Львы и гиены носорог и воловьи птицы акула и рыба прилипала муравьи и тля

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом, а
также с окружающей средой
Один из главных методов исследования – мониторинг.
На все организмы действуют экологические факторы.
1) Биотический – это фактор, связанный с влиянием живых организмов
на окружающую среду (например, накопление в почве азотистых
соединений в результате жизнедеятельности бактерий), а также
отражающий взаимоотношения организмов друг с другом
(например, конкуренция, эпидемия сибирской язвы и т.д.).
2) Абиотический – это любой НЕживой фактор (температура, свет,
влажность и т.д.).
Укорочение длины светового дня – фактор, приводящий к перелёту
птиц и листопаду деревьев.
3) Антропогенный – это фактор, связанный с деятельностью человека
(например, осушение болот).

2. Типы взаимоотношений между организмами

Симбиоз
Взаимовыгодные отношения. Оба организма извлекают пользу (+/+).
а) протокооперация – полезные, но не обязательные отношения.
Например, рак-отшельник и актиния, пчёлы и цветковые
растения, тля и муравьи, носорог и воловьи птицы.
б) мутуализм – взаимовыгодны отношения, при которых
организмы не могут существовать раздельно друг от друга.
Например, клубеньковые бактерии и бобовые, лишайник,
микориза.

В) Комменсализм (квартирантство и нахлебничество) +/0
Один организм получает пользу, а другой не получает
выгоды или вреда от таких взаимоотношений
(львы и гиены, рыба-прилипала и акула, растения эпифиты
(орхидея) на стволах деревьев).

Паразитизм +/Паразит извлекает пользуя, используя ресурсы
оргазма-хозяина.
Например, клещ и собака, трутовик и берёза.

Хищничество +/Один организм получает пользу, другой терпит вред .
Например, гидра питается рачком дафнией, божья
коровка питается тлёй, росянка.

7. Антибиоз – угнетающие взаимоотношения

а) Конкуренция -/Взаимовредные отношения, выражающиеся в соперничестве
организмов за территорию, пищу, полового партнёра.
Может быть внутривидовая (в стае волков за роль вожака) и
межвидовая (белка и дятел).
б) Аменсализм -/0. Один организм угнетает другой, не извлекая от
этого пользы. Например, светолюбивые травы в еловом лесу,
пеницилл и бактерии.

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конкурсная познавательная программа для учащихся 9 классов Типы взаимоотношений.docx

Цель мероприятия :

Углубить, закрепить и расширить представления учащихся об экологии особей и биогеоценозов, на примере рассмотрения многообразия проявляений биотического фактора (основных типов взаимоотношений между организмами).

Обучающие задачи :

Ознакомить учащихся с такими понятиями как симбиоз, конкуренция, хищничество, каннибализм, протокооперация, аменсализм, комменсализм, нейтрализм, паразитизм

Развивающие задачи :

формировать умения и навыки работы в группах; повышать общую эрудицию; стимулировать познавательный интерес; развивать память, самостоятельность и креативность мышления; поощрять творчество.

Воспитательные задачи:

воспитывать экологическое мышление; интерес к интеллектуальным занятиям.

Базовые понятия и термины: шарады, анаграммы.

Межпредметные связи: география, основы медицинских знаний, основы безопасности жизнедеятельности.

Тип мероприятия : внеклассное.

Форма проведения : конкурсная познавательная программа.

Методы обучения : эвристической беседы; работа в группах; репродуктивный.

Общая длительность мероприятия: 1 час.

Предварительная подготовка учителя: создать счётную комиссию; подготовить грамоты.

Предварительная подготовка помещения: установить и предварительно проверить исправность оборудования; расставить столы и стулья для игроков.

Ход мероприятия:

Ведущий. Добрый день. Я приветствую всех присутствующих в этом зале: участников команд, учителей, классных руководителей, уважаемое жюри. Сегодня мы собрались в этом зале чтобы лучше узнать многообразный и увлекательный мир живой природы. Речь в нашей программе пойдёт о типах взаимоотношений между организмами в природе. Прослушав мой расска, используя знания полученные ранее на уроках биологии и из других источников информации, участники команд примут участие в трёх конкурсах, чтобы определить самых достойных – победителей. А теперь настало время узнать побольше о теме сегодняшних состязаний.

Что такое среда обитания?

Живая и неживая природа влияющие на организмы

Какие вам известны экологические факторы?

1. Абиотические

2.Биотические

3.Антропогенные

Конкуренция - тип взаимоотношений между организмами при котором идёт борьба за одни и те же условия окружающей среды между разными видами или внутри одного и того же вида.

Хищничество - тип взаимоотношений между организмами при котором идёт борьба за одни и те же условия окружающей среды между разными видами или внутри одного и того же вида.

Каннибализм – поедание представителями одного вида друг друга.

Симбиоз – сожительство двух и более орагнизмов.

Паразитизм - тип взаимоотношений между организмами при котором один организм – паразит, питается за счет другого организма -хозяина, обитает на другом или (в другом) организме, принося ему ощутимый вред.

Биологическое значение

Переход к паразитизму резко увеличивает возможность вида выжить в борьбе за существование.

Паразиты могут разрушать ткани хозяина, выделять в его организм ядовитые вещества.

Некоторые паразиты живут в теле хозяина всю жизнь, другие попадают временно.

Некоторые паразиты вызывают гибель хозяина

Признаки возникающие с переходом к паразитизму:

Изменяется форма тела.

Развиваются разнообразные органы прикрепления к телу хозяина- крючья и присоски.

Повышенная способность к размножению

Классификация паразитов (по месту расположения на хозяине)

Экзопаразиты: блохи, вши, клещи, клопы, комары, москиты, слепни, муха це-це.

Слайд №33 -36

Эндопаразиты:

1. Гельминты: аскариды, бычий цепень, свиной цепень, трихинелла, власоглав, кошачья двуустка, печёночный слосальщик.

Слайд №37 -39

2. Паразитические простейшие: дизенетерийная амёба, лямблия, трипаносома, малярийный плазмодий.

3. Патогенные бактерии: палочка коха, чумная палочка, холерный вибрион, стрептококк.

4. Вирусы: бешенства, гриппа, краснухи, ВИЧ.

Классификация по степени отравления организма хозяина:

Слаботоксичные (комары, мухи, блохи)

Средне токсичные (некоторые простейшие, бактерии, гельминты)

Сильно токсичные (вирусы, некоторые бактерии, простейшие, гельминты)

Миноги паразиты или хищники?

Присосавшись к жертве, минога питается соками ее тела в течение нескольких дней, даже недель. Выделения щечных желез миноги препятствуют свертыванию крови, разрушает эритроциты и вызывает распад тканей. Многие рыбы погибают от ран.

Слайд №48 -51

Грибы –паразиты: спорынья, головня, фитофтора, трутовик.

Комменсализм - тип взаимоотношений между организмами при котором совместное проживание выгодно только одному из организмов, но безразлично (нейтрально) для другого.

Квартирантство (+ 0)

Сотрапезничество (+(0) +(0)

Слайд №54- 58

Квартиранство -т ип взаимоотношений между организмами, при котором один организм предоставляет другому убежище, не испытывая при этом неудобств, но и не получая пользы.

Крабы –горошинки и мидии, кривохвостки и морские ежи, рыбка амфитрион и актинии, рыбы прилипалы и акулы.

Слайд №59 -62

Сотрапезничество - тип взаимоотношений между организмами, при котором оба могут существовать друг без друга, но одному из них выгоднее кормиться рядом с другим.

Бегемот и египетская цапля, пурпурные щурки и дрофы кори, птицы носороги и зелёные мартышки.

Слайд №63 -65

Протокооперация - наиболее древняя форма взаимовыгодного существования организмов, возникшая в результате длительной коэволюции (совместной эволюции).

Пр. офрис оводоносная

Слайд №66 -76

Мутуализм (кооперация)- тип взаимоотношений между организмами построенный на пищевых, пространственных и других типах взаимоотношений, выгодный обеим сторонам (организмам).

Пр. Термиты и жгутиконосцы, африканский страус и зебры, туатара и буревеник, губаны и мурены и др…

Аменсализм - тип взаимоотношений между организмами при котором деятельность одного вида приводит к угнетению жизнедеятельности другого вида (видов). Сам угнетающий организм выгоды от своей разрушительной деятельности не получает.

пр. Ель –берёза, плесень -гриб

Слайд №81 -83

Нейтрализм - тип взаимоотношений между организмами при котором они имеют различающиеся экологические ниши (различная пища, убежища), а потому никак не влияют друг на друга.

Пр. жирафовая антилопа, гну, куду.

Ведущий. Вот и наступила конкурсная часть программы.

У нас сегодня соревнуются три команды. За каждый правильный ответ участники конкурса получает 1 балл. За неполный - 0,5 балла. Просьба к зрителям не мешать участникам конкурсов шумом и подсказками, так как за это будут сниматься столь необходимые баллы. Желаю всем удачи!

1. Фотогалерея.

2. Тесты, тесты, тесты…

3. Вопрос –ответ

4. Биологическая грамматика

Ведущий. По итогам четырёх конкурсов жюри определила победителей. Грамотой за первое место награждается команда….

1.Светолюбивые травы, растущие под елью, являются типичными представителями следующего типа взаимодействия:

А- рак-отшельник и актиния

Б – крокодил и воловья птица

В – акула и рыба прилипала

Г – волк и косуля

3.Животное, которое нападает на другое животное, но поедает только часть его вещества, редко вызывая гибель, относится к числу:

5.Аллелопатия – это взаимодействие при помощи биологически активных веществ, свойственное следующим организмам:

6.Не вступают в симбиотические отношения:

А- деревья и муравьи

Б – бобовые и бактерии

В – деревья и микоризные грибы

Г – деревья и бабочки

7.Закон большого числа яиц, отложенных животными, справедлив для……..

8.Самую большую скорость передвижения животные развивают:

А – в водной среде

Б – в воздушной среде

В – в наземной среде

9. Найдите соответствия и выпишите правильные ответы

10.Суточные ритмы проявляются у всех живых существ, кроме:

А- покрытосеменных растений суши

Б – непарнокопытных млекопитающих

В – обитателей почвы

Г – обитателей пещер и морских глубин

11.Что способствовало снижению влияния хищников на численность человека на начальных этапах развития человеческого общества?

Б – орудия охоты

12.Как называется наука, изучающая изменения численности и структуры популяции человека?

13.Что ограничивает численность человека как биологического вида?

А – социально – экологическая емкость среды

Б – размеры планеты Земля

14.Приведите примеры биосоцильных видов.

15.Верно ли выражение: «Климат, пища, хищники и болезни являлись экологическими факторами, ограничивают бесконечный рост популяции человека?

Контроль знаний по экологии в среднем общем образовании.

1.Паразитическим организмом не являются:

Б – вирус табачной мозаики

В – шампиньон, опенок луговой

Г – повилика, заразиха

2.Хищников и паразитов сближает то, что они:

А – едят только наружные покровы жертвы

Б – занимают сходную эконишу

В – нападают, в основном, на ослабленных особей

Г – имеют сходные приемы охоты на жертву

3.Осы – наездники являются:

А – истинными паразитами

Б – хищниками с чертами редуцентов

В – паразиты с чертами хищников

4.К эктотрфным паразитам нельзя отнести:

В – стеблевых нематод

Г – ржавчинные грибы

5.Наружный паразит, который превращается во внутреннего паразита, встречается в организмах:

6.Растением – паразитом не является:

7.Истинное взаимовыгодное сожительство разных видов называется …………

8.Состояние организма, чрезвычайно расширяющее возможности его выживания в самых суровых условиях окружающей среды, называется:

Б – дневным сном

9. Найдите соответствия и выпишите правильные ответы.

Формы взаимоотношения организмов

А-бобовые растения и клубеньковые бактерии

В-синицы и мыши в одном лесу

Е-черный и рыжий тараканы

Ж-рыба-горчак и перловица

10.Если в реке началась массовая гибель рыбы, то наиболее вероятная причина этого явления:

А – изменения скорости течения реки

Б – уменьшения содержания кислорода в воде

В – изменения атмосферного давления

Г – увеличение концентрации озона в воздушной среде

11.Наука о составе населения и его изменения называется - … А – социология

12.Пандемии какой болезни случаются ежегодно, но при этом существенно не влияют на численность населения Земли?

13.Какие экологические факторы не ограничивают рост численности населения?

14.Что является одним из существенных проявлений социальных особенностей человека и его отличием от всех других биологических видов?

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

Полезно-нейтральные отношения возникают между

  1. орхидеей и деревом
  2. антилопами и воловьими птицами
  3. актинией и рыбой-клоуном
  4. клевером и шмелями
  5. глухарём и кедровой сосной
  6. акулой и рыбой-прилипалой

Комменсализм (полезно-нейтральные взаимоотношения) — одностороннее использование одного вида другим, но без нанесения вреда. Обязательный тип взаимоотношений. Подвидами данной связи являются: сотрапезничество (орхидея с деревом) нахлебничество (акула и рыба-прилипала), квартиранство (актиния и рыба-клоун).

Читайте также: