Пименов покрытосеменные презентация покрытосеменные

Обновлено: 07.07.2024

1. Сформировать представление о наиболее сложной организации покрытосеменных растений (строение, размножение, развитие) по сравнению с голосеменными.
2. Активизация познавательного интереса учащихся.
3. Создание условий для формирования навыка самостоятельной мыслительной деятельности и коммуникативной культуры.

Методы и приемы: объяснительно - иллюстративный, проблемный, лабораторная работа (исследовательский).

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, гербарии, микроскопы, микропрепараты.

Тип урока: Комбинированный урок-презентация с использованием компьютера в демонстрационном режиме.

ХОД УРОКА

Проверить мультимедиа оборудование, подготовить инструктивные карточки, гербарии, проверить готовность к уроку: мел, тряпка, доска, экран, порядок, готовность детей: учебники, тетради, ручки, надпись на доске: тема урока.

I. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас приветствовать сегодня на уроке биологии. Давайте поприветствуем друг - друга словами:

Здравствуй друг,
Я пришел
Ты мне рад
Хорошо!

Теперь повернитесь друг к другу, пожмите руки, произнесите эти слова:

Здравствуй друг, ты пришел, очень рад, хорошо!

Сегодня нас ждет удивительное общение и плодотворная деятельность.

Будьте внимательны, активны на уроке, и вы добьетесь успеха!

2. Актуализация знаний и мотивация учащихся.

“Под небом низким и седым – тайга, от края и до края, здесь нет тепличной красоты, отсюда далеко до рая …”, так описывал наш край известный писатель Х-Мансийского района Сергей Козлов.

Ребята, скажите, пожалуйста, какие древесные растения образуют данную природную зону?

А что мы знаем о голосеменных растениях?

А вот мне интересно, почему назвали данную группу именно таким образом?

Проверка домашнего задания

Тестовое задание “Гонка за лидером” или А правда ли то, что…

    К голосеменным растениям относится около 700 видов растений
  1. Листья у всех голосеменных растений – хвоя
  2. Хвойные растения относятся к отделу голосеменных
  3. Сосна, ель, пихта – это хвойные растения
  4. Все голосеменные растения имеют цветок и плод

Сегодня на уроке мы начинаем изучать большую группу растений, самую распространенную группу на Земле.

Приложение: (В презентации желательно использовать рисунки, анимационные модели электронных учебников и т.д.)

Тема нашего урока “Отдел Покрытосеменные растения, особенности организации и происхождение”

Какие задачи мы можем выполнить на уроке?

Проверка общеучебных ЗУН

Беседа, диалог с детьми с использованием мультимедиа оборудования

  • Цветок - это видоизмененный побег, орган семенного размножения.
  • Давайте вспомним строение цветка.
  • Плод – это орган полового размножения.
  • Трахеиды - мертвые веретенообразные клетки с толстыми оболочками. Обеспечивают проводящую и опорную функции.

Какие особенности имеются у покрытосеменных растений?

II. ОСНОВНОЙ ЭТАП

3. Изучение нового материала.

Происхождение покрытосеменных растений.

Покрытосеменные – самая богатая видами группа растений.

Известно 250 тысяч видов.

Первые цветковые растения появились в начале мелового периода около 135 миллионов лет назад (или даже в конце юрского периода).

Вопрос о предке покрытосеменных в настоящее время остаётся открытым; но наиболее вероятно, что покрытосеменные произошли от одной из групп семенных папоротников.

Характерные признаки покрытосеменных растений, отличающие их от голосеменных (использовать гербарные материалы.)

В отдел Покрытосеменных растений входят два класса: Двудольные и Однодольные растения.

Ребята! Посмотрите на эти комнатные растения. Скажите, какими отличительными признаками обладают покрытосеменные растения?

    Наличие цветка.
  • Наличие плода.
  • Покрытосемянность.
  • Строение органов достигает наибольшей сложности.(Есть сосуды вместо трахеид, обеспечивающие проведение орг. и неорг. в-в.
  • Ткани имеют высокую степень специализации.
  • Интенсивный обмен веществ.

ЭТИ ПРОГРЕССИВНЫЕ ЧЕРТЫ ПОЗВОЛИЛИ ЗАНЯТЬ ГОСПОДСТВУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ.

Многообразие цветковых растений сведено к двум основным типам:


Побеговая и корневая системы

ИГРА “Ботаническое лото”

Ребята получают карточки, с которыми работают в группе.

Нужно составить правильный текст.

ЗЕЛЕНЫЕ: Покрытосеменные – самая богатая видами группа растений. Известно 250 тысяч видов.
СИНИЕ: Первые цветковые растения произошли 135 миллионов лет назад от семенных папоротников.
КРАСНЫЕ: Прогрессивные черты позволили занять покрытосеменным растениям господствующее положение.
ЖЕЛТЫЕ: Для цветковых растений характерно наличие цветков и семян, заключенных в плод.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Лабораторная работа “Строение цветковых растений на примере шиповника”
(Инструктивная карточка, гербарий)

Ребята! Сейчас нам предстоит выполнить лабораторную работу.

Цель работы: выявить особенности строения цветкового растения на примере шиповника. Мы будем работать с гербарным материалом и рисунками учебника. На ваших столах лежат инструктивные карточки. Выполняя работу, записи делаем в инструктивной карточке. По истечении 5-ти минут я попрошу вас сделать самостоятельный вывод.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА.

Лабораторная работа
“Строение цветковых растений на примере шиповника”

Цель: Выявить особенности строения цветкового растения.

Оборудование: гербарий.

  1. Рассмотрите внешний вид растения.
  2. Рассмотрите рисунки в учебнике на странице 77 “Строение шиповника”.
  3. Отметьте особенности строения по следующему плану:
  • Жизненная форма шиповника ________________ . Это можно определить потому, что растение имеет ___________________________ стебель.
  • Листья ____________________ (простые или сложные)
  • Листорасположение ____________________________ (очередное, супротивное, мутовчатое)
  • Цветок шиповника имеет венчик из ________ лепестков, чашечка состоит из _______ чашелистиков. Тычинок ___ , пестиков ________.
  • Плод ____________________ (многоорешек, коробочка, орех, семянка, ягода).

Сделайте вывод о принадлежности данного растения к отделу Покрытосеменных растений.

  1. Каковы главные признаки отдела покрытосеменных растений
  2. Какой орган покрытосеменных растений является органом полового размножения?
  3. Почему отдел назвали покрытосеменными
  • Тестовые вопросы учебника. Стр 86
  • Оценка, самооценка, рефлексия.

Дорогие ребята! Я очень рада знакомству с вами. Мне было приятно проводить урок в вашем классе. Мы хорошо потрудились!

Оценка деятельности учащихся.

  • Составьте словарь терминов данного урока.
  • Подготовьте устный рассказ о Покрытосеменных растениях, используя стр. 76-79.
  • Составьте кроссворд “Особенности цветковых растений”.
  • Нарисуйте рисунки , иллюстрирующие тему.

Покрытосеменные растения Самая многочисленная группа растений Около 250 тыс. .
Цветковые растения, покрытосеменные отдел высших растений, имеющих цветок. На.
Органы растения: Корень Побег (стебель с листьями и почками) Цветок Плод Семя
Отдел Цветковые растения Класс Однодольные Зародыш с 1 семядолей В большинств.
Однодольные Лилейные Злаки Луковые Представители многолетние луковичные и кор.



Двудольные Розоцветные Мотыльковые Крестоцветные Пасленовые Сложноцветные Вхо.






Покрытосеменные растения Самая многочисленная группа растений Около 250 тыс. .

Покрытосеменные растения Самая многочисленная группа растений Около 250 тыс. видов 400 семейств

Цветковые растения, покрытосеменные отдел высших растений, имеющих цветок. На.

Цветковые растения, покрытосеменные отдел высших растений, имеющих цветок. Насчи- тывает свыше 400 семейств, более 12 000 родов и, вероятно, не менее 235 000 видов. По числу видов цветковые растения значительно превосходят все остальные группы высших растений, вместе взятые.

Органы растения: Корень Побег (стебель с листьями и почками) Цветок Плод Семя

Органы растения: Корень Побег (стебель с листьями и почками) Цветок Плод Семя

Отдел Цветковые растения Класс Однодольные Зародыш с 1 семядолей В большинств.

Отдел Цветковые растения Класс Однодольные Зародыш с 1 семядолей В большинстве травы Древесины не образуют Корневая система мочковатая Жилкование листьев параллельное или дуговое Класс Двудольные Зародыш с 2 семядолями Деревья, кустарники и травы Корневая система изначально стержневая Жилкование листьев сетчатое Классификация Цветковых

Однодольные Лилейные Злаки Луковые Представители многолетние луковичные и кор.

Однодольные Лилейные Злаки Луковые Представители многолетние луковичные и корневищные травы. Примеры: Гиацинт, лилия, тюльпан, сцилла и д.р. Большинство представителей- травы, но есть кустарниковые и древесные формы. Примеры: Пшеница, бамбук, кукуруза, сахарный тростник и т.п. Все представители- многолетние травы. Большинство- луговые, некоторые травы- обитатели степей, саванн. Примеры: Агапантус, лук гигантский, лук-порей и т.д.




Покрытосеменные растения, слайд 1

Покрытосемянные это-
Группа высших цветковых растений, у которых семяпочка скрывается в завязи. единственная группа растений, способная к образованию сообществ, включающих и травы, и деревья, и кустарники

Слайд 4

Покрытосеменные растения, слайд 4

Слайд 5

Покрытосеменные растения, слайд 5

Наличие цветка Наличие плода Покрытосемянность Строение организмов достигает наибольшей сложности Ткани имеют высокую степень специализации Интенсивный обмен веществ Господствующее положение среди растений!
Особенности покрытосеменных растений

Слайд 6

Покрытосеменные растения, слайд 6

Происхождение покрытосеменных.
Ученые-палеоботаники считают, что покрытосеменные произошли от голосеменных в результате скачкообразного изменения женских органов размножения. Именно появления цветка стало ключевым событием в происхождении покрытосеменных. Есть также версия, что покрытосеменные произошли от семенных папоротников

Слайд 7

Покрытосеменные растения, слайд 7

Слайд 8

Покрытосеменные растения, слайд 8

Обитание
Покрытосеменные произрастают во всех климатических зонах и в самых разных климатических условиях – от тропических лесов до пустынь и тундр.

Слайд 9

Покрытосеменные растения, слайд 9

Слайд 10

Покрытосеменные растения, слайд 10

Травянистые
Травянистые – это молодая в эволюционном плане группа растений, которая произошла от древесных форм. Травянистые характеризуются более высокой приспособленностью к резким колебаниям условий внешней среды, чем древесные.

Слайд 11

Покрытосеменные растения, слайд 11

Слайд 12

Покрытосеменные растения, слайд 12

Слайд 13

Покрытосеменные растения, слайд 13

Слайд 14

Покрытосеменные растения, слайд 14

Многолетние
Многолетние (живут более 2 лет) Травянистыми многолетниками называют многолетние растения, наземные части которых не деревенеют, как это происходит у деревьев и кустарников, а деревянистыми многолетниками все остальные растения. Благодаря хорошо развитой корневой системе, травянистые многолетники более устойчивы к лесным пожарам. Они также легче переносят низкие температуры и менее чувствительны чем деревья и кустарники

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использовать презентацию в учебном процессе можно использовать на различных этапах урока, при этом суть её как наглядного средства неизменной, меняются только её формы, в зависимости от поставленной цели её использования. Использование компьютерной презентации на уроке позволяет: повысить мотивацию учащихся, использовать большое количество иллюстративного материала, вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения.

Урок биологии по ФГОС в 5 классе

Разнообразен и прекрасен мир растений: Мхи, водоросли, папоротники, плауны И семенные : сосны, туя, пихты, ели, Но властелины царства не они.

Разнообразен и прекрасен мир растений:

Мхи, водоросли, папоротники, плауны

И семенные : сосны, туя, пихты, ели,

Но властелины царства не они.

Высшие споровые Голосеменные ?

Высшие споровые

Голосеменные

Тема урока: Цветковые или Покрытосеменные

Покрытосеменные

Цель: Познакомимся с общей характеристикой отдела Покрытосеменные. 2. Выясним преимущества покрытосеменных над голосеменными .

  • Познакомимся с общей характеристикой

отдела Покрытосеменные.

2. Выясним преимущества покрытосеменных

над голосеменными .

Работа с учебником Используя текст о покрытосеменных растениях на стр. 62, сделайте краткую характеристику данного отдела.

Работа с учебником

Используя текст о

покрытосеменных

растениях на стр. 62,

сделайте краткую

характеристику

данного отдела.

Органы цветкового растения

Органы цветкового растения

Жизненные формы растений

Жизненные формы растений

Продолжительность жизни

Продолжительность жизни

Виды стеблей Прямостоячие Вьющиеся Лазающие Ползучие

Виды стеблей

Прямостоячие Вьющиеся

Лазающие Ползучие

Виды корней

Виды корней

Виды листьев

Виды листьев

Работа в группах 1 группа – определить отличительные черты покрытосеменных и голосеменных растений. 2 группа – определить общие черты покрытосеменных и голосеменных растений.

Работа в группах

1 группа – определить отличительные

черты покрытосеменных и голосеменных растений.

2 группа – определить общие черты

покрытосеменных и голосеменных растений.

Отличительные черты покрытосеменных растений от голосеменных Г олосеменные П окрытосеменные

Отличительные черты

покрытосеменных растений от голосеменных

Г олосеменные

П окрытосеменные

Общие черты

покрытосеменных и голосеменных растений.

1.Имеют хорошо развитые корни, стебли, листья

2. Образуют семена.

3. Имеют большое значение в природе

и жизни человека


." width="640"

Отдел покрытосеменные (цветковые) самый многочисленный, он включает 235-250 тысяч видов. Его представители обитают по всему миру: от холодной тундры до жарких тропиков, отдельные виды освоили пресные и морские водоемы.

Растительность в тундре

Покрытосеменные составляют большую часть массы растительного сообщества, являются звеном в цепи питания (продуцентами) - важнейшими производителями органических веществ на суше, как водоросли - в морях и океанах.

Цветок - генеративный орган покрытосеменных (цветковых), высшая ступень полового размножения. Цветок характерен только для покрытосеменных растений, ни один из других отделов подобным генеративным органом не обладает. По своему строению цветок это видоизмененный обоеполый стробил, гомологичный стробилам голосеменных.

В отличие от голосеменных, у которых семязачатки лежат открыто на семенных чешуях, у цветковых семязачаток находится в замкнутом вместилище - завязи, сформированной из плодолистика (-ов).

Строение пестика

Двойное оплодотворение, открытое Навашиным Сергеем Гавриловичем, уникальное явление, характерное только для цветковых. Оно связано с тем, что в зародышевый мешок попадают два спермия, один из которых (n) сливается с центральной клеткой (2n), с образованием запасного питательного вещества - эндосперма (3n). Другой спермий (n) сливается с яйцеклеткой (n) с образованием зиготы (2n), из которой развивается зародыш.

Двойное оплодотворение

У цветковых появляется плод - генеративный орган, служащий для защиты и распространения семян.

Ксилема - проводящая ткань, обеспечивающая восходящий ток воды и растворенных в ней минеральных солей, представлена не трахеидами, а сосудами. Во флоэме ситовидные элементы окружены клетками-спутницами.

У покрытосеменных мы не найдем антеридиев и архегониев: гаметофиты максимально редуцированы.

В процессе опыления покрытосеменных участвуют насекомые, летучие мыши, птицы. Также опыление может происходить с помощью воды или ветра.

Опыление

Особенностью цветковых является способность образовывать многоярусные сообщества, более устойчивые и продуктивные.

Многоярусность растительного сообщества служит приспособлением к равномерному распределению света: светолюбивые растения занимают верхний ярус, а теневыносливые растения отлично чувствуют себя в тени светолюбивых :)

Ярусы леса

Классы покрытосеменных

Отдел покрытосеменные состоит из двух классов: однодольные и двудольные. К классу двудольных относятся семейства: крестоцветные, сложноцветные, розоцветные, бобовые (мотыльковые), пасленовые. Класс однодольные включает в себя семейства: злаковые, лилейные. Для каждого класса имеются характерные признаки.

    Двудольные - семейства: крестоцветные, сложноцветные, бобовые, розоцветные, пасленовые
      В составе зародыша обычно имеется две семядоли

    В семядолях содержится запас питательных веществ. При надземном прорастании семядоли (зародышевые листья) могут выполнять функцию фотосинтеза.

    Семядоли, зародышевые листья

    Листья двудольных простые и сложные, для двудольных характерно перистое и пальчатое жилкование.

    За счет камбия растения растут в толщину, возможен вторичный рост осевых органов (стебля и корня).

    Корневая система чаще всего стержневого типа, с хорошо выраженным главным корнем, от которого отходят боковые корни. Главный корень развивается из зародышевого корешка.

    Двудольные растения

    Цветки пятичленные, реже встречаются четырехчленные. Хорошо обособлены чашечка и венчик.

    Цветок двудольного растения

    Однодольные растения

    Цветок с простым околоцветником. Цветки чаще трехчленные, четырехчленные. Никогда не бывают пятичленными.

    Цветок однодольного растения

    Эндосперм семени

    Эндосперм (от греч. endon - внутри + греч. sperma - семя) - запасное питательное вещество, у покрытосеменных триплоидный (3n).

    Эндосперм в семени есть у подавляющего большинства однодольных (лука, ландыша, пшеницы) и двудольных (тмина, хурмы, фиалки). Отсутствует эндосперм в семенах тыквенных, крестоцветных (капусты), сложноцветных (подсолнечника), бобовых (гороха, фасоли), также у - березы, липы, дуба, клена, так как на ранней стадии развития растущий зародыш поглощает эндосперм.

    Строение семени однодольного и двудольного

    Жизненный цикл

    Из генеративных почек спорофита развиваются цветки. У взрослого растения спорофита (2n) в цветке в гнездах пыльников тычинок в ходе микроспорогенеза образуется пыльцевое зерно (n) - мужской гаметофит. В завязи пестика в семязачатке формируется женский гаметофит - зародышевый мешок, внутри которого находятся центральная клетка (2n) и яйцеклетка (n).

    В результате опыления (насекомым, ветром, человеком) пыльца с тычинок переносится на рыльце пестика. Пыльцевое зерно состоит из вегетативной и генеративной клеток. Вегетативная клетка начинает растворять ткани пестика, образует пыльцевую трубку и прорастает до зародышевого мешка. Генеративная клетка делится, образуя два спермия (n), из которых один сливается с центральной клеткой (2n) с образование эндосперма (3n) - запасного питательного вещества. Другой спермий (n) сливается с яйцеклеткой (n), образуя зиготу (2n).

    В дальнейшем из семязачатка формируется семя, а завязь превращается в околоплодник - образуется плод. Своим внешним видом плоды привлекают животных, и те их охотно поедают) Благодаря семенной кожуре семена не подвергаются расщеплению в желудочно-кишечном тракте человека и животных. Они выходят из ЖКТ в неизменном виде и остаются способны к прорастанию: так происходит расселение растений. Попав в благоприятные условия, они прорастают в спорофит (2n). Цикл замыкается.

    Жизненный цикл покрытосеменных

    Значение покрытосеменных

    Покрытосеменным в жизни человека отведено важное место. Только подумайте - почти все культурные растения принадлежат к этому отделу! Цветковые имеют медицинское значение, из многих растений изготавливаются лекарства. Их древесина используется для изготовления бумаги, мебели, применяются в промышленности.

    Валериана лекарственная

    Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

    Читайте также: