Технология линейный календарь в детском саду

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Сотрудничество с семьей и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей является одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования 2013 года. Его реализация требует новых подходов, в том числе вовлечение родителей в жизнь детского сада через участие в образовательных проектах.

В 2017-2018 учебном году три группы детского сада, участвующие в экспериментальной деятельности, готовились к очередному Празднику Календаря, чтобы продемонстрировать результат трехлетней работы с пособием.

В каждой группе старшего возраста по 30 детей. Мы рассуждали так: 30 детей – это 30 семей. Если каждая семья сделает по страничке для календаря, то получится календарь с заданиями на 30 дней. На деле оказалось не совсем так, как мы планировали: некоторые родители приняли активное участие и подготовили не одну, а более двух страниц, а были те, кто отказался участвовать в проекте по причине своей занятости.


Предлагаем вашему вниманию некоторые задания из этого календаря, которые мы сопроводили своими краткими комментариями.

Так выглядит обложка и ее оборотная сторона, созданная семьей Бариновых.


Все задания, подготовленные родителями, можно классифицировать по четырем культурным практикам:

1. Художественное чтение



Семья братьев Зотовых сочинила рассказ про ежика Жеку. В задании к рассказу рекомендуется сделать объемную аппликацию и прилагаются заготовки для нее.


2. Познавательно-исследовательская деятельность


К страничке про путешествия прилагается комплект дополнительных карточек с достопримечательностями стран мира.

Благодаря семье Ивановых ребята узнали о существовании разных видов божьих коровок и истории их происхождения.


Кое-кто из родителей придумал нарисовать на странице циферблат с прикрепленными стрелками, чтобы вместе с детьми определять, во сколько они обедают или идут на прогулку, и таким образом закреплять у малышей представление о режиме дня.



3. Продуктивная деятельность

Для этого вида заданий родители чаще всего предлагают оригами и раскрасками.




Заключение

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Ответственный за размещение информации:
Виктория Разводовская

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.


Аннотация

Программа отдает предпочтение не фронтальным формам обучения, а совместным видам деятельности, в которых дети осваивают основы саморегуляции в процессе планирования и контроля своих действий и действий партнеров. Педагоги формируют у детей логическое мышление, коммуникативные и социальные навыки, способность к ответственному, самостоятельному выбору.

Высокая степень индивидуализации образовательного процесса делает возможным успешное применение программы для различных категорий детей – от одаренных до детей с ОВЗ.

ПРОдетей: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Е.Г. Юдина, Е.В. Бодрова. – М.: Рыбаков Фонд; Университет детства, 2019. – 136 с.

Содержание

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Цели и задачи Программы

1.1.2. Общие подходы к образованию детей дошкольного возраста

1.1.3. Принципы обучения и развития

1.1.4. Развивающие методы и образовательные технологии

1.2. Планируемые образовательные результаты

2.1. Организация предметно-развивающей среды

2.1.1. Основные принципы организации предметно-развивающей среды

2.1.2. Особенности организации предметно-развивающей среды (среда как скаффолдинг)

2.2. Режим дня

3.1. Образовательная деятельность

3.1.1. Зона ближайшего развития. Применение принципов амплификации и скаффолдинга

3.1.2. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте

3.1.3. Использование медиаторов для опосредования познавательных и социально-эмоциональных процессов дошкольников

3.1.5. Художественно-эстетическое развитие дошкольников

3.1.6. Отдельные вариативные методики и образовательные технологии Программы

3.1.6.2. Метод планирования работы детей в центрах активности

3.1.6.3. Модель письма для планирования работы в центрах

3.2. Формы вовлечения семьи в образовательный процесс

Пояснительная записка

Цели и задачи Программы

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Программа основана на принципах культурно-исторического подхода, а ее отличительной характеристикой является фокус на развитых формах сюжетно-ролевой игры.

Сюжетно-ролевая игра предстает в Программе не только как контекст развития и обучения детей дошкольного возраста, но и как специальный предмет формирования со стороны педагогов и семьи, поскольку овладение развитыми формами игры способствует развитию личности ребенка, его коммуникативных и познавательных способностей, а также физическому, художественному и речевому развитию. В этом смысле Программе свойственна целость системы содержания, методов и конкретных образовательных технологий, обеспечивающих практическое применение культурно-исторического подхода к развитию ребенка дошкольного возраста посредством развития сюжетно-ролевой игры, выступающей в Программе в качестве ведущей деятельности детей-дошкольников.

Программа ставит своей целью всестороннее развитие ребенка и направлена на решение следующих образовательных и развивающих задач:

Общие подходы к образованию детей дошкольного возраста

Активности, применяющиеся в рамках Программы, усложняются по мере развития и взросления детей: когда ребенок овладевает определенными умениями, уровень трудности заданий повышается, в игры и упражнения добавляются новые возможности, мотивации и склонности.

Принципы обучения и развития

Культурно-исторический подход к дошкольному образованию, аккумулированный в Программе, опирается на следующие принципы.

Принцип амплификации детского развития. Принцип амплификации, впервые сформулированный коллегой Л. С. Выготского и основателем НИИ дошкольного воспитания Александром Владимировичем Запорожцем, был ответом на внедрение школьных форм обучения в детские сады. А. В. Запорожец писал:

Принцип активности субъекта в процессе развития. В процессе обучения и воспитания дети сами создают свои знания, умения и навыки, осваивая выработанные человечеством способы умственных и практических действий. В культурно-историческом подходе принято говорить не столько об усвоении знаний, сколько об их присвоении ребенком, что подчеркивает активный характер его участия в процессе обучения: ребенок может что-то понять, узнать об окружающем мире, только если у него есть возможность активно действовать с предметами, субъектами или явлениями этого мира.

Принцип интериоризации. Развитие ребенка неотделимо от социального контекста, причем каждый психический процесс, каждая формирующаяся способность сначала существует в социуме и лишь затем становится индивидуальным приобретением человека.

Развивающие методы и образовательные технологии

Все развивающие методики Программы предполагают игровую форму, строятся на собственной активности ребенка. Некоторые из них являются центральными, другие носят дополнительный, вспомогательный характер: их главная функция заключается в обеспечении наиболее эффективного действия основных образовательных методик Программы.

Основные методы и методики. Сюжетно-ролевая игра рассматривается в Программе в качестве основного контекста развития возрастных и индивидуальных способностей ребенка. Применяемый в Программе метод планирования игры способствует развитию у дошкольника, с одной стороны, игровой компетентности (придумывать сюжет, выбирать роли, договариваться с партнерами по игре и пр.), с другой – развитию ключевых детских способностей (писать, читать, считать и пр.), памяти, ответственности, инициативы, символической функции и многих других.

Для обеспечения индивидуализации дошкольного образования в Программе используются следующие методы и основанные на них методики:

  • метод организации центров активности в предметно-пространственной среде группы детского сада;
  • метод планирования;
  • метод распределенной регуляции совместной деятельности детей (ко-регуляции);
  • метод символического действия;
  • методика планирования игры и работы в центрах активности;
  • методика моделирования письма;
  • методика работы в малых группах и в парах.

В центрах активности ребенок может осуществлять выбор собственной активности. Сочетание такого выбора с методикой планирования на основе моделирования письма создает особые условия, когда у ребенка возникает возможность отвечать за свой выбор, регулировать собственную деятельность и выстраивать коммуникацию со взрослыми и детьми, учиться осмысленному чтению и письму, логически рассуждать. Сочетание данных методик позволяет обеспечить каждому ребенку (включая детей с особыми образовательными потребностями) психолого-педагогические условия для решения всех перечисленных выше задач образования и развития в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями[5].

Для развития навыков коммуникации с другими детьми и взрослыми Программа предлагает метод распределенной регуляции совместной деятельности детей (ко-регуляции). При этом организованная коммуникация, используемая в качестве образовательной технологии, позволяет педагогам добиваться решения и многих других задач, которые ставятся перед образовательным процессом в детском саду.

Планируемые образовательные результаты

Представленные в Программе подходы позволяют наметить следующие ожидаемые результаты – развитие у каждого ребенка дошкольного возраста:

  • саморегуляции, лежащей в основе осознанного произвольного действия;
  • критического, логического мышления, познавательной активности, творческого воображения;
  • эстетического отношения к миру в пределах его возрастных и индивидуальных возможностей и интересов, навыков отражения и самовыражения в разных видах искусства, музыки, литературы;
  • позитивных отношений с другими людьми (взрослыми и детьми), способности к сопереживанию (эмпатии);
  • навыков продуктивной коммуникации со взрослыми, сверстниками, старшими и младшими детьми, способности к сотрудничеству со взрослыми и детьми, в т. ч. способности к командному взаимодействию;
  • способности к ответственному выбору, что дает толчок развитию личности ребенка – формированию ответственности, инициативности, самостоятельности, способности к принятию собственных ответственных решений;
  • символической функции, которая является основой любого культурного действия и позволяет ребенку легко осваивать принятые культурные нормы, дает ему средства для позитивной социализации и способствует осознанному управлению своим поведением, в т. ч. в группе детей;
  • навыков сюжетно-ролевой игры, которая является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте и необходима для построения следующих этапов развития, перехода к младшему школьному возрасту;
  • школьной готовности, основанной на собственном интересе ребенка, обеспечивающей достижение им умения и осмысленного желания читать, писать и считать (что является следствием использования чтения, счета и письма во всех основных детских активностях и опирается на индивидуальный интерес и вовлеченность);
  • способностей координировать собственные движения в сфере крупной и мелкой моторики в соответствии с поставленной задачей, навыков управления собственным телом, подвижности, ловкости, точности движений в соответствии со все более сложными правилами;
  • привычек и навыков, формирующих понимание ценностей здорового образа жизни

От авторов

Программа построена с учетом образовательных методов, созданных в рамках этого подхода, а также авторских технологий, которые отличаются детальной проработкой, множеством вариантов реализации, последовательным и неуклонным использованием детской игры как реального контекста обучения.

При составлении программы игра рассматривалась как естественный возрастосообразный контекст развития ребенка дошкольного возраста, при этом была проведена большая работа по наполнению конкретным образовательным содержанием принципиальных положений Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера и многих других ученых и практиков, работавших в рамках культурно-исторической психологии и педагогики.

Содержание программы опирается на интересы ребенка, пробуждает в детях любопытство, удерживает их вовлеченность в обучающие и просто увлекательные сюжетно-ролевые игры.

Методики, представленные в программе, основаны на культурно-историческом подходе к образованию и направлены на развитие первичных знаний дошкольников в области математики, грамоты, а также на ознакомление с окружающим миром, укрепление понимания времени, чисел и др. Педагоги формируют у ребенка навыки счета, письма, логическое мышление, коммуникативные и социальные навыки.

В программе собраны развивающие технологии, предполагающие игровую форму обучения, делая его интересным и увлекательным для детей, и учитывающие возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.

Программа включает в себя также способы экспресс-диагностики развития ребенка, позволяющие определить степень усвоения им конкретных понятий, уровень овладения навыками и пр.

При создании программы авторы опирались на международную дошкольную образовательную программу Tools Of the Mind (TOM) (E. Bodrova, D. Leong, 2017), в которой представлены образцы технологий, основанных на игровом подходе. Для адаптации материалов к российской социокультурной ситуации потребовалось не только интегрировать лучшие международные традиции дошкольного образования, но и разработать новые технологии, учитывающие национальный контекст.

Программа обеспечивает развитие дошкольника в разных образовательных областях, включая формирование способности к планированию и контролю собственных действий (саморегуляции), освоение ребенком содержания, отвечающего культурным ожиданиям семьи и общества. Поддержка способности ребенка к самостоятельной произвольной регуляции своих действий осуществляется посредством включения в занятия специальных упражнений и организованного руководства детской игрой.

Конкретное содержание программы строится в зависимости от образовательной ситуации в стране, регионе, городе, дошкольной организации.

Хотя школьная подготовка не является центральной целью программы, по мере включения ребенка в специфические виды активности (ролевые игры, игры с правилами, продуктивные виды деятельности и т. д.) формируются предпосылки для перехода к учебной деятельности.

Способность детей к самоорганизации дает воспитателю возможность индивидуально заниматься с теми, кому необходимо особое внимание. Высокая степень индивидуализации процесса позволяет успешно применять программу в дошкольных учреждениях различных категорий и использовать ее в работе как с одаренными, так и с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Для овладения программой воспитатели проходят серию очных и виртуальных тренингов, однако для повышения эффективности процесса рекомендуется, чтобы обучение прошел весь педагогический персонал дошкольной организации: заведующий, методист, педагог-психолог и др.

Программа будет полезна также родителям, которые всерьез заинтересованы в развитии и образовании своих детей, в том, чтобы ребенок рос в обстановке творчества и получал удовлетворение от познания и общения.

Слайды и текст этой презентации

I этап. Запуск технологии.
Мотивация к продолжению опыта использования календаря
- видео от педагога, видео фрагментов
образовательной деятельности в группе
обращение с объявлениями в группу родителей
через разные семьи, индивидуальное общение.
Индивидуальное сопровождение изготовления
календаря
Обратная связь: переписка, фотоотчёт
Результат: технология запущена с подгруппой семей
из 7 человек (3 - 14 апреля).

1. - Внедрение технологии в средней группе в ДОУ (4 месяца) 2. - Представление опыта работы в

II этап. СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЕДЕНИЯ КАЛЕНДАРЯ ДОМА Успехи и трудности – результат проделанной работы Индивидуальное сопровождение: обратная

II этап. СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЕДЕНИЯ КАЛЕНДАРЯ ДОМА Успехи и трудности – результат проделанной работы

Индивидуальное сопровождение:
обратная связь: переписка, звонок
/добавились 4 семьи/
Видео поддержка
Рекомендации

Предложение выйти
на видеосвязь
с детьми ZOOM

Читайте также: