Лекарственные растения для посадки в детском саду

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024


Главные используемые человеком полезные растения (пищевые, прядильные) перешли в культуру примерно 7–10 тыс. лет тому назад. Но лекарственные растения пользовались гораздо меньшим спросом, и целесообразность их возделывания выявилась заметно позднее. Оно стало следствием развития медицины и увеличения спроса на лекарства.

В стародавние времена красота и польза не разделялись. Считалось, что истинный сад должен служить здоровью, услаждать зрение, вкус, слух, обоняние. Поэтому в старину сажали рядом цветы, плодово-ягодные культуры, пряности, душистые и лекарственные растения.

В Средние века в Европе появляются монастырские сады. Сам монастырский двор, обычно квадратный, каменными или кирпичными дорожками делился на четыре части. В центре двора был фонтан – символ вечности, по периметру высаживали фруктовые и декоративные деревья, цветы. Так называемые утилитарные сады – плодовые, аптекарские, кухонные – разбивали за пределами монастырских построек, но обносили единой стеной. Они были спланированы как прямоугольники, каждый из которых обычно был засажен одним, реже двумя-тремя видами растения. По периметру сада высаживали плодовые деревья для защиты от ветра. К лечебным травам обычно добавляли цветы для украшения алтаря – розы, белые лилии, примулы, ландыши. Особое предпочтение отдавали выращиванию душистых трав для освежения воздуха в жилище. Именно на основе этих садов впоследствии возникли парки эпохи Возрождения.

Рисунок из старинного травника

Я презираю чужие, родные цветы призываю,–
Овощи здесь и щавель, яблоки, груши, орех.
Редька, чеснок, бузина, есть еще и горчица и мальва,
Также фиалка, люпин, роза, капуста и лук.
Зелень растений целебных луга осыпает ростками.

В XIX в. душистые растения стали высаживать в миксбордерах (смешанные посадки различных трав в форме бордюра) наряду с декоративными многолетниками.

Когда начали выращивать лекарственные растения в России, сказать трудно. Появление в культуре новых растений, привезенных из разных стран, связано с развитием торговых отношений с соседними странами, с военными походами и путешествиями. Большое значение имели паломничества по Святым местам монахов и всевозможных странников, привозивших из своих странствий семена различных растений.

Аптекарский огород выполнял функцию царского городского парка и поставлял Двору растительные продукты. Именно этому аптекарскому огороду суждено было впоследствии стать крупным центром ботанической науки – Ботаническим институтом. Московский Аптекарский огород, основанный чуть раньше, в 1706 г., явился базой для организации ботанического сада Московского университета. В Астрахани и в Лубнах по приказу Петра I также были заложены крупные плантации лекарственных растений.

В XIX в. снабжение аптек лекарственными растениями перешло в частные руки, растения культивировались на небольших площадках в центральных областях и на юге страны. В 1921 г. Совет народных комиссаров издал специальный декрет о сборе и культуре лекарственных растений. В 1930 г. в разных географических зонах страны были созданы специализированные опытные станции лекарственных растений.

В ботанических садах, на опытных участках при медицинских институтах создаются систематические лекарственные огороды, где растения высаживают с учетом их систематической или географической принадлежности. Ученые изучают химический состав растений.

Оказывается, что у одного вида растения могут содержаться лекарственные вещества, а у его близких родственников, принадлежащих к этому же роду, они не обнаруживаются. При этом у растений, относящихся к разным семействам, могут быть сходные целебные свойства. Зачастую, даже у экземпляров одного вида, взятых из разных мест произрастания, биологически активные вещества могут содержаться в разных количествах. Иногда при посадке лекарственные растения разделяют на группы по использованию для профилактики и лечения конкретных заболеваний, например, желудочно-кишечных, кожных и др.

Клумбы из лекарственных растений

Мать-и-мачеха
Лапчатка
Череда
Медуница
Девясил

Лекарственные растения, встречающиеся в природе, легко вырастить и на своем участке. Чаще всего их используют как лекарственные средства, но нельзя недооценивать и их значение в декоративном садоводстве. Научные исследования показали, что при строгом соблюдении правил сбора, сушки и хранения сырья существенной разницы между сырьем дикорастущих и культивируемых растений как правило не бывает.

На небольших участках следует обходиться без химических средств борьбы с болезнями, вредителями, а часто и без химических удобрений. Опыт выращивания лекарственных растений свидетельствует, что тщательный уход, своевременный полив, прополка способствуют хорошему росту растений, увеличению числа и размеров цветков и соцветий, обильному и длительному цветению, плодоношению, повышению всхожести семян.

Если на вашем участке есть небольшое свободное пространство, которое вы бы хотели украсить декоративными растениями и использовать с максимальной отдачей, то лекарственный огород – это то, что вам нужно. Лекарственные растения, произрастающие в диком виде в средней полосе России, не требуют акклиматизации и легко приживаются на садовых участках. Семена, корневища, а также целые растения найти нетрудно, надо лишь точно знать места произрастания и внешние признаки того или иного растения, чтобы не спутать его с близкородственными видами.

Орнаментальный лекарственный огород

Лекарственные огороды могут иметь различные геометрические формы. Популярны например, огороды в виде концентрических кругов. В центре высаживаются более высокие растения, а по мере увеличения диаметра круга высота растений уменьшается.

Используя растения с различной окраской цветков, можно отобразить цветовую гамму радуги. Для этого подойдут следующие растения (начиная с центра): фиолетовый – короставник полевой (Rnautia arvensis), синий – василек синий (Сentaurea cyanus), голубой – незабудка полевая (Myosotis arvensis), зеленый – будра плющевидная (Glechoma hederacea), оранжевый – льнянка обыкновенная (Linaria vulgaris), желтый – бессмертник песчаный (Helichrysum arenarium), красный – гвоздика травянка (Dianthus deltoides). Наибольший эффект достигается при использовании растений с совпадающими сроками цветения.

Некоторые декоративные лекарственные растения можно использовать для украшения искусственного водоема. Это растения с плавающими листьями, которые высаживают в контейнеры, погруженные на дно водоема: кубышка желтая (Nuphar lutea), кувшинка белая (Nymphaeа alba), рдест плавающий (Potamogeton natans).

Наиболее обширна группа прибрежных растений, которые предпочитают расти на слегка затопленных участках у берега водоема: аир обыкновенный (Acorus calamus), вахта трехлистная (Menyanthes trifoliata), рогоз широколистный (Typha latifolia), частуха подорожниковая (Alisma plantago aquatica), сусак зонтичный (Butomus umbellatus), тростник обыкновенный (Phragmites australis). Их можно высаживать непосредственно в грунт водоема.

У самой кромки воды или на берегу на богатых почвах хорошо будет расти череда трехраздельная (Bidens tripartita), калужница болотная (Caltha palustris). Среди декоративно цветущих прибрежных растений выделяют ирис водяной, желтый, или аировидный (Iris pseudacorus).

Аптека среди камней

Большой популярностью сейчас пользуются каменистые сады, основанные на сочетании камней и растений. При этом предпочтение отдается низкорослым, компактным и стелющимся формам. Некоторые виды лекарственных растений будут хорошо себя чувствовать и смотреться среди камней. Это – бессмертник песчаный, гвоздика травянка, лапчатка серебристая (Potentilla argentea), очиток едкий (Sedum acre), тимьян ползучий (Thymus serpyllum), кошачья лапка двудомная, будра плющевидная и многие другие.

Сад для кухни

Сад для пчел

Многие лекарственные растения – хорошие медоносы. Если на участке есть пасека или вам надо привлечь насекомых-опылителей в сад, то не обойтись без таких растений, как валериана лекарственная (Valeriana officinalis), василек синий, вереск обыкновенный (Culluna vulgaris), донник лекарственный (Melilotus officinalis), живучка ползучая (Ajuga reptans), иван-чай узколистный (Poligonatum odoratum), мордовник обыкновенный (Echinops ritro), окопник лекарственный (Symphytum officinale), синюха голубая (Polemonium coerulium) и др.

При посадке на грядке не должны оказаться рядом влаголюбивые растения и засухоустойчивые, тенелюбы и растения открытых солнечных пространств, быстро разрастающиеся корневищные виды и растения со слабо развитой способностью к вегетативному размножению. В этих случаях одни растения будут угнетать другие, часть из них погибнет из-за несоответствия режимов поливов, из-за недостатка или избытка света. Ежегодно придется производить прореживание зарослей одних видов и подсадку других. Если избежать ошибок, то вы будете иметь прекрасный уголок из лекарственных растений.

Лекарственные растения на пришкольном участке

Изучение природной флоры вообще и лекарственных свойств местных растений в частности традиционно для русской школы. В наши дни, когда повсеместно расширяются экологические программы, создаются специализированные лицеи и гимназии, отделения и кружки в домах детского творчества и на юннатских биостанциях, это особенно актуально. Мы затронем некоторые аспекты школьной и внеклассной работы с детьми по изучению лекарственной флоры Подмосковья.

Среди лекарственных растений есть очень ядовитые, употребление которых может вызвать тяжелые отравления, а в больших дозах привести к смертельному исходу (многие виды семейства пасленовых и лилейных!). Мы не рекомендуем выращивать их на пришкольных участках!

Школьникам необходимо объяснить, что многие лекарственные травы используются в различных сборах, применяются против нескольких заболеваний при определенных способах приготовления и в точных дозировках. Передозировка лекарственных растений, а тем более самостоятельное применение ядовитых растений может быть смертельно опасно для здоровья. Растения, выращенные в городе, могут накопить токсичные вещества, тогда их использование нанесет непоправимый вред здоровью. Поэтому растения с лекарственного огорода нельзя использовать для самолечения.

Работа по созданию лекарственных огородов на пришкольном участке позволит школьникам не только приобрести агротехнический опыт возделывания тех или иных культур, но и лучше узнать флору Подмосковья и различных фитоценозов. Для этого ребята под руководством учителя на занятиях кружка или самостоятельно, пользуясь соответствующей литературой, должны пройти несколько этапов подготовки:

– научиться пользоваться библиотечным каталогом, справочной ботанической литературой, в том числе определителями растений;
– познакомиться с биологическими, морфологическими, экологическими характеристиками конкретных видов лекарственных растений;
– ознакомиться с основными понятиями геоботаники и фитоценологии на доступном для детей данного возраста уровне;
– научиться делать ботанические описания и закладку гербария.

При проведении преподавателем экскурсий на природу следует обратить внимание учащихся на экологические условия произрастания лекарственных видов, разнообразие их жизненных форм, на виды, соседствующие в фитоценозе. На экскурсии ребята при помощи учителя делают описание флористического состава конкретного фитоценоза, дают геоботаническую характеристику данному виду, отмечают условия произрастания, собирают семенной и вегетативный посадочный материал.

Перед посадкой растений школьники с помощью преподавателя оценивают почвенно-климатические условия участка, отведенного под лекарственный огород, проводят предварительную обработку почвы и подбирают виды, наиболее подходящие для данного места произрастания, группируя их по семействам. Первоначально лучше осуществлять посадку вегетативным способом – растения быстрее приживаются, а осенью этого же года или весной следующего можно провести посев этих же видов семенами. Высаженные растения следует снабдить этикетками.

В дальнейшем школьники под руководством преподавателя могут проводить научно-исследовательскую работу. Для начала следует создать систематическую картотеку (как базу данных в компьютере или на карточках) лекарственных видов растений, высаженных на участке, куда внести следующие данные о виде:

– систематическое положение;
– морфологическое описание вида с приложением гербарного материала;
– возможные способы размножения, распространение вида с указанием ареала по России в целом и по Московской области (для этого можно использовать атласы ареалов лекарственных растений);
– данные о численности вида в пределах Московской области (особо отметить охраняемые и редко встречающиеся виды);
– историю использования растения в медицине разных стран;
– указать, какие части растения используются в медицине, сроки сбора сырья;
– способы применения лекарственного растения в научной и народной медицине;
– отметить другие возможности использования (декоративность, пищевые качества, использование в аранжировке);
– сведения о легендах, мифах, поверьях, связанных с растением.

В последующие годы школьники могут проводить фенологические наблюдения за посаженными лекарственными растениями, сравнивая фенологические данные для представителей одного семейства. Изучение различных способов размножения (вегетативного и семенного) – задача, требующая многолетней кропотливой работы, по результатам которой можно отметить наиболее удачный способ размножения в культуре для конкретного вида растения.

Ребятам можно предложить заняться изучением онтогенеза особей конкретного вида: выделить и описать периоды большого жизненного цикла растения (период первичного покоя, виргинильный, генеративный, сенильный), сделать гербарий различных возрастных состояний растения. Кроме этого, растения с пришкольного участка могут пополнить школьный гербарий и послужить раздаточным материалом для практических занятий на уроках ботаники.

Возможно проведение викторин, подготовленных самими школьниками, с тематикой, связанной с лекарственными растениями.

Научно-исследовательская работа подобного рода может проводиться со школьниками на уроках ботаники в классах с углубленным изучением биологии. Можно предложить индивидуальные или групповые самостоятельные задания по изучению отдельных видов и семейств в целом с последующим докладом, обсуждением и корректировкой результатов.


Список видов для создания систематического лекарственного огорода

Наши предложения учитывают тематику школьной программы, но спектр изучаемых семейств может быть расширен.

Представители семейства губоцветных

Будра плющевидная (Glechoma hederacea), буквица лекарственая (Betonica officinalis), душица обыкновенная (Origanum vulgare), живучка ползучая (Ajuga reptans), зюзник европейский (Lycopus europaeus), мята полевая (Mentha arvensis), пикульник ладанниковый (Galeosis ladanum), пустырник пятилопастной (Leonarus quinquelobatus Gilib.), тимьян ползучий (Thymus serpyllum), черноголовка обыкновенная (Prunella vulgaris), чистец лесной (Stachys sylvatica), яснотка белая (Lamium album)

Представители семейства розоцветных

Гравилат городской (Geum urbanum), земляника лесная (Fragaria vesca), костяника (Rubus saxatilis), кровохлебка лекарственная (Sanguisorba officinalis), лапчатка прямостоячая (Potentilla erecta Raeusch), лапчатка серебристая (Potentilla argentea), манжетка обыкновенная (Alchemilla vulgaris), репешок обыкновенный (Agrimonia eupatoria), таволга обыкновенная (Filipendula vulgaris Moench).

Представители семейства сложноцветных

Бессмертник песчаный (Helichrysum arenarium Moench), василек синий (Centaurea cyanus), девясил высокий (Inula helenium), дурнишник колючий (Xanthium spinosum), золотарник обыкновенный (Solidago virgaurea), кошачья лапка двудомная (Antennaria dioica Gaerth.), лопух большой (Arctium lappa), лопух паутинистый (Arctium tomentosum Mill.), мать-и-мачеха обыкновенная (Tussilago farfara), мелколепестник канадский (Erigeron canadensis), мордовник обыкновенный (Echinops ritro), нивяник обыкновенный (Leucanthemum vulgare Lam.), пижма обыкновенная (Tanacetum vulgare), подорожник большой (Plantago major), подорожник ланцетолистный (Plantago lanceolata), полынь горькая (Artemisia absinthium), полынь обыкновенная (Artemisia vulgaris), ромашка ромашковидная (Matricaria matricarioides Less. portet ex Britt.), ромашка аптечная (Matricaria recutita), тысячелистник обыкновенный (Achillea millifolium), цикорий обыкновенный (Cichorium intybus), череда трехраздельная (Bideus tripartita), ястребинка волосистая (Hieracium pilosella).

Представители семейства бобовых

Вязель многоцветный (Coronilla varia), донник лекарственный (Melilotus officinalis Pall.), дрок красильный (Genista tinctoria), клевер луговой (Trifolium pratense), сочевичник весенний (Orobus vernus), чина луговая (Lathyrus protensis).

Представители семейства крестоцветных

Желтушник левкойный (Erysimum cheiranthoides), пастушья сумка обыкновенная (Capsella bursa-pastoris), свербига восточная (Bumas orientalis), ярутка полевая (Thlaspi arvense).

Представители семейства злаковых

Вейник наземный (Calamagrostis epigeios), душистый колосок обыкновенный (Anthoxantum odoratum), пырей ползучий (Elytrigia repens).

Садоводство в Монтессори среде: чем полезна работа с растениями для дошкольников?

Работа в саду незаслуженно ассоциируется у нас в основном с пожилыми родственниками, хотя на самом деле это настоящий кладезь полезного опыта и для самых маленьких членов семьи.

В этой статье педагоги детского Монтессори центра "Созвездие" расскажут о том, как садоводство влияет на развитие малышей от двух до шести лет, а также дадут несколько рекомендаций по организации зеленого уголка для детей, но сперва посмотрите отзыв многодетной мамы об опыте организации домашнего сада:

Как работа в саду сказывается на физическом развитии малыша?

Сложно представить более интерактивную, захватывающую и экологичную среду для ребенка, чем обычный сад с собственными горшками или грядками.

Развитие огранов чувств

Многообразие текстур, форм, цветов, вкусов и запахов растений поражает. В зависимости от размеров квартиры или огорода, климата и других условий можно подобрать съедобные растения (салаты и травы, цитрусовые, помидоры, огурцы, клубника), яркие и душистые цветы (фиалки, хризантемы, гибискус), растения с интересной текстурой (медвежьи ушки, кактусы, фикус).

Интеракция с живой природой во всем её разнообразии прекрасно развивает целостное восприятие ребенка, учит его соединять информацию, поступающую от разных органов чувств.

Как работа в саду сказывается на физическом развитии малыша?

Развитие мелкой и крупной моторики

Высаживание семечек, работа с землей, удаление засохших листиков, полив и сбор урожая являются прекрасными упражнениями для развития как мелких мышц рук, так и улучшения координации всего тела. Главное подобрать малышу подходящие по весу и размеру инструменты для садоводства.

Взаимодействие с растениями, землей, водой и различными емкостями тренирует координацию ребенка, развивает его мелкую моторику, а также способствует развитию всех органов чувств, что является особенно важным для маленьких детей.

Когнитивное развитие малыша при работе с растениями

Знакомство с причинно-следственными связями и развитие произвольного внимания и научного подхода к миру

Все растения требуют своего режима полива и уровня освещенности, некоторым из них необходимы специальные удобрения. На собственном опыте ребенок сталкивается с понятиями причины и следствия, учится делать выводы на основе наблюдений, обращается к энциклопедиям и получает первые уроки по естествознанию от самой природы.

Когнитивное развитие малыша при работе с растениями

Развитие речи и формирование математических способностей ребенка

Несомненно никуда не деться в садоводстве от математики: посчитать количество семечек и горшков, высчитать нужный объем воды для полива, терпеливо выждать количество дней нужное до прорастания или цветения. Помочь в развитии этих навыков могут простейшие дневники наблюдений, а также отдельные упражнения.

При правильной организации деятельности ребенка садоводство оказывает влияние на все познавательные процессы малыша. Развивается произвольное внимание, улучшается мышление и речь, тренируются различные виды памяти. Именно эти способности требуются для успешного начала обучения ребенка и гармоничного развития в более старшем возрасте.

Личностное и коммуникативное развитие ребенка на занятиях садоводством

Формирование ответственности и развитие уверенности в себе

Прорастающая семечка требует внимания вне зависимости от настроения и самочувствия малыша. Регулярный уход за растением учит ребенка ответственности, знакомит с планированием. Даже неудачный опыт и засохшие проростки могут мягко, но наглядно продемонстрировать последствия выборов, которые человек совершает каждый день. А вот успешный опыт садоводства и первые плоды развивают уверенность ребенка в своих силах и знакомят его с приятным ощущением гордости за собственные достижения.

Личностное и коммуникативное развитие ребенка на занятиях садоводством

Коммуникативное развитие и обучение работе в команде

Почти всегда первые шаги в садоводстве осуществляются с поддержкой старших. В процессе совместной работы малыш учится следовать инструкции, задавать вопросы, если ему что-то непонятно, внятно объяснять свою точку зрения, а также распределять задачи, особенно, если в саду работает не один ребенок.

Когда садоводство становится хобби всей семьи или хотя бы нескольких её членов, совместная работа также способствует укреплению семейных связей и сплачивает домочадцев.

Развитие креативности ребенка

Первые уроки ландшафтного дизайна, роспись горшков для растений и создание букетов и венков вносит весомый вклад в развитие детской креативности и фантазирования. Не переживайте, если не все творческие эксперименты малыша окажутся успешными:, и победы, и неудачи одинаково необходимы для гармоничного развития малышей.

Садоводство требует от малыша с одной стороны способности следовать плану и регулярно поддерживать порядок в зеленом уголке, а с другой стороны предоставляет множество возможностей для творчества и нестандартных идей. Совместная деятельность со взрослыми и ровесниками дополнительно стимулирует коммуникативное развитие малыша, учит работать сообща и ставить совместные цели.

Формирование моральных ориентиров и полезных привычек

Экологическое воспитание и формирование бережного отношения к природе

Наблюдая за растениями и их развитием ребенок по-настоящему понимает, что такое живая природа и как хрупка жизнь каждого листика. Приобретая навыки садоводства, он лучше понимает принципы бережного отношения к природе, начинает ценить мир, в котором живёт.

Интерес ребенка к употреблению овощей и фруктов

Выращенная на подоконнике петрушка и помидоры из домашней теплицы будут съедены с гораздо большим желанием, чем овощи, к выращиванию которых малыш не приложил усилия. С помощью занятий садоводством гораздо легче привить детям здоровые пищевые привычки, они с большей охотой будут есть овощи и зелень, так как те будут иметь гораздо большую личную значимость.

Формирование моральных ориентиров и полезных привычек

Освоение полезных способов совладания со стрессом

Садоводство известный и научно доказанный способ борьбы со стрессом. Работа с растениями расслабляет тело, успокаивает ум и повышает настроение. За счет размеренного темпа работы и необходимости ожидания результата, занятия садоводством хотя бы 30 минут в день значительно снижают выработку основных гормонов стресса.

Внимательное отношение к природе и способность использовать общение с растениями и животными для стабилизации своего здоровья и эмоционального состояния незаменимые признаки гармоничного развития ребенка. Монтессори сообщество убеждено, что общение с природой необходимо всем, но особенно маленьким городским жителям.

Как подготовить зону для выращивания растений в духе Монтессори?

Как и многие другие Монтессори пространства, собственный садик ребенка должен сперва быть тщательно продуман взрослыми. Только удобное и функциональное пространство может по-настоящему вовлечь ребенка в процесс ухода за растениями.

Для организации пространства следуйте нескольким несложным правилам:

Проанализируйте места, в которых ребенок может заниматься садоводством. Летом это может быть как помещение внутри дома, так и небольшая зона на дачном участке, зимой же стоит подобрать отапливаемое пространство, где у растений будет возможность развиваться. Определите место для самих растений, а также для инструментов, которые будет использовать ребенок.

Уточните особенности выбранного места: уровень освещенности и температурный режим самые главные показатели, опираясь на которые стоит выбирать семена или растения в горшках.

В зависимости от возраста ребенка и количества свободного времени выберете подходящие растения, вы можете привлечь и малыша к этому процессу: сходите вместе на садоводческий рынок, послушайте рекомендации продавца, а если ребенок слишком мал, соберите базовую информацию в интернете. Для примера, на подоконнике можно прорастить фасоль, из луковицы вырастить зеленый лук и чеснок, из кусочка корня вырастить новый имбирь, а из покупных семян редиску и зелень.

Не забудьте подобрать удобные и подходящие по размеру инструменты: лопатки, грабли, горшки, тряпочки, лейки и т.д. Не стоит брать игрушечные инструменты, так как ими буквально невозможно работать, лучше обратить внимание на миниатюрные наборы для комнатных растений. Не забудьте подобрать и подходящую для ваших растений землю и удобрения.

Потратьте время на ознакомление ребенка с новыми вещами, но не забывайте оставить место и на самостоятельное познание и эксперименты. Малышу не нужно быть мастером садоводства, чтобы высадить свои первые семена. А вот если ребенок сам обращается к вам за помощью, постарайтесь дать ему развернутый ответ или попытайтесь вместе докопаться до истины. Помните, что именно опыт и череда успехов и неудач являются основной силой развития ребенка любого возраста.

Как подготовить зону для выращивания растений в духе Монтессори?

Выводы

Садоводство является уникальным занятием для детей дошкольного возраста, затрагивая буквально все зоны развития ребенка. Правильно организованный процесс выращивания растений позволяет малышу узнать больше о живой природе и улучшить крупную и мелкую моторику, способствует развитию мышления и речи, а также организует среду для взаимодействия со старшими и сверстниками.

Заключение

Знакомство с окружающим миром и приобретение знаний о живой и неживой природе является неотъемлемой частью развития детей с первых лет жизни. Именно поэтому методисты детского Монтессори центра "Созвездие" включают занятия по естествознанию в программу наших детских садов и общеразвивающих занятий по системе Монтессори. На этих занятиях дети знакомятся с миром под наставничеством наших опытных педагогов.

Стоит отметить, что естествознание является лишь частью продуманной программы, которая включает в себя также знакомство с грамотой и математикой, освоение бытовых навыков, спортивные занятия, занятия изобразительным искусством, музыкой и ритмикой, а также изучение английского языка в игровой форме. Ознакомиться с полной программой и расписанием наших занятий, а также встретиться с нашими педагогами и увидеть жизнь клуба можно во время бесплатного пробного занятия, на которое можно записаться оставив заявку на сайте или позвонив нам. Мы с нетерпением ждем вас в нашем Монтессори клубе "Созвездие"!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители.

Тип проекта: поисковый.

Цель проекта: - закрепить представления детей о лекарственных дикорастущих растениях, их многообразии, ценности для здоровья, правил пользования ими. Воспитывать бережное отношение к растениям. Активизировать у детей инициативу, внимание, память, обогащение словарного запаса.

Задачи: 1. Расширить знания детей о лекарственных растениях, их многообразии и пользе для человека.

2. Воспитывать коммуникативные навыки, наблюдательность и любознательность; любовь к природе; бережное отношение к растениям;

3. Развивать коммуникативные навыки, игровое творчество, воображение, мышление, связную речь.

4. Формировать навыки исследовательской деятельности

Предполагаемый результат: Дети научатся различать лекарственные растения. У детей сформируется знания и представления о лекарственных растениях, их многообразии и пользе для человека с медицинской точки зрения. Пополнится словарный запас, научатся называть лекарственные растения и их лечебные свойства. Расширить навыки наблюдения в процессе поисково – познавательной деятельности. Дети познакомятся с новыми для них растениями, научатся находить и различать лекарственные растения друг от друга и от других растений.

1. Поисковая работа по подбору иллюстрированного материала и фотографий по теме лекарственные растения.

2.Сбор художественной литературы: стихи, загадки, рассказы, сказки про лекарственные растения.

3Родителям совместно с ребенком сделать книжку малышку об 1 лекарственном растении.

Реализация проекта

1. Рассматривание растений в книгах, фотоальбоме, гербариях, энциклопедии.Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях.

2. Экскурсионная прогулка по территории ДОУ.Цель: знакомство с природным окружением родного края; из рассказа воспитателя узнали о многообразии трав произрастающих в наших лесах, лугах; познакомились с лекарственным растением – подорожником, одуванчиком, ромашкой; с его внешним строением; закрепили знания о том, какую пользу приносит это растение человеку.

5. Чтение и разучивание стихов, загадок, рассказов о лекарственных растениях.Цель: расширять словарный запас, учить строить правильно речь, развивать память.

В мире садовой моды Подмосковья: топ деревьев и кустарников для лекарственного сада - фото

Выбор культур для посадки зависит от многих факторов: мировые тенденции, масштабные события, мода и даже от исторических личностей.

В выборе растений есть генеральная линия – прежде всего, они должны быть полезны для здоровья человека.

Как известно, еще с глубокой древности, уже тысячи лет назад люди применяли растения в лечебных целях. Да и сейчас, если верить статистике, до 80% лекарственных препаратов, изготавливаемых для людей, имеют растительного происхождения.

Наши официальные российские лекарственные растения, как и многое другое, начались с Петра I. Царь Петр Алексеевич не гнушался сам ездить в Европу учиться, посылал учиться российских недорослей. В 1706 году по указу Петра I на северной окраине Москвы, в районе нынешней станции метро Ботанический сад, был заложен аптекарский огород, ныне – Ботанический сад МГУ им. М.В. Ломоносова. И таких аптекарских огородов по Москве было немало, управляющими приглашались иностранцы, главным образом, немцы.

В аптекарских огородах не только выращивались лекарственные растения, но и велись научные работы, обучались будущие врачи, фармацевты, изготавливались лекарственные препараты.

Лекарственные огороды поддерживались и финансировались из госбюджета, как принято теперь говорить, вплоть до революции.

После революции лекарственные культуры, к счастью, не остались без внимания. В 1931 году, теперь уже на южной окраине Москвы в районе деревни Бутово, был создан Всесоюзный институт ароматических и лекарственных растений (ВИЛАР) с ботаническим садом и обширными полями, где выращивались лекарственные и ароматические растения, велась селекционная работа.

К сожалению, в нынешние времена, лекарственные растения незаслуженно позабыли – поля в Бутове застроены многоэтажками, ВИЛАР и ботанический сад, хотя и сохранились, но зарабатывают в основном не научными разработками и лекарствами, а сдачей в аренду беседок и мангалов для шашлыков в ботаническом саду, организацией платной рыбалки на прудах, расположенных на институтской территории.

А фитолечение, фитотерапия, как и положено, перешло в руки самих самих врачующихся, которые принялись сажать на своих участках полезные для здоровья кустарники и деревья. Посадил один раз и на 50, а то и на 100 лет, обеспечил себя здоровьем.

Наверное, многие помнят, как в детские годы нас потчевали и дома, и в детских садах, и в пионерских лагерях, вполне официальным, аптекарским отваром сушеного шиповника – сиропом.

Взрослые от сердечных болезней пользовались аптечной настойкой боярышника, недаром боярышник и называли - сердечной ягодой. А в годы борьбы с пьянством и во времена дороговизны алкоголя настойкой боярышника лечились и от душевных ран.

Черноплодная рябина

как вырастить черноплодную рябину на участке

После Чернобыльской аварии в моду очень резко вошла черноплодная рябина – Арония, считается, что она способна выводить радиоактивные вещества и тяжелые металлы из организма человека.

Черноплодка свежая, сушеная, засахаренная, вареная, в компотах, соках и прочая, стала в чести во многих домах, выращивалась на многих участках.

Черноплодка неприхотлива, плодоносит ежегодно, практически не подвержена болезням и вредителям. В средней полосе высаживается, как правило весной, хотя и осенние посадки не возбраняются.

Посадочные ямки 50 х 50 х 50 см, как минимум, по принципу чем больше, тем лучше.

В средней полосе стандарт – тяжелая глинистая кислая почва, значит, заполняем посадочную ямку дренажными и водо-воздухопроницаемыми материалами – крупнозернистый песок, щебень-галька, опилки, торф, перегной + 100 граммов известковых удобрений + 50 граммов фосфорных + 50 граммов калийных и по возможности микроэлементы.

Кизил

кизил с подмосковье

А еще было время расцвета кизила, когда отдыхающие стали привозить с югов ягоды, семена и даже саженцы кизила.

Культура прижилась даже в достаточно холодных областях, выдерживая морозы до 30-35 градусов.

Из-за своего длительного в течение месяца цветения, кизил практически всегда уходит из-под весенних заморозков, плодоносит ежегодно в течение 60, а то и 100 лет, давая со взрослых деревьев до 250 кг ягод.

Ягодки диетические, содержат вместо сахара фруктозу и глюкозу, способствуют похудению. Употребляются во всех вообразимых видах – свежие, сушеные, варенье, пастила, компоты и даже маринованные – ну чисто русские оливки. Ягоды кизила – свежий, живой, натуральный тоник.

Облепиха и другие

как вырастить облепиху на участке

А далее начались времена лохов. В хорошем смысле слова. То есть в моду вошли растения из семейства лоховых.

Начали выращивание лоховых с облепихи, пришедшей к нам из Китая, с Тибета, где растение популярно у китайских знахарей, целебна не только ягодка, но и листья, и кора.

Благодаря наличию и правильному сочетанию биоактивных веществ, витаминов и микроэлементов, облепиха лечит язвы и гастриты, повышает иммунитет, борется с инфекциями, заживляет раны и эрозии, омолаживает организм и уменьшает морщины.

Применяется в самых различных видах – свежая, сушеная, засахаренная, компоты, варенья и, конечно, коронный вариант – облепиховое масло.

А листья облепихи давали боевым лошадкам в качестве допинга.

Следующая медицинская сестрица из семейства лоховых – гуми, лох многоцветковый, дает с куста до 10-15 кг ягод. Родина гуми – Китай, Корея. В народной медицине используются ягоды, кора, листья для повышения иммунитета, борьбы с воспалениями, для стимуляции работы ЖКТ.

Так же, как и облепиха, содержит в косточках до 30% биоактивного масла. И третья лоховая сестрица – шефердия, дающая со взрослого куста до 30-40 кг не менее пользительных ягодок.

Последний писк садово-лечебной моды – ягоды Годжи, по-нашему, по простому – дереза обыкновенная, разновидность барбариса.

Итак, для создания лечебного сада подходят следующие растения: шиповник, боярышник, кизил, облепиха, гуми, шефердия и дереза.

Все это ягодные кустарники до 15 метров высотой, содержащие и в ягодах, а многие и в листьях, и в коре, питательных и биоактивных веществ, микроэлементов, гораздо больше, чем в плодах наших традиционных обитателях сада – яблонях, грушах, сливах и даже больше, чем в записном витаминоносце – смородине.

Безусловный плюс в том, что кустарники не нужно высаживать ежегодно, практически все кустарники долгожители – живут и плодоносят в оптимальных условиях до 50-100 лет.

Все они очень неприхотливы, хорошо переносят засуху, но при достаточном увлажнении дают более высокие урожаи. Даже если вымерзнут в особо бесснежные и морозные зимы, то восстанавливаются и начинают плодоносить уже на следующий год.

Уход заключается в прореживании, подкормках и редких поливах.

Эти кустарники достаточно декоративны и будут не только поставщиком замечательных ягод, но и украшением сада, а также замечательными медоносами. Очень редко поражаются вредителями и болезнями, то есть химобработок практически и не требуется.

Все кустарники размножаются и семенами, и вегетативно, то есть корневыми отпрысками, отводками, черенками.

Растения, выращенные из семян более устойчивы к неблагоприятным факторам, но не сохраняют родительских качеств и начинают плодоносить на 2 – 3 - 4 года позже, чем при вегетативном размножении. Посему, представляется наиболее оптимальным вариант прививки черенков с плодоносящих сортовых растений на выращенный из семян подвой.

Для получения подвоев, можно посеять семена кустарников в обычные рассадные стаканчики с субстратом и осенью прикопать в землю на 20 – 30 см. К весне семена пройдут естественную стратификацию и начнут всходить, к этому времени стаканчики уже должны быть извлечены на свет божий. Кроме того, практически все эти кустарники полностью или частично бесплодны, то есть для лучшего опыления, для получения высоких урожаев кустики необходимо сажать не в одиночку, а куртинами, хотя бы по три штуки и желательно разных сортов.

Есть смысл использовать наши лечебные кустики в качестве живой ограды по периметру участка или для зонирования – и опыление будет обеспечено, и много места на участке кустики не займут, и оградят ваш участок от нескромных взглядов и ненужных посетителей, отделят детскую игровую зону от зоны барбекю и возлияний, все ягодки – замечательный материал для всяческих вин, наливок и настоек.

Однако, бывает и так, что наши замечательные кустики, которые замечательно растут и плодоносят 5 – 7 – 10 лет, потом начинают хиреть, умирать.

Дело в том, что наш климат кустики переносят достаточно хорошо, кроме того, при необходимости при резких заморозках, особенно в первые год-два, и корневую систему, и надземную часть можно утеплить укрывными материалами.

А вот наши тяжелые глинистые кислые почвы им совсем не по нраву. Все они привыкли к почвам влаго- и особенно воздухо-проницаемым. (Кстати, лоховые относятся к азотофиксирующими растениями, то есть усваивают азот из воздуха, могут обходиться без азотных подкормок).

Следовательно, с самого начала посадочные ямки стоит делать по возможности побольше.А далее постепенно расширять зону с благоприятными для произрастания условиями – постоянные рыхления, ежегодное внесение до 150 граммов на квадратный метр доломитовой муки + 50 граммов борофоски + 50 граммов сернокислого калия + еженедельные опрыскивания карбамидом с микроэлементами. Очень поможет высевание вокруг кустиков люпина с последующим измельчением во время цветения.

Читайте также: