Моллюски вредители растений варианты ответов беззубка виноградная улитка слизень власоглав осьминог

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Подводный мир скрывает в себе много тайн и загадок. В глубинах океана живет множество интересных и причудливых животных. К одним из таких организмов относятся моллюски и иглокожие. Водная среда резко отличается от наземно-воздушной, поэтому у всех организмов, проживающих на морском дне, сформировались определенные приспособления. В этом уроке мы поближе познакомимся с образом жизни, строением и классификацией двух типов водных организмов: Моллюски и Иглокожие.

План урока:

Общая характеристика моллюсков

Загадочные и ужасные спруты стали героями многих легенд и невероятных рассказов. Современные режиссеры не обошли их стороной и создали множество фильмов об этих существах.

Так ли ужасны и опасны эти существа? Где, правда, а где вымысел? Остановимся на этих загадочных животные и познакомимся с ними поближе.

Все эти необычные животные относятся к моллюскам. Это многочисленный тип животных, включающий приблизительно 130000 организмов. Казалось бы, что этих организмов можно встретить только в морях и океанах. Однако это совсем не так! Прогуляйтесь по берегу реки, и вы встретите там беззубок и перловиц. В озерах часто встречаются прудовики. В саду и огороде можно встретить слизней и улиток.

Виды наземных моллюсков

Независимо от местообитания, все представители этого типа имеют общие черты.

Туловище моллюсков мягкое, поэтому и название типа, в переводе с латыни, мягкотелые. Часто мягкое тело прикрыто раковиной. В зависимости от наличия и формы раковины моллюски разделены на три класса.

Моллюски имеют мускулистое тело, на котором можно увидеть голову туловище и ногу. Голова моллюсков несет на себе ротовое отверстие, глаза, щупальца. Не у всех организмов типа есть голова, например у двустворчатых моллюсков она редуцирована, то есть исчезла в процессе эволюции.

У моллюсков нога способна выполнять различные функции, поэтому выделяют несколько видов ног. Внешнюю форму ног можно рассмотреть на рисунке.

Внешнее строение моллюсков

Нога двустворчатых моллюсков похожа на язык. С помощью ее они медленно передвигаются по дну водоема, роют песок или ил на дне водоема.

У головоногих нога превратилась в щупальца, которые окружают голову. Вот отсюда и все легенды о спруте с большим количеством щупалец.

Большинство моллюсков заключено в раковину, имеющую различные формы. Строение раковины моллюсков представлено на рисунке.

Внутреннее строение раковины

По внешнему виду раковины моллюсков различаются, для каждого класса характерен свой тип. Раковина, состоящая из двух створок характерна для двустворчатых. У брюхоногих – одностворчатая, завитая в спираль раковина. Для головоногих характерно отсутствие раковины.

Все моллюски так не похожи друг на друга, но, как и всем живым организмам, для них характерно наличие внутренних органов. Общая характеристика классов моллюсков позволяет выявить общие черты в строении основных систем органов.

  1. В начале урока мы познакомились не только с водными, но и наземными моллюсками. Процесс дыхания должен у них отличаться. Одни дышат кислородом воздуха, а другие растворенным в воде кислородом. Познакомимся с органами дыхания на рисунке, представленном ниже.

Органы дыхания моллюсков

Фильтраторами считаются двустворчатые моллюски, причем такой тип питания привел к исчезновению у них головы в процессе эволюции.

Растительноядные и хищные формы имеют специальное образование – терку. Такой тип питания характерен для брюхоногих и головоногих моллюсков.

Пищеварительная система брюхоногих и головоногих моллюсков

  1. Взаимосвязь всех систем органов осуществляет нервная система. Наиболее сложно она устроена у головоногих.

Нервная система основных классов Моллюсков

  1. Органы размножения моллюсков представлены парой половых желез. Особый интерес представляют способы размножения моллюсков разных классов. Двустворчатые и головоногие моллюски раздельнополые, а брюхоногие – гермафродиты. У последних есть совокупительный орган и особый пузырёк, наполненный сперматозоидами – сперматофор. Размножение и развитие двустворчатых моллюсков отличается от всех других классов.

Жизненный цикл двустворчатого моллюска

Самцы выбрасывают сперматозоиды в воду, через вводной сифон или ротовое отверстие они попадают в организм самки. Здесь происходит оплодотворение. Из яиц выходят личинки – глохидии, которые через сифон выходят в воду. Развитие личинок двустворчатых моллюсков происходит в том случае, когда глохидий прикрепится к жабрам или плавнику какой-нибудь рыбы. В течении некоторого времени продолжается эта паразитическая стадия развития моллюсков. В определенный момент времени опухоль прорывается и молодой моллюск начинает свободное существование.

Цикл развития брюхоногих моллюсков

После оплодотворения улитка вырывает ногой небольшую ямку, куда откладывает до 100 яиц. Через несколько недель вылупляются молодые улитки.

У головоногих моллюсков оплодотворение внутреннее, причем роль совокупительного органа играет одно из щупалец, переносящее сперматозоиды к половому отверстию самки. Здесь осуществляется оплодотворение.

Яйца выходят из тела моллюсков и прикрепляются к различным подводным предметам. Развитие моллюсков происходит в водной среде.

Классификация моллюсков

К типу Моллюски принадлежат семь классов, представляющих большое внешнее разнообразие. Остановимся на классах двустворчатых и брюхоногих моллюсков, заключающих в себе виды, наиболее обычные в нашей фауне. В данной классификации из морских моллюсков разберем головоногих, имеющих большой биологический интерес.

Классификация типа Моллюски

  1. Класс Двустворчатые моллюски – приблизительно 20000 видов.

Строение двустворчатых моллюсков оправдывает их название. Их туловище и нога заключены в раковину, имеющую две створки. Это малоподвижные, вялые животные, спокойно и медленно ползающие по дну пресноводных водоемов. В наших реках часто можно встретить перловиц и беззубок. Их используют как пищевой продукт, а раковины для корма птиц и в качестве удобрения.

Особый вид моллюсков данного класса представляют устрицы. Они ведут неподвижную жизнь – нижняя створка раковины прирастает ко дну. Устрицы селятся большими обществами, образуя так называемые устричные банки. Наиболее богаты этими организмами берега Франции, Ирландии, Англии. В России встречаются в Черном море, вместе с мидиями являются объектами морского промысла.

  1. Класс Брюхоногие представлен 75000 видов, считается самым многочисленным в типе Моллюски. Среди большого числа видов самыми известными стали морские типы из-за красивых раковин. Эти раковины представляют внешний скелет брюхоногих моллюсков. Системы органов наиболее развиты из всех классов у брюхоногих моллюсков.

Остановимся на классификации брюхоногих моллюсков, выделяют три подкласса в зависимости от вида и расположения органов дыхания.

Классификация Брюхоногих моллюсков

Раковины моллюсков используются в ювелирной промышленности. Виноградную улитку в некоторых странах используют в пищу. Слизни являются вредителями культурных растений. Некоторые представители могут быть промежуточными хозяевами для паразитических червей. Например, личинки печеночного сосальщика развиваются в малом прудовике.

  1. Класс Головоногие моллюски – около 650 видов. Строение головоногих моллюсков несколько отличается от всех других. Их организм устроен более сложно. Голову окружают от 8 до 10 щупалец. Система кровообращения головоногих моллюсков замкнутая, по сосудам течет гемолимфа имеющая голубой цвет.

Черная каракатица выбрасывает чернила

Наиболее известные современные виды головоногих – это осьминоги, каракатицы и кальмары. Вопреки всем историям и легендам, самые крупные особи достигают 3м в длину.

В истории фактов нападения на человека очень мало. Такое может случиться только с водолазом или аквалангистом при осмотре затонувших кораблей. Темные закоулки таких кораблей головоногие моллюски используют как убежище. Встретившись один на один с человеком ему некуда уйти, и он атакует – это способ самозащиты моллюска.

Всех головоногих моллюсков с давних времен используют в пищу, поэтому они являются объектами промысла.

Общая характеристика иглокожих

Многие люди любят смотреть на звездное небо. Знаете ли вы, что звезды есть не только в небе? В темных глубинах океана можно увидеть причудливые формы иглокожих – звезды, лилии, ежи. Давайте познакомимся с еще с одним типом морских обитателей – Иглокожими.

К типу Иглокожие относятся обитатели моря, являющиеся донными животными. Этих организмов насчитывается около 6500 видов. Поверхность тела покрыта известковым скелетом, от которого отходят шипы или иглы. Характерна лучевая или радиальная симметрия тела.

Радиальная симметрия иглокожих

Только иглокожим животным свойственны особые органы передвижения, так называемая воднососудистая система. Другое ее название амбулакральная система, в переводе с латыни ambulacrum – место для хождения, хождение.

Амбулакральная система иглокожих

Помимо трех представленных функций эта система трубочек-ножек иглокожих ощупывает различные предметы и является органом осязания.

Эти животные донного сообщества являются раздельнополыми. Размножаются яйцами, из которых выходят личинки, отличающиеся от взрослого животного двусторонней симметрией. В дальнейшем происходит развитие личинки, и она становится похожа на взрослую особь иглокожих.

В характеристике иглокожих нужно отметить еще одну интересную особенность. Все представители типа способны к регенерации, то есть к восстановлению утраченных частей тела.

Классификация иглокожих

Все разнообразие видов и форм необходимо распределить на классы, перейдем к классификациям иглокожих.

Классификация типа Иглокожие

  1. Класс Морские звёзды – 1600 видов. Яркие и красивые морские звезды обитают в прибрежной зоне и отличаются слабой способностью к передвижению.

Однако, они считаются хищниками и для ловли добычи у них есть интересное приспособление. Морская звезда выворачивает желудок, который выделяет соки, убивающие и парализующие добычу. Процесс пищеварения идет как бы вне тела самого хищника.

Морская звезда ест анчоуса

  1. Класс морские ежи – 800 видов. По своему облику морской еж представляет немного сплющенный шар, покрытый длинными колючими иголками. Морской еж обитает на средних глубинах и является донным животным. На месте обитания морских ежей можно увидеть целые скопления организмов.

По типу питания считаются хищниками. Чаще всего охотятся на мелких животных, но могут нападать и на крупных раков.

Яичники или молоки морских ежей считаются большим лакомством, и рыбаки побережья Средиземного моря в значительном количестве вылавливают и продают их.

Для офиур характерно половое размножение. Все особи раздельнополые. Однако есть и гермафродиты, имеющие в своем теле мужские и женские половые органы. Некоторые виды способны к бесполому размножению – делением тела на части.

Офиуры имеют положительное значение в природе. Эти морские организмы являются звеном в цепи питания, а также регулируют число планктона. По типу питания являются фильтраторами и основную масс у пищевого рациона составляет планктон.

Стебельчатая морская лилия

Есть и бесстебельчатые формы морских лилий, они свободно перемещаются в водах океана, как все животные.

Бесстебельчатая морская лили

Так все-таки, морская лилия - это животное или растение? На этот вопрос можно ответить однозначно – животное, так как для них характерны все признаки этого царства. Вспомнить основные признаки животных поможет следующий рисунок.

  1. Класс Морские огурцы или голотурии – 1150 видов. Тело их кажется голым, так как лишено игл и вытянуто в виде огурца. Встречаются на малых и больших глубинах. Интересная особенность этих организмов при раздражении судорожно сокращать свое тело и выпячивать внутренности через рот или анальное отверстие. Очень часто внутренности обрываются и особь погибает.

Голотурии считаются большим лакомством и широко используются для приготовления блюд. Огромные массы морских огурцов – трепанги, вылавливаются в Тихом океане.

Интересно применение голотурий в косметологии. Например, черный морской огурец используют для производства омолаживающих кремов и сывороток. Такие средства оказывают положительный эффект благодаря способности к регенерации голотурий.

: много слизней на участке

Всеядные брюхоногие – бич современного дачника. Хотя, казалось бы, еще совсем недавно нашествия слизней и улиток были для нас в диковинку. Почему же дачные участки стали столь привлекательными для моллюсков, а главное, как защитить от захватчика свой урожай?

На протяжении долгих лет дачникам и брюхоногим моллюскам удавалось сохранять паритет. Слизни и улитки, если и появлялись на грядках, то в сравнительно небольших количествах. В один год чуть меньше, в другой – чуть больше, а какие-то особенно "урожайные" на улиток сезоны выдавались нечасто.

Однако в последние несколько лет моллюски начали появляться на участках в каких-то немыслимых количествах. Не говоря уже о том, что в некоторых регионах отмечается появление испанского слизня, совершенного нового вида брюхоногих вредителей, отличающихся непривычно крупным размером.

Если ли способ избавиться от непрошеных гостей и уберечь от них свой урожай?

Почему на участке много улиток и слизней?

улитки на участке

Теплые зимы в конкретном регионе. Нетипично теплая зима – главная причина столь массового и широкого распространения улиток и слизней. В холодные зимы (а для брюхоногих даже температура в 0°C – это серьезное испытание) значительное количество слизней, появившихся на свет в прошлом году, погибает. Та же участь постигает и определенный процент яиц, которые эти моллюски успели отложить в предшествующем сезоне.

Если же в осенне-зимний период устанавливается теплая и сырая погода, слизни, улитки, а также кладки их яиц благополучно доживают до весны, тем самым создавая большое количество проблем для огородников.

Распространение инвазивных видов. Рыжий слизень (Arion lusitanicus) – гигантский (7-10 см) брюхоногий моллюск, который на протяжении долгих лет не покидал пределов Пиренейского полуострова. Однако с середины двадцатого века представители этого вида начали стремительно распространяться по всему континенту.

По одной из самых распространенных версий, рыжий слизень попал в Центральную и Северную Европу по торговым путям. Вначале ученые не рассматривали его как угрозу, поскольку считали, что "южанин" не приживется в более холодных регионах. Однако нетипично теплые зимы и отсутствие естественных врагов поломали стройную логическую цепочку выводов, сделанных специалистами.

Загостившиеся пиренейцы очень быстро освоились на новых территориях, разнообразив и без того богатый ассортимент огородных вредителей.

Благоприятные условия на конкретном участке. Слизни предпочитают обитать в темных и влажных местах. Особенно активно проявляют себя моллюски на участках, расположенных вблизи водоемов, а также на территориях, за которыми никто не ухаживает.

Чем больше укромных местечек, где можно спрятаться, тем выше вероятность того, что популяция слизней, обитающих на конкретной территории, год от года будет только расти.

Цель: Сформировать знания об основных классах типа Моллюсков, о происхождении современных моллюсков и их значении.

  1. Обобщить и систематизировать знания о моллюсках.
  2. Развивать навыки сравнения , умения использовать информационные технологии при подготовке к уроку и на уроке, применять проектно-исследоватескую деятельность на уроке.
  3. Воспитывать чувство бережного отношения к природе , экологическое понимание аспектов природы.

Средства обучения: живые моллюски (прудовик ,катушки), влажные препараты “Беззубка” “ Кальмар” ,таблицы “ Тип Моллюски. Класс “Двустворчатые”, “Класс Брюхоногие”.

“ Класс Головоногие”, диафильм “ Многообразие моллюсков”, аквариум с моллюсками.

  1. Основные классы типа Моллюски.
  2. Головоногие – наиболее высокоорганизованные моллюски.
  3. Лабораторная работа № 3 “ Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков”.
  4. Происхождение моллюсков.
  5. Проектно – исследовательская работа “ Причина отсутствия маленьких моллюсков в большом аквариуме ”.
  6. Значение моллюсков в природе и в жизни человека.
  7. Дегустация морепродуктов.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний (фронтальная беседа)

– Что такое терка или радула?

– Что такое мантия?

– Что такое мантийная полость?

– Что является органами дыхания у водных моллюсков?

– Что является органами дыхания у наземных моллюсков?

– Сколько камер в сердце у моллюсков?

– Что такое биссус?

– Что такое сифоны?

– Что такое чернильный мешок?

– Что такое половой диморфизм?

– У каких моллюсков вместо раковины имеется небольшое перышко?

– У каких моллюсков появляется мозг?

3. Актуализация знаний. Моллюски – многочисленная группа, насчитывающая свыше 130 тыс. видов.

4. Изучение и обобщение материала.

1.Лабораторная работа № 3 “ Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков”. (Стр.72.Рабочие тетради)

Цель работы: установить сходство и различия в строении раковин моллюсков.

Оборудование: раковины пресноводных моллюсков – катушка, малый прудовик ,живой объект из аквариума, морские моллюски– ципрея , конус, устрицы ,гребешки, рапана тушка кальмара.

Ход работы

  1. Рассмотрите раковины большого прудовика , катушки, рапана, ципреи, конуса. Отметьте сходство и различия внешнего строения. Подсчитайте число оборотов в завитке каждой раковины.
  2. Рассмотрите раковины морского гребешка, мидии, устрицы, перловицы или беззубки. Обратите внимание на форму и цвет наружного и внутреннего перламутрового слоя раковины.
  3. Рассмотрите тушку кальмара. Изучите “ перышко”,которое есть у кальмара вместо раковины.
  4. Зарисуйте по одной раковины из каждого класса моллюсков.
  5. Сделайте вывод . Объясните, по каким признакам можно определить среду обитания ,возраст и образ жизни моллюска.

2.Выступление учащихся с презентациями о многообразии моллюсков ( Макарова К. о жемчужницах, Маркова А. – об осьминогах.)

3.Сравнительная характеристика классов типа Моллюсков.

Сравниваемый признак Класс Брюхоногие Класс Двустворчатые Класс Головоногие
Симметрия тела асимметричные симметричные симметричные
Отделы тела Голова, туловище ,нога Туловище, нога Голова, щупальца
Образ жизни Морские, пресноводные, наземные, передвигаются медленно Морские, пресноводные, медленно передвигаются Морские активно передвигаются реактивным способом
Органы дыхания

4.Происхождение моллюсков. Данные эмбриологии указывают на родство моллюсков с кольчатыми червями. Типичная личинка моллюсков – парусник ,очень похожа на личинку кольчатых червей, несущую большие лопасти , усаженные ресничками.

Проблема: почему в большом аквариуме нет маленьких моллюсков?

Цель работы: пронаблюдать за развитием моллюсков в аквариуме.

  1. Провести наблюдение за моллюсками в классном аквариуме.
  2. Сделать пересадку моллюсков из маленького аквариума в большой.
  3. Сделать фотографии моллюсков.

Гипотеза: если в большом аквариуме нет маленьких катушек, значит они не размножаются.

  1. Кто мешает развитию моллюсков в большом аквариуме?
  2. Почему в природном биогеоценозе ( озеро) моллюски хорошо развиваются ?
  3. Закрепление знаний.

1.Тесты (стр.77-78, рабочие тетради)

1 вариант – нечетные вопросы (1,3,5,….);
2 вариант – четные вопросы (2,4,6,….).

1.На рыбах паразитируют личинки моллюсков:

А – головоногих;
Б – брюхоногих;
В – двустворчатых;
Г – головоногих и двустворчатых.

А – заглатывание пищи;
Б – измельчение пиши;
В – превращение сложных веществ в простые;
Г – поступление пищевых частиц.

3.Газообмен – процесс, в результате которого:

А – в организм поступает атмосферный кислород;
Б – в организм или клетки поступает кислород из окружающей среды, и выделяется в окружающую среду углекислый газ;
В – под действием кислорода окисляются органические вещества с выделением энергии;
Г– удалятся из организма углекислый газ.

4.У моллюскам, обитающим на суше, относится:

А – мидия;
Б – осьминог;
В – Голый слизень;
Г – беззубка.

5.Терка, или радула, у многих моллюсков находится:

А – в желужке
Б – в ротовой полости;
В – в тонкой кишке;
Г – на поверхности раковины.

6.Двустворчатые моллюски, обиитющие в воде:

А – имеют жабры;
Б – имеют легкое;
В – не имеют органов дыхания;
Г – не дышат, так как створки раковины плотно закрыты.

7. Пищеварительные железы брюхоногих моллюсков – это:

А – печень и поджелудочная железа;
Б – печень и слюнные железы;
В – слюнные железы и поджелудочная железа;
Г – печень, поджелудочная железа и слюнные железы.

А – всеми системами органов;
Б – нервной системой;
В – органами движения;
Г – органами чувств.

9. Мантийная полостность – это:

А – пространство в пищеварительном тракте;
Б – пространство мантией и телом;
В – пространство между раковиной и телом;
Г – пространство в органах дыхания.

10. К органам выделения относят:

А – печень;
Б – почки;
В – кишечник;
Г – анальное отверстие.

11. Исчезновение головы у беззубки связано:

А – с отсутствием у всех моллюсков головного отдела;
Б – с характером питания и образом жизхни;
В – с водной средой обитания;
Г – ч наличием двустворчатой раковины.

12. Реактивным способом передвигаются:

А – беззубка;
Б – мидии;
В – кальмары;
Г – прудовики.

13. Легочное дыхание имеется:

А – у перловицы;
Б – у осьминога;
В – у слизня;
Г – у мидии.

14. Тип Моллюски насчитывает:

A – около 10 тыс. видов;
Б – свыше 100 тыс. видов;
В – свыше 500 тыс. видов;
Г – около 1 млн. видов.

15. Тело двустворчатых моллюсков подразделяется:

А – на голову со щупальцами, туловище и мускулистую ногу;
Б – на голову со щупальцами и туловище;
В – на туловище и мускулистую ногу;
Г – на голову и мускулистую ногу.

Задание 1. Объясните, почему моллюсков считают индикаторами чистоты водоема.
У двустворчатых моллюсков фильтрующий тип питания. Одна особь за сутки пропускает через себя несколько литров воды, поглощая при этом не только питательные вещества и кислород, но и болезнетворные бактерии и токсичные вещества. Благодаря этому, моллюски прекрасно очищают воду.

Задание 2. Выпишите номера признаков, характерных для представителей моллюсков.

image12

Осьминог: 2, 5, 8, 9, 11.
Виноградная улитка: 4, 5, 7, 9, 11, 13.
Беззубка: 4, 5, 6, 11.

Задание 3. Частота сердечных сокращений у беззубки 3-20 ударов в минуту, а у осьминога около 35 ударов. Выскажите предположение, почему у представителей одного типа наблюдаются столь значительные различия в частоте сердечных сокращений.
Возможно, потому что беззубка малоподвижна (прикреплена ко дну), а осьминог довольно активно движется, значит, тратит больше энергии.

image13

Задание 4. Заполните схему:

Задание 5. Отметьте правильный ответ.

1. На рыбах паразитируют личинки моллюсков:

2. Пищеварение – это:

Б) измельчение пищи.

3. Газообмен – процесс, в результате которого:

Б) в организм или клетки поступает кислород из окружающей среды и выделяется в окружающую среду углекислый газ.

Читайте также: