Культурные растения которые выращивают в нашей местности

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 18.09.2024

Природная зона моего региона (Санкт-Петербурга) представлена тайгой, плавно переходящей в смешанные лиственные леса.

№ 3. Богатая или бедная растительность в вашей местности? От чего это зависит?

Растительность в моей местности относительно не бедная. Здесь достаточное количество тепла и влаги, что необходимо для роста большинства растений. Зависит богатство растительного мира и от условий климата. Чем он мягче и теплее, тем разнообразие растительность.

№ 4. Какие деревья растут в вашей местности?

В моей местности растут такие деревья: сосна, ель, дуб, тополь, береза, липа, осина, клен, яблоня, груша, слива, вишня, абрикос, рябина.

№ 5. Какие кустарники растут в вашей местности?

В моей местности растут такие кустарники: сирень, малина, калина, крыжовник, смородина, ежевика, шиповник, кислица.

№ 6. Какие растения можно увидеть в школьном дворе?

На школьном дворе у нас можно увидеть и деревья (береза, каштан), и кустарники (сирень), и травы (ландыш, одуванчик, пион, тюльпан, типчак).

№ 7. Какие деревья и кустарники растут около вашего дома?

Около моего дома растут деревья: береза, липа, каштан, орех.

Около моего дома растут кустарники: сирень, шиповник.

№ 8. Какие декоративные растения украшают улицы вашего города (поселка)?

Улицы моего города украшают такие декоративные растения: остролистый клен, спрея, форзиция, гибискус сирийский, гортензия, пионы, тюльпаны, анютины глазки.

№ 9. Какие культурные растения выращивают в вашей местности?

В моей местности выращивают такие культурные растения: чеснок и лук, рапс, морковь посевную, тыкву крупноплодную, землянику садовую, овсяницу луговую и овечью, яблоню домашнюю, люпин желтый и узколистый, и многие другие.

№ 10. Как ухаживают за этими растениями?

Все эти растения регулярно поливают, разрыхляют почву под ними и вносят удобрения. При необходимости многие из них пересаживают. Некоторые из культурных растений обрабатывают от насекомых-паразитов.

№ 11. Опишите оно из деревьев, растущих в вашей местности, по плану:

Название;

Ствол;

Ветви;

Листья;

Плоды (для культурных растений).

Ответ:

Ствол прямой, в обхвате может достигать 1,5 метров, покрыт корой коричневого и серого цвета;

Весной листья молодые, обычно липкие. Вырастают до небольших размеров, ярко-зеленого цвета, с явно выраженными прожилками и имеют форму треугольника с двумя скругленными углами. По краю они иссечены зубчиками.

№ 12. Какие кустарники растут в вашей местности?

В моей местности растут такие кустарники: сирень, смородина, калина, калина, орешник, боярышник, акация желтая, жимолость, ракитник русский.

№ 13. Опишите один из кустарников по плану:

Название;

Стволы;

Ветви;

Листья;

Цветы;

Плоды (для культурных растений).

Ответ:

Ветви длинные, отходят от ствола;

Листья простые, яйцевидные, цельнокрайние, ланцетные или овальные, с застроенными концами;

Цветы мелкие, душистые, воронковидные, собраны в крупные или мелкие метельчатые соцветия.

№ 14. Нарисуйте растения – деревья или кустарники, встречающиеся в вашей местности.


Красная книга России и вашей области (края)

Рис. 1. ГДЗ природоведение 6 класс Лифанова, Соломина Просвещение 2019-2020 Задание: Стр 45 Вопросы в начале параграфа

Человек издревле использует в быту дикорастущие и культурные травы, названия которых всем известны - одуванчик, лопух, крапиву, чистотел, клевер, багульник, шалфей, адонис и еще несколько сотен тысяч видов. Они выращиваются для употребления в пищу, приготовления лекарств, на корм скоту, для использования в промышленности.

Что такое травы

культурные травы названия

В мире существуют такие группы растений:

  • Деревья - у них имеется один высокий ствол, покрытый корой, от ствола отходят многочисленные ветви.
  • Кустарники - вместо главного ствола у них формируется несколько тонких одревесневших стволиков.
  • Травы - не имеют ствола, но имеют мягкие стебли, которые ежегодно отмирают. Они бывают однолетними, двухлетними и многолетними.

Дикорастущие и культурные травы

культурные травы россии названия

Растения, которые вырастают без помощи человека, называются дикорастущими. Они распространяются там, где для них существуют подходящие природно-климатические условия. Травянистые растения, которые человек посадил или посеял, за которыми ухаживал (поливал, лечил, удобрял) - это культурные травы. Примеры окультуривания известны еще с древнейших времен. В ходе селекционных работ ученые значительно улучшили качество культурных трав, повысив их морозо- и засухоустойчивость, урожайность, сопротивляемость к болезням.

Одно и то же растение может быть как дикорастущим, так и культурным. Например, если на природных лугах растет трава клевер, она является дикорастущей. Если же человек высевает клевер на пастбищах и ухаживает за ним, он становится культурным растением.

Огурец - это трава?

названия трав варианты

В хозяйстве очень широко используются культурные травы. Названия их разнообразны - салат, щавель, тимофеевка луговая, мелисса, тмин, укроп, петрушка, горчица, хрен, пустырник, женьшень и прочие. Это всем известные примеры. Но знаете ли вы, что картофель, огурец и помидор - по сути, тоже культурные травы? Названия их для нас привычны, но мы воспринимаем их как овощи. На самом же деле овощами называются в обиходе плоды этих растений, тогда как их жизненная форма в ботанике именуется травой. По аналогии банан, ананас и топинамбур - тоже травянистые растения, сюда же можно отнести пшеницу, рожь, горох, фасоль и прочие культуры, которые не имеют древесного ствола или одревесневших стеблей.

Классификация

культурные растения травы

С научной точки зрения травы подразделяются на:

  • Однолетние - они полностью отмирают после вегетационного периода и плодоношения (например, укроп, горох). Возобновить их можно только с помощью семян.
  • Двулетние - растения, полный жизненный цикл которых длится до 24 месяцев и включает 2 вегетационных периода. Это, к примеру, капуста, морковь, маргаритка.
  • Многолетние - растения, жизненный цикл которых составляет более двух лет. Зверобой, лопух, банан - классические примеры многолетних трав.

Другие варианты классификации

культурные травы примеры

По отраслевой принадлежности:

    травы (полеводство);
  • травянистые растения, плодами которых являются овощи (овощеводство);
  • цветы (цветоводство).

По хозяйственному назначению:

  • Пищевые травы - укроп, петрушка, тмин, горчица, баклажан и еще сотни других. - люцерна, эспарцет, тимофеевка луговая и др. - лен, конопля и др.
  • Медоносы - гречиха, донник, змееголовник и др.
  • Лекарственные культурные растения - травы, используемые в фитотерапии. Это ромашка, пустырник, валериана, женьшень, мята, аир, зверобой, череда, подорожник, душица. Их высевают на полях для сбора полезного сырья: листьев, цветков, корневищ.
  • Красильные растения - календула, которая также относится и к лекарственным растениям.
  • Технические травы - рапс.

Редкий вид классификации

культурные травы примеры

Культурные растения (травы в том числе) иногда классифицируют по химическому составу с учетом преобладания какого-либо вещества:

  • белковосодержащие,
  • крахмальные,
  • сахаросодержащие,
  • масличные,
  • эфирные,
  • пряные,
  • алкалоидные,
  • волокнистые.

Варианты названий

культурные травы названия

Каждое растение имеет несколько наименований. В народе названия трав (варианты могут сильно отличаться между собой) метко обозначают их особые свойства. В научном мире такие растения именуют латинскими словами.

Привычное названиеНазвание на латыниНародное название
Валериана лекарственнаяValeriana officinalis L.Кошачий корень, лесной ладан
ЗверобойHypericum perforatum L.Ивановская трава, здоровая трава, Богородицины слезы
ЛандышConvallaria majalis L.Молодильник, заячьи ушки, язык лесной, прострел
Одуванчик лекарственныйTaraxacum officinale WiggЗубная трава, кульбаба, русский цикорий, бородавник, еврейская шапка
Ромашка аптечнаяMatricaria chamomilla L.Маточник, румянка
ЧистотелChelidonium majus L.Живокость, печеночник, светлая трава

Культурные травы России

Названия травянистых растений, которые произрастают на бескрайних просторах нашей страны, чрезвычайно многочисленны. Культуры выращивают на сельскохозяйственных полях, плодородные земли которых позволяют собирать богатые урожаи. Хозяева высевают и высаживают на своих приусадебных участках множество трав.

Самым распространенным культурным травянистым растением России является пшеница. Из прочих злаковых, повсеместно выращиваемых в стране, можно назвать рожь, овес, ячмень, кукурузу, сою и просо.

Популярные бобовые культуры - горох, фасоль, чечевица.

Картофель - единственный вид крахмалоносных травянистых растений, который успешно выращивается в России. Также у нас культивируется единственная сахароносная культура - сахарная свекла.

Из масличных видов широко распространены подсолнечник, рапс, лен, горчица.

На полях и на любом огороде растут овощные растения - огурцы, кабачки, патиссоны, баклажаны, томаты, укроп, редиска, свекла, лук, морковь и капуста. Все перечисленное - это тоже культурные травы России. Названия их включены в ботанический справочник в качестве травянистых растений. Хотя это звучит непривычно, согласитесь!

Лекарственные культурные травы

Названия целебных растений, которые окультурили в России, крайне многочисленны. Всего в стране несколько миллионов гектаров отведено под посев лекарственных трав. Чаще всего сеют мяту, ромашку, валериану, подорожник, лопух, крапиву, чистотел. Реже выращивают лаванду, зверобой, сельдерей, имбирь, пустырник, шалфей, полынь, майоран, базилик.

культурные травы России названия

В последнее время посевные площади под лекарственными травами сокращаются быстрыми темпами. Главная причина - экономическая нецелесообразность. Травянистые растения требовательны в уходе, обработка посевов в основном проводится вручную, цены на сырье низкие. Кроме того, многие лекарственные травы в последующие годы засоряют посевы других культур как сорняки, вновь и вновь вырастая в междурядьях.

Учитывая высокую ценность таких растений во времена СССР, их обязательно включали в севооборот. Однако сегодня фермер сеет пшеницу и подсолнечник - те культуры, которые обеспечивают получение максимальной прибыли. А кто захочет сеять шалфей? Пожалуй, это риторический вопрос.

1. Цель урока: сформировать представления учащихся о растениеводстве в нашем крае; познакомить с отраслями растениеводства, расширить знания о растениях, о роли их в жизни человека.

-создать условия для получения начальных знаний о растениеводстве и его отраслях на основе исследовательской деятельности;

-развивать познавательную активность, речь, умения выражать свои мысли, работать в группе, развивать познавательный интерес, умение работать с дополнительной информацией, словарём, умение наблюдать;

-воспитывать любовь к предмету, бережное отношение к природе.

4. Планируемые результаты:

имеют начальные представление о растениеводстве в нашем крае;

умеют различать отрасли растениеводства;

умеют классифицировать сельскохозяйственные культуры по отраслям растениеводства.

умеют ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы.

умеют аргументировать свою точку зрения и подтверждать аргументы.

умеют слушать собеседника.

умеют сотрудничать с учителем и сверстниками, работать в микрогруппах .

Оборудование А.А. Плешаков "Окружающий мир" 4 класс, часть 1, гербарий, презентация

1.Самоопределение к деятельности.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Интересное узнать.

- Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать своё маленькое открытие?

Внимательными и наблюдательными.

2. Создание проблемной ситуации.

А ходить не умеет. (РАСТЕНИЕ.)

Признаки жизни растений:

они дышат, растут, питаются, развиваются, размножаются и умирают.

- Рассмотрите предметы (морковь, картофель, крупа гречневая, белый хлеб, чёрный хлеб, подсолнечное масло, яблоко.).

-Ребята, что объединяет все эти предметы?

- Ребята, давайте вспомним, на какие группы делятся все растения. Вот вы гуляете по лугу, и вас окружают растения, которые мы называем …..

-Почему? ( растут сами, их никто не сажал, за ними не ухаживал )

- Пришли в огород, а там растут…..

-Вот о них и их роли в нашей жизни пойдет сегодня речь сегодня на уроке.

Отвечают на вопрос.

Рассматривают, высказывают свои предположения.

- Можно употреблять в пищу. Всё это дают растения.

культурные растения. Их посадил человек и ухаживает за ними

Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

- В далекой древности первобытный человек занимался охотой и собирательством. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами, прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала зерна и корешки…. И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной терке перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Попробовали специально рассыпать зерна – получилось, да еще как: где упало зерно – вырос целый колосок. Теперь можно было выращивать зерно рядом с домом. Мужчины, убив на охоте свинью, бывало приносили домой поросят. Так возникло земледелие и скотоводство.

Шли годы, совершенствовалось земледелие, все разнообразней становились растения, которые выращивал человек. Вырастить хороший урожай – дело очень непростое.

Как же человек сделал дикорастущие растения культурными?

Люди стали отбирать, сохранять и сеять лучшие семена, выводить новые сорта, передавать свой опыт из поколения в поколение. Постепенно возникли культурные растения – они приобрели свойства, необходимые человеку. Так зародилась наука – растениеводство.

- Как вы понимаете это слово?

Посмотрите, как толкует слово РАСТЕНИЕВОДСТВО С.И. Ожегов

В каждом крае растениеводство зависит от природных условий и имеет свои особенности.

Участвуют в диалоге, опираются на знания, полученные ранее.

Дают объяснение понятия "растениеводство" своими словами.

Знакомятся с толкованием понятия и отвечают на вопросы учителя.

Познавательные: общеучебные; логические;

Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

3.Формулирование темы. Постановка учебной задачи.

Растениеводство делят на несколько основных отраслей.

-Я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос:

- Какие отрасли растениеводства можем выделить?

- Можем сразу ответить на данный вопрос, не изучив его подробнее?

- Сформулируйте тему урока.

Какую основную цель поставим перед собой?

- Как вы думаете, может ли человек обойтись без растений?

- Как предлагаете решить возникшую проблему?

Участвуют в диалоге.

- Тема : Растениеводство нашего края.

- Цель: научимся различать отрасли растениеводства, будем учиться различать культурные растения по их характерным признакам, их назначению и месту произрастания.

Растительный мир неразрывно связан с человеком и влияет на его жизнь, поэтому без растений нельзя обойтись.

- изучить разные источники информации

проблемы; поиск и

умение выражать свои мысли, высказывать предположения.

- Будем работать в группах, в которых и проведем эту исследовательскую работу, на время станете учеными-биологами. Давайте повторим, как в группе добиться успеха?

Обратите внимание на тот материал, который лежит на ваших партах. Постарайтесь внимательно его изучить.

Группа № 1 - исследует Полеводство;

Группа № 2 - исследует Овощеводство;

Группа № 3 - ---//------Плодоводство;

Группа № 4 - -----//------ Цветоводство.

- Ребята, настало время отчитаться о проделанной вами работе.

Повторение правил работы в группе

Правила работы в группе:

- распределите обязанности в группе,

- знакомьтесь с информацией внимательно;

- не забывайте записывать краткий ответ;

- прими участие в отчёте о проделанной работе.

Рассматривают предложенный материал (схемы, тексты, иллюстрации, учебник), выбирают необходимые источники информации и коллективно находят ответы на вопросы.

Выступление групп по данному вопросу, отчет о проделанной работе.

поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

сверстниками и с

Регулятивные: овладение информацией

5.Рефлексия деятельности (итог урока)

- Какую цель урока мы ставили?

-Какой вывод можете сделать?

- Достигли мы этой цели?

Оцените свою работу.

Вопросы по выполнению домашнего задания?

- научиться различать отрасли растениеводства, учиться различать культурные растения по их характерным признакам, их назначению и месту произрастания.

- Вывод : Растительный мир неразрывно связан с человеком и влияет на его жизнь, поэтому без растений нельзя обойтись.

Растительный мир и человек неразрывно связаны и влияют друг на друга.

Проводят рефлексию и оценку деятельности на уроке друг друга (руководитель группы).

Выбор детей критериев

умение структурировать знания

аргументировать свои высказывания

саморегуляция; самооценка; планирование, контроль и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Схема для ответа:

Цветы делятся на две группы

1.К ней относятся:

2.К ней относятся:

Роль цветов в жизни человека -

Цветы одного и того же вида имеют разную цветовую окраску, потому что

К отрасли цветоводства я выбрал(а) из конверта:

По способу выращивания овощи делятся на 2 группы:

1.К данной группе относятся:

2.К данной группе относятся:

Овощи нужны человеку для того, чтобы

В нашей местности выращивают:

К отрасли овощеводства я выбрал(а) из конверта:

Все полевые культуры делятся на:

1.К данной группе относятся:

2.К данной группе относятся:

Зерновые культуры нужны человеку для того, чтобы

Другие культуры нужны для того, чтобы

К отрасли полеводства я выбрал(а) из конверта следующие растения:

Все растения данной группы делятся на:

1.К данной группе относятся:

2.К данной группе относятся:

Фрукты и ягоды нужны человеку для того, чтобы

В нашей местности выращивают:

К отрасли плодоводства из конверта я выбрал(а) следующие растения.

Растениеводство – наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений, а также само такое разведение.

Полеводство – разведение полевых сельскохозяйственных культур, а также наука о полевых культурах.

Овощеводство – выращивание овощей как отрасль растениеводства.

Плодоводство – разведение плодовых растений как отрасль растениеводства.

Цветоводство – 1) разведение цветов как отрасль растениеводства;

2) предприятие, занимающееся выращиванием цветов.

Главные полевые культуры – зерновые . К ним относятся пшеница, рожь, овёс, ячмень, просо, кукуруза, гречиха. Что люди делают из зерна этих растений:

- из пшеницы (белый хлеб, манную крупу);

- из ржи (чёрный хлеб; отруби, солому – для животных корм; соломенные шляпы);

- из овса (овсяные хлопья);

- из ячменя (перловую крупу);

- из гречихи (гречневую крупу);

- из кукурузы (кукурузные хлопья).

-подсолнечник (подсолнечное масло, семечки);

- из льна (льняную ткань).

Выращивают овощи в поле, в огороде, в теплицах. Поле и огород овощеводы называют открытым грунтом , а теплицы – защищённым грунтом. Многие овощеводческие хозяйства имеют целые городки из теплиц, в которых круглый год можно получать урожай. В открытом грунте могут расти свёкла, редис, репа, редька, лук, капуста и т.д. В защищённом грунте человек выращивает помидоры, баклажаны, сладкий перец, огурцы и т.д.

Овощи играют очень большую роль в питании человека. В них много витаминов, различных солей и других полезных для здоровья веществ. Некоторые овощи – лук, чеснок – содержат фитонциды (это вещества, от которых погибают болезнетворные бактерии).

Плодовые культуры. Так принято называть растения, которые выращивают для получения фруктов и ягод . Наиболее распространены в нашей стране яблоня, груша, вишня, слива, смородина, земляника, малина, крыжовник, облепиха, черноплодная рябина, виноград.

Фрукты играют очень большую роль в питании человека. В них много витаминов, различных солей, много микроэлементов и других полезных для здоровья веществ. Именно фрукты и ягоды человек использует в пищу с давних времён, изготавливая компоты, желе, варенья, начинки для пирогов, в лекарственных целях. Кроме того, они ещё и очень вкусные.

Цветы выращивают для украшения парков, скверов, садов, различных помещений, для получения цветов на срезку. Одни растения выращивают в открытом грунте, другие в теплицах, оранжереях, комнатах. А зависит это от многих факторов: есть морозоустойчивые, а есть теплолюбивые, есть засухоустойчивые, а есть влаголюбивые, есть растения, которые приспособились к нашим климатическим условиям, а есть растения, которые прибыли к нам из тёплых стран.

В крупных тепличных хозяйствах и цветочно-декоративных питомниках труд людей механизирован. Здесь трудятся световоды-декораторы, мастера-цветоводы, озеленители, которые знают жизнь декоративных растений, приемы их выращивания и обладают художественным вкусом.

Разведение цветочно-декоративных растений — неутомимый труд, требующий больших знаний, а уход за цветами доставляет каждому большое удовольствие.

Заниматься цветоводством люди начали в глубокой древности. Интересно, что в саду Московского Кремля в 16-17 веках уже выращивали пионы, ирисы, тюльпаны, лилии. А в 18 веке был создан в Петербурге замечательный сад с красивейшими цветниками – Летний сад. Он и сейчас является украшением города.

Поразительно разнообразен мир цветов. И всё же они радуют людей своей красотой, делают жизнь человека счастливее.

Цветоводы насчитывают сотни сортов роз, тюльпанов, лилий, гладиолусов и т.д. Всё это благодаря селекционерам. Они каждый год трудятся над выведением всё новых и новых сортов цветов: скрещивают, производят отбор.

Растениеводство Республики Хакасия.

Богатый, разнообразный растительный и животный мир, благоприятные природно-климатические условия лесной и лесостепной части республики способствуют развитию многоотраслевого сельскохозяйственного производства, включая земледелие

Сельское хозяйство – главная отрасль хозяйства Республики Хакасия. Его задача – производство сельскохозяйственной продукции для населения и сырья для отраслей легкой и пищевой промышленности.

Сельское хозяйство – древнейшая отрасль хозяйства, которую относят к первичному сектору экономики.

Хакасия - зона рискованного земледелия.

Сельское хозяйство в Республике Хакасия является традиционно одной из ведущих отраслей. В течение всей истории на нашей территории активное развитие получили такие виды деятельности, как выращивание зерновых и технических культур, овощеводство и др. Для развития сельского хозяйства есть объективные условия: благоприятный по сравнению с остальной территорией Сибири климат, степной ландшафт.

Хакасия – развитой сельскохозяйственный район Восточной Сибири. Обширные площади, занятые пастбищами и сенокосами.

Основное направление растениеводства –обеспечение животноводства кормами. Из зерновых культур распространены яровая пшеница (1/2 зерновых посевов) и овес, также в республике выращивают картофель, овощи, фрукты (местные сорта яблок, груш, слив, абрикосов).

В Хакасии выращивают такие культуры, как пшеница, ячмень, овес, гречиха, горох , картофель, овощи открытого грунта (6,6 тыс. тонн, 0,4 тыс. га - данные по промышленному сектору овощеводства), овощи защищенного грунта (0,2 тыс. тонн - данные по промышленному сектору овощеводства), бахчевые продовольственные культуры (0,1 тыс. тонн, 0,01 тыс. га - данные по промышленному сектору бахчеводства). Существенная часть площадей занята под кормовыми культурами.

1. За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь очень гладкая,

На вкус, как сахар сладкая (Морковь, овощеводство).

2. На ветках сидят шары,

Посинели от жары (Слива, плодоводство).

3. В поле - метелкой,

В мешке – жемчугом (Рожь, полеводство).

4. Солнце жжет мою макушку,

Хочет сделать погремушку (Мак, цветоводство)

5.Расселась барышня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка. (Капуста, овощеводство)

6.Низок да колюч,

Сладок да не пахуч.

Всю руку обдерешь (Крыжовник, плодоводство)

В этом солнце сто оконцев.

Из оконцев тех глядят

Сотня маленьких галчат (Подсолнечник, полеводство)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Растениеводство в нашем крае.

Растениеводство в нашем крае. Презентация к уроку окружающего мира. УМК "Школа России" 4 класс.

"Растениеводство в нашем крае" , 4 класс

Презентация к окружающему мирув 4 классе (Школа России).

Растениеводство в нашем крае

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе (с презентацией) (УМК "Школа России").


Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Растениеводство в нашем крае".

Технология проблемного обучения на данном уроке дает возможность учащимся самостоятельно добывать знани и я и работать в группе. Материал урока содержит большой объем информации, позволяющий расширить.

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Растениеводство в нашем крае". Программа "Школа России" 4 класс.


Растениеводство в нашем крае - презентация к уроку

ЦЕЛЬ: формирование представления учащихся о растениеводстве в нашем крае путем создания ситуации интереса к предмету на основе частично-поисковой деятельности.ЗАДАЧИ:ознакомить с отраслями растениевод.

Конспект урока по предмету "Окружающий мир" "Растениеводство в нашем крае"

Урок-конференция на базе исследовательских работ учащихся по теме "Растениеводство в нашем крае" (Тульская область").

Когда-то на Земле не было культурных растений. Были только дикорастущие.

Человек стал выращивать некоторые из них возле своего жилья. Люди отбирали, сохраняли, размножали лучшие из этих растений. Так постепенно возникли культурные растения — они приобрели свойства, необходимые человеку.

Человек вывел разнообразные сорта культурных растений. Многие из них почти совсем не похожи на те дикорастущие растения, от которых они произошли. Выведение новых сортов продолжается.


Сейчас в мире только лука репчатого около 1000 сортов, крыжовника — 1500, слив — 2000, груш — 5000, яблонь — не менее 10 000 сортов!

Отрасли растениеводства

Растениеводство делят на несколько основных отраслей: полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство.

В каждом крае растениеводство имеет свои особенности, которые зависят от природных условий края.

Выберите одну из отраслей растениеводства. Познакомьтесь с ней по учебнику и краеведческой литературе.

Выполните задания в рабочей тетради, относящиеся к этой отрасли. Результаты работы представьте классу. Всем классом обобщите сведения о растениеводстве в вашем крае.

Полеводство

  1. Рассмотрите в гербарии полевые культуры вашего края. Определите их названия с помощью рисунка. Сравните их между собой. По каким признакам можно различить эти растения?
  2. Научитесь различать зёрна пшеницы, ржи, овса и других зерновых культур.

Полеводство — это выращивание полевых культур. Главные полевые культуры — зерновые. К ним относятся пшеница, рожь, овёс, ячмень, просо, кукуруза, гречиха.

Из пшеничной муки пекут белый хлеб, из ржаной — чёрный. Из зёрен овса делают овсяные хлопья. Ячмень даёт перловую крупу, просо — просяную крупу (пшено), гречиха — гречневую крупу.


Кукурузу на зерно выращивают в южных районах (это теплолюбивая культура). В более северных районах зерно кукурузы не вызревает, поэтому здесь из неё получают силос.

Другие полевые культуры — картофель, подсолнечник, лён.

Вы знаете, что клубни картофеля люди используют в пищу. Идут они и на корм домашним животным. А на заводах из клубней картофеля получают крахмал. Из семян подсолнечника получают подсолнечное масло, а из льна — льняное волокно для изготовления тканей.

Овощеводство

Овощеводство — это выращивание овощных культур. Их много: капуста, морковь, томаты, огурцы, лук. Продолжите устно этот список.

Выращивают овощи в поле, в огороде, в теплицах. Поле и огород овощеводы называют открытым грунтом, теплицы — защищенным грунтом. Многие овощеводческие хозяйства имеют целые городки из теплиц, в которых круглый год можно получать урожай.


Овощи играют очень большую роль в питании человека. В них много витаминов, различных солей и других полезных для здоровья веществ. Некоторые овощи — лук, чеснок — содержат фитонциды.

Плодоводство

Плодоводство — это выращивание плодовых культур. Так принято называть растения, которые выращивают для получения фруктов. Наиболее распространены в нашей стране яблоня, груша, вишня, слива, смородина, земляника, малина, крыжовник.

Вы хорошо знаете, что фрукты очень полезны для здоровья человека. Кроме того, они ещё и очень вкусные!


Цветоводство

Цветоводство — это выращивание цветочных культур. Их выращивают для украшения парков, скверов, садов, различных помещений, для получения цветов на срезку. Одни растения выращивают в открытом грунте, другие — в теплицах, оранжереях, комнатах.

Заниматься цветоводством люди начали в глубокой древности. Интересно, что в саду Московского Кремля в XVI —XVII веках уже выращивали пионы, лилии, ирисы, тюльпаны. А в XVIII веке, в 1704 году, в Петербурге был создан замечательный сад с красивейшими цветниками — Летний сад. Он и сейчас является украшением города.

Поразительно разнообразен мир цветов. И все они радуют людей своей красотой, делают жизнь человека счастливее.


  1. Перечисли известные тебе отрасли растениеводства.
  2. Какие полевые, овощные, плодовые, цветочные культуры выращивают в вашем крае?
  3. Что нового, интересного тебе удалось узнать на уроке о сельском хозяйстве?

Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство — всё это отрасли растениеводства. В каждом крае растениеводство имеет особенности, которые зависят от природных условий этого края.

  1. Запиши в словарик названия отраслей растениеводства, которые развиты в вашем крае.
  2. Если ты живёшь в сельской местности, понаблюдай за весенними работами в поле, в огороде, в саду. Сделай фотографии. Узнай у взрослых, какая работа уже выполнена, а какую ещё предстоит выполнить. Помоги взрослым в работе по выращиванию растений. О том, что удалось узнать и сделать, приготовься рассказать в классе.
  3. Побывай в теплице. Обрати внимание на ъ то, как она устроена, какие растения в ней выращивают. Если представится возможность, познакомься с устройством парника. Чем он похож на теплицу, а чем отличается от неё?

Странички для любознательных

Кто помогает сберечь урожай

Учёные проделали такой опыт. Огородили плёнкой на картофельном поле участок, где было 70 личинок колорадского жука. Пустили туда 5 хищных жуков-жужелиц. Через несколько дней все личинки были съедены жужелицами.

По листьям яблони ползает божья коровка. Что она здесь ищет? Конечно, тлей. За свою жизнь она съедает их около четырёх тысяч. Личинка божьей коровки тоже хищница. Она съедает за свою жизнь примерно тысячу тлей.


Очень красивы златоглазки! Лёгкие, нежные, с кружевными голубовато-зелёными крыльями, они похожи на маленьких стрекоз. А их глаза, словно золотые бусинки, сверкают на солнце. У личинок златоглазок огромные по сравнению с их тельцем челюсти. С помощью этих челюстей личинки поедают тлей.

На следующем уроке

Узнаем о работе животноводов в нашем крае. Будем учиться различать отрасли животноводства, соотносить с ними породы домашних животных.

Вспомни, что вы узнали о животноводстве и животноводческих профессиях, изучая природные зоны нашей страны. Каких домашних животных разводят в вашем крае?

Читайте также: