Какое свойство воздуха используется растения зимующие под снегом не замерзают

Обновлено: 04.07.2024

Потому что снег, особенно свежевыпавший, хороший теплоизолятор. Он не пропускает тепло с поверхности почвы создавая своеобразный естественный парник. такое замечательное свойство снега обусловлено строением снежинок.

Почему травянистые растения зимующие под снегом не замерзают?

Травянистые растения, зимующие под снегом, не замерзают, потому что в нём много воздуха. Благодаря воздуху холодный снег служит для растений тёплым "одеялом". К зиме у зверей становится гуще шерсть, а у птиц — перья. Между густыми волосками, перьями задерживается больше воздуха, и животным зимой теплее.

Какое свойство воздуха позволяет не замерзать растениям зимой?

Воздух упругий. . Воздух плохо пропускает тепло. Поэтому многие растения зимуют под снегом и не замерзают. Между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб надёжно защищает стебли и корни растений от мороза.

Почему растения не погибают зимой от морозов?

Почему растения не погибают зимой? . Сахар, растворённый в клеточном соке, предохраняет клетку растения от потери воды, а значит, и от свёртывания белка.

Почему растения не вымерзают?

Растения не погибают от недостатка влаги, снежные покровы обеспечивают им большой запас воды. Поэтому некоторые представители флоры не просто пережидают зимнее время, они живут практически полноценной жизнью – развиваются, пускают новые побеги.

Какие цветы не замерзают зимой?

  • 1 Можжевельник 1 из 2. Instagram @country_garden_dp. .
  • 2 Вереск Pixabay. Вереск — растение, которое легко переносит как жаркую погоду, так и холодную. .
  • 3 Туя 1 из 2. .
  • 4 Ель 1 из 2. .
  • 5 Морозник 1 из 2. .
  • 6 Бересклет 1 из 3. .
  • 7 Самшит 1 из 2. .
  • 8 Декоративная капуста 1 из 2.

Как растения адаптировались к зиме?

Листопадные растения впадают в спячку в зимний период, они сбрасывают листья осенью и как следствие им не нужно много воды и света для фотосинтеза. . Иголки вечнозеленых деревьев эволюционировали от обычных листьев, чтобы минимизировать потребность в воде, испарение воды, и в тоже время, чтобы питать растение зимой.

Какие свойства воздуха использует человек при остеклении окон?

Низкая теплопроводность воздуха является именно тем полезным свойством, что используют при двойном, а зачастую и при тройном остеклении окон. Конечно, воздух всё-же передаёт тепло или холод в стеклопакете, но за счёт конвекции, внутреннего кругового движения воздуха внутри камеры.

Какого свойства нет у воздуха?

Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло. . Воздух обладает упругостью. 6. Воздух при нагревании расширяется, при охлаждении воздух сжимается.

Что происходит с воздухом при охлаждении?

При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается. Это легко можно продемонстрировать с помощью пластиковой бутылки, шарика и жидкого азота. Очень наглядный опыт! Многие догадываются, что при нагревании вещества увеличиваются в объеме, а при охлаждении – уменьшаются.

Почему растения погибают от морозов?

обусловлена тем, что в клетках протекают физико-химические процессы, во-первых, затрудняющие замерзание внутриклеточной воды, а во-вторых, повышающие устойчивость клеток к обезвоживанию протопластов и к механическим деформациям их внеклеточным льдом.

Почему зимой не замерзает вода в деревьях?

А секрет кроется в том, что в клеточном соке накапливаются сахара, которые как раз и снижают температуру замерзания сока, не давая ему превращаться в лед. Кроме того, клетчатка растения сама является хорошим теплоизолятором.

Почему растения не вымерзают зимой под снегом?

Они легкие и рыхлые, потому что лишь на 5% состоят из воды, а остальные 95% в них составляет воздух (кислород), а воздух, как известно, обладает плохой теплопроводностью. Благодаря этому, растениям, покрытым снегом, не страшны суточные перепады температур.

Почему растения не погибают под снегом?

Потому что снег, хороший теплоизолятор. Снег состоит на 5% из воды, а остальные 95% в них состовляет воздух (кислород). . Благодаря этому растениям покрытым снегом не страшны суточные перепады температур.

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Урок по окружающему миру в 3-м классе "Воздух. Его охрана"

Ерохина Маргарита Львовна, учитель начальных классов

познакомить с составом и свойствами воздуха, познакомить с понятием "атмосфера";

закреплять представления о газообразных веществах;

формировать умение постановки проблемных вопросов;

воспитывать культуру общения, умение работать в группах;

Предметные УУД :уметь использовать в речи названия свойств воздуха; воздуха чистымзнать о способах сохранения чистым

Коммуникативные УУД : слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД : добывать новые знания; находить ответы на вопросы в учебнике; отличать новое от уже известного

Метапредметные УУД : уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

Личностные УУД : способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Тип урока: изучение нового материала.

ТСО: проектор, экран, компьютер.

Оборудование :

оборудование для проведения опытов;

учебник А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 3 класс, 1 часть;

рабочая тетрадь А.А. Плешакова по окружающему миру 1 часть;

полиэтиленовые пакеты, шприцы

I. Оргмомент. Повторение пройденного материала

– Добрый день мои любители природы. Сегодня мы продолжим с вами узнавать загадки нашего окружающего мира. Тему урока, мы определим, отгадав кроссворд. (слайд 1)

Наука о веществах (химия)

С его помощью можно обнаружить крахмал (йод)

Лимонная, муравьиная, щавелевая, молочная… (кислота)

Кислота, используемая для приготовления консервов (уксус)

Овощ, из которой получают сахар (свёкла)

Разновидность сахара (глюкоза)

(слайд 3) – Что вы знаете о воздухе?

– Что вы хотите узнать?

III. Работа по теме урока

1. Что такое воздух.

Наполните полиэтиленовый пакет воздухом, завяжите его и попробуйте его осторожно сжать.
– Легко ли он сжимается?

Наполните небольшой шприц без иглы воздухом. Зажмите пальцем входное отверстие. Попробуйте передвинуть поршень.
– Можно ли сжать воздух?
– Что произойдёт, если отпустить палец?

(слайд 4) Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом – воздухом. Воздух есть везде - на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств, что мы сейчас и делали.

Ветер – это движение воздуха. Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой . ( слайд 5 ). Атмосфера – это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров. Толщина атмосферы в разных частях планеты неодинакова.

Воздушную оболочку Земли часто называют Пятым океаном. Так ли нужен Пятый океан Земле?

– Люди, растения и животные живут на дне воздушного океана. Без воздуха на земном шаре вечно царствовали бы пустота и безмолвие. Если бы Земля утратила воздух, она, подобно Луне, была лишь безжизненным небесным телом.

Воздух
Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стёкла
И лежит на них каймой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим,
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим.

– В этом стихотворении говорится о составе воздуха и о некоторых его свойствах.

2. Состав и свойства воздуха

– Так что же такое воздух? Это газ, а вернее, смесь газов (слайд 6) . Всего лишь 2 века назад учёные узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном азота – 78%, кислорода – 21% и углекислого газа – 1%.

– Откройте рабочую тетрадь стр.18 и восстановите диаграмму (слайд 7) , записав, какие газообразные вещества входят в состав воздуха? Подчеркни название газа, который живые существа поглощают при дыхании.

– Какими же свойствами обладает воздух? (слайд 8)

Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде.
– Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы?
– Нет.
– Через стену мы видим соседний класс?
– Нет.
– А предметы, которые находятся в классе, вы видите?
– Да.
– О каком свойстве воздуха это говорит?
Воздух прозрачен . Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы.

– Посмотрите на комнатные растения. Какого они цвета?
– Зелёные.
– Какого цвета школьная парта?
– Коричневая.
– А какого цвета воздух?
– Он бесцветен.
– Верно, это еще одно физическое свойство воздуха.

Ты замечал, что в разных помещениях пахнет по-разному?
– В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет?
– Чистый воздух не пахнет.
Воздух не имеет запаха.

Сейчас мы проделаем опыт, чтобы узнать ещё одно свойство воздуха. Чтобы убедиться в этом, можно проделать опыты:

Опыт 2
–Положим на колбу холодную влажную салфетку. Для чего я это делаю? Что же мы видим?
– Мы видим, как вода поднимается по трубке. Воздух, как бы уступает воде часть своего места. Это происходит потому, что воздух при охлаждении сжимается.

При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

Воздух плохо проводит тепло .

У воздуха есть еще одно интересное свойство – он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.

– Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.

– У серого волка хвост большой, пушистый. Когда зверь укладывается спать прямо на снегу, он укрывает свой нос и лапы своим пышным хвостом.

– И лисе в самые сильные морозы не холодно в снежной постели, ведь она укрывается, как теплым пледом, своим хвостом, между длинными волосками которого много воздуха, не пропускающего холод.

– А еще зимой на лапках у рыжей красавицы вырастает густая-прегустая шерсть, кажется, будто лиса надела теплые варежки. Ходить по снегу и льду ей не страшно.

– Мыши-полевки прячутся в норках под высокими снежными сугробами, там тепло и уютно.

– А некоторые птицы – тетерев, глухарь – в самые трескучие морозы зарываются в глубокий снег. Так теплее. Об этом есть даже стихотворение:

Веет стужею январь,
Рябчик, тетерев, глухарь
Глубоко зарылись в снег.
Он их греет, словно мех.

Какое свойство воздуха объясняет эти факты? (воздух плохо проводит тепло)

Физкультминутка

Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперёд.
На опушке зайка ждет.
Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
Побежим скорее в класс.
Там послушаем рассказ.

Вопросы Почемучки? (слайд 9)

Почему в сильные холода птицы сидят нахохлившись?

Почему в домах устанавливают двойные рамы на зиму?

– В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа. При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют лёгкими нашей планеты. Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают бактерии. Смолистые запахи ели и сосны, аромат дуба, берёзы и лиственницы очень полезны для человека.

А вот в городах воздух совсем другой, загрязненный. Вы мне можете объяснить с чем или с кем это связано?

Источники загрязнения: (слайд 10)

фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль,

автомобили выделяют отработанные газы, в которых очень много вредных веществ,

пожары, извержения вулканов,

загрязнение земли непереработанным мусором.

Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле!

Что люди должны сделать, чтобы воздух был чистым? Используя текст учебника на стр.47, найдите пути решения этой проблемы. (слайд 11)

IV. Закрепление изученного материала

Какие вещества входят в состав воздуха?

А. водород, медь, цинк
Б. кислород, азот, углекислый газ
В. хлор, фтор, йод

Какой газ воздуха необходим для дыхания?

А. азот
Б. кислород
В. углекислый газ

Какими свойствами обладает воздух?

А. Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохопроводит тепло
В. Голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха

В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство используется?

А. При нагревании воздух расширяется
Б. При охлаждении воздух сжимается
В. Воздух плохо проводит тепло

Как нужно охранять воздух от загрязнения?

А. Остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины. Запретить пользоваться автотранспортом. Превратить Землю в один огромный заповедник.
Б. Фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ. Транспорт необходимо сделать экологически безопасным. В городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.

Ответ: (слайд 15,16) 1. В, 2. В, 3. А, 4. В, 5. Б

Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим,
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим.

(слайд 18) Для здоровья людей, всего живого на Земле нам нужен чистый воздух. Ведь только чистый воздух дает ЖИЗНЬ!

Итак, закончите фразы :

Я хочу еще узнать .

(слайд 19) Домашнее задание: стр. 44-47, читать, отвечать на вопросы, рабочая тетрадь стр. 20 № 5.

растения выживают под снегом фото

Растения и деревья характерные для России успешно адаптировались к зимним холодам. Однако однолетники, например лаватера, растут и радуют своим цветением только в течение одного сезона.

У многолетников зимой наступает период покоя. Даже не смотря на то, что их наземная часть отмирает, корни хорошо переносят зиму. Успешная зимовка обуславливается наличием снежного покрова, который и защищает многолетние растения.

Листопадные деревья и кустарники осенью сбрасывают листву, в результате чего уменьшается потребность во влаге и свете для фотосинтеза. До начала холодов, деревья и кустарники запасаются питательными веществами и водой. Благодаря этим запасам они выживают зимой. Кроме того снег осевший на ветках обеспечивает защиту деревьям и кустарникам.

Вечнозеленые растения, например ель, сосна не сбрасывают иголки, т.к. в них содержится небольшое количество влаги, масел и некоторых других элементов. Иголки испаряют минимальное количество влаги, процесс фотосинтеза осуществляется очень медленно, поэтому вечнозеленые деревья и кустарники продолжают функционировать зимой, тем самым выживая.

Некоторые растения, например подснежники, сциллы, крокусы, развиваются под снежным покровом, благодаря чему радуют своим цветением ранней весной, пробиваясь сквозь снег.

Так почему же растения не замерзают зимой? Естественной защитой для них является снег, который покрывает корни толстым слоем. Снежные сугробы хорошо держат тепло, не пропускают его с поверхности почвы. Такой эффект достигается за счет особого строения снежинок. Кроме того за счет сугробов растения получают влагу. Снег защищает от ветра и морозов, поэтому важно, чтобы в период холодов растения были покрыты минимум 10 см. слоем снега.

Ах, зимушка, зима… Мороз трещит да снег валит. Зато ребятишкам веселье – надели теплые шубки да шапки и айда в снежки играть или на санках кататься. А вот животным да растениям тяжко – холодно им зимой и голодно. Но мудрая Природа и о них позаботилась. Одних в теплые меховые шубки одела, других в норки да берлоги до самой весны спать уложила. А посевы да травы разные, чтоб не замерзли, снегом укрыла, так и спят они до весны под теплым снежным покрывалом. Снежная зима – для всех радость – и животным в норках тепло, и растениям. А народ наш издавна знает, если зима снежная – летом жди хорошего урожая озимых, перезимуют они, не вымерзнут под снежным покровом.

Так в чем тут секрет, у людей-то от снега руки зябнут, а растениям тепло, почему растения под снегом не замерзают? А все просто. Снег, особенно свежевыпавший, хороший теплоизолятор. Он не пропускает тепло с поверхности почвы, создавая своеобразный естественный парник. Такое замечательное свойство снега обусловлено строением снежинок. Они легкие и рыхлые, потому что лишь на 5% состоят из воды, а остальные 95% в них составляет воздух (кислород), а воздух, как известно, обладает плохой теплопроводностью. Благодаря этому, растениям, покрытым снегом, не страшны суточные перепады температур.

На покрытых снегом участках, температура в верхних слоях почвы в среднем на шесть градусов выше, чем под оголенной землей. Слой снега всего лишь в один – два сантиметра значительно уменьшает расход тепла из почвы, снежный покров в пять сантиметров защищает посевы от кратковременных морозов, а посевам, покрытым снегом на 15 – 20 сантиметров, не страшны даже сильные и длительные морозы. Причем, лучшую теплоизоляцию обеспечивает свежевыпавший снег, потому что он не плотный, а рыхлый. Именно в пустотах между снежинками находится воздух, который не выпускает тепло из почвы. А плотность выпавшего снега находится в прямой зависимости от температуры воздуха во время снегопада: чем выше температура воздуха, тем плотнее снег. Поэтому в течение зимы теплопроводность снега меняется в зависимости от плотности снежного покрова.

Кстати, в сельском хозяйстве для увеличения на посевных полях запасов влаги и утепления зимующих озимых культур и многолетних растений, проводят специальные мероприятия по снегозадержанию и снегонакоплению.

Еще одну опасность для растений в зимнее время представляет отсутствие влаги. Снежный покров и тут приходит на помощь. Он спасает растения от засыхания, поскольку содержит в себе большой запас воды. В снежные зимы в нем содержится до одной трети всех осадков, выпадающих за год.

Таким образом, снежный покров, в силу своих высоких термоизоляционных свойств, уменьшает охлаждение почвы, можно сказать, утепляет её, уменьшает глубину промерзания почвы, защищая зимующие растения от вымерзания и недостатка влаги. Следовательно, растения под снегом не только не замерзают, а наоборот, снеговое покрывало защищает их от ветра и лютого мороза, зимовать под снегом не так опасно, как на открытом воздухе, безо всякой защиты.

А большинство растений, например, многолетние растения и озимые культуры не просто спят под снегом, они там растут и развиваются. А вспомните пролески и подснежники! Стоит только появиться первым весенним лучам, как из-под снега появляются их голубые и белые головки, возвещающие о приходе весны.

Читайте также: