Паникадило урожай в успенском соборе

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

А2. Кто был назначен главнокомандующим русских войск?

  1. А.В. Суворов 3) М.И.Кутузов
  2. Ф.Ф.Ушаков 4)М.И.Платов

А3. Где произошло решающее сражение с армией Наполеона?

1)у села Бородина 3) у Полтавы

2) у реки Непрядвы 4) на Куликовом поле

А4. Кто такой М.И.Платов?

  1. Русский полководец 3) командир партизанского отряда
  2. Атаман казаков 4) адъютант М.И.Кутузова

В1. Какой памятник был отлит из награбленного Наполеоном серебра?

  1. Русские люди защищали границы Отечества
  2. На борьбу за Отечество поднялся весь народ
  3. Русская армия дошла до самого Парижа
  4. Наполеон напал только на наше Отечество

В3. Почему М.И.Кутузов принял решение отступить и отдать Москву Наполеону?

  1. У него не было сил сражаться
  2. Он хотел сохранить армию
  3. Наполеон был сильнее
  4. Он был тяжело ранен

С1. Какие действия М.И.Кутузова позволили ему победить армию Наполеона?

  1. Он сдал Москву, но сохранил войско
  2. Он заставил французского императора отступить через разорённые земли, французская армия голодала.
  3. Он действовал хитростью, не вступал напрасно в бой, не жертвуя жизнью солдат
  4. Воодушевлял солдат на кровопролитные бои

С2. Какой полководец был наставником М.И.Кутузова в ратном деле?

  1. А.В.Суворов 3) Наполеон Бонапарт
  2. Ф.Ф.Ушаков 4) Пётр Великий

Ответы: А1 – 3, А2 -3, А3 – 1, А4 – 2, В1 -3, В2 -4, В3 – 2, С1 – 1,2,3, С2 - 1

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Отечественная война 1812 года"

Урок окружающего мира в 4 классе в форме заочная экскурсия по теме "Отечественная война 1812 года". Цель урока сформировать у учащихся представление о войне 1812 года, как одной из самых с.


урок окружающего мира по теме "Отечественная война 1812 года"

Конспект урока окружающего мира по теме "Отечественная война 1812 года" 4 класс УМК "Школа России".


Презентация к уроку окружающего мира по теме "Отечественная война 1812 года". 4 класс.

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Отечественная война 1812 года" для 4 класса. Презентация знакомит учащихся с Отечественной войной 1812 года.


Урок окружающего мира по теме Отечественная война 1812 года

Маткриалы к уроку окружающего мира в 4 классе по УМК "Перспектива".

Урок по окружающему миру по теме "Отечественная война 1812 года"

Знакомство с основными событиями Отечественной войны 1812 года, с биографией М. В. Кутузова.

Тест к уроку окружающего мира по теме: "Отечественнная война 1812 года", 4 класс.

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме: "Отечественнная война 1812 года", 4 класс. Система Л.В. Занкова.

Успенский собор Московского Кремля

Успенский собор Московского Кремля – главный православный храм Русского государства XV-XIX веков, символ древнерусского зодчества, украшение Москвы и Соборной площади, на которой он расположен.

История возведения собора

В 1326 году в Кремле при Иване Калите был заложен первый Успенский собор – скромный одноглавый храм. В 1337 году после крупного пожара Успенский собор уже не соответствовал новому статусу Москвы как столицы Всея Руси. Князь Иван III и митрополит Филипп решили возвести на месте старого величественный собор, достойный того, чтобы стать духовным центром государства.

Строили новый собор всем миром: объявили сбор средств. Бояре, купцы и другие миряне собирали пожертвования, все монастыри обложили налогами. Русские зодчие Кравцов и Мышкин построили собор до сводов, но в мае 1474 года во время землетрясения почти возведенный собор рухнул.

Для строительства нового собора князь Иван III обратился к итальянским зодчим. На приглашение откликнулся прославленный архитектор и инженер из Болоньи Аристотель Фиораванти.

Собор князя Ивана III

У себя на родине архитектор наслаждался славой. Под его началом впервые в мире за 2 дня перенесли на другое место колокольню высотой 24 метра, которая мешала строительству здания администрации. Городской совет Болоньи, оценив заслуги мастера, назначил ему щедрое пожизненное обеспечение.

Безбедную жизнь архитектора нарушили козни завистников: Фиораванти по доносу бросили в тюрьму, лишив привилегий. Вскоре выяснилось, что обвинение было фальшивым, но обида побудила Фиораванти принять приглашение русского царя, и архитектор навсегда покинул Италию.

Аристотель Фиораванти – архитектор Успенского собора Кремля

Летом 1745 года заложили фундамент нового собора. Строительство храма поразило москвичей скоростью и новыми, прежде никогда не применяемыми на Руси, приемами работы. По указу архитектора в Москве построили первый кирпичный завод: строительство нуждалось в кирпиче. Для надежности фундамента в землю на глубину 5 метров вбили дубовые сваи. Стены, возведенные в 2 кирпича, внутри укреплены металлическими перевязками.

Стены белокаменного пятиглавого собора, перекрытые крестовыми сводами, выстроили из тесаных блоков камня. Шесть столпов внутри соборного пространства, своды и барабаны выложили из кирпича, облицованного белым камнем. Для укрепления стен архитектор употребил железные сваи и прочную, как камень, известь.

Успенский собор в Кремле

Во время строительства зодчий учел ошибки предшественников и все тщательно выверял и рассчитывал. Храм, построенный через 4 года, поразил современников размерами и богатством внутреннего убранства.

Архитектурные стили и внешнее оформление

Более вместительным делает собор его удлиненная западная часть. Простор и обилие света – отличительная черта Успенского собора. Свет, льющийся из окон барабанов и круглых окошек в закомарах стен, создает ощущение простора и праздника.

Золотые купала

Фасад собора состоит из простенков – прясел, разграниченных лопатками. По горизонтали здание разделено декоративным поясом из маленьких колонн и арок, по вертикали – пилястрами с узкими окнами, создающими ощущение легкости конструкции. Собор увенчан пятью главами – символом Иисуса Христа и четырех евангелистов: Матфея, Луки, Марка и Иоанна. Центральная глава храма выше остальных и больше по размеру.

Под сенью Успенского собора

Высокий статус собор сохранил и после того, как в XVIII веке столицу Российской империи перенесли в Санкт-Петербург.

Знаменитые росписи

Собор знаменит своими росписями, которые появились во времена Михаила Романова в XVII веке. От сводов и стен исходит золотой свет, который придавал процессу восхождения государей на трон некое божественное одобрение.

Для росписи Успенского собора пригласили иконописца Дионисия с учениками. 150 художников во главе с царскими мастерами создавали циклы росписей. На южном фасаде – образ Владимирской Богоматери с архангелами Михаилом и Гавриилом.

Роспись, образ Владимирской Богоматери

В храме – серебряное паникадило с цветными гирляндами весом 328 кг, отлитое в память о победе над Наполеоном. Здесь же ажурный шатер для хранения церковных реликвий. В центре собора – три креста, на которых по сторонам от Христа изображены распятые разбойники и фигуры двух ангелов.

Иконостас

В храме – богатейшая коллекция икон. Иконы собора – в богатейших окладах из чистого золота, а вся утварь – из серебра. Могучий, уходящий под своды 16- метровый иконостас создан в 1654 году по заказу патриарха Никона. 69 икон, помещенных здесь, представляют события библейской истории. Пять ярусов иконостаса, украшенные позолотой, добавляют зальному храму торжественного великолепия. В праотеческом чине – икона Святой Троицы. Праотцы изображены в полный рост, со свитками в руках. Пророческий ярус включает 17 икон.

Иконостас

Огромный иконостас занимает широкую стену. Перед ним молитвенные места: царское – у левого столпа. Правда, цари и царицы здесь никогда не вставали. У правого столпа – патриаршее место. Третье – великокняжеское место, Мономахов престол, выполненное из орехового дерева в 1551 году для Ивана Грозного.

Иконостас занимает широкую стену

Шестиметровый шатер, декорированный изображением цветов и птиц, опирается на фигуры четырех зверей с прижатыми ушами и оскаленными зубами. Восьмигранный купол увенчан двуглавым орлом. Фриз покрыт надписями из Священного Писания.

В правом углу собора, возле иконостаса, – рака святителя Филиппа. В 1568 году митрополит Филипп Колычев здесь прилюдно обвинил в зверствах Ивана Грозного, за что и поплатился жизнью. По приказу разъяренного правителя митрополита удавили.

Место важнейших государственных событий

Под сводами Успенского собора проходили главные торжества – венчание русских государей на царство. Через медные, выполненные в технике золотой наводки врата, на котором золотом нанесены 20 библейских изображений, входили члены царской семьи. Своды Успенского собора – свидетели того, как сюда вошел рыдающий 16-летний Михаил Романов.

Юный наследник боялся свалившейся на него ответственности. После Смутного времени – периода кровавых распрей и подлых предательств новому государю пришлось поднимать Россию. Церемонии венчания на царство становились грандиозными событиями в жизни страны. В Успенском соборе короновались 21 российский правитель.

Внутри храма

В Успенском соборе совершались бракосочетания государей. Алексей Михайлович первым среди Романовых начал крестить здесь детей. В июне 1744 года Екатерина II приняла здесь православие. Под сводами собора праздновали падение ордынского ига, покорение Казани, победу в северной войне и над Турцией.

Служба

Здесь же, в Успенском соборе, в 1903 году прочитали акт об отлучении Льва Толстого от церкви. В марте 1918 года из Успенского собора новая власть изъяла 65 пудов серебра, а иконы отправили в Государственную Третьяковскую галерею. По легенде, зимой 1941 год, когда фашисты стояли под Москвой, Сталин приказал тайно отслужить в Успенском соборе молебен о спасении страны от нашествия иноплеменных.

С 1382 года в Успенском соборе хоронили митрополитов и патриархов, здесь 20 гробниц. Большая часть захоронений – под полом и отмечена невысокими прямоугольными памятниками с плоскими крышками. Традиция погребений в Успенском соборе началась с захоронения здесь его основателя – святого митрополита Петра.

Мощи Петра

Святыни Успенского собора

В Успенском соборе хранятся великие святыни России:

Иконы

Успенский собор – Патриарший кафедральный собор, но храм всегда открыт для туристов. С 1991 года Успенский собор входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник Московского Кремля. По благословению Патриарха в отдельные праздники проводятся богослужения. Церковь используют для особо торжественных обрядов: и архитектура, и убранство соответствует праздникам.

13a

В 1481 году лучшими иконописцами считался Дионисий и его ученики, им-то и было поручено написать трехъярусный иконостас для Успенского собора. Фресками собор был расписан позже - в 1513-1515 г.г. Как гласит летопись, украшали собор "иконник Дионисий, да поп Тимофей, да Ярец, да Коня". К сожалению, всё то, что мы сейчас видим, исполнено в 17 веке. Что за росписи были первоначально, мы никогда не узнаем. Древние фрески, как это ни странно, были не записаны новыми слоями краски, что обычно практикуется, а сбиты вместе со штукатуркой по приказанию царя Алексея Михайловича, первого государя из династии Романовых. Но летописцы пишут, что он велел их скопировать "на образцы". Над новыми росписями трудились до 150 мастеров, которые прибыли в Москву из разных городов. Cчитается, что они пользовались снятыми копиями и воссоздали первоначальный внутренний облик собора.
Если вам интересно, то давайте посмотрим на некоторые иконы и сюжеты.
На заднем плане фотографии - иконостас. Сами понимаете, фотографии делались с риском изгнания из храма. А брать их из Сети не хочется. Поэтому прошу скидку на качество из-за "вредных условий труда".
В Древней Руси первые большие иконостаты появились в 15 веке. Что же такое иконостас? Это несколько рядов икон, в центре которых находится восседающий на троне Христос, к которому обращены молящиеся Святые. Кроме того, здесь помещаются иконы со сценами из жизни Христа и Богородицы, церковные праздничные иконы, образы апостолов и пророков. То есть, это своеобразная церковная энциклопедия. Поверьте, читать её - чрезвычайно интересно. Особенно здесь, в этом древнем храме.
Иконостас Успенского собора, который мы сейчас видим, был создан в 1653 году .

32

Самый главный ряд в иконостасе - это деисусный чин. Он здесь второй снизу, над царскими вратами. Центральная икона - "Спас в силах". В центре - Спаситель, а по углам в блестящих нимбах апокалиптические животные, которые олицетворяют "тварный мир" - вселенную с четырьмя сторонами света. " И посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему".(Из Откровения Иоанна Богослова). Если вы интересуетесь искусством и иконами, то не могли не заметить, что евангелисты Св.Лука всегда изображается с быком, Св.Марк - со львом, Св.Иоанн - с орлом, а Св.Матфей - с ангелом.
Рядом со Спасом - Иоанн Предтеча, Архангел Михаил и Апостолы.

27

Самые почетные места в иконостасе - справа и слева от царских врат. Справа - очень древняя икона, которая называется "Спас - Златая риза". Её еще называют "Спас императора Мануила" так как по преданию её написал византийский император Мануил. Это подлинная, очень древняя икона, датируемая 11 веком. И хотя она была полностью переписана в 1700 году, это, конечно, не умаляет её ценности. Предполагают, что эту икону привез в Москву Иван Грозный в 1570 году после похода на Казань.
Что же в ней необычного? Если вы внимательны, то должны заметить, что нет обычного благославляющего жеста правой руки Спасителя. Он указывает на Евангелие. Согласно преданию, император Мануил изобразил Спасителя согласно канону - благословляющим правой рукой. Но однажды он рассердился за что-то на священника и хотел его выгнать. И в эту же ночь ему приснился сам Спаситель, который показывал своей рукой вниз, т.е. смири свою гордыню. Проснувшись император увидел, что и на иконе произошло то же самое. Затем эта икона попала в Новгород и патриарх Никон поместил её на самое почетное место, чтобы цари помнили, что духовная власть всегда превыше светской.
Рядом с иконой "Спас - Золотая риза" находится еще одна ценнейшая храмовая икона 14-15 в. "Успение", написанная Дионисием.

15aa

34

centr

Посмотрим на росписи собора. Большую часть стен занимают росписи, посвященные земной жизни Пресвятой Богородицы - собор ведь именуется Успением Пресвятой Богородицы.
Перед нами, как я понимаю, традиционная византийско-древнерусская живопись. Мы видим, что всё изображено в одной плоскости, не прописаны детали, особенно это касается лиц. Лица спокойны, потому что это лики святых - они уже там, где нет никакой земной суеты. Может потому, в этом храме так спокойно?
Иконописцы, изображая какой-либо сюжет должны были строго следовать определенным канонам. Но каждый из них старался передать все нюансы определенного события, цветом. Посмотрите на эту цветовую гамму. Сколько в ней оттенков! Но мы всегда спешим. Нам всегда не хватает времени, чтобы спокойно сесть, поднять голову в тот, в другой мир и понять, что хотел сказать нам неизвестный мастер, живший много-много веков назад.

18a

На колоннах-столбах, которые придают храму удивительно неповторимый вид, изображены 135 святых и мучеников.

35

В нижних ярусоах стен изображены Вселенские соборы, съезды высших церковных иерархов, проходившие в 4-7 в.в., а также размещены огромные иконы с житиями святых. И ведь, действительно, настоящая энциклопедия древнерусской жизни. Но как мало мы о ней знаем.

29

На западной стене по канону изображен Страшный суд. Изображение очень интересное. Слева вверху перед Спасителем коленопреклоненные Адам и Ева, изображенные в одеждах и с нимбами, т.е. они прощены. А ниже их - мерзкий змий, Совсем внизу - бесы, грешники и огненный Ад. Что изображают животные - не соображу никак.

21a

В 17 веке в Москву из Грузии привезли две святыни: частица одежды Иисуса Христа и один из гвоздей, которым Он был прибит к кресту. По преданию, этот гвоздь хранит то место, где он находится. Эти святыни поместили в медный ажурный шатер, который символизирует Голгофу. Этот шатер был выполнен в 1624 году "старостой котельного цеха" по заказу царя Михаила Федоровича. Сейчас там находится гробница Святого патриарха Гермогена, который погиб от голода в плену .
Если вы помните, я уже сообщала о том, что первым в Успенском соборе был погребен святой митрополит Петр, который и считается его основателем. После этого здесь стали традиционно хоронить русских архипастырей, здесь же они и принимали рукоположение. А у гроба митрополита Петра удельные князья и бояре присягали на верность государю.

33

Успенский собор посвящен одному из наиболее почитаемых событий христианства — Успению матери Христа, то есть ее смерти как бы во сне. После вознесения Христа она жила в доме Иоанна Предтечи и узнала о дне своей смерти от того же архангела, который сообщил ей о рождении Христа. В день успения в Иерусалим из разных стран приехали на облаках все апостолы, и Богоматерь попрощалась с ними, обещав заботиться о христианах. В России Успенские храмы очень почитались и по числу находятся на втором месте после Никольских. Успение отмечается 28 августа и предваряется двухнедельным постом.



Вот описание архитектуры Успенского собора (по мотивам книги: Романюк С. К., Сердце Москвы. От Кремля до Белого города. М., 2013).

Росписи есть и на северном фасаде, выходящем в узкий проход между собором и Патриаршими палатами. Там также изображены святители и над ними — Христос с Богоматерью, Иоанном Предтечей и всеми 12 апостолами. Ближе к северо-западному углу виднеется киот с белокаменным крестом, отмечающим место захоронения митрополита Ионы.

С восточной стороны росписи находятся на самом верху, в полях закомар, где изображены Троица, ангел, Богоматерь, Иоанн Предтеча и поклонение Марии с Младенцем (в смысле, поклонение ИМ, а не ИХ).

Интерьер

Внутренняя роспись ковром покрывает своды, стены и столбы. Из необычного: на западной (что символично) стене изображены сцены Страшного суда, где в числе грешников фигурируют и иноземцы, узнаваемые по белым кружевным воротникам.

Иконостас Успенского собора представляет собой стену высотой почти до потолка с 69 иконами, среди них есть особо почитаемые. Например, икона Спас Златая риза, которую в свое время сплошь закрывал золотой оклад. Ее оригинал, по легенде, был написан византийским императором Мануилом, причем Христос, как обычно, был изображен с поднятой благословляющей рукой. Как-то император наказал одного священника, вмешавшись тем самым во внутрицерковные дела. Во сне он увидел Христа, показывающего рукой вниз, в знак смирения перед церковью, и, проснувшись, увидел, что и на его иконе рука указывает вниз. Учитывая такую легенду, патриарх Никон и поставил данную икону на самое главное место иконостаса Успенского собора, желая этим показать главенство церковной власти над мирской. Справа от этой иконы — храмовый образ Успения, современный самому собору и писанный лично митрополитом Петром. Есть также одна из самых древних икон — Спас Ярое око (XIV в.), написанная для собора времен Ивана Калиты. На суровом и грозном лике Христа неожиданно резко выделяются ярко-красные губы: так древний иконописец изобразил его красноречие. Была еще знаменитая икона Владимирской Богоматери, написанная в Византии в XII в., но ныне она в Третьяковской галерее. Слева от царских врат можно увидеть фрески каменной алтарной преграды, написанные при возведении собора и с тех пор не поновлявшиеся. Самая древняя икона в Успенском соборе — это Святой Георгий (XII в.) в отдельном киоте слева от иконостаса. Кроме этих икон, есть еще и много прочих, XVI-XVII веков.

По стенам собора стоят кенотафы над погребениями митрополитов и патриархов, кроме Никона, но зато включая святого митрополита Петра Московского (за иконостасом). Интересная деталь: над погребением Ионы красуется картина художника XIX в., изобразившего митрополита перед католическим распятием.










Старинное описание

А вот альтернативное дореволюционное описание:

Наружный видъ собора замѣчателенъ своей массивностью и изящной простотой. Архитектура его византійская, смѣшанная съ ломбардо-венеціанской. Форма куполовъ индійская. Окна его, весьма узкіе, помѣщены высоко отъ земли; стѣны гладкіе, кромѣ пояска, состоящаго изъ небольшихъ полуколоннъ. Вокругъ трехъ входныхъ дверей, имѣющихъ характеръ готическихъ порталовъ, написаны иконы угодниковъ Божьихъ: надъ сѣвернымъ входомъ — Ростовскихъ, надъ южнымъ — Московскихъ, а около западныхъ дверей — Кіево-Печерскихъ. Надъ алтарями же, въ полуциркульныхъ впадинахъ, помѣщены три огромныхъ образа: Сынъ во славѣ Отчей, Софіи Премудрости Божьей и Печерской Богородицы. Два послѣднихъ образа знаменуютъ Новгородъ и Кіевъ, присоединенные къ Московскому государству. Южный входъ съ чугунной папертью, или, по-старинному, рундукомъ, гдѣ царей послѣ вѣнчанія на царство осыпали деньгами, назывался въ древности Красными дверями.

Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1893

Далее в том же источнике описываются некоторые особенные реликвии, хранящиеся в ризнице Успенского собора (на 1893 год):

Читайте также: