Какой опыт показывает что наземные растения на свету поглощают

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024


Из урока вы узнаете, что зелёное растение, используя энергию солнечных лучей, само создаёт органические вещества (в первую очередь сахар) из неорганических (углекислого газа и воды), выделяя при этом кислород. В данном уроке приводится понятие о фотосинтезе.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Фотосинтез"

Для нормального роста и развития растениям необходима вода, минеральные и органические вещества. К органическим веществам относят: белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты и некоторые биологически активные вещества.

А к неорганическим относят воду, минеральные вещества.

Воду и минеральные вещества растение получает из почвы.

Фотосинтез — это синтез органических веществ из углекислого газа и воды с обязательным использованием энергии света. В результате у растений выделяется кислород и образуются органические вещества для развития.

Способность к фотосинтезу ― это важнейшее свойство зелёных растений.

Что же происходит при фотосинтезе в зелёном листе? Весь лист пронизан жилками.


По ним вода притекает к клеткам.

В листе находится множество пор, известных под названием устьиц.

Через устьица вместе с воздухом в листья поступает углекислый газ.

Зелёную окраску листу придаёт удивительное вещество ― зелёный пигмент хлорофилл.

При его участии осуществляется процесс фотосинтеза.

Хлорофилл находится в хлоропластах — фотосинтезирующих органоидах зелёных растений.

Каким же образом растения получают необходимые им органические вещества?

Издавна люди думали, что растения получают питательные вещества только из почвы.

Более 300 лет назад голландский учёный Ван Гельмонт решил проверить так ли это. Он взвесил молодое дерево ивы и посадил его в почву, которая тоже была взвешена. Растение он поливал только дождевой водой, прошло 5 лет. Дерево выросло. Ван Гельмонт снова взвесил и дерево, и почву.

Прирост дерева составил 63 кг. А почва потеряла только 56 грамм. Значит, решил Ван Гельмонт, растения питаются не только веществами почвы, но и водой.

Спустя 100 лет Михаил Ломоносов, не раз видевший деревья, растущие на бесплодном песке, высказал другую мысль. Растения поглощают питательные вещества из воздуха.

И только теперь мы знаем, что оба учёных были правы. Растения питаются и водой с растворенными в ней минеральными веществами, и углекислым газом из воздуха.

Поставим опыт, показывающий образование органических веществ на свету.

Возьмём какое-нибудь комнатное растение, например примулу, поместим его на трое суток в тёмный шкаф, чтобы произошёл отток питательных веществ из листьев.

Опустим лист в кипящую воду, а затем на несколько минут в горячий спирт, в котором хлорофилл хорошо растворяется. Когда спирт окрасится в зелёный цвет, а лист обесцветится, промоем его водой, расправим на тарелке и обольём слабым раствором йода. На обесцвеченном листе появятся синие буквы. Известно, что крахмал синеет от йода. Буквы появятся в той части листа, на которую падал свет. Значит, в освещённой части листа образовался

Исследования показали, что в листьях первоначально образуется сахар (глюкоза), который затем превращается в крахмал и другие органические вещества. Нерастворимый в воде крахмал под действием особых веществ снова превращается в сахар. Раствор сахара оттекает из листьев в другие органы растения, где вновь может превратиться в крахмал и другие органические вещества.

Во всех ли клетках листа образуется крахмал?

Чтобы ответить на этот вопрос, поставим опыт с комнатным растением геранью окаймлённой.

Своё название это растение получило из-за белых, лишённых хлорофилла участков на листовой пластинке (белая каёмка по краю листа).

Поставим растение на яркий солнечный или электрический свет. Через несколько часов срежем один из листьев.

Опустим лист в кипящую воду, а затем на несколько минут в горячий спирт, в котором хлорофилл хорошо растворяется. Спирт окрасится в зелёный цвет, а лист обесцветится. Затем промоем лист в воде и на 2-3 минуты положим в слабый раствор йода. В растворе йода лист окрасился в синий цвет не весь.


Белая полоса по краю листа не окрасилась. Потому как в клетках зелёной части листа имеются хлоропласты, содержащие хлорофилл. В них образуется сахар, а затем крахмал. В пластидах клеток белой полоски листа герани окаймлённой нет хлорофилла. Поэтому здесь крахмал не обнаруживается.

Итак, органические вещества образуются только в клетках с хлоропластами, и для их образования необходим свет.

Из каких веществ образуются органические вещества?

Проведём опыт, доказывающий необходимость углекислого газа в образовании органических веществ.

Выставим на свет на куске стекла под стеклянным колпаком веточку зелёного растения.

Края колпака смажем вазелином, для того чтобы воздух, содержащий углекислый газ, не смог проникнуть под колпак.


Рядом с растением под колпак поставим стакан с раствором едкой щёлочи. Вскоре под колпаком углекислый газ будет поглощён едкой щёлочью. Через двое суток снимем колпак с растения, срежем один лист и проверим, образовался ли в его клетках крахмал. При обработке раствором йода лист не посинеет. Значит, крахмала в листе нет. Следовательно, крахмал образуется в листьях только при наличии в воздухе углекислого газа.

Таким образом, для образования сахара нужны углекислый газ, поступающий через устьица, и вода, которую поглощают корни из почвы.

Также мы сказали, что в процессе фотосинтеза не только образуются органические вещества, но и выделяется кислород.

О том, что растения в процессе своей жизнедеятельности выделяют кислород, люди узнали уже давно. В 1772 году химик Джозеф Пристли провёл цикл экспериментов с газами.

В одном из своих экспериментов Пристли зажёг свечу и поместил её под перевёрнутый сосуд. Через некоторое время свеча погасла, так как под сосудом закончился кислород.

Далее он провёл аналогичный эксперимент с мышкой. Мышь умерла вскоре после того, как погасла свеча.

Пристли провёл ещё один опыт. Он поместил под перевёрнутый сосуд зелёное растение с мышью, предоставив им доступ к свету. Свеча горела долгое время. А мышь оставалась жива.

Значит, подумал Пристли, благодаря растению под герметично перевёрнутым сосудом остаётся кислород.

Результаты опытов не только определили характерные особенности жизнедеятельности растений, но и продемонстрировали тесную взаимосвязь между растениями и животными.

Проведём ещё один опыт, который доказывает выделение кислорода зелёным растением на свету.

Возьмём две большие стеклянные банки и опустим в них стаканы с водой, в которые поставлены веточки с зелёными листьями какого-нибудь растения или небольшие комнатные растения в цветочном горшке. Наполним банки углекислым газом и плотно закроем, чтобы не проникал воздух. Первую банку выставим на яркий свет, вторую оставим в темноте, например поставим в тёмный шкаф. Через сутки откроем банки и опустим в них горящие лучинки.


В первой банке лучинка не гаснет, а продолжает ярко гореть. Значит, в этой банке появился какой-то газ, поддерживающий горение. Поддерживает горение только кислород.

Зелёные листья растения поглотили значительную часть углекислого газа и выделили некоторое количество кислорода.

Опущенная во вторую банку горящая лучинка потухнет. Значит, в этой ёмкости нет кислорода, поддерживающего горение. Следовательно, зелёные растения выделяют кислород только на свету.

Важно заметить, что выделение кислорода всегда наблюдается при образовании органических веществ в листьях.

Читайте также: