Какое растение имеет корень водоросль мох папоротник спирогира

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

Вариант 1.
1. Для каких организмов характерны следующие органоиды: ядро, цитоплазма, хроматофоры, митохондрии:
А) бактерии В) водоросли С) грибы Д) мхи Е) вирусы

2. Что такое таллом- слоевище:
А) тело, разделенное на ткани и органы В) тело, не разделенное на ткани и органы С) тело, имеющее проводящую систему Д) побег Е) листья

3. Какие из водорослей могут жить на самой большой глубине:
А) зеленые В) красные С) бурые Д) сине-зеленые водоросли Е) зеленые нитчатые водоросли

4. Благодаря наличию каких пигментов, красные и бурые водоросли могут жить в морях на большой глубине:
А) ксантофиллов В) каротиноидов С) хлорофилла Д) фикобиллинов Е) ксантофиллов и каротиноидов

5. К одноклеточным зеленым водорослям относятся:
А) спирогира В) хлорелла С) улотрикс Д) кладофора Е) порфира

6. Примером одноклеточных двужгутиковых водорослей являются:
А) хлороккок В) хламидомонада С) цистококк Д) хлорелла Е) фукус

7. Размноженеи одноклеточных водорослей происходит:
А) бесполым путем В) половым путем С) бесполым и половым Д) почкованием Е) спорами

8. Из многоклеточных водорослей в морях встречаются:
А) бурые и красные водоросли В) зеленые, бурые, красные С) зеленые и бурые Д) зеленые и красные
Е) только бурые

9. Тело многоклеточных морских водорослей:
А) не имеет корней, стеблей, листьев В) имеет небольшие корни и листья С) имеет листья Д) корни и слоевище Е) только ризоиды

10. Какие растения были первыми наземными растениями:
А) грибы В) лишайники С) псилофиты Д) мхи Е) водоросли

11. Хроматофор это-
А) зеленый пигмент растений В) один крупный хлоропласт и несколько маленьких С) много округлых хлоропластов Д) всегда спирально закрученная лента Е) органоид водорослей

12. Что является объектом изучения альгологии:
А) микроорганизмы В) растения С) водоросли Д) грибы Е) человек

13. Как вольвокс передвигается в толще воды:
А) с помощь. ложноножек В) с помощью мышц С) с помощью жгутиков Д) не передвигается
Е) с помощью ресничек

14. Живые существа используют кислород атмосферы для:
А) питания В) дыхания С) размножения Д) для фотосинтеза Е) для пластического обмена

15. Сократительные вакуоли необходимы:
А) для пищеварения В) для газообмена С) для поглощения воды из окружающей среды Д) для удаления избытка воды с растворенными продуктами окисления Е) для переваривания питательных веществ

16. Какой способ питания характерен для водорослей:
А) хемотрофный В) фототрофный С) гетеротрофный Д) автотрофный Е) сапрофитный

17. Какой тип ветвления стебля встречается у низших растений:
А) дихотомическое В) моноподиальное С) симподиальное Д) кущение Е) все ответы верны

18. Нитчатая водоросль, имеющая хроматофор в виде спирально закрученных лент – это:
А) улотрикс В) спирогира С) хламидомонада Д) ламинария Е) хлорелла

19. Низшие растения:
А) мхи В) папаротники С) водоросли Д) хвощи Е) плауны

20.Хроматофоры в виде браслета:
А) спирогиры В) хлореллы С) ламинарии Д) хламидомонады Е) улотрикса

1. Бурая водоросль:
А) хламидомонада В) ламинария С) спирогира Д) хлорелла Е) улотрикс

2. Размножается с помощью зооспор:
А) кукушкин лен В) улотрикс С) папоротник Д) хвощ Е) сфагнум

3. Ламинария прикрепляется к почве дна:
А) грибокорнем В) корнями С) корневищами Д) грибницей Е) ризоидами

4. Красная водоросль:
А) саргассум В) порфира С) алярия Д) ламинария Е) арагум

5. Отдел ботаники, изучающий водоросли:
А) дендрология В) микробиология С) микология Д) геоботаника Е) альгология

6. Большинство водорослей обитает:
А) в почве В) на крышах домов С) в пресных и соленых водоемах Д) в лесной подстилке Е) на стволах деревьев

7. Водоросли поглащают воду и минеральные вещества:
А) ризоидами В) листьями С) корнями Д) всей поверхностью тела Е) корневищем

8. Тело водорослей:
А) таллом или слоевище В) колония С) мицеллий Д) гифы Е) побег

9. Водоросли представляют собой:
А) класс растений В) отдел растений С) группу растений, включающую несколько отделов
Д) отдельное царство живых организмов Е) род растений

10. тип питания водорослей:
А) хемотрофный В) гетеротрофный С) миксоторофный Д) аутогетеротрофный Е) автотрофный

11. У водорослей отсутствует:
А) стебель В) листья С) корни Д) цветы Е) все эти органы

12. Ризоиды водоросли это:
А) корнеобразные выросты тела, прикрепляющие к подводным скалам В) корневая система С) подводные корни Д) подводное корневище Е) стержневой корень

13. Ризоиды служат для:
А) всасывания питательных веществ В) вегетативного размножения С) образования гамет Д) фотосинтеза Е) прикрепления к субстрату

14. Водоросли размножаются:
А) с помощью зооспор В) половым путем С) вегетативно, кусочками слоевища Д) конъюгацией
Е) всеми указанными путями

15. Одноклеточные водоросли:
А) улотрикс, спирогира В) хламидомонада, хлорелла С) ламинария, фукус Д) саргассум, макроцистис Е) порфира, немалион

16. Колониальная водоросль:
А) хламидомонада В) хлорелла С) вольвокс Д) улотрикс Е) спирогира

17. Многоклеточные водоросли:
А) хламидомонада, хлорелла В) порфира, хламидомонада С) улотрикс, хлорелла Д) улотрикс, спирогира Е) вольвокс, хлорелла

18. Нитчатая водоросль:
А) плеврококк В) хламидомонада С) хлорелла Д) спирогира Е) вольвокс

19.Зеленая водоросль:
А) ламинария В) фукус С) порфира Д) улотрикс Е) немалион

20. Бурая водоросль:
А) ламинария В) порфира С) улотрикс Д) спирогира Е) хлорелла

1. Красная водоросль:
А) ламинария В) порфира С) улотрикс Д) спирогира Е) хлорелла

2. Употребляемая человеком в пищу водоросль:
А) вольвокс В) хлорелла С) ламинария Д) хламидомонада Е) спирогира

3. Йод и целлюлозу получают из:
А) зеленых водорослей В) одноклеточных водорослей С) многоклеточных водорослей Д) пресноводных водорослей Е) морских водорослей

4. Агар – агар получают из:
А) красных водорослей В) бурых водорослей С) зеленых водорослей Д) колониальных водорослей
Е) одноклеточных водорослей

5. Клетки зеленых водорослей содержит пигменты:
А) хлорофилл а, в В) хлорофилл а, в, каротиноиды С) хлорофилл а, в, каратиноиды, ксантофиллы
Д) хлорофилл а, в, с, д, каротиноиды Е) хлорофилл а, в, каротиноиды, фикобилины

6. У хламидомонады светочувствительный глазок:
А) находится в оболочке В) целиком погружен в цитоплазму С) находится в выделительной вакуоли
Д) находится в хроматофоре Е) глазок отсутствует

7. На большой глубине обитают:
А) красные водоросли В) бурые водоросли С) зеленые водоросли Д) колониальные водоросли
Е) нитчатые водоросли

8. Запасные питательные вещества и багрянковый крахмал характерны для водорослей:
А) зеленых В) красных С) бурых Д) диатомовых Е) желтых

9. Значение зеленых водорослей для живых организмов обитающих в воде:
А) они поглощают углекислый газ и выделяют кислород, необходимый для дыхания живых организмов В) они поглощают кислород и выделяют углекислый газ, необходимый для дыхания живых организмов С) они поглощают и выделяют кислород и углекислый газ необходимый для дыхания живых организмов Д) они поглощают и выделяют кислород, необходимый для дыхания живых организмов
Е) они поглощают азот из воздуха и обогащают им водоемы

10. Тело водорослей, не имеющее корней, стеблей, листьев:
А) мицелий В) таллом С) нити Д) гифы Е) спорангии

11. К низшим растениям относятся:

А) мхи В) водоросли С) папоротники Д) плауны Е) хвощи

12. Одноклеточные колониальные и многоклеточные организмы, тело которых называют талломом:
А) плауны В) хвощи С) водоросли Д) папоротники Е) нет верного ответа

13. К одноклеточным зеленым водорослям относится:
А) спирогира В) ламинария С) хламидомонада Д) улотрикс Е) все ответы верны

14. К многоклеточным зеленым водорослям относятся:
А) спирогира В) хлорелла С) хламидомонада Д) ламинария Е) нет верного ответа

15. К многоклеточным нитевидным водорослям относится:
А) ламинария В) спирогира С) хламидомонада Д) улотрикс Е) хлорелла

16. Съедобная красная водоросль:
А) саргассум В) кораллина С) хондрус Д) порфира Е) плюмария

17. Органоидом, реагирующим на свет, у хламидомонады является:
А) хроматофор В) жгутик С) глазок Д) цитоплазма Е) ядро

18. Хлорелла отличается от хламидомонады тем, что:
А) у нее нет хроматофора В) у нее нет жгутиков С) не образует спор Д) вырабатывает меньше органических веществ Е) нет ядра

19. Фотосинтез у водорослей происходит:
А) в хлоропластах В) в стигме (светочувствительном глазке) С) в листе Д) в хроматофоре
Е) в цитоплазме

20. Бесполое размножение одноклеточных водорослей происходит:
А) слиянием гамет В) спорами С) частями тела Д) хроматофором Е) всеми указанными способами

3. Выберите один наиболее точный и полный ответ.
Водоросли – это:
A. Растения, обитающие в воде
Б. Одноклеточные растения, обитающие в воде
B. Самые древние растения на Земле
Г. Самые древние растения на Земле, тело которых одноклеточное или многоклеточные – слоевище
4. Выберите один правильный ответ.
Ризоиды – это:
A. Название растений
Б. Вид корня
B. Органоид клетки
Г. Ветвистые клетки, при помощи которых водоросли прикрепляются к субстрату
5. Красные водоросли обитают:
A. На мелководьях морей
Б. На больших глубинах морей
B. Во всех водоемах
Г. Во всей тоще океанов
6. Подберите соответствующие названия для различных форм лишайников:
I. Кустистые
II. Листовые
III. Накипные

A. Ксантория настенная
Б. Бацидия
B. Олений мох
7. Сходство с водорослями имеют мхи:
A. Риччия
Б. Маршанция
B. Сфагнум
Г. Кукушкин лен
8. Сфагнум, в отличие от кукушкиного льна:
A. Быстро всасывает и проводит воду
Б. Не имеет ризоидов
B. Размножается спорами
Г. Не имеет стебля и листьев

9. Выберите правильное определение.
Торф – это:
A. Толща полуразложившихся растительных остатков
Б. Название мхов
B. Толща разложившихся папоротников
Г. Тип болота
10. Вайями называют:
A. Сильно рассеченные листья папоротника
Б. Вид папоротника
B. Корень папоротника
Г. Подземные побеги
11. Показателем повышенной кислотности почв на пашне служит распространение на этой территории:
А. Папоротника
Б. Хвоща
В. Плауна
Г. Крапивы
12. Вставьте пропущенные слова.
Папоротник имеет подземные побеги – . от них растут. на нижней стороне которых находятся маленькие бугорки – .
13. Выберите более точный ответ.
Залежи каменного угля образовались:
A. Из отмерших древовидных папоротников
Б. Из отмерших частей мхов
B. Из большого скопления остатков растительности
Г. Из большого скопления отмерших водорослей
14. К названиям растений, обозначенным цифрами, допишите характерные для них признаки, обозначенные буквами.
I. Сосна A. На укороченном побеге имеются две хвоинки
II. Можжевельник Б. На укороченном побеге имеются 3–5 хвоинок
III. Лиственница B. Имеются шишкоягоды
IV. Кедр Г. На зиму сбрасывает хвою
V. Ель Д. Хвоинки располагаются на побеге по одной, супротивно друг другу

15. Женские шишки в отличие от мужских:
A. Образуют семена
Б. Растут у оснований молодых побегов
B. Участвуют в размножении
Г. Зеленовато-желтые, собраны тесными группами
16. Отличительным признаком покрытосеменных является:
A. Наличие цветка
Б. Размножение семенами
B. Наличие корня, стебля, листьев, плодов
Г. Занимают различные среды жизни 17. К однолетним растениям относят:
А. Крапиву
Б. Картофель
В. Капусту
Г. Одуванчик
18. Выберите верное утверждение.
1. Водоросли обитают в воде и на суше в местах с повышенной влажностью.
2. Водоросли относятся к низшим растениям, т. к. они не имеют корней, стеблей и листьев.
3. Водоросли размножаются спорами.
4. Плеврококк – это одноклеточная водоросль.
5. Многоклеточные водоросли имеют тело – слоевище.
6. Водорослями питаются многие водные животные.
7. Ламинария – это морской салат.
8. Тело лишайника – слоевище состоит из водоросли и гриба.

3. Выберите правильные ответы.
Хроматофор – это:
A. Название многоклеточной водоросли
Б. Название пигмента
B. Один крупный хлоропласт
Г. Чашеобразная пластида в клетке водоросли
Д. Органоиды – водоросли, содержащие пигмент
4. Хламидомонада получила такое название из-за того, что она:
A. Небольших размеров
Б. Имеет грушевидную форму тела
B. Имеет орган передвижения – жгутик
Г. Простейший организм, покрытый оболочкой
5. Морской капустой называют:
А. Ламинарию
Б. Порфиру
В. Ульву
Г. Филлофору
6. Вставьте пропущенные слова.
Слоевище лишайников состоит из. и. живущих в.
7. У кукушкиного льна женские растения, в отличие от мужских имеют:
A. Сперматозоиды
Б. Яйцеклетки
B. Коробочки на длинных ножках
Г. Листья
8. Там, где растет сфагнум:
A. Деревья развиваются хорошо
Б. Деревья становятся угнетенными
B. Деревья расти не могут
Г. Лес заболачивается
9. Выберите наиболее полный ответ.
Плауны, хвощи и папоротники относят к высшим споровым растениям:
A. Они широко расселились по земле
Б. Размножаются спорами
B. Имеют корни, стебель, листья и размножаются спорами
Г. Размножаются семенами
10. Становится редким и нуждается в охране:
А. Папоротник
Б. Хвощ
В. Плаун
Г. Кукушкин лен
11. Папоротникообразные относятся к высшим споровым растениям, так как они:
A. Широко расселились по земле
Б. Имеют корень
B. Имеют корень, стебель, листья и размножаются спорами
Г. Размножаются спорами
12. К голосеменным растениям относят:
A. Кукушкин лен и сосну
Б. Ель и хвощ
B. Пихту и лиственницу
Г. Можжевельник и плаун
13. Хвойные растения хорошо приспособлены к неблагоприятным условиям:
A. Хвоя имеет плотную кожицу, покрытую восковым веществом, поэтому растения испаряют мало воды
Б. Имеют стебель, корень, хвою
B. Имеют шишки
Г. Образуют семена, с помощью которых размножаются
14. Название голосеменные получили потому, что:
A. Семена лежат открыто на поверхности чешуи шишек
Б. Размножаются семенами
B. Имеют шишки
Г. Имеют хвою
15. Рассеивание семян сосны и ели происходит:
А. Весной
Б. Летом
В. Зимой
Г. Осенью
16. К деревьям относят:
A. Малину и рябину
Б. Ель и березу
B. Бамбук и орешник
Г. Липу и дуб
17. Найдите соответствие.
Определите растения по продолжительности жизни.
I. Однолетние A. Береза
II. Двулетние Б. Рябина
III. Многолетние B. Капуста
Г. Горох
Д. Морковь
Е. Бегония
18. Выберите верное утверждение.
1. Лишайники первыми заселяются на бесплодных землях.
2. Различают печеночные и листоватые мхи.
3. Мхи имеют стебель, листья и ризоиды, с помощью которых они прикрепляются к грунту и всасывают воду, например сфагнум.
4. Папоротников насчитывается более 100 000 видов.
5. Вайи – сильно расчлененные листья папоротников, растут прямо от корневищ.
6. Голосеменные – это высшие растения, они имеют стебель, корень, листья и образуют семена.
7. У голосеменных семена лежат открыто на поверхности чешуи шишек.
8. К голосеменным относятся ель, сосна, пихта, кипарис, щитовник, мо жжевельник, туя.

Отличия мхов от водорослей:
Имеются органы (стебель, листья) и ткани (механические, проводящие, покровные).

Отличия мхов от остальных высших растений:
1) Вместо корней – ризоиды.
2) Плохо развиты ткани, особенно механические и проводящие, из-за этого все мхи являются небольшими травами.
3) В жизненном цикле преобладает гаметофит, а спорофит небольшой (коробочка на ножке). У остальных высших растений – наоборот, преобладает спорофит, а гаметофит с ходом эволюции редуцируется. Мхи, таким образом, являются тупиковой ветьвью эволюции растений.

Из споры мха развивается зеленая нить (предросток, протонема), напоминающая зеленую водоросль. Из почек на предростке вырастает гаметофит – растение со стеблем и листьями. На верхушке гаметофита образуются гаметы, оплодотворение происходит в водной среде. Из зиготы вырастает спорофит (коробочка на ножке), он получает питание от гаметофита. В спорофите образуются споры.

Представители мхов: кукушкин лён, сфагнум.

Сфагнум (белый, торфяной мох). Ризоидов нет, вода впитывается мертвыми водозапасающими клетками белого цвета. Эффективно накапливает воду, вызывает заболачивание леса. Содержит антисептик (карболовую кислоту), поэтому не гниет, превращается в торф

Спорофит папоротников состоит из стебля, листьев и корней. Стебель обычно представляет собой короткое корневище, от которого отходят придаточные корни. Листья папоротников (вайи) произошли путем уплощения ветвей, растут верхушкой, совмещают функции фотосинтеза и спороношения. На нижней их стороне образуются скопления спорангиев (сорусы); внутри каждого спорангия происходит мейоз и образуются гаплоидные споры.

Во влажных условиях споры прорастают в заросток (гаплоидный гаметофит). Это зеленая пластинка, способная к фотосинтезу, прикрепленная к почве одноклеточными ризоидами. Она не имеет кутикулы, поэтому может жить только во влажной среде. На нижней стороне заростка образуются сперматозоиды и яйцеклетки. Из зиготы вырастает спорофит, который сначала развивается за счет заростка, но вскоре переходит на самостоятельное питание, а заросток отмирает.

Папоротниковидные известны с карбона, но, в отличие от появившихся примерно тогда же хвощей и плаунов, папоротники и в настоящее время насчитывают 12 тысяч видов, широко распространены и представлены многими жизненными формами:

  • по всему миру растут многолетние травянистые папоротники (щитовник, кочедыжник, орляк)
  • в тропиках встречаются плавающие формы, лианы, эпифиты и древовидные папоротники, достигающие до 25 м в высоту.

Гигантские древовидные хвощи и плауны образовали каменноугольные леса. Современные хвощи и плауны – многолетние травянистые растения с хорошо развитым корневищем. Органом спороношения хвощей и плаунов является спороносный колосок, в котором путем мейоза образуются гаплоидные споры. Спора прорастает в заросток – гаметофит, не нем образуются гаметы, при их слиянии образуется зигота, из которой вырастает спорофит.

Хвощ полевой имеет мощное корневище и членистый стебель. Фотосинтез осуществляется главным и боковыми побегами, листья маленькие, буроватые, не фотосинтезируют. У хвоща полевого образуются надземные побеги двух видов: весенние – бурые, спороносные, отмирают после спороношения, и летние – зеленые, вегетативные, отмирают к осени. Заросток хвощей – зеленая многократно ветвящаяся пластинка.

Плаун булавовидный растет в хвойных лесах. Стебель дихотомически ветвится, от него в почву отходят придаточные корни, а наверх – ветви. Стебель и ветви покрыты мелкими чешуевидными зелеными листьями. Заростки плаунов созревают за 10-15 лет, питаются гетеротрофно – либо за счет питательных веществ, запасенных в споре, либо за счет сожительства с почвенными грибами.

Самым многочисленным считается царство растения. Оно объединяет организмы, обладающие разнообразными формами. Встречаются они повсеместно, даже в безводных пустынях и высоко в горах. Сегодня мы познакомимся с несколькими группами растений. Рассмотрим их основные особенности жизнедеятельности, а также значение в природе и жизни людей.

План урока:

Водоросли

Огромное царство, в зависимости от строения, делится на две группы: низшие и высшие растения.

Остановимся подробнее на представителях низших растений – водорослях. Эти организмы освоили водную среду. Одни из них заселили пресные воды, других можно встретить в соленых водах. Лишь немногие водоросли переселились на сушу, но и здесь они занимают преимущественно сырые места.

Водоросли довольно многообразны, среди них выделяют одноклеточные, а также многоклеточные формы.

Много одноклеточных водорослей живет в почве, поэтому после интенсивного размножения поверхность почвы также может покрываться зеленым налетом.

В качестве примера рассмотрим строение одноклеточной зеленой водоросли хламидомонады. Хламидомонада представлена одной клеткой. Она покрыта оболочкой и содержит цитоплазму, а также ядро. Спереди клетка имеет два жгутика, посредством которых происходит ее передвижение.

Почему же эти водоросли назвали зелеными? Эти одноклеточные организмы содержат хлорофилл, от которого и зависит зеленая окраска водорослей. Поглощая из окружающей среды воду и углекислый газ, она образует из них на свету органические вещества. Вместе с тем она потребляет из внешней среды и готовое органическое вещество.

Размножается одноклеточная зеленая водоросль хламидомонада бесполым и половым способом.

Бесполый способ заключается в делении на четыре или большее число клеток. Эти маленькие клетки одеваются своими оболочками, образуют жгутики и выходят из разорвавшейся материнской оболочки.

Иногда размножение хламидомонады происходит более сложно – половым путем. В этом случае происходит слияние двух клеток, образование споры и последующее деление содержимого споры. В результате образуется зигота, которая при благоприятных условиях прорастает и образуется взрослая особь.

Помимо одноклеточных водорослей, есть и многоклеточные.

В прудах, озерах и реках вблизи берега можно встретить большое количество зеленой тины.

Строение многоклеточных зеленых водорослей разберем на примере спирогиры. Рассматривая нить спирогиры под микроскопом, можно увидеть, что она представляет собой длинный ряд одинаковых клеток.

Всякая клетка такой многоклеточной водоросли имеет оболочку, цитоплазму, а также ядро. В клетке имеются также ярко-зеленые, спирально извитые ленты, содержащие хлорофилл. Благодаря хлорофиллу спирогира из углекислого газа и воды образует органическое вещество – крахмал.

Размножение многоклеточных водорослей происходит двумя способами: бесполым и половым. Бесполое размножение происходит путем разрыва нити на несколько кусков. Более сложное половое размножение, которое происходит при слиянии содержимого двух клеток нити. В результате образуется спора, которая прорастает и дает начало новому организму.

Однако существуют водоросли иной окраски, например красные и бурые. Кроме хлорофилла, у бурых водорослей в клетках содержится бурое вещество, а у красных соответственно красное. Эти вещества и придают им соответствующую окраску. Строение этих многоклеточных водорослей в значительной степени схоже с зелеными.

По внешнему строению бурые водоросли бывают в виде нитей, шаров, кустов. Ко дну эти водоросли прикрепляются ризоидами или разросшимся слоевищем.

В качестве примера рассмотрим бурую водоросль, сахарную ламинарию, которая обитает в наших северных морях. Длина ее достигает 5-6 м. У ламинарии нет ни корня, ни стебля, ни листьев, но некоторое расчленение тела все же есть. Она имеет корневидные нити – ризоиды, которыми прочно прикрепляется к донным камням. У нее имеются также стеблевидная и листовидная части тела. Интересно, что листовидная часть тела ежегодно сменяется.

Красные водоросли также обитают в морях, лишь некоторые виды можно встретить в пресных водах. Размеры их довольно разнообразны – они могут быть очень мелкие, а могут достигать 1м. Строение красных водорослей такое же, как и бурых. С представителями красных водорослей познакомимся на рисунке.

Рассмотрим значение водорослей в природе. Все эти организмы содержат хлорофилл и образуют органическое вещество. Поэтому ими питаются те животные, которые обитают в воде. Так же как и наземные растения, водоросли производят кислород, важный для существования всех других организмов.

Водоросли имеют большое практическое значение в жизни человека. Из золы красных и бурых водорослей добывают йод, использующийся в медицине. Из красных водорослей получают особое студенистое вещество агар-агар, применяемое в кондитерском производстве при изготовлении мармелада и других продуктов.

Представителями высших растений считаются мохообразные – наиболее просто устроенные. Для них не характерно расчленение тела на стебель и листья, отсутствуют корни. Прикрепляются к субстрату и всасывают воду с помощью ризоидов.

Мохообразные подразделяются на две группы: печеночные и листостебельные мхи.

  1. Для печеночных мхов характерно горизонтальное расположение тела по отношению к субстрату, тело редко ветвится. Одним из видов печеночных мхов считается маршанция. Растет она по болотам, на выжженных местах. От нижней стороны ее тела отходят ризоиды.

Еще одним представителем печеночных мхов считается риччия. Очень часто ее можно встретить в аквариуме. Внешний вид представляет собой разветвленный кустик. Она может свободно плавать в воде, не прикрепляясь к грунту. Однако при высыхании водоема риччия способна образовывать ризоиды. С помощью них она прикрепляется к поверхности почвы и поглощает воду и питательные вещества.

  1. Листостебельные мхи имеют стебель и листья, за что и получили такое название. Познакомимся с листостебельными мхами на примере некоторых представителей.

Распространен в наших лесах и болотах мох, получивший название кукушкин лен. Растет он очень густо, иногда расстилается сплошным ковром.

Рассмотрим одно растение листостебельного мха. Невысокий стебель усажен темно-зелеными листочками. Корней у кукушкина льна нет. Вместо них на подземной части стебля отрастают корневидные нити – ризоиды.

Мох питается так же, как и другие растения. Из почвы он получает воду и питательные вещества. Из воздуха поглощает углекислый газ и производит органическое вещество.

Познакомимся с развитием листостебельного мха.

У кукушкина льна можно выделить растения двух родов – мужские и женские. Мужские растения отличаются красновато-буроватыми верхушками, на которых расположены органы размножения в виде мешочков. В них развиваются мужские клетки – сперматозоиды.

У женских растений органы размножения образуются также на верхушке стебля, но имеют форму бутылочек. В них развиваются женские половые клетки – яйцеклетки.

Во время дождя сперматозоиды с каплями воды попадают на верхушку женских растений. Передвигаясь с помощью жгутиков в воде, живчики проникают к яйцеклетке, и один из них сливается с ней. Происходит оплодотворение. Несмотря на то, что кукушкин лен считается наземным растением, его оплодотворение осуществляется только при наличии воды.

Рассмотрим цикл развития листостебельного мха на рисунке.

На женском растении из оплодотворенной яйцеклетки формируется расположенная на длинной ножке коробочка со спорами. Она закрыта крышечкой и снаружи прикрыта беловатым колпачком.

Когда споры созреют, колпачок с коробочки опадает, крышечка отваливается. Ветер раскачивает коробочку, и из нее высыпаются зеленоватые споры.

Попадая на влажную землю, споры прорастают. Из каждой споры образуется тонкая зеленая нить, похожая на нитевидную водоросль. Это – предросток мха. Из почек на предростке развиваются листостебельные растения мха.

Мхи очень неприхотливые растения. Они выдерживают большие морозы и сильное нагревание, хотя в это время они останавливаются в росте, но остаются живыми. Когда приходит тепло и появляется достаток влаги, они быстро оживают. Часто они сплошным ковром покрывают почву, вытесняя другие растения. В результате мох губит целые леса, формируя на их месте болота.

Именно на болотах можно встретить еще одного представителя листостебельных мхов – сфагнум.

У сфагнума лишь некоторые клетки листьев и стебля живые, то есть содержат хлорофилл. Остальные же клетки мёртвые, то есть пустые и с отверстиями. В сухой период эти клетки наполнены воздухом, а во время дождя они впитывают громадные количества воды – в 20-30 раз больше своего веса. Поэтому, поселившись где-либо в лесу или на лугу, он задерживает дождевую воду и делает это место сырым и заболоченным.

Ризоидов сфагнум не имеет. На верхушке стебля и на ветках у него образуются темно-красные коробочки, в которых созревают споры. Ими мох и размножается. Развитие сфагнума схоже с кукушкиным льном.

Значение мхов в природе также велико, как и других растений. Они способствуют закреплению верхнего слоя почвы, препятствуя ее эрозии. К примеру, значение печеночных мхов, заключается в том, что они могут поселяться там, где не растут другие растения. Мхи служат домом и пищей для почвенных беспозвоночных и грибов, без которых невозможен круговорот веществ. В сухих местообитаниях они в своем теле задерживают влагу, что способствует равномерному увлажнению почвы.

Немаловажным считается значение мхов и в жизни человека.Очень много в России болот, на которых образуется торф, широко используемый в хозяйстве.

Как же образуется торф?Значение мхов при формировании торфа велико, именно они разрастаются по берегам, а затем и по поверхности водоема, покрывая его сплошным ковром. Стебли мхов растут верхушкой, в нижней части они отмирают. Отмершие части мхов падают на дно и в течение сотен и тысяч лет заполняют весь водоем. В воде при отсутствии воздуха остатки мхов и других болотных растений не сгнивают, а превращаются в торф.

Торф используется для подстилки скоту и как удобрение на полях, в оранжерейном хозяйстве для выращивания растений применяются торфяные стаканчики. Из него получают древесный спирт, пластмассы.

Плауны

Более высокого развития, в сравнении со мхами, достигли папоротники, хвощи и плауны.

Такие растения как плаун можно увидеть в хвойном лесу. Строение плаунов чем-то напоминает мохообразных. Для них характерны длинные ползучие стебли, густо покрытые мелкими светло-зелеными листочками. Отличительным признаком плаунов является наличие корневища с придаточными корнями. Некоторые вертикальные веточки на своих верхушках несут колоски, в которых созревают светло-желтые споры.

Размножение плаунов происходит наподобие мхов, то есть спорами. Они разбрасываются ветром, из них формируются молодые растения. В настоящее время ученые установили, что заросток плауна растет около 200 лет. Поэтому они считаются редкими растениями и подлежат строжайшей охране.

Наиболее часто встречающимся представителем этих растений считается плаун булавовидный.

Раньше споры плауна широко использовались в медицине, для пересыпания таблеток, так как вакуумных упаковок не было. Со временем значение плаунов не уменьшилось. Теперь его споры используют при изготовлении детских присыпок, различных мазей. Его стебли используют при различных заболеваниях выделительной системы, органов дыхания.

Основной характеристикой плаунов является то, что он зеленый круглый год. Поэтому его широко используют для озеленения, а также для изготовления многочисленных гирлянд.

Хвощи

Хвощи и плауны – схожие растения. Хвощи также встречаются в сырых лесах, на болотах, на влажных полях и лугах.

Внешнее строение хвоща имеет некоторые отличия от плауна. Познакомимся с этими растениями на примере хвоща полевого, который встречается повсеместно на территории России.

В почве у хвоща имеется ветвистое корневище, от которого отходят придаточные корни. При характеристике хвоща следует отметить наличие двух типов побегов: весеннего и летнего.

Ранней весной из почек на корневище развиваются бледно-желтые побеги.

В них нет хлорофилла, и питаются они готовыми органическими веществами, отложенными в корневище. Это весенние побеги, на верхушках которых находятся колоски со спорами. После рассеивания спор весенние побеги отмирают.

Весенние побеги хвоща

На смену им от того же корневища отрастают зеленые летние побеги. В них имеется хлорофилл, и образуются органические вещества, которые откладываются про запас в корневище. Осенью летние побеги отмирают. Зимует у хвоща только корневище.

Летний побег хвоща

Очень интересным свойством летних побегов хвощей является наличие кремнезема в клетках. Это вещество придает им жесткость и является средством защиты от поедания животными. Для некоторых видов организмов он является ядовитым, например, для лошадей.

Значение хвощей в жизни человека велико. Его побеги используют как лекарственное сырье, а также при изготовлении средств по уходу за волосами. А вот для огородников хвощ – злейший враг. Он считается трудноискоренимым сорняком. Однако поселяется он только на кислых почвах, бедных питательными веществами. Для изгнания хвоща с огорода требуется проводить известкование почвы, то есть вносить известь.

Папоротники

Папоротникообразные довольно крупные растения. Наиболее распространен мужской папоротник. По внешнему виду папоротник отличается от хвощей и плаунов. Однако у него также есть корневище, от которого отходит короткий стебель и крупные зеленые листья.

Осенью они желтеют и отмирают, а весной от перезимовавшего корневища отрастают новые листья. Книзу от корневища отходят многочисленные придаточные корни. Ими папоротник добывает воду из почвы.

По своему внешнему виду папоротник похож на цветковое растение. Есть даже легенда, что можно увидеть цветущий папоротник в одну летнюю ночь и его цветок обладает волшебным свойством открывать клады. В действительности же папоротник никогда не цветет и не образует ни плодов, ни семян.

Размножение папоротников происходит спорами. Познакомимся с развитием этих растений на схеме.

Созревают споры во второй половине лета на нижней поверхности листьев, в маленьких коробочках. Снизу они прикрыты коричневыми покрывальцами. Созревшие темно-коричневые споры выпадают из раскрывшихся коробочек и разносятся ветром.

На влажной почве спора прорастает и образует маленькую зеленую пластинку сердцевидной формы. Она раза в два меньше монеты. Это заросток папоротника. Одной стороной он прилегает к почве и укрепляется в ней ризоидами.

На нижней, прилегающей к почве поверхности заростка находятся органы размножения. В мужских органах формируются сперматозоиды, а в женских – яйцеклетки. После дождя, когда под заростком задерживается вода, сперматозоиды подплывают к яйцеклеткам и сливаются с ними. Происходит оплодотворение. Следует отметить, что оно также происходит в воде, что сближает папоротники со мхами, хвощами и плаунами. Из зиготы формируется заросток, на котором появляется молодое растение.

Папоротники имеют огромное значение. К примеру, из молодых побегов готовят различные блюда. Из них изготавливают лекарства, которые используются в борьбе с червями, паразитами человека.

Древние папоротники, хвощи и плауны дали материал, из которого образовался каменный уголь. В далеком прошлом они представляли собой гигантов, достигавших высоты 30-40м и толщины 2м.

Отмиравшие деревья падали и погружались в воду. Они скапливались под водой в огромных количествах. Их засыпало илом, глиной, песком, которые приносились реками. В течение многих миллионов лет эти остатки древних растений превращались в каменный уголь, который в настоящее время широко используется людьми.

Тест по биологии Папоротники 5 класс с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте 3 части. В части А — 3 задания, в части Б — 2 задания, в части В — 1 задание.

1 вариант

A1. В отличие от мхов, у папоротников имеются

1) стебли
2) листья
3) корни
4) побеги

А2. Папоротники размножаются

1) семенами
2) спорами
3) гифами
4) слоевищем

А3. Залежи отмерших папоротников образовали

1) торф
2) известняк
3) железную руду
4) каменный уголь

Б1. Верны ли следующие утверждения?

А. Папоротники цветут ранней весной.
Б. В клетках листьев папоротников происходит фотосинтез.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

Б2. Установите соответствие между строением тела и видом растения.

Строение тела

А) Спорангии со спорами располагаются на нижней стороне листа.
Б) Тело состоит из листьев и стеблей.
В) Органы взрослого растения: корень, стебель, листья.
Г) Прикрепляется к почве ризоидом.

Вид растения

1) Мох кукушкин лён
2) Папоротник орляк

B1. Заполните таблицу, используя слова из словарика. В гра­фах слова могут повторяться.

Сравнение строения кукушкина льна и щитовника

Органы мха кукушкина льна Органы папоротника щитовника

Словарик: 1. Корень. 2. Стебель. 3. Ризоид. 4. Лист.

2 вариант

А1. В теле папоротников отсутствует такой орган, как

1) цветок
2) стебель
3) лист
4) корень

А2. Папоротник щитовник, обитающий в лесах средней поло­сы России, представляет собой

1) однолетнее травянистое растение
2) многолетнее травянистое растение
3) кустарник
4) дерево

А3. Полезное ископаемое каменный уголь формировался из отмерших тел

1) болотных мхов
2) бактериальных клеток
3) древовидных папоротников
4) морских многоклеточных водорослей

Б1. Верны ли следующие утверждения?

А. Хвощи и плауны — это растения, родственные папорот­никам.
Б. В настоящее время крупные древовидные папоротники преимущественно произрастают во влажных тропических лесах.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

Б2. Установите соответствие между строением тела и видом растения.

Строение тела

А) Тело — слоевище.
Б) Имеет настоящие органы.
В) Прикрепляется к грунту нижними клетками.
Г) Удерживается в почве кор­нем.

Вид растения

1) Водоросль лами­нария
2) Папоротник щи­товник

B1. Заполните таблицу, используя слова из словарика.

Сравнение строения водоросли ламинарии и папоротника орляка

Строение водоросли ламинарии Строение папоротника орляка

Словарик: 1. Корень. 2. Слоевище. 3. Лист. 4. Стебель.

Ответы на тест по биологии Папоротники 5 класс
1 вариант
А1-3
А2-2
А3-4
Б1-2
Б2-2121
В1. 234 124
2 вариант
А1-1
А2-2
А3-3
Б1-3
Б2-1212
В1. 2 134

Читайте также: