Многоклеточные ризоиды выполняющие у мхов функцию корня уже имеют проводящую ткань

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 18.09.2024

Тесты по биологии. 7 класс

Тестирование – один из вариантов оперативного контроля, позволяющего провести диагностику усвоения ведущих понятий.

Задания по восстановлению пропущенных слов в предложениях и выбору верного утверждения можно использовать в форме биологического диктанта.

Работа с тестами предполагает практическое применение знаний и регулярную работу с учебником, что позволяет учащемуся подготовиться к уроку, контрольной работе, экзамену, научит анализировать и систематизировать знания, самостоятельно и объективно их оценивать, использовать дополнительные источники информации.

Пособие адресовано учителям, а также будет полезно школьникам для самоконтроля при подготовке к урокам, зачетам, контрольным и проверочным работам. Ко всем заданиям даны ответы для самопроверки.

МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОГО И НАУКА СИСТЕМАТИКА

ОТ КЛЕТКИ ДО БИОСФЕРЫ. ЧАРЛЗ ДАРВИН. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВИДОВ. СИСТЕМАТИКА

Вставьте пропущенное слово.

1. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.

Все живые организмы имеют сходство в строении – все они состоят из …

2. Клетки многоклеточного организма, в отличие от одноклеточного, специализированы и не могут существовать …

3. Живое вещество биосферы – это все … …, обитающие на …

4. Биоценоз – это сообщество …, …, …, …, живущих на одной территории, и … между собой.

5. Эволюционное учение создал ученый …

6. Основная единица классификации – …

7. Всего различают пять царств живой природы: …, …, …, …, …

8. Видом называют особи, имеющие сходство по морфологическим, …, … и биохимическим признакам, свободно … и дающие … потомство.

Выберите правильный ответ.

9. Живой организм – это:

А. Группа клеток, выполняющих различные функции

Б. Группа клеток, образующих ткани, выполняющих различные функции

В. Группа клеток, образующих ткани и органы, осуществляющих только одну определенную функцию

Г. Согласованное взаимодействие клеток, тканей и органов, составляющих этот организм

10. Популяция – это:

A. Особи одного вида

Б. Особи одного вида, обитающие на одной территории

B. Все живые организмы, обитающие на одной территории

Г. Особи одного вида, обитающие на одной территории и частично или полностью изолированных от особей других таких же групп

11. Оболочка земли, заселенная живыми организмами, это:

12. В основе систематики лежит:

A. Изучение многообразия живых организмов

Б. Изучение строения живых организмов

B. Распределение живых организмов по группам на основе сходства и родства

Г. Изучение ископаемых видов живых организмов

13. Основоположником систематики является:

14. Выберите правильную последовательность систематических категорий.

А. Вид, семейство, род, отряд, класс, тип, подтип, царство

Б. Вид, род, семейство, отряд, класс, подтип, тип, подцарство, царство

В. Род, вид, семейство, класс, отряд, тип, подтип, царство

Г. Вид, подвид, род, семейство, отряд, класс, подтип, тип, подцарство, царство

Выберите верное утверждение.

15. 1. Английский ученый Чарлз Дарвин в 1906 г. опубликовал книгу, где объяснил развитие природы действием естественных законов.

2. Создание человеком новых пород животных и сортов растений производится на основе индивидуальной наследственной изменчивости.

3. Из поколения в поколение человек выбирал животное или растения с полезными для себя признаками, например растения с сочными и крупными плодами.

4. Понимание происхождения культурных форм растений и животных позволило объяснить происхождение видов животных и растений.

5. Причинами, определяющими процесс видообразования, являются борьба за существование и естественный отбор.

6. Борьба за существование включает только сложные и многообразные отношения между живыми организмами.

7. Конкуренция между различными видами включает борьбу за пищу.

8. В процессе борьбы за существование происходит естественный отбор.

9. Наиболее приспособленные организмы к определенной среде обитания оставляют плодовитое потомство и их численность возрастает.

10. Движущие силы эволюции – это наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.

16. Расставьте в правильной последовательности один из примеров естественной классификации животного царства, указав систематические категории – вид, род, семейство, отряд, класс, тип, подтип, царство.

Животные (1), Позвоночные (2), Млекопитающие (3), Хордовые (4), Шимпанзе швейнфуртовский (5), Приматы (6), Шимпанзе (7), Человекообразные обезьяны (8).

ПОДЦАРСТВО НАСТОЯЩИЕ БАКТЕРИИ. ПОДЦАРСТВО АРХЕБАКТЕРИИ. ПОДЦАРСТВО ОКСИФОТОБАКТЕРИИ

Вставьте пропущенное слово.

1. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.

Все бактерии объединяют в царство …

2. Изучением строения и жизнедеятельности микроорганизмов занимается наука – …

3. А. Бактерии, существующие в бескислородной среде называют …

Б. Бактерии, существующие в … среде называют аэробами.

4. Цианобактерии нередко называют …

5. Закончите предложение.

Цианобактерии сыграли важную роль в изменении … атмосферы, что связано с их … деятельностью.

ПОДЦАРСТВ0 ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ. ОТДЕЛ МОХОВИДНЫЕ

Выберите правильный ответ.

1. Моховидные относятся к высшим растениям, так как они:

A. Многолетние растения

Б. Образуют органические вещества

B. Имеют стебель и листья

Г. Размножаются спорами

2. Ризоиды у мхов служат:

A. Для размножения

Б. Для сохранения тела в вертикальном положении

B. Для прикрепления к почве

Г. Для всасывания питательных веществ из почвы

3. Торф образуется в результате:

A. Гниения растительных остатков

Б. Разрастания сфагнума плотными дернинами

B. Накопления большого количества органических веществ

Д. Создания мхами кислой среды, отсутствия кислорода, что препятствует процессам гниения отмерших частей растений

Вставьте пропущенное слово.


5. Вставьте необходимые по смыслу слова.

A. Зеленые мхи размножаются спорами, а также . и .

Б. Тело кукушкина льна состоит из . .

B. Сфагнум, в отличие от кукушкина льна, не имеет . и влага поступает в .

Г. Сфагнум может впитать большое количество воды, так как у него имеются .

Д. Для полового размножения мхов необходимо присутствие .

Е. Предками мхов были .

Найдите соответствие.

6. Выпишите буквы, обозначающие признаки, характерные:

I. Для мха кукушкина льна

II. Для мха сфагнума

Г. Коробочка со спорами

Д. Водоносные клетки

Выберите верное утверждение.

7. 1. Мхи относятся к высшим растениям.

2. Моховидные – это однолетние растения.

3. Моховидные могут жить как во влажных условиях, так и в сухих.

4. Многоклеточные ризоиды, выполняющие у мхов функцию корня, уже имеют проводящую ткань.

5. У моховидных есть половое поколение растений – гаметофит, и бесполое – спорофит.

6. Кукушкин лен относится к листостебельным мхам.

7. Зеленые мхи могут размножаться вегетативно – частями тела и специальными почками.

8. У сфагнума отсутствуют ризоиды и влагу он получает непосредственно через стебель.


Видеоурок знакомит учащихся со споровыми растениями. Рассматриваются особенности строения печёночных, зелёных и сфагновых мхов. В уроке представлена классификация мхов. Множество иллюстраций поможет учащимся лучше усвоить знания о данной группе живых организмов.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Мхи. Многообразие. Строение мхов, их значение"

В отличие от водорослей мхи имеют стебель и листья, за исключением ряда видов примитивных печёночных мхов, у которых тело представлено слоевищем. Настоя­щих корней у мхов нет, их заменяют ризоиды, которы­ми они укрепляются в почве и всасывают воду.

Так как тело мхов расчленено на стебель и листья, а размножаются они спорами, то их относят к высшим споровым растениям.


Мхи — это многочисленная обособленная и очень древняя группа высших растений. На нашей планете насчитывается около 28 тыс. видов мхов. Это небольшие растения. Их высота колеблется от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров. Очень редко можно встретить мхи более 20 см высотой. Мхи распространены преимущественно в хорошо ув­лажнённых местах. Их можно встретить на почве в лесах, пустынях и на болотах, на камнях и стволах деревьев, на стенах и крышах старых домов, в воде пресных водоёмов. Не встречаются мхи только в морях и на засоленных почвах. Многие виды мхов способны переносить неблагоприятные условия в покоящемся состоянии. При наступлении благоприятных условий такие мхи переходят в активное состояние и продолжают свой рост.

Мхи устроены проще, чем остальные высшие растения. У них имеются фотосинтезирующие, а также покровные и механические ткани. У наиболее сложно устроенных мхов появляются и специальные клетки, выполняющие проводящую функцию. Но типичные проводящие ткани у мхов отсутствуют. Появление у мхов тканей — это результат их приспособления к наземному образу жизни.

Различают печёночные и листостебельные мхи.


Представителями печёночных мхов являются риччия и маршанция. Те, у кого дома есть аквариум, хорошо знают плавающее растение, зелёным ковром по­крывающее поверхность воды. Это один из печёночных мхов — риччия. Тело её состоит из вильчато разветвлён­ного слоевища. При хорошем освещении риччия быстро разрастается, образуя плотные по­душки на поверхности воды.


Маршанция — это многолетнее растение, имеющее вид зелёного лопастного листка, стелющегося по поверхности земли.


Один из самых известных листостебельных зелёных мхов — кукушкин лён, его часто можно встретить в забо­лоченных или просто во влажных местах. Это многолетнее растение, высотой до 20 см. Его прямостоячий стебель несёт узкие мелкие листья.


У кукушкина льна есть муж­ские и женские растения. На верхушках мужских растений раз­мещаются половые органы, в ко­торых развиваются подвижные по­ловые клетки (гаметы) — сперма­тозоиды.

У женских растений на верхуш­ках расположены половые органы с женской половой клеткой — яйцеклеткой.


При наличии капелек влаги гаметы сливаются и образуют зиготу.

На женских растениях развиваются коробочки на длинных ножках, покрытые волосистыми заострёнными колпачками. Они напоминают сидящую кукушку. Отсю­да и название мха — кукушкин лён. В коробочках разви­ваются споры. Зрелые споры высыпаются из коробочки и образуют зелёную нить. Из почек этой нити вырастают листостебельные растения мха.


Представителем белых, или сфагновых, мхов являет­ся сфагнум.

Сфагнум — растение с сильно ветвящимся стеблем. В отличие от других зелёных мхов он не имеет ризоидов. Стебель и ветви большинства видов сфагнума покрыты мелкими светло-зелёными листьями.


Каждый лист состоит из клеток двух типов. Живые, узкие, сильно вытянутые в длину клетки, в которых содержатся хлоропласты, расположены между очень крупными мёртвыми водоносными клетками. В клеточных стенках водоносных клеток есть поры. Через эти поры внутрь клеток поступает вода, которая может в них удерживаться. Из-за большого количества водоносных клеток в листьях и стебле сфагновый мох может быстро впитывать большое количество воды (в 20 — 40 раз больше своей сухой массы).


Размножается сфагнум спорами, так же как кукуш­кин лён и другие мхи. На концах верхних ветвей у него образуются маленькие коробочки, в которых созревают споры.


Обычно сфагнум растёт на верховых болотах, покры­вая поверхность почвы сплошным ковром, но он может расти и под пологом леса среди кукушкина льна. Там, где поселился сфагнум, почвы переувлажнены. На избы­точно влажной почве деревья растут плохо, становятся угнетёнными, а сфагнум, напротив, разрастается пыш­ным ковром, и лес постепенно заболачивается. Сфагновый мох растёт верхней частью побегов, нижние их части отмирают. Мох образует кислоты, которые тормозят гниение отмирающих стеблей. Медленное разложение этих стеблей во влажной среде при небольшом количестве кислорода приводит к образованию полезного ископаемого – торфа, который широко используется человеком. Торф применяется как удобрение, топливо и сырьё для промышленности.

Значение мхов в природе велико. Зачастую мхи, так же как и лишайники, первыми покрывают голые скалы и другие участки, лишённые растительного покрова. Своими ризоидами они постепенно разрушают горные породы, в результате чего образуется почва, на которой могут поселиться другие растения.

Мхи играют также очень важную роль в регулировании водного режима планеты. Мхи впитывают и удерживают большое количество воды. Болота, на которых часто преобладают сфагновые мхи, нередко дают начало ручьям и рекам. Поэтому осушение больших площадей болот может приводить к обмелению рек, изменению климата, почв, обеднению растительного и животного мира. С другой стороны, развиваясь плотным ковром на используемых человеком землях, мхи затрудняют дыхание почвы и вызывают её заболачивание. Сфагновые мхи содержат бактерицидные вещества и поэтому могут быть использованы в медицине.


ПОДЦАРСТВ0 ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ. ОТДЕЛ МОХОВИДНЫЕ.
Выберите правильный ответ.

1. Моховидные относятся к высшим растениям, так как они:
A. Многолетние растения
Б. Образуют органические вещества
B. Имеют стебель и листья
Г. Размножаются спорами

2. Ризоиды у мхов служат:
A. Для размножения
Б. Для сохранения тела в вертикальном положении
B. Для прикрепления к почве
Г. Для всасывания питательных веществ из почвы

3. Торф образуется в результате:
A. Гниения растительных остатков
Б. Разрастания сфагнума плотными дернинами
B. Накопления большого количества органических веществ
Д. Создания мхами кислой среды, отсутствия кислорода, что препятствует процессам гниения отмерших частей растений


5. Вставьте необходимые по смыслу слова.
A. Зеленые мхи размножаются спорами, а также . и .
Б. Тело кукушкина льна состоит из . .
B. Сфагнум, в отличие от кукушкина льна, не имеет . и влага поступает в .
Г. Сфагнум может впитать большое количество воды, так как у него имеются .
Д. Для полового размножения мхов необходимо присутствие .
Е. Предками мхов были .


Найдите соответствие.
6. Выпишите буквы, обозначающие признаки, характерные:
I. Для мха кукушкина льна
II. Для мха сфагнума


A. Ризоиды
Б. Листья
B. Стебель
Г. Коробочка со спорами
Д. Водоносные клетки


Выберите верное утверждение.
7. 1. Мхи относятся к высшим растениям.
2. Моховидные – это однолетние растения.
3. Моховидные могут жить как во влажных условиях, так и в сухих.
4. Многоклеточные ризоиды, выполняющие у мхов функцию корня, уже имеют проводящую ткань.
5. У моховидных есть половое поколение растений – гаметофит, и бесполое – спорофит.
6. Кукушкин лен относится к листостебельным мхам.
7. Зеленые мхи могут размножаться вегетативно – частями тела и специальными почками.
8. У сфагнума отсутствуют ризоиды и влагу он получает непосредственно через стебель.
ОТДЕЛЫ ПЛАУНОВИДНЫЕ, ХВОЩЕВИДНЫЕ, ПАПОРОТНИКОВИДНЫЕ
Вставьте пропущенное слово.
1. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.
A. Предками хвощей, плаунов и папоротников являются .
Б. Плауны, хвощи и папоротники – это травянистые потомки вымерших .
B. Залежи каменного угля образовались из . в результате .
Г. Тело плауна состоит из .
Д. Тело папоротника состоит из .
Е . распространены от северных лесов до тропиков


Найдите соответствие.
2. Выпишите буквы, обозначающие признаки, характерные для отделов:
I. Плауновидные
II. Хвощевидные
III. Папоротниковидные


A. Многолетнее травянистое вечнозеленое растение
Б. Побеги прямостоячие
B. Побеги прямостоячие и ползучие
Г. Вегетативное размножение
Д. Корневище
Е. Придаточные корни
Ж. Стебель расчленен на узлы и междоузлия
3. Древовидные формы
И. Листья больших размеров
К. Спорангии располагаются на нижней стороне листа
Л. Лиановидные формы
М. Обитают на других растениях
Н. Обитают в водоемах


Выберите верный ответ.
4. Мхи, плауны, хвощи и папоротники имеют сходство:
A. В условиях размножения. Для полового размножения необходимо наличие воды
Б. В строении тела. Тело состоит из корней, стеблей и листьев
B. В наличии корнеподобных образований. Имеются ризоиды
Г. В способах размножения. Размножаются семенами


5. Гаметофит папоротника называется:
A. Заросток
Б. Проросток
B. Зигота
Г. Зародыш


6. В жизненном цикле папоротника преобладает:
А. Спорофит
Б. Гаметофит


7. Какие из перечисленных растений относятся к папоротниковидным:
A. Сфагнум
Б. Псилофит
B. Орляк
Г. Сальвиния


8. Листья папоротника выполняют функцию:
A. Испарения излишней влаги
Б. Размножения
B. Фотосинтеза
Г. Размножения и фотосинтеза


9. Для аквариумов используются некоторые виды:
A. Папоротниковидных
Б. Плауновидных
B. Хвощевидных
Г. Все ответы верны


10. В медицине применяют:
A. Плаун
Б. Хвощ
B. Папоротник
Г. Все ответы верны


11. В пищу употребляют некоторые виды:
A. Папоротниковидных
Б. Плауновидных
B. Хвощевидных
Г. Все варианты правильны


12. Ужовник относится к отделу:
A. Моховидные
Б. Плауновидные
B. Хвощевидные
Г. Папоротниковидные


Выберите верное утверждение.
13. 1. Плауновидные возможно произошли от псилофитов.
2. Плауновидные чаще всего встречаются в хвойных и смешанных лесах.
3. У плаунов споры образуются в спорангиях, собранных на прямостоячем побеге в виде колосков.
4. Проросшие споры плаунов дают начало однополым и обоеполым гаметофитам.
5. У плаунов с момента образования спорангия до высыпания зрелых спор проходит всего несколько дней.
6. Ископаемые древовидные формы плаунов, хвощей и папоротников формировали леса в меловое время.
7. У хвощей хорошо развит подземный побег – корневище.
8. У хвощей оплодотворение происходит в воде и из оплодотворенной яйцеклетки развивается бесполое поколение – спорофит.
9. Размеры папоротника изменяются от нескольких миллиметров до 25 м.
10. В настоящее время на Земле отсутствуют древовидные формы папоротников.
11. В жизненном цикле папоротников нет чередующихся поколений – спорофита и гаметофита.
12. У папоротников в умеренной лесной зоне стебель короткий, находится в почке и представляет собой корневище.
13. Из споры папоротника, когда она прорастает, формируется проросток.
14. На заростке папоротника формируются женские и мужские половые органы.
15. Из крупных мужских спор папоротника – мегаспор, развивается гаметофит.
16. Папоротники могут размножаться вегетативно.

Читайте также: