхлопов двигателя. По поводу ее эксплуатации возникают многочисленные споры. Удалив систему нейтрализации газов из автомобиля, вы не столкнетесь с многочисленными ошибками и сбоями, которые часто бывают на "ГАЗонах" и КамАЗах. Но также эту систему удаляют владельцы иномарок – "Вольво", "Сканий" и т. д. Однако, стоит помнить, что после такого "тюнинга" въезд в страны Западной Европы будет противопоказан – иначе штрафы будут неизбежны.

: Как применять мочевину

Мочевина – популярное у дачников удобрение. Для чего оно нужно и как его правильно использовать – читайте в нашей статье.

Мочевина (или карбамид) – это гранулированное удобрение, в котором содержится 46% азота. Таким образом, это самое концентрированное азотное удобрение, вносимое под садово-огородные культуры. Вещество не имеет запаха и хорошо растворяется в воде. Причем при повышении температуры растворимость увеличивается. Чтобы понять, насколько карбамид необходим в дачном хозяйстве, нужно знать, в какой степени азот ценен для растений.

Мочевина

Плюсы и минусы подкормки растений мочевиной

Положительные свойства мочевины:

  • раствор мочевины довольно быстро усваивается культурами, чувствительными к высоким показателям рH грунта;
  • внекорневая подкормка не вызывает ожога листовых пластин у растений;
  • уже через 48 часов после внекорневой подкормки мочевиной количество азота в белке растений увеличивается;
  • опрыскивание растений раствором мочевины ранней весной помогает задержать цветение и тем самым снижает вероятность осыпания цветов в результате весенних заморозков;
  • раствор мочевины помогает бороться с вредителями сада и огорода, а также возбудителями болезней;
  • подкормка мочевиной позволяет увеличить урожай садовых и огородных растений.

Мочевина используется в производстве жевательной резинки, а также средств для ухода за волосами и кожей.

Минусы использования мочевины:

  • карбамид может снизить всхожесть семян при его повышенной концентрации в почве;
  • при неправильном внесении мочевины в почву в результате химической реакции выделяется газообразный аммиак, который может повредить молодые ростки;
  • удобрение требует бережного хранения;
  • мочевину нельзя смешивать с другими удобрениями.

Принцип "работы" мочевины

Попадая в почву, мочевина вступает в реакцию с содержащимися в земле ферментами и бактериями. В течение первых 2-3 дней происходит химическая реакция, которая преобразует карбамид в углекислый аммоний. При контакте с воздухом последний трансформируется в газообразный аммиак.

Поэтому, если мочевину не заделывать в почву, часть удобрения просто потеряется. Если же почва щелочная или с нейтральной реакцией, то потери могут быть очень даже значительными. А это значит, что эффект от внесения карбамида будет несущественный. Поэтому рассыпанные вокруг растений гранулы мочевины обязательно необходимо заделать в почву на глубину 7-8 см.

Мочевина

Инструкция по применению удобрения "мочевина"

Подкармливая культуры мочевиной, нужно помнить, что это удобрение стимулирует развитие вегетативной части, поэтому внесение его во время закладки бутонов может привести к снижению урожая. Лучше всего вносить карбамид под растения в момент формирования зеленой массы.

Внесение мочевины в осеннее время не всегда дает должный эффект, поскольку микроорганизмы к этому моменту начинают разлагаться, и выделяемый аммоний быстро разрушается. Кроме того, к весне часть азота опускается в более глубокие слои почвы, откуда растения уже не могут его потреблять. Применение мочевины осенью оправдано только в том случае, если почва на участке песчаная или супесчаная, а погода стоит не слишком теплая и сухая. Осенняя подкормка карбамидом противопоказана озимым и многолетникам.

Также можно вносить мочевину в почву перед посадкой или посевом растений непосредственно в бороздки и лунки. В этом случае важно присыпать удобрения небольшим слоем земли, чтобы избежать контакта мочевины с посадочным и посевным материалом.

Кроме того, чтобы не подвергать посадочный материал воздействию выделяемого в результате химической реакции газообразного аммиака, карбамид можно вносить за 1-2 недели до посева.

Отрицательное воздействие газообразного аммиака можно почти полностью нейтрализовать, если вносить мочевину вместе с калийными удобрениями.

Нормы внесения мочевины для цветов, огородных растений и клубники

Мочевина AdBlue — панацея для двигателей Евро-6?

Сегодня коммерческие грузоперевозчики Европы вынуждены подчиняться жестким экостандартам Евро-4, Евро-5 и Евро-6. В этом контексте наиболее эффективное решение для дизельных двигателей — система SCR (Selective Catalytic Reduction, селективное каталитическое восстановление). Для работы системы необходим раствор мочевины AdBlue. AdBlue – это специальный раствор, на 32,5% состоящий из непосредственно мочевины (карбамида) и на 67,5% — из чистой воды без примеси минералов и добавок-антислеживателей, которые используются при производстве сельскохозяйственных удобрений.

Поэтому AdBlue не стоит путать с мочевиной-удобрением!

Для того чтобы SCR работала надо регулярно впрыскивать раствор в разогретый катализатор автомобиля. На выходе получаем азот, углекислый газ и воду. То есть, под воздействием высокой температуры, азотные окислы трансформируются в безвредный инертный газ. 15 лет назад Ассоциация Автомобильной промышленности Германии представила торговую марку AdBlue. Так, по сути, был задан единый стандарт производства мочевины под формат дизельных двигателей. Только жидкости, которые производятся по данному стандарту, могут называться AdBlue и использоваться в системах SCR.

Фактор коррозии

Раствор мочевины обладает ярко выраженными коррозийными свойствами. Поэтому важно, чтобы реагент контактировал только с материалами из определенной группы (совместимыми). Из таких материалов производятся баки и контейнеры, шланги и блоки подготовки — насосные модули и дозаторы. То же касается и оборудования, предназначенного для хранения и перевозки мочевины.

Какие материалы совместимы с AdBlue?

Это высоколегированные стали, титан, вайтон, а также полиэтилен и полипропилен, (модификации для сложных условий работы), специальные резины. Если есть необходимость применять при работе с мочевиной другие материалы (не из означенного перечня), их следует проверить на устойчивость к коррозии и другим свойствам AdBlue.

От теоретических выкладок к реальности

На практике применение мочевины AdBlue в российских условиях связано с рядом серьезных проблем для грузоперевозчиков. Финансовый фактор большинство предпринимателей ставят во главу угла. Расход реагента AdBlue составляет в среднем 3-6% от расхода дизельного топлива для автомобилей стандарта Евро-5 и 8% — для грузовиков линейки Евро-6. Среднестатистическая фура проезжает порядка 200 тысяч километров в год. Средний расход дизельного топлива — 30 литров на 100 километров пробега. Средняя розничная цена одного литра качественного AdBlue – 40 рублей. Путем несложных подсчетов выясняем: владельцы грузовика класса Евро-5 потратят на реагент около 10 тысяч рублей в месяц. Владельцам Евро-6 придется заплатить лишних 15-16 тысяч рублей. Еще один важный критерий – климат. Заявленная температура замерзания раствора мочевины — минус 11 градусов. В северных и северо-восточных регионах России это становится серьезной, а нередко, и неразрешимой проблемой.

Следующий проблемный фактор — нехватка заправочных станций, которые предлагают услуги по заливке качественной сертифицированной AdBlue. В результате тысячи водителей вместо лицензионного продукта заправляют некондицию. По мнению экспертов, доля некачественного раствора мочевины в России — более половины от общего объема продукта. В России до сих пор не отработана эффективная система информирования водителей и автовладельцев по использованию SCR с жидкостью AdBlue. Такая ситуация часто приводит к грубым ошибкам водителей при эксплуатации системы SCR. Даже при правильной эксплуатации SCR реагент рано или поздно попадает на важные узлы и элементы автомобиля, повреждая их. В первую очередь страдает электропроводка. Отсюда лишние затраты на проведение незапланированного ремонта. Существует официальная директива ЕС 67/548/ EEC. В соответствие с этим документом, AdBlue считается безопасной для окружающей среды и здоровья человека.

От выбора оптимального варианта отключения AdBlue напрямую зависит эффективность эксплуатации машины с дизельным двигателем.

Читайте также: