Лабораторная работа строение семени фасоли презентация

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Оборудование: коллекция семян, семена фасоли и пшеницы, лабораторное оборудование, гербарий, таблица "Строение семени фасоли и пшеницы".

1. Вступление.

Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Прошу садитесь.

Нам предстоит сегодня очень серьезная работа и все задуманное должно осуществиться.

Для этого мне понадобится ваша помощь. Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак (открытые ладошки).

Ответьте мне этим знаком кто хочет начать работу вместе со мной.

Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей.

Подержите их – почувствуйте тепло моих рук, а я почувствую вашу поддержку. Спасибо!

На предыдущем уроке мы познакомились с покрытосеменными растениями. Это самая большая и широко распространенная группа растений. С сегодняшнего урока мы начнем знакомство с особенностями строения органов растений, их жизнедеятельностью и значением для растений.

А тему сегодняшнего урока я начну с загадки: перед вами черный ящик, попробуйте отгадать, что в нем находится

Загадка:

В землю ляжет, чтобы встать
И до солнышка достать.

Сегодня на уроке мы выясним какое строение имеют семена, познакомимся с многообразием и значением семян, выполним лабораторную работу.

Запишите число и тему урока "Строение семян".

Форма, величина, окраска семян различных растений очень многообразны.

Самые маленькие семена у орхидеи, меньше мм, 50 тысяч таких семян весят 0,1г.

Очень мелкие семена у мака. Говорим: " Маковой росинки во рту не было".

Самые крупные семена, семена сейшельской пальмы. Их длина 30-45 см, вес до 15 кг.

А еще семена могут быть эталоном веса, например, ювелирных изделий, бриллиантов – караты. Слово "карат" происходит от названия семени растения цератонии. С помощью этих семян люди в древности проверяли весы. Семечки цератонии малы и неотличимы друг от друга по весу. Один карат эквивалентен 0,2г.

Некоторые семена имеют специфические крючочки, пуховые выросты, крыловидные отростки. Для чего? (Распространение).

Что же такое семя? Чем оно является?

Давайте рассмотрим строение семян некоторых растений.

Рассмотрим строение семени фасоли.

Обычно семя покрыто семенной кожурой, которая очень хорошо снимается.

Она имеет определенную окраску, выполняет защитную функцию.

На кожуре с вогнутой стороны имеется рубчик место прикрепления семени к стенке плода. Рядом с рубчиком находится крохотное отверстие - семявход.

Под семенной кожурой находится зародыш.

Он состоит из 2-х семядолей и зачаточного корешка, стебелька и почечки.

Семядоли – это первые зародышевые листья. В семядолях находятся запасные питательные вещества, необходимые для прорастания.

В некоторых семенах запасные питательные вещества находятся в эндосперме – это особая запасающая ткань.

На доске схема:

Растения, имеющие в зародыше 2 семядоли называются двудольными.

(Гербарий растений класса двудольных).

Сейчас вам предстоит выполнить лабораторную работу по изучению строения семени фасоли.

Вспомним технику безопасности (на столах).

Лабораторная работа.

Изучение строения семени фасоли.

(Учащиеся выполняют и оформляют в тетрадях).

Скажите, в каких частях семени запасают питательные вещества другие двудольные растения?

Рассмотрим строение семени пшеницы.

Семя одето кожистым околоплодником, он прочно сросся с семенной кожурой, поэтому правильнее говорить не семя пшеницы, а плод, называемой зерновкой. Большую часть семени занимает эндосперм – запасающая ткань с питательными веществами.

Зародыш – 1 семядоля, корешок, стебелек, почечка.

Растения, имеющие в зародыше семени 1 семядолю, называются однодольными.

(Гербарий растений класса однодольных).

Изучите строение зерновки пшеницы, выполнив лабораторную работу.

Строение зерновки пшеницы.

(Учащиеся выполняют и оформляют в тетрадях).

Скажите, какие особенности строения имеют семена других однодольных?

Что же такое семя? Чем оно является?

У меня в руке будущая жизнь.
Лишь вода дождей землю напоит,
Будущий побег и могучий корень
Дружно прорастут в глубину и в высь.

А пока гостит осень на дворе.
А пока зима вьюгою все воет.
Спит и дышит жизнь у меня в руке,
Будущий побег и могучий корень.

Выполнение теста "Верю – не верю" приложение 1.

  1. Больше всего мне понравилось .
  2. Сегодня я понял, что думать .
  3. Главными на уроке для меня было .

Спасибо! Я как всегда очарована вашей работоспособностью. Мне очень приятно, что тепло наших ладошек сохранялось на протяжение всего урока. Давайте еще раз согреем друг друга. Было очень интересно в вашей теплой и дружеской компании.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация, содержащая задания для учащихся при проведении лабораторных работ в 6 классе. Кроме того, содержит разноуровневые домашние задания.

Лабораторный практикум по биологии 6 класс Валегжанина Анастасия Львовна

Лабораторный практикум по биологии 6 класс

Валегжанина Анастасия Львовна

Содержание практикума Лабораторная работа №1. Строение семени фасоли. Лабораторная работа №2. Строение корня проростка. Лабораторная работа №3.Строение вегетативных и генеративных почек. Лабораторная работа №4. Внешнее строение корневища, клубня, луковицы. Лабораторная работа №5. Черенкование комнатных растений. Лабораторная работа №6. Изучение внешнего строения моховидных растений.

Лабораторная работа №1. Строение семени фасоли.

Лабораторная работа №2. Строение корня проростка.

Лабораторная работа №3.Строение вегетативных и генеративных почек.

Лабораторная работа №4. Внешнее строение корневища, клубня, луковицы.

Лабораторная работа №5. Черенкование комнатных растений.

Лабораторная работа №6. Изучение внешнего строения моховидных растений.

Лабораторная работа №1.

Цель: изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения

Оборудование: плоды фасоли, сухие и прорастающие семена фасоли, лупа ручная, препаровальная игла.

Ход работы: 1.Рассмотрите плоды фасоли – бобы. Раскройте их. Как прикреплены в бобе семена - фасолины?

Ход работы: 1.Рассмотрите плоды фасоли – бобы. Раскройте их. Как прикреплены в бобе семена - фасолины?

2.Рассмотрие внешний вид семени фасоли, отметьте его форму и окраску. 3. Найдите рубчик и семявход. Как вы думаете, какую роль выполняют эти части?

2.Рассмотрие внешний вид семени фасоли, отметьте его форму и окраску.

3. Найдите рубчик и семявход. Как вы думаете, какую роль выполняют эти части?

4.Пользуясь препаровальной иглой, снимите с набухшего семени кожуру. Убедитесь, что она плотная. 5. Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевый корешок, стебелек и почечку.

4.Пользуясь препаровальной иглой, снимите с набухшего семени кожуру. Убедитесь, что она плотная.

5. Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевый корешок, стебелек и почечку.

6.Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества. 7.Зарисуйте семя и напишите его части. 8. Сравните проросток фасоли с зародышем семени. Из каких частей зародыша развились органы проростка?

6.Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.

7.Зарисуйте семя и напишите его части.

8. Сравните проросток фасоли с зародышем семени. Из каких частей зародыша развились органы проростка?

9.Сделайте вывод о том, что зародыш обладает теми же вегетативными органами, что и взрослое растение, а также о принадлежности фасоли к двудольным растениям, докажите это. 10. Запишите выводы в тетрадь.

9.Сделайте вывод о том, что зародыш обладает теми же вегетативными органами, что и взрослое растение, а также о принадлежности фасоли к двудольным растениям, докажите это.

10. Запишите выводы в тетрадь.

Домашнее заданиe:

Обязательный уровень- изучить параграф 5, выучите термины, выделенные в тексте параграфа.

Тренировочный уровень- составить 5 утверждений содержащих по 1 ошибке.

Изготовьте коллекцию семян культурных растений( по выбору).

Лабораторная работа №2.

Цель: изучить внешнее строение корня.

Оборудование: лупа ручная, проросшее семя тыквы или гороха.

Ход работы: 1.Рассмотрите невооруженным глазом корень проросшего семени тыквы (гороха). Измерьте его длину, толщину. Опишите окраску.

В хранившейся всю зиму тыкве проросли семена… Только показавшийся корешок тыквы…

В хранившейся всю зиму тыкве проросли семена…

Только показавшийся корешок тыквы…

 2. Определите тип корневой системы развивающегося растения тыквы. Почему вы так решили?

2. Определите тип корневой системы развивающегося растения тыквы. Почему вы так решили?

3.Рассмотрите под лупой главный корень. 4. Изучите внешнее строение кончика корня. Найдите корневой чехлик и корневые волоски Корневые волоски

3.Рассмотрите под лупой главный корень.

4. Изучите внешнее строение кончика корня. Найдите корневой чехлик и корневые волоски

6. Измерьте длину той части корня, где располагаются корневые волоски. Известно, что срок жизни корневых волосков небольшой, чаще всего несколько дней. После чего они умирают. Новые корневые волоски появляются на молодых клетках ближе к кончику корня. Таким образом, зона всасывания постоянно перемещается в почве. Как вы считаете, какой в этом смысл?

6. Измерьте длину той части корня, где располагаются корневые волоски.

Известно, что срок жизни корневых волосков небольшой, чаще всего несколько дней. После чего они умирают. Новые корневые волоски появляются на молодых клетках ближе к кончику корня.

Таким образом, зона всасывания постоянно перемещается в почве. Как вы считаете, какой в этом смысл?

6. Зарисуйте корень и надпишите виды корней, которые могут составлять корневую систему.

6. Зарисуйте корень и надпишите виды корней, которые могут составлять корневую систему.

7. Сделайте вывод и запишите результаты работы в тетрадь. Домашнее задание: Обязательный уровень- изучите параграф 7, сравните функции двух зон корня - всасывающей и проводящей, укажите их особенности. Тренировочный уровень- расскажите о растениях с видоизмененными корнями. Творческое задание - подготовьте презентацию о видоизменениях корней, или составьте кроссворд из названий растений, имеющих видоизмененные корни.

7. Сделайте вывод и запишите результаты работы в тетрадь.

Домашнее задание:

Обязательный уровень- изучите параграф 7, сравните функции двух зон корня - всасывающей и проводящей, укажите их особенности.

Тренировочный уровень- расскажите о растениях с видоизмененными корнями.

Творческое задание - подготовьте презентацию о видоизменениях корней, или составьте кроссворд из названий растений, имеющих видоизмененные корни.

Лабораторная работа №3 .

Цель: изучить внешнее и внутреннее строение почек растения

Оборудование: лупа ручная, препаровальная игла, пинцет, скальпель.

Материалы: годичные побеги с почками (сирень).

Ход работы: 1. Рассмотрите на побеге боковые и верхушечную почки. Опишите внешний вид почек (форму, окраску), оцените их размеры. 2.Отделите от побега одну почку с помощью скальпеля. Разрежьте ее вдоль, положите разрезанные части на предметное стекло.

1. Рассмотрите на побеге боковые и верхушечную почки. Опишите внешний вид почек (форму, окраску), оцените их размеры.

2.Отделите от побега одну почку с помощью скальпеля. Разрежьте ее вдоль, положите разрезанные части на предметное стекло.

3.Пользуясь лупой и рисунком найдите почечные чешуи, зачаточные листья, зачаточный стебелек. Какую почку вы рассматриваете – вегетативную или генеративную?

3.Пользуясь лупой и рисунком найдите почечные чешуи, зачаточные листья, зачаточный стебелек. Какую почку вы рассматриваете – вегетативную или генеративную?


4. Сделайте схематический рисунок строения почки, подпишите ее части. 5. Опишите, чем отличаются друг от друга вегетативные и генеративные почки? Вопросы для сравнения Вегетативная почка 1.Из каких частей состоит почка? Генеративная почка 2. Что вырастает из почки? 6. Сделайте вывод. Почему почку можно назвать зачаточным побегом?

4. Сделайте схематический рисунок строения почки, подпишите ее части.

5. Опишите, чем отличаются друг от друга вегетативные и генеративные почки?

Вопросы для сравнения

Вегетативная почка

1.Из каких частей состоит почка?

Генеративная почка

2. Что вырастает из почки?

6. Сделайте вывод. Почему почку можно назвать зачаточным побегом?

Домашнее задание. Обязательный уровень -изучите параграф 8, выучите термины, выделенные шрифтом в параграфе. Тренировочный уровень -Проведите исследование строения побега любого домашнего растения. Зарисуйте и опишите его. Творческое задание - Как можно ли регулировать рост побегов растения? Проведите опыт для доказательства своих предположений.

Домашнее задание.

Обязательный уровень -изучите параграф 8, выучите термины, выделенные шрифтом в параграфе.

Тренировочный уровень -Проведите исследование строения побега любого домашнего растения. Зарисуйте и опишите его.

Творческое задание - Как можно ли регулировать рост побегов растения? Проведите опыт для доказательства своих предположений.

Лабораторная работа №4.

Цель: изучить строение подземных видоизмененных побегов.

Оборудование: 1. Лупа ручная, скальпель, препаровальная игла.

2. Клубень картофеля, гербарий корневищного растения (пырей),

луковица репчатого лука.

 Ход работы: 1.Рассмотрите в гербарии пырей и его корневище. Найдите узлы и междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни. Сделайте вывод о значении корневища растения. корневище Придаточные корни

1.Рассмотрите в гербарии пырей и его корневище. Найдите узлы и междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни. Сделайте вывод о значении корневища растения.

Придаточные корни

2. Рассмотрите клубень картофеля. Найдите глазк и . Опишите признаки, по которым вы их определили. 3. Рассмотрите глазки под лупой, найдите в них почки.

2. Рассмотрите клубень картофеля. Найдите глазк и . Опишите признаки, по которым вы их определили.

3. Рассмотрите глазки под лупой, найдите в них почки.

 4. Разрежьте луковицу вдоль и рассмотрите ее. Найдите в луковице стебель (донце) и листья. Опишите их внешний вид. 5. Чем отличается луковица от корневища и клубня. 6. Сделайте вывод о значении видоизмененных побегов в жизни разных растений.

4. Разрежьте луковицу вдоль и рассмотрите ее. Найдите в луковице стебель (донце) и листья. Опишите их внешний вид.

5. Чем отличается луковица от корневища и клубня.

6. Сделайте вывод о значении видоизмененных побегов в жизни разных растений.

Домашнее заданиe Обязательный уровень - изучить параграф 10, подготовить ответ на вопрос 4 после параграфа. Тренировочный уровень - составить 5 утверждений с ошибками Творческий уровень-поместите луковицу в банку с водой как на фотографии. Дождитесь появления зеленых трубчатых листьев. Какую роль выполняет луковица? Сделайте фотографии в процессе роста листьев, создайте виртуальный дневник наблюдений (в программе Power Point)

Домашнее заданиe

Обязательный уровень - изучить параграф 10, подготовить ответ на вопрос 4 после параграфа.

Тренировочный уровень - составить 5 утверждений с ошибками

Творческий уровень-поместите луковицу в банку с водой как на фотографии. Дождитесь появления зеленых трубчатых листьев. Какую роль выполняет луковица?

Сделайте фотографии в процессе роста листьев, создайте виртуальный дневник наблюдений (в программе Power Point)

Лабораторная работа №5

Цель: сформировать умения черенковать комнатные растения.

Оборудование: склянки с водой, скальпель, комнатные растения традесканция, сенполия, бегония металлическая, сансевьера, колеус (крапивка).

Традесканция Сенполия (узамбарская фиалка ) Колеус (крапивка )

Сенполия (узамбарская фиалка )

Сансевьера Бегония металлическая

Задание 1. Черенкование стеблей. Рассмотрите побеги растений: традесканции, колеуса, бегонии металлической. Разрежьте побег на черенки с 2-3 листьями (узлами) на каждом. (Поскольку придаточные корни появляются раньше всего около узлов, нижний срез надо сделать под узлом.) Нижний лист удалите. 4. Поставьте черенки в воду так, чтобы 2/3 стебля были над водой. 5. Осталось подождать, когда появятся корни. 6. Теперь можно сажать в землю.

Задание 1. Черенкование стеблей.

  • Рассмотрите побеги растений: традесканции, колеуса, бегонии металлической.
  • Разрежьте побег на черенки с 2-3 листьями (узлами) на каждом.
  • (Поскольку придаточные корни появляются раньше всего около узлов, нижний срез надо сделать под узлом.) Нижний лист удалите.

4. Поставьте черенки в воду так, чтобы 2/3 стебля были над водой.

5. Осталось подождать, когда появятся корни.

6. Теперь можно сажать в землю.

Задание 2. Черенкование листьев.

Задание 3. Наблюдение за развитием корней черенка.

  • Все сосуды с черенками поставьте в светлое нежаркое место.
  • После развития корней посадите черенки в цветочные горшки с почвой и полейте их.
  • Наблюдение за развитием корней записывайте в таблицу.

Название растения

Дата появления первого корня

черенкования

Дата развития корней длиной

Дата посадки в почву

Домашнее задание.

Обязательный уровень – изучите параграф 17, подготовьте устный ответ на вопрос 1 после параграфа.

Лабораторная работа №6.

Цель: знакомство с внешним строением зеленого мха

Оборудование и материалы: лупа ручная, склянка с водой, предметное стекло.

Кукушкин лён (гербарий и раздаточный материал), белый мох – сфагнум.

Ход работы. 1.Изучите особенности строения зеленого мха ( на примере кукушкина льна) – найдите стебель, листья, коробочку на ножке. Определите, мужское или женское это растение. Посмотрите, не на всех растениях образуются коробочки на ножке. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ: мужские или женские растения образуют коробочку ? (если не можете дать ответ, прочитайте текст на стр. 114) Изучите строение коробочки. Для этого, снимите колпачок. На лист бумаги высыпьте часть спор. Рассмотрите их под лупой. Подуйте слегка на споры. Сделайте вывод о том, как расселяется это растение.

1.Изучите особенности строения зеленого мха ( на примере кукушкина льна) – найдите стебель, листья, коробочку на ножке. Определите, мужское или женское это растение.

Посмотрите, не на всех растениях образуются коробочки на ножке.

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ: мужские или женские растения образуют коробочку ?

(если не можете дать ответ, прочитайте текст на стр. 114)

Изучите строение коробочки.

Для этого, снимите колпачок.

На лист бумаги высыпьте часть спор. Рассмотрите их под лупой.

Подуйте слегка на споры. Сделайте вывод о том, как расселяется это растение.

Сравните растения кукушкина льна и сфагнума. Отметьте сходства и различия в их строении. Заполните таблицу. Признаки для сравнения Кукушкин лен Размеры растения Форма листьев Окраска листьев Строение коробочек Ветвление стебля Сфагнум

Сравните растения кукушкина льна и сфагнума. Отметьте сходства и различия в их строении.

Признаки для сравнения

Кукушкин лен

  • Размеры растения
  • Форма листьев
  • Окраска листьев
  • Строение коробочек
  • Ветвление стебля

На предметное стекло налейте большую каплю воды. Положите на нее кусочек сфагнума. Сделайте вывод на основании увиденного.

На предметное стекло налейте большую каплю воды. Положите на нее кусочек сфагнума.

Главное в семени фасоли — зародыш. Он образуется из зиготы. Фасоль запасает питательные вещества в семядолях — первых листочках, частях зародыша. Семенам растений в странах с морозной зимой нужно провести в холоде длительный срок, чтобы стать способным прорастать в тепле и сырости. Этот период называется периодом покоя.

Для прорастания фасоли нужны тепло, вода и воздух. Пробудившиеся семена впитывают влагу и набухают. Семенная кожура лопается, и наружу выходит корешок. Запас питательных веществ в семени фасоли позволяет проростку быстро стать самостоятельным.

Что делать. Рассмотрите сухое семя фасоли. Измерьте ширину и длину семени.



Что делать. Рассмотрите набухшее семя фасоли. Измерьте ширину и длину набухшего семени.



Что выяснить. Какие семена больше: сухие или набухшие ?

Что делать. Рассмотрите набухшее семя. Найдите рубчик и семявход. Нажмите пальцами на боковые поверхности семени фасоли. Что происходит?


Из семявхода выступает капелька воды.

Что делать. С намоченного семени фасоли осторожно снимите кожуру и рассмотрите её.

  • В чём должны убедиться.
  • Каково значение кожуры в жизни семени?


Что делать. Раздвиньте семядоли. Найдите и рассмотрите с помощью лупы зародышевый стебелёк, корешок и почечку.


  • Из каких частей состоит семя фасоли?
  • Какие органы имеет зародыш?

Подготовить к отчёту. Зарисуйте строение семени фасоли и подпишите названия её частей.

Строение семян, слайд 1

Сравним семена
Название растений Из чего состоит семя? Что входит в состав зародыша? Где находятся питательные вещества?
Пшеница Из кожуры, сросшейся с околоплодником, эндосперма и зародыша Зародышевый корешок, стебелек, почечка и одна семядоля В эндосперме
Фасоль Из кожуры и зародыша Зародышевый корешок, стебелек, почечка и две семядоли В двух семядолях
Запомните!

Слайд 20

Строение семян, слайд 20

Цветковые растения ,имеющие зародыш семени с одной семядолей, называют однодольными, а с двумя - двудольными.
Семя кукурузы
Семя фасоли
семядоли

Читайте также: