Молитва на освящение плодов нового урожая

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024


О, Пресвятая Дево Богородице, Премилостивая Владычице, Царице Небесе и земли, всякаго дома и семейства христианскаго Благоустроительнице, труждающихся благословение, нуждающихся неистощимое богатство, сирых и вдовиц и всех людей Кормительнице!

Питательнице наша, рождшая Питателя Вселенныя и Спорительнице хлебов наших, Ты, Владычице, ниспосылаеши Твое Матернее благословение градом нашим, селам и нивам и коемуждо дому, на Тя упование имущему.

Темже с благоговейным трепетом и сокрушенным сердцем смиренно молим Тя: буди и нам, грешным и недостойным рабом Твоим, мудрая Домостроительнице, житие наше добре устрояющая.

Всякое же сообщество, всякий дом и семейство во благочестии и православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди.

Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай, всех вразуми преискренне взывати ко Господу: “Хлеб наш насущный даждь нам днесь”.

Сохрани, Пречистая Мати, люди Твоя от всякия нужды, болезни, глада, губительства, града, огня, от всякаго злаго обстояния и всякаго нестроения.

Обители нашей, домам и семействам и всякой души христианстей и всей стране нашей исходатайствуй мир и велию милость, да славим Тя, Премилостивую Питательницу и Кормительницу нашу, ныне и присно, и во веки веков.


О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних сил, Небесе и земли Царице, града и страны нашея всемощная Заступнице!

Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего,

да милостив будет неправдам нашим и пробавит благодать Свою чтущим Всечестное Имя Твое и с верою и любовию поклоняющимся чудотворному образу Твоему.

Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть.

Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным Покровом Твоим и испроси у Бога Сына Твоего пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу,

судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание;

всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды.

Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя;

разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения;

милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия, и на Страшнем Суде Сына Твоего: преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в Вечней Жизни со Ангели и со всеми святыми жити сотвори.

Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех притекающих к Тебе с верою.

К Тебе убо молимся и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно, и во веки веков.

Молитва Илье пророку о сохранении урожая


О великий и преславный пророче Божий Илие, ревности ради твоея по славе Господа Бога Вседержителя не терпевый зрети идолослужения и нечестия сынов Израилевых,

обличавый законопреступного царя Ахава, и в наказание тех трилетний глад на землю Израилеву молитвою твоею от Господа испросивый,

да, отвергше мерзкия идолы и отступльше от неправд и беззаконий, обратится ко единому истинному Богу и исполнению святых Его заповедей, вдовицу Сарептскую в гладе пречудно препитавый и сына ея умерша молитвою твоею воскресивый,

по прошествии же пронареченнаго времене глада, собранный на гору Кармильскую народ Израильский в богоотступстве и нечестии укоривый, таже огнь молитвою на жертву твою с небесе испросивый,

и чудом сам Израиля ко Господу обративый, студныя же пророки Вааловы посрамивый и умертвивый, по сих же молитвою паки небо разрешивши и обильный дождь на землю испросивый, и люди Израилевы возвеселивый!

К тебе, предивный угодниче Божий, усердно прибегаем, грешнии и смирении, томими бездождием и зноем;

исповедуем, яко недостойни есмы милости и благодеяний Божиих, достойни же паче лютых прещений гнева Его, скорби же и нужды, и всяких зол и болезней.

Не бо ходихом в страсе Божиим и в путах заповедей Его, но в похотех развращенных сердец наших и всякий вид греха безчисленно сотворихом;

беззакония наша превзыдоша главу нашу, и несмы достойни явитися пред лице Божие и зрети на небо.

Исповедуем, яко и мы, якоже древлий Израиль, отступихом от Господа Бога нашего, аще не верою, то беззаконьми нашими, и аще не поклоняемся Ваалу и другим мерзким идолом,

то раболепствуем отрастем и похотем нашим, служаще идолу чревоугодия и сластолюбия, идолу корыстолюбия и честолюбия, идолу гордости и тщеславия, и вслед ходим богопротивным иноплеменным обычаем и погибельному духу времене.

Исповедуем, яко сего ради заключися небо и сотворися аки медяно, яко заключися сердце наше от милосердия и истинныя любве ко ближнему;

сего ради отверде земля и соделася безплодна, яко не приносим Господу нашему плодов добрых дел;

сего ради несть дождя и росы, яко не имамы слез умиления и животворныя росы Богомыслия;

сего ради увяде всяк злак и трава сельная, яко изсеше в нас всякое благое чувство; сего ради омрачися воздух, яко ум наш омрачися студными помышленьми и сердце наше осквернися беззаконными похотеньми.

Исповедуем, яко и тебе, пророче Божий, просити мы недостойны есмы.

Ты бо, подобострастен быв нам человек, Ангелом в житии твоем уподобился еси и, аки безплотный, на небо восхищен еси;

мы же студными помыслы и деяньми нашими безсловесным скотом уподобихомся, и душу нашу яко плоть сотворихом.

Ты постом и бдением удивил еси Ангелов и человеков, мы же, предающеся невоздержанию и сластолюбию, скотом несмысленным уподобляемся.

Ты презельною ревностию о славе Божией выну горел еси, мы же небрежем о славе нашего Творца и Господа, и стыдимся исповедовати достопокланяемое имя Его.

Ты нечестие и злыя обычаи искоренял еси, мы же рабствуем духу века сего, поставляюще богопротивныя обычаи мира паче заповедей Божиих и уставов святыя Церкве.

И кий грех и неправду не сотворихом мы окаянии?

Истощихом беззаконьми нашими долготерпение Божие.

Темже правосудный Господь прогневася на нас, и во гневе Своем наказа нас.

Обаче ведуще велие дерзновение твое пред Господем и надеющеся на любовь твою к роду человеческому, дерзаем молити тя, прехвальне пророче:

милостив буди к нам, недостойным и непотребным, умоли великодаровитаго и всещедраго Бога, да не до конца прогневается на ны и не погубит нас со беззаконьми нашими,

но да ниспослет на жаждущую и изсохшую землю дождь обильный и мирный, да дарует ей плодоносие и благорастворение воздуха;

преклони действенным твоим ходатайством на милость Царя Небеснаго, аще не ради нас грешных и скверных, но ради избранных рабов Его, не преклонивших колена своя пред Ваалом мира сего,

ради незлобивых и несмысленных младенцев, ради безсловесных скотов и птиц небесных, страждущих за наша беззакония и истаевающих от глада, зноя и жажды.

Испроси нам твоими благоприятными молитвами от Господа дух покаяния и сердечнаго умиления, дух кротости и воздержания, дух любве и терпения, дух страха Божия и благочестия,

да тако, возвратившеся от стезей нечестия на правый путь добродетели, ходим во свете заповедей Божиих и достигнем обетованных нам благих, благоволением безначального Бога Отца, человеколюбием Единороднаго Сына Его и благодатию Всесвятаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Молитва Господу Богу об урожае


Тебе, Владыко, молимся: услышь моление наше, да по милости Твоей избавятся, славы ради имени Твоего, посевы и сады наши, ныне справедливо за грехи наши уничтожаемые и настоящее бедствие терпящие,

от птиц, червей, мышей, кротов и иных животных, и далеко изгнанные из этого места Твоею властью,

пусть они не вредят никому, поля же эти, и воды, и сады оставят в полном покое, чтобы все в них растущее и рожденное служило к славе Твоей и нашим помогало нуждам, ибо Тебя славят все Ангелы и мы Тебе славу приносим, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Молитва святому Трифону о защите урожая


О святый мучениче Христов Трифоне, услыши ныне и на всякий час моление нас, раб Божиих (имена), и предстательствуй о нас пред Господем.

Ты некогда дщерь цареву, во граде Риме от диавола мучиму, исцелил еси:

сице и нас от лютых его козней сохрани во вся дни жития нашего, наипаче же в день последняго нашего издыхания предстательствуй о нас.

Моли Господа, да сподобит и нас причастники быти присносущнаго веселия и радости, да с тобою купно удостоимся славити Отца и Сына и Святаго Утешителя Духа во веки веков.

Молитва Параскеве Пятнице о защите


О, святая и преблаженная мученице Христова Параскево, красото девическая, мучеников похвало, чистоты образе, великодушных зерцало, премудрых удивление, веры христианския хранительнице,

идольския льсти обличительнице, Евангелия Божественнаго поборнице, заповедей Господних ревнительнице, сподобльшаяся приити ко пристанищу вечнаго покоя и в чертозе Жениха твоего Христа Бога светло веселящаяся, сугубым венцем девства и мученичества украшенная!

Молим тя, святая мученице, буди о нас печальница ко Христу Богу, Его же преблаженнейшим зрением присно веселитися;

моли Всемилостиваго, иже словом очи слепым отверзе, да избавит нас от болезни очес наших, телесных вкупе и душевных;

разжени твоими святыми молитвами темный мрак прибывший от грехов наших, испроси у Отца Света свет благодати душевным и телесным очесем нашим;

просвети нас, омраченных грехми, светом Божия благодати, да твоих ради святых молитв дастся безочесным сладкое зрение.

О, великая угодница Божия!

О, мужественнейшая дево!

О, крепкая мученице святая Параскево!

Святыми твоими молитвами буди нам грешным помощница, ходатайствуй и молися о окаянных и зело нерадивых грешницех, ускори на помощь нам, ибо зело немощны есмы.

Моли Господа, чистая девице, моли Милосердаго, святая мученице, моли Жениха твоего, непорочная Христова невесто, да твоими молитвами пособствоваши, мрака же греховнаго избывше,

во свете истинныя веры и деяний Божественных внидем во свет вечный дне невечерняго, во град веселия приснаго, в немже ты ныне светло блистаеши славою и веселием безконечным, славословящи и воспевающи со всеми Небесными Силами Трисвятительное Единое Божество, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.


По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

Мф. 17: 1—9


Протоиерей Александр Абрамов

Ясно, что это сияние не ослепляющее, этот свет не жгучий. Это преображение не имеет ничего общего с желанием потрясти внимание и волю людей, видевших его. Христос запрещает ученикам — Он так делает в очень немногих предельно важных случаях — об этом рассказывать. И все это случается перед тем, как Ему войти в Иерусалим на вольные страдания. И песнопение церковное поясняет нам, что Он это делает для того, чтобы ученики могли, насколько они вместят, почувствовать славу Божию перед тем, как они увидят предельное уничижение Христово 1 .

А мы откликаемся лишь тем, что яблоки приносим

Я хотел бы сегодня обратить ваше внимание на то, как преломляется в церковном богослужении событие Преображения Господня. Можно было бы ожидать — поскольку речь идет о свете, о яркости, о вспышке, которая ученикам дала возможность совершенно по-новому взглянуть на личность Спасителя, — можно было бы ожидать сегодня освящения свечей или чего-либо иного, связанного с освещением, относящегося к идее света. Церковь реагирует неожиданно приземленно, как многие считают. Освящаются плоды нового урожая — виноград, яблоки, какая-то немудреная снедь с грядки.

И вот здесь будто бы получается зазор: такое великое, богословски глубочайшее и страшное событие, а мы откликаемся лишь тем, что яблоки приносим, и их кропят святой водой. И кто так думает, проходит мимо очень существенного в христианском миропонимании.

Преображение Господне, следующая за ним Пасха, прощение роду человеческому, Новый Завет с народом Божиим означают, что больше нет вещей важных и неважных, малозначительных и существенных, высоких и низких.

Человек всегда, в силу своей склонности к упрощению, всегда тянет Бога вниз: сделай это для нас благословленным, то разреши. Слава Богу, что нас Господь не слушается. Потому что если бы слушался, то вся наша жизнь состояла бы в разворачивании кульков с теми или иными веществами, которые нам нужно, чтобы Бог благословил, а то мы их съесть не сможем. Или съедим и осквернимся. Абсолютно ветхозаветное представление о роли Бога в человеческой истории. Да мне кажется, что и ветхозаветные старцы над таким пониманием давным-давно поднялись ко времени Спасителя. Это мы только запоздали на тысячелетия с нашими мешочками и требованиями к Богу что-нибудь благословить, уже даже не важно что и не ясно почему.


Освящение плодов первого урожая, которое сегодня совершается, — это желание Божие, чтобы все в твоей жизни было свято. Оставь, человек, твое пугливое, немыслимое в Царстве свободы Христовой, опасение что-нибудь не то сделать или съесть.

Идешь ты вверх, и на каком-то этапе Господь говорит праведным Своим: праведнику закон не лежит 2 . Никакие требования уже не распространяются на него, потому что все исполнено. И первым — Христом Спасителем.

Намного важнее — освятить себя, как яблоки Божии

Сегодня мы с вами освящаем яблоки, и на них отблеск Преображения Господня. На всем отблеск Преображения Господня. Даже на нас, бессмысленных и бестолковых, не отдающих себе отчета в том, что Христос с нами желает сотворить при нашем согласии. Но все равно и на сознании нашем, и на воле, и на образе действия есть отблеск Преображения.

Важно освятить яблоки. Намного важнее — освятить себя, как яблоки Божии. Как урожай для Христа. Не потому, что Он эти яблоки будет есть. А потому, что Он растит нас. Потому что это единственный случай, уверен, в истории Земли, когда Небесный Земледелец для того, чтобы Свой народ, Свой урожай, Свой удел сберечь, отдает Себя. Лишь бы виноградник Его не был разрушен, поруган, уничтожен.

Мы растем рядом: виноград земной, рукой человеческой насаженный, и виноград небесный — то есть все мы, люди Божии. Все мы нуждаемся в благословении, все мы в свое время должны стать урожаем Божьим. В Преображении нам Спаситель показывает, что в этом винограднике возможна жизнь без сорняков, яркая, чистая, светлая, новая. Преображенная.

2 Праведнику закон не лежит, но беззаконным и непокоривым (1 Тим. 1: 9).

3 Боже сил, обратися убо, и призри с небесе и виждь, и посети виноград сей: и соверши и, егоже насади десница Твоя (Пс. 79: 15—16).


Большой церковный праздник Преображение Господне ежегодно проводят в конце лета. Он отмечается по окончанию уборки урожая, когда уже созрели плоды. Дата праздника является фиксированной — 19 августа. В этот день освящают не только яблоки, но и виноград с грушами. Этот праздник лучше всего встречать вместе с духовно близкими людьми, для которых вся история о Господнем Преображении – не легенда, а предмет их искренней веры. Преображение очень располагает к единству, открытости, проявлению доверия.

Зачем освящать фрукты в праздник Преображение Господне

В Евангелии сказано: на Фаворе во время молитвы ученики Иисуса Христа стали свидетелями Его Преображения. Тело Господне стало светлым, одежда – ослепительно белой, лицо сияло. Апостолы увидели в своем Учителе и Христа Спасителя, и Божество. Иисус обратился к ним, сказав, чтобы об этом событии они не рассказывали до Его Вознесения.


Преображение Господне – соединение Бога и человека, главная Тайна Нового завета. Событие указывает на то, что Всевышнему не чуждо Свое творение, а природа – не отвергнута, не проклята, а освящена и благословлена. Почитая Бога, христиане в праздник Преображения Господня освящают дары природы, выращенные человеческими трудами. В церковь Богу несут то, что Он дал человеку – плоды, рожденные землей. Плоды, в которых нуждаются люди – часть Божественного творения, принадлежат Творцу, однако выращиваются трудом человека, благословенными руками земледельцев. Освящение фруктов на Преображение Господне является благодарением Богу.

Почему на Преображение Господне освящают яблоки

Древние христиане согласно восточной традиции освящали на Преображение Господне виноград, а затем готовили из него вино для себя, для Богослужения и для Причастия. Но в наших краях до праздника виноград поспевать не успевает, поэтому принято освящать яблоки. Даже несмотря на то что виноград можно купить в супермаркетах, на рынках, традиция освящения яблок давно укрепилась и остается неизменной. Вместе с яблоками освящают и другие фрукты.


Во время освящения фруктов необходимо обратиться к Богу со словами:

Освятить фрукты в Преображение Господне – это поблагодарить Всевышнего за урожай, новые плоды.

Преображение Господне – огромный праздник для каждого православного христианина, который чтит его традиции и запреты. В этот день верующие:

  1. не желателен любой физический труд;
  2. садово-огородние дела под запретом;
  3. не убираются в доме;
  4. не стирают;
  5. не рукодельничают;
  6. не ругаются с близкими людьми;
  7. не конфликтуют с окружающими;
  8. не желают кому-то зла, даже своим обидчикам;
  9. не осуждают людей;
  10. не убивают насекомых;
  11. не устраивают шумные вечеринки;
  12. не кричат и не разговаривают громко.

Праздник Преображение Господне желательно отметить в кругу семьи. На столе могут быть овощи, фрукты, каши и кагор. Продукция животного происхождения и крепкий алкоголь под запретом, на дворе Успенский пост.

19 августа отмечают второй Спас. В этот день Православная Церковь вспоминает важное событие — Преображение Господне и проводит чин освящения яблок и других плодов свежего урожая. В народе яркое праздничное событие уходящего лета именуется Яблочным Спасом.

История возникновения праздника Яблочный Спас

Возникновение христианского праздника связано с евангельским событием, когда Иисус предстал на горе Фавор перед учениками — Петром, Иаковом и Иоанном во всей Божественной славе. Эта святая гора высотой 588 м находится в Израиле, в 6 км от Назарета. Во время молитвы апостолы увидели Учителя преображённым: лицо Его просияло, как солнце, а одежды стали сверкающими и белыми, как свет. В этот миг гору и всех, кто на ней находился, осенило светлое облако, и раздался глас Бога, свидетельствовавший о Божестве Христа.

Преображение Господне

В православии торжественным празднеством в честь Преображения прославляется соединение человеческого и Божественного в лице Иисуса Христа.

Согласно преданию праздник был установлен в 4 в. н. э. в Армении святителем Григорием Просветителем. На Востоке Церковь приурочила его к окончанию сбора созревшего винограда и установила молитву на освящение собранных плодов. Христиане приносили спелый виноград в храм, чтобы наполнить его благоуханием и красотой. На Руси к середине августа обычно поспевали груши, сливы и яблоки. Отсюда и пошло второе, народное название праздника — Яблочный Спас.

Принесение плодов в храм

Яблоневое дерево в русском фольклоре было символом плодородия, богатства и доброты. А яблоки обладали волшебными свойствами, даруя человеку молодость, красоту и здоровье.

Яблоки

Торжество Преображения Господня неразрывно связано с традициями древнего праздника урожая и плодов земных. По народному календарю Яблочный Спас знаменовал разворот природы от летнего тепла к осенним холодам. Недаром день 19 августа имеет ещё одно название — Осенины. К этому сроку поспевали овощи и фрукты. Первые плоды своего труда обязательно приносили в церковь, чтобы поблагодарить Господа за помощь в трудах и накормить нуждающихся. Издавна было принято воздерживаться от вкушения плодов нового урожая до его освящения.

Верующие с плодами в храме

Соблюдали традицию не пробовать до 19 августа свежие яблоки и в связи с библейским преданием о грехе Евы, вкусившей без разрешения запретный плод, что повлекло гнев Божий на всё человечество.

Видео: история второго Спаса

Фрукты и овощи для освящения

Принесённые верующими для благословения яблоки, разложенные в храме, — самый яркий и значимый признак праздничного торжества.

Яблоки в убранстве храма

Запах яблок в храме

Как проходит чин освящения

В этот радостный день люди приходят в храм для исповеди и причащения, несут корзины с разными фруктами. Главный цвет праздника Преображения Господня — белый, как символ света, просиявшего на священной горе в подтверждение Божественности Иисуса.

Доминирующий цвет праздника

В конце праздничной литургии совершается чин освящения плодов. Эта часть богослужения очень зрелищная. Вначале проводится каждение (обход с кадилом) места освящения и благодатных даров. Затепляют свечи, размещённые между освещаемыми плодами, читаются молитвы священником. Начинается окропление освящённой водой, капли которой попадают и на яблоки, и на лица прихожан. Окропление яблок сопровождается весёлым оживлением — всех радуют искрящиеся брызги воды.

По окончании литургии совершается водосвятный молебен, в ходе которого освящается вода. С радостью и миром в душе завершают верующие церковный праздник, поздравляют своих близких и обязательно угощают освящёнными плодами. Ведь если откусить кусочек яблока и загадать желание, то оно, считалось, непременно сбудется.

Верующие с освящёнными плодами

Видео: освящение яблок на Преображение

Сбор яблок в саду

На праздничный стол выставляли яблочный квас, печёные яблоки с мёдом, орехами, свежие овощи, а вот мясные блюда не употребляли — продолжался Успенский пост. На праздник разрешалось есть рыбу — её тоже готовили с яблоками.

Запечённые яблоки с мёдом

Праздничная ярмарка

Вечером пели песни, водили хороводы вокруг яблонь и провожали в поле солнце, прощаясь с тёплым летом.

Приметы на 19 августа

  1. Если первое освящённое яблоко на вкус кислое — ожидай вскоре неприятностей, окажется сладким — впереди только радостные события, кисло-сладкий плод означал счастье и покой в доме.

Вкус яблок

Вырастите яблоневый сад совместно с проверенным поставщиком:

  • 👍 Голден Делишес — изысканный десертный с приятным грушевым оттенком сорт плодовой культуры, весьма популярный среди садоводов. Плодовая культура отличается урожайностью до 79 кг, неприхотливостью в выборе почвы, но предпочитает солнечные или не сильно затененные участки в саду. Яблоки вкусные, сладкие с нежной и сочной мякотью хорошо дополнят семейное меню, пригодны для промышленной переработки в соки, пюре, компоты.
  • 👍 Арбат — выведена в Подмосковье в 1964 году. Культура сразу приобрела популярность и с успехом выращивается во всех регионах страны с умеренным и теплым климатом. Отличается крупными, румяно-красными плодами с десертным вкусом, которые созревают в августе-сентябре. Еще одна особенность – умопомрачительный яблочный аромат, который издают созревшие плоды.
  • 👍Розовый жемчуг (красная мякоть) — сорт, выведенный в 1944 году в Калифорнии. Изюминка вида — плоды, имеющие ярко-красную мякоть. Оригинатор – Альберт Этьер, который скрестил яблоню Недзвецкого и Сюрприз и получил совершенно особенный вид.
  • 👍 Трайден — зимний сорт колоновидной яблони, плоды которой идеально подходят для длительного хранения. Невысокое дерево дает до 12 кг красивых вкусных яблок.
  • 👍 Валюта — низкорослое дерево с шириной кроны 20−50 см. Высота яблони не превышает 2 метров. Сорт с поздно созревающими плодами, которые собирают в первые недели октября. Яблоки хорошо хранятся до середины зимы. Плоды крупные, средний вес от 140 до 200 граммов. Их форма округлая, слегка уплощенная. Цвет яблок — желтый с красноватым румянцем. Сорт относят к десертным за сладкий вкус. Плодоносить яблоня начинает на второй год.

Ясный день 19 августа

Отлёт лебедей

Видео: традиции и приметы Яблочного Спаса

Читайте также: