Конспект урока цветковые растения открытого и закрытого грунта

Обновлено: 08.07.2024


разработка конспекта урока по профессионально-трудовому обучению для обучающихся 8 вида 9 класс. Урок содержит разнообразнейший материал для закрепления знаний по теме цветоводство. Материал разработан с частой сменой деятельности учащихся, для предупреждения усталости.

Содержимое разработки

ТЕМА: Такие знакомые цветы. Урок обобщение по теме цветоводство.

ЦЕЛЬ: закреплять знания о цветочных растениях

Образовательные:

Формировать представление об условиях, необходимых для прорастания семян

Формирование знаний о биологических и декоративных особенностях цветочных культур

Коррекционно-развивающие.

Коррекция умений по актуализации полученных ранее знаний, развитие внимания, памяти.

Развитие познавательной активности, мышления.

Развитие умения работать с информацией.

Воспитательные:

Воспитание эстетического вкуса, культуры труда и аккуратности.

Воспитывать самостоятельность, стремление находить ответы на поставленные вопросы.

Формирование умения работать в коллективе.

С добрым утром, начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

Думать, спорить, отвечать!

Психологический настрой. Я предлагаю вам разгадать ребусы и определить тему нашего урока.

На слайде ребусы.

Назовите слова отгадки, одним словом.

Кто мне скажет, как будет звучать тема нашего урока?

А теперь ответьте мне на вопросы.

Как называется отрасль сельского хозяйства, занимающаяся выращиванием цветов? (цветоводство)

Зачем люди выращивают цветы? (для оформления участков сада, высадки в парках, скверах, на улицах, а также для внутреннего озеленения жилых и общественных помещений ).

Цветы украшают наш быт, создают радостное настроение, формируют эстетические вкусы.- учитель

Как называется участок земли, предназначенный для оформления различных объектов? (Цветник)

Какие виды цветников Вы знаете? (клумбы, рабатки, бордюры, арабески, массивы, миксбордеры и одиночные посадки)

Что вы знаете о каждом виде цветников? (на доске развешены образцы цветников, по которым дети проводят рассказ)

Клумбы. Их делают круглыми, овальные, квадратными, эллипсовидными, в виде звёзд, ассиметричной формы. Клумбы располагают обычно на солнечных местах, у входа в дом, перед террасами, перед окнами дома.

Рабатки — это цветочные грядки, размещенные вдоль дорожек, площадок. Их поверхность всегда ровная. Бывают односторонние и двусторонние рабатки. Ширина рабатки 1метр …1 метр 25 см, а длина до 10 метров.

Бордюры — часть цветника, окаймляющая посадки цветочных культур по контуру клумбы, вдоль линии дорожек, рабаток, газонов, аллей.

Арабески – это чаще всего посадки низкорослых цветущих растений, образующие геометрически сложные узоры. Они выполняются не только из цветов, но и минеральных материалов (гравия, мелкой гальки). Цветники-арабески всегда располагают на большом открытом плоском пространстве в парадной части сада.

Определить вид цветника (слово+ картинка). Работа проводится в группах. Проверка - взаимопроверка. Результат вывешивается на доску достижений.

  • Какие группы цветочных растений по продолжительности жизненного цикла вы знаете? (многолетники, двулетники, однолетники) (вывешиваются слова на доску)
  • Какие растения относятся к однолетникам? Двулетникам? Однолетникам?

Ответы детей

Многолетники- это растения, у которых на зиму наземные части отмирают, но в подземных органах- луковицах, клубнях, корневищах и корнях – жизнь сохраняется. Весной они прорастают.

Двулетники- это растения, которые зацветают на второй год после посева. Растения эти очень красивы. Они цветут в первой половине лета.

Однолетники или летники – это растения, которые цветут в год посадки, дают семена и погибают. Они имеют яркие цветки и обильно цветут во второй половине лета и осенью.

Теперь я предлагаю вам распределить цветочные растения на группы по продолжительности жизни.

ЗАДАНИЕ 2(На доске вывешены группы цветочных растений и названия цветов). Распределите цветочные растения по группам.

Задание выполняется у доски по названиям, по картинкам.

подснежник (галантус), крокус (шафран), примулу (первоцвет), нарцисс, тюльпан, пион, ландыш, лилии, дельфиниум, георгины, гладиолусы, флоксы.

Какие способы размножения цветочных растений вы знаете?

(семенами, луковицами, клубнями)

Какие цветочные растения размножаются семенами? Какие луковицами? Какие клубнями?

Определите способ размножения цветочных растений. Соединить цветочную культуру и способ её размножения по пустому столбцу.

Выполняется по индивидуальным карточкам. (1 человек у доски)

название цветочных культур

львиный зев, настурции, календула,

Одним из способов размножения цветочных культур является размножение семенами. Но семена годами могут лежать и не прорастать, о чем свидетельствуют археологические раскопки. При каких условиях прорастают семена? Ответить на этот вопрос нам помогут опыты, которые мы провели накануне.

В два стакана поместили одинаковое количество семян. В первом стакане семена оставили сухими. Во второй немного налили воды. Оба стакана закрыли стеклом и поставили в теплое место. Через пять суток в стакане, где была вода, семена набухли, раскололись на две половинки и появились маленькие росточки. В стакане без воды семена не изменились.

Опыт показывает:Для прорастания семян необходима вода”

Зачем растению вода?

В два стакана поместили немного семян. Первый стакан до краев наполнили водой. Во втором стакане семена лишь смочили. Стаканы прикрыли стеклом и поставили в теплое место. Через пять суток в стакане с небольшим количеством воды семена проросли. В стакане же, наполненном водой, семена набухли, но не проросли, а погибли. В этом стакане вода стала дурно пахнущей и мутной. Здесь вода вытеснила воздух, необходимый семенам для дыхания.

Семенам растений необходимо различное количество воздуха.

Зачем растению воздух? Как все живое, семя дышит кислородом, который содержится в воздухе. Без доступа воздуха растение погибает.

В два стакана поместили немного семян. На дно каждого стакана налили немного воды, чтобы семена могли прорасти. Стаканы накрыли стеклами. Один стакан поместили в теплое место, другой на холод, в холодильник. Когда семена, помещенные в теплое место проросли, сравнили их с семенами, помещенными в холодильник. Мы увидели, что семена в холоде не проросли.

Опыт показывает, что для прорастания семян нужно тепло. В тепле все процессы происходят быстрее. В холоде растение погружается в спячку и может даже погибнуть.

Помимо воды, воздуха тепла растениям нужен свет.

Поэтому, когда наши семена уже проросли, мы их посадили в почву. Наши всходы превратились в проростки. Их мы оставили на светлом месте, потому что растениям необходим солнечный свет.

В результате проведенных исследований мы установили, что растениям необходимы для жизни определенные условия: свет, вода, воздух и тепло, а это значит что они – живые организмы.

Семена цветочных культур имеют разную величину. У одних растений они очень мелкие, у других крупные. Мелкие семена высевают поверхностно, т.е не присыпают землей, средние и крупные семена заделывают в почву. Чем крупнее семена, тем их глубже сеют. Информацию о способе и сроках посева можно прочесть на упаковке производителя семян.

ЗАДАНИЕ 4. Определить способ посева семян.

Ребята, у вас на столах находятся коробочки с семенами, ваша задача определить способ посева семян.

Проблема: Почему мелкие семена сеют поверхностно? (У мелких семян маленький запас питательных веществ, у проростков не хватит сил пробиться через слой земли.)

Все цветочные растения имеют своё время цветения.

На какие группы делятся цветочные растения по времени цветения? (весенние, летние, осенние)

ЗАДАНИЕ 5. Работа в парах или домашнее задание

Подобрать растения для весенней клумбы, летней клумбы, осенней клумбы, весеннее-осеннего цветения.

Читайте также: