Кукрыниксы уборка урожая грозный удар по врагу

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

В этой лаконичной композиции художники удачно обыграли как невысокий рост Гитлера, так и вероломство его нападения на СССР вопреки действо­вавшему в то время мирному договору между странами. Но главное, плакат точно реагировал на главное чувство, охватившее в те дни советский на­род, — всепоглощающий страх. Противопоставление гигантского воина Крас­ной армии миниатюрному Гитлеру должно было успокоить нацию, уверить ее в собственных силах, способности отразить удар. Карикатура выполняла психотерапевтическую функцию в масштабах всей страны, и в течение сле­дующих пяти лет эта функция оставалась главной: что было смешно, уже не было страшно.

Начало войн вообще часто сопровождается выпуском подобных карикатур. Наиболее известны среди них английские карикатуры 1803 года. В тот год Наполеон разбил в Булони, напротив английского берега, военный лагерь для двухсоттысячного войска, предназначенного для переброски в Англию. Бри­танцев охватила паника. Карикатуристы ответили на это целым шквалом карикатур, изображающих сокрушительное поражение неприятеля в случае вторжения. Постоянным мотивом стало преуменьшение французской угрозы: именно в это время рождается карикатурный образ Малыша Бони — крошеч­ного Наполеона Бонапарта, терпящего бедствия под ударами короля Георга или Джона Булля, олицетворявшими англичан. Наиболее известной из карикатур был лист Джеймса Гилрея, уподоблявший Наполеона Гулливеру в стране вели­канов: в роли короля великанов выступал английский монарх, рассматриваю­щий его в подзорную трубу.

Любопытно, что в обоих случаях карикатуристы во многом сами создали миф о малом росте неприятельского главнокомандующего: рост Наполеона состав­лял 168 сантиметров (выше среднего для своего времени), а Гитлера — 173 cан­тиметра. Кстати, не исключено, что Кукрыниксы могли ориентиро­ваться на листы сто­летней давности. Характерно, что в выступлении Молотова 22 ию­ня Гитлер прямо сравнивался с Наполеоном, и на другом плакате Кукры­никсов, создан­ном в первые дни войны, фюрер изображался в двууголке Бона­парта.

Это было на заре совместной творческой деятельности талантливых советских художников Михаила Васильевича Куприянова, Порфирия Никитича Крылова и Николая Александровича Соколова.

Творчество Кукрыниксов поражает своим многообразием. Вдохновенно и настойчиво трудятся вдумчивые художники над большими живописными полотнами, карикатурой, плакатом, книжной иллюстрацией и даже над скульптурным портретом, добиваясь в каждом виде искусства высоких результатов. Необычайная актуальность тематики, идейная направленность и доходчивость содержания, оригинальность и лаконизм художественного языка - эти ясно видимые каждому достоинства произведений Кукрыниксов делают их понятными самому широкому кругу советских зрителей и читателей.

Карикатуры художников Кукрыниксов

Будучи даровитыми живописца­ми, Кукрыниксы прежде всего и бо­лее всего - виднейшие мастера со­ветской политической графики, художественной сатиры. Трудно назвать хотя бы одно значительное со­бытие в международной жизни на­чиная с 30-х годов и кончая сегод­няшним днем, которое не вызвало бы соответствующего отклика в их творчестве.







Карикатуры Кукрыниксов настолько своеобразны по форме, что зритель тотчас узнает их авторов, даже не глядя на подпись. Неистощимые в художественной выдумке и изобретательности, Кукрыниксы умеют несколькими смелыми и точными линиями воссоздать перед нами облик того или иного политического дегенерата (Столыпин, Керенский, Врангель), показать типическое в образах бюрократа, очковтирателя, хапуги. Отточенность кукрыниксовской графики является ярким примером большого значения коллективности в творчестве: каждый из художников предлагает свое решение темы, в процессе обсуждения из них отбирается все лучшее, а затем все силы коллектива направляются на отработку окончательного варианта.

Плакаты ВОВ в творчестве Кукрыниксов







Картины художников Кукрыниксов




В последней картине в образах большой художественной силы по­казана бесславная гибель гитле­ризма, в разгроме которого Совет­ский Союз сыграл решающую роль.







Необходимо отметить, что каждый из Кукрыниксов обладает яркой творческой индивидуальностью и много работает самостоятельно. Так, М. Куприянова особенно увлекают пейзажи Подмосковья и Волги, П. Крылов выполнил множество портретов и прекрасно передал живописное своеобразие Парижа, Рима и Венеции, а Н. Соколов любовно изображает жизнь родной Москвы и трогательную прелесть русской природы. Непрерывно обогащая свои знания и опыт, художники соединяют их в том или ином общем замысле, упорно добиваясь в каждом новом произведении все большей завершенности сюжета и его художественного воплощения.

Сколько художников Кукрыниксы?

*Михаил Васильевич Куприянов 1903-1991

Порфирий Никитич Крылов 1902-1990

Николай Александрович Соколов 1903-2000 (источник — Википедия)

Метки: биография и творчество художников Кукрыниксов.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Кукрыниксы - творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903-1991), Порфирий Крылов (1902-1990) и Николай Соколов (1903-2000).

Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально - над портретами и пейзажами). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.

Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских . В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. В 1924 году он присоединился к Куприянову и Крылову, и в стенгазете они работали уже втроём как Кукрыниксы)

Члены коллектива работали также и порознь - в области портрета и пейзажа.

Обширная коллекция художественных работ, принадлежащих перу Кукрыниксов, собрана в частной коллекции семьи Мамонтовых.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Галерея Мамонтовых (Лаврушинский переулок, дом 11, корпус 1.)


Ставший легендарным псевдоним Кукрыниксы объединил трех художников — Михаила Васильевича Куприянова (1903-1991), Порфирия Никитича Крылова (1902-1990) и Николая Алексан­дровича Соколова (1903-2000). Их творческий союз сложился еще в 1924-м — в годы учебы во ВХУТЕМАСе. Вместе они прора­ботали более шестидесяти лет, никогда не расставаясь. Имя Кукрыниксы стало не просто коллективным псевдонимом, а символом жанра острой политической карикатуры, принесшей трем художникам мировую известность.


Михаил Васильевич Куприянов, Порфирий Никитич Крылов и Николай Алексан­дрович Соколов

Антифашистские карикатуры появляются у них еще в 1930-е годы. Но только во время войны художники достигают настоя­щей творческой зрелости и заслуженно занимают одно из центральных мест в искусстве Великой Отечественной войны. Карикатуры и плакаты Кукрыниксов расходились миллионными тиражами. Их хорошо знали в Советском Союзе и за рубежом.


Своим ежедневным трудом в годы войны Кукрыниксы боро­лись с фашизмом. Боль и гнев выливались в едкую, злую, беспо­щадную сатиру. Рисунки, сделанные в Германии, иные.


Н. Соколов Жители Нюрнберга, 1945.

Не опостылевший враг, а пережившие кошмар войны, возвращаю­щиеся к мирной жизни такие разные люди. И эти мирные зари­совки не хуже плакатов свидетельствуют о том, что война — это ничем не оправданное зло, с которым надо бороться. Лучшей награды и утешения, чем мир, нет.

Выставка продлится по 3 июля в галерее Мамонтовых
по адресу: Лаврушинский переулок, дом 11, корпус 1. Часы работы: с 12:00 — 20:00 , выходные: воскресенье и понедельника.

Трибуна, 1941.

Его везут на черной колеснице
К испанской, дорогой ему границе
А он кричит: Полегче, дуралеи,
Не то я в самом деле околею!
С. Маршак

Фотографии Татьяны Алешиной

Кукрыниксы - название является ни чем иным, а псевдонимом или аббревиатурой, по первым слогам трёх художников-графиков СССР. Ими являлись: Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитич и Соколов Николай Александрович. Все они являлись народными художниками СССР и членами АХ СССР.

Кукрыниксы являлись художниками-сатириками. Благодаря своим точно подмеченным сюжетам стали всемирно известны и получили особое место в советском искусстве . Изначально этот творческий союз создавал карикатуры на различные темы из литературы (12 стульев, Золотой телёнок, Господа Головлёвы, Жизнь Клима Самгина и др.). Максим Горький при встрече с ними посоветовал брать идеи для творчества более шире - не только внутри жизни литературной России, но и политические темы в том числе и за пределами страны. С 1925 года они стали выступать художниками-карикатуристами в газетах: Правда и Крокодил. Здесь они выработали свой особенный стиль. Они отмечали своим творчеством различные злободневные темы, иногда с язвительной подоплёкой и даже уничижающими героев своих карикатур, часто встречаются политические темы, плакаты с обличением (Бегство фашистов из Новгорода, Конец, Обвинение и др.) и свой ответ мировым событиям, которым Советский Союз давал крайне отрицательную оценку.

Немалую роль они сыграли и в , которые играли роль патриотического воспитания русского народа. За так называемые Окна ТАСС Кукрыниксы были удостоены Государственной премии СССР и Ленинской премии.


Ближний Восток. Здесь льётся вновь и нефть, и кровь.


Монополия. Пойдут на дно, обняв друг друга, вмиг без спасательного круга.




НАТО. У этих деятелей ловких изъян не маленький, увы! Есть всех систем боеголовки, но нет обычной головы.


Вьетнам. Пока не знал урока сам, он проучить хотел Вьетнам, но… огрызаясь по дороге, едва с собой уносит ноги.


Гегемонизм, Антисоветизм, Провокации. Много шансов есть у этой бочки разнести жонглёра на кусочки.

Куприянов Михаил Васильевич

Крылов Порфирий Никитич

Соколов Николай Александрович

(род. в 1903 г.) советские художники

В истории мировой журналистики и карикатуры не было, пожалуй, более удивительного объединения художников. Три мастера живописи и графики плодотворно трудились вместе на протяжении более шестидесяти лет. Им принадлежат многие десятки графических листов, рисунков, картин. Наибольшую же известность получили их карикатуры. А началось все в двадцатые годы в стенах ВХУТЕМАСа. Именно там волею случая встретились три молодых человека, одержимые страстью к творчеству. Встретились, чтобы затем не расставаться на протяжении многих десятилетий.

Кукрыниксы начинали по-разному. Правда, каждый из них до ВХУТЕМАСа уже имел художественное образование: Крылов закончил художественную школу Г.Шегаля в Туле, Куприянов - аналогичную школу в Ташкенте, а Соколов - изостудию Пролеткульта в Рыбинске.

Во ВХУТЕМАСе они учились у таких известных художников, как А.Осмеркин, П. Митулич и А. Шевченко, а позже и в аспирантуре у П. Кончаловского.

Вначале Кукрыниксы работали в жанре карикатуры, но постепенно перешли от иллюстрирования фельетонов к самостоятельным сатирическим рисункам. Они работали все вместе, каждый рисовал на своем листе, а затем передавал его другому. Так последовательно, поправляя друг друга, они доводили работу до конца.

Вместе с Б. Ефимовым Кукрыниксы явились родоначальниками публицистической графики. Их рисунки постепенно стали появляться не только в газетах, но и в разных журналах. Они часто выполняли и заказные работы. Так, по заданию руководства МХАТа нарисовали шаржи на всех работавших там актеров.

Известно также, что М. Горький советовал художникам расширить художественные рамки своего творчества. Он присылал им из-за границы книги и впервые поставил вопрос об издании альбома художников. Однако в тридцатые годы из этой инициативы ничего не вышло. Также ничего не получилось с попыткой Горького пригласить Кукрыниксов на Капри. О том, что Горький хлопотал об этом, они узнали лишь через пятьдесят лет. Оказалось, что часть письма, в которой он им об этом сообщал, была просто вырезана и спрятана в архиве.

В годы войны яркие, разящие рисунки мастеров распространялись не только в СССР, но и во всех странах антигитлеровской коалиции. Часто они становились наиболее наглядным свидетельством побед Красной Армии. Фактически Кукрыниксы возродили народный жанр лубка, сопровождая каждую свою карикатуру меткой стихотворной фразой, обычно принадлежавшей С. Маршаку или одному из самих художников.

Большую часть жизни Кукрыниксы не только работали, но и жили вместе в огромной коммунальной квартире. Только после войны они смогли получить комфортабельные квартиры и мастерские.

Четырехтомное собрание работ художников было издано лишь в конце восьмидесятых годов. И дело, наверное, заключалось в том, что они всегда стремились вырваться из рамок навязываемой им положительной сатиры.

В послевоенные годы Кукрыниксам удалось наконец осуществить свою давнюю мечту - поехать в Италию и во Францию. Из поездки они привезли множество картин и рисунков. Примечательно, что в последующие годы в Италии с большим успехом проходили выставки их работ.

Постепенно выявился специфический почерк каждого из трех художников. Так, Крылову гораздо больше удавались пейзажи, а Соколову и Куприянову - портреты.

В своих работах они смогли сохранить традиции реалистической школы XIX века - четкий рисунок, проработанность деталей, прописанность фона и портретных образов. Они как бы выстояли в экспериментальных формах русского авангарда и постмодернизма, с тем чтобы впоследствии создать необычайно динамичную и в то же время (прежде всего в пейзажах и портретах) лирическую живопись.

В послевоенные годы Кукрыниксы постепенно сосредотачивают внимание на карикатуре, занимаясь остальными жанрами, за исключением иллюстрации, отдельно. И тем не менее их творческое сотрудничество не распалось и продолжало существовать до 1990 года, когда скончался один из художников.


Несмотря на то, что День Победы уже прошел, я все равно хочу обратить ваше внимание на сборник военных плакатов от творческого объединения с необычным названием "Кукрыниксы" . Данное название является аббревиатурой, которая сложилась из фамилий его участников: художников Ку приянова Михаила Васильевича, Кры лова Порфирия Никитича и С околова Николая Александровича.


"Кукрыниксы" специализировались преимущественно на сатирических карикатурах, по совету Максима Горького с 1925 года они начали публиковаться в газетах "Правда" и "Крокодил", где и перешли на политическую карикатуру.


В годы Великой Отечественной войны для поднятия патриотических настроений коллектив создавал сатирические агитационные плакаты, на которых в карикатурной форме были остро подмечены черты и суть фашистского режима. Благодаря этим плакатам "Кукрыниксы" стали известны во всем мире, а сам Адольф Гитлер обещал расстрелять творческое трио после взятия Москвы.

За военные плакаты "Кукрыниксы" были удостоены Государственной (1942) и Ленинской премий СССР (1965).


До недавних пор разоблачение американских фейков или выражение подозрений (более чем обоснованных) в неправдивости заявлений официальных представителей вашингтонской администрации было уделом российских информационных ресурсов, которые их идеологические противники с презрением называют пропагандистскими.

Но то ли что-то в мире изменилось в последнее время, то ли сами американские власти, с непроницаемым выражением лица озвучивая одну бездоказательную нелепость за другой, так увлеклись игрой в виртуальную реальность, что не заметили, как перешагнули незримую черту, за которой накопившийся за долгие годы груз сомнений в их искренности перерос в стойкое и подкреплённое неопровержимыми фактами недоверие.

Началось всё, конечно, не вчера, и даже, фигурально выражаясь, не позавчера. На Западе в эпоху информационных войн, которые стали неотъемлемым элементом войны холодной, распространение самой ужасной дезинформации о потенциальном противнике (в те годы им был СССР) было поставлено на поток. Впрочем, поначалу это было не так заметно. Союз и сам часто подставлялся, старательно замалчивая неприятные факты, выходившие за рамки представлений о правильном функционировании первого в мире социалистического государства. Тут и трагические события в Новочеркасске в 1962-м, и авария на ЧАЭС, о которой Горбачёв соблаговолил известить сограждан только через три недели после взрыва, и много чего ещё.

После 1991 года, когда необходимость бороться с Советским Союзом отпала, а Запад в качестве моральной победы над СССР получил сумасшедший и практически неисчерпаемый (как тогда казалось) кредит доверия, кое-кто в США решил использовать ситуацию для решения иных тактических и стратегических задач. И потому, когда потребовалось оправдать первую войну против до тех пор вполне себе ручного режима Саддама Хусейна в Ираке, весь мир потрясла леденящая сердце история о зверствах иракских солдат в кувейтском роддоме. Как позже оказалось, от начала до конца придуманная американским PR-агентством Hill & Knowlton, и озвученная 15-летней Наирой ас-Сабах (дочерью посла Кувейта в Вашингтоне).

Ради оснований для начала второй иракской войны Вашингтон использовал ещё более тяжёлую артиллерию в лице тогдашнего Госсекретаря США Колина Пауэлла, который на одном из заседаний Совбеза ООН потряс пробиркой с белым порошком, утверждая, что у него в руках неопровержимые доказательством наличия и производства в Ираке химического оружия. В итоге Ирак был захвачен и до сих пор представляет собой образец полностью разрушенной и оккупированной страны, Саддам был пойман и казнён, но никаких следов химоружия найдено не было.

Всё это время нам казалось, что никого, кроме нас, борьба с этими фейками не интересует, все остальные просто верят и не задают лишних вопросов. Но, как выяснилось, это не так. Власти США, переставшие в последнее время вообще утруждать себя хотя бы каким-то элементарным уровнем доказательств собственных измышлений, в результате за это поплатились. А было это так.

Начавшийся в 2016 году после поражения Хиллари Клинтон на президентских выборах США антироссийский крестовый поход, когда Москву обвиняли во всех без исключения смертных грехах (от хакерской атаки на почту Демпартии до фальсификации результатов выборов) превратился в поток откровенных инсинуаций, с каждым днём разраставшийся как снежный ком.

На днях агентство Associated Press (вполне себе лояльное к американским властям и не раз прикрывавшее им спину в Ираке, в Афганистане и много ещё где) с сожалением было вынуждено констатировать, что доверие к заявлениям Вашингтона относительно разведывательной и военной сфер за последние годы снизилось из-за нескольких ошибочных (да-да) и заведомо ложных (а вот это уже ближе к правде) заявлений.

Вслед за кризисом экономического могущества (подрываемого Китаем) и военно-политической мощи (уязвимость которой продемонстрировал российский ультиматум), США столкнулись с кризисом доверия к своим словам, кризисом веры в свою непогрешимость. Штаты стремительно теряют свои лидерские позиции по всем фронтам, и нагнетание ситуации вокруг Украины, которое грозит обернуться очередным фейком (если, конечно, Вашингтону не удастся заставить Киев атаковать Донбасс), станет ещё одним очень чувствительным ударом по международной репутации Соединённых Штатов. Источник

Читайте также: