Многообразие покрытосеменных растений урок

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Автор: Иванова Оксана Анатольевна

Населенный пункт: Пермский край, п. Куеда

Тип урока – урок открытия нового знания

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, интерактивные.

Коммуникативные – строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения;

Регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты, осуществлять рефлексию своей деятельности;

Познавательные – устанавливать причинно-следственные связи; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; работать с натуральными объектами;

Личностные – формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, научное мировоззрение; уметь выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; осознать необходимость бережного отношения к природе

Планируемые результаты: выделять оснавные признаки класса однодольные и двудольные; описывать отличительные признаки семейств класса; распознавать представителей семейств на рисунках, гербарных материалах, натуральных объектах.

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.

Фронтальный опрос учащихся:

  1. Царство Растения делится на 2 подцарства Высшие и низшие растения. В чем основное отличие высших и низших растений?
  2. Какие растения относят к высшим?
  3. Какие растения называют семенными?
  4. Какие растения относятся к голосеменным?
  5. Почему голосеменные растения получили такое название?
  6. Каковы основные отличия покрытосеменных от голосеменных?
  7. Каковы основные черты покрытосеменных растений?
  8. Почему покрытосеменные растения получили такое название?
  9. Почему покрытосеменные растения занимают господствующее положение на Земле?
  10. Что такое классификация растений?
  11. Какие группы (таксоны) мы используем при классификации растений?
  12. У меня в руках мой паспорт, который имеет фотографию, написано как меня зовут, где я родилась, по какому адресу я проживаю и т.д. Могу ли я поставить знак равенства между моим паспортом и классификацией растений? Если да, то почему, если нет, то тоже почему. (да, так как, используя классификацию (таксономические единицы) мы можем определить место растения в большом разнообразии представителей царства Растения и его особенности).
  1. Работа по теме урока

Посмотрите на кластер, который по мере изучения царства Растения заполнялся. Какие таксономические единицы мы в нем использовали? (Царство, подцарство, отдел).

Какие таксономические единицы нам необходимо изучить, чтобы классификация (паспорт) растения был (а) закончен(а)? (класс, семейство, род, вид)

Чем мы сегодня на уроке будем заниматься? (изучать таксономические единицы для классификации покрытосеменных растений)

Сегодня на уроке мы будем работать в парах и микрогруппах по 3-4 человека. У вас на столе лежит пакет материалов с дополнительными источниками информации, карточка, которую вы будете заполнять по ходу урока. Итак, мы начинаем.

Какая таксономическая единица идет после отдела? (класс)

На какие классы можно разделить отдел Покрытосеменные растения? (на класс двудольные и класс однодольные)

На экране изображены 2 представителя покрытосеменных растений. Посмотрите на картинки и скажите, какое растение относится к классу однодольных, а какое к двудольным. По каким признакам растения сравнивались?

  • По количеству семядолей
  • По особенностям строения листьев
  • По характеру корневой системы
  • По строению цветка

Цель. Активация познавательной деятельности учащихся с помощью игры

Образовательные. Обобщить знания о внешнем и вну треннем строении органов

цветковых растений, о видоизменениях органов цветковых растений и их роли в жизни

Развивающие. Развитие умственной деятельности, памяти, у мения логически мыслить;

работа над повышением грамотности речи, повышение мотивации учащихся на у ро ке за

Воспитательные. Формирование чувства коллективизма и здорового соперничества,

Учащиеся должны знать: внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;

видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.

Учащиеся должны уметь: различать и описывать органы цветковых растений; объяснять

связь особенностей строения органов растений со средой обитания.

Умеют анализировать и оценивать информацию, владе ют у мением адекватно

использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать

разные точки зрения, аргу ментировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию ;

Имеют познавательные интересы и мотивы, направленные на изу чение живой при роды;

владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать,

делать выводы); проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию

"Своя Игра" состоит из трех рау ндов и фин ала. Пе рвый раунд состоит из 3 тем по 5

вопросов (15 вопросов), второй и третий раунды состоят из 4 тем по 4 вопроса в каж дом

(16 вопросов). Вопросы располагаются слева направо, по возрастанию степени сложности:

I раунд – стоимость вопросов (от 10 до 50), II раунд – стоимость вопросов (от 20 до 80 ), III

Начинают игру команды по жребию. Выбор темы и стоимости вопроса осу ществляет

капитан. Ведущий зачитывает вопрос. Команда ведет обсуждение и, если готова,

поднимает руку. Время на обсу ждение на вопрос ра у нда высчитывает секундомер,

установленный на слайде презентации по 15 секу нд. Команде, предоставляется

возможность ответа на вопрос. Капитан указывает на игрока, который бу дет отвечать (или

отвечает сам). Если команда отвечает неправильно, то право ответить на этот же вопрос

предоставляется другой команде. Правильный ответ прибавляет количес тво очков к

общей сумме команды. Неправильный ответ на обычный вопрос у меньшает о бщее

Кроме того, в игре имеются необычные вопросы: “В опрос - аукцион” и “Кот в мешке”.

“Вопрос - аукцион” достается команде, вы бравшей данн ый вопрос, и позволяет ей

повысить стоимость вопроса в пределах накопленной сумм ы. Правильный ответ на

“вопрос - аукцион” увеличивает общее количество очков команды на став ку, сделанную

командой в ау кцион е, неправильный – уменьшает. Если команда попадает в выборе

вопроса на “Кота в мешке”, то она автоматически передает его дру гой к оманде.

Правильный ответ на вопрос “Кота в мешке” увеличивает общее количество очков

команды на стоимость данного вопроса, неправильный – уменьшает.

Второй раунд начинает команда, набравша я мен ьшее количес тво очков. Финальный раунд

(“Своя игра”) представляет пять возможных тем рау нда . Команды одна за другой убирают

темы, которые им не нравятся (Начинает убирать команда, набравшая ме ньшее

количество очков), до тех пор, пока не останется одна тема . Далее команды делают ставку

в пределах своей накопленной суммы. Задае тся вопрос. Команды думают над ним в

течение одной минуты, записывают ответ на бум аге, и зачитывают его. Правильный ответ

в финальном раунде увеличивает общу ю с у мму команды на сделанную ставку, а

Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Цветковыми растениями называют такие растения, которые:

10 – На какие две группы делятся все органы цветкового растений? (вегетативные и

20 – Какие органы относят к вегетативным? (корень, побег)

30 – Какие функции выполняют вегетативные органы? (питание и обм ен веществ с

40 – Какие органы относят к генеративным? (цветок, плод, стебель)

50 – КОТ В МЕШКЕ. Какую функцию выполняют генеративные органы ?

10 – Если у растения сетчатое жилкование листьев, то какая у него корневая система?


Отдел Покрытосеменные, или Цветковые, растения – самый большой в царстве растений. Учёные выделяют более 250 тысяч видов, которые объединены в 13 тысяч родов и более чем 400 семейств.
Отдел Покрытосеменные делится на два класса – класс Однодольные и класс Двудольные.
Отличить, к какому классу принадлежит растение, можно по числу семядолей зародыша, жилкованию листьев, типу корневой системы и строению цветков.
У однодольных в зародыше одна семядоля.
Простые листья имеют дуговидное или параллельное жилкование.
Цветки трёхчленного типа, то есть число чашелистиков, лепестков и тычинок кратно трём – например, три чашелистика, три лепестка, 6 тычинок.
Корневая система – мочковатая.
Для двудольных типичны две семядоли в зародыше.
Листья бывают и простыми, и сложными, жилкование сетчатое.
Цветки четырех- или пятичленного типа, то есть число чашелистиков, лепестков и тычинок кратно четырем или пяти.
Корневая система стрежневая, с развитыми боковыми корнями.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека


Рекомендации:






Урок обобщающего повторения по теме: "Строение и многообразие покрытосеменных растений" представлен в виде игры "Волшебный квадрат". Игровая деятельность позволяет заменить скучный опрос на занимательное соревнование. Игру можно проводить как командное соревнование и как индивидуальный конкурс, при этом ученики вправе выбирать тематику вопросов. Данная игра не требует длительной подготовки, а цветовое оформление повышает заинтересованность школьников. В конце урока подсчитываются баллы и выставляются соответствующие оценки. Возможно использование представленного материала для проведение занятий кружка.

Читайте также: