Конспект трудового занятия уход за комнатным растением фикусом младшая группа

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Виды деятельности: Игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Форма организации: Коллективная, совместная деятельность педагога с детьми.

Программное содержание:

  • Познакомить с названиями трех комнатных растений;
  • Развивать навыки ухода за ними;
  • Развивать память, связную речь, внимание;
  • Обогащать словарный запас.

Материал и оборудование: Зайчик (игрушка, картинки с изображением комнатных растений (бегония, герань, фиалка, комнатные растения (бегония, герань, фиалка).

Предварительная работа:

  • Рассматривание картинок комнатных растений;
  • Наблюдения за комнатными растениями, знакомство со способами ухода за цветами;
  • Выполнение детьми трудовых поручений.

Планируемые результаты освоения содержания программы:

  • Умеет поддерживать беседу;
  • Выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при слушании рассказа педагога;

Ход непосредственно образовательной деятельности

Вводная часть

Воспитатель и дети протягивают вперед руки и соединяют их вместе, как лучи солнца. Воспитатель предлагает детям почувствовать себя теплым солнечным лучом, поделиться теплом с друзьями.

Первый лучик, нежный лучик,
Заглянул он к нам в оконце.
И принес в своих ладошках
Теплоту, частицу солнца.

Воспитатель: Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Скажите дети, а все цветы растут на улице? (Ответы детей)

Воспитатель: К нам в гости пришел зайчик, он очень любит выращивать цветочки и не только на клумбе, но и дома в горшочках. Он принес с собой картинки своих цветочков. Давайте рассмотрим их.

Основная часть

Воспитатель: Что же принес нам зайка? (ответы детей). Правильно – это комнатное растение – герань. Давайте все вместе повторим герань.

Воспитатель: Ребята, зайчик нам ещё принёс цветочек, давайте вспомним как он называется? (Ответы детей) Правильно – Это бегония. Миша, повтори, как называется цветок? (Ответ ребёнка) Молодец, Миша.

Воспитатель: А вот еще одна картинка, которую нам принес зайка. Какой называется этот цветок? (Ответы детей) Молодцы дети – это фиалка, фиалка тоже растет у нас в группе.

- Ксюша, что в этом растении тебе больше всего нравится? (Ответ ребёнка)

- Арина, какого цвета листочки у фиалки? (Ответ ребёнка)

Воспитатель: Листочки у фиалки бархатные темно-зеленые, округлой формы и покрыты ворсинками, а цветы у фиалки бывают самые разные: белые, голубые, розовые, фиолетовые.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинки – это - бегония, это - герань, это - фиалка, закройте глазки, а я уберу одну картинку, а вы должны назвать, какой картинки не стало.

Воспитатель: Артем, какой картинки не стало? (Ответ ребёнка) Молодец! (Игра повторяется два раза)

Воспитатель: Ребята, расскажи мне, а что Вы знаете, про уход комнатных растений? (Ответы детей). Молодцы ребята.

На окне в горшочках Дети сидят на корточках лицом в круг.
Поднялись цветочки. Медленно встают.
К солнцу потянулись, Тянутся на носочках, подняв руки вверх.
Солнцу улыбнулись.
К солнышку листочки Разводят руки в стороны ладонями вверх.
Повернут цветочки.
Развернут бутоны, Соединяют руки над головой и медленно покачиваются.
В солнышке утонут.

Воспитатель:

- У меня на столе стоят комнатные растения, которые вам уже знакомы. Вспомните название цветов. (герань, фиалка, бегония)

- Ребята, что же общего у всех этих растений? (Стебель, лист, цветок, корень.)

- Общее строение. А что разного? (Окраска, форма листьев.)

Подвижная игра с мячом.

Цели: формировать представление детей о комнатных растениях, их строении, формировать умение ухаживать за растениями, закреплять знания о необходимых условиях для полноценного роста растений, воспитывать интерес к комнатным растениям и желание ухаживать за ними.
Предварительная работа: рассматривание комнатных растений; совместная работа по уходу за растениями.
Оборудование: 2 комнатных растения, отросток цветка в баночке (с корнем), лейка с длинным носом, тряпка для протирания листьев, горшок для цветов, земля; схемы- модели для занятий. игрушка Незнайка, рисунки, клей, вырезанные заготовки для детей.






Воспитатель: а что значат эти схемы? (Растение, лейка, солнце)
Дети: для того чтобы растение росло ему нужна вода, солнце и земля.
Воспитатель: молодцы ребята, все правильно объяснили Незнайке. Поливать растение нужно. Посмотрите какого цвета земля в горшках.
Дети: в одном горшке она темного цвета, а в другом серая.
Воспитатель предлагает детям потрогать землю.
Воспитатель: какая земля?
Дети: в одном горшке земля сухая, в другом мокрая.
Воспитатель: как вы думаете почему в одном горшке сухая, в другом влажная?
Дети: сухая земля – не политая.
Воспитатель: Незнайка, как ты думаешь будет растение, которое не поливали расти? Может его надо полить?
Незнайка: думаю да. Его нужно полить.
Воспитатель: Незнайка, а наши дети умеют поливать. Посмотрим, как они умеют это делать.
Воспитатель приглашает к себе одного ребенка, дает лейку, во время поливки комментирует как надо поливать: поливать надо аккуратно, чтобы земля на разбрызгивалась, и лить надо под корень, не на листы.
Ребенок поливает.
Воспитатель: спасибо, теперь и этот цветок будет хорошо расти. Незнайка, а ты знаешь из чего состоит цветок?
Незнайка: нет.
Воспитатель: а ребятки знают и нам сейчас расскажут.
Воспитатель на доске вывешивает иллюстрации – части цветка.



Дети: цветок состоит из корня, стебля, листа и цветка.
Воспитатель: дети, посмотрите, что у нас здесь есть. (показывает баночку с отростком от растения), что в банке?
Дети: отросток у которого есть корень.
Воспитатель: правильно, чтобы оно выросло ему необходимо что?
Дети: земля.
Воспитатель: конечно, земля. Поэтому мы сейчас его посадим в горшок.
В подготовленный горшок воспитатель ставит растение, засыпает его землей. Дети помогают воспитателю.
Воспитатель: ребята, мы с вами посадили цветок, что нам надо сделать еще чтобы оно прижилась и росло?
Дети: надо полить.
Воспитатель берет лейку и просит одного ребенка полить цветок.
Воспитатель: теперь наш цветок будет хорошо расти. Ведь для того чтобы оно росло ему необходимы не только солнце, вода, но и наше с вами любовь и забота. А вы любите цветы?
Дети: да
Воспитатель: тогда вам небольшое задание, пока мы с вами пересаживали цветок Незнайка его нарисовал, но мне кажется, что он что- то не хватает. Давайте исправим ошибку.
Дети садятся за столы. Воспитатель раздает картинки, клей и вырезанные заготовки. Дети приклеивают недостающие элементы: корень, стебель, лист или цветок.
Воспитатель спрашивает нескольких детей что они приклеили, а потом обращается к Незнайке.
Воспитатель: Незнайка, ребята научили тебя ухаживать за растением, рассказали из чего состоит цветок.
Незнайка: да, я все запомнил и теперь буду правильно ухаживать за своими цветами.
Воспитатель: а нам с ребятами осталось только выбрать место для наших цветов, где они будут радовать нас своей красотой. И ты, Незнайка, держи от нас подарок: цветок.
Незнайка говорит спасибо и прощается с детьми.
Воспитатель: дети, мы сегодня с вами научились ухаживать за комнатными растениями, помогли Незнайке разобраться как правильно это делать, чтобы не навредить растению, а оно цвело и радовало нас. Молодцы.

Цель: обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями.

  1. Закрепить знания об основных потребностях комнатных растений;
  2. Обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, мытье, рыхление);
  3. Развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний;
  4. Воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой, как с живым организмом.

Оборудование: лейка с водой, пульверизатор, кисточка, влажная тряпочка, картинки растений, карточки-символы, изображающие строение растений, мнемотаблицы.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте поздороваемся.

В: Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг!

Дети садятся полукругом.

В: Дети, какое сейчас время года? Да, в это время все живое пробуждается ото сна. А о чём мы сегодня с вами поговорим, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут. (Комнатные растения)

-Живут рядом с нами в горшочках с поддонцем,
Любят землю и воду, воздух и солнце. (комнатные растения)

В: Растения относятся к живой природе. Как вы думаете, почему растения (цветы) живые? (Растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают. )

Все мы любим цветы и знаем, что растения и цветы, не только красивые, но и приносят большую пользу человеку. Они поглощают углекислый газ и выделяют кислород, успокаивают нервную систему. Поэтому цветы и растения нужно беречь, ухаживать за ними.

У нас в группе есть комнатные растения. Давайте вспомним названия этих цветов (фиалка, папоротник, фикус, хлорофитум, бегония, сансевьера).

В: Подумайте и ответьте, из каких частей состоит растение? (Корень, стебель, листья, цветы, семена.)

Зачем растению нужен корень? (чтобы растение дышало, пить воду, удерживает растение в почве)

Для чего растению нужны стебель и листья? (чтобы растение дышало воздухом, по стеблю проходят питательные вещества, листья поглощают углекислый газ, выделяют кислород ).

Какие условия необходимы растениям для роста и развития? (солнце (свет и тепло), почва, вода, удобрения, забота, воздух).

Ход игры: На столе лежат разные предметы. Дети выходят по одному и выбирают только тот предмет, который необходим для роста и развития растения, объясняют свой выбор.

В: Ребята, расскажите, как правильно надо ухаживать за растениями.

Как определить, что растению требуется полив? (земля на ощупь сухая, листочки вялые)

А как надо поливать растения? Какой водой? (Комнатной температуры, отстоявшейся).

- Как нужно мыть растения ? ( крупные листья протираются тряпочками, растения с мелкими листьями ставим в таз, закрываем землю клеёнкой чтобы не размыть её, и поливаем из большой лейки или пульверизатора, с листочков с шероховатой поверхностью пыль смахиваем кисточками ).

Посажу я зёрнышко в маленький горшок…(дети сидят на корточках)

Вырастет из зёрнышка тонкий стебелёк (медленно встают)

А потом листочки, а потом цветочки…(разводят руки в стороны, ладони вверх)

К солнцу потянулись, (Тянутся на носках, подняв руки вверх)

Воспитатель вызывает 3-х детей к столу. Дети надевают фартуки, берут всё необходимое для работы.

Один ребенок поливает растение, комментирует свои действия.

Как надо рыхлить землю? (рыхлить надо около стенок горшка, чтобы не повредить корни, на следующий день после поливки, не глубоко, чтобы не ранить корни растений, потому что у некоторых растений корни располагаются близко к поверхности). Ребенок рыхлит землю.

Что еще нужно для того, чтобы растения чувствовали себя хорошо и красиво выглядели? (растения надо мыть).

Как надо мыть растения с крупными листьями? (крупные листья протираем тряпочками). Показ детьми.

Как мы моем растения с мелкими листьями? (мелкие листья опрыскиваем из пульверизатора).

Как мы обрабатываем листья с шероховатой поверхностью? (пыль смахиваем кисточкой, чтобы не повредить листочки).

В: А сейчас снимайте фартуки, наводите порядок на своих рабочих местах.

Я предлагаю вам поиграть в игру "Чего не стало" (сообщаю детям правила игры) Сначала убираю один цветок (картинку), затем усложняю до 3 цветков. У вас у всех прекрасная память!

Ход игры: Дети встают в круг, воспитатель в центре, бросает мяч детям, называя слово, дети называют это же слово в ласкательной форме.

стебель-стебелек, лист-листочек, цветок-цветочек, вода-водичка, лейка-леечка, горшок-горшочек, земля -земелька, корень - корешок.

Сюрпризный момент: Воспитатель достает яркую коробочку для сюрприза с луковицами, загадывает загадку : Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает. Дети отгадывают, что в коробочке. Воспитатель предлагает в свободное время посадить лук, создать огород на подоконнике.

Итог:

О чем мы говорили на занятии? Вспомните названия растений. Из каких частей состоит растение? Какие условия необходимы растениям для роста?

Рефлексия:

А сейчас я предлагаю вам оценить самих семя, свою работу. Если вы считаете, что справились со всеми заданиями, то повесьте на дерево зелёный листочек, а если справились не со всеми заданиями, то повесьте на дерево красный листочек.

  • Прививать любовь к комнатным растениям, поливать их каждый день, протирать листочки, рыхлить земельку, убирать старые засохшие листочки.
  • Закрепить знание о комнатных растениях.
  • Вызвать интерес у детей уходу за комнатными растениями и желание самостоятельно заботиться о них.

Подготовка: стулья поставить полукругом. На столе у воспитателя предметы за уходом комнатных растений: фартучки, ведёрко с водой, влажные тряпочки, палочки для рыхления. Ход занятий: Воспитатель: Ребятишки, у нас в группе есть цветы, комнатные растения, они живут у нас в уголке природы. Мы с вами регулярно ухаживаем за нашими растениями. Как вы за ними ухаживаете? (поливаем, прыскаем, протираем). Воспитатель: Правильно, мы их поливаем, поворачиваем к свету, протираем листочки от пыли, рыхлим в них землю, опрыскиваем. А какие у цветов листья? (большие, широкие, маленькие) -Ребятишки, а давайте посмотрим на этот цветок, это — аллаказия. Какие у него листочки по величине? (большие, круглые) Правильно, широкие, большие, по форме круглые, овальные, зеленого цвета.

-А давайте ближе посмотрим на его листья, (беру в руки растения и подношу к детям). -Всё обратим внимание на его листья? Потрогайте, какие они? (гладкие, прохладные) А теперь посмотрите на свои руки, что мы увидели на них? -Правильно дети! Это пыль! А что надо сделать, что бы пыли не было?(протереть, помыть) ( Помогаю детям надеть фартучки, дети берут тряпочки) Подходим к растению, и показываю, как протирать листочки. Надо положить лис растения на руку и тряпочкой, аккуратно протирать.

Приходит в гости медведь. Мишка-медведь: Здравствуйте, ребятишки. А что это вы тут делаете? (протираем растения) Воспитатель: Ребята, а давайте Мишку научим ухаживать за цветами. Мишка ты хочешь научиться?

(Дети показывают медведю, как нужно протирать широкие листья от пыли)

Воспитатель: Ребятишки, а вот цветки у которых очень мелкие листочки их нужно опрыскивать. Найдите в уголке такие цветки.

Воспитатель: Сегодня мы с вами очень хорошо потрудились, научились протирать широколистные растения, пользоваться тряпочками, делать все это аккуратно, чтобы не поранить растение. Теперь вы самостоятельно можете протирать листики на растениях дома и заботиться о них без чьей-либо помощи. Давайте будем любить наши растения и заботиться о них.

Перспективный план наблюдения за растениями во второй младшей группе

Стенина Зоя Алексеевна

Перспективный план наблюдения за растениями во второй младшей группе

2-я младшая группа

Месяц Неделя Тема Цель

,выделяя основные признаки:
растут дома, в горшочках, за ними ухаживают люди. Эти цветы не могут жить на улице. Дать представление об одном из назначений комнатных растений: они красивые, украшают комнату.
2-я Наблюдение за поливом комнатных растений Познакомить детей со способом ухода за комнатными растениями – поливом, предметами для работы. Показать, как нужно правильно поливать растения (не поднимать высоко носик лейки, воду лить осторожно, под растение)

3-я Покажем Дюймовочке наш уголок природы Закреплять умение детей ориентироваться в групповой комнате, знать, где расположены игрушки, предметы для изодеятельности, книги и т. п.Формировать представление об уголке природы: это место, где находятся растения

,выделяя основные признаки:
растут дома, в горшочках, за ними ухаживают люди. Эти цветы не могут жить на улице. Дать представление об одном из назначении комнатных растений: они красивые, украшают комнату
Октябрь 1-я Наблюдения за комнатными растениями

Продолжать учить различать среди природных объектов растения. Закреплять знания об их строении. Учить ухаживать за комнатными растениями (правильно держать лейку, направлять струю воды, лить воду небольшой струйкой, удалять пыль с растений влажной тряпкой). Формировать интерес к комнатным растениям. Вызывать желание ухаживать за ними, любоваться ими. Формировать представление о комнатных растениях как о живых существах.

2-я Знакомство с геранью Учить среди множества растений выделять цветущие, называть и показывать части растения, находить герань

3-я Рассматривание герани её цветков, листьев Закреплять представление об отличительных свойствах герани (зелёные, душистые, круглые, пушистые листья, белые и красные цветы, учить находить её среди других растений, продолжать приучать к трудовым операциям по уходу за растениями.

4-я Наблюдение за цветущими растениями

Привлекать детей к наблюдениям за комнатными растениями, изменениями в их развитии. Закреплять знания цветов и оттенков. Развивать сенсорный опыт

Ноябрь 1-я Знакомство с фикусом Дать представление о фуксии. Учить находить фуксию среди других растений. Закреплять навыки полива. Формировать бережное, заботливое отношение к растениям

2-я Рассматривание фикуса (стебель, листья)

Знакомить с фикусом –
растением, у которого плотный ствол, как у небольшого деревца, крупные, зелёные, гладкие листья. Закреплять навыки полива растений. Продолжать воспитывать бережное отношение к ним
3-я Наблюдение за протиранием широких листьев фикуса Знакомить детей со способами ухода за комнатными растениями, инвентарем. Учить осторожно, протирать влажной тряпочкой широкие листья растений

4-я Знакомство с бальзамином Продолжать обучать детей описывать растения, отличая при этом различия и сходство между ними и наиболее характерные признаки внешнего вида. Учить описанию по плану, предположенному воспитателем. Закрепить знания детей о названиях растений.

Декабрь 1-я Мои зелёные друзья Повторить названия, уже знакомых детям, комнатные растения, их части (стебель, цветок, лист)

. Учить уметь замечать изменения в развитии знакомых комнатных
растении. Продолжать формировать интерес и любовь к растениям, желание ухаживать за ними. Продолжать учить поливать растения, правильно держать лейку, лить воду осторожно и аккуратно, протирать широкие плотные листья влажной тряпочкой, под руководством воспитателя
2-я Комнатные растения, похожие на кустик Познакомить детей, ещё с одной растительной группой — куст. Научить выделять из группы комнатных растении, похожие на куст. Продолжать учить различать растительные группы: дерево, трава, куст

3-я Поможем зелёному другу Продолжать формировать внимательное и бережное отношение к комнатным растениям, закреплять знания о строении и функциях частей растения. Формировать понятие, что растение живое: оно растет.

4-я Знакомство с китайским розаном Познакомить детей с комнатным растением китайским розаном и с его характерными признаками цветков и листьев

Январь 1-я Уход за комнатными растениями Формирование позитивного опыта взаимодействия детей с окружающим миром, умений и навыков практической экологически -ориентированной деятельности

2-я Знакомство с хлорофитумом

Знакомство с бегонией Познакомить с хлорофитумом – растением, похожим на зелёную травку

Познакомить детей с комнатным растением бегонией и с его характерными признаками цветков и листьев

3-я Знакомство с аспидистрой Познакомить детей с новым растением с большими листьями, но отличающееся от фикуса строением

4-я Мытье комнатных растений Закрепить названия растений и знания детей о них. Дать представление о функциях листьев, уточнить способ содержания листьев в чистоте. Учить протирать листья влажной тряпочкой. Поддерживать интерес к растениям и желание ухаживать за ними

Февраль 1-я Мы посадим лук Познакомить детей с тем, что новое растение можно вырастить из семян и из луковиц. Познакомить с технологией посадки лука. Рассказать о необходимости ухода за луком (полив, тепло, свет)

. Дать понятие о том, чем лук полезен. Воспитывать желание трудиться, быть полезным.

2-я Знакомство с хризантемой Познакомить детей с комнатным растением хризантемой

3-я Огород на подоконнике Наблюдения за ростом и развитием овса. Прививать желание ухаживать за растениями

4-я Знакомство с колеусом Познакомить детей с комнатным растением колеусом

Март 1-я Знакомство с гортензией Познакомить детей с комнатным растением гортензией

2-я Огород на подоконнике Наблюдения за ростом и развитием фасоли, гороха, бобов, ухода за ними. Формировать представления детей о значимости ухода для растений. Прививать элементарные трудовые навыки по уходу за ними. Желание ухаживать за растениями

3-я Труд в уголке природы Систематизировать знания о процессе посадки семян, учить принимать цель, определять предмет труда, отбирать инструменты и материалы для работы, определять последовательность трудовых действий

4-я Знакомство с фуксией Познакомить детей с комнатным растением фуксией

Апрель 1-я Знакомство с камелией Познакомить детей с комнатным растением камелией

2-я Знакомство с аукубой Познакомить детей с комнатным растением аукубой

3-я Знакомство с водяным мхом Познакомить детей с водяным мхом

4-я Наблюдение за рассаживанием цветка Познакомить детей с одним из способов размножения комнатных растений – делением куста (из одного растения – два)

. Уточнить знания о подземной части
растения
Май 1-я Знакомство со стрелолистом Познакомить детей с комнатным растением стрелолистом

2-я Знакомство с азалией Познакомить детей с комнатным растением азалией

. Учить сравнивать
растения, устанавливать сходства и различия. Уточнить условия произрастания и жизни комнатных и садовых растений
4-я Мы научились ухаживать за комнатными растениями Обобщить и закрепить знания детей о комнатных растениях, их потребностях и элементарных способах ухода за ними. Уточнить знания о строении растения и о функциональном значении его частей. Закрепить названия известных растений. Воспитывать интерес к комнатным цветам и желание за ними ухаживать в дальнейшем

Читайте также: