Многофигурная композиция сбор урожая

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

Автор: Гайсина Гузель Мирзаяновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБО ДО "ЛДХШ им. М.Х.Хаертдинова"
Населённый пункт: город Лениногорск, РТ
Наименование материала: статья
Тема: "Многофигурная композиция. Этапы выполнения аудиторной работы."
Раздел: дополнительное образование

Многофигурная композиция.

Этапы выполнения аудиторной работы.

Преподаватель Гайсина Гузель Мирзаяновна

Г. Лениногорск Республика Татарстан

В общепринятой практике общеобразовательной школы обучение направлено

преимущественно на развитие интеллекта, рационального мышления, формирование

знаний. Развитию эмоционального восприятия, душевных качеств ребенка,

определяющих отношение к окружающему миру, уделяется значительно меньше

внимания. Знания, не имеющие эмоциональной окраски, не становятся мотивами

Обучение в школах искусств направленно на развитие духовной и эмоциональной

сферы личности. Художественное творчество является мощным механизмом

преображения духовного мира человека и стимулом самореализации личности в

На всех занятиях, особенно на уроках учебного предмета «Станковая

любовь к ней, раскрывают эстетическую сущность природы, ее неповторимую красоту,

оказывающую огромное влияние на состояние души человека, его духовное развитие и

отношение ко всему живому.

предпрофессиональной программы является выработка у обучающихся навыков

самостоятельной творческой работы. И роль учителя здесь – задать правильное

направление движения мыслей и деятельности учеников, как на аудиторном занятии,

так и во время выполнения самостоятельной домашней работы.

В этом процессе, несмотря на непредсказуемость течения творческой мысли, важна

систематизация, некая схема, поэтапность, что и демонстрирует данная статья.

Опираясь на собственный опыт, в работе над станковой композицией можно выделить

шесть основных этапов.

1. Период первоначального накопления

Начинается он ещё до работы над конкретной темой. Накопление – это менее

целенаправленный, но далеко не бесполезный процесс. Юные художники

обогащаются жизненными впечатлениями от внимательного созерцания окружающего

мира, от бесед с разными людьми, прочитанных книг, пережитых событий. Все это

воспринимается сознательно или стихийно, но как материал эстетически и

эмоционально значимый, который, возможно, пригодится в творчестве.

Наброски людей и животных, рисунки по памяти и воображению, зарисовки

характерного или типического – все это, несомненно, поможет юному художнику в

Чем интенсивнее протекает период первоначального накопления, тем с большим

багажом знаний, умений и суждений придет учащийся к конкретному заданию.

2. Рождение замысла. Сбор подготовительного материала

Следующие два этапа поставлены как один потому, что в условиях художественной

школы они чаще всего идут параллельно друг другу.

Незадолго до первого практического аудиторного занятия по теме с детьми проводится

беседа, где рассказывается о предстоящей композиции .

Если композиция связана с литературным произведением, то необходимо прочесть

данное произведение (если произведение крупное, то выбрать подходящий фрагмент).

Далее учащиеся делают зарисовки исторических костюмов, интерьеров, предметов

быта, животных, встречающихся в произведении и т.д. Даже работая над всеми нами

интерьер и убранство русской избы, костюмы, зарисовки курицы и мышки.

Это будет интересно, если подумать, где именно и в какое время могли жить герои

Главное, чего нужно избегать в работе – это рисунков с аналогов, готовых иллюстраций

этого же литературного произведения, так как у большинства детей очень активно

работает инерционное мышление, они в дальнейшем не смогут избавиться от

навязчивого желания повторить композицию. Хотя копирование профессиональных

художественных произведений и работа в стиле какого-то конкретного художника

допустимы и в некоторых случаях даже полезны. Важно, чтобы композицию учащиеся

Перед началом работы над «Многофигурной композицией с несложным сюжетом в

самостоятельном жанре в изобразительном искусстве, о его связи с другими жанрами.

Далее размышляли о красоте, радости, заботах привычной повседневной жизни, о том,

что встречи, дружеские беседы, игры, переживания, каждодневные дела – все это

может стать темой для их будущей композиции.

Во время проведения подобной беседы очень важно, чтобы дети активно включались в

разговор, не были безучастными слушателями. Важно задавать интересные вопросы,

активизирующие их память и воображение.

Далее учащимся дается задание понаблюдать за повседневной жизнью, найти

интересные сюжеты, поделать зарисовки или фотоснимки. Также можно всем классом

сходить на интересную экскурсию в театр, на промышленное предприятие, в музей или

другое общественное место, делать там зарисовки, наброски и фотоснимки. Исходя их

многолетнего опыта, можно справедливо утверждать, что фотографию как носитель

необходимой информации можно использовать в работе над композицией.

На этапе сбора подготовительного материала учащиеся должны приложить максимум

усилий для того, чтобы практическая работа над композицией не получилась

он пока недостаточен. И если подготовительная работа не будет проведена в полной

мере, обучающиеся будут рисовать по шаблонам и знакам, которые сформировались у

них в голове с раннего детства.

Также очень важно, чтобы при разговоре с учащимися преподаватель точно осознавал,

что каждое сказанное им слово воспринимается обучающимся верно.

3. Практическая аудиторная работа. Выполнение эскизов.

Если в музыке будущее музыкальное произведение начинается часто с простой

мелодии или мотива, то в изобразительном искусстве картина порой берет начало с

незатейливого наброска. Форэскиз (дословно – предэскиз) – фиксация в небольшом

формате (примерно 6х9 см) идеи будущей композиции. Работа может выполняться как

линейно, так и с включением пятен без детальной прорисовки.

На этом этапе важно определиться с ориентацией формата. Вытянутый вверх формат

придает изображению ощущение стройности и возвышенности. Горизонтально

расположенный формат удобен для изображения развивающегося события. Формат в

виде квадрата лучше использовать для создания уравновешенных статичных

Чрезмерно вытянутый по вертикали формат превращает его в свиток, а чрезмерное

увеличение формата по горизонтали диктует применение панорамной или фризовой

Уже работая над форэскизом, учащиеся представляют, будет их композиция

статической или динамической, где будет находиться сюжетно-смысловой центр и

какими способами его можно выделить, где находится уровень зрения относительно

главных действующих лиц.

проводится ряд заданий на создание в композициях статического и динамического

равновесия. Выявление композиционного центра (одного или нескольких) – одна из

задач практически всех заданий по всему курсу станковой композиции.

Учащиеся хорошо запоминают приемы выделения главного в композиции, следует

лишь чаще задавать им нужные вопросы по ходу работы и напоминать о том, что все

эти приемы не просто кем-то придуманы, а являются результатом изучения

особенностей работы человеческого зрения.

4. Работа над тональным эскизом

После того, как за основу взят один наиболее удачный форэскиз, начинается работа над

эскизом в тоне. Он выполняется обычно на формате примерно А6 (четверть листа А4) в

положении в формате и пропорциях форэскиза. Более крупный формат эскиза имеет

брать, если итоговая работа выполняется на формате А2. Выполнив линейный эскиз,

желательно повторить его сразу несколько раз, используя световой стол или копирку для

экономии времени. Линейный вариант будет удобен в дальнейшем для переноса рисунка

На тональном рисунке уточняются пропорции элементов композиции, закладывается

динамичный или статичный строй, решается работа над композиционным центром и

уточняется сам формат. При выполнении эскиза необходимо обратить внимание на то,

какой в композиции источник света и как он расположен. Собственные и падающие

тени дадут интересный ритм пятен и свяжут элементы композиции. При изображении

фигур людей появится необходимость порисовать с натуры, что можно сделать прямо в

классе с помощью одноклассников. Обратите внимание на выразительность всех

Перед началом выполнения эскизов обучающиеся еще раз вспоминают, как можно

выделить композиционный центр:

- придание другого размера главному элементу по сравнению с остальными;

- обособление на плоскости – организация вокруг композиционного центра

незанятого пространства, в то время как другие сближаются;

- направление в сторону главного элемента силовых линий, идущих от

второстепенных элементов композиции;

- придание особой формы;

- придание особенной фактуры;

- выделение контрастным цветом –ярким оттенком среди нейтральных, теплым цветом

холодных, темным среди светлых, хроматическим среди ахроматических и т.д.

- выполнение более тщательной проработки главных элементов по сравнению с

- работа с освещенностью композиционного центра.

Создание тонального эскиза – это самый важный этап работы над композицией, на

который нужно обратить особое внимание.

Поиски тона ребята начинают обычно мягким карандашо. Композицию важно разобрать

тона – условно белый, серый и черный, то есть самый светлый, средний и самый

темный. Следуя задумке, начинаем работу с самого темного, помня о том, что каждый тон

отдельности должен составлять интересную композицию, а в каждом тоже есть пятна

большие, средние и мелкие. Когда карандашные поиски завершены, делается разбор в

тоне гуашью. Можно использовать максимальный контраст (белый, черный и

промежуточный серый) или выстроить работу на нюансах.

Выполняемая композиция должна восприниматься цельно, чтобы ни один из

элементов не выглядел чужеродным, существовала связь между всеми ее элементами,

главными и вспомогательными.

В ходе работы над эскизом нужно давать возможность детям самостоятельно решить

возникшую проблему, задавая им вопросы, начинающиеся «Как ты думаешь,

проанализировать работу соседа. Они это делают ответственно и довольно правильно.

5. Работа над цветовым эскизом

В первом, втором и третьем классах почти во всех заданиях по композиции

предлагается их выполнение в конкретной ограниченной цветовой гамме. Первые

работы – ахроматическая цветовая гамма в два тона, далее - работа в три тона с

введением одного из основных цветов, родственная цветовая, контрастная,

родственно-контрастная гамма. Далее учащимся на основе полученного опыта

предлагается самостоятельно выбрать цветовое решение композиции с учетом

Перед началом выполнения эскиза в цвете ребята выполняют цветовое решение для

того, чтобы почувствовать цвет и материал (гуашь). Например, в работе «Человек и

выполняли плавный переход от одного основного цвета к другому, затем с

добавлением белого, далее – с добавлением черного цвета и с добавлением серого.

родственноконтрастная цветовая гармония (цвета, близко расположенные в цветовом

противоположный в круге цвет). Почувствовав возможности этих цветовых

сочетаний, учащиеся начинают работу над цветовым эскизом.

Руководствуясь тональным эскизом, учащиеся выполняют живописную работу, начиная

со светлых или темных пятен, чтобы не запутаться в тоне. Здесь еще раз нужно

вспомнить о приемах выделения композиционного центра, и уже цветом при

необходимости акцентировать внимание на главном.

6. Работа над композицией в предполагаемом итоговом формате

Очень важно для начала точно перенести рисунок эскиза на большой формат

композиции. Классический способ – использование модульной сетки. Но для экономии

времени рационально использовать технические средства увеличение эскиза. После

увеличения эскиза, скорее всего, потребуется уточнить изображение деталей и фигур

людей, что лучше сделать дома самостоятельно.

Далее идет внимательная работа на формате с учетом цветового и тонального эскиза.

Следует помнить, что главное в композиции имеет большую степень проработки по

сравнению со второстепенным.

Часто итоговая работа получается менее выразительной, чем цветовой эскиз. Это

потому, что учащиеся пытаются скопировать получившиеся в эскизе оттенки. Сделать это

совсем не просто. Поэтому нужно поставить цель – создать гармоничную по цвету работу,

используя эскиз как подсказку.

В завершении работы следует внимательно оценить композицию на предмет

соблюдение законов цельности, соподчинения и равновесия.

Подводя итог, хочется заметить, что творческий процесс – чрезвычайно многообразное

и сложное явление. Данная схема работы над станковой композицией поможет

упорядочить этот процесс. Это развивает творческую личность, дает возможность

учащимся самостоятельно принимать решения, делать выводы и в дальнейшем иметь

твердые убеждения по многим вопросам.

1. Бердяев, H.A. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х томах. – М.:

Искусство, ИЧП Лига, 1994. – T.I. – 541с.; Т.И – 508 с.

2. Вагнер, Г. Индивидуальность цвета. Путь упражнений по живописи и

переживанию цвета. Пер. с нем. – М.: Антропософия, 1995. – 112 с.

3. Иттен И. Искусство цвета. — М.: Издатель Д.Аронов, 2011. — 90 с.

4. Неменский, Б.М. Педагогика искусства – М.: Просвещение, 2007. – 255 с.

5. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. –

Харьков: Радянська школа, 1973. – 287с.

6. Эдвардс, Б. Откройте в себе художника, пер. с англ. П.А. Самсонов. – Минск:



Брался за любой сюжет: огромные застолья, влюбленные парочки, ярмарки, косцы и цыгане с медведями, охота и сельские школы. В своём творчестве Игнатий Мазин был исключительно плодовит и неистощим на выдумки. Главным моментом, уводящим его работы от декоративной условности обычной городецкой росписи, является детальная разработка пейзажного фона.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации раскрывается понятие композиции, освещаются приемы достижения выразительности, применяемые при построении многофигурной композиции.

Многофигурная композиция Подготовила: Гоцина Марина Михайловна

Подготовила: Гоцина Марина Михайловна

К композиционному построению относится размещение изображения в пространстве или на картинной плоскости в соответствующих замыслу размере, формате и материалах. Сюда входят: выяснение центра узла композиции и подчинение ему более второстепенных частей произведения, соединение отдельных его частей в гармоническом единстве, группировка и соподчинение их с целью достичь выразительности и пластической целостности изображения.


Композиции с большим количеством объединенных в группы фигур считаются самыми сложными в живописи. Каким же образом решали возникающие в связи с этим проблемы старые мастера и как справляются с ними современные художники? Впечатляющим примером многофигурных композиций является роспись Сикстинской капеллы, созданная великим Микеланджело. В ней он обратился к известным библейским сюжетам, повествующим о сотворении мира, первых людях на земле и т. д. Наделив главные фигуры большими размерами, художник добился особой выразительности отдельных сцен.

Композиции с большим количеством объединенных в группы фигур считаются самыми сложными в живописи. Каким же образом решали возникающие в связи с этим проблемы старые мастера и как справляются с ними современные художники?

Впечатляющим примером многофигурных композиций является роспись Сикстинской капеллы, созданная великим Микеланджело. В ней он обратился к известным библейским сюжетам, повествующим о сотворении мира, первых людях на земле и т. д. Наделив главные фигуры большими размерами, художник добился особой выразительности отдельных сцен.

В многофигурной композиции жест и поза не только передают экспрессию сцены, но и помогают раскрыть ее смысл. Зачастую жест выполняет роль рассказчика. Так, вытянутая рука обращает внимание зрителя на особенно интересное лицо или событие, а иногда даже расширяет рамки сюжета, указывая на нечто, происходящее за границами картины.

Взгляд также не менее важен, чем жест. Направление взгляда может связывать между собой отдельные фигуры, объединять фигуры в группу или, напротив, изолировать какого-либо персонажа от группы.

Однако главное правило многофигурной композиции- наличие общего направления в картине, которому подчиняются все объекты.

Однако главное правило многофигурной композиции- наличие общего направления в картине, которому подчиняются все объекты.

Особое место в многофигурной композиции занимает расположение линии горизонта.

Линия горизонта высокая:

• Наблюдатель (художник) смотрит сверху на изображение.

• Создает панорамный вид, земли больше, чем неба, располагается как правило в

верхней половине картины

• Глубина пространства большая –композиция имеет много планов

например, батальных сцен, исторических событий, потому что всего много, но в то же

участвует в событиях, а объективно оценивает происходящее

• Чем выше линия горизонта, тем декоративней становится композиция, она как узор на

карте, при этом возникает проблема ракурса фигур и остальных элементов.

• Чем ближе линия горизонта опускается к высоте человеческого роста, к лицу фигуры,

тем более повышается участие наблюдателя в действии картины.

• Линию горизонта находим по уходящим в глубину картины параллельным линиям

Ощущение, что наблюдатель спускается с невидимой лестницы из правого угла –его быстрый спуск усиливает ряд фигур, сокращающийся в перспективе

Ощущение, что наблюдатель спускается с невидимой лестницы из правого угла –его быстрый спуск усиливает ряд фигур, сокращающийся в перспективе

Линия горизонта нейтральная:

  • Наблюдатель находится среди своих героев, он включен в действие,

разворачивающееся в картине.

• Композиция может иметь несколько планов , основное действие происходит на переднем плане.

хочется рассмотреть все детали происходящего, активно включиться в действие, вспомнить свой опыт в подобной ситуации, возникает желание войти внутрь картины и пережить то, что переживает художник.

• Линию горизонта находим , сравнивая стоящие фигуры. Если головы примерно на одной линии –это нейтральная линия горизонта. Зачастую она подчеркивается

пейзажем, прорисовкой архитектуры, тональным контрастом.

Зритель является свидетелем происходящего.

Зритель является свидетелем происходящего.


 Линия горизонта низкая: • Наблюдатель находится ниже изображаемых фигур. • Композиция может иметь несколько планов , но основное действие происходит на втором плане. • Настроение величественности, торжественности, восхищения, значительности. Иногда масштаб фигуры может подавлять зрителя свой монументальностью и придавать действию в картине сверхзначение. • Часто линию горизонта можно определить по пейзажу включенному в композицию. Часто фигуры изображаются на фоне неба, что еще больше подчеркивает монументальность композиции.

Линия горизонта низкая:

• Наблюдатель находится ниже изображаемых фигур.

• Композиция может иметь несколько планов , но основное действие происходит на втором плане.

• Настроение величественности, торжественности, восхищения, значительности. Иногда масштаб фигуры может подавлять зрителя свой монументальностью и придавать действию в картине сверхзначение.

• Часто линию горизонта можно определить по пейзажу включенному в композицию. Часто фигуры изображаются на фоне неба, что еще больше подчеркивает монументальность композиции.

Линия горизонта картины совпадает с природной, но расположена посередине фигур. Зритель ощущает тяжесть работы, т.к. он тоже как бы склонен, придавлен к земле как и бурлак. На линии горизонта важный акцент –взгляд этого бурлака.

Линия горизонта картины совпадает с природной, но расположена посередине фигур.

Зритель ощущает тяжесть работы, т.к. он тоже как бы склонен, придавлен к земле как и

бурлак. На линии горизонта важный акцент –взгляд этого бурлака.


ВЫВОДЫ • Линия горизонта помогает организовать пространство многофигурной композиции. • Линия горизонта выбирается согласно композиционному замыслу. • Линия горизонта , как средство выразительности, служит для создания определенного настроения в картине. • На линии горизонта располагается важный акцент картины, дополнительно раскрывающий замысел. • Художник выбирает линию горизонта в формате картины так, как ему это надо, и далее ориентируется на нее при рисовании картины. • Линия горизонта выбирается на этапе эскизных поисков. На этом этапе художник старается понять, как ему лучше смотреть на разворачивающееся действие сюжета картины.

• Линия горизонта помогает организовать пространство многофигурной композиции.

• Линия горизонта выбирается согласно композиционному замыслу.

• Линия горизонта , как средство выразительности, служит для создания определенного

настроения в картине.

• На линии горизонта располагается важный акцент картины, дополнительно

• Художник выбирает линию горизонта в формате картины так, как ему это надо, и далее ориентируется на нее при рисовании картины.

• Линия горизонта выбирается на этапе эскизных поисков. На этом этапе художник

старается понять, как ему лучше смотреть на разворачивающееся действие сюжета

Александр Бенуа Если уж речь зашла о "квадратах",то необходимо сказать,что такие "фигуры" можно найти и у других любителей живописи. Мало того - Малевич был далеко не первым,кому "приглянулась" эта "фигура.А вот поди ж ты! О Малевиче и его "черном квадрате" не знает ,наверное,разве что "последний недоросль",а о "первопроходцах черного квадрата" известно широко (как мне кажется) только "в узких кругах" истинных ценителей живописи. Интересно все же "присмотреться" к нему повнимательнее и узнать что-нибудь о его авторах.
Роберт Фладд


Роберт Фладд,
"Великая тьма" 1617 г
Роберт Фладд (1574-1637) – один из прославленных апологетов Розенкрейцерства, один из просвещеннейших людей своего времени, который оставил после себя множество трудов, наполненных и великолепными мыслями, и великолепными художественными аллегориями, изображенными (как предполагается большинством исследователей, самим же автором) в виде гравюр.
Так уж сложилось в истории, что многие оккультисты и мистики, не только XVI-XVII веков, но и более приближенного к нам времени, были докторами. И Роберт Фладд не был исключением: как и все иные доктора – мистики, оккультисты, следующие. Роберт Фладд всю свою жизнь прожил, следуя основополагающим розенкрейцерским принципам, в числе которых находятся
Роберт Фладд
Robert Fludd

алхимик, герметист,
оккультист

неизменное самопожертвование, альтруистическая помощь ближнему, изучение Книги Человека и Книги Природы, а также и просветительская деятельность, направленная на то, чтобы среди своих современников пробудить тех, кто станет, в последствии, преемниками на пути передачи Духовной традиции.
Сочинения Фладда составляют 8 томов - наследие, оставленное Робертом Фладдом, весьма обширно, и довольно значительное место занимают его мистические и оккультные гравюры.
Он писал частью под своим именем, частью под псевдонимом Rudolf Otreb и Joachim Frizius.

Фладд уверен, что его философия представляет изложение откровения, которое было даровано первому человеку и перешло путем предания к Моисею. Христос вторично дал человеческому роду это учение. В древнее время Пифагор, Платон и Гермес Трисмегист, знавшие книгу Моисея, отчасти выразили в своих сочинениях истинную философию, умолчав об источниках её.
Бог есть начало и конец всего; все из него возникает и все к нему возвращается.

Поль Гюстав Доре

В 1882 году молодой французский писатель и издатель Жюль Леви основал группу "Салон непоследовательных," которая состояла из художников, писателей, поэтов и других представителей парижской богемы конца 19 века. Объединение это не преследовало никаких политических целей. Лозунгом группы была фраза "Искусство непоследовательно", придуманная Леви в пику расхожей фразе "les arts decoratifs". "Салон непоследовательных" насмехался над официальными ценностями через сатиру, юмор, а иногда и грубую шутку. Картины, которые демонстрировались на выставках Салона, были вовсе не "картины" в традиционном понимании. Это были смешные карикатуры, абсурдные кошмары, рисунки, как будто бы нарисованные детьми.

"Ночная драка негров в подвале" 1882 г. от Р. Х.

1 октября 1882 "Салон непоследовательных" открывает в Париже выставку с причудливым названием "Искусство непоследовательных". На выставке были представлены работы шести авторов, которые можно считать предтечей сюрреализма, заявившего о себе 40 лет спустя.

Самой вызывающей среди картин было одноцветное, абсолютно черное изображение, нарисованное поэтом Полом Билходом (Paul Bilhaud), и называлось оно "Ночная драка негров в подвале" (Negroes Fighting in a Cellar at Night).Полотно, далекое от мистики и эзотерики, носило сугубо карикатурный характер.Как выглядела картина, думаю,догадаться не сложно. Такой Черный прямоугольник.
Пол Билход не делал никаких заявлений о концептуальном смысле картины. Никакого предложения вглядеться и найти скрытый смысл черного прямоугольника, обрамленного игривой виньеткой.Просто шуточная картина. Причем шутка не в картине даже, а в ее названии.

Видимо французскому журналисту, писателю и эксцентричному юмористу Альфонсу Алле идея так понравилась, что он не только поддержал ее,но и развил.

"Битва негров в пещере темной ночью"


И это еще не все! Далее появилась на свет целая серия одноцветных полотен разных цветов -белый,красный, синий, зеленый, желтый и серый квадраты - под не менее колоритными названиями.

"Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами"



"Первое причастие страдающих хлорозом девушек в снежную пору"


"Группа пьяниц в тумане"


"Оцепенение молодых солдат в первый раз видящих лазурь Средиземного моря"

"Сутенеры в самом рассвете сил, пьющие абсент на животах в траве"


Пожалуй, единственное отличие Альфонса Алле от его последователей заключалось в том, что он, выставляя свои ошеломляюще новаторские работы, нисколько не пытался выглядеть многозначительным философом или серьёзным первооткрывателем.

Казимир Северинович Малевич

Ну вот,а теперь - по хронологии - и Казимир Малевич.

Казимир Севернович Малевич (11 (23) февраля 1879[1], Киев — 15 мая 1935, Ленинград) — российский и советский художник-авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве.
Из очерка
"КВАДРАТ"
(Татьяна Толстая):
"В 1913, или 1914, или 1915 году, в какой именно день — неизвестно, русский художник польского происхождения Казимир Малевич взял небольшой холст: 79,5 на 79,5 сантиметров, закрасил его белой краской по краям, а середину густо
замалевал черным цветом. Эту несложную операцию мог бы выполнить любой ребенок — правда, детям не хватило бы терпения закрасить такую большую площадь одним цветом. Такая работа под силу любому чертежнику, — а Малевич в молодости работал чертежником, — но чертежникам не интересны столь простые геометрические формы. Подобную картину мог бы нарисовать душевнобольной — да вот не нарисовал, а если бы нарисовал, вряд ли у нее были бы малейшие шансы попасть на выставку в нужное время и в нужном месте.

Казимир Малевич
Чёрный супрематический квадрат, 1915
Холст, Масло. 79,5?79,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

"Черный квадрат". Около 1923. Работа выполнена совместно с А. Лепорской, К. Рождественским, Н.Суетиным.

Государственный Русский музей

"Черный квадрат". 1929 год.Государственная Третьяковская галерея


"Чёрный квадрат". Рубеж 1920-х - 1930-х гг. Государственный Эрмитаж.

Не остаться ли каждому любителю живописи при своем убеждении - видеть то,что ему видится и хочется видеть.Примерно,как в анекдоте: "- Что это? - спросил Учитель, глядя на чистый листок бумаги ученика. Что ты изобразил здесь?
- Это? Это корова ест траву на лужайке.
- Я не вижу никакой травы. В нашем мире трава - зеленого цвета.
- Конечно ! Ведь ее всю съела корова !
- Но я не вижу здесь и коровы !
- А чего ей здесь делать? Съела траву и ушла."

И надо бы добавить,что Казимир Малевич,как и его предшественники,не ограничивался одним черным цветом - есть у него и другие "квдраты":

Казимир Малевич
Красный квадрат, 1915 Холст, масло. 53?53 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Многофигурная композиция – это вид композиции, которая состоит из большого количества фигур, объединенных в одну группу. Такая разновидность считается одной из самых сложных в живописи. Хотя силуэты имеют огромное значение в смысловом содержании картины, не менее важно и интерьерное пространство.

Многофигурная композиция в живописи

Интересно узнать, как же известные художники прошлого времени и мастера в настоящем справлялись с проблемами, связанными с этим художественным направлением.

Сикстинская капелла – величайшее творение Микеланджело. Для ее росписи он использовал различные библейские сюжеты, которые повествуют о сотворении мира и появлении людей на земле и др. С помощью масштабности – большого размера главных фигур – живописец достиг эффекта особой выразительности ключевых сцен.

У Микеланджело фигуры людей отличаются яркой экспрессией, каждый жест имеет свой глубокий смысл. При этом его легко найти и прочитать. Например, человек, обхвативший голову руками, передает задумчивость, отрешенность. Изображение сгорбленной фигуры выражает уныние и скорбь.

Многофигурная композиция символизирует в позах и жестах не только выразительность действия, но и раскрывает его содержание.

Занимательно, что зачастую какой-либо жест передает замысел автора, играет его роль. Обращенное внимание зрителя на какое-то явление с помощью вытянутой руки помогает расширить границы сюжета, указывает на то, что происходит за его рамками.

Не менее важен данном виде искусства взгляд, то, на что он обращен. Таким образом, можно связать отдельные фигуры или объединить их в группу, отсечь одного персонажа от всех других, тем самым выделив его.

В этом направлении искусства различают однофигурную, двухфигурную и многофигурную композиции.

Виды построения пространства.

Статичный групповой портрет

В течение многих веков этот вид живописи занимал главнейшее место. Многие художники зарабатывали написанием портретов. Ведь во времена, когда не было фотографии, написание портрета было единственной возможностью запечатлеть важный момент на долгую память, увековечить изображение себя и своих родственников. На позировании каждый из участников стремился выглядеть привлекательно и богато.

Статичный групповой потрет.

Новые веяния

С годами статичный портрет утратил свою актуальность, так как художники все время пытались создать что-то новое, выйти за рамки привычного.

19 век принес новое художественное направление многофигурной композиции – жанровый групповой портрет. На таких картинах люди были увлечены общей деятельностью – беседой, игрой с детьми. Фоном служили пейзажи или домашний интерьер.

Религия в живописи.

Религия и мифология в живописи

В полотнах с возвышенными темами встречаются наиболее впечатляющие многофигурные силуэтные композиции. Прекрасным примером этому служат творения художников эпохи Возрождения: Микеланджело, Сандро Боттичелли, Тициана, Караваджо, Донателло, Рафаэля Санти.

Современные художники

Эль Греко.

Интерьерное пространство

Создание интерьера в картине имеет определенные трудности. Еще Джотто ди Бондоне, итальянский художник и основоположник Проторенессанса, писал многофигурную композицию в интерьере, который зачастую находился в открытом пространстве. Живописец добавлял в изображение наружные архитектурные формы: колонны, фронтоны и крыши. Иногда на одном полотне изображалось несколько интерьеров.

В то время этот прием в работе художника воспринимался не как замкнутое пространство, а как архитектурное оформление, которое разделяет события и делает их более глубокими по содержанию.

Замкнутость и величина интерьера стали наиболее глубоко пониматься, как только искусство достигло соответствующего этапа развития. Появились приемы, позволяющие создать впечатление, что зритель присутствует в интерьере.

Существенным компонентом образа является замкнутость обрамления, его размеры и ощущение присутствия самих зрителей в картине.

Интерьерное пространство.

Виды построения пространства

Как следует из теории построения архитектурного пространства, возникновение прямой линейной перспективы связано с необходимостью использования изображения архитектуры.

Природные пейзажи менее зависят от нее, а в силуэтной живописи применение прямой перспективы и подавно затруднено. Ведь построение пространства напрямую зависит от пластики предметов и тел.

В таких полотнах, где фигуры людей занимают центральное место, пространство появляется только как итог синтеза, направления и передвижения форм.

Эль Греко Воскресение

Классическая картина включает в себя неразделимые линейные ритмы и пластическое построение группы.

В современной живописи практически полностью исчезло такое направление, как скульптурно построенный натюрморт. Использование группы фигур, связанных пластикой, также встречается крайне редко.

Гораздо чаще на картинах изображается разброс фигур, широкая расстановка предметов.

Пространственный строй

Его каждому виду соответствуют свои образные задачи и решения.

При этом классическая перспектива занимает подчиненное положение, а прямая (линейная перспектива) помогает построить открытое широкое архитектурное пространство или интерьерную сцену действия.

Предмет и пространство, характер подачи предмета и пространства и связь между ними очень важна.

Тип композиции также зависит от такого рода связи.

Современная живопись.

Заключение

Предметное пространство и система размещения (удаления) предметов создаются с помощью цветовой, тональной, линейной перспективы. В таком направлении пространство подчиняется предмету. При этом возможна и другая ситуация, когда пространство доминирует как среда, поглощающая предметы.

Например, на полотнах Рембрандта темные краски растворяют контуры предметов, а полумрак его поздних работ - это уже не просто цвет предмета, измененный окружением, а материализованное пространство.

Читайте также: