Корень стебель лист плоды все

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Предмет: Окружающий мир

Автор курса: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов

Тема урока: Части растений

Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, групповая

формирование целостного взгляда на мир через наблюдение, осознание, восприятие и деятельность;

знакомство с частями растений.

Создание условий для личностного развития ученика;

Активизация самостоятельной деятельности;

Развитие способностей к конструктивному творчеству, умению наблюдать и делать выводы;

Развитие мышления, внимания, памяти.

Создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде, хозяйственного подхода к использованию

природных богатств; ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.

Предметные: повторить и расширить представления детей о растениях, их частях; использовании в жизни человека, продолжить обучение детей наблюдениям и формулировке их результатов. Формировать представления о связях природы и человека

Коммуникативные : навыки делового партнёрского общения; умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.

Рефлексивные умения : осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.

Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Общеучебные действия : умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста и практической работы

Логические действия : умение строить логическую цепь рассуждений

Личностные: формирование позитивной самооценки.

Оборудование : : учебники, тетради для самостоятельной работы; карточки с заданиями, рисунки с изображением растений и их частей

Методы и приёмы: создание ситуации успеха; методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод, проблемный метод, деятельностный.

Название этапа, цель

Временные рамки этапа

Перечень универсальных учебных действий, формируемых на данном этапе

Самоопределение к деятельности.

Цель : активизировать внимание учащихся, положительный настрой на урок

Прозвенел сейчас звонок,

Вы проверьте – ка. ребятки,

Все ль у вас лежит в порядке?

На партах должны лежать учебники, тетради, карточки, карандаши

Настрой на рабочий лад, проверка готовности к уроку

Настрой на урок, снятие стресса

Актуализация знаний и мотивация.

Цель : установить правильность, полноту и осознанность знаний предыдущего материала, формировать положительное отношение к учебному труду, развивать умение слушать и слышать

- У каждого из нас есть множество друзей. Они заботятся о нас, дарят нам красоту, чистый воздух и радость.

На какие группы делятся растения?

Отгадайте загадки. Ответы распределите по группам.

Чем отличаются деревья от кустарников?

Чем травы отличаются от деревьев и кустарников?

Дети расставляют карточки (деревья, травы, кустарники)

Распределяют отгадки по группам

(у дерева один ствол, У кустарников несколько)

(у трав стебель травянистый, а у деревьев и кустарников ствол древовидный)

Повторение пройденного материала

Постановка учебной задачи.

Цель : формировать умение формулировать тему и цель урока

Что есть общего у всех растений?

Выскажите предположение, о чем мы будем говорить на уроке?

Да. Сегодня вы получите новые знания о частях растения и использовании их человеком.

Рассмотрите условные обозначения и расскажите, как мы будем работать?

(корень, стебель, листья, плоды)

(продолжим узнавать новое о растениях)

Ответы учащихся (работа в парах, подумай, расскажи)

словесный и наглядной передачи информации

Определение учебной задачи

Познавательные (выделять познавательную цель)

Коммуникативные (слушать мнения друг друга)

Регулятивные (составлять план действий)

Цель : дать новые знания о частях растений, их использовании человеком, развивать умение работать с информацией, решать проблемные вопросы, развивать речевые умения

1.Он не ходит, а живой.

Зарылся в землю с головой

2. Из почки появляются, весною распускаются

Осенью – увядают и все опадают.

3. Нарядные сестрёнки весь день гостей встречают, медом угощают

О каких частях растений не было загадок?

(корень, листья, цветы)

Ответы детей (стебель)

Словесный, наглядной, передачи информации

Познавательные (получение необходимой информации из имеющихся источнков)

Коммуникативные (умение слушать)

Потянулось к солнышку.

С ветерком оно играет, Ветерок его качает,

К земле низко прижимает-

Вот как весело играет!

Дети повторяют движения за учителем

Цель : установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы в изученном материале

Откройте тетради на стр.16 и найдите задание №14.

Нарисовать недостающие части растений

Работа в тетрадях, взаимопроверка

Проверка усвоения информации

Познавательные (извлечение необходимой информации)

Регулятивные (проявлять познавательную инициативу)

Коммуникативные (умение общаться в паре)

Закрепление новых знаний и способов действий

Цель : обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий

Работаем по группам.

Задание: соберите правильно рисунок на котором перепутаны части растений.

Работа с пазлами

Проверка. Оцени свою работу и работу Маши и Миши. Кто правильно выполнил задание?

Учебник стр.21 (отвечает 1 человек от группы)

Практический, наглядный, словесный

Групповая работа, индивидуальная

Повторение частей растений и их расположения

Познавательные (извлечение необходимой информации)

Регулятивные (проявлять познавательную инициативу)

Коммуникативные (умение общаться в группе)

Включение в систему знаний и повторение

Цель : обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий, обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знаний

Рассмотрите карточки и соедините стрелкой, какую часть растений использует человек в пищу

Проверка. Перечислите у каких растений человек использует в пищу корень; листья; плоды; стебель?

Работа с карточками

Применение полученных знаний в жизни

Формирование устойчивого учебно-познавательного интереса. Речевая деятельность.

Познавательные: извлечение необходимой информации из имеющихся источников: Коммуникативные: умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Цель : откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способов действий учащихся в рамках изученной темы

Я буду называть части растений, а вы хлопайте в ладоши, если эти части растений мы употребляем в пищу, а если нет - топайте ногами.

(Яблоко, лист осины, плод моркови, стебель ромашки, лист капусты, корень свеклы, цветок колокольчика, плод земляники, плод вишни)

Знание частей растений

Формирование устойчивого учебно-познавательного интереса.

Познавательные: извлечение необходимой информации из имеющихся источников: Коммуникативные: умение слушать и слышать

Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Подведение итогов занятия

Цель : дать качественную оценку работы

Давайте подведём итог нашему занятию.

Что больше всего запомнилось на уроке?

Что нового узнали о растениях?

Что показалось самым важным?

Теперь оцените свои знания и свою работу на уроке и сделайте вывод.

А я желаю вам новых успехов и новых интересных открытий.

Оценивание работы на уроке

Оценить свою деятельность

Коммуникативные: умение адекватно оценивать свою деятельность

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Корень — всему основа. Его почти никогда не видно, он находится в земле. Это он удерживает растение в почве, даст ему питательные вещества и влагу. А как корень сражается за жизнь растения! Чаще легче сломать стебель, чем выдернуть растение с корнем. Легче спилить дерево, чем выкорчевать его. Каждым своим ответвлением корень старается удержаться в земле и спасти растение.

Стебель придает растению форму. Он несет на себе листья и цветки. Он никогда не устает переносить соки от корня к листьям и цветкам. Стебли бывают разные. У одних растений они стоят прямо, у других — стелются по земле, а у третьих — находятся под землей. У молодых растений стебель тонкий и гибкий. Но со временем он утолщается и твердеет.

Листья есть у каждого растения. Любой лист состоит из черешка, с помощью которого он прикрепляется к стеблю, и листовой пластинки. Но у всех растений листья такие разные! Именно формой листовой пластинки они и отличаются друг от друга. Листья помогают корням заботиться о растении. Каждый лист - это маленькая кухня, где готовится пища для самого листа и для растения. Из чего же состоит пища? Из воды, которую поглощает корень, и углекислого газа, который листок получает из воздуха. А еще листья наполняют воздух, которым мы дышим, кислородом.

Цветок — украшение растений. У одних он крупнее, поэтому он, как роза или тюльпан, один на стебле. У сирени или акации цветки мелкие, собраны в соцветия.

Цветок нужен растениям. У цветка такие красивые лепестки и свой особенный аромат. Это нужно для того, чтобы привлечь насекомых. Они слетаются на сладкий нектар и переносят пыльцу — опыляют растение. Вскоре на месте опыленного цветка образуется плод с семенами.

Плод — это то, что люди больше всего ценят в растениях. Все любят лакомиться сочными и спелыми яблоками и грушами, персиками и сливами.

Внутри каждого плода бывают семечки или косточки. Косточка — это семя, из него вырастет новое растение. Но для этого семена должны попасть в землю. У всех растений это происходит по-разному. Одуванчик, клен и береза доверяют свои семена ветру. Семена других растений переносят животные. А горох, фасоль и сурепка сами разбрасывают свои семена.

Корнеплод - это видоизмененный корень, в котором накапливаются питательные вещества. К корнеплодам относят морковь, свеклу столовую, редис, редьку, сельдерей, пастернак, петрушку, хрен, репу и брюкву. Главное отличие корнеплода от плодов заключается в отсутствии семян внутри корнеплодов.

Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.

ГДЗ ответы окружающий мир рабочая тетрадь 3 класс 1 часть Плешаков, Новицкая - 52-55-я страница ГДЗ окружающий мир 3 класс 1 часть Перспектива

1. Узнай группы растений по описаниям. Впиши названия групп в клеточки.

Эти растения имеют корни, стебли, листья, цветки и плоды, в которых созревают семена. ЦВЕТКОВЫЕ

У этих растений нет корней, стеблей, листьев, цветков и плодов. Их тело называется слоевищем. ВОДОРОСЛИ.

У растений этой группы есть стебли и листья, но нет корней, цветков и плодов с семенами. МХИ.

У этих растений есть все части, кроме цветков и плодов. Семена у них созревают в шишках. ХВОЙНЫЕ.

Растения этой группы имеют корни, стебли и листья, похожие на большие перья. Но у них не бывает цветков, плодов, семян. ПАПОРОТНИКИ.

2. На уроке учительница попросила привести примеры цветковых растений. Дети ответили так. Кто из ребят ответил верно? Кто допустил ошибки?

Верный ответ у Нади, одна ошибка - у Сережи (неверный ответ- сосна), две ошибки у Иры (морская капуста, ель), три ошибки у Вити (туя, лиственница, папоротник).

3. Определите эти растения. Подпишите названия растений и групп, к которым они относятся.

Подпишите названия растений и групп, к которым они относятся

Ответ: В верхнем ряду слева направо: фуксия (цветковые), сальвия (цветковые), льнянка (цветковые), цикорий (цветковые). В нижнем ряду слева направо: орляк (папоротник), фунария (мхи), пихта (хвойные), кедровая сосна (хвойные).

Сосна кедровая - это хвойное растение (дерево), растет в Сибири и на Северо-Востоке европейской части России. В народе ее часто называют сибирским кедром. Хвоинки у этого дерева собраны в пучки по 5 штук. В больших шишках созревают вкусные семена - кедровые орешки.

Орган представляет собой обособленную часть организма растения, имеющую определенное строение и выполняющую ряд функций. Тело высших растений можно разделить на вегетативные (от лат. vegetare - расти) и генеративные (лат. generate порождать, производить) органы.

Вегетативные органы

  • Корень
  • Побег

Состоит из стебля с расположенными на нём листьями и почками. Запишите себе такую "биологическую" формулу: побег = "стебель + листья + почки". Вы поймете в следующих темах, насколько вам пригодится эта формула ;)

Имеет радиальную симметрию, растет вверх, против силы тяжести (отрицательный геотропизм). На стебле формируются листья, цветки, плоды.

Все вегетативные органы способны к бесполому (вегетативному) размножению. Так, у срезанной ветки растения, поставленной в воду, начинают развиваться придаточные корни, и, если такую ветку поместить в землю, создав оптимальные условия, она прорастет в новое растение. Такие же возможности открываются у корня, который разделили надвое, или у листа, поставленного в воду.

Придаточные корни у срезанной ветки тополя

Вегетативные способы размножения растений

Выполняется путем плотного сопоставления частей разных растений. Главное условие, для того чтобы части срослись - срастание тканей сосудистого камбия. Выделяется подвой и привой.

Подвой - это растение с сохраненным стеблем и корневой системой, на которое "подселяют" привой - прививаемые стебель, листья и цветки, также плоды.

Прививка растения

Увеличение количества клубнелуковиц происходит путем образования нескольких дочерних (деток). Клубнелуковицы образуют гладиолус, шафран и другие растения.

Клубнелуковица

Корневые клубни есть, в частности, у георгина, чистяка, батата. Хороший садовод знает, что из каждой почки на клубне может начать развитие новое растение, так что для размножения нужного сорта перед посадкой клубень разрезают на несколько частей по числу глазков.

Размножение клубнями

С целью размножения растений корнеплодами (свекла, редис, морковь) листья у корнеплодов-маточников обрезают таким образом, чтобы оставить черешки длиной 1-2 см и верхушечную почку, из которой будет развиваться новое растение.

Размножение корнеплодами

Размножение корневищами

Небольшого участка корневища для вегетативного размножения вполне достаточно, главное, чтобы этот участок содержал почку. Корневищные растения отличаются крайне быстрым распространением на территории, ежегодный прирост одного корневища пырея ползучего может достигать 30 - 40 см. Разветвленная сеть корневищ в почве скрепляет ее, подобно сетке, в связи с этим такие растения активно используют для укрепления оврагов, сыпучих берегов, для предотвращения оползней.

Весьма эффективный способ размножения (к примеру, один экземпляр земляники за два года дает начало в среднем 200 новым растениям) и расселения (куст земляники за год заселяет 1,5 м 2 окружающей территории).

Размножение усами

Отводком называют однолетний побег, прижатый к почве и в этом месте присыпанный землей. В присыпанной части из побега развиваются придаточные корни, и формируется новое растение.

Размножение отводками

Довольно часто для искусственного вегетативного размножения применяют черенки - отрезки, отделенные от родительского растения. В зависимости от места взятия черенка, различают: корневые, стеблевые и листовые черенки.

Размножение черенками

Каждый год из луковицы можно выделять дочерние луковички, которые также называют детками. От материнской луковицы можно отделить сразу несколько деток.

Размножение луковицами

Такой способ применяют весной или ближе к осени, в отношении кустарников для увеличения посадочного материала нужных сортов кустарников. Куст необходимо разделить так, чтобы у каждой части остались надземные побеги и собственная корневая система.

Размножение делением кустов

Генеративные органы

При половом размножении происходит слияние гамет, в результате которого образуется зародыш. Органом полового размножения покрытосеменных растений является цветок, который подробно освещен в соответствующей теме.

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.


Из этой статьи вы узнаете о том, какие бывают части растений и какую роль они играют в жизни как самих растений, так и животных или человека.

Растения – это живые организмы, которые очень важны для жизни на Земле. Они служат пищей для людей и других животных, а также позволяют нам дышать, превращая выдыхаемый нами углекислый газ в кислород. Сколько растений вы едите в пищу? Вы можете быть удивлены, но на Земле более 80 000 видов съедобных растений! Они состоят из множества различных частей, и каждая часть играет жизненно важную роль для растения. Давайте рассмотрим каждую из этих частей более подробно.

Корни


Корни являются нижней частью растения и обычно находятся в почве. Они удерживают растение в земле и служат опорой для надземных частей. Они также всасывают воду и питательные вещества из почвы, необходимые для роста и сохранения здоровья растений.

Есть два вида корней: стержневой корень, который является основным корнем, поглощающим воду и питательные вещества, и боковые и придаточные корни, закрепляющие растения в земле. Корневая система с выраженным главным корнем называется стержневой. Если боковые корни более выражены, чем основной, то такая корневая система называется мочковатой. В корнях также хранятся питательные элементы, которые растение может использовать в будущем. Такие пищевые продукты как, например, морковь, редис, свекла и др., на самом деле являются корнеплодами?

Стебель


Стебель – основная надземная часть растения. Он поддерживает листья, а также цветы или плоды, если они есть у растения. Стебель переносит воду и питательные вещества от корней к остальным частям. Стебли могут быть гибкими и нежными, как у травянистых растений, или твердыми и одеревеневшим, как ствол дерева. Основной стебель растения может иметь более мелкие стебли или ветви, которые растут из него. Люди также едят некоторые виды стеблей растений, например, спаржу.

Листья


Лист – очень важная часть растения, участвующая в таких процессах, как фотосинтез, газообмен и транспирация. В результате фотосинтеза солнечный свет преобразовывается в питательные вещества, обеспечивающие растения энергией для жизни. Также поглощается углекислый газ и выделяется кислород, которым дышат люди и животные. Листья не только дают нам кислород, но и могут служить нам пищей. Наверняка вы ели листья салата, базилик, петрушку, руколу или шпинат.

Цветы и плоды

Большинство (но не все) растений цветут. Цветы растут на концах стеблей. Их красота и аромат часто привлекают насекомых или животных. Цветок может дать им нектар, а они в свою очередь помогают растению, опыляя его, чтобы оно сформировало плоды и семена.

У некоторых видов растений есть цветы, из которых образуются съедобные плоды, например яблоки, груши, огурцы, помидоры, баклажаны, перец, клубника, смородина и др. Это очень важно, так как люди и многие животные используют плоды растений в пищу. Цветы и плоды позволяют растениям создавать новые растения с помощью семян, которые в них формируются. Семена могут упасть рядом с растением или разнестись ветром, водой и животными.

Подведение итогов

Растения необходимы для жизни на Земле. Каждая часть растения выполняет важную роль: от корней, которые поглощают воду и питательные вещества, до листьев, которые производят пищу с помощью фотосинтеза, цветов и плодов, которые распространяют семена растений. Людям нужны растения, чтобы снабжать нас кислородом, пищей и лекарствами!

Читайте также: