Листья папоротника осенью отмирают каким образом весной происходит их возобновление

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Тренировочная работа №2 ОГЭ 2022 статград по биологии для 9 класса. Ответы, решения и задания для вариантов БИ2190201, БИ2190202, БИ2190203, БИ2190204. Официальная дата проведения работы: 09.11.2021 (9 ноября 2021 год).

Тренировочная работа по биологии состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий. Часть 1 содержит 24 задания с кратким ответом, часть 2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом.

Тренировочные варианты БИ2190201 БИ2190202 статград ОГЭ 2022 по биологии 9 класс:

Тренировочные варианты БИ2190203 БИ2190204 статград ОГЭ 2022 по биологии 9 класс:

Интересные задания и ответы с 1 варианта

1)На графике отображено изменение артериального давления у человека в течение трёх суток. Какое ОБЩЕЕ свойство живых систем иллюстрирует данный график?

Ответ: ритмичность

2)Какие органоиды клетки можно увидеть в школьный световой микроскоп? 1) лизосомы 3) клеточный центр 2) рибосомы 4) хлоропласты

Ответ: 4

3)К неклеточным формам жизни относят 1) дрожжи 3) холерный вибрион 2) пеницилл 4) вирус гриппа

Ответ: 4

4)Чем характеризуется мочковатая корневая система? 1) развитием многочисленных придаточных корней 2) наличием нескольких главных корней 3) отсутствием корневых волосков 4) развитием проводящей зоны в боковых корнях

Ответ: 1

5)Представитель какого типа царства Животные изображён на рисунке? 1) Членистоногие 3) Хордовые 2) Моллюски 4) Плоские черви

Ответ: 1

6)Какой орган из перечисленных входит в состав пищеварительной системы? 1) трахея 2) почка 3) аорта 4) печень

Ответ: 4

7)В момент сильного стресса у человека усиливается выделение гормона, вырабатываемого 1) поджелудочной железой 3) половыми железами 2) надпочечниками 4) печенью

Ответ: 2

8)Какой цифрой на рисунке обозначен крестец?

Ответ: 3

9)Где в организме человека происходит превращение артериальной крови в венозную? 1) в желудочках сердца 2) в артериях большого круга кровообращения 3) в капиллярах большого круга кровообращения 4) в венах малого круга кровообращения

Ответ: 3

10)Пластический обмен в организме человека направлен на 1) биологическое окисление и получение энергии 2) удаление продуктов распада из организма 3) синтез веществ специфичных, для данного организма 4) обмен информацией с окружающей средой

Ответ: 3

11)Какой цифрой на рисунке глаза человека обозначен хрусталик?

Ответ: 3

12)Высшая нервная деятельность у человека обеспечивает 1) возникновение нервных импульсов 2) передачу нервных сигналов из спинного мозга в головной 3) изменение обмена веществ 4) формирование поведенческих реакций

Ответ: 4

13)Чем сопровождается малярия? 1) разрушением эритроцитов 2) потерей ложноножек лейкоцитами 3) нарушением свёртываемости крови 4) увеличением числа тромбоцитов

14)Конкуренция в природных сообществах возникает между 1) хищниками и жертвами 2) паразитами и хозяевами 3) видами со сходными потребностями в ресурсах среды 4) видами, извлекающими пользу из связи друг с другом

15)Если в процессе эволюции у животного сформировался головной мозг, изображённый на рисунке, то его кровеносная система должна иметь 1) двухкамерное сердце и один круг кровообращения 2) трёхкамерное сердце и один круг кровообращения 3) трёхкамерное сердце и два круга кровообращения 4) четырёхкамерное сердце и два круга кровообращения

16)В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? 1) корневые волоски 3) сосуды 2) древесинные волокна 4) ситовидные трубки

17)Верны ли следующие суждения о признаках систематических групп рыб? А. У хрящевых рыб отсутствует плавательный пузырь. Б. Жабры костных рыб покрыты жаберными крышками. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны

18)Изучите график зависимости роста насекомого от времени (по оси х отложено время (дни), а по оси у – длина насекомого (см)). Какие два из нижеприведённых описаний характеризуют данную зависимость в указанном интервале времени? 1) Насекомое растёт на протяжении всей своей жизни. 2) Рост насекомого скачкообразен. 3) На 40-й день наступает выход насекомых из куколок. 4) Максимальный рост насекомых никогда не превышает 4,5 см. 5) Имеется пять периодов интенсивного роста по мере развития насекомого.

19)Возбудителями каких из перечисленных заболеваний являются вирусы? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) малярия 2) полиомиелит 3) ветряная оспа 4) грипп 5) сальмонеллёз 6) аскаридоз

20)Известно, что ушастая сова – хищная птица, ведущая ночной образ жизни. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам. 1) Тело совы покрыто мягким и рыхлым оперением. 2) Крупные глаза и подвижная голова обеспечивают совам восприятие зрительной информации в сумерках и в темноте. 3) Впервые ушастая сова была описана Карлом Линнеем в 1758 году. 4) Окраска ушастой совы серовато-бурая, с вертикальными полосками. 5) Сова охотится в основном на грызунов, ящериц, змей и крупных насекомых. 6) Совы живут парами, которые не распадаются всю жизнь.

21)Установите соответствие между признаками и типами клеток: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

22)Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги человека при отдёргивании руки от горячего предмета. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) вставочный нейрон 2) чувствительный нейрон 3) рецепторы кожи 4) скелетная мышца 5) исполнительный нейрон

24)Рассмотрите фотографию кошки шоколадного окраса. Выберите характеристики, соответствующие внешнему строению кошки, по следующему плану: окрас шерсти, форма ушей, форма головы, форма глаз.

25)Рассмотрите фотографию, на которой изображён способ выращивания растений без почвы. Как называют этот способ? Назовите одно из преимуществ данного способа по сравнению с традиционным почвенным способом выращивания растений.

26)Одним из важнейших научных экспериментов Яна ван Гельмонта стала попытка установить, откуда растения получают массу для своего развития. Для своего эксперимента он взял иву – растение, неприхотливое в питании и быстрорастущее. Учёный взял большой горшок, засыпал в него 80 кг почвы и посадил саженец весом 2 кг. Далее он только поливал свой саженец дождевой водой – чистота опыта должна была создать условия, схожие с природными. Эксперимент Яна ван Гельмонта длился пять лет, по завершении которых он аккуратно извлёк из почвы выросшее дерево. Взвешивание растения показало, что его масса увеличилась примерно на 74 кг, а масса почвы уменьшилась на 60 г. Какую гипотезу проверял Ян ван Гельмонт в ходе своего эксперимента? Какой вывод мог сделать учёный по итогам эксперимента?

29)В понедельник пятиклассник Даниил посетил школьную столовую, где ему предложили на обед следующее меню: суп молочный с макаронными изделиями, мясную рубленую котлету с гарниром из гречневой каши, чай с сахаром и кусок ржаного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы. 1) Какова энергетическая ценность школьного обеда? 2) Какое ещё количество углеводов должно быть в пищевом рационе Даниила в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если возраст подростка составляет 12 лет? 3) Что такое питательные вещества?

Интересные задания и ответы с 2 варианта

1)На рисунке изображён проросток фасоли в разные периоды времени. Какое ОБЩЕЕ свойство живых систем иллюстрирует природное явление, происходящее с растением?

Ответ: рост, развитие

2)Клетка листа клевера и клетка кожи лягушки содержат 1) пластиды 3) клеточные стенки из целлюлозы 2) митохондрии 4) вакуоли с клеточным соком

Ответ: 2

3)В прокариотических клетках есть 1) оформленное ядро 3) аппарат Гольджи 2) митохондрии 4) рибосомы

Ответ: 4

4)Как питаются многоклеточные зелёные водоросли? 1) усваивают азот с помощью ризоидов 2) всасывают корнями из грунта минеральные вещества 3) образуют органические вещества из неорганических 4) поглощают всей поверхностью таллома органические вещества из воды

Ответ: 3

5)На рисунке изображено строение яйца птицы. Какой буквой на нём обозначен канатик?

Ответ: 4

6)Плод человека во время эмбрионального развития получает питательные вещества 1) через внутреннюю стенку матки 2) через плаценту и пуповину плода 3) непосредственно из крови матери 4) благодаря соединённым между собой пищеварительным системам матери и плода

Ответ: 2

7)Вегетативная нервная система регулирует работу мышц 1) мимических 3) верхних конечностей 2) межрёберных 4) внутренних органов

Ответ: 4

8)Под каким номером изображена кость, входящая в состав свободной верхней конечности?

Ответ: 1

9)В каких клетках крови образуется оксигемоглобин? 1) в лейкоцитах 3) в лимфоцитах 2) в эритроцитах 4) в тромбоцитах

Ответ: 2

10)Выдох у человека происходит вследствие 1) сокращения наружных межрёберных мышц 2) сокращения диафрагмы 3) увеличения объёма грудной полости 4) расслабления диафрагмы

Ответ: 4

11)Какой цифрой на рисунке обозначена белочная оболочка глаза?

Ответ: 2

12)Какой рефлекс у человека является условным? 1) ходить по определённому маршруту в школу 2) закрывать глаза, когда в лицо направляют свет 3) проглатывать пережёванную пищу 4) отдёргивать руку от горячего предмета

Ответ: 1

13)Пульсирующая из раны струя крови ярко-алого цвета указывает на кровотечение 1) капиллярное 3) тканевое 2) венозное 4) артериальное

14)Примером взаимоотношений паразит – хозяин служат отношения между 1) лягушкой и мухой 3) печёночным сосальщиком и коровой 2) львом и гиеной 4) белым грибом и сосной

15)Если в процессе эволюции у животного сформировались кожные покровы, изображённые на рисунке, то его кровеносная система должна иметь.

16)В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? 1) покровная ткань 3) проводящая ткань 2) запасающая ткань 4) образовательная ткань

17)Верны ли суждения о внешнем строении членистоногих? А. Хитиновый покров предохраняет наземных членистоногих от излишней потери влаги. Б. Сложные глаза характерны для ракообразных и насекомых.

18)Изучите график зависимости роста насекомого от времени (по оси х отложено время (дни), а по оси у – длина насекомого (см)).

19)Какие из приведённых примеров экосистем относят к искусственным? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) аквариум 2) пшеничное поле 3) подземное озеро 4) парк 5) пустыня 6) верховое болото

20)Известно, что подорожник большой – многолетнее травянистое светолюбивое растение. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам. 1) Листья подорожника используют в качестве кровоостанавливающего средства. 2) Растение имеет укороченный стебель с прикорневой розеткой листьев и короткое корневище, усаженное тонкими нитевидными корнями. 3) Растёт на открытых местах, около дорог и домов, на пустырях, сорных местах и лугах. 4) Цветки мелкие, невзрачные, собраны в соцветие на верхушке стебля. 5) При искусственном выращивании растений на плантации урожай листьев собирают в течение 2–3 лет. 6) Подорожник распространён повсеместно, кроме Крайнего Севера, как сорное растение.

21)Установите соответствие между характерными признаками и классами цветковых растений: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

22)Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, подтверждающего дыхание семян. Запишите цифры, которыми обозначены пункты инструкции, в правильной последовательности в таблицу. 1) Для контроля рядом поставьте пустую банку с плотно закрытой крышкой. 2) Поместите на дно небольшой банки проросшие семена фасоли. Добавьте немного воды. 3) Спустя 2–3 дня проверьте наличие в банках кислорода, опустив в каждую банку горящую лучинку (длинная тонкая палочка). 4) Плотно закройте банку крышкой и поставьте в тёплое тёмное место на 2–3 дня. 5) Прорастите на влажной ткани горсть семян фасоли в течение пяти-шести дней.

24)Рассмотрите фотографию серой с мелкими белыми пятнами лошади. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас, постановка головы, форма головы, постановка задних конечностей. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

25)Рассмотрите рисунок с изображением нарушения осанки человека. Как называют такое нарушение? Назовите одну из причин появления такого заболевания у человека.

26)На занятиях биологического кружка Алексей провёл эксперимент. Наполнил два стакана чистой водой и поместил в воду побеги водного растения элодеи, накрыл их воронками, на которые надел пробирки. Затем первый стакан поставил в тёмный шкаф, а второй – на яркий свет. На свету, во втором стакане, элодея выделяет пузырьки газа. Алексей снял аккуратно вторую пробирку, наполненную газом, закрыв её отверстие пальцем. Внёс в пробирку тлеющую лучину, и она загорелась ярким пламенем. Такой же опыт, проведённый с пробиркой из тёмного шкафа, показал, что лучина затухает. Образование какого газа обнаружил в ходе эксперимента Алексей? Объясните, почему растение выделяет этот газ только на свету.

29)В четверг девятиклассник Андрей посетил школьную столовую, где ему предложили на обед следующее меню: борщ из свежей капусты с картофелем; мясную рубленую котлету с гарниром из отварных макарон, кисель и кусок ржаного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы. 1) Какова энергетическая ценность школьного обеда? 2) Какое ещё количество белков должно быть в пищевом рационе Андрея в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если возраст подростка составляет 14 лет, а вес 60 кг? 3) Что называют пищеварением?

Все папоротники, выращиваемые в декоративном садоводстве, размножают вегетативно и при помощи спор. При вегетативном размножении используют отрезки ползучих корневищ длиной 20-25 см с двумя почками. Папоротники делят и пересаживают до отрастания листьев ранней весной или во время созревания спор в августе. Часть видов размножают выводковыми почками, которые образуются на утолщенном черешке листа с выпуклой стороны. У взрослого растения за сезон развивается до 10 таких почек. В этом случае ранней весной корневища выкапывают, черешки с почками осторожно отделяют. Доращивание производят при затенении в холодных парниках. Более эффективно выращивание папоротников из спор, которые образуются в большом количестве и сохраняют жизнеспособность много лет. Споры проращивают при высокой влажности под стеклом или под пленкой. Споры прорастают через 2-5 недель. Подросшие молодые растения пикируют не менее 2 раз. Рекомендуется приготовлять почвенную смесь из равных частей торфяной крошки, земли и песка. На постоянное место высаживают через 2 года. Папоротники, выращенные из спор, развиваются в мощные устойчивые растения.

Щитовник мужской

Один из наиболее широко распространенных в Европе видов папоротников. Произрастает преимущественно в тенистых лесах. Спорофит представлен крупным многолетним травянистым растением высотой до 1 метра. Корневище мощное, обильно покрытое остатками черешков листьев прошлых лет и ржаво-бурыми чешуйками. От нижней части корневища отходят тонкие придаточные корни. Пластинка листа дваждыперисторассеченная. Два года листья развиваются в почках под землей и только на третий год весной появляются над поверхностью почвы, а к осени отмирают. Молодые листья закручены в виде улиток и долго растут своей верхушкой, постепенно раскручиваясь.

На нижней поверхности листьев вдоль средних жилок к осени образуются спорангии, собранные в сорусы. В результате мейотического деления клеток спорогенной ткани образуются гаплоидные споры. После созревания спор стенка спорангия разрывается, обеспечивая тем самым распространение спор.

Попав в благоприятные условия, спора прорастает и, из нее формируется гаметофит, который имеет вид сердцевидной пластинки длиной 1,5-5 мм. Заросток однослойный и только в средней части многослойный. На нижней, обращенной к земле, стороне образуется большое количество ризоидов, расположенных ближе к заостренной части пластинки. Здесь же находятся архегонии и антеридии. Архегонии располагаются на утолщенной части заростка, ближе к сердцевидной выемке, а антеридии — ближе к заостренной части, часто среди ризоидов. В антеридиях образуются лентовидные многожгутиковые (несколько десятков) сперматозоиды. Попав в воду, они устремляются к архегонию и через шейку проникают в его брюшко. Здесь происходит оплодотворение яйцеклетки и образование зиготы. Зародыш начинает развиваться в архегонии. До образования зеленого листа и собственных корней он зависит от гаметофита.

щ

щитовник мужской

Значение папоротников

Папоротники являются важным компонентом многих растительных сообществ, особенно в тропических, субтропических, а также северных (преимущественно широколиственных) лесах. Многие папоротники являются индикаторами различных типов почв. Некоторые виды папоротников применяются в медицине как глистогонное средство, для лечения открытых ран, кашля и болезней горла. Виды азолы используются в качестве зеленого удобрения, обогащающего почву азотом. Некоторые папоротники используются в декоративном цветоводстве.

Папоротники относятся к наиболее древним споровым растениям. Обитают в самых разнообразных экологических условиях: в заболоченных местах и водоемах, лесах тропического и умеренного климата. Наиболее известные представители - щитовник мужской, орляк, страусник. В жизненном цикле папоротников, хвощей, плаунов доминирует спорофит.

Расцвет папоротников произошел около 358 млн лет назад и длился примерно 65 млн лет, в честь папоротников назван период палеозойской эры - карбон, или каменноугольный период, который длился указанный промежуток времени. Именно папоротникам принадлежит активная роль в углеобразовании: в карбоне леса заселяли древовидные папоротники, достигавшие 40 и более метров в высоту.

Папоротники

Древесные формы папоротников сохранились до наших дней, однако большинство представителей - травянистые растения, у которых отсутствует камбий, а значит, нет и вторичной древесины.

Папоротники относятся к группе сосудистых растений, так как имеют жилки - сосудисто-волокнистые пучки, в отличие от мхов, которые не имеют жилок и не являются сосудистыми растениями. Механическая прочность обеспечивается отложением склеренхимы вокруг проводящих пучков (жилок).

Жилка папоротника

В отличие от мхов, папоротники имеют проводящую ткань в стеблях и корнях, состоящую из ксилемы и флоэмы. Заметьте, я написал "корень" - у мхов не было и корней, вместо них были ризоиды, выполняющие аналогичную корням функцию. Корни папоротников, хвощей и плаунов всегда придаточные и растут от видоизмененного побега - корневища.

Строение папоротника

Строение

Рассмотрим строение папоротников на примере типичного представителя - щитовника мужского. Это широко распространенный папоротник, типичный для климата умеренных широт. Представляет собой многолетнее травянистое корневищное растение.

Образован пучком сильно расчлененных листьев, отходящих от корневища. Нарастают листья верхушкой, образуя завитки - "улитки".

Улитки папоротника

Отметьте, что лист папоротника называется вайя (от греч. baion - пальмовая ветвь). В отличие от настоящих листьев, вайя имеет недетерминированный верхушечный рост. Листья имеют черешок, прикрепляющийся к стеблю, который может продолжаться в рахис - главную ось сложного листа, соответствующую центральной жилке.

Вайя лист папоротника

Жизненный цикл папоротниковидных

Листостебельное растение папоротника, изображенное выше - спорофит (2n). Спорофит доминирует в жизненном цикле папоротниковидных, в отличие от цикла мха, где спорофит, по сути, является придатком гаметофита (редуцирован). На нижней стороне вайи располагаются спорангии, собирающиеся в сорусы - группы близкорасположенных спорангиев. На спорофите (2n) в спорангии после мейоза образуются споры (n).

Сорусы, спорангии папоротника

В 2012 году группа ученых под руководством Ксавьера Нобли из Университета Ниццы выяснили, что спорангий имеет специальный механизм "катапульты", споры из него вылетают со скоростью около 10 м/с.

Гаплоидные споры (n) прорастают в заросток (n), небольшую пластинку (несколько мм) сердцевидной формы. Заросток зеленого цвета, способен фотосинтезировать и прикрепляется к почве ризоидами. На нем образуются мужские и женские половые органы - соответственно антеридии и архегонии. Сперматозоид (n), образовавшийся в антеридии, благодаря воде (во время дождя) попадает в архегоний, где сливается с яйцеклеткой (n) и образуется зигота (2n).

Из зиготы развивается зародыш, который проникает в ткани архегонии с помощью особого приспособления - гаустории (от лат. haustor - черпающий, пьющий). Гаустория представляет собой ножку, внедряющуюся в ткани заростка и поглощающую из него питательные вещества. Начинается бурный рост зародыша, образуется побег, а затем взрослое растение - спорофит (2n). Цикл замыкается.

Жизненный цикл папоротника

Значение папоротников

Папоротники являются главным компонентом многих лесных сообществ, звеном в цепи питания - продуцентами (производителями органических веществ). Человек использует папоротник в декоративных целях. Молодые побеги некоторых папоротников съедобны и употребляются в пищу: побеги орляка, листья страусника обыкновенного.

Щитовник мужской имеет медицинское значение: из его корневищ изготавливают противогельминтный препарат.

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Чтобы определить последовательность стадий развития папоротника, вам надо знать название и суть каждой фазы жизненного цикла. Предлагаемый материал содержит всю необходимую теорию о развитии папоротника для выполнения тестового задания.

Установим правильную последовательность жизненного цикла папоротника

Первые папоротники росли на Земле более 400 млн лет назад, выглядели как гигантские деревья или высокие травы. Среди современных представителей отдела Папоротниковидные больше трав, чем древесных форм. Большинство видов встречается во влажных, тенистых местах.

Общее для всех папоротников — сложный жизненный цикл. Происходит чередование бесполого поколения (спорофита) с половым (гаметофитом). Спорофит — хорошо знакомое многим из нас растение с длинными перистыми листьями (вайями). Взрослые листья снизу покрыты рядами бугорков — спорангиями. Когда они раскрываются, множество мелких спор высыпается на землю.

Определим последовательность развития папоротника, начиная с оплодотворения:

  1. Оплодотворение.
  2. Питание, рост и развитие спорофита.
  3. Формирование спорангиев, наполненных спорами.
  4. Прорастание споры во влажной среде.
  5. Образование заростка (гаметофита).
  6. Развитие архегония и антеридия.

Стадии развития жизненного цикла папоротника: определите последовательность

Рассмотрим пояснения к каждой из перечисленных стадий. Спорофит — зеленое растение с листьями. Его первые клетки образуются из зиготы после слияния половых клеток — оплодотворения. На спорофите развиваются мешочки со спорами, называемые спорангиями. Споры высыпаются, разносятся ветром и прорастают в благоприятных условиях в заросток (маленькую зеленую пластинку). Одни группы клеток заростка образуют архегоний, в котором развивается яйцеклетка, другие — антеридий со сперматозоидами. Половые клетки сливаются при наличии капелек воды.

Смена поколений у папоротника

Можно установить последовательность развития папоротников, начиная со взрослого растения. Это будут те же стадии, только обозначим их несколько иначе.

Последовательность развития и смены поколений папоротника:

  1. Спорофит (бесполое поколение).
  2. Развитие спорангиев.
  3. Высыпание спор.
  4. Заросток (половое поколение).
  5. Архегоний и антеридий с половыми клетками.
  6. Слияние половых клеток, оплодотворение.

Стадии развития жизненного цикла папоротника: определите последовательность

В жизненном цикле чередуются поколения — бесполое и половое. Они отличаются по размерам, форме, продолжительности жизни. Спорофит преобладает в жизненном цикле папоротника над гаметофитом. На листьях бесполого поколения или спорофита созревают споры. Для полового поколения характерно формирование гамет. При слиянии яйцеклетки и сперматозоида образуется зигота. Развитие после оплодотворения связано с жизнью бесполого поколения.

Еще одна особенность папоротников — бесполое поколение диплоидное, половое — гаплоидное. В спорангиях при формировании спор происходит мейотическое деление клеток. После слияния гамет диплоидность восстанавливается.

Читайте также: