Компенсационное озеленение в московской области

Обновлено: 08.07.2024

Озеленение городских территорий сочетает в себе несколько важных функций. Прежде всего, это источник кислорода для загруженного и загазованного города, а также повсеместно распространенный способ украсить улицы, проспекты и дворы жилых домов. Без цветущих ароматных аллей, тенистых парков и мило оформленных пешеходных улиц город потеряет своей лицо и приобретает мрачный и скучный облик.

  • при повреждении или вырубке деревьев и кустарников,
  • при реализации плана по благоустройству территории.

Многие города России уже сейчас находятся на довольно высоком уровне по благоустройству и озеленению. Каждый кустик, деревце и клумба являются государственной собственностью и строго охраняются. За вырубку даже одного дерева обязательно последует гражданская ответственность. Виновник будет обязан заплатить штраф, выполнить работы и посадить одно или несколько деревьев.

Бутерброд

Комитеты / Экспертная оценка зеленых насаждений / Сведения об экспертах / Ответы на часто задаваемые вопросы по практике применения законодательства области в сфере охраны и использования озелененных территорий

1. Нужно ли проводить компенсационное озеленение за снос зеленых насаждений, растущих на частной территории. (например: на частной территории собственник планирует строительство магазина, жилого дома, гаража, отмежеванной территории МКД и т.д.). И получать экспертное заключение?

В соответствии со статьей 12 Закона области проведение компенсационного озеленения является обязательным во всех случаях уничтожения (вырубки, сноса) или повреждения зеленых насаждений, к которым относятся древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения, включая растительность в парках, на бульварах, в скверах, садах, цветниках и на газонах, а также отдельно стоящие деревья и кустарники.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона области "Об охране озелененных территорий Нижегородской области" компенсационное озеленение не проводится при:

1) вырубке (сносе) зеленых насаждений, производимой в соответствии с проектом реконструкции озелененной территории, утвержденным в порядке, установленном муниципальным нормативным правовым актом;

2) вырубке (сносе) аварийных деревьев, представляющих опасность для жизни и здоровья граждан;

3) вынужденной вырубке (сносе) зеленых насаждений при ликвидации аварий и последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

4) санитарных рубках и рубках ухода, проводимых в установленном порядке;

5) вырубке (сносе) зеленых насаждений, производимой на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, сельскохозяйственного использования, организации лесопитомников и питомников плодовых, ягодных, декоративных культур;

6) вырубке (сносе) зеленых насаждений, производимой на земельных участках, предоставленных для организации мест погребения, а также при содержании мест погребения.

2. В каких случаях наступает необходимость проведения экспертной оценки зеленых насаждений? (На усмотрение органа местного самоуправления? Не будет ли это являться коррупционным фактором)

Частью 1 статьи 111 Закона области "Об охране озелененных территорий Нижегородской области" предусмотрено, что экспертная оценка зеленых насаждений и экспертная оценка проектов реконструкции озелененных территорий проводятся по инициативе уполномоченного органа, органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования или собственника (владельца) земельного участка, на территории которого произрастают зеленые насаждения, подлежащие экспертной оценке.

Под инициативой в данном случае подразумевается право уполномоченного органа, органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования или собственника земельного участка начать процесс экспертной оценки зеленых насаждений (проект реконструкции) для возможного дальнейшего рассмотрения вопроса о сносе зеленых насаждений (реконструкции озелененной территории).

Таким образом, нет необходимости проводить экспертную оценку, если собственник участка (уполномоченный орган, орган местного самоуправления) не предполагает в дальнейшем вырубать данные зеленые насаждения или реконструировать территорию.

Кроме того, частью 4 статьи 111 Закона области "Об охране озелененных территорий Нижегородской области" предусмотрено, что экспертная оценка зеленых насаждений не проводится в случаях, предусмотренных пунктами 2 (вырубке (сносе) аварийных деревьев, представляющих опасность для жизни и здоровья граждан), 3ынужденной вырубке (сносе) зеленых насаждений при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера) 5 (вырубке (сносе) зеленых насаждений, производимой на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, сельскохозяйственного использования, организации лесопитомников и питомников плодовых, ягодных, декоративных культур) и 6 (вырубке (сносе) зеленых насаждений, производимой на земельных участках, предоставленных для организации мест погребения, а также при содержании мест погребения) части 2 статьи 12 указанного Закона области.

3. Являются ли целевыми (на уход за высаженными насаждениями) деньги, поступившие на счет администрации при оплате денежной составляющей натурального озеленения.

В соответствии со статьей 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

средств целевых иностранных кредитов;

добровольных взносов, пожертвований, а также средств самообложения граждан, инициативных платежей, предусмотренных статьями 56 и 56.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее соответственно - средства самообложения граждан, инициативные платежи);

расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;

расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;

отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года;

расходов бюджета, осуществляемых в случаях и в пределах поступления отдельных видов неналоговых доходов.

4. Освобождается ли от ухода за зелеными насаждениями лицо, проводившее компенсационное озеленение в натуральной форме и оплатившее денежную составляющую натурального озеленения.

Данный вопрос может быть урегулирован муниципальным правовым актом – порядком проведения компенсационного озеленения.

При этом в соответствии с Правилами проведения компенсационного озеленения и определения компенсационной стоимости зеленых насаждений в Нижегородской области и Методики расчета компенсационной стоимости при уничтожении (вырубке, сносе) и (или) повреждении зеленых насаждений и компенсационного озеленения, утвержденными постановлением Правительства Нижегородской области от 21.06.2016 N 376, при проведении компенсационного озеленения в денежной форме, стоимость ухода за зелеными насаждениями до возраста уничтоженных или поврежденных учитывается при исчислении компенсационной стоимости зеленых насаждений и объектов озеленения на территории Нижегородской области.

5. Кто определяет нормативные требования к освещенности жилых и общественных зданий и помещений? (Например, обратилась управляющая компания о сносе дерева, которое якобы создает затенение жилого помещения.)

Нормативные требования к освещенности помещений определены санитарными нормами и правилами: СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".

6. Можно ли определить в зимний период живорастущее дерево или сухое? Как в этом случае будет проводится экспертная оценка.

Если нельзя достоверно определить качество зеленого насаждения, то целесообразно считать, что оно находится в удовлетворительном состоянии и его снос влечет компенсационное озеленение. Аналогичный вопрос урегулирован постановлением Правительства Нижегородской области от 21.06.2016г. №376, согласно которому в случае невозможности определения видового состава и фактического состояния уничтоженных (вырубленных, снесенных) зеленых насаждений исчисление размера ущерба проводится по максимальной оценочной стоимости 1-й группы лиственных деревьев (особо ценные) и коэффициент поправки на текущее состояние принимается как "Ксост=1" (хорошее состояние).

7. Проводится ли экспертная оценка зеленых насаждений, расположенных на землях общего пользования (муниципальной земле), если работы по сносу и подрезке будут исполняться администрацией.

Принадлежности земельного участка к муниципальной собственности и исполнитель работ по сносу и подрезке зеленых насаждений не влияет на определение обязанности по проведению экспертной оценки и не дает оснований для ее не проведения. Случаи, когда экспертная оценка не проводится, установлены частью 4 статьи 111 Закона области "Об охране озелененных территорий Нижегородской области".

В соответствии со статьей 3 "Об охране озелененных территорий Нижегородской области" (далее - Закон области) под озелененными территориями понимаются территории различного функционального назначения, покрытые древесно-кустарниковой и (или) травянистой растительностью естественного или искусственного происхождения, включая участки, не покрытые растительностью, но являющиеся неотъемлемой составной частью данных озелененных территорий земель населенных пунктов.

В соответствии со статьей 11 Закона области в Реестр озелененных территорий общего пользования Нижегородской области включаются данные учета озелененных территорий общего пользования городов и иных населенных пунктов, являющихся административными центрами муниципальных районов, Нижегородской области.

В соответствии со статьей 12 Закона области проведение компенсационного озеленения является обязательным во всех случаях уничтожения (вырубки, сноса) или повреждения зеленых насаждений.

Кроме того, в соответствии с Правилами проведения компенсационного озеленения, утвержденными Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.06.2016 №376 сделано специальное исключение о том, что данные правила не распространяются только на городские леса.

9. Законно ли обязывать заявителя произвести снос и компенсацию зеленых насаждений, которые растут на землях общего пользования? Например, планируется строительство частного дома, в 3 метрах от границы земельного участка (на земле общего пользования) растут деревья. Заявитель просит их снести, в связи со строительством нового дома или какого-либо объекта.

В соответствии со статьей 12 Закона области проведение компенсационного озеленения является обязательным во всех случаях уничтожения (вырубки, сноса) или повреждения зеленых насаждений, входящих в состав зеленого фонда.

В соответствии с Правилами проведения компенсационного озеленения уничтожение (вырубка, снос) и (или) повреждение зеленых насаждений производятся в соответствии с настоящими Правилами после получения заинтересованным лицом разрешения на вырубку (снос) зеленых насаждений, выдаваемого в порядке, установленном органами местного самоуправления, при представлении пакета документов, установленного п.2.7 Правил проведения компенсационного озеленения, утвержденных Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.06.2016 №376.

10. Нужно ли разрешение для подрезки зеленых насаждений?

В соответствии со статьей 12 Закона области содержится исчерпывающий перечень случаев, когда компенсационное озеленение не проводится, в частности при санитарных рубках и рубках ухода, проводимых в установленном порядке.

Отмечаем, что в соответствии с Законом области под санитарной рубкой понимается вырубка (снос) больных зеленых насаждений (их частей), не подлежащих лечению и оздоровлению.

Под рубкой ухода понимается вырубка (снос) зеленых насаждений с целью прореживания озелененных территорий от неперспективного самосева, кронирование (обрезка) с целью формирования эстетического вида крон отдельных деревьев и кустарников;

Таким образом, компенсационное озеленение при обрезке с целью формирования эстетического вида крон отдельных деревьев и кустарников не проводится.

Вопрос выдачи разрешения в данном случае может быть урегулирован муниципальным нормативным правовым актом, поскольку в соответствии с п 8 ст. 11.1 Закона области, при осуществлении санитарных рубок, разрешение на это также выдается органом местного самоуправления.

11. Необходимо ли проведение экспертной оценки зеленых насаждений и компенсационного озеленения за снос зеленых насаждений на частной территории (например, при строительстве магазина, или на земельном участке, входящем в состав общего имущества многоквартирного дома)?

Частью 4 статьи 111 Закона области "Об охране озелененных территорий Нижегородской области" предусмотрено, что экспертная оценка зеленых насаждений не проводится в случаях, предусмотренных пунктами 2 (вырубке (сносе) аварийных деревьев, представляющих опасность для жизни и здоровья граждан), 3ынужденной вырубке (сносе) зеленых насаждений при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера) 5 (вырубке (сносе) зеленых насаждений, производимой на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, сельскохозяйственного использования, организации лесопитомников и питомников плодовых, ягодных, декоративных культур) и 6 (вырубке (сносе) зеленых насаждений, производимой на земельных участках, предоставленных для организации мест погребения, а также при содержании мест погребения) части 2 статьи 12 указанного Закона области.

В соответствии со статьей 12 Закона области проведение компенсационного озеленения является обязательным во всех случаях уничтожения (вырубки, сноса) или повреждения зеленых насаждений.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона области "Об охране озелененных территорий Нижегородской области" компенсационное озеленение не проводится при:

1) вырубке (сносе) зеленых насаждений, производимой в соответствии с проектом реконструкции озелененной территории, утвержденным в порядке, установленном муниципальным нормативным правовым актом;

2) вырубке (сносе) аварийных деревьев, представляющих опасность для жизни и здоровья граждан;

3) вынужденной вырубке (сносе) зеленых насаждений при ликвидации аварий и последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

4) санитарных рубках и рубках ухода, проводимых в установленном порядке;

5) вырубке (сносе) зеленых насаждений, производимой на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, сельскохозяйственного использования, организации лесопитомников и питомников плодовых, ягодных, декоративных культур;

6) вырубке (сносе) зеленых насаждений, производимой на земельных участках, предоставленных для организации мест погребения, а также при содержании мест погребения.

При этом следует отметить, что в соответствии с Правилами проведения компенсационного озеленения и определения компенсационной стоимости зеленых насаждений в Нижегородской области, утвержденными постановлением Правительства области от 21 июня 2016 г. № 376, данные Правила обязательны для исполнения всеми организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.

12. Разъясните порядок оформления сноса деревьев, находящихся в удовлетворительном состоянии и произрастающих на территории общего пользования.

В соответствии со статьей 12 Закона Нижегородской области от 7 сентября 2007 года № 110-З "Об охране озелененных территорий Нижегородской области" проведение компенсационного озеленения является обязательным во всех случаях уничтожения (вырубки, сноса) или повреждения зеленых насаждений, за исключением случаев, установленных в части 2 указанной статьи Закона, а именно при:

1) вырубке (сносе) зеленых насаждений, производимой в соответствии с проектом реконструкции озелененной территории, утвержденным в порядке, установленном муниципальным нормативным правовым актом;

2) вырубке (сносе) аварийных деревьев, представляющих опасность для жизни и здоровья граждан;

3) вынужденной вырубке (сносе) зеленых насаждений при ликвидации аварий и последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

4) санитарных рубках и рубках ухода, проводимых в установленном порядке;

5) вырубке (сносе) зеленых насаждений, производимой на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, сельскохозяйственного использования, организации лесопитомников и питомников плодовых, ягодных, декоративных культур;

6) вырубке (сносе) зеленых насаждений, производимой на земельных участках, предоставленных для организации мест погребения, а также при содержании мест погребения.

Таким образом, вопрос о сносе зеленых насаждений, "находящихся в удовлетворительном состоянии", не подпадает под вышеуказанные исключительные основания для вырубки (сноса) без проведения компенсационного озеленения.

Для того, чтобы снести зеленое насаждение, заявитель обращается к лицу, имеющему опыт работы в сфере охраны и использования зеленых насаждений не менее 3 лет и высшее образование по одному из следующих направлений (специальностей) обучения: ландшафтная архитектура, архитектура, лесное дело, лесное и лесопарковое хозяйство, биология, садово-парковое и ландшафтное строительство, экология и природопользование, география, почвоведение, агрономия, агроном-эколог, инженер-эколог (эксперт).

Список экспертов, к которым можно обратиться за экспертной оценкой зеленых насаждений, также находится на официальном сайте Законодательного Собрания в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", но носит исключительно ознакомительный характер, поскольку не является обязательным к использованию. Заявитель может обратиться и к иному лицу, сведения о котором отсутствуют на сайте Законодательного Собрания, но которое соответствует требованиям об опыте работы и образовании (направлении специальности).

После проведения экспертной оценки, эксперт составляет экспертное заключение об экспертной оценке зеленых насаждений, которое размещается на официальном сайте Законодательного Собрания в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Экспертная оценка зеленых насаждений".

По истечении 10 рабочих дней со дня опубликования экспертного заключения на официальном сайте Законодательного Собрания Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" эксперт направляет экспертное заключение в орган местного самоуправления поселения или городского округа, на территории которого произрастают зеленые насаждения, подлежащие экспертной оценке, и инициатору экспертной оценки.

На основании экспертного заключения орган местного самоуправления принимает решение (выдает разрешение) о вырубке (сносе) зеленых насаждений.

Вопросы компенсационного озеленения также решатся органом местного самоуправления на основании Правил проведения компенсационного озеленения и определения компенсационной стоимости зеленых насаждений в Нижегородской области, утвержденными постановлением Правительства области от 21 июня 2016 г. № 376, а также соответствующего муниципального правового акта.

Можно ли посадкой деревьев компенсировать вырубку зеленой зоны?

Анализ на примере опыта мониторинга и анализа нормативной базы в Московской области.


Прежде всего, обратим внимание на постановку вопросу — посадка деревьев взамен уничтоженной зеленой зоны.

1. Важно не количество деревьев, а занимаемая зелеными насаждениями площадь.

Количество деревьев и кустарников, их видовой состав и расположение подбираются, исходя из климатической зоны, особенностей ландшафта и целевого назначения территории — проще говоря, сколько елей или кленов должно расти на том или ином газоне или лужайке перед домом, зависит только от того, какова площадь этой территории и, следовательно, сколько деревьев и кустарников на ней могут разместить без вреда друг для друга и экологии города в целом.

2. Загущение посадок не приносит пользы — наоборот, оно вредит городу.

Следовательно, когда на тот же участок почвы высаживаются, вдобавок к существующим, новые деревья — голодать и недополучать питательных веществ начинают и те, и другие, что приводит к ослаблению организмов растений, а вместе с этим — к увеличению у них количества болезней, и, в конечном счете, снижение экологической эффективности, преждевременное старение и гибель. Все это происходит, когда имитацию компенсационного озеленения производят без компенсации площади уничтоженной зеленой зоны.

3. На самом деле, важна не только площадь, но и объем биомассы, причем только той биомассы растений, которая участвует в фотосинтезе.

Основное полезное действие, о котором говорят про деревья в городе — производство кислорода и поглощение углекислого газа — это своего рода побочный эффект фотосинтеза, процесса, при котором растения поглощают углекислый газ из атмосферы для создания собственных новых клеток (это называется депонированием атмосферного углерода) [2]. Как заложено уже в названии, основное условие фотосинтеза — свет. В темноте растения фотосинтезировать не могут — при этом, и ночью и днем, растения дышат также, как и все живые существа, поглощая кислород из атмосферы. При дыхании органические соединения распадаются на простые составляющие — воду и углекислый газ — а выделяющаяся при этом энергия используется для обеспечения жизнедеятельности организма. То есть, деревья, кустарники и все прочие растения не только производят, но и потребляют кислород, и не только поглощают, но и выбрасывают в атмосферу (через устьица в листве и клетки молодых корней) углекислый газ.

При загущенных посадках растения естественно, затеняют друг друга — то есть, та часть листвы и травяного покрова, которая окажется лишена света из-за уплотнения посадок в зеленой зоне, в любом случае перестанет производить кислород.

4. Загущение посадок влечет гибель растений.

По описанной выше причине часто можно видеть, например, как у деревьев засыхают нижние ветви: растение тянется к свету и сбрасывает с себя лишние ветви там, где от них уже нет пользы. В лесу можно видеть, что молодые всходы деревьев растут очень плотно — иногда почти сплошным ковром. Невольно возникает вопрос: а как же они смогут расти на таком расстоянии друг от друга? Ответ очевиден: здесь также работает естественный отбор и выживание наиболее приспособленных. Эти крохотные деревца улавливают те небольшие порции света, которые проникают через просветы в кронах взрослых деревьев, и растут, на самом деле, в довольно суровых условиях. Те, что оказываются слабее, погибают, разлагаются и питают собой более здоровые и сильные деревья.

Нормальная плотность полога деревьев зависит исключительно от того, сколько их может прокормить почва и атмосфера. Если деревьев становится слишком много — часть отмирает в борьбе за питание, и зеленый массив таким образом прореживает сам себя. Если деревьев пока еще слишком мало — свободное место занимает молодое поколение. В конечном счете, зеленый массив приходит к той оптимальной точке равновесия между количеством деревьев и их способностью прокормить себя (таким образом действует на практике принцип Ле Шателье — Брауна, согласно которому внешнее воздействие, выводящее систему из равновесия, стимулирует в ней процессы, стремящиеся ослабить результаты этого воздействия).

5. В отношении городских зеленых зон нельзя полагаться только на способность природной среды приходить в равновесие, ведь воздействие человека слишком велико.

6. Из приведенной выше информации можно вывести три основных фактора, из-за которых компенсационное озеленение оказывается фиктивным.



Безусловно, при хорошей приживаемости через 10, 20 или 50 лет — если, конечно, не произойдет очередная застройка или благоустройство — город и отдельный микрорайон получит обратно тот объем биомассы, который потерял в результате вырубки крупных деревьев. Но это означает, что несколько поколений людей вырастет без такого экологического обеспечения и заплатит собственным здоровьем (аллергическими, легочными, неврологическими, сердечно-сосудистыми и другими заболеваниями [2]) за некорректный подход к озеленению и компенсации вырубки.


7. Насколько реально компенсационное озеленение и как сделать его таковым?

Даже применяющаяся в других странах методика пересадки деревьев возрастом 12 и более лет не гарантирует столь же быстрого восстановления экосистем, не говоря о том, что в условиях непрофессионализма и коррупции городского зеленого хозяйства, наблюдаемых, в частности, в Московской области, техническую возможность пересадки крупных деревьев рассматривать не приходится.

Данная ситуация стала возможной вследствие бездействия контролирующих органов и неприменения как норм федерального законодательства о полной компенсации вреда окружающей среде, так и местных нормативных актов о компенсации уничтоженной площади зеленых насаждений.

Таким образом, уничтожение городских зеленых насаждений может быть только крайней мерой в ведении градостроительной и иной хозяйственной деятельности; в качестве оправдания вырубки в ситуации, когда ее можно было не допускать, компенсационное озеленение использоваться категорически не может.

Хотя компенсационное озеленение, по существу, является профанацией и введением граждан в заблуждение, новые посадки, новое озеленение, безусловно, необходимы, как мера обеспечения экологической безопасности граждан и приведения природного каркаса городов в соответствие с биологической и законодательной нормой.


Повышению эффективности нового озеленения в Московской области будут способствовать следующие меры:

1) проведение таких работ строго в соответствие с нормативной документацией— то есть, по проекту — и с осуществлением общественного контроля на всех этапах.

3) приведение законодательной базы в Московской области на региональном и местном уровне в соответствие с приоритетом сохранения городских зеленых насаждений— в частности, отмена принятых в муниципальных образованиях по указанию Правительства Московской области регламентов по выдаче разрешений на вырубку, принимающих в качестве основания для вырубки желание разметить некапитальный объект благоустройства или торговли.

4) одной из причин, по которой данные о приживаемости зеленых насаждений в официальных отчетах оказываются завышены, является тот факт, что нормативное определение приживаемости растений (которое, как уже говорилось, тоже не выполняется) составляет не более года, в то время как биологически эти сроки гораздо больше: наиболее быстро приживаются кустарниковые растения; срок их полной приживаемости длится 2—3 года. Срок полной приживаемости 6—11-летних деревьев-саженцев продолжается 3—4 года. У крупномерных деревьев н кустарников срок приживаемости более растянут и продолжается 5-6 лет [7].

Следовательно, добросовестные работы по посадке деревьев должны предусматривать контроль, тщательный уход и возможность замены более, чем в течение одного года, и пропорционально должен быть увеличен мониторинг приживаемости.

Хотя целесообразно законодательно укрепить обязательность таких расчетов при получении разрешения на строительство, фактически, такие нормы уже имеются, а их неприменение порождает вопросы к качеству работы и уровню коррупции как в прокуратуре, так и в правительстве Московской области.

7) проведении обязательной (но не осуществляемой на практике)инвентаризации зеленых насаждений в городах с обязательным ведением паспортов зеленых насаждений. Затруднительно при финансировании зеленого хозяйства по остаточному признаку, длящемся отсутствии профессиональных кадров и коррупции в сфере ЖКХ.


Член Общественной палаты Московской области, комиссия по экологии
Дмитриев Алексей Владимирович

Использованная литература:

1. Здоровье жителей и экологическая обстановка Московского мегаполиса / д-р биол. наук, проф., член-корр. РАН Яблоков А.В., 2012 г.

2. Казанцева М. Н., Соловьева А. А. Экологические последствия радикальной обрезки крон

7. Л.Н. Козлова, О.А. Руденко — СТРОИТЕЛЬСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ОБЪЕКТОВ В ЛАНДШАФТНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ: Лабораторный практикум для студентов специальности 250203 Садово-парковое и ландшафтное строительство очной и заочной форм обучения / — Красноярск: СибГТУ, 2010 — Рецензенты канд. биол. наук Тарасова В.В. (Институт леса им. В.Н. Сукачева СО РАН); канд. биол. наук, доцент Ковылина О.П. (научно-методический совет СибГТУ)

8. А.В. Погорелов, Д.А. Липилин, Зеленые насаждения города Краснодара. Оценка и многолетние изменения / Вестник ПНИПУ. Прикладная экология. Урбанистика. 2017. No 3

9. Теодоронский B. C. О методах обследования зеленых насаждений на объектах озеленения Москвы / Лесной вестник, 2000 г.

10. Прокопьев Е. П., Рыбина Т. А., Амельченко В. П., Мерзлякова И.Е., Современное состояние флоры и растительности Университетской рощи и возможные пути ее реконструкции в будущем / Вестник Томского государственного университета. Биология, 2009 г.

Читайте также: