Конспект урока твардовский урожай весенние строчки

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Цель: развивать навык выразительного чтения, анализировать произведение, находить красочные средства изображения, чувствовать и понимать взаимосвязь природы и поэзии.


  1. Формирование навыка выразительного чтения;

  2. Умение воспринимать на слух прочитанное;

  3. Умение слушать и понимать речь других;

  4. Умение оформлять свои мысли в устной форме;

  1. Умение определять настроение лирического произведения;

  2. Умение выделять средства художественной выразительности текста, такие как: олицетворение, метафора.

  3. Умение сравнивать, находить ответы на вопросы в тексте, составлять ответы на вопросы.

  4. Знание лексического значения слов (перлы, гам, шум нагорный, вторит).

  1. Развитие речи, внимания и памяти;

  2. Формирование умения видеть красоту поэтического слова;

  3. Развитие чувства красоты.

І. Организационный момент

Прозвенел уже звонок.

Он позвал нас на урок.

Будем мы читать учиться,

Не лениться, а трудиться.

- Что это? (Предложение)

- Распространенное или нераспространенное? (Нераспространенное)

- Увеличьте предложение, прибавляя каждый раз по одному слову.

Идёт сильный дождь.

Сегодня идёт сильный дождь.

Сегодня с утра идёт сильный дождь.

Сегодня с самого утра идёт сильный дождь…

- А весной, летом, зимой бывает дождь? (Бывает)

- А когда он сопровождается громом? Зимой бывает гром? (Нет, гром бывает в конце весны, летом, в начале осени)

- Правильно, когда на земле достаточно теплая погода. А какой весенний месяц радует нас настоящим, почти летним, теплом? (Май)

- Сегодня мы как раз и будем читать стихотворение об этом месяце.

2. Упражнение на предвидение содержания текста.

- Прочитайте название стихотворения на с. 62, рассмотрите картинки к нему. Предположите, о чем будет идти речь в стихотворении.

- Что вы знаете о грозе? (Гроза в толковом словаре трактуется как бурное ненастье с дождем, громом и молнией. Это явление природы опасно для человека. Молния может убить. Поэтому в грозу лучше всего находиться дома)

3. Самоопределение к деятельности.

- Кто автор стихотворения? Прочитайте. (Ф. Тютчев)

- Сформулируйте тему урока. (Стихотворение Ф. Тютчева «Весенняя гроза)

- Подумайте, чему мы будем учиться? (Читать выразительно стихотворение, анализировать его содержание)

Давайте мы поближе познакомимся с автором этого стихотворения

Слово о поэте

Фёдор Иванович Тютчев (1803–1873) — великий поэт, дипломат и автор более 400 стихотворений.

Ф. И. Тютчев родился 23 ноября 1803 года в Орловской губернии,в имении Овстуг. Мальчик занимался образованием дома, а родители учили его русскому и французскому языкам, а также музыке. В 1821 году Ф. И. Тютчев с успехом окончил Московский университет. Вскоре после этого поступил на службу и отправился за границу на 22 года.

Свои первые стихи Фёдор Иванович Тютчев начал писать ещё в подростковом возрасте, Первое стихотворение Фёдор Иванович написал в 11 лет. но, к сожалению, не был замечен.

К Тютчеву пришла настоящая известность, и вскоре вышел отдельный сборник его стихотворений.

Вот некоторые из них,с которыми вы можете ознакомиться в библиотеке

Чтобы проверить насколько внимательно вы слушали меня,предлагаю вам ответить на мои вопросы .

- Внимательно слушайте утверждение. Если оно правильное, то хлопайте 2 раза, если ошибочное –один.

1) Ф.И. Тютчев родился в имении Овстуг. (Да)

2) Учился Федор в местной школе. (Нет)

3) Его учителем был А. С. Пушкин. (Нет)

4) поэт окончил Московский университет. (Да)

5) Некоторое время Федор Иванович жил и работал за границей . (Да)

6) Стихи Тютчев начал писать еще подростком. (Да)

-Какие эмоции вы испытали? Что вы себе представили?

-Теперь прочитайте стихотворение про себя и приготовьтесь прочитать вслух.

-О чём это стихотворение? Какое настроение оно создает?

-Какие непонятные слова вам встретились в тексте? (- Перлы, гам, шум нагорный, вторит)

- Может кто-нибудь знает значение этих слов?

- Давайте откроем словарь и проверим, правильно ли поняли эти слова.

Гам – шум голосов и криков.

Шум нагорный - гул, шум воды в горах.

Вторит – отзывается, откликается, повторяет.

Анализ произведения.

Чтение с заданием: найти “чудо”.

- Прочитайте, как Тютчев описывает гром в самом начале стихотворения.

(Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром.

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.)

- Какая картина возникает перед вами? (- Ещё светит солнце, а уж гром начинает греметь, играя. И совсем не страшно)

- Теперь давайте постараемся найти чудо. Какое чудо происходит в первой строфе? (- Гром)

- Правильно. Гром – это явление природы и по-настоящему играть, и резвиться не может. Кто может это делать? (Дети.)

- Но в стихотворении гром превращается в резвого, шустрого, озорного мальчишку.

-А если поэт наделяет этими качествами явление природы, что он, таким образом, делает? (одушевляет, делает живыми, олицетворяет). Использует прием олицетворения.

- Давайте посмотрим на презентацию и узнаем, что же такое олицетворение.

Олицетворе́ние - перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые, часто применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

- Давайте придумаем свои примеры олицетворения. Кто может назвать?

- Молодцы! Гром становится героем стихотворения. А почему небо во время грозы голубое? (Гроза короткая, мимолетная, небо не успело потемнеть.)

- Да, правильно, гром и гроза только пробуждают свою силу.

Знакомство с приемом звукописи.

- Внимание. Я прочитаю первую строфу, а вы должны услышать какой звук я выделю голосом:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

- Итак, какой же звук я выделила? [p]

- Произнесите этот звук четко, так же звонко как гремят, грохочут молодые раскаты весеннего грома. Погрохочем (р-р-р).

- Вот, ребята, поэт даже слова подбирает с нужным звуком. Звук [p] подчеркивает приподнятость настроения, радость. В таких случаях говорят, использует звукопись.

- Давайте прочитаем второе четверостишие и докажем, что гром -герой стихотворения.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

Какие слова об этом говорят? (- Раскаты молодые.)

- А что значит молодые раскаты? (- Несильные, короткие)

- Какие слова в этом четверостишии говорят, что гроза первая, майская? (Дождь, солнце)

- Какие картины вы себе представили? (Гремит гром и вдруг неожиданно брызнул дождик. На деревьях повисли жемчужные капли дождя.)

- Прочитайте четвёртую строку "и солнце нити золотит". О каких нитях говорит поэт? Давайте вспомним,какое средство худ.выразительности здесь использовано ? (нити - это лучи солнца, это метафора)

– Какое чудо во 2-ой строфе? (- Капли дождя превращаются в жемчужины, струи дождя - в золотые нити.)

Спал цветок и вдруг проснулся-

(Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел.

(Туловище вперед, назад)

(Руки вверх, потянутся)

Взвился вверх и полетел.

(Руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

Прочитаем третью строфу.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

Всё вторит весело громам.

- Поток (ручеек) превращается в проворного (ловкого) мальчугана. Вся юная природа отзывается грому, как бы играя с ним.

- Как вы думаете, гроза закончилась или ещё продолжается?

- Как вы догадались?

- Какое слово показывает, что дождь всё-таки был сильный? (Потоки)

- Как природа реагировала на грозу? Какое слово поможет нам ответить?

- Давайте представим себе грозу, и пение птиц в лесу, и шум бегущей воды. Закройте глаза. Что вы чувствуете?

- Давайте вспомним, что значит "Гам лесной" (- Крики птиц, шум воды, шум листвы. )

Настроение стихотворения.

- А какую грозу рисует поэт, страшную, наводящую ужас или светлую, веселую? (ответы детей). И это удивительно! Среди ясного голубого неба грохочет гром, идет дождь и одновременно светит солнце. Такое чудо происходит только в поэзии.

Подготовка к выразительному чтению.

- Давайте выделим голосом нужные слова. Прочитаем 1-ую строчку. Какое слово здесь важно выделить? (грозу)

- Да вы правы, ведь стихотворение о первой грозе.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром.

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

- Какое слово нужно выделить во 2,3,4 строке? А теперь прочитаем, что же у нас получилось. Кто попробует так же выразительно, выделяя голосом нужные слова, прочитать 2-ую строфу, 3-ью.

- Как мы будем читать это стихотворение: быстро, медленно, в умеренном темпе, везде одинаково? Тихо, громко? Грустно, весело, радостно?

Выразительное чтение.

Подведение итогов урока.

- Наш урок подходит к концу. А вам урок понравился? Что вы на нем узнали нового? (- В стихах обязательно происходит… чудо и есть тайна)

РЕФЛЕКСИЯ
сейчас я предлагаю вам оценить вашу деятельность на уроке с помощью лестницы успеха,отметив ту ступень,на которой вы находитесь

Авторы: Глушак Галина Сергеевна, Галина Сергеевна Глушак
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ Гордеевская СОШ
Населённый пункт: с. Гордеевка
Наименование материала: Конспект урока
Тема: А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Тема Родины, природы, военная тема в лирике поэта.
Раздел: среднее образование

Твардовский А. Т. Слово о поэте. Тема Родины, природы, военная тема в

лирике поэта.

I.Организационный момент

II. Работа по теме урока

1. Чтение текста о жизни и творчестве (см. прил. 1). Работа с таблицей:

верно/неверно (см. прил. 2).

Творчество А. Твардовского очень многогранно, поэтому и тематика его

произведений различна: это и тема природы, и тема войны, и размышления о

предназначении поэта. Обратимся к ранним стихотворениям А. Твардовского.

2. Выразительное чтение и обсуждение стихотворений А.Т. Твардовского

3. Аналитическая беседа.

- Каково настроение поэта? Что его радует?

- Мотивы и образы каких поэтов развивает Твардовский в этом стихотворении?

- Назовите художественно-изобразительные средства, которые использует

Твардовский для создания картины весны.

5. Аналитическая беседа

- С чем связано ощущение счастья? Как передаст его поэт?

- В чем особенность описания природы в этом стихотворении?

Прочитаем первое предложение-метафору: «Дышат грудью запотелой /

- Что описывает поэт? Как? Чьими глазами мы видим картину сбора урожая?

- Какие эмоции вызывает у вас это стихотворение?

Много произведений Твардовского посвящено теме войны.

Написано стихотворение сразу после воины, в 1945-1946 годах, и

трагически и просто оборвавшихся жизней. Твардовский в статье «О

запомнившихся ему эпизодах: о поездке под Ржев, где шли тяжелые бои,

осенью 1942 года, и о встрече с офицером-фронтовиком, приехавшим на сутки в

Москву, чтобы похоронить жену, после чего вернуться на фронт. Впечатления

поездки под Ржев «были за всю войну из самых удручающих и горьких до

7. Аналитическая беседа по стихотворению

- Кто лирический герой стихотворения?

- Почему такой странный выбор героя?

- Чем близок герой автору?

(Повествование ведется от имени погибшего воина, этим подчеркивается связь,

единство павших и живущих воинов. Герой близок автору преданностью

Родине, верой в победу, самоотверженностью).

- В чем сила этого стихотворения? Что подтверждает реальность описываемого

(Автор с документальной точностью в первой же строфе указывает конкретное

место гибели героя - подо Ржевом, в безымянном болоте, в расположении пятой

роты, на левом фланге. Произошедшее описывается без лишнего пафоса, просто

Я не слышал разрыва, Я не видел той вспышки, Точно в пропасть с обрыва — И

ни дна, ни покрышки).

- От человека не осталось ничего. Найдите подтверждение в тексте. Но разве он

Я - где корни слепые Ищут корма во тьме, Я - где с облачком пыли Ходит рожь

на холме; Я - где крик петушиный На заре по росе; Я - где ваши машины Воздух

- Что волнует героя по ту сторону жихни?

(Он по ту сторону земной жизни, но и там его волнует: «Наш ли Ржев,

Ибо мертвых проклятье — Эта кара страшна.)

- В чем обобщенность образа убитого солдата в стихотворении?

Так конкретное становится общим; лирическое и эпическое, смерть и

бессмертие, подвиг и утрата соединяются).

На какие размышления навело вас это стихотворение?

- В каких стихотворениях Твардовский говорит о предназначении поэта, о

- Чем особенно дорожит поэт, в чем проявляется его патриотизм, его

III. Подведение итогов урока

Память войны всю жизнь не оставляла Твардовского. В 1966 году написаны

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны.

В том, что они - кто старше, кто моложе —

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, -

Речь не о том, но все же, все же. все же.

В этом трижды повторенном все же - незатихающая боль утраты, и чувство

вины, и ответственность за то, за что отданы жизни солдат.

- Какие стихотворения Твардовского произвели на вас наибольшее

IV. Домашнее задание

1. Прочитать статьи об А.И. Солженицыне (с. 239-247, 284-287).

Солженицына.Приложение 1

Александр Трифонович Твардовский

Летом 1910 года на небольшом хуторе недалеко от Смоленска в семье Трифона

Гордеевича и Марии Митрофановны Твардовских появился на свет мальчик,

которого назвали Александром. Отец семейства был образованным человеком,

почти каждый вечер в доме Твардовских собирались жители близлежащих сел и

деревень. Здесь читались произведения русских писателей, таких как Толстой,

Тургенев, Пушкин, Лермонтов, Некрасов… Возможно, именно поэтому

будущий писатель стал сочинять стихи раньше, чем научился писать.

Началом творческой Александра Твардовского принято считать 1925 год, когда

в одной из местных газет появилось его первое стихотворное произведение под

заметки о сельской жизни. Вскоре после этого состоялось знакомство молодого

писателя с Михаилом Исаковским, который на долгие годы стал его другом и

В 1928 году 17-летним юношей селькор Александр Твардовский, покинув

семью, перебирается в Смоленск, что спасло его от высылки вместе со всей

семьей за Урал после раскулачивания. В Смоленске он некоторое время

работает внештатным корреспондентом одной из местных газет, называвшейся

различных смоленских газетах были напечатаны порядка 130 произведений

Твардовского. Среди них было и его первое большое произведение «Путь к

прославляющее коллективизацию и колхозы.

В конце 30-х годов Твардовского призывают в армию. Начиная с 1939 года, он

округе, а с началом Великой Отечественной войны молодой корреспондент был

ему едва удается избежать окружения и плена. Летом 1942 года писатель был

переведен на Западный фронт для работы в редакции «Красноармейской

Работать над этой поэмой автор начал еще во время Советско-Финской войны.

На тот же период времени приходится и начало работы над другим большим

После окончания войны Твардовский работает, с перерывом в несколько лет,

также работы и статьи, посвященные творчеству Исаковского, Бунина и

Как главный редактор одного из центральных советских литературных изданий,

Александр Трифонович долгие годы вел острую полемику с редактором

руководстве страны. В 1970 году, под давлением Главлита, Твардовский

тяжело сказалось на здоровье писателя, он переносит инсульт, к тому же врачи

обнаруживают у него рак легких тяжелой стадии. В начале зимы 1971 года,

Приложение 2

Первым серьезным литературным успехом писателя стала написанная в 1936

коллективизацию и колхозы.

Во время войны А. Твардовский - военный корреспондент.

Теркин - собирательный образ. В нем автор воплотил главные черты русского

А. Твардовский известен только как автор произведений о войне

После окончания войны Твардовский работает главным редактором журнала

Когда же Твардовского вынудили покинуть редакцию в 1970 году, вместе с ним

ушла и часть коллектива.

После ухода с поста главного редактора Твардовский уезжает за границу, где

О семье Твардовского известно немногое - жена – Мария Горелова, две дочери –

Солнечные лучики дают силу и энергию всему живому на земле: скворечник, уже наполненный обитателями, заговорил. Твардовский подметил изменения в природе, которые происходят с приходом весны. Всё вокруг согрето солнцем.

Природа меняется, всё оживает.

Смена времён произошла, и теперь начинается новый виток в жизни природы.

1925 год. Александру Твардовскому всего 15 лет. Он ещё не знает, что ждёт его семью впереди. Что через 6 лет его отца (сельского кузнеца), мать, братьев и сестёр раскулачат и вышлют из родного хутора Загорье на Урал.

Он ещё не знает, что родной хутор с неплодовитой, но таким тяжким трудом заработанной землёй будет сожжён односельчанами дотла.

Александр Твардовский беззаботно, по-детски счастлив, учится в сельской школе, но уже работает в смоленских газетах сельским корреспондентом, где публикует свои первые небольшие очерки, статьи и стихотворения.

А сейчас стихи, посвящённые малой родине, родному хутору. Именно в этом месте он постиг все тяготы крестьянского труда и красоту родной природы. Именно в этом месте прошли самые беззаботные, самые романтичные годы поэта. Именно в этом месте была привита отцом бесконечная любовь к Пушкину, Лермонтову, Фету, Некрасову.

Именно здесь будущий поэт упивался любовью к самому дорогому в своей жизни человеку, маме.

Вариант 2

Это стихотворение по размеру (шесть строф по четыре строки) среднее, но по своему содержанию обширное. Оно показывает приход весны просто со всех сторон, рисует картину, создаёт ощущение. Очень радостное, оптимистичное произведение. Название его очень полно отражает содержание.

Начинается всё с утренней дороги, как символа пути весны. Солнце (тут одушевленное) не торопится, но встаёт над возвышением – бугром.

Во второй строфе развивается образ солнца. Оно уже выросло над землёй, как будто молодой орешник. Цвет его тёплый, почти драгоценный – медный. И от весенней радости скворечник, который автор логично сравнивает с домиком, заговорил. Имеется в виду, конечно, что птицы стали в нём весело чирикать.

Хутор опять же очеловечен, теперь он оттаял, счастлив, у него даже прослезились на солнце глаза – окна, которые были покрыты морозными узорами, оттаяли. И опять дорога прокладывает по грязи (через трудности) путь весне. Процесс прихода весны показан в энергичном развитии утра.

Теперь о звуках. Птички чирикают, как мы знаем, но в остальном – тишина. Автор подчеркивает, что лишь сани образно прорезают тишь. И днём немного шумно, но это просто приближается большая настоящая весна. Точней, её тянет само солнце через поле.

И вот возвращаются журавли. Они из далёкой синевы именно чужого края летят к тишине, царящей на родных болотах. (Понятно, что за долгую зиму жизнь там замерла.) Птицы перекликаются, спешат.

Вот, собственно, и приход весны! Все ждут её, немного суетятся, сбрасывают сонность, радуются. Ощущение, что сам автор рад. Думаю, так и было!

Анализ стихотворения Весенние строчки по плану

Анализ стихотворения Весенние строчки Твардовского

Стихи о весне русских поэтов


Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он. Весна, весна! Как высоко, На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака! Шумят ручьи! Блестят ручьи! Взревев, река несет На торжествующем хребте Поднятый ею лед! Еще древа обнажены, Но в роще ветхий лист, Как прежде под моей ногой И шумен, и душист. Под солнце самое взвился И в яркой вышине Незримый жавронок поет Заздравный гимн весне. Что с нею? Что с моей душой? С ручьем она ручей И с птичкой птичка! С ним журчит, Летает в небе с ней!

Растаял снег, луга зазеленели, Телеги вновь грохочут по мосту, И воробьи от солнца опьянели, И яблони качаются в цвету.

По всем дворам — где надо и не надо — С утра идет веселый перестук, И на лужайке принимает стадо Еще зимою нанятый пастух.

Весна, весна кругом живет и дышит, Весна, весна шумит со всех сторон. Взлетел петух на самый гребень крыши, Да так поет, что слышит весь район.

Раскрыты окна. Веет теплый ветер, И легкий пар клубится у реки, И шумно солнцу радуются дети, И думают о жизни старики.

Уходи, Зима седая! Уж красавицы Весны Колесница золотая Мчится с горней вышины! Старой спорить ли, тщедушной, С ней – царицею цветов, С целой армией воздушной Благовонных ветерков! А что шума, что гуденья, Теплых ливней и лучей, И чиликанья, и пенья. Уходи себе скорей! У нее не лук, не стрелы, Улыбнулась лишь – и ты, Подобрав свой саван белый, Поползла в овраг, в кусты. Да найдут и по оврагам! Вон – уж пчел рои шумят, И летит победным флагом Пестрых бабочек отряд!

Черёмуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила. Кругом роса медвяная Сползает по коре, Под нею зелень пряная Сияет в серебре. А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей. Черёмуха душистая, Развесившись, стоит, А зелень золотистая На солнышке горит. Ручей волной гремучею Все ветки обдает И вкрадчиво под кручею Ей песенки поет.

Динь! Дон! Динь! Дон! Это что за нежный звон? Это пролесок-подснежник Улыбается сквозь сон!

Это чей пушистый луч Так щекочет из-за туч, Заставляя малышей Улыбаться до ушей?

Это чья же теплота, Чья такая доброта Заставляет улыбаться Зайца, кyрицy, кота? И по какому поводу? Идёт Весна По городу!

И y пyделя- yлыбка! И в аквариyме рыбка Улыбнyлась из водицы Улыбающейся птице!

Вот и полyчается, Что не помещается На одной странице Улыбка необъятная, – До чего приятная! Вот такой длины, Вот такой ширины! А по какомy поводy? Идёт Весна По городy!

Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе. Никнут шелковые травы, Пахнет смолистой сосной. Ой вы, луга и дубравы,- Я одурманен весной.

Радугой тайные вести Светятся в душу мою. Думаю я о невесте, Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом, Пойте вы, птахи, в лесу. По полю зыбистым бегом Пеной я цвет разнесу.

Когда весной разбитый лед Рекой взволнованной идет, Когда среди лугов местами Чернеет голая земля, И мгла ложится облаками На полуюные поля, Мечтанье злое грусть лелеет В душе неопытной моей; Гляжу, природа молодеет, Не молодеть лишь только ей; Ланит спокойных пламень алый С собою время уведет, И тот, кто так страдал, бывало, Любви к ней в сердце не найдет.

О, весна без конца и без краю — Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита! Принимаю тебя, неудача, И удача, тебе мой привет! В заколдованной области плача, В тайне смеха – позорного нет! Принимаю бессонные споры, Утро в завесах темных окна, Чтоб мои воспаленные взоры Раздрожала, пьянила весна! Принимаю пустынные веси! И колодцы земных городов! Осветленный простор поднебесий И томление рабьих трудов! И встречаю тебя у порога — С буйным ветром в змеиных кудрях, С неразгаданным именем бога На холодных и сжатых губах… Перед этой враждающей встречей Никогда я не брошу щита… Никогда не откроешь ты плечи… Но над ними – хмельная мечта! И смотрю, и вражду измеряю, Ненавидя, кляня и любя: За мученья, за гибель – я знаю — Все равно: принимаю тебя!

Выйдет пахарь на дорогу, Взглянет весело вокруг; Помолясь усердно богу, Бодро примется за плуг.

С кротким сердцем, с верой сильной, Весь отдастся он трудам,- И пошлет господь обильный Урожай его полям!

Как весны меж собою схожи: И звон ручьев, и тишина… Но почему же все дороже Вновь приходящая весна?

Когда из дому утром выйдешь В лучи и птичью кутерьму, Вдруг мир по-новому увидишь, Еще не зная, почему.

И беспричинное веселье В тебя вселяется тогда. Ты сам становишься весенним, Как это небо и вода.

Хочу веселым ледоходом Пройтись по собственной судьбе. Или, подобно вешним водам, Смыть все отжившее в себе.

Стихотворение написано в 1858 году; обращено, предположительно, ко второй жене Тютчева Эрнестине Федоровне. После первого же прочтения чувствуется грустное настроение, пронизывающее произведение. Как и во всей любовной лирике Тютчева, любовь здесь предстает не как поверхностное увлечение, а как глубокое чувство, способное как подарить человеку величайшее счастье, так и погубить его.

В первой строфе мы видим перед собой женщину. Она молча сидит на полу, но ей и не нужно говорить.

Пейзажная лирика Сергея Есенина является одним из ключевых моментов в творчестве поэта. Стихи этого автора, посвященные красоте родной природы, наполнены неподдельной нежностью, любовью и восхищением.

И это неудивительно, ведь Есенин как никто другой умел не только подметить каждую мелочь в облике обычной лесной опушки, но и при помощи образных и ярких метафор вдохнуть в свой поэтический пейзаж новую жизнь, наполненную собственными ощущениями и переживаниями.

Анализ стихотворения Фета “Зреет рожь над жаркой нивой”

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета по праву занимает видное место в сокровищнице мировой поэзии о природе. Его творчество знаменует новый этап в развитии русской романтической поэзии.

Именно на этом этапе, как отмечают критики, поэтическая возвышенность сочетается с неким прагматизмом, что является, как ни странно, проявлением романтической свободы.

Вообще, фетовская так называемая натурфилософия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы, помогла ему создать целую серию циклов стихов о природе: “Весна”, “Лето”, “Осень”, “Снега” и других.

Анализ стихотворения Ахматовой “Читая Гамлета”

Анна Ахматова часто любила повторять, что некоторые эпизоды ее жизни в свое время были описаны в мировой литературе. Действительно, ничто не ново под луной, особенно, когда речь идет о взаимоотношениях двух людей.

Во всяком случае, поэтесса смогла провести параллель между шекспировским “Гамлетом” и собственным романом с Николаем Гумилевым.

найдя очень много схожего в том, как развиваются взаимоотношения вымышленных персонажей и реальных людей, что она и отразила в своем произведении “Читая Гамлета” .

Но особым успехом пользовалась песня “Гренада” на стихи М. Светлова. Труд композитора весьма достоин похвалы. А вот к поэту Михаилу Светлову, написавшему текст этой песни, возникло множество вопросов.

В “Монологе” выражены мысли юного Лермонтова о своем поколении. Но и почти спустя десятилетие с тех пор, когда была написана “Дума”, духовный облик поколения 30-х годов не изменяется.

Значит, даже в раннем произведении Лермонтов сумел увидеть его характерные черты и причины, их породившие. Говоря о жизни молодых дворян, своих ровесников, поэт отмечает ее однообразие, бесцельность, безрадостность, подчеркивая это выразительными сравнениями с образами из мира природы: северным растеньем, тусклым зимним солнцем, пустыми бурями:

Сморчки и строчки

Сморчок часто путают со строчком, хотя тот относится к другому семейству и разница между ними очевидна — и на вид не похожи, и вкус не тот. Строчок, как правило, стоит на короткой полой ножке, которую почти и не видно из-под бесформенной темно-коричневой или даже черной шляпки. По размеру строчки намного крупнее сморчков. На одной небольшой гари иногда можно насобирать два-три ведра строчков, и каждый будет с хороший грейпфрут. По гастрономическим свойствам строчок проигрывает сморчкам, но аромат у него отличный. Более грибной, пряный. Пусть не такой тонкий, но тоже яркий и запоминающийся.


Вот только ходит за нашим строчком дурная слава (причем иногда она касается и сморчков). Бывали, говорят, случаи отравления. Сначала считали, что дело в некоей ядовитой гельвеловой кислоте (ее название происходит от одного из грибов семейства — гельвелы: возможно, в сентябре-октябре вы встречали этакий неказистый гриб на толстой серой ножке — его иногда принимают за неизвестно откуда взявшийся в осеннюю пору строчок). Эта версия не подтвердилась, и тогда назначили нового виновного — токсин гиромитрин, названный так как раз по латинскому имени строчка.

В сморчке гиромитрин вроде как не содержится (во всяком случае исследования английского ученого Р. Дж. Бенедикта указывают именно на это), но ярлык подозрительного гриба с него так и не снят. Почти в любой книге, где признается, что сморчки можно есть, говорится о необходимости предварительной тепловой обработки. Подобные рекомендации могут доходить до абсурда — так, в одной недавно выпущенной кулинарной книге перед приготовлением предлагается отваривать сморчки в течение часа, а потом, разумеется, сливать воду. Интересно: каждую весну я собираю, готовлю и ем эти грибы — и вот уже много лет ограничиваюсь тем, что просто промываю их проточной водой, а потом тушу.

Правда, я собираю сморчки в определенном месте — южном Приладожье. За другие регионы ручаться не буду — мало ли во что могут мутировать отличные грибы под влиянием плохой экологии. Смотрите сами. Но не забывайте, что, проварив лишний раз сморчки, вместе с водой вы выльете в раковину и тот неповторимый аромат проснувшегося от зимней спячки леса.

У многих любителей поэзии творчество Александра Твардовского ассоциируется с событиями Великой Отечественной войны.

Анализ стихотворения Твардовского “Весенние строчки”

У многих любителей поэзии творчество Александра Твардовского ассоциируется с событиями Великой Отечественной войны.

Действительно, этот поэт ушел на фронт военным корреспондентов в 1938 году и принимал участие сперва в финской компании, потом в освобождении западной Белоруссии. Затем были фронтовые дороги Великой Отечественной войны, которую поэт встретил в Воронеже.

Однако мало кто знает о том, что в душе Твардовский до самой смерти оставался тонко чувствующим лириком, кумирами которого были Пушкин и Лермонтов, Фет и Некрасов.

сказать, как бы сложился творческий путь этого человека, если бы не война. Но бесспорно одно: лирические произведения Твардовского не менее интересны, чем военная поэзия.

Примером тому может служит стихотворение “Весенние строчки”, написанное в 1925 году и посвященное родному хутору Загорье. Именно здесь прошли самые безмятежные и романтичные годы жизни юного поэта, который научился простыми словами передавать красоту окружающего мира. Обычное весеннее утро поэт воспринимает, как дар небес, отмечая: “Не торопясь, понемногу, солнце встает за бугром”.

Его лучи поэт сравнивает с тонким орешником, ветви которого гнутся под легким весенним ветерком. С первыми солнечными лучами оживает природа, ведь утром у каждого есть свои заботы и обязанности.

“Заговорила скворешня – маленький радостный дом”, – отмечает автор, восхищаясь не только трудолюбивыми птичками, но и тем, как просыпается окружающий его мир. Вот уже солнце нагрело первые проталины, и о приходе весны говорят не только деревья и ранние полевые цветы, но и открытые настежь ворота сельских усадьб, прогретые солнцем завалинки возле домов.

Как и многие русские поэты, Твардовский наделяет качествами живых людей неодушевленные предметы, что придает его произведениям удивительную образность. “оттаял перемерзший хутор, на солнце окна прослезил”, – отмечает поэт. Он также не устает удивляться тому, как быстро преображается природа.

Еще утром по заснеженной опушке леса мчались сани, “а к полудню – полем солнце тянет большую теплую весну”.

Однако самым точным и верным предсказателем смены времен года являются журавли, которые, “перекликаясь, свершают новый перелет” и возвращаются на родину из теплых южных стран. Их прилет означает, что холода уже не вернутся, и весна действительно вступила в свои права. Новая страница жизни открыта, и удивительный автор, именуемый природой, уже начинает свою очередную летопись времен года.

0_b2971_db301e05_XL (601x700, 69Kb)

У многих любителей поэзии творчество Александра Твардовского ассоциируется с событиями Великой Отечественной войны. Действительно, этот поэт ушел на фронт военным корреспондентом в 1938 году и принимал участие сперва в финской компании, потом в освобождении западной Белоруссии. Затем были фронтовые дороги Великой Отечественной войны, которую поэт встретил в Воронеже. Однако мало кто знает о том, что в душе Твардовский до самой смерти оставался тонко чувствующим лириком, кумирами которого были Пушкин и Лермонтов, Фет и Некрасов. Трудно сказать, как бы сложился творческий путь этого человека, если бы не война. Но бесспорно одно: лирические произведения Твардовского не менее интересны, чем военная поэзия.

Читайте также: