Лишайники редко встречаются в городах потому что

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

90/360=1/4 значит в потомстве признак удлин. листьев 1:3. Тогда тип наследования аутосомно-рецессивный. Генотип родителей Аа.

Пластинчатые грибы — группа базидиальных высших грибов с пластинчатым гименофором
съедобные пластинчатые: грузди, лисички, рыжик еловый, сосновый, опята, шампиньон, трюфель
Трубчатые грибы — группа базидиальных высших грибов с трубчатым гименофором.
съедобные трубчатые: белый гриб(боровик) березовый, дубовый, сосновый и еловый, маслёнок, моховик зеленый и красный, подберезовик, подосиновик

1)Тело подразделяется на голову, шею, туловище, хвост и пятипалые конечности.
2)Кожа сухая, лишена желез и покрыта роговым покровом, защищающим тело от высыхания. Рост животного сопровождается периодической линькой.
3)Скелет прочный, окостеневший. Позвоночник состоит из пяти отделов: шейного, грудного, поясничного, крестцового и хвостового. Плечевой и тазовый пояса конечностей укреплены и связаны с осевым скелетом. Развиты ребра и грудная клетка.
4)Мускулатура более дифференцирована, чем у земноводных. Развиты шейные и межреберные мышцы, подкожная мускулатура. Движения отделов тела более разнообразные и быстрые.
5)Пищеварительный тракт более длинный, чем у земноводных, и четче дифференцирован на отделы. Пища захватывается челюстями, имеющими многочисленные острыезубы. Стенки ротовой полости и пищевода снабжены мощной мускулатурой, которая проталкивает крупные порции пищи в желудок. На границе тонкой и толстой кишок имеется слепая кишка, особенно хорошо развитая у растительноядных наземных черепах.
6)Органы дыхания —легкие — имеют большую дыхательную поверхность за счет ячеистого строения. Развиты воздухопроводящие пути — трахея, бронхи, в которых воздух увлажняется и не иссушает легкие. Вентиляция легких происходит путем изменения объема грудной клетки.
7)Сердце трехкамерное, однако в желудочке имеется неполная продольная перегородка, препятствующая полному смешиванию артериальной и венозной крови. Большая часть тела пресмыкающихся снабжается смешанной кровью с преобладанием артериальной, поэтому интенсивность обмена выше, чем у земноводных. Однако пресмыкающиеся, так же как рыбы и земноводные, являются пойкилотермными (холоднокровными)животными, температура тела которых зависит от температуры среды обитания.
8)Органы выделения —тазовые почки. По мочеточникам моча оттекает в клоаку, а из нее — в мочевой пузырь. В нем вода дополнительно отсасывается в кровеносные капилляры и возвращается в организм, после чего моча выводится наружу. Конечный продукт азотистого обмена, выводимый с мочой, — мочевая кислота.
9)Головной мозг имеет больший относительный размер, чем у земноводных. Лучше развиты большие полушария переднего мозга с зачатками коры и мозжечок. Формы поведения пресмыкающихся более сложные. Органы чувств лучше приспособлены к наземному образу жизни.
10)Оплодотворение только внутреннее. Яйца, защищенные от высыхания кожистой или скорлуповой оболочкой, рептилии откладывают на суше. Зародыш в яйце развивается в водной оболочке. Развитие прямое.

1. Ядерные поры транспортные каналы, пронизывающих двухслойную ядерную оболочку. Через них происходит обмен веществами между ядром и цитоплазмой клетки.
2.Главная функция-синтез энергии.
3.Водородная связь представляет собой слабое электростатическое притяжение (взаимодействие,связь) между одним электроотрицательным атомом (например, кислородом или азотом) и водородным атомом.
4. Избирательная проницаемость плазматической мембраны,ядро-"мозг клетки",которое регулирует все процессы жизнедеятельности

Организм многоклеточного животного отличается от растительного организма способностью к 1) движению и росту 2) половому размнож

Установите последовательность процессов энергетического обмена в клетке: 1. поступление ПВК (пировиноградной кислоты) в митохонд

ПОМОГИТЕ СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА ОЧЕНЬ НАДО ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ НАПИШИТЕ 2 СПОСОБА РЕШЕНИЯ Какие дети получатся от брака, если женщина-дальто

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

VII межмуниципальная научно-практическая конференция

обучающихся общеобразовательных организаций

Естественнонаучная секция секция

ЛИШАЙНИКИ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ

(на примере Бутурлиновского района)

Проектно-исследовательская работа по биологии

Автор: Мамаева Злата и Филимонова Варвара

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа

Руководитель: учитель биологии Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа

Романцова Людмила Николаевна .

г. Бутурлиновка, 2017

3. Практическая часть.

3.2 Анализ чистоты воздуха при помощи лишайников……………………… 9

5. Литература и Интернет-ресурсы…………………………………………. 11

Лишайники - своеобразная группа комплексных организмов, состоящих из двух представителей разных царств природы, находящихся в симбиотических отношениях: грибов, относящихся к царству грибов и водорослей из царства растений. Грибы обеспечивают водоросли минеральными веществами и водой, а водоросли отдают взамен продукты фотосинтеза, т.е. питание.
Наука о лишайниках – лихенология, насчитывает более 100 лет. Выяснением сущности их устройства Симпсоном Швендереном в 1867г. было в XVlll веке как настоящее открытие . Лишайники чутко реагируют на загрязнение атмосферы, поэтому их используют в качестве индикаторов состояния окружающей среды. Чем чище воздух, тем разнообразие лишайников больше.
В настоящее время основным источником загрязнения является автотранспорт, на его долю приходится более 80% всех выбросов в атмосферу. (5). Основные загрязняющие вещества: СО, NO, NO 2 , взвешенные вещества (пыль), SO 2 . В последние десятилетия показано, что из компонентов загрязненного воздуха на лишайники самое отрицательное влияние оказывают NO, NO 2 и SO 2 (3).
Наша школа находится в микрорайоне города, рядом с которым располагается аэродром, автострада и невдалеке автозаправка. Нашему городу уже 100 лет, а школа построена в 2014 году. В своей работе мы предполагали выяснить могут ли лишайники расти на территории нашего района, познакомиться с разнообразием лишайников и их реакцией на загрязняющие вещества, содержащиеся в воздухе.

Цели исследования: выяснить растут ли в микрорайоне школы лишайники как биоиндикаторы чистоты окружающей среды .

Задачи исследования:
1. Изучение видового разнообразия лишайников в микрорайоне школы как индикаторов чистоты окружающей среды.
2. Анализ экологических особенностей и субстратного распределения лишайников.
3. Выявить предпочтения лишайников к субстрату в городе
4. Обзор литературы

Объект исследования: лишайники

Предмет исследования: видовое разнообразие лишайников

Методы исследования: визуальный, описательный, сравнительный

Практическая значимость работы

2. Лишайники в природе

На земном шаре известно более 25000 видов лишайников и ежегодно лихенологии открывают еще ранее не известные виды. На территории Воронежской области произрастает более 200 видов лишайников.

Лишайники отличаются большим разнообразием форм, окрасок, размеров и строений. Окраска их зависит от пигментов, а также от окраски лишайниковых веществ. По форме лишайники очень различны, как и по окраске. Они могут иметь форму прикипевшей корочки, листовидной пластинки или кустика. По этим признакам они делятся на три основные морфологические группы: накипные, листоватые и кустистые.

Лишайники, обитающие на стволах деревьев, являются эпифитами – растут на поверхности стволов и ветвей поверхностно и в разрез с общепринятым мнением не являются паразитами.
Среди эпифитных лишайников можно выделить несколько подгрупп:

- эпифилльные лишайники, растущие на листьях деревьев и кустарников;

- настоящие эпифитные лишайники, растущие на коре;

- эпиксильные лишайники, растущие на обнаженной и обработанной древесине.

Группа эпифитных лишайников, растущих на коре деревьев очень многочисленна. Очень часто они сплошь покрывают ствол дерева на большом протяжении. На участке коры величиной не более ладони иногда можно насчитать до 38 видов лишайников, которые растут вплотную друг к другу и даже один на другом.
Количество и густота лишайников на стволе зависят в основном от освещенности. Возраст некоторых видов, обитающих в Антарктиде, насчитывает 10000 лет. Рост всех видов лишайников зависит от условий обитания и может колебаться, то замедляясь, то увеличиваясь.
Лишайники, приспособленные к существованию при малой освещенности, поселяются ближе к основанию ствола, а светолюбивые поднимают выше по стволу.

Высокая чувствительность лишайников к загрязнению среды объясняется следующими факторами:

• У лишайников отсутствует непроницаемая кутикула, благодаря чему обмен газов происходит свободно через всю поверхность.

• Большинство токсичных газов концентрируется в дождевой воде, а лишайники впитывают её всей поверхностью тела (таллома) в отличие от цветковых, которые поглощают воду в основном из почвы.

• Большинство цветковых растений в наших широтах активно растут только летом, когда уровень загрязненности обычно ниже; в то же время некоторые лишайники обладают способностью к росту при температуре ниже 0°С.

• В отличие от цветковых растений лишайники не способны избавляться от пораженных ядовитыми веществами частей своего тела каждый год.

Таким образом, лишайники являются интегральным индикатором состояния среды. Поэтому лишайники широко используются для мониторинга состояния окружающей среды. Данная система мониторинга называется лихеноиндикацией.

3. Практическая часть

В январе – феврале 2017 года нами был произведено маршрутное обследование лесополосы по ул Дорожная, которая находится около школы. Лишайники были обнаружены на четырёх видах деревьев: берёза, ясень, вяз, клён. На стволах деревьев определяли расположение лишайников в соответствии со сторонами света. На высоте 110 -120 см мы определяли общее проективное покрытие лишайников и фотографировали объект (3). Для определения лишайников использовали определитель лишайников (1). Консультации по вопросам определения лишайников осуществлялось в школьной лаборатории с учителем биологии
Результаты. Нами было определено и собрано 2 вида лишайников: Physcia stellaris, Parmelia sulcata . (таблица 1). Создан гербарий местных лишайников.

БИОЛОГИЯ . ПОДГОТОВКА К ЕГЭ 2018.

БИОЛОГИЯ . ПОДГОТОВКА К ЕГЭ 2018.

БИОЛОГИЯ . ПОДГОТОВКА К ЕГЭ 2018. запись закреплена

📎

Вопрос 2. Как устроены лишайники?
Тело лишайника — слоевище — состоит из гриба и водоросли, живущих в симбиозе как один организм. Оно образовано переплетающимися нитями грибницы, между которыми расположены одноклеточные зеленые или синезеленые (цианобактерии) водоросли.

📎

Вопрос 3. Как лишайники питаются?
На грибных нитях имеются присоски, которые проникают внутрь клетки водоросли. Таким образом грибница получает органические вещества, необходимые ей для питания из клеток зеленых водорослей. В свою очередь, нити гриба лишайника поглощают из окружающей среды воду и растворенные в ней минеральные вещества, которые поступают в клетки водорослей.

📎

Вопрос 4. Почему лишайники называют пионерами растительного покрова?
Лишайники в своем питании практически не зависят от почвы и первыми поселяются в самых бесплодных местах. Выделяя особые кислоты, лишайники медленно разрушают горные породы. Отмирая, они образуют почву, на которой могут жить другие растения. Поэтому лишайники и называют пионерами растительного покрова.

📎

Вопрос 5. Каково практическое значение лишайников?
На Севере лишайники служат основным кормом для оленей зимой. Из некоторых видов лишайников получают краску и лакмус, необходимый химической промышленности. Многие виды лишайников используют в медицине и парфюмерной промышленности. Лишайники чувствительны к загрязнению окружающей среды и могут служить показателями ее состояния.

📎

Вопрос 6. В чем заключается явление симбиоза?
Симбиоз — это связь, полезная как одному, так и другому организму

📎

Вопрос 7. С какими еще примерами симбиоза вы знакомы?
Симбиоз встречается, например, между определенными видами деревьев и грибов. Нити грибницы плотно оплетают корень дерева и даже проникают внутрь его, образуя грибокорень, или микоризу. Дерево получает от грибницы поглощенные ею из почвы воду и растворенные минеральные вещества. В свою очередь, грибница получает из корней деревьев органические вещества, необходимые ей для питания и образования плодовых тел.

📎

Вопрос 8. Ка­ко­ва роль гриба в со­ста­ве ли­шай­ни­ка?
Гриб обес­пе­чи­ва­ет до­став­ку воды и ми­не­раль­ных солей ( по­гло­ща­ет воду и ми­не­раль­ные соли ), а также за­щи­ща­ет от воз­дей­ствия не­бла­го­при­ят­ных фак­то­ров среды, таких, как пе­ре­грев, вы­сы­ха­ние, из­лиш­няя ин­со­ля­ция. При этом гриб ис­поль­зу­ет син­те­зи­ру­е­мые во­до­ро­со­лью ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства.

Ка­ко­ва роль во­до­рос­ли, вхо­дя­щей в со­став ли­шай­ни­ка?
Роль во­до­рос­ли, вхо­дя­щей в со­став ли­шай­ни­ка — обес­пе­чи­ва­ет гриб ор­га­ни­че­ски­ми ве­ще­ства­ми.

📎

Вопрос 9 По­че­му ли­шай­ни­ки не от­но­сят ни к од­но­му из царств живой при­ро­ды ?
Ли­шай­ни­ки со­сто­ят из во­до­рос­лей и гри­бов, это сим­био­ти­че­ские ор­га­низ­мы, по­это­му их не от­но­сят ни к од­но­му из царств живой при­ро­ды.

📎

Вопрос 11.Ягель или оле­ний мох по своей сути яв­ля­ет­ся?
Ягель — это ку­сти­стый ли­шай­ник.

📎

Вопрос 12.Ли­шай­ни­ки, оби­та­ю­щие на кам­нях, от­но­сят­ся к какому виду
Ли­шай­ни­ки по­кры­ва­ют камни тон­ким слоем, от­но­сят­ся к на­кип­ным.

📎

Вопрос 13. Как тело ли­шай­ни­ка на­зы­ва­ют и почему.?
Ли­шай­ник со­сто­ит из двух ор­га­низ­мов, не имеет тка­ней, по­это­му тело на­зы­ва­ет­ся сло­е­ви­щем.

📎

Вопрос 15 .Почему Ли­шай­ни­ки редко встре­ча­ют­ся в го­ро­дах? .
Ли­шай­ни­ки редко встре­ча­ют­ся в го­ро­дах, по­то­му что очень чув­стви­тель­ны к за­гряз­не­нию воз­ду­ха . Ли­шай­ни­ки яв­ля­ют­ся био­ин­ди­ка­то­ра­ми чи­сто­ты воз­ду­ха.

📎

Вопрос 16.Какие био­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти ли­шай­ни­ков поз­во­ля­ют им пер­вым за­се­лять места, не­при­год­ные для жизни дру­гих ор­га­низ­мов?
Ли­шай­ни­ки — сим­био­ти­че­ские ор­га­низ­мы. Во­до­росль в ре­зуль­та­те фо­то­син­те­за вы­ра­ба­ты­ва­ет ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся гри­бом. Гриб снаб­жа­ет во­до­росль водой и ми­не­раль­ны­ми со­ля­ми. Гриб и во­до­росль на­хо­дят­ся в таком тес­ном кон­так­те, что воз­ни­ка­ет как бы еди­ный ор­га­низм, по­это­му ли­шай­ни­ки не­тре­бо­ва­тель­ны к суб­стра­ту и часто иг­ра­ют роль пер­во­по­се­лен­цев на со­вер­шен­но голых ска­лах.

📎

Вопрос 17.В каких от­но­ше­ни­ях со­сто­ят во­до­росль и гриб, об­ра­зу­ю­щие ли­шай­ник?
Сим­би­оз — форма вза­и­мо­от­но­ше­ний, при ко­то­рой оба партнёра или один из них из­вле­ка­ет поль­зу из дру­го­го.
Ли­шай­ник со­сто­ит из гриба и во­до­рос­ли. Во­до­росль в ре­зуль­та­те фо­то­син­те­за про­из­во­дит ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства (уг­ле­во­ды), ис­поль­зу­ю­щи­е­ся гри­бом, а тот по­став­ля­ет воду и ми­не­раль­ные ве­ще­ства.

📎

Вопрос 18. Кто является поч­во­об­ра­зо­ва­те­ля­ми в новой эко­си­сте­ме, воз­ни­ка­ю­щей на ска­лах.?
Ли­шай­ни­ки иг­ра­ют опре­де­лен­ную роль в поч­во­об­ра­зо­ва­нии. Они вы­де­ля­ют кис­ло­ты, спо­соб­ству­ю­щие рас­тво­ре­нию суб­стра­та, и тем самым участ­ву­ют в про­цес­сах вы­вет­ри­ва­ния. Вно­сят су­ще­ствен­ный вклад в про­цес­сы поч­во­об­ра­зо­ва­ния.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит тесты по подготовке по теме Лишайники. Это задания с выбором одного ответа, с множественным выбором и задание на соответствие, а так же задания со свободным ответом.

Выберите три верных ответа из шести. Роль лишайников в том, что они

1) являются основным видом пищи для некоторых птиц

3) защищают стволы от переохлаждения

4) являются хорошими биоиндикаторами чистоты окружающей среды

5) являются основными природными красителями

6) являются основным видом пищи для северных оленей

2) кусочками слоевища

3) особыми образованиями, состоящими из клеток водоросли и гриба

4) всеми перечисленными способами

Выберите три верных ответа из шести. Лишайники размножаются

2) кусочками слоевища

3) особыми образованиями, состоящими из клеток водоросли и гриба

4) простым делением пополам

Выберите три верных ответа из шести. По форме слоевища лишайники делятся на

1) древесные 2) кустистые 3) плоские

4) листоватые 5) накипные 6) талломные

Установите последовательность процессов, происходящих при освоении новых территорий живыми организмами. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) появление листоватых и кустистых лишайников

2) формирование климаксного сообщества

3) появление накипных лишайников на участках, лишённых почвы

4) появление нетребовательных к качеству почвы травянистых растений

5) формирование слоя почвы в результате деятельности лишайников

Лишайники, обитающие на камнях, относятся к

1) кустистым лишайникам 2) листовым лишайникам

3) накипным лишайникам 4) торфяным мхам

Почвообразователями в новой экосистеме, воз­ни­ка­ю­щей на скалах, являются

1) пси­ло­фи­ты и мхи 2) мно­го­лет­ние травы

3) лишайники 4) од­но­лет­ние травы

Ягель или олений мох по своей сути является:

1) зеленым мхом 2) торфяным мхом

3) листовым лишайником 4) кустистым лишайником

Лишайники редко встречаются в городах, потому что

1) очень чувствительны к загрязнению воздуха

2) очень чувствительны к недостатку света

3) им не хватает влаги

4) для посадки обычно выбирают деревья без лишайников

Установите последовательность процессов, вызывающих смену экосистем.

1) заселение территории мхами и кустистыми лишайниками

2) появление кустарников и полукустарников

3) формирование травяного сообщества

4) появление накипных лишайников на скальных породах

5) формирование лесного сообщества

Какие био­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти ли­шай­ни­ков поз­во­ля­ют им пер­вым за­се­лять места, не­при­год­ные для жизни дру­гих организмов?

1) раз­ви­тые корни, обес­пе­чи­ва­ю­щие их водой

2) легко пе­ре­но­сят за­гряз­не­ние окру­жа­ю­щей среды

3) спо­соб­ны усва­и­вать ат­мо­сфер­ный кислород

4) не­тре­бо­ва­тель­ны к влажности, теплу, пло­до­ро­дию почвы

Выберите три верных ответа из шести. Какова роль водоросли, вхо­дя­щей в со­став лишайника? Она

1) па­ра­зи­ти­ру­ет на грибе

2) обес­пе­чи­ва­ет гриб ор­га­ни­че­ски­ми веществами

3) обес­пе­чи­ва­ет гриб водой

4) за­щи­ща­ет гриб от паразитов

5) производит органические вещества из углекислого газа и воды

Выберите три верных ответа из шести. К лишайникам относится

5) исландский мох

Почему лишайники не относят ни к одному из царств живой природы

1) они совмещают в себе признаки растений и животных

2) по типу питания они сходны с бактериями и животными

3) это симбиотические организмы, состоящие из гриба и водоросли

4) они поглощают воду всей поверхностью тела

Симбиозом каких организмов являются лишайники?

1) гриба и корнями дерева 2) двух грибов различных видов

3) гриба и водоросли 4) водоросли и бактерий

Тело лишайника называют

1) слоевищем 2) стеблем 3) листом 4) побегом

Установите соответствие между признаками организмов и группами, для которых они характерны.

А) выделяют в особое царство

Б) тело представляет собой слоевище

В) имеют плодовое тело

Г) по способу питания — авто-гетеротрофы

Д) вступают в симбиоз с корнями растений

Е) представляют симбиоз грибов и водорослей

В каких от­но­ше­ни­ях со­сто­ят во­до­росль и гриб, об­ра­зу­ю­щие лишайник?

1) конкуренция 2) квар­ти­рант­ство 3) симбиоз 4) паразитизм

Какова роль водоросли, вхо­дя­щей в со­став лишайника? Она

1) па­ра­зи­ти­ру­ет на грибе

2) обес­пе­чи­ва­ет гриб ор­га­ни­че­ски­ми веществами

3) обес­пе­чи­ва­ет гриб водой

4) за­щи­ща­ет гриб от паразитов

Выберите три верных ответа из шести. Гриб в со­ста­ве лишайника

1) со­зда­ет органические ве­ще­ства из неорганических

2) по­гло­ща­ет воду и ми­не­раль­ные соли

3) рас­щеп­ля­ет минеральные ве­ще­ства

4) за­щи­ща­ет водоросль от воз­дей­ствия неблагоприятных фак­то­ров

5) осу­ществ­ля­ет связь ли­шай­ни­ка с окру­жа­ю­щей средой

6) ис­поль­зу­ет синтезируемые во­до­ро­слью органические вещества

Дайте крат­кий ответ на вопрос:в чём про­яв­ля­ет­ся симбиоз гриба и во­до­рос­ли в лишайнике?

Какие от­но­ше­ния устанавливаются между во­до­рос­лью и гри­бом в сло­е­ви­ще лишайника? Объ­яс­ни­те роль обоих ор­га­низ­мов в этих отношениях.

В результате вулканической деятельности в океане образовался остров. Объясните последовательность формирования экосистемы на недавно образовавшемся участке суши.

Читайте также: