Крестьяне собирают урожай средневековая миниатюра

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Одевались в Средние века просто. Крестьянки долгими зимними вечерами ткали грубое льняное или шерстяное полотно, из которого затем шили для себя рубашку с широкими рукавами и рабочую блузу, а также холщовую рубаху и полотняные штаны для мужа. Обувь была либо полностью деревянной, либо с кожаным верхом на деревянной подошве.

Крестьянская пища была простой и однообразной. Семья земледельца питалась хлебными лепешками и кашей из дробленых зерен ячменя или ржи, которые варились в чугунном котелке. Скудное питание дополняли выращенные на участке возле дома репа, редька, брюква, капуста, бобы, лук, яблоки и крыжовник. Ели также рыбу. Крестьяне пили молоко, виноградное вино или пиво, а также напиток из вереска, можжевельника или зверобоя. Мясо ели только по праздникам. Плохое питание, тяжелая работа, частые войны сказывались на продолжительности жизни. Редко кто из жителей средневековой Европы доживал до 30 лет, а человек, достигший 50 лет, считался старым.

Чем отличался образ жизни крестьян и феодалов?

Сначала крестьянские поселения были небольшими: всего два-три десятка дворов, но постепенно деревни разрастались. В центре деревни находилась площадь и колодец, вокруг которых стояли дворы земледельцев. Территория поселения была обнесена деревянной изгородью, а иногда даже валом и рвом. Крестьяне надеялись, что эти заграждения защитят их от враждебного мира. Именно поэтому селиться за изгородью никто не решался.

Крестьяне одной деревни составляли общину. Собираясь вместе, они избирали старосту и решали важнейшие вопросы сельской жизни. Главной задачей крестьянской общины было регулирование земельных отношений. Поскольку чаще всего крестьянская пашня располагалась чересполосно, нужно было объединять усилия в сельскохозяйственных работах. Община определяла, какой клин какой культурой нужно засеивать, когда следует начинать сев, обрабатывать поле и убирать урожай. На сходах крестьяне решали также земельные споры, распределяли между собой феодальные повинности и строго следили за их выполнением всеми земледельцами.

С согласия феодала община определяла порядок пользования общими угодьями. Она разрешала рубить дрова или собирать хворост в лесу, окружавшем деревню, охотиться на некоторые виды дичи, собирать дикие фрукты и ягоды. Крестьяне сами определяли, когда и сколько рыбы можно ловить в реке, где косить сено, на каких пустошах пасти скот. Крестьянская община оказывала помощь бедным, вдовам, сиротам, следила за порядком в деревне, поддерживала в хорошем состоянии дороги, церковь или часовню, содержала христианского священника, следила за соблюдением бытовых и культурных традиций. Все жители деревни должны были подчиняться решениям, принятым общиной. На нарушителя порядка налагался штраф, а за серьезные проступки его могли изгнать из деревни. Судьба изгнанного (изгоя) была печальна. Он лишался своего надела и чаще всего погибал.

Определите, какие работы показаны на рисунке.

Сельскохозяйственные работы. Средневековый рисунок

Мировоззрение средневекового крестьянина

Каждый земледелец считал себя частью общины и старался ничем не отличаться от других. Большинство крестьян были неграмотными. Дети помогали взрослым по хозяйству, поэтому часто у них не было времени посещать школу, которую обычно открывали при церкви. Мировоззрение крестьян представляло собой причудливое соединение христианских и языческих представлений.

Крестьяне на пашне. Средневековый рисунок

Земледельцы, как и все христиане, соблюдали посты, ходили в церковь и, одновременно с этим, торжественно отмечали приход весны, с заклинаниями обходили пашню, чтобы повысить урожай, шумели, пытаясь прогнать надвигающуюся бурю.

Определите, какие из названных действий крестьян продиктованы христианскими представлениями, а какие – языческими.

Сбор урожая. Средневековая миниатюра

Почему крестьяне вынуждены были мириться со своим тяжелым положением?

Новые черты в сельском хозяйстве

Изменения в жизни крестьянина происходили очень медленно. В самом начале Средневековья поле пахали легким плугом или вскапывали лопатой. После пахоты комья земли рыхлили мотыгой, а порой даже руками. Прополку делали редко. Выросшие колосья жали серпами, стараясь срезать стебли у самого корня, чтобы затем использовать солому в качестве корма для скота. С помощью палок или цепов колосья молотили – выбивали из них зерно, которое затем веяли – отсеивали от шелухи.

Мельница. Средневековый рисунок

Единственным удобрением был навоз, да и того из-за малого количества скота у крестьян часто не хватало. Из-за отсутствия хороших орудий труда и нехватки удобрений почва медленно восстанавливала свое плодородие. Урожаи были очень низкими. Неурожаи и голод в Средние века случались довольно часто. Чтобы хоть как-то выжить в голодные годы, крестьяне объедали листья с деревьев, выкапывали из земли коренья, ели древесную кору, жарили мелких грызунов. Из-за натурального хозяйства голод иногда носил местный характер. В одном районе люди могли умирать от нехватки пищи, а рядом, в 200–300 км, царило изобилие продуктов.

Вспомните, что такое натуральное хозяйство. Почему оно способствовало голоду?

В XI–XIII веках в жизни Западной Европы произошли коренные изменения. Поле стали вспахивать легким плугом несколько раз или использовать тяжелый колесный плуг, который тянули 6–8 волов. Для разрыхления земли применяли орудие с металлическими зубьями – борону. Лучше обработанная земля стала давать более высокие урожаи. Широкое распространение получил хомут. Это позволило применять в сельскохозяйственных работах не неповоротливых волов, а более выносливых лошадей, которых стали подковывать. Повышению урожаев способствовало и постепенное распространение нового способа обработки пашни – трехполья. При изготовлении муки удалось уменьшить потери зерна. Вместо ручных приспособлений для растирания зерна все большее распространение стали получать водяные и ветряные мельницы. Все эти изобретения привели к улучшению жизни крестьян. Население значительно увеличилось, и крестьянам стало не хватать земель. Для того чтобы прокормить себя, земледельцы стали осваивать новые территории: корчевать лес, осушать болота, распахивать пустоши.

Я тут набросал небольшой материал (вдруг кому-то будет интересно; я пользуюсь этим в своих литературных произведениях) о том, как и что ели крестьяне в средневековой Европе (берем за основу Англию).

По поводу еды, особенно крестьянской, ходит много различных домыслов и стереотипов. Ссылаюсь на свои собственные знания истории и на изученные когда-то данные английского историка Крис Карр. Вообще, Средневековье - тема чрезвычайно интересная, и для меня это, пожалуй, одна из любимых эпох для изучения. В ней столько всего любопытного, что и в тысячах статей не перечислить! Но сегодня только о еде!

Начнем с того, что крестьяне работали много. ОЧЕНЬ много. Они тратили много сил, и для них основной прием пищи (в обед) был чрезвычайно важным для пополнения энергии, которую тут же надо было растрачивать, например, в полях. Работа начиналась с самого раннего утра, а заканчивалась, когда было уже темно - и это влияло на завтрак и ужин. Приступим сперва к ним. Завтрак для простого крестьянина был настолько же простым: хлеб и пиво (эль). Существует распространенное заблуждение, что вода была в Средневековье такой плохой, что именно из-за ее качества всем приходилось пить эль. Это неверно. Если у деревни был хороший источник чистой воды, то именно ее и употребляли с пищей; если же такого не было, то да, оставалось только глотать эль, причем пить его начинали где-то с 5 лет. Хлеб в Средневековье был показателем статуса. Чем он более "коричневый", тем беднее человек, который его ест - суть в том, что на очистку муки требовалось больше времени и сил, поэтому белый хлеб всегда был едой господ. Это только в наше время все встало с ног на голову, и мы осознали, что чем белее, тем хуже для здоровья. Крестьяне ели хлеб ржаной и из ячменной муки. Перейдем теперь к ужину. Обычно он был холодным - тот же самый хлеб, например, с сыром или беконом. Почему? Потому что уже темно и разглядеть что-то трудно, вот и готовили что попроще.

Вообще, для работающего крестьянина, хлеб, бекон и пиво - основные продукты питания. Свинью держали почти все, и закалывали ее перед началом зимы. Использовались все части - мясо коптили и солили, кусочки резали на бекон, из внутренностей делали оболочку для колбас, кровь шла на "черный пудинг". Обычно в крестьянских домах над очагом висел крюк для копчения мяса.

Перейдем теперь к самому основному - крестьянскому обеду! К нему всегда полагался (опять) хлеб - куда же без него (а кусок почерствее служил тарелкой). Основным блюдом часто была рыба, причем такая, которая в наше время будет очень даже дорогой (лосось, например) - в отличие от дичи, которую феодальные законы запрещали добывать простым людям, рыбу ловили в каждой реке. Рыба, как известно, пища пресная, которая любит приправы и специи - но, как мы знаем, соль была чрезвычайно дорогой в Средние века, хоть крестьяне и ее имели немного. Приправой к рыбе в том числе был растертый с небольшим количеством соли щавель, который после выжимали как соус через кусочек ткани. В дополнение к рыбе часто готовили блюдо, которое в английском языке зовется "pottage" - так можно назвать что угодно, что приготовлено в горшочке. Оно было универсальным для всех слоев населения; у крестьян в горшочек мог попасть горох, фасоль и прочие бобовые, вместе с травами для запаха и вкуса и остатками какого-нибудь бульона.

Готовилась еда на углях в очаге - еще один из популярных фильмовых стереотипов показывает нам горшки над открытым пламенем. Вот, вкратце, и все! У крестьян, на самом деле, пища была очень здоровая и вкусная - по крайней мере, на современный взгляд. Надеюсь, что вам понравилась статья и вы найдете в ней что-нибудь полезное. Или добавите что-то свое! И вообще, мне есть захотелось.

Свинью закалывали с началом морозов, везде. Рыбу ели на побережье и т.д. Какая-то солянка из полуправды. И на современный вкус еда была говно. Специй нет, соли в обрез.

Вот че-то не хочется мне в те времена "вкусной и здоровой пищи".

Есть чудесный документальный сериал, снятый профессиональными историками, с реальной реконструкцией жизни в английской глубинке в разные периоды, точнее даже несколько выпусков - "Викторианская ферма", "Эдвардианская ферма", "Ферма 16 века". Очень советую, интересно. Там много рассказывают и о питании тоже. Ещё у этой же команды есть "Как построить средневековый замок" - о идущем сейчас (уже 20 лет) эксперименте в Бургундии, где строят замок по технологиям 13 века. Отличные познавательные фильмы. Находятся легко по названиям, хоть на ютубе, например

Бред. Где в англии нерестятся лососевые? Там была максимум речная рыба.

Свинью закалывали те, у кого она была, то есть не самые бедные слои.

Каша из эпох и блюд у вас получилась. Не соленая.

Все смешано в кучу. Для начала поясните какие века рассматриваем и какие художественные зарисовки каких и про какие века вы использовали, пока что получилась очерк про еду, ну допустим, скайрима)))

Что-то я не вижду ни одной ссылки на источники (любые).

Автор пишет про Англию, но почему-то распространяет это на всю Европу. Кстати, а где у автора заканчивается Европа? А то сейчас Европа заканчивается Уральскими горами - но тогда можно сказать, что на Руси питались несколько иначе.

. а овощи? Репа, брюква, ревень, капуста и пр? А яйцо, птица?

Еда в средневековье: крестьяне.

Мелкие, костлявые, зато в изобилии.

В деревнях раньше всё ели.

пища была здоровой а жили недолго …

если сравнивать батон и черный "дарницкий" - то разницы вообще никакой.

или ты из этих "в батоне в 10 раз больше калорий чем в черном"? :)


Средневековая свиданка

Средневековая свиданка Wulffmorgenthaler, Комиксы, Перевод, Средневековье, Свидание, Крестьяне


Уот Тайлер

Уот Тайлер родился около 1340 года. В одном документе говорилось, что его молодость прошла в Колчестере, и со временем он стал последователем Джона Болла. Есть некоторые свидетельства того, что он принимал участие в Столетней войне, служа под началом Ричарда Лиона, одного из офицеров Эдварда III. К 1370-м годам Тайлер закончив свои военные приключения, поселился в Мейдстоне.

Уот Тайлер Восстание, Крестьяне, Феодализм, Средневековье, Англия, История, 14 век, Длиннопост

В 1379 году Ричард II созвал парламент по вопросу сбора денег на оплату войны продолжающуюся против французов. После долгих споров было решено ввести требуемый налог. На этот раз это должен был быть прогрессивный налог , что означало, чем богаче вы были, тем больше налог и платили (герцог Ланкастерский и архиепископ Кентерберийский должны были заплатить 6130 фунтов стерлингов, епископ Лондонский 80 шиллингов, богатые торговцы 20 шиллингов).

Поступления от налога 1379 года были быстро потрачены на войну, чему посодействовала и коррупция. В 1380 году Симон Садбери, архиепископ Кентерберийский, предложил собрать ещё один новый налог в размере одного шиллинга с человека в возрасте старше пятнадцати лет. Шиллинг был значительной суммой для работающего человека, почти недельной заработной платой. Глава семьи должен был платить за каждого члена семьи старше 15 лет, включая пожилых, не работающих и других иждивенцев один шиллинг. Максимальная выплата составляла двадцать шиллингов для тех, чьи семьи и домохозяйства насчитывали более двадцати человек, таким образом получалось, что богатые платили меньше, чем бедные. Крестьяне посчитали это несправедливым. Они также не были уверены, что этот новый налог принесёт им пользу. Английское правительство, не могло защитить своих людей, живущих на южном побережье, от французских нападений. У большинства крестьян в это время доход был меньше шиллинга в неделю. Новый налог стал проблемой для больших семей. Для многих единственным способом, которым они могли его заплатить, была продажа собственного имущества. Джон Уиклиф выступил с проповедью, в которой утверждал, что лорды обижают бедных людей необоснованными налогам.

Ричард II отдал приказ, навести порядок, изгнав крестьян из Лондона. Однако некоторые лондонцы, которые сочувствовали восставшим, сделали так, что городские ворота оставались открытыми. От 40 000 до 50 000 граждан, около половины жителей города, были готовы приветствовать войско Тайлера. Когда мятежники вошли в город, король и его советники удалились в Лондонский Тауэр. Многие бедняки, живущие в Лондоне, решили присоединиться к восстанию. Вместе они начали уничтожать имущество высокопоставленных чиновников короля, освобождать заключённых из тюрем.

Ричард II пошёл на уступки, и 30 чиновников получили указание выписать хартии, дающие крестьянам свободу. Получив свои грамоты, подавляющее большинство крестьян отправились домой. Конечно же король и его чиновники не собирались выполнять обещания, сделанные на этой встрече, они делали это просто для разгона мятежников. Однако Уот Тайлер и Джон Болл не были убеждены словом, данным королем, и вместе с 30000 крестьянами остались в Лондоне. Пока король находился в Майл Энде, обсуждая соглашение, другая группа крестьян прошла к Лондонскому Тауэру. Солдаты защищавшие Башню, решили не сражаться с повстанческой армией. Симон Садбери (архиепископ Кентерберийский), Роберт Хейлз (королевский казначей) и налоговый комиссар были схвачены и казнены.

Повстанцы хотели отомстить всем, кто вовлечен в сбор налогов или администрирование правовой системы, в результате несколько адвокатов и судебных служащих были убиты. Мятежники также напали на иностранных рабочих, живущих в Лондоне. Утверждалось, что около 150 или 160 несчастных иностранцев были убиты в разных местах, тридцать пять фламандцев были вытащены из церкви Св. Мартина в Винтри и обезглавлены в том же квартале. Бесчинства заставили короля действовать решительней. Было решено, что 15 июня 1381 года между Ричардом II и лидерами крестьян в Смитфилде должна состояться еще одна встреча. Уильям Уолуэрт поехал к мятежникам и вызвал Уота Тайлера на встречу с королем, тот сел на пони и в сопровождении только одного телохранителя со знаменем повстанцев направился на переговоры.

Когда он подъехал к Ричарду II, то выдвинул еще один список требований, который включал: устранение системы господства, распределение богатства церкви среди бедных, сокращение числа епископов. Король пообещал сделать всё, что в его силах. Уот Тайлер не был удовлетворен этим ответом и попросил воды, чтобы прополоскать рот. Это было воспринято как крайне грубое поведение, особенно когда Тайлер не снял свой капюшон, разговаривая с монархом. Один из сторонников Ричарда закричал, что Тайлер вор и грабитель. Услышав это, Уот сделал попытку ударить камердинера своим кинжалом и убил бы его в присутствии короля, но мэр Лондона, Уильям Уолуэрт вмешался, пытаясь задержать Тайлера. Лидер повстанцев ударил мэра кинжалом, но Уильям был в доспехах и не пострадал, он нанес ответный удар Тайлеру в шею, а затем сильный удар по голове. Во время этой потасовки камердинер выхватил свой меч и нанёс ещё 2-3 удара Уоту, который в тяжёлом состоянии был отбит своими людьми и доставлен в больницу для бедных. Уильям Уолуэрт ворвался в лечебницу, арестовал Тайлера и на площади Смитфилда обезглавил его.

Уот Тайлер Восстание, Крестьяне, Феодализм, Средневековье, Англия, История, 14 век, Длиннопост

Крестьяне подняли оружие, и на мгновение показалось, что между солдатами короля и крестьянами начнётся бой. Однако у Ричарда II хватило смелости и хладнокровия, он подъехал к повстанцам и произнёс речь, которая убедила крестьян сложить оружие. Лишившиеся своего предводителя, повстанцы разошлись по своим домам. Многие историки средневековья отдавали должное Тайлеру, как несомненно способному лидеру, который принёс бы пользу Англии, будь он на правильной стороне (стороне короля). Скорее всего его убийство не было спонтанным, а продуманным действием советников короля, что показывает, как важен был Уот Тайлейр для восставших крестьян.


Учебник по Истории 6 класс Агибалова Донской
of your page -->

Проверьте себя

Подумайте

Проверьте себя

Схема Повинности средневековых крестьян

1. Зависимые крестьяне за пользование землей, которую он брал у феодала, должен был нести повинности (принудительные обязанности). 2. Поземельно зависимые и лично зависимые крестьяне. Поземельно зависимые – крестьяне, которые брали землю у феодала и отдавали оброк и выполняли барщину. Лично зависимые – крестьяне, которые находились под полной властью феодала, они практически были рабами. 3. Крестьяне объединялись в общины для того, чтобы помогать друг другу в работе, поддерживать друг друга. Нередко крестьяне всей общиной оказывали сопротивление феодалу. 4.
а) Крестьяне обрабатывали землю плугом, бороной, граблями. Когда созревал урожай, колосья срезали серпами. Молотили зерно палками или деревянными цепами.
б) В каждом дворе, кроме жилища, был скотный двор, птичник. Так же был сад, огород, виноградник.
в) Дом строили из деревянных жердей, обмазанных глиной, из бревен, или местного камня, крышу крыли соломой, дерном или камышом. Потолка не было. Когда разводили огонь в очаге, дым выходил через отверстие в крыше, либо через дверь, поэтому стены дома были черными. Узкие оконца без стёкол на ночь закрывали деревянными ставнями.
г) В пищу крестьяне употребляли вареное зерно, овощи: капуста, репа, лук. Из молока делали сыр и масло. Собирали ягоды грибы и орехи на зиму. 5. Война между государствами и внутри его между феодалами сильно усложняли жизнь крестьянам, их посевы могли сжечь, либо просто украсть. А труд был полностью ручной, и они зависели от этой работы, так как это был практически основной источник их питания. 6. Натуральным хозяйством называется то хозяйство, при котором человек производит все необходимое для его жизни самостоятельно. 7. Схема "Повинности средневековых крестьян":

Подумайте

1) 2) Это пословица говорит о том, что если феодал будет брать со своих подчиненных слишком большие оброки, и будет требовать слишком большую барщину, то подчиненным не останется ничего для них самих и они не смогут работать дальше, и не смогут дальше платить оброки. 3) Зависимые крестьяне были свободными, в отличие от римских рабов. Они брали землю у феодала и часть выращенного отдавали феодалу в качестве платы. Так как они работали на себя, они очень хорошо относились к своей работе, римские рабы же полностью работали на хозяина, поэтому они работали плохо. 4) Феодал мог только требовать от зависимых крестьян повинности, не мог их продавать, не мог лишать их свободы, рабовладелец же мог делать с рабами все что угодно. 5) Так как большинство населения жило в деревнях, а торговцы в деревни заезжали редко, то крестьяне могли обеспечивать себя сами, и обеспечивали своего феодала. 6) Да, сохранились. Сейчас в деревнях так же разводят скот, птиц. Так же работаю на полях.

Урок 10 Средневековая деревня и ее обитатели

СОСЛОВИЯ ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

Три сословия (надписи означают: 'Ты молись!', 'Ты защищай!', 'Ты работай!') Гравюра (XV в.)

К IX-X векам практически вся земля на территории Западной Европы была поделена между крупными землевладельцами – феодалами. Вся земля делилась на господскую часть и на наделы крестьян. Обрабатывали её зависимые крестьяне, используя для этой цели личные орудия труда и лошадей. Урожай с господских полей поступал в закрома землевладельца. Крестьянин кормил себя и свою семью за счет урожая со своего надела.

КАТЕГОРИИ КРЕСТЬЯН СВОБОДНЫЕ -платили оброк за пользование землей; -могли уйти от хозяина -лично свободны; -поземельно зависимы

КАТЕГОРИИ КРЕСТЬЯН СВОБОДНЫЕ -платили оброк за пользование землей; -могли уйти от хозяина -лично свободны; -поземельно зависимы

-платили оброк за пользование землей;
-могли уйти от хозяина
-лично свободны;
-поземельно зависимы.

-личная зависимость;
-могли покидать господ только с их разрешения;
-главная повинность-барщина;
-собственностью господина являлась не только земля, но и имущество;
-жениться могли только с согласия сеньора;
-не могли уйти в монастырь.

Ознакомьтесь с документами и поясните каким образом крестьяне могли попасть в крепостную зависимость? кГрамота , которую подписывал крестьянин, попавший в крепостную зависимость: «Всем известно, что…

Ознакомьтесь с документами и поясните каким образом крестьяне могли попасть в крепостную зависимость? кГрамота , которую подписывал крестьянин, попавший в крепостную зависимость: «Всем известно, что…

Соглашение между феодалами о крепостных крестьянах:

Соглашение между феодалами о крепостных крестьянах:

Соглашение между феодалами о крепостных крестьянах:
Да будет ведомо, что епископ парижский дал нам крепостную свою Изабель для выдачи её замуж за Роберта, человека нашего. Мы же в обмен на названную его крепостную дали господину епископу парижскому Эмелину - нашу крепостную - для выдачи её замуж за Гарина, его человека.
Я, епископ парижский, извещаю, что в конце концов спор этот решён в том смысле, чтобы из сыновей Гирольда - как тех, которые родились, так и тех, которые родятся,- нам принадлежал первый, монастырю - второй, нам - третий, ему - четвёртый.

ФЕОДАЛЬНЫЕ ПОВИННОСТИ КРЕСТЬЯН

ФЕОДАЛЬНЫЕ ПОВИННОСТИ КРЕСТЬЯН

ФЕОДАЛЬНЫЕ ПОВИННОСТИ КРЕСТЬЯН

За пользование землей зависимые крестьяне должны были нести повинности, то есть выполнять принудительные обязанности.
Главными повинностями зависимых крестьян были барщина и оброк.
Барщиной называли все даровые работы крестьян в хозяйстве феодала: они обрабатывали господскую пашню, строили и чинили его дом, амбары и мосты, чистили пруды, ловили рыбу.

Рыбаки. Миниатюра в рукописи Tacuinum Sanitatis. XIV век.

ФЕОДАЛЬНЫЕ ПОВИННОСТИ КРЕСТЬЯН

ФЕОДАЛЬНЫЕ ПОВИННОСТИ КРЕСТЬЯН

ФЕОДАЛЬНЫЕ ПОВИННОСТИ КРЕСТЬЯН

Крестьяне должны были отдавать владельцу вотчины оброк- долю продуктов своего хозяйства: зерно, скот, птицу, яйца, сало, мед, а также изготовленные ими изделия: полотно, кожи, пряжу, в ряде случаев и деньги. При вступлении в наследство сын умершего был обязан отдать господину лучшую голову скота.

Птичий двор. Миниатюра в рукописи Tacuinum Sanitatis. XIV век.

СДАЧА ОБРОКА ФЕОДАЛУ

СДАЧА ОБРОКА ФЕОДАЛУ

СДАЧА ОБРОКА ФЕОДАЛУ

Чтобы заставить крестьян, исправно нести повинности феодалам нужна была власть над ними

Чтобы заставить крестьян, исправно нести повинности феодалам нужна была власть над ними

Чтобы заставить крестьян, исправно нести повинности феодалам нужна была власть над ними. Они имели право судить людей, которые жили в их владениях и которые были поземельно зависимыми крестьянами. За не вовремя сданный оброк, за плохую работу на барщине крестьянина вызывали в суд феодала; судьи могли назначить штраф или другое наказание

Помимо выполнения барщины и оброка десятую долю урожая крестьяне должны были отдавать церкви

Помимо выполнения барщины и оброка десятую долю урожая крестьяне должны были отдавать церкви

Помимо выполнения барщины и оброка десятую долю урожая крестьяне должны были отдавать церкви. На эту церковную десятину строили храмы и монастыри, украшали их картинами, скульптурами.

УПЛАТА ЦЕРКОВНОЙ ДЕСЯТИНЫ

Сарай для сбора десятины монастыря Тер Дост. Бельгия, XV век.

Прочитайте отрывок «Повинности крестьян монастыря

Прочитайте отрывок «Повинности крестьян монастыря

Английские крестьяне, о которых идет речь в документе, находятся явно в тяжелой зависимости от своих господ. Являются ли они тем не менее нищими? Чем они отличаются от рабов?

КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА Сеятель. Миниатюра из

КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА Сеятель. Миниатюра из

Сеятель. Миниатюра из Часослова. Франция, XV век.

Крестьяне всей общиной нередко оказывали сопротивление господину, если он пытался увеличить обычные размеры повинностей. Иногда они отказывались работать на господ, поджигали их дома и амбары. В одиночку и целыми деревнями они убегали от жестоких господ и селились на пустующих землях. Своим упорным трудом крестьянские общины добивались ограничения феодальных повинностей.

Крестьяне обеспечивали продуктами сельского хозяйства и изделиями ремесла не только себя, но и своего господина, его семью, слуг и гостей

Крестьяне обеспечивали продуктами сельского хозяйства и изделиями ремесла не только себя, но и своего господина, его семью, слуг и гостей

Крестьяне обеспечивали продуктами сельского хозяйства и изделиями ремесла не только себя, но и своего господина, его семью, слуг и гостей. В вотчинах феодалы устраивали мастерские; там дворовые мастера изготовляли оружие, конскую сбрую, ткани, одежду. Все необходимое для жизни крестьян и феодалов производилось в самой вотчине.
Ни феодалам, ни крестьянам почти ничего не нужно было покупать.

Пастухи и овцы. Англия, конец XV века.

При медленном развитии техники сельского хозяйства урожаи долгое время были низкими

При медленном развитии техники сельского хозяйства урожаи долгое время были низкими

При медленном развитии техники сельского хозяйства урожаи долгое время были низкими. Значительную часть продуктов, которые производил крестьянин, присваивал господин. Крестьянам почти нечего было продавать. Вот почему до XI века торговля в Европе была развита слабо. Хозяйство и феодалов, и крестьян было натуральным: продукты и вещи изготовляли не для продажи, а для собственного потребления.

Четыре воловьи упряжки вспахивают узкие полоски земли крестьянских наделов. Франция, XV век.

ФЕОДАЛЬНОЕ ПОМЕСТЬЕ Задание: пользуясь картинкой расскажите о феодальном поместье

ФЕОДАЛЬНОЕ ПОМЕСТЬЕ Задание: пользуясь картинкой расскажите о феодальном поместье

Задание: пользуясь картинкой расскажите о феодальном поместье. Докажите, что феодальное поместье - это натуральное хозяйство

КРЕСТЬЯНСКИЙ ДВОР.ЖИЗНЬ И БЫТ КРЕСТЬЯН

КРЕСТЬЯНСКИЙ ДВОР.ЖИЗНЬ И БЫТ КРЕСТЬЯН

КРЕСТЬЯНСКИЙ ДВОР.ЖИЗНЬ И БЫТ КРЕСТЬЯН

Деревни насчитывали обычно 10-15 дворов. В каждом дворе кроме жилища, были сарай, хлев, амбар. другие хозяйственные постройки. На большей площади Европы крестьянский дом строился из дерева, но на юге, где этого материала не хватало, — чаще из камня. Деревянные дома крылись соломой, которая годилась в голодные зимы на корм скоту. Маленькие окошки закрывались деревянными ставнями, затягивались пузырем или кожей.

Крестьянский дом. Современная реконструкция.

Стекло использовалось лишь в церквах, у сеньоров и городских богачей

Стекло использовалось лишь в церквах, у сеньоров и городских богачей

Стекло использовалось лишь в церквах, у сеньоров и городских богачей. Вместо дымохода часто зияла дыра в потолке, и когда топили, дым заполнял помещение. В студеную пору нередко и семья крестьянина, и его скот жили рядом — в одной избушке.

КРЕСТЬЯНСКИЙ ДВОР.ЖИЗНЬ И БЫТ КРЕСТЬЯН

В крестьянской хижине

Повседневной пищей большинства населения был хлеб, каши, варёные овощи, зерновые и овощные похлёбки, приправленные травами, с луком и чесноком

Повседневной пищей большинства населения был хлеб, каши, варёные овощи, зерновые и овощные похлёбки, приправленные травами, с луком и чесноком

Повседневной пищей большинства населения был хлеб, каши, варёные овощи, зерновые и овощные похлёбки, приправленные травами, с луком и чесноком. Мяса в народе ели мало, только по праздникам. Употребляли довольно много рыбы, потому что 166 дней в году приходилось на посты, когда есть мясо было запрещено. Из сладостей был известен только мёд

КРЕСТЬЯНСКИЙ ДВОР.ЖИЗНЬ И БЫТ КРЕСТЬЯН

Выпечка хлеба. Средневековая миниатюра

ТРУД СРЕДНЕВЕКОВЫХ КРЕСТЬЯН

ТРУД СРЕДНЕВЕКОВЫХ КРЕСТЬЯН

ТРУД СРЕДНЕВЕКОВЫХ КРЕСТЬЯН

Пахота на волах в ярме. Миниатюра (XV в

Пахота на волах в ярме. Миниатюра (XV в

Пахота на волах в ярме. Миниатюра (XV в.)

ТРУД СРЕДНЕВЕКОВЫХ КРЕСТЬЯН

В отличие от рабов крестьяне уважали свой тяжелый труд и высоко ценили трудолюбие. Они обрабатывали землю чаще всего теми же орудиями труда, какие получали в наследство от отцов и дедов. Когда созревал урожай, колосья срезали серпами. Молотили палками или деревянными цепами, а затем зерно провеивали, подбрасывая лопатой на ветру. Зерно, если дозволял господин, обычно мололи на ручной мельнице, состоявшей из двух каменных жерновов.

Урожаи были низкими: зерна получали примерно в 3 раза больше, чем сеяли

Урожаи были низкими: зерна получали примерно в 3 раза больше, чем сеяли

Урожаи были низкими: зерна получали примерно в 3 раза больше, чем сеяли. Треть, а то и почти половину собранного оставляли на семена, часть отдавали в оброк господину и 1/10 часть урожая — церкви. Урожай зависел не только от стараний крестьянина, но и от погоды. Даже небольшие заморозки и засухи губили посевы, и тогда наступал страшный голод. Смертность была очень высокая.

ТРУД СРЕДНЕВЕКОВЫХ КРЕСТЬЯН

"Сельскохозяйственные работы" /пахота). Миниатюра XIV в

ТРУД СРЕДНЕВЕКОВЫХ КРЕСТЬЯН Орудия труда средневековых крестьян

ТРУД СРЕДНЕВЕКОВЫХ КРЕСТЬЯН Орудия труда средневековых крестьян

ТРУД СРЕДНЕВЕКОВЫХ КРЕСТЬЯН

Орудия труда средневековых крестьян

Важнейшая ценность средневекового общества

Важнейшая ценность средневекового общества

1.Важнейшая ценность средневекового общества
А)богатство
Б)земля
В)деньги

2.Большие группы людей, которые отличаются друг от друга
закрепленными за ними правами и
обязанностями,
передающимися по наследству
А)сословия
Б)части
В)коллективы

ТЕСТОВЫЕ ЗДАНИЯ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Барщина включала А)работу зависимого крестьянина на поле и в хозяйстве сеньора

Барщина включала А)работу зависимого крестьянина на поле и в хозяйстве сеньора

3.Барщина включала
А)работу зависимого крестьянина на поле и в хозяйстве сеньора
Б)работу зависимого крестьянина по перевозке грузов
В)обязанность зависимого крестьянина печь хлеб в печи сеньора
Найдите и укажите номер позиции, лишней в этом перечне.
4.Оброк включал обязанность
А)приносить часть урожая зерновых, овощи, фрукты, птицу сеньору
Б)отдавать сеньору часть денег, вырученных от продажи продуктов
В)давить виноград на прессе сеньора
Найдите и укажите номер позиции, лишней в этом перечне.

ТЕСТОВЫЕ ЗДАНИЯ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова

Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова

5.Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.
Один средневековый мудрец уподобил духовенство овцам, дающим молоко проповеди, — собакам, охраняющим овец от волков, а —
быкам, терпеливо создающим то, что нужно для жизни.

Читайте также: