Конспект урока покрытосеменные растения 7 класс

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Краткое описание: Цели урока:Образовательная:Познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений;классификация покрытосеменных растений.Научить учащихся различать по внешним признакам растения класса Двудольных и Однодольных.Развивающая:Прод

Конспект урока биологии 7 классе по теме:

Образовательная:

Познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений;

классификация покрытосеменных растений.

Научить учащихся различать по внешним признакам растения класса Двудольных и Однодольных.

Развивающая:

Продолжать формировать умение сравнивать различные отделы растения, находить черты усложнения, эволюционное представление о развитии растительного мира от простого к сложному.

Способствовать развитию познавательного интереса к предмету путем исследовательского метода обучения.

Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение к растениям, стремление к охране цветковых растений.

Содействовать в ходе урока формированию мировоззренческой идеи - познаваемости мира.

Оборудование:

гербарные экземпляры покрытосеменных растений;

компьютер, проектор, экран;

Тип урока: изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы знакомимся с отделом покрытосеменных растений. Второе название этих растений - цветковые растения.

Задание классу: подумайте и скажите, от какой группы растений произошли покрытосеменные растения. (Ответ: от древних голосеменных растений.) (Слайд 2)

опыление происходит с помощью ветра

Работа с учебником

Проверим, всё ли мы назвали.

Наличие цветков, поэтому их называют цветковыми растениями

Семяпочка защищена завязью

Ткани максимально приспособлены к выполнению своих функций

Быстрый обмен веществ

Отличная приспособленность к различным экологическим условиям

Гаметофит - семязачаток и пыльцевая трубка

Опыление происходит ветром, насекомыми, птицами, млекопитающими.

Образуют ярусы леса

Какой орган появился у цветковых растений? (Цветок.)

Вывод: главное отличие покрытосеменных растений: появление цветка-органа семенного размножения.

На экране представлены покрытосеменные растения. Как вы заметили, они разные. Внимательно посмотрите на них, чем же они отличаются?

(Корневой системой, формой, размерами, окраской цветков, жилкованием листьев).

На основании этого мы можем сделать вывод, что цветковые растения многообразны.

Покрытосеменных растений насчитывается 250 тысяч видов.

Но все эти растения можно разделить на 2 класса: Двудольные и Однодольные.

2. Тема нашего урока: Многообразие покрытосеменных растений. Признаки однодольных и двудольных растений.

Изучение нового материала.

Откройте учебник на стр. 80-81 и назовите основные отличительные признаки однодольных и двудольных растений.

Отдел покрытосеменные или цветковые включает в себя два класса: однодольные и двудольные растения.

К двудольным принадлежат около 200 тыс. видов растений.

Их характерные признаки:

- зародыш состоит из двух семядолей

- листья простые или сложные с сетчатым жилкованием

- стебель деревянистый или травянистый

- корневая система стержневая

- цветок четырех - или пятичленный

- опыление преимущественно насекомыми

К однодольным принадлежат около 50 тыс. видов растений.

Характерные признаки этого класса:

- зародыш состоит из оной семядоли

- листья простые с дуговым или параллельным жилкованием

- корневая система мочковатая

- опыление преимущественно ветром.

Пользуясь гербарными экземплярами, определите, к какому классу относятся растения.

С помощью муляжей цветков выведите формулы цветков.

Используя материал учебника стр. 80-81, назовите важнейшие семейства двудольных (крестоцветные, бобовые, пасленовые, сложноцветные, розоцветные) и однодольных

( злаковые и лилейные).

Исправьте в тексте допущенные ошибки. (Слайд 10)

Удивительный мир цветковых растений представлен двумя классами: Однодольные, Двудольные.

Двудольные растения чаще всего имеют мочковатую корневую систему.

Число частей цветка однодольных кратно 4.

Зародыш пшеницы имеет две семядоли, а зародыш фасоли - одну. Жилкование листьев у Двудольных дуговое или параллельное.

Главный корень хорошо выражен.

Мочковатая корневая система.

Листья простые с дуговым или параллельным жилкованием.

Зародыш с двумя семядолями.

Листья и сложные или простые с сетчатым жилкованием.

Стержневая корневая система.

Цветы в основном четырех или пятичленные.

Подведение итогов урока.

Так как данные растения имеют все органы и ткани, они относятся к высшим растениям.

Данный урок проводится в 7 классе по УМК Сонина Н.И. (концентрическая программа) с применением ИКТ. На протяжении всего урока необходимо использование компьютера в демонстрационном режиме и индивидуальном (тренажер - диск Виртуальная школа КиМ 6 класс). Презентация содержит активные ссылки на источники интернета (физкультминутка, видео сюжет). Учащиеся используют тетради на печатной основе при изучении нового материала и при проверке домашнего задания (тест). Методы и приемы: объяснительно - иллюстративный, проблемный, лабораторная работа (исследовательский).



Целевая аудитория: для 7 класса

Ресурс содержит конспект урока и презентацию. Конспект очень содержательный и полноценный. Хорошо структурированы цели урока, имеется навигация по слайдам и сопровождение к каждому этапу урока. Урок хорошо выстроен, присутствуют разнообразные формы деятельности, ученикам на таком уроке, скучать не придется - времени на это не будет ни секунды. К сожалению, такой характеристики не могу дать презентации. Есть снимок не высокого качества, на слайде №9 сочетание цвета текста и фона вызывают вопрос к автору о целесообразности применения такого приема. На мой взгляд, презентации не хватило красочности и насыщенности. Эксперт.

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

23 февраля

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о покрытосеменных растениях. Закрепляет умение выявлять признаки царства Растений, отдела Покрытосеменных растений, особенности двудольных и однодольных растений, характерные признаки семейств. Объясняет роль покрытосе­менных растений в природе и в жизни человека. Формирует умения работать с гербарным материалом, схемами, дополнительными источниками информации. Способствует развитию экологической грамотности учащихся, воспитанию бережного отношения к природе.

Содержимое разработки

Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о покрытосеменных растениях. Закрепляет умение выявлять признаки царства Растений, отдела Покрытосеменных растений, особенности двудольных и однодольных растений, характерные признаки семейств. Объясняет роль покрытосе­менных растений в природе и в жизни человека. Формирует умения работать с гербарным материалом, схемами, дополнительными источниками информации. Способствует развитию экологической грамотности учащихся, воспитанию бережного отношения к природе.

Тема урока . Многообразие и рас­пространение покры­тосеменных растений.

Урок обобщения и сис­тематизации


Имя урока: Кто не верит, всех зову я в сад,
Видите, моргая еле-еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели.

Расул Гамзатов.
Цель:

Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о покрытосеменных растениях. Закрепить умение выявлять признаки царства Растений, отдела Покрытосеменных растений, особенности двудольных и однодольных растений, характерные признаки семейств. Уметь объяснять роль покрытосе­менных растений в природе и в жизни человека.

Развивающая : формирование умений работать с гербарным материалом, схемами, дополнительными источниками информации, уметь выполнять различные типы тестовых заданий.

Воспитательная : создать условия, способствующие развитию экологической грамотности, воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: презентация, гербарные образцы однодольных и двудольных растений, учебники, рабочие тетради, лист фронтальной работы.

Вводное слово учителя. На нашей планете Земля огромное количество живых организмов. Какие отличительные признаки есть у представителей царства Растений? (слайд 1-2). Обратимся к листу фронтальной работы

Организация работа учащихся с листом фронтальной работы

Задание 1. Выберите (подчеркните) признаки растений. Ведут прикрепленный образ жизни, гетеротрофы, способны к активному передвижению, автотрофы, растут в течение всей жизни, в клетках содержатся пластиды, не способны к фотосинтезу, запасное вещество крахмал, клеточная стенка из целлюлозы

Проверка выполнения задания. (слайд 3)

Учитель. Назовите растения, которые, по вашему мнению, являются важнейшими в природе и жизни человека.

Ученики по желанию называют растения

Учитель. Посмотрите, какие растения вы назвали, большинство из них принадлежат к отделу Покрытосеменные, или Цветковые. Как вы думаете, о чем говорит такое название? (слайд -4)

Учитель Мы уже знаем, что наиболее характерным признаком этих растений является наличие цветка и завязи, которые окружают семена.

Покрытосеменные занимают важнейшее место среди всех современных растений.

Они доминирует на суше, и играют важнейшую роль в общем круговороте веществ.

Где же они распространены.

В современной флоре отдел Покрытосеменные - самый распространённый на Земле и самый большой по численности видов (около 300 тыс. видов)

Покрытосеменные распространены везде: на всех континентах, во всех климатических зонах и в самых разнообразных экологических условиях.

Им принадлежит важнейшая роль в образовании растительных сообществ

Давайте повторим признаки покрытосеменных

Признаки Покрытосеменных растений.

Наличие цветков, поэтому их называют цветковыми растениями

Семяпочка защищена завязью

Ткани максимально приспособлены к выполнению своих функций

Быстрый обмен веществ

Отличная приспособленность к различным экологическим условиям

Гаметофит - семязачаток и пыльцевая трубка

Опыление происходит ветром, насекомыми, птицами, млекопитающими

Образуют ярусы леса

Жизненные формы: деревья, кустарники и травы.

Учитель. Отдел Покрытосеменные или цветковые включает в себя два класса: Однодольные и Двудольные растения. Давайте повторим признаки Однодольных и Двудольных растении

Работа с листом фронтальной работы. Задание 2. Из приведённых ниже признаков выберите характерные для растений класса однодольных и двудольных. Цифры, обозначающие признаки каждого класса, выпишите в таблицу: 1) В семени 2 семядоли 2) В семени 1 семядоля. 3) Корневая система мочковатая. 4). Корневая система стержневая 5) Жилкование листьев сетчатое. 6) Жилкование листьев параллельное или дуговое. 7)Запас питательных веществ расположен у большинства растений в эндосперме. 8) Запас питательных веществ у большинства растений находится в семядолях. 9) В стебле проводящие пучки расположены в центре или имеют вид кольца, имеется камбий, хорошо видны кора и сердцевина. 10) Проводящие пучки разбросаны по всему стеблю и обычно лишены камбия, кору и сердцевину различить трудно. 11) Цветок трёхчленный. 12) Цветок чаще всего четырёх или пятичленный. (слайд 6)

Проверка работы (слайд 7)

Учитель. В свою очередь Однодольные объединяют два семейства - Злаковые и Лилейные, а класс Двудольные - семейства Сложноцветные, Розоцветные, Бобовые, Паслёновые, Крестоцветные. Используя гербарий растений различных классов и семена, которые лежат у вас на партах, определить класс и семейство, к которому относятся предложенные вам растения, назовите основные признаки семейства.

Учащиеся работают в парах, а потом рассказывают краткую характеристику семейства, к которому принадлежит растение растения по плану. Перед ответом загадка о семействе.

По описанию определить, о каком семействе идет речь:

- Растения этого семейства являются хорошими медоносами. Огромное количество их растет на пустырях. Название семейства отражает строение цветка (расположение лепестков и чашелистиков). (крестоцветные)


По описанию определить, о каком семействе идет речь:

- В этом семействе имеются как травы, так и кустарники, и деревья. Плоды многих из них весьма вкусны и богаты витаминами. (розоцветные)


По описанию определить, о каком семействе идет речь:

- Основное отличие растений этого семейства – симбиоз с азотфиксирующими бактериями, под действием которых на корнях растений образуются выросты – клубеньки. (бобовые)


По описанию определить, о каком семействе идет речь:

- Растения этого семейства имеют ядовитые вегетативные органы. Но одно из растений называют вторым хлебом, используя в пищу его видоизмененный побег-клубень. Одно из растений сделало человека своим рабом, разрушая его организм. (пасленовые). Какое же растение превратило человека в своего раба? Почему? (табак курительный, в его листьях содержится никотин, который губительно действует на организм человека).


По описанию определить, о каком семействе идет речь:

- Многие растения данного семейства известны как сорняки, с которыми очень трудно бороться. Но некоторые используются в пищу. Соцветие растений этого семейства может быть образовано несколькими типами цветков. Масло из одного из растений этого семейства очень популярно. (сложноцветные)


По описанию определить, о каком семействе идет речь:

- В основном это однолетние и многолетние травы – древнейшие культурные растения, которые кормят род человеческий. Стебель растений этого семейства имеет особое название. (злаковые)


По описанию определить, о каком семействе идет речь:

- В этом семействе есть пищевые, декоративные, лекарственные растения. В основном это многолетние травы с подземными органами в виде корневищ, луковиц. Есть среди этого семейства и ядовитые растения, и те, которые занесены в Красную книгу, которые требуют охрану. (лилейные)


Ответы учащихся о признаках семейств покрытосеменных растений.

Закрепление идет по слайдам 8 - 14

Учитель Какое значение растений в природе? Каково значение покрытосеменных растений в природе и в жизни человека?

Значение растений в жизни человека.

В жизни человека растения имеют очень большое значение. Из пищевых растений особенно важны хлебные злаки. По значению для питания человека на первом месте нужно поставить пшеницу и за ней - рис. Из овощей на первом месте по мировой продукции стоит картофель, и остальные овощи (в средних широтах главным образом капуста, репа, морковь, свекла и др.)

Немалую роль в питании человека играют и плодовые растения. Как плоды, так и овощи, особенно если они поедаются в сыром виде, имеют не только пищевое, но и особое значение в пищевом режиме ввиду содержания в них различных специальных веществ, главным образом витаминов, вырабатываемых только растениями и необходимых для жизни человека.

Как наиболее важные из разводимых плодовых растений можно указать некоторые ягодники (смородина, крыжовник, малина), плодовые деревья (яблони, груши, сливы, вишни, абрикосы и персики).

Из других пищевых растений нужно указать на некоторые зернобобовые, как горох, фасоль, соя и др. В отличие от большинства других пищевых продуктов растительного происхождения, они богаты белками и поэтому могут иметь особое значение в белковом питании человека

Довольно широко используются человеком масличные растения. например, оливковое дерево в нашей местности это в основном подсолнечник.

Далее нужно указать на сахароносы. Важнейшие из них - сахарная свекла, культивируемая в областях умеренного климата, и сахарный тростник, разводимый в субтропиках и тропиках.

Наконец нужно упомянуть растения, дающие пряности (перец, корица, гвоздика, кардамон, мускатный орех, ваниль и др.).

Материал для одежды дают так называемые прядильные или волокнистые растения. Из них получают волокна (лен, хлопчатник, конопля).

Очень большое значение в жизни человека имеет древесина. Древесина используется не только в натуральном виде, но и после специальных обработок, вследствие которых она приобретает более высокие технические свойства.

Эфиромасличные и декоративные растения очень многочисленны, разнообразны и широко культивируются. Первые, благодаря содержанию в них душистых эфирных масел, находят большое применение в парфюмерной и отчасти пищевой промышленности

Лекарственные растения применялись человеком для лечения болезней с глубокой древности и в медицине имели исключительно большое значение. Собственно, даже самое развитие ботаники начиная с древности происходило в значительной степени на почве выявления и изучения именно лекарственных растений. У разных народов в совокупности применялось до 12 000 видов таких растений. В настоящее время значение их далеко не так велико, так как многие лекарственные вещества готовятся сейчас синтетически.

Эстетическое значение комнатные растения, для украшения садов и парков. Великолепных клумб, радующих глаз горожан много у на в Липецке. В этом году на класс работает над проектом клумб гимназии.

Значение в природе

Существование мира животных, включая человека, было бы невозможно без растений, чем и определяется их особая роль в жизни нашей планеты. Из всех организмов растения способны аккумулировать энергию Солнца, создавая при её посредстве органические вещества из веществ неорганических; при этом растения извлекают из атмосферы углекислый газ и выделяют кислород. Именно деятельностью растений была создана атмосфера, содержащая кислород, и их существованием она поддерживается в состоянии, пригодном для дыхания. Благодаря кислороду образовался озоновый слой, который защищает все живое от губительного ультрафиолетового излучения все живое. Растения — основное, определяющее звено в сложной цепи питания всех гетеротрофных организмов, включая человека. Покрытосеменные растения образуют степи, луга, леса и другие растительные группировки, создавая ландшафтное разнообразие Земли и бесконечное разнообразие экологических ниш для жизни организмов всех царств. Наконец, при непосредственном участии растений возникла и образуется почва.

Учитель. У каждого урока есть тема, я хочу вам предложить имя нашего урока (слайд 15) Рассказ учителя об охране растений и Красной книге Липецкой области и растениях занесенных в неё (слайд 16-17), о красоте города Липецка (слайд 18)

1 основной признак покрытосеменных – наличие семени.

2 у двудольных стержневая корневая система

3 злаки и лилейные семейства класса однодольных растений

4 отдел покрытосеменные делится на 4 класса

5 шиповник и горох представители семейства бобовых

6 пшеница имеет одну семядолю в зародыше

7 все покрытосеменные имеют плод и цветок

8 у двудольных листья могут быть и простые и сложные

9 у однодольных сетчатое жилкование листьев

Проверка теста (слайд 19)

Обращается внимание на ошибки

Взять на проверку выборочно листы фронтальной работы

Тема: Общая характеристика покрытосеменных и их классификация.

Цель: сформировать у учащихся представление о покрытосеменных растениях как наивысшем этапе в развитии растительного мира.

Образовательная: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений, познакомить с их классификацией.

Развивающая: развивать умения и навыки работы в группах.

Воспитательная: воспитывать доброжелательность, культуру общения.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Комплекс использованных методов и методических приемов: интерактивная лекция, работа в группах, беседа, биологическая разминка, микрофон.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентационный материал, гербарии одно- и двудольных растений, учебники.

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Мотивация учебной деятельности учащихся.

ΙΙΙ. Изучение нового материала.

ΙV. Закрепление изученного материала

V. Подведение итогов урока.

VΙ. Домашнее задание.

Разнообразен и прекрасен мир растений:

Мхи, водоросли, папоротники, плауны

И семенные: сосны, туя, пихты, ели,

Но властелины царства не они.

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1. Подготовительная беседа. Назовите растения, которые, по вашему мнению, являются важнейшими в природе и жизни человека.

Ученики по желанию называют растения. Названия растений, которые принадлежат к покрытосеменным, учитель записывает на доске.

2. Объяснительная беседа. Посмотрите, какие растения вы назвали. Большинство из них принадлежат к отделу Покрытосеменные, или Цветковые. Как вы думаете, о чем говорит такое название?

Наиболее характерным признаком этих растений является наличие цветка и завязи, которые окружают семена.

Сегодня мы начинаем изучать отдел Покрытосеменные растения.

познакомимся с общей характеристикой отдела Покрытосеменные;

выясним преимущества покрытосеменных над голосеменными;

познакомимся с особенностями однодольных и двудольных растений.

ΙΙΙ. Изучение нового материала.

1. Общая характеристика покрытосеменных растений.

Покрытосеменные занимают важнейшее место среди всех современных растений. Они доминирует на суше, и играют важнейшую роль в общем круговороте веществ.

Где же они распространены.

В современной флоре отдел Покрытосеменные – самый распространённый на Земле и самый большой по численности видов (около 300 тыс. видов)

Покрытосеменные распространены везде: на всех континентах, во всех климатических зонах и в самых разнообразных экологических условиях.

Им принадлежит важнейшая роль в образовании растительных сообществ, за исключением болот, где преобладают (?) мхи, а также тайги, где господствуют (?) голосеменные.

(Слайд № 2) Давайте вспомним, какие признаки имеют Голосеменные растения.

опыление происходит с помощью ветра.

только древесные формы

Работа с учебником:

Проработайте текст учебника с.174- 175, после чего вам нужно дать ответ на вопрос

Какие признаки имеют покрытосеменные растения? (Слайд № 3)

Проверьте себя. Всё ли мы назвали?

Признаки Покрытосеменных растений.

Наличие цветков, поэтому их называют цветковыми растениями

Семяпочка защищена завязью

Ткани максимально приспособлены к выполнению своих функций

Быстрый обмен веществ

Отличная приспособленность к различным экологическим условиям

Гаметофит – семязачаток и пыльцевая трубка

Опыление происходит ветром, насекомыми, птицами, млекопитающими

Образуют ярусы леса

Жизненные формы: деревья, кустарники и травы.

Работа в группах

1 группа – определить отличительные черты покрытосеменных и голосеменных растений.

2 группа – определить общие черты покрытосеменных и голосеменных растений.

(Слайд № 4) Отличительные черты покрытосеменных растений от голосеменных

(Слайд № 5) Общие черты покрытосеменных и голосеменных растений.

2. Классификация покрытосеменных растений.

(Слайд № 6-7) Отдел Покрытосеменные или цветковые включает в себя два класса: Однодольные и Двудольные растения.

К Двудольным принадлежат около 200 тыс. видов растений.

Их характерные признаки:

- зародыш состоит из двух семядолей

- листья простые или сложные с сетчатым жилкованием

- стебель деревянистый или травянистый

- корневая система стержневая

- цветок четырех- или пятичленный

- опыление преимущественно насекомыми.

К Однодольным принадлежат около 50 тыс. видов растений.

Характерные признаки этого класса:

- зародыш состоит из одной семядоли

- листья простые с дуговым или параллельным жилкованием

- корневая система мочковатая

- опыление преимущественно ветром.

Класс Двудольные включает в себя семейства: Сложноцветные, Розовые, Бобовые, Паслёновые, Капустные и др.

ΙV. Закрепление изученного материала

Работа с гербарием. Учащиеся работают в парах.

Рассмотрите предложенные растения, разделите их на однодольные и двудольные.

Из предложенного перечня признаков выпишите признаки, которые соответствуют классу Однодольных и классу Двудольных растений.

1. Главный корень хорошо выражен.

2. Мочковатая корневая система.

3. Травянистые, реже деревянистые растения.

4. Растения имеют камбий

5. Листья простые с дуговым или параллельным жилкованием

6. Зародыш с двумя семядолями

7. Листья простые или сложные, большинство с сетчатым жилкованием

8. Растения не имеют камбий

9. Главный корень не развивается

10. Стержневая корневая система

11. Цветы в основном четырёхчленные или пятичленные

12. Цветы трехчленные

Однодольные: 2, 3, 5, 8, 9, 12

Двудольные: 1, 4, 6, 7, 10, 11

V. Подведение итогов урока.

Сегодня мы познакомились с характерными признаками отдела Покрытосеменные растения.

1.Так как данные растения имеют все органы и ткани, они относятся к высшим растениям;

2.Так как, они имеют цветки, их относят к цветковым растениям;

3.Так как, семена находятся внутри плода, их называют покрытосеменными.

На следующем уроке мы продолжим изучать семейства однодольных и двудольных растений.

VΙ. Домашнее задание. (Слайд № 18)

Выучить параграфы 41-42 учебника.

Повторить строение цветка и соцветия (параграфы 18, 19).

По желанию: подготовить интересные новинки о растениях семейства Капустные.

Читайте также: