Орнаментальное украшение сбор урожая

Обновлено: 08.07.2024

Воспользуйтесь безграничным количеством фотографий с высоким разрешением Сбор урожая для коммерческих целей.

Крупный план спелых колосьев пшеницы на деревянном столешнице

Свежесобранные шотландские сосны (Pinus sylvestris) в стопке. Концепция окружающей среды .

Молодая женщина фермер в шляпе уборки свеклы в поле

Фермер объединяет поле соевых бобов

Крупный план свежего спелого красного яблока в зеленой траве

Сбор соевого поля с комбайном

Молодая женщина фермер в шляпе сбора свеклы и улыбаясь на камеру в поле

Женщина держит спелую ягоду над стеклянной банкой малины в осенний день. Сбор урожая, локальное движение, выращивание, местное сельское хозяйство, концепция чистого питания. Селективный акцент на ягоду

Красивая молодая фермерша в шляпе держит мотыгу и работает на поле

Урожай кукурузы осенью

Крупным планом частичный вид фермера, держащего спелый органический картофель в поле

Женщина в перчатках со свежими овощами в руках. Закрыть

Обрезанный кадр садовника, собирающего органическую свеклу на поле

Летний сельский пейзаж - уборка сена в рулонах

Свежий сорвал красное яблоко с капли воды в зеленой траве

Свежий картофель в контейнере на картофельном поле в Северном Негеве Израиль .

Обрезанный вид на фермера, держащего спелый натуральный картофель в земле

Крупный план свежих спелых яблок с капельками росы в зеленой траве

Здоровая пчелиная рама, покрытая пчелами, клетками личинок и пыльцой

Воздушный вид на красивые сельскохозяйственные поля на летнем закате, Европа

Трактор вспахивает поле после сбора урожая. Фермерский завод

Воздушный вид зеленых сельскохозяйственных полей и холмов, Европа

Фермер объединяет поле кукурузы

Красивый бородатый фермер держит корзину со свежими органическими овощами

Милая маленькая девочка собирает огурцы и помидоры в теплице

Бородатый фермер в шляпе и клетчатой рубашке держит спелые овощи в корзине и смотрит в камеру

Vitis labrusca - виноград для производства красного вина .

Крупный план различных фруктов и овощей на деревянном столе

Поле с комбайном на рассвете. Современные методы ведения сельского хозяйства .

Вид с воздуха на четыре дороги с кольцевой развязкой в окружении агрополей, Италия

Комбинат сбора пшеницы против красочного заката .

Красный комбинат на кукурузном поле во время сбора урожая

Вид с высоты птичьего поляны, Европа

Грязный картофель и мешковина на деревянном столе

Молодые фермеры на поле, огород

Фермеры держат свежие органические овощи в корзине и чистую доску, улыбаясь в камеру

Маленький мальчик держит чернику на ферме органического самосбора. Забавный ребенок ест свежие ягоды в качестве здоровой закуски для детей и взрослых. Руки ребенка .

Спелый картофель в деревенском мешке на деревянном фоне

Женщина в рубашке, держит в руках кучу зеленого органического лука, в огороде, талия

Вид с высоты птичьего поляны, Европа

Сбор урожая на рапсовом поле

Закрыть вид на свежий спелый картофель в коробке на деревянном фоне

Органические яблоки в корзине. В саду. Сад

Крупный план зрелых влажных яблок, падающих из плетеной корзины в зеленой траве

Ахинский холм собирает арабику кофейных ягод красным и зеленым цветом на своем ветвях деревьев на плантации

Грязный картофель и мешковина на деревянном столе, панорамный снимок

Собранное поле с тюками соломы на закате, концепция сельского хозяйства, Чехия, Европа

Обрезанный снимок фермера со свежими органическими овощами в корзине

Комбайн комбайн на фермерском поле с голубым небом и пушистыми облаками

Улыбающийся молодой фермер собирает свеклу и смотрит в камеру на поле

Первый урожай органически выращенной новой картошки

Закрыть вид на свежий спелый картофель в коробке на деревянном фоне

Обрезанный снимок корзины фермера со свежими органическими овощами

Фермер собирает хлопок с помощью сборщика хлопка .

Обрезанный снимок человека, держащего зеленый виноград на винограднике в Грузии

Фермер ходит по полю, проверяя урожай пшеницы

Верхний вид конверта с сухими полевыми цветами на деревянном фоне с пшеничной рамой

Студийный бутерброд из фасоли в мешке

Воздушный вид зеленых сельскохозяйственных полей в вечернее время, Европа

Сбор свежих помидоров в теплице

Воздушный вид рядов сельскохозяйственных полей, Европа

Воздушный вид на небольшой город, окруженный сельскохозяйственными полями, Европа

Рубить дрова в лесу. дров. Природа

Кадр в полный рост с высоты птичьего полета,

Жатва, работающая в лесу. Крупный план с мелким DOF .

Яблоня с спелыми красными яблоками на ветвях в саду

Жатва, работающая в лесу. Крупный план с мелким DOF .

Обрезанный вид фермера, держащего грязный натуральный картофель возле земли

Воздушный вид зеленых сельскохозяйственных полей с линией электропередач, Европа

Рамки пчелиного улья. Пчеловод собирает мед. Курильщик пчел используется для успокоения пчел перед удалением рамы. Пчеловод, изучающий пчелиный улей

Обрезанный снимок корзины фермера со свежими органическими овощами

Заброшенная комбайновая пшеница посередине сельскохозяйственного поля. Утреннее желтое пшеничное поле на закате облачное оранжевое небо .

Воздушный вид рядов сельскохозяйственных полей и фермерского дома, Европа

Сбор древесины в лесу в России зимой и покрытой снегом дороге

Обрезанный вид фермера, держащего картофельный завод с клубнями во время сбора урожая в поле

Закрыть цветки крокуса в плетеную корзину в самое подходящее время

Обрезанный вид фермера, показывающего большой палец вверх рядом с спелым натуральным картофелем в земле

Два очаровательных счастливых маленьких мальчика собирают и едят красные яблоки на органической ферме, осень на открытом воздухе Смешные маленькие дети дошкольного возраста, братья и сестры, близнецы и лучшие друзья веселятся, помогая собирать урожай

Грязный картофель и мешковина на деревянном столе

Сборщик винограда в винограднике на Южном нагорье Нового Южного Уэльса, Австралия

Крупный план фермера, держащего в руках свежие спелые помидоры

Жатва, работающая в лесу. Крупный план с мелким DOF .

Обрезанный снимок фермера в клетчатой рубашке с корзиной из свежих органических овощей

Копание картошки над почвой в саду

Воздушный вид зеленого сельскохозяйственного поля со следами шин, Кипр

Два комбайна, работающих на поле

Осеннее поле с спелыми кукурузой и голубым небом

Пшеничные уши ячмень в руке. Сбор сельскохозяйственной летней концепции. Женская рука с золотыми хлопьями .

Воздушный вид на электрическую башню на сельскохозяйственных полях, Европа

Расписывая различные предметы, мастера украшали их не только орнаментальными мотивами, но и создавали сюжетные композиции, изображая сцены из повседневной крестьянской жизни. Обращались, прежде всего, к сценам труда. Пахота, уборка урожая, кормление домашней птицы, изображение коня - верного помощника крестьянина и других животных - таковы сюжеты северной народной росписи. Широко распространены также сюжеты, отразившие мечты о счастливой и благополучной жизни: чаепития, свадьбы, выезды, гулянья и т.п.

Развитие бытовой сюжетной живописи неразрывно связано с общим направлением развития русского народного искусства в XVIII-XX веках. Ее мотивы в целом перекликаются с орнаментом резных деревянных бытовых предметов, пряничных досок, прялок, с вышивкой, лубком, резьбой по кости и пр. Поскольку многие художники, расписывающие эти предметы и сооружения, также принимали участие в церковных росписях тяблов, стен, покраске фасадов и прочего, то семантика росписей может носить как традиционно присутствующий языческий характер, порой забытый в реальной крестьянской жизни, так и христианское содержание.

Семантика народного искусства сложная и малоизученная тема, особенно в области росписей, хотя у многих исследователей имеются материалы по данному вопросу. В народной памяти тщательно сберегались значения наиболее распространенных живописных образов, связанных с обрядами, фольклором и с песенным творчеством русской деревни. Основные образы и мотивы народной живописи Русского Севера встречаются, главным образом, в росписях жилых домов и на предметах быта.

Образы природы сохранялись постоянно в народном искусстве, поскольку мастера жили в ее окружении и зависели от ее сил. Это многозначные символы народного творчества, помогающие художникам воплощать замыслы путем сопоставления многих природных явлений и событий жизни человека. Наибольшее значение получил образ солнца .

Круг (солнце) часто является основным мотивом узора. Порой в центре круга помещался цветок с шестью или восемью лепестками. Мотив круга (иногда ромба или шестигранника) с лучистым или цветочным обрамлением хорошо известен по росписям Севера. Геометрические знаки, игравшие существенную роль в композиции, несли, по-видимому, определенную смысловую нагрузку. Археологические материалы подсказывают, например, значение, фигуры ромба как символа плодородия: судя по его месту в различных композициях, он мог означать землю, растение и женщину одновременно. Космическое значение крестообразных фигур, круга, розетки как языческих символов подтверждается анализом многих предметов искусства народов мира. Мотивы кругов и розеток, связанные с образами многих птиц и животных, свидетельствует о принадлежности этих символов к небесным силам.

Со всем растительным миром была связана определенная символика, что нашло отражение в росписях. Белая береза - иногда это образ невесты, за которую сватается дуб - жених. Калина часто символизировала девичество, то же относилось к вишне . Сладкие плоды и ягоды - образы любви. "Рвать яблоки, есть виноград" означало "любить", а вишню - "свататься или брать замуж". Деревья, ягодные ветки, растения с плодами и ягодами были в известной степени и символами достатка.

В Заонежье, на Пудожском берегу, на Онеге, Мезени, Ваге, Устье, в Каргополье, в Белозерском крае и ряде других районов было принято украшать дома, прялки и другие предметы росписью с мотивами букетов, гирлянд, вазонов, цветущих деревьев. Значение этих рисунков связывалось с пожеланием счастья. Идею вечности жизни народные художники выражали, рисуя известный им по поморским рукописям фантастический росток "крин" - символ весеннего возрождения природы в искусстве Древней Руси, или же выбирали никогда не виданные ими цветы: розу - "царицу цветов" или тюльпан - "цветок молодости".

Мотив вазона получил большое распространение в народном искусстве. В XVI-XVII веках этот рисунок встречался на изразцах, в рукописях и других предметах прикладного искусства Восточной Европы. Трактовка вазонов, их живописная форма встречается самая различная.

Травы, цветы, кусты и деревьяназывались в народе "волосами" земли. Земля же имела в представлении крестьян некоторый антропоморфный характер, о чем говорит выражение "кормилица - мать сыра земля", термин "сыра" указывает на неразрывную связь с водой. Вода изображалась зубчатой или волнистой линией. Эта традиция прослеживается в искусстве Севера, начиная с эпохи неолита. Причем горизонтальная зубчатая или волнистая линия означала реки и озера, а вертикальная символизировала дождь. Широко представлен в росписях образ "древа" в окружении птиц и животных. В изображениях деревьев подчеркнуты кроны, стволы, иногда корни, отмеченные ромбами, крестами.

Дерево с птицами - "древо жизни" - стало одним из любимых сюжетов русского народного искусства: с ним связывалось представление о могуществе сил природы, о зависящем от нее благополучии человечества и его счастье.

В орнаменте широко представлены образы птиц . Птицы часто символизировали тепло, свет, предвещали урожай и богатство. В образах птиц олицетворялись души умерших. Изображение птицы на прялке считали символом невесты, всадника или коня - символом жениха (прялку дарили на свадьбу невесте).

Лебеди (утки) - наиболее почитавшиеся на Севере птицы, связанные с небом, солнцем и водной стихией. Очень часто эти образы находятся в окружении знаков солярной символики (круги, розетки, ромбы). Их изображения встречаются также в скульптуре, в ковшах, уточке-солонице, в вышивке, в резьбе жилых домов (охлупни, курицы, крюки-курицы) и т.д. Как правило, эти образы в народной росписи, в частности в жилом зодчестве, изображаются симметрично относительно "древа жизни" или какой-либо другой композиции. Образы парных лебедей очень устойчивы в искусстве: с ними были связаны представления народа о счастливом браке, и пережитки почитания этих птиц на Севере сохранялись вплоть до начала XX века. Роль гуся как обрядового, свадебного блюда отмечалась у многих народов: он считался символом плодовитости. Жених и невеста в песнях часто сравниваются с селезнем и утицей, с лебедем и лебедушкой. Таково же отношение народа к петуху и курице , которые издавна почитались славянами как первовестники солнца. Их почитание в народе было выражено в разных формах.

Павлин (птица-пава) встречается в народных росписях в разных композициях и в разных стилевых решениях.

Его изображение было известно в искусстве античного мира, Византии и Киевской Руси. В народном представлении павлин был осмыслен как птица исключительно женского рода. Очень часто образы этих птиц в росписях размещаются по разные стороны куста или дерева, стоят друг против друга или изображаются крупным планом в виде отдельной фигуры. Нередко павы в образах народа рассматриваются как петухи, утки или кукушки.

В росписях Севера встречаются изображения орла , который, как правило, воспроизводится сидящим со сложенными крыльями и с характерным поворотом головы (в профиль). В росписях домов встречаются также образы голубей . Это могут быть парные голуби, летящие вместе, а чаще всего сидящие на ветках среди цветочных узоров. Символика этих птиц - также любовная, брачная.

Одно из самых важных и даже почетных мест в крестьянском искусстве занимали райские птицы . Птицы Сирин и Алконост были наиболее распространенными и любимыми образами и помещались в центре изображения.

Птица Сирин в народном искусстве изображалась очень часто и жила дольше других легендарных персонажей.

Это мифическая райская птица с лицом и телом женщины до пояса. Птица счастья, радости, удачи. Обладает волшебным, чарующим голосом. Ее райское пение пленяет слушающего настолько, что он забывает все существующее. У крестьянских художников, как и у небогатого городского люда, образ Сирина ассоциировался с представлением о благополучии и счастье. Алконост - птица печали. По сказаниям, пение этих птиц поражало людей. Их изображения, например, в вышивке, почти одинаковы. Поскольку эти птицы подчас олицетворяли радость жизни, в народном искусстве они превращались в сказочную жар-птицу. Сирин всегда "возвышался" над изображением бытовых сцен в прялочных росписях - выезда на санях, в карете, - неизменно паря над всем. В древности образ Сирина выражал идею роста жизненных сил, идею жизни. Культ этой птицы продолжал существовать и в христианскую эпоху. Сирин был символом воды и неба. Его охранительная роль осталась в символике росписей, соединившись с домашним, земным пониманием счастья.

Орнитоморфный орнамент народной живописи вместе с травными рисунками интересно соединялся с зооморфными образами коней, оленей, львов (барсов), единорогов, а порой и коров. Как известно, конь у славян символизировал бога солнца Хорса. Эта символика обусловила его изображение на многих предметах народного искусства и в архитектуре XVIII-XIX веков, тем более что в хозяйственной жизни населения во все времена лошади практически были незаменимы.

Фигура оленя в северных декоративных деталях жилых домов, в частности его голова и рога, встречаются в украшениях навершия кровли, как и в росписях прялок, коробов, в основном на реке Мезени и в Коми.

Образ льва (барса) широко использовался в народных росписях, в вышивке и в прикладном искусстве Севера.

Лев и барс отличаются, главным образом, наличием или отсутствием гривы. Образ льва, как символ власти и мощи, перекочевал в Россию с Востока. Часто в народных русских росписях лев более похож на собаку, чем на хищного зверя. Изображались они стоящими или лежащими в геральдической композиции по сторонам "древа" или цветов в вазоне с грозно поднятой лапой.

Единорог - конь с рогом на лбу - также встречается в северных росписях. Как правило, он изображается стоящим на задних ногах. Самые ранние сведения о нем и его изображения относятся к XV веку. Единорог (он же индрик или инрог) - мифическое животное, образ которого, может быть, возник под воздействием восточных культур. Носорог и конь соединились в образ одного зверя - единорога, причем, по преданию, он был наделен особой силой, способной поражать злых людей и еретиков. По другим легендам, единорог - могущественное неведомое божество - становится царем подземного царства. Чаще всего единорог и лев располагаются на фасаде по сторонам вазона или дерева, иногда в позе схватки, символически воспроизводя борьбу светлых и темных сил, дня и ночи. Чаще всего эти фигуры встречаются в росписях Поважья. Поза борьбы животных, по-видимому, навеяна изображением фирменного знака Московского печатного двора - герба XVI века, который ставился на переплетах книг. Символ Единорога имеет и значительный христианский смысл как образ сына божьего, т.е. Христа, а лев и бык (телец) - атрибуты евангелистов.

В росписях широко распространены бытовые сцены, например, сцены охоты . Эти изображения также имеют определенный символический смысл: фигура охотника - это жених, птица на дереве - это невеста, а вся сцена означает, что жених охотится за невестой. На прялках иногда помещали и охотника с птицей в руках - сцену, символизирующую благополучный результат охоты. Эти предположения подтверждаются данными фольклорных исследований: в причитаниях невесты перед свадьбой звучали слова ее прощания с "девичьей волей"; она сравнивается с птицей, а жених упоминается в роли охотника.

Весьма широк круг сюжетов, которые живописцы борокско-тоемско-пучугской группы деревень любили применять при росписи прялок. Кроме свадебного катанья (обычно в сочетании с ним) здесь можно встретить сцены крестьянского труда - прядение, тканье, кормление птиц, полевые работы, выгон, убой скота, труд в лесу, в кузнице и сцены отдыха, винопития и чаепития. На оборотной стороне прялки наиболее часто (причем у разных мастеров в разных местах этой округи) видим в полукружии многоцветную фигуру всадника в петровском кафтане и на красном коне. Иногда над ней белое свободное место, куда пряха могла прилаживать зеркальце. Вместо всадника иные мастера писали коня или двух коней, а то и всадника, за которым гонится лев. На одной прялке изображена простодушно написанная сцена схватки двух воинов в античных доспехах…


Коллекционный нож изготовлен в единственном экземпляре. Производится традиционными методами металлообработки и декорирования: травление, полировка, гравировка, никелирование, золочение, серебрение, чернение серебра.

Клинок из нержавеющей стали 440С. Изображена с изображением женщин, собирающих плоды, с одной стороны и декоративной гравировкой с другой стороны. Украшение мотивами винограда и виноградной лозы с обеих сторон.

Рукоять изготовлена ​​из капа высокогорной березы, с однопальцевым желобком.

Гарда и навершие из позолоченной и украшенной латуни с декоративным шарообразным окончанием. Орнаментальное украшение с мотивами винограда и лозы.

Роскошная деревянная шкатулка ручной работы. Две пары демонстрационных перчаток в комплекте.

Срок изготовления: 31 день. Коллекционный нож изготовлен в единственном экземпляре.

§5. Орнамент как основа декоративного украшения. Русский народный орнамент

Орна́мент (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Орнамент строится из многократно повторяющегося рисунка или мотива. Мотивом в орнаменте называют декоративный элемент, положенный в основу орнаментальной композиции.

Орнамент предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Орнамент появился еще в глубокой древности – несколько тысячелетий назад. Древние люди задолго до появления гончарного круга пробовали украшать свои глиняные сосуды рядами вмятин. Таким способом делались первые украшения на предметах.

Виды орнамента

Орнамент имеет несколько разновидностей. По закономерностям построения выделяют три разновидности: ленточный (Рис. 1), замкнутый (Рис. 2), сетчатый (Рис. 3).

https://kampot.org.ua/imag/ukraine/rushnuk/normal_vyshivanki_s02.jpg

1.

2.


3.

Ленточным орнаментом называется украшение, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту. Ленточный орнамент обычно располагают в полосе с вертикальным или с горизонтальным чередованием мотива. К этому типу орнамента относятся бордюры, каймы, обои, а также декоративная полоса под названием “меандр”. “Меандр” - знаменитый греческий орнамент, имеющий геометрический характер ломанной линии под прямым углом.

Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Замкнутый орнамент чаще всего используется для украшения салфеток, скатертей, тарелок и т.д.

Одной из разновидностей орнамента является сетчатый орнамент. Сетчатым его называют потому, что его композиция строится при помощи сетки. Сетчатый орнамент применяется для оформления пола, потолка, стен помещения и т.д. Сетчатый орнамент строится на ритмическом чередовании одного или нескольких мотивов.

Кроме того, орнаменты делятся на плоскостные и рельефные. Плоскостной орнамент представляет украшение, выполненное на плоскости с помощью линий. Плоскостные орнаменты применяются при украшении одежды, росписи стен зданий в виде бордюров.

Рельефные (или выпуклые) орнаменты представляют собой украшение, выполненное на дереве, камне, металле, кости при помощи специальных инструментов. Рельефные орнаменты применяют для украшений зданий.

По используемым в орнаменте мотивам его делят на:

  • геометрический , состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато-пересекающиеся линии; круги, квадраты, треугольники, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные специфически орнаментальные мотивы — меандр и т. п.);
  • растительный - формы заимствованы из мира природы, например: стилизующие листья, цветы, плоды, веточки и пр. (лотос, папирус, пальметта, акант, гранат и т. д.) ;

http://data11.i.gallery.ru/albums/gallery/173969-58b30-44404173-m750x740-u7b7fe.jpg

  • зооморфный , или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных. В качестве мотивов используются также человеческие фигуры — антропоморфный орнамент, архитектурные фрагменты, оружие, различные знаки и эмблемы (гербы).



Особый род орнамента представляют стилизованные надписи на архитектурных сооружениях (например, на среднеазиатских средневековых мечетях) или в книгах (т. н. вязь).

Народный орнамент — это особая знаковая система, каждый элемент которой имеет свое значение. Традиционный русский орнамент — это язык тысячелетий, который использовался нашими предками задолго до возникновения письменности. Орнаментальные композиции, как украшения предметов быта, на Руси существовали очень давно. Крестьянские избы украшались резным узором. На окнах висели занавески, вышитые причудливым орнаментом и весь дом был наполнен расписной посудой, вышивкой и кружевами. Не случайно узоры появлялись на предметах одежды, текстильных изделиях, предметах обихода и даже в виде филигранной резьбы в архитектуре. На Руси орнамент служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых духов. На рукавах и воротниках рубашек делались вышивки, которые “охраняли” от всякой нечисти. Русский орнамент очень разнообразен.

В русском орнаменте невероятной красоты детали использовались не только для красоты, но неизменно несли глубокую смысловую нагрузку. Декоративные элементы составлялись из символов и отражали чувства и интересы крестьянина. Например, фигурка птицы означала тепло и сулила богатый урожай.

https://i2.wp.com/fb.ru/misc/i/gallery/11768/438039.jpg

Первое, что люди стали изображать на одеянии, рисовать на стенах своих жилищ и кухонной утвари, были именно дары природы. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, например: плоды и листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц.

В северном орнаменте чаще всего изображаются ели, клюква, снежинка, рыбы, олени, цветовое решение скромное, нежное, мягкое: белые, зеленые, золотистые оттенки. В орнаменте центральных областей преобладают пышные цветы, грабельки, солнышко, птицы, иногда тигры и бары при сочетании контрастных цветов: красных, синих, желтых, черных, зеленых. Постепенно простое проявление талантов народных умельцев переросло в настоящее искусство, которое является наибольшей культурной ценностью в современном мире.


Наши предки верили, что орнамент служит не только для украшения повседневности, но также для защиты от всяческого зла. Через искусство нанесения знаков они стремились к истине. Сегодня многие тайны узоров канули в Лету, но большинство их раскрыты и знаниями может овладеть каждый, кто желает прикоснуться к истории.

Особенности русского орнамента

Всем известный факт, что каждый народ имеет свою собственную культуру, гордится ею и бережно передает ее традиции из поколения в поколение. Орнамент — это величайшая ценность, ведь в нем сохраняется тайный посыл предков своим последователям.

https://static.tildacdn.com/tild3262-6563-4466-a265-653535623462/111__.jpg

Древняя символика

  • Линии . Они использовались для изображения Воды. Если изображался дождь — линии наносились вертикально, если реки — горизонтально. К слову, геометрические символы использовались в русском орнаменте для передачи природных явлений. Вода, земля, солнце — это залог богатого урожая.
  • Знак Перуна . Изображение представляет собой шестиконечный крест, заключенный в круг. Сакральное значение такого символа — мощный оберег жилища от гнева древнего бога Перуна.

https://ivblagochinie.ru/wp-content/uploads/2020/01/16bbc6d5987daef727c59792f2ad7099.jpg

  • Символ солнца . На протяжении многих веков знак видоизменялся и сегодня известно множество его изображений. К солярным (солнечным) знакам можно отнести привычное всем колесо, и даже любимый всеми сказочный персонаж Колобок тоже в каком-то смысле солярный знак.


Орепей — ромбовидный знак, приносящий счастье, душевное равновесие и спокойствие

Вышитый символ Орепей

Использовали его в оберегах, поясах и других аксессуарах

https://tattooinfo.ru/wp-content/uploads/slavyanskaya-vyaz-ornament_20.jpg


    • Берегиня . Символичный женский образ имеет глубокое значение и олицетворяет Природу-мать, которая дала жизнь всему живому на земле. Берегиня обычно изображается с парой птиц в руках


    Древний русский орнамент всегда иллюстрировал тесную взаимосвязь между Человеком, Природой и Богами. В хитросплетениях графических символов изображалось представление предков о мире, вере и истинах. Орнамент может состоять из самых разных знаков и символов, главное правило при составлении русского орнамента — единый смысл и гармоничность узоров.

    Цвет в узоре имел особое значение. Красный цвет выражал восторг, радость. Это цвет солнца, огня, жизни. Красный цвет олицетворял мужское начало. Белый цвет связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало.

    Новые слова и понятия

    Мотив, орнамент: ленточный, замкнутый, сетчатый, плоскостной, рельефный, геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный

    Проверяем свои знания

    1. Какие основные виды орнаментов бывают?

    2. Каковы характерные особенности каждого вида орнамента?

    3. Назовите особенности русского орнамента.

    Задание : орнаментальную композицию тарелочки , используя тот вид орнамента, который учащимся больше всего понравился в стиле русского орнамента (круглую или квадратную).

    Издревле русичи украшали себя и пространство для жизни (дом, двор, предметы быта) оригинальными узорами. Если рисунок повторяет и чередует отдельные детали, он называется орнамент.

    Народный орнамент обязательно использует традиционные мотивы. Они свои у каждого народа. Русские орнаменты не исключение. Когда мы слышим это словосочетание в воображении сразу возникают вышитые рубахи, рушники. На них лошади, уточки, петухи и геометрические фигуры.

    русский узор

    Традиционный русский орнамент

    Экскурс в историю

    Первичная ячейка общества — это семья. И именно семьям мы обязаны первым народным узорам. В древности животные и растения имели тотемное значение. Каждая семья считала, что имеет того или иного покровителя. Члены семьи поколениями пользовались предметами с символикой своего рода, считая их защитой и помощью.

    Постепенно семейный рисунок выходил за пределы семьи и становился достоянием сородичей. Несколько родов обменивались своими узорами. Таким образом, уже все племя использовало символы, первоначально принадлежащие определенным семьям.

    Со временем узоров становилось больше, круг их пользователей расширялся. Так в России появились русские народные орнаменты.

    символика славяне

    Даже в экстерьере домов прослеживалась символика

    Можно заметить, что в различных районах использовались разные цвета для рукоделия. Этому есть простое объяснение. В старину использовали только натуральные красители. Производили их кустарным способом. Так что, наличие сырья для красок часто определяло всю палитру работ.

    Смысл и значение

    Творческий сплав природы и религии. Так коротко можно описать национальные, в том числе русские орнаменты. Другими словами, орнамент это символическое описание мира.

    Элементы орнамента были не только украшением. Они несли смысловую и ритуальную нагрузку. Их можно не только рассматривать, но и читать. Очень часто это заговоры и обереги.

    Каждый символ имеет определенное значение:

    • Алатырь, пожалуй, главный из русских и славянских знаков. Это символ бесконечной вселенной, двуединства мира и его равновесия. Источник жизни, состоящий из мужского и женского начал. Часто в узорах применяли восьмиконечную Звезду Алатырь и Камень Алатырь. От них ждали помощи в разных жизненных ситуациях.

    символ алатырь

    Священный Алатырь

    • Другой символ, который был очень почитаем и часто применялся в узорах Мировое Дерево Жизни (или Дерево Царствования). Считалось, что оно растет на Алатырь Камне и боги отдыхают под его кроной. Так люди старались защитить себя и свой род под ветвями Древа Жизни и при помощи небожителей.

    символ славян

    Один из вариантов изображения Дерева Царствования

    • Различные свастики так же популярный мотив в русском и славянском рукоделии. Из свастик чаще других можно встретить Коловрат. Древний символ солнца, счастья и добра.
    • Орепей или Арепей представляет собой ромб с гребенками на сторонах. Его другие имена: Гребенчатый ромб, Дубок, Колодец, Репейник. Считался символом счастья, богатства, уверенности в себе. При расположении на разных частях одежды имел разное толкование.

    символы русичей

    Символ Орепей

    • Животные и растения, которые окружали людей и обожествлялись ими, это постоянная тема узоров.

    символика славянская

    Славянская символика очень разнообразна

    Особое значение имело количество чередований элементов в орнаменте. Каждое число несло дополнительную смысловую нагрузку.

    Красота и защита

    Эстетическое значение орнаментов сочеталось с тотемным. Волхвы и шаманы наносили символы на ритуальную одежду и утварь. Обычные люди тоже вкладывали особый смысл в традиционные рисунки. Они старались защитить себя вышивкой-оберегом, нанося ее на определенные части одежды (для защиты тела). Столовое белье, предметы быта, мебель, части построек тоже были декорированы соответствующими узорами (для защиты семьи и дома).

    Простота и красота старинных орнаментов оставляют их популярными и сегодня.

    кукла оберег

    Традиционным орнаментом украшали куклы-обереги

    Промыслы и ремесла

    Постепенно, с развитием цивилизации старинные узоры трансформировались, некоторые стали опознавательными знаками отдельных народных промыслов. Выделились в самостоятельные ремесла. Обычно поделки имеют название соответствующее местности, где их производят.

    Наиболее популярными можно назвать:

    роспись жостовская

    Роскошная жостовская роспись

    хохлома

    Хохлома популярна и в наши дни

    • Слобода Дымково родина Дымковской, а город Каргополя соответственно Каргопольской, деревня Филимоново Филимоновской, Старый Оскол Старооскольской глиняным игрушкам. Все они имеют характерный узор и цвет.

    игрушки из глины

    Старооскольские глиняные игрушки

    • Павловопосадские шерстяные шали визитная карточка Павловского Посада. Для них характерен объемный набивной цветочный узор. Красный и черный их традиционные цвета.

    павлопосадский платок

    Традиционный павлопосадский платок — поистине роскошный аксессуар

    Продолжение может быть очень долгим: Федоскинская и Палехская миниатюры, Городецкая роспись, Оренбургский пуховый платок, Вологодское, Елецкое, Мценское кружево. И так далее. Все перечислить очень трудно.

    Рисуем в народном стиле

    Сегодня многие носят одежду и пользуются вещами в фольклорном стиле. Многие мастерицы хотят сами создать что-нибудь уникальное. Они могут взять за основу раппорт готового изделия или создать собственный эскиз.

    Чтобы успешно выполнить эту задумку, сначала нужно:

    1. Определиться, будет это отдельный узор или орнамент.
    2. Разложить рисунок на простые детали.
    3. Взять миллиметровую бумагу, сделать разметку, отметив каждый фрагмент и его середину.
    4. Первую простейшую деталь прорисовываем в центре.
    5. Постепенно шаг за шагом добавляем следующие фрагменты.

    И вот уже готов уникальный узор.

    рисуем орнамент

    Подобный узор под силу нарисовать каждому

    О русской вышивке

    Узоры, приемы, цвета русской вышивки очень разнообразны. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Оно тесно связано с укладом жизни, обычаями и обрядами.

    Цвет важная составляющая рукоделия.

    Люди наделяли его сакральными свойствами:

    • Красный цвет жизни, огня и солнца. Конечно он часто использовался при вышивании. Ведь это еще и красота. Как оберег, он был призван защищать жизнь.
    • Белый цвет чистого снега. Символ свободы и чистоты. Считался защитником от темных сил.
    • Синий цвет воды и ясного неба. Символизировал мужество и силу.
    • Черный в орнаменте означал землю. Зигзаг и волна соответственно не вспаханное и вспаханное поле.
    • Зеленый это трава, лес и их помощь человеку.

    русская вышивка

    Традиционная русская вышивка

    Нить тоже наделялась определенными качествами:

    • Лен символ мужественности.
    • Шерсть это защита, покровительство.

    В сочетании с узорами создавались изделия специального назначения.

    • Петухи и лошади красного цвета должны были защитить младенца.
    • Для успешного завершения работ вышивали зеленым и синим льном.
    • От болезней и против дурного влияния вышивали шерстью.
    • Женщинам вещи чаще вышивали черным для защиты материнства.
    • Мужчин защищали зеленым и синим узором.

    Конечно, для каждого случая и человека был разработан специальный набор символов и рисунков.

    вышивка лен

    Такая вышивка будет выглядеть нарядно на любой ткани

    Народный костюм

    Народный костюм воплощает и отражает традиции. Веками мастерицы превращали невзрачную ткань в уникальное произведение искусства. С раннего возраста девочки постигали тайны рукоделия. К пятнадцати годам они должны были приготовить себе повседневную и праздничную одежду и набор полотенец, скатертей и подзоров на несколько лет.

    Сам крой костюма простейший, прямоугольный. Ткань льняная или шерстяная различного качества. Женщины продергивали ткань (удаляли часть нитей) и получали новую ткань. На ней выполняли мережки и другие вышивки.

    русский костюм

    Русский народный костюм отличается разнообразием

    Конечно одежда различалась по характерным узорам в зависимости от местности. Ее можно разделить на две группы:

    1. Среднерусская. Отличается многоцветием. Из приемов часто встречается счетная гладь, крестик, косички, мережки. В южных районах для украшения одежды также применяют кружева, ленты или полосы ткани. Рисунок часто геометрический. Особенно был любим Орепей в разных вариантах.
    2. Северная. Для нее характерными приемами являются гладь (цветная и белая), крестик, роспись, белая строчка и вырезы. Художественные мотивы использовались чаще, чем геометрические. Композиции исполнялись преимущественно в одном цвете.

    Русская вышивка уникальна. Она отличается стилизованными изображениями животных и растений, а также большим разнообразием геометрических узоров.

    Сохраняя традиции

    Исследуя национальные традиции и приемы рукоделия по сохранившимся изделиям, современные мастера адаптируют их к современным требованиям. На их основе создаются модные оригинальные вещи. Это одежда, обувь, белье.

    Один из признанных модельеров, который включает народные мотивы в каждую свою коллекцию Валентин Юдашкин. Зарубежные кутюрье, например Ив Сен Лоран, тоже вдохновляются русским наследием.

    Кроме того народные промыслы продолжают традиции и совершенствуют мастерство в соответствии с современными требованиями. Можно добавить энтузиастов не равнодушных к традиционному творчеству. Они самостоятельно изучают, коллекционируют и творят в народном стиле.

    Русские узоры продолжают нести людям красоту и радость, а также сохраняют историческую информацию.

    Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

    Читайте также: