Лишайники очень требовательны к чистоте воздуха

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Актуальность темы. В наше время окружающая среда находится в состоянии экологического кризиса. Это тесно связано с современной деятельностью человека. В последние годы безопасности человека все больше угрожает загрязнение окружающей среды, в частности, загрязнение атмосферы. Вследствие загрязнения воздуха растет число больных, страдающих такими заболеваниями, как хронический бронхит, различные аллергические заболевания и рак легких. Человеку нужен чистый воздух. И наша задача сохранить его. Сделать это можно с помощью биологических индикаторов, в качестве которых можно использовать лишайники - широко распространенные организмы с достаточно высокой выносливостью к климатическим факторам и чувствительностью к загрязнителям окружающей среды.

Поэтому я задумалась, какая экологическая обстановка в моем родном городе. Гуляя по улицам города я обратила внимание, что на стволах деревьев растут разные виды лишайников (лишайники являются индикатором чистоты воздуха ). Ближе к дороге лишайники не обнаружились, поэтому я решила определить наличие вредных веществ в воздухе своего города с помощью лишайников.М

Цель работы:

Выяснить загрязненность атмосферы по встречаемости лишайников и определить наличие вредных веществ в городе Кулебаки Нижегородской области.

Задачи:

1)Изучить строение лишайников как биоиндикаторов.

2)По видовому составу определить степень загрязнения воздуха.

3)Выявить наличие в слоевищах лишайников свинца, железа и серы.

4)Сделать вывод о благополучии города.

5) Собрать коллекцию лишайников.

Значимость работы:

Данная исследовательская работа дает возможность судить не только об экологической обстановке той местности, где я проживаю, но и возможно облегчит процесс предупреждения заболеваний, и их устранения, так как растительность, окружающая нас, это не только объект изучения науки, но и часть жизни человека.

Основная часть

Объект исследования: эпифитные лишайники, растущие на деревьях.

Предмет исследования: разные районы г.Кулебаки:

Глава 1 Обзор методической литературы

1.1. Влияние загрязнения на состояние лишайников.

Растения способны накапливать загрязняющие вещества и, прежде всего, катионы тяжелых металлов, поглощенные ими из воздуха и атмосферных осадков. Наибольшей металлоаккумулирующей способностью обладают эпифитные лишайники, растущие на деревьях. Быстрая аккумуляция токсичных веществ вызывает отчетливые анатомо-морфологические изменения в талломах. Тщательное наблюдение за лишайниками позволяет узнать, насколько велико давление человека на природу, каким видам деревьев и животных это вредит, сколько загрязнителей концентрируется в воздухе и воде каждого конкретного района. Большое количество химических элементов лишайники получают из атмосферы с осадками и пылью. Поглощение элементов из дождевой воды идет очень быстро и сопровождается их концентрированием. Изучение лишайниковой флоры показывает, что состояние окружающей среды оказывает существенное влияние на развитие лишайников. По их видовому составу и встречаемости можно судить о степени загрязнения воздуха.

Глава II .Методика и техника исследования.

В г. Кулебаки главным источником загрязнения атмосферы является металлургическая промышленность, затем, в порядке убывания следуют транспорт , жилищно-коммунальное хозяйство, лесхоз.

Для успешного выполнения поставленных задач я воспользовалась такими методами как наблюдение, исследование, сравнение, химический анализ. В связи с тем, что лишайники поглощают воду всей поверхностью тела в основном из атмосферных осадков и отчасти из водяных паров, влажность слоевищ непостоянна и зависит от влажности окружающей среды, слоевище лишайников часто сравнивают с фильтровальной бумагой. Поэтому я решила исследовать слоевище лишайников на содержание некоторых химических элементов (сера, железо и свинец) классическим методом сжигания, а образующую золу подвергнуть химическому анализу. В качестве индикаторов я выбрала эпифитные лишайники, растущие на коре деревьев, поскольку они очень удобны для наблюдений, так как доступны в любое время года и хорошо заметны на стволах деревьев.

1.структура и состав фитоценоза на пробных площадках должны быть примерно схожими;

2.учётные площадки (участки коры дерева, на котором производится непосредственный подсчёт площади покрытия лишайниками), выбираются на высоте от 30 до 150 см от основания ствола дерева;

3.на каждой пробной площадке выбирается 10 отдельно стоящих, здоровых, растущих вертикально деревьев с диаметром ствола 25- 40 см .;

4.на каждом дереве подсчитывается количество видов лишайников. Все обнаруженные виды разделяются на три группы: кустистые, листовые, накипные.

Оценка степени покрытия ствола лишайниками проводится по методике измерения проективного покрытия: для этого на высоте 30 – 150 см на наиболее заросшую лишайниками часть коры накладывается прозрачная палетка размером 10 x 10 см (палетку расчерчивают на квадраты размером 1 x 1 см). Перед началом измерений заготавливаются специальные таблицы, в которые затем заносятся результаты исследований .

Подсчёт лишайников проводится следующим образом:

  1. Считается число квадратов сеточки, в которых лишайники визуально занимают больше половины площади квадрата (А), условно приписывая им покрытие, равное 100%;
  2. Считается число квадратов, в которых лишайники занимают менее половины площади квадрата (В), условно приписывая им покрытие, равное 50%;
  3. Вычисляется общее проективное покрытие в процентах ( R ) – по формуле: R =(100А+50В):С,

где С – общее число квадратов сеточки (в данном случае при использовании сеточки 10 x 10 см с ячейками 1 x 1 см, С=100).

4.Рассчитываем показатель относительной чистоты атмосферы(ОЧА) по формуле: ОЧА=(Н +2 х Л + 3 х К) / 30,

где Н- накипные лишайники, Л - листоватые, К- кустистые.

Чем выше показатель ОЧА (ближе к единице), тем чище воздух местообитания .

Оценка частоты встречаемости и степени покрытия по пятибалльной шкале. Таблица №2

Лиша́йники , группа низших растений, образованных симбиозом гриба ( аскомицета или базидиомицета ) и водоросли ( зеленой , реже желтозеленой и бурой) или цианобактерии .

л

Вегетативное тело представлено слоевищем , окраска которого очень разнообразна и зависит от образующихся в теле пигментов. Различают три основных типа слоевищ: накипные (корковые), листоватые и кустистые, между каждым из которых существует множество переходных форм. Наиболее примитивными являются накипные, а наиболее организованными — кустистые.

л

лишайники накипные

Основу слоевища образуют гифы гриба, в стенках клеток которых содержатся пигменты и жировые капли. В результате переплетения гиф, обладающих верхушечным ростом, образуется ложная ткань — плектенхима.

л

Лишайники поглощают воду всей поверхностью тела, используя для этого атмосферные осадки и, отчасти, водяные пары. Углекислый газ усваивается ими непосредственно из атмосферы, а питательные вещества поступают через покровы в виде растворов. Большинство лишайников спокойно переносят полное высыхание. На это время дыхание и фотосинтез у них прекращаются. Накопление органических веществ в теле происходит очень медленно, чем объясняется их незначительный ежегодный прирост. Характерной особенностью лишайников является образование особых органических соединений — лишайниковых кислот . Предполагается, что откладываясь на оболочках грибных гиф, они делают их не смачивающимися водой, в результате чего создается внутренняя атмосфера, необходимая для развития гриба. Лишайниковые кислоты видоспецифичны, что позволяет использовать их в качестве систематического признака. Установлено, что они обладают антибиотическим действием, из-за чего некоторые из них используются в медицине.

Лишайники способны размножаться вегетативно, а также бесполым и половым путем. Чаще всего наблюдается вегетативное размножение, основанное на способности слоевища лишайника к регенерации . В результате механической фрагментации от слоевища отделяются отдельные участки. Попав в благоприятные условия они дают начало новому слоевищу. Кроме этого, лишайники образуют особые органы вегетативного размножения: соредии, изидии и лобулы. Соредии представляют собой очень мелкие образования, содержащие одну или несколько клеток водоросли, оплетенных гифами гриба. Изидии — палочковидные выросты на верхней поверхности слоевища, состоящие из клеток водоросли и гриба. Лобулы имеют вид мелких, вертикальных чешуек, расположенных на поверхности слоевища и по его краям. Споровое размножение присуще только грибу. При этом образуются разнообразные по размерам и форме споры. В том случае, когда лишайник образован аскомицетом, его половой процесс практически идентичен таковому у свободноживущих сумчатых грибов.

Около 26 тыс. видов, объединяющихся в более чем 400 родов. Наиболее разнообразны в тропиках и субтропиках, обильны в тундре и высокогорьях. Растут на почве, деревьях, гнилой древесине, горных породах и т.д. Играют существенную роль в почвообразовании. Лишайники используют для получения антибиотиков , ароматических веществ и лакмуса. Многие виды очень требовательны к чистоте воздуха и не выносят задымления, из-за чего их часто используют в качестве биоиндикаторов загрязнения окружающей среды. Некоторые лишайники, например, ягель , являются основной пищей северных оленей .

Лишайники называют пионерами суши, потому что они первыми заселяют малопригодные местообитания, такие, как пожарища, камни и скалы. В результате их жизнедеятельности постепенно создаются благоприятные условия для другими организмов.

Я́гель (олений мох, олений лишайник) — группа лишайников рода кладония : Cladonia rangiferina (оленья кладония), Cladonia alpestris (альпийская кладония), Cladonia sylvatica (лесная кладония). Иногда к ягелю относят также виды из рода цетрария , а иногда оленьим мхом называют только вид Cladonia rangiferina. Также иногда из-за кустистого, сильно ветвистого слоевища этот вид выделяют в род Cladina. Ягель является кормом для северных оленей. Некоторые виды содержат усниновую кислоту, обладающую антибиотическими свойствами. Ягель растет в холодном и умеренном климатах, в хорошо осушаемой, открытой среде. В основном он произрастает в альпийской тундре, обладает высокой морозостойкостью. Ягель растет медленно: на 3-5 мм в год. Для восстановления пастбища после выпаса оленей может потребоваться несколько десятилетий.

1

Ма́нна,

1) застывший сок некоторых растений (ясеня манного, гребенщика и др.), вытекающий из ранок на коре.

Усне́я (Usnea) — род кустистых лишайников семейства уснеевых (Usneaceae). Всего насчитывают около 600 видов уснеи, распространенных в различных регионах мира, в том числе в Арктике и Антарктике, но особенно широко в умеренной лесной зоне. В России насчитывают около 50 видов. У уснеи кустистый таллом, обычно повисающий, часто в виде бледно-зеленых и серовато-зеленых бород длиной от 5 см до 2 м, с округлыми, тонкими веточками, в центральной части которых проходит тяж, образованный плотно соединенными между собой гифами. А потеции развиваются на концах лопастей, чаще образуются соредии и изидии. Уснеи растут на деревьях в виде косм (бородатые лишайники), реже на скалах. Многие виды чувствительны к загрязнению воздуха и могут использоваться в качестве биоиндикатора. Из уснеи, как и из других лишайников, получают антибиотик — усниновую кислоту.

Лишайники

Цель урока: Познакомить учащихся с особыми организмами-лишайниками, представляющими собой симбиоз гриба и водорослей. Выяснить: как они устроены, где обитают, как питаются, размножаются, на какие группы делятся, и какое значение имеют в природе и жизни человека.

Планируемые результаты обучения .

Предметные:

1. Сформировать понятия: лишайники, накипные, кустистые и листовые лишайники, корковый слой, сердцевина, слой водорослей.

2. Развить понятия: симбиоз, слоевище (таллом), гетеротрофное и автотрофное типы питания, гифы гриба, фотосинтез.

3. Показать особенности строения и жизнедеятельности лишайников как симбиоз гриба и водоросли, которые позволяют выделить их в особую группу.

4. Раскрыть роль лишайников в природе и жизни человека.

Метапредметные : Развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы (показать приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека).

Личностные :

1. Самостоятельно определяют цели своего обучения.

2. Умеют работать с разными источниками биологической информации: находят биологическую информацию в тексте учебника, анализируют и оценивают информацию.

3. Формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды.

Основные понятия урока: лишайники: кустистые, листоватые, накипные; симбиоз, лихенология, лихеноиндикация.

Тип урока: урок изучения нового с элементами исследовательской деятельности.

Вид учебной деятельности учащихся : работа с научным текстом и материалом учебника, с раздаточным материалом, моделирование.

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Сегодня мы будем изучать интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал. Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. Кто сегодня хочет узнать много нового?

II . Формулировка темы урока, постановка цели (5 мин)

Сегодня мы с вами будем изучать новый организм. О чем пойдет речь на уроке, мы узнаем, разгадав кроссворд.

1. Низшие растения, обитающие в основном в водной среде.

2. Пигмент зеленого цвета.

3. Верхняя часть плодового тела шляпочного гриба.

4. Нижняя часть плодового тела шляпочного гриба.

5. Часть шляпочного гриба, находящаяся в почве.

6. Другое название мицелия.

7. Взаимовыгодные отношения.

8. Симбиоз гриба и корней деревьев.

Давайте определимся с целью урока. Вы знаете, что такое лишайник? Значит нужно это выяснить.

Цель: Выяснить, что такое лишайник.

Что для этого нужно сделать? (узнать строение)

1. Раскрыть особенности строения и жизнедеятельности лишайников.

2. Узнать о многообразии лишайников.

3. Раскрыть их значение в природе и жизни человека.

III . Изучение нового

Если бы ученые устроили соревнования на выносливость среди растений, то лишайники, несомненно, стали бы первыми претендентами на победу.

Эти организмы сказочно живучи!

Они селятся на голом камне, на обледеневших скалах, на песках обожжённой солнцем пустыни, растут на чистой бумаге, стекле, железе.

Они переносят жестокую стужу, годами мокнут в воде, не боятся огненного солнца, живой и непобедимой пылью летают над пустыней. Но стоит им только попасть во влажное место, как они оживают.

Создание проблемной ситуации.

Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению, к какому царству относить лишайники – растений или грибов?

Внимательно рассмотрите раздаточный материал.

Что такое лишайник?

Как бы вы ответили на этот вопрос?

Лишайник


Опыт: Увлажним тело лишайника и поместим его в стакан. Через 10 дней можно наблюдать разросшиеся белые тонкие нити – это гифы гриба. Увлажненный и измельченный лишайник поместим в другой стакан, поставим его на свет. Через 10 дней наблюдаем зеленый налет на стенках стакана. Рассмотрим налет под микроскопом. Как вы думаете, что это? (водоросли)

В теле лишайника совмещены два организма - гриб и водоросль.

Как называется тип взаимоотношений, когда два организма живут совместно друг с другом?

СИМБИОЗ ------------------------ ПАРАЗИТИЗМ

Какие взаимоотношения между грибом и водорослью

в лишайнике?

Первичное осмысление учебного материала

Чтобы это понять, рассмотрим внутреннее строение лишайников.

Откройте учебник на с. 69, внимательно прочитайте "Строение и питание лишайников".

Моделирование. Изготовьте модель внутреннего строения лишайников пользуясь рис. 43. Вам понадобится пластилин и картон.

Глубокое осмысление учебного материала

1. Что на вашей модели показано белыми тонкими нитями? (гифы гриба)

2. А зелеными кружочками? (водоросль)

3. Почему вы взяли именно зеленый пластилин? (водоросль содержит хлорофилл, она фотосинтезирует)

4. Как называется такой способ питания? (автотрофное)

5. Почему на ваших моделях клетки водорослей находятся внутри, а гифы гриба снаружи? (гифы гриба образуют корковые слои, защищают водоросль от неблагоприятных условий, прикрепляют к субстрату)

6. А какую еще функцию выполняют гифы гриба? (поглощают воду и минеральные вещества)

7. А как питаются грибы? (гетеротрофно, готовыми органическими веществами)

8. А где они их берут? (у водоросли)

Итак, ребята, мы с вами выяснили, что гифы гриба защищают клетки водорослей, поглощают воду и минеральные вещества. Водоросли из них создают органические вещества и делятся с грибом.

- Так какой тип взаимоотношений между водорослью и грибом в лишайнике? (Симбиоз - взаимовыгодные отношения)

Лишайники - это симбиотическая группа организмов, состоящая из автотрофного компонента - водоросли и гетеротрофного компонента - гриба. (записать в рабочий лист)

Водоросль, входящая в состав лишайника, отделенная от гриба, как правило, может существовать самостоятельно, а гриб - нет.

Задание № 1 (в рабочих листах). Подпишите слои лишайника: верхний и нижний корковые, сердцевина, слой водорослей.

Физкультминутка.

Закройте глаза, поводите глазами под веками влево, вправо, вверх, вниз. Опустите голову вперед, назад, поверните влево, вправо.

Изучением лишайников занимается наука лихенология.

Лихенология - наука, изучающая лишайники. (записать в рабочий лист)

Я просила Ксению узнать, откуда произошло название лишайник.

Тело лишайников называется таллом или слоевище.

(Слайд №5) 3 группы лишайников.

- Чем отличаются эти лишайники по внешнему виду? (формой слоевища)

- На что похожи слоевища каждой группы? (накипь, листики, кустики)

Лишайники


накипные листоватые кустистые

Задание № 2. Ознакомьтесь с информацией в рабочих листах и заполните таблицу с помощью учебника и раздаточного материала. (работа в парах)

Обитают на поверхности почвы, коре деревьев, камнях. Имеют вид корочки или пены, плотно сросшейся с субстратом.

Имеют округлую форму, часто с изрезанными или рассеченными краями.

Более высокоорганизованные. Слое-вище напоминает кустарничек.

Обитают на поверхности почвы, коре деревьев, камнях. Имеют вид корочки или пены, плотно сросшейся с субстратом.

Леканора, ризокарпон, бацидия .

Имеют округлую форму, часто с изрезанными или рассеченными краями.

Пармелия, гипогимния, ксантория.

Более высокоорганизованные. Слое-вище напоминает кустарничек.

Кладония ( ягель), уснея.

Лишайники - самые медленно растущие организмы. За год их слоевище увеличивается примерно на 2 - 8 мм. Альпийский лишайник за 200 лет вырастает всего на миллиметр. Зато и живут они, может быть, дольше всех других живых существ. В 1981г. было установлено, что возраст некоторых антарктических лишайников - как минимум 10 тыс. лет. Благодаря лишайникам учёные установили возраст знаменитых гигантских каменных изваяний на острове Пасхи. (слайд №7) Измерив по фотографиям, насколько выросли за полвека, поселившиеся на статуях лишайники, учёные вычислили их возраст, более 400 лет.

Причиной медленного роста лишайников ученые связывают с тем, что водоросль, которая обеспечивает пищей и себя и гриб в лишайнике занимает всего 10% объема лишайника.

Размножение лишайников

Размножаются лишайники главным образом вегетативным способом: обломками слоевища или специальными органами – группами клеток гриба и водоросли, которые образуются внутри его тела или в виде выростов на поверхности тела. Под давлением разросшихся клеток тело лишайника разрывается, группы клеток разносятся ветром и дождевыми потоками.

1. Лишайники в природе играют очень важную роль, первыми поселяясь в самых бесплодных местах. Выделяя особые кислоты, лишайники медленно разрушают горные породы. Отмирая, они образуют почву, на которой могут жить растения.

2. Огромные пространства тундры покрывает ковер из лишайников. Чаще всего там встречается олений мох или ягель. Как вы думаете, почему он так называется?

Если залить олений мох – ягель теплой водой. То, через некоторое время, сухие кустики этого лишайника станут мягкими и эластичными. Эту особенность используют животные тундры-олени. Ягель - это единственный корм северных оленей. Раскапывая копытами снег, они поедают сухой ягель и заедают его снегом. В желудке снег растает и превратит ягель в калорийный корм. Мне кажется, что этот процесс очень напоминает заваривание лапши быстрого приготовления.

3. Вы, наверное, замечали, что возле дорог на деревьях мало лишайников, а в лесу - много. Почему? Как вы думаете? (лишайники не любят загрязненный воздух). Лишайники используют для изучения чистоты воздуха. Это индикаторы. Индикатор - это показатель (греч.) Метод подсчета количества лишайников называется лихеноиндикация.

4. Лишайники употребляют в пищу.

В древнейшие времена евреи жили пленниками в Древнем Египте. Пророк Моисей решил вывести свой народ, но многолетнее странствие оказалось суровым: пища закончилась. Люди падали от изнеможения и истощения на горячий песок.

5. Используют в медицине и парфюмерной промышленности.

6. Получают краску и лакмус.

IV . Первичное закрепление.

лишайник

До настоящего времени лишайники относили к низшим растениям. Однако сейчас они представляют собой самостоятельную группу живых организмов.

Распространение лишайников

Лишайники встречаются в местах, малопригодных для других растений: камни, пустыни и полупустыни, тундры. Арктика является местом произрастания сотни разновидностей лишайников. В большом количестве лишайники произрастают в лесах.

Благодаря способности быстрого высыхания, лишайники имеют высокую жизнестойкость. Жизнедеятельность лишайников возобновляется с наступлением благоприятных условий. Плотная оболочка лишайников позволяет расти в холодных местностях.

Известно более 20 тыс. видов лишайников.

Лихенология — наука о лишайниках.

Таллом (слоевище) — тело лишайников, образующееся в результате симбиоза двух организмов — грибов и водорослей (рис.1)

строение-лишайника

Рис.1 Строение лишайника

Симбиоз основан на взаимовыгодном взаимодействии, в ходе которого гифы гриба поставляют водорослям воду и растворенные в ней минеральные вещества, а обратно получают от водорослей органические соединения, образованные ими в процессе фотосинтеза.

Гифы лишайника способствуют прикреплению к почве и другим субстратам (поверхность камней, кора деревьев, шифер домов и др).

Особенностью считается тот факт, что грибы, входящие в состав лишайников, существовать самостоятельно не могут. Однако одноклеточные водоросли слоевища лишайника можно встретить в природе по отдельности. С участием солнечного света водоросли фотосинтезируют, поглощая углекислый газ и воду, образуя органические соединения. Органика служит источником питания как самой водоросли, так и грибницы.

Размножение лишайников

Чаще всего лишайники размножаются вегетативно — многочисленными клубочками или частичками таллома. Клубочки образуются внутри таллома, который разрываясь способствует их распространению. Каждый клубочек или кусочек таллома прорастая превращается в самостоятельный организм.

Бесполое размножение лишайников осуществляется спорами (конидии, пикноконидии, стилоспоры), образующиеся в специальных мешочках и вместилищах (конидиеносцы, пикнидии).

Половое размножение лишайников происходит с помощью аско- и базидиоспор, образующие плодовые тела.

Формы лишайников:

Выделяют три формы лишайников (рис. 2).
1. Накипные лишайники растут на коре деревьев и на камнях в виде тонкой или толстой корочки. Они чешуйчатообразные, оранжевые, желтые, серые, голубоватые, коричневые и бурые.
2. Листоватые лишайники встречаются на коре деревьев. Похожи они на листовидные пластинки.
3. Кустистые лишайники образуют в сосновых борах сплошные ковры из ветвистых беловато-зеленых и беловатых кустиков или повисающей бороды.

формы лишайников

Рис.2 Формы лишайников (накипные, листоватые, кустистые) (слева-направо)

Лишайники не могут обходиться без света. Свет необходим для фотосинтезирующих водорослей. Из за полного отсутствия света, лишайники погибают.

Лишайникам требуется чистый воздух, именно поэтому их считают индикаторами (показателями) чистоты воздуха. Можно сказать, что наличие и активный рост лишайников свидетельствует о чистоте местной атмосферы. Грязный воздух промышленных городов для лишайников губителен.


Рост лишайников очень медленный. За год накипные лишайники способны вырасти всего на 1-8 мм, а кустистые — на 1-3,5 см.

Талломы лишайников могут иметь возраст от нескольких сотен до тысячи лет. Геологи используют лишайники для определения возраста горных обвалов или ледниковых морен.

Значение лишайников

виды лишайников

Рис.3 Виды лишайников

Лишайники не являются паразитами, однако из за того что в них поселяются насекомые, вредные для древесных растений, их иногда относят к данной группе.

Лишайники имеют большое значение и для сельского хозяйства (корм для северных оленей).

В медицине из пармелии, растущей на коре деревьев получают антибиотики.

Из лишайников получают сахар, спирт, красители, лакмус, ароматические вещества и др. Некоторые виды применяют в кондитерском производстве.

Лишайники — это симбиотические живые организмы. Тело лишайника состоит из грибов и водорослей. По внешним признакам лишайники подразделяют на три группы: накипные, листоватые и кустистые. Лишайники имеют большое значение в природе, народном хозяйстве и медицине. Считаются биоиндикаторами чистоты воздуха, поэтому в загрязненных городах они не растут.
Раздел ботаники, изучающий лишайники — лихенология.

Читайте также: