Когда клубней недостаточно ценные сорта можно размножать

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Способность размножаться — важное свойство всех живых организмов. В определенную пору жизни размножается каждое растение.

Вегетативное размножение — это увеличение числа особей растений в результате их развития из корней, стеблей, листьев. Вегетативное размножение широко распространено у дикорастущих растений.

Многие растения размножаются подземными побегами. В клетках подземных побегов на зиму откладывается запас питательных веществ: в клубнях скапливаются запасы крахмала, в луковицах и корневищах откладывается много сахара. Весной из почек подземных побегов вырастают надземные побеги. Многие из таких надземных побегов отделяются от материнского растения и становятся самостоятельными растениями.

Сорное растение пырей размножается корневищами.

Избавиться очень трудно от пырея. Его крепкие корневища пронизывают почву, переплетаясь с корнями культурных растений, что очень затрудняет прополку. Через несколько дней после прополки на грядке появляются новые побеги из почек, находившихся на кусочках корневищ. Чтобы уничтожить пырей, нужно тщательно выбрать из почвы все его корневища.

Некоторые растения размножаются луковицами. Одна луковица чеснока, тюльпана или нарцисса может образовать несколько маленьких луковичек-деток.

Растения часто размножаются надземными побегами, например лесная земляника. От одного материнского растения летом отрастает несколько ползучих побегов — усов, в узлах которых развиваются вертикальные побеги и придаточные корни.

'Тополь и ива могут размножаться укоренением надземных побегов.

Сломит ветер небольшую веточку, унесет на влажную почву да еще прижмет ее чем-нибудь к земле — и вскоре она уже укоренилась, начало расти деревце.

Известно много способов вегетативного размножения культурных растений. Вот главные из них: размножение черенками, отводками, клубнями, луковицами и делением корневищ.

Размножение черенками широко используют в садоводстве и цветоводстве.

Черенки могут быть стеблевыми, листовыми, корневыми. Стеблевыми черенками (побегами) размножают мно гие комнатные растения: традесканцию, бегонию, розы, герань, бальзамин.

Стеблевыми черенками размножают смородину, тополь, иву и некоторые другие деревья и кустарники. Для этого весной, до распускания почек, однолетние одревесневшие черенки длиной 25-30 см сажают в хорошо подготовленную почву. К осени на черенках вырастут придаточные корни. Тогда черенки выкапывают и сажают на постоянное место. Стеблевыми черенками размножают также многолетние флоксы и некоторые другие декоративные растения.

Отводками растения размножают по-разному. Проще всего изогнуть весной молодой побег так, чтобы его средняя часть касалась земли, а верхушка была направлена вверх. На нижней части побега под почкой надо надрезать кору; в месте надреза пришпилить побег к почве и окучить влажной землей, верхушку побега подвязать к палке, воткнутой в землю. К осени в месте надреза образуются придаточные корни.

Тогда побег надо отрезать от куста и посадить на постоянное место. Отводками размножают смородину, крыжовник и другие растения.

Размножают растения клубнями.

Весной посадят в почву клубни картофеля, а осенью с каждого растения, выросшего из клубня, собирают десятки новых клубней. Обычно для посадки отбирают цельные клубни среднего размера массой около 80 г. Когда клубней недостаточно, ценные сорта картофеля можно размножать глазками-почками, ростками и верхушками — это тоже вегетативное размножение побегами . При размножении картофеля глазками надо вырезать почки с небольшими кусочками мякоти клубня и высадить в ящик с плодородной почвой или в парник. Из посаженных почек разовьются ростки, в нижних частях которых отрастут придаточные корни. Полученную рассаду можно высаживать в поле.

Для размножения ростками клубни сначала проращивают на свету. Образовавшиеся ростки обламывают. Длинные разрезают на несколько частей — черенков — так, чтобы на каждом из них была почка, а затем высаживают в ящики или парники. Когда черенки укоренятся, их пересаживают на постоянное место. Иногда картофель размножают верхушками, то есть верхними частями клубней, где расположены почки.

Плодовые деревья обычно размножают прививкой.

Для этого почку-глазок или черенок культурного растения сращивают со стеблем дичка. Делается это для того, чтобы использовать корневую систему дичка, обладающую большей мощностью, неприхотливостью к почве, морозостойкостью и другими качествами, которых нет у прививаемого культурного растения. Дичок — молодое растение, выращенное из семени плодового дерева. Глазок или черенок культурного растения, взятого для прививки, называют привоем, а дичок, к которому прививают,— подвоем.

Для прививки почкой с культурного плодового дерева срезают однолетний побег. С него удаляют листовые пластинки, оставляя только черешки. У основания стволика дичка-подвоя острым ножом делают надрез коры в виде буквы Т. Поворачивая лезвие ножа в надрезе, отделяют кору дичка ст древесины. Затем с побега культурного сорта срезают хорошо развившуюся почку с тонким слоем древесины длиной 2—2,5 см и вставляют ее под кору дичка в надрез. Место прививки туго обвязывают мочалом, так чтобы сама почка оставалась свободной от обвязки.

Если прививка сделана правильно, через 2—3 недели подвой срастается с привоем. Весной следующего года из привитой почки развивается побег. После этого стебель дичка надо срезать выше места прививки. Пройдут 2—3 года, и привитый побег превратится в деревце культурного сорта, которое можно посадить в саду.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формирование представлений о способах вегетативного размножения покрытосеменных растений.

Задачи:

  • показать особенности вегетативного размножения и его значение в природе жизни человека;
  • научить применять полученные знания по осуществлению вегетативного размножения комнатных растений на практике;
  • содействовать формированию навыков работы в группах, развитие коммуникативных качеств; формированию бережного отношения к природе.

Планируемые результаты:

  • предметные: знание основных способов вегетативного размножения; понимание и осознанное применение терминов: черенок, отпрыск, отводок, прививка, привой, подвой, культура тканей.
  • метапредметные: умение работать в группах, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов; работать с разными источниками информации; контролировать и оценивать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей.
  • личностные: наличие любознательности, познавательной активности на основе интереса к изучению жизнедеятельности организмов.

Оборудование: раздаточный материал для групп, презентация, компьютер, мультимедийный проектор, комнатные растения, горшочки с землей, ножницы, сосуд с водой.

Ход урока

I. Актуализация знаний

Ребята, вот уже несколько уроков мы с вами занимаемся изучением биологических явлений и сегодняшний урок – не исключение. Каждую секунду гибнет от старости, болезней и хищников большое количество живых существ: растений, животных и микроорганизмов. И только благодаря этому свойству жизнь на Земле не прекращается.

Учитель: Ребята, о каком процессе пойдет речь? (Ответ: размножение)

–Что такое размножение?

– Какие способы размножения вы знаете?

– Что характерно для полового размножения?

– На прошлом уроке вы с вами узнали, что растения могут размножаться с помощью семян. - Как называется такой способ размножения? (ответы детей)

Могут ли растения производить потомство без помощи семян?

– Как мы в основном размножаем цветковые растения, например, комнатные?

– Как называется этот способ размножения? (вегетативное размножение)

Значит, получается, растения размножаются не только семенами. Исходя из всего вышесказанного, мы попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

II. Изучение нового материала

Открываем тетради, записываем число и тему урока.

– Какие растения являются Покрытосеменными? Как ещё их называют и почему? (покрытосеменные, семя защищено плодом)

– Давайте вспомним строение растения и подумаем, какие части растения участвуют в половом размножении, а какие – в бесполом (ответы детей).

– На какие две группы можно разделить все органы цветковых растений? (вегетативные и генеративные)

– Что относят к вегетативным (стебель, корень, лист), а что к генеративным органам (цветок)?

Вегетативное размножение – это воспроизведение растений из вегетативных частей тела: корня и побега. (Запись в тетрадь)

Как вы думаете, какова цель нашего урока, что мы должны сегодня узнать?

Формулировка цели урока

Изучить способы вегетативного размножения.

Девиз нашей дальнейшей работы – помогая другим, учимся сами.

Поэтому нашу работу мы будем проводить в группах. Каждая группа получает вопросы. В течение 10 мин вы готовите ответы, обмениваетесь ответами внутри группы. После этого каждая группа представляет отчет. Учащиеся сами выбирают того ученика, кто

будет выступать от группы, а остальные ученики с других групп, могут вопросы задавать

по этой теме. В каждой группе есть консультант, который оценивает работу, выставляет баллы за каждый вид работы.

Задание для 1 группы

1. Прочитать § 25

2. Изучить способы вегетативного размножения и заполнить таблицу

Органы растения Способы вегетативного размножения Примеры растений
Корень Корневые черенки Одуванчик, малина
Корневые отпрыски Тополь вишня
Видоизмененные подземные побеги Корневище Пырей одуванчик
Клубень Картофель
Луковица Лук, тюльпан

3. Продолжить заполнение таблицы во время обсуждения.

Задание для 2 группы.

1. Прочитать § 25

2. Изучить способы вегетативного размножения и заполнить таблицу.

Органы растения Способы вегетативного размножения Примеры растений
Надземные побеги Стеблевые черенки Смородина, ива
Отводки Крыжовник
Усы Земляника, хлорофитум

3. Продолжить заполнение таблицы во время обсуждения.

Задание для 3 группы.

1. Прочитать § 25

2. Изучить способы вегетативного размножения и заполнить таблицу.

Органы растения Способы вегетативного размножения Примеры растений
Лист Листовые черенки Узамбарская фиалка,
Часть листа Сансевьера

3. Продолжить заполнение таблицы во время обсуждения.

Отчет первой группы.

Размножение корнями.

Если корни толстые, то их необходимо разрезать на кусочки от 5 до 7 см в длину. Верх отрезать горизонтально ровно, а низ наискосок. Воткнуть в землю черенки таким образом, чтобы субстрат их плотно охватил. Затем накрыть корешок субстратом примерно на 1 см и полить. Как только покажутся первые листочки, растение можно пересаживать в сад.

Если же корни тонкие, то поступают следующим образом. От материнского растения отрезают корни и нарезают их кусочками по 7-10 см. Посуду для рассады наполняют субстратом и укладывают черенки с шагом 3-5 см. Черенки прикрывают субстратом слоем в 1см и поливают”.

Корневые отпрыски-побеги, выросшие из почек, образующихся на корнях.

Видоизмененные подземные побеги это корневище, луковица, клубень.

Условия существования побегов, расположенных под землей, сильно отличаются от наземной среды. Поэтому у них появились другие важные функции, такие как способность, переносить неблагоприятный период жизни, отложение питательных веществ в запас, возможность вегетативного размножения.

Корневище – внешне напоминает корень, но у него имеются верхушечная и пазушная почки, а также пленчатые чешуйки – видоизмененные листья. Если кусочек корневища с почкой и придаточными корнями посадить в почву, разовьется новое самостоятельное растение. Размножаются крапива, пырей, ирис, мята.

Клубень – видоизмененный подземный побег, у которого на первый план выступает запасающая функция. Когда клубней недостаточно, ценные сорта можно размножить частями клубня, глазками-почками, ростками и верхушками клубней.

Луковица – это специализированный подземный укороченный побег. Одна луковица может образовывать несколько луковичек-деток. Попадая в почву, каждая дает начало новому растению.

Отчет второй группы

Стеблевыми черенками размножают смородину, тополь, вербу и некоторые другие деревья, и кустарники. Однолетние одревесневшие черенки длиной 25–30 см весной, до распускания почек, сажают в хорошо подготовленную почву. На черенке должно быть не менее 5 почек или листьев. Поместить черенок можно в воду или сразу в землю под углом 45. К осени на черенках образуются придаточные корни. Тогда черенки выкапывают и сажают на постоянное место. Стеблевыми черенками размножают также многолетние флоксы, георгины и комнатные растения (фикус, бегонию, традесканцию).

Отводками растения размножают по-разному. Проще всего наклонить весной к земле молодой побег, чтобы он своей серединой касался земли. На нижней части побега под почкой надрезать кору. В месте надреза пришпилить побег к почве и окучить влажной землей. Конец подвязать к палке, воткнутой в землю. К осени в месте надреза образуются придаточные корни. Тогда побег надо отрезать от куста и посадить на постоянное место.

Отводками размножают смородину, крыжовник и другие растения.

Лесная земляника размножается усами.От одного материнского растения летом отрастает несколько ползучих побегов –усов. В узлах таких стеблей образуются корни и придаточные почки, из которых развиваются молодые растения. Они быстро укореняются и весной после сгнивания уса-побега начинают самостоятельную жизнь.

Отчет третьей группы

Размножение листом

Существует три способа размножения листьями: размножение целым листом с черешком, размножение частью листа и размножение целым листом.

Размножение частью листа проводят таких растений, как бегония королевская, бегония Мэсона, сансевьера. Нужно разрезать листья сансевьеры на кусочки примерно по 5 см длиной, листья бегонии – 4 см. Сажают нарезанные листья в рыхлый субстрат из смеси торфа и листовой земли или же в теплый и влажный песок. Лист не должен падать плашмя на почву, поэтому под него подкладывают опору. Через некоторое время листья дают корни и образуется молодое растение. Для этого необходимо создать нужные условия – высокую температуру воздуха (+30–35°С) и очень аккуратный полив.

Размножение целым листом и черешкомхарактерно для таких растений, как сенполии, глоксинии и для некоторых видов бегонии. Для размножения целым листом с черешком необходимо взять целый, здоровый лист у самого основания растения. В зависимости от того, в чем Вы будете укоренять лист, оставляйте нужную длину черешка.

Например, при укоренении сенполии в воде, нужно оставить черешок длинной 3-4 см.

Если же укоренять в земле, то оставить нужно лишь 1см черешка и не более. Срезать нужно строго поперек острым ножом. После чего поместите черешок в заранее подготовленное углубление в почве, таким образом, чтобы к стенке горшка была обращена нижняя часть листа. Сам лист должен возвышаться над почвой и не касаться её.

Рассказ учителя

Размножение прививкой. По ходу рассказа учителя учащиеся работают со словарём (записывают термины: прививка, привой, подвой, дичок)

Прививка – приживление части одного растения на другое.

Прививкой размножают растения, у которых затруднено образование придаточных корней (яблоня, груша, цитрусовые).

а) почкой прививка проводится летом;

б) черенком прививка проводится весной.

Привой – глазок или черенок культурного растения, который прививают.

Подвой – растение, к которому прививают.

Дичок – молодое растение, выращенное из семени плодового дерева.

Прививка черенком – производят весной, пока не тронулись в рост почки. Срезанный с культурного растения черенок соединяют со стеблевой частью подвоя. Чтобы прививка была удачной, нужно прижать камбий привоя к камбию подвоя. Место прививки туго обвязывают мочалом или лентой из полиэтиленовой пленки, а срез пенька замазывают варом. Если прививка сделана правильно, произойдет срастание подвоя с привоем и почки привоя начнут распускаться.

Прививка почкой – во второй половине лета с культурного плодового дерева срезают однолетний побег. С него удаляют листовые пластинки, оставляя только черешки. У основания стволика дичка-подвоя острым ножом делают надрез коры в виде буквы Т. Поворачивая лезвие ножа в надрезе, отделяют кору дичка от древесины. Затем с побега культурного сорта срезают хорошо развившуюся почку с тонким слоем древесины длиной 2–2,5 см и вставляют ее под кору дичка в надрез. Место прививки туго обвязывают, так, чтобы сама почка оставалась свободной от обвязки.
Если прививка сделана правильно, через 2–3 недели подвой срастется с привоем, а весной следующего года из привитой почки разовьется побег. После этого стебель надо срезать выше места прививки. Через 2–3 года побег превратится в деревце культурного сорта, которое можно посадить в саду.

Значение вегетативного размножения. (записать в тетрадь)

  1. Растения быстро расселяются на новые территории.
  2. Некоторые растения не образуют семян
  3. Сохраняются все признаки материнского растения.
  4. Растения, появившиеся путем вегетативного размножения, могут раньше перейти к плодоношению

III. Закрепление знаний

Ребята! Мы сегодня узнали много нового о бесполом размножении растений. Я хочу предложить вам опытным путём решить следующую задачу.

Представим себе, что мы получили задание озеленить рекреации школы, но нам было выделено только по одному виду комнатных растений. Как нам успешно выполнить это задание и получить большое количество новых растений?

  • хлорофитум (усы)
  • фиалка (листовой черенок)
  • герань (стеблевой черенок)

Инструктаж по технике безопасности перед выполнением практической работы.

Каждая команда получает одно растение. Используя необходимое оборудование, инструктивные карточки ребята выполняют работу и называют способ размножения, который они использовали. (Приложение)

Выводы: Сегодня на уроке мы изучили способы вегетативного размножения цветковых растений и научились применять полученные знания на практике. Знание способов вегетативного размножения растений имеет большое значение в комнатном цветоводстве. Это позволит нам украсить свой дом, класс, школу разнообразными комнатными растениями, создать уют и улучшить экологическую обстановку

IV. Подведение итогов урока

– Подсчитаем количество баллов (проверка проводится по эталонам в презентации, консультанты выставляют баллы). Поставить оценки.

– Понравился ли вам сегодняшний урок? Что нового для себя вы узнали на сегодняшнем уроке? Какие растения вам хотелось бы размножить вегетативным способом?

+

3 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 3

+

Частями клубня и семенами

+

Ответ

+

1) Роль велика для человека. Природа никогда не может угодить всем потребностям человека, и поэтому люди при как могут. Мы выращиваем более крупные овощи, более сладкие фрукты.
2) Нет, нельзя, так как эволтция сама по себе процесс естественный, и не может никем контролироваться.

Цель: сформировать умение размножать растения с помощью вегетативных органов.

1. Черенкование стеблей.

1. Внимательно рассмотрите побеги растений: традесканции, колеуса, бегонии.

2. Разрежьте побег на черенки с 2-3 листьями (узлами) на каждом. (Поскольку придаточные корни появляются раньше всего около узлов нижний срез нужно делать под узлом). Удалите нижний лист.

3. Поставьте черенки в воду так, чтобы 2/3 стебля были над водой.

t1605806873aa.jpg
t1605806873ab.jpg

2. Черенкование листьев.

1.Срежьте у сенполиии, сансевьеры листовую пластинку вместе с черешком и поставьте в воду (неглубоко).

2. Разрежьте длинный лист сансевьеры на листовые черенки длиной 5-7 сантиметров каждый.

3. Поставьте их в воду. При этом не спутайте верх и низ черенков.

3. Вставьте пропущенные слова: ФОТО – ПОДСКАЗКИ:

t1605806873ac.jpg
t1605806873ad.jpg
t1605806873ae.jpg
t1605806873af.jpg
t1605806873ag.jpg
t1605806873ah.jpg
t1605806873ai.jpg
t1605806873aj.jpg

1. …………………. — это отрезок любого вегетативного органа.

2. ……………….. черенками (отрезок побега с несколькими почками) размножают многие деревья и кустарники (тополь, иву, смородину, розы), а также многолетние декоративные (флоксы) и комнатные растения (бальзамин, колеус, пеларгонию и др.).

3. ………………. черенками размножают садовую малину, шиповник, некоторые сорта яблонь и декоративных растений.

4. У таких растений как осина, рябина, тополь, сирень, вишня, малина, осот, иван-чай из придаточных почек на корнях вырастают побеги — ……………… отпрыски .

5. Некоторые виды комнатных растений — бегонию-рекс, сансевьеру, сенполию (узамбарскую фиалку) размножают …………………… черенками .

6. Смородину, крыжовник, калину, яблони можно размножать …………………….. , т. е. пригнуть весной молодой побег так, чтобы его средняя часть касалась земли, а верхушка была направлена вверх. На нижней части побега под почкой надо надрезать кору, в месте надреза пришпилить побег к почве и окучить влажной землёй, верхушку побега подвязать к воткнутой в землю палке.

7. Летом от материнского растения земляники отрастает несколько ползучих побегов — …………….. , в узлах которых развиваются маленькие растеньица с листьями и корешками. Так же размножаются клюква, живучка, луговой чай и др.

8. …………………………. размножаются такие сорняки, как пырей, сныть, тысячелистник, подмаренник и многие ценные декоративные растения: ирисы, нивяник, ландыши, астры многолетние. Они быстро расселяются и размножаются, заполняя весь пахотный слой. Через несколько дней после прополки появляются новые побеги из почек, находившихся на оставшихся в почве кусочках.

9. …………………… размножают картофель, топинамбур. Когда клубней недостаточно, можно размножать ценные сорта частями клубня, глазками-почками, ростками и верхушками клубней — это тоже вегетативное размножение побегами.
10. ………………. размножают лук, тюльпаны, нарциссы, лилии.

Читайте также: