Какие ягоды растут в лесах около деревни дедушки мазая

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Мазай опытный охотник, постоянно живущий в деревне. Плывёт на своей лодке, чтобы заготовить дров. Видит погибающих зайцев, спасает их, сколько может. Но замечает, что зимними днями пощады не будет. Сказка основана на историях дедушки Мазая: про охотников, про зайцев и дружеских беседах автора с ним. Частично переданы традиции и особенности крестьянского быта. Долгожитель в мире и согласии с природой, чтит и уважает её законы.

Душа у героя болит за родной край, он понимает, что надо беречь, сохранять и преумножать природные сокровища. Надо быть милосердным и помогать в трудных ситуациях живым существам. Автор традиционно каждый год навещает друга.

Сюжет

Как-то раз поэт отправился на охоту со старым Мазаем. Неожиданно они попали под дождь, который решили переждать в сарае. Мазай был прекрасным рассказчиком, и принялся развлекать поэта историями про родную деревню, местных охотников, собственные приключения.

Однажды Мазай плыл на лодке по реке – после сильных дождей вода затопила низменность, и лишь кое-где виднелись небольшие бугорки. На одном из таких островков охотник увидел множество зайцев, которые пытались укрыться от прибывающей воды.

Мазай подплыл к зайцам и стал по одному сажать их в лодку. Старик продолжил свой путь, и то тут, то там собирал спасающихся от половодья зайчишек. Ему даже повстречалось плывущее бревно, на котором сидело с десяток зайцев. В лодке уже не было места, и Мазай просто подцепил бревно и поплыл дальше.

Читать краткое содержание Некрасов Дед Мазай и зайцы

Некрасов хочет рассказать про то, как приезжает в гости к своему любимому другу Мозаю и гостит у него, целую неделю. Каждый год повторяется это семидневное событие.

В деревне много зелёных садов, жилые дома на высоких деревянных брёвнах. Со старых времён в ней развивается растение – хмель.

С наступлением ранней весны, происходит таяние снега и поднимается вода, что всё плывёт. Автор сравнивает это событие с Венецией. Живущий в этом крае Мазай, не может без него жить, и очень его любит. Жена умерла, детей своих нет, есть лишь внук. Он не выбирает лёгких путей. И не боится пешком сквозь леса пройти путь до Костромы. Не боится он ни диких зверей, ни обитающих пернатых, не верит в Леших. Когда – то на них хотел посмотреть, пытался вызвать, но никого не увидел. Много в тех краях растёт: грибов, спелой малины, любит он собирать и есть сразу бруснику. Нравится пение пеночки, и как в пустой деревянный бочонок, исполняет песни птица удод. Дедушка подмечает каждую травинку, каждую бабочку и цветок.

По ночам летает сыч и ухает. У него крупные, светящиеся в темноте глаза, аккуратно стоят рожки.

Автор признаётся, что иногда в ночное время испытывал он страх, когда кругом очень тихо. Сравнивает скрип сосны с ворчанием во сне старухи. Считает, что если бы не охотился его друг, то жил спокойно и беззаботно. С возрастом зрение ухудшилось, и старик иногда стрелял мимо. Во время охоты, если дедушка промахнулся, и зайчик ушёл не унывает и грозит косому пальцем.

Множество рассказов об охотниках поведал он автору: Кузя сломал курок, заманивает тетерева, и с помощью спичек делает выстрелы. Другой охотник – зверолов берёт в дорогу горшок с угольками. Использует ружьё для выстрела в стоящую жертву, когда погреет руки над углём. Такие особенности у охотников, вызывают смех у старика. Автор подчёркивает, что крестьянские анекдоты не хуже дворянских смешных историй!

Душа старичка болит за то место, где он родился и продолжает жить: ловят сетями рыбу, давят силками дичь, топят и ловят, погибающих весной зайцев.

После того как они сели в лодку, островок ушёл под воду. Старичок разговаривает с ними как с детьми, проплывая дальше, спасает ещё одного зайчонка, называя его горемыкой. Продолжает плыть дальше, беременная зайчиха тонет. Спасает и её, глупую даму. Мимо проплывало бревно, на котором десяток зайчат. В лодку они не помещались, спас и их, привязал к краю. Все смеялись над проделкой старичка.

Почувствовав землю, зайцы начали двигаться и вставать на задние лапки. Мешать грести вёслами спасителю. Подвёз их берегу и отпустил зверей, но предупредил, чтоб зимой на глаза не попадались, пощады не будет, охота есть охота. Ослабленную пару он посадил в мешок и понёс домой, просушил, отогрел, дал поспать и из мешка выпустил. И тоже сказал зимой, чтоб не попадались. Летом и весной он не охотится, в это время у животного плохая шкура, так как он линяет.

Голосов: 76
Читать краткое содержание Дед Мазай и зайцы. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Отзыв

Дед Мазай, несмотря на то, чтобы охотником, не воспользовался бедой, в которой оказались зайцы. Он спас всех, кто попадался на его пути, но потом напомнил, что все равно будет на них охотиться.

Рисунок-иллюстрация к сказке Дед Мазай и зайцы

Рисунок-иллюстрация к сказке Дед Мазай и зайцы.

Характеристика главного персонажа

Старый охотник является основным персонажем стихотворения. То, что главный герой был хорошим человеком, становится понятно даже из краткого содержания. Дед Мазай обладал такими качествами:

  • доброта;
  • рассудительность;
  • дальновидность.


В целом характеристика деда Мазая только положительная. Несмотря на то что он был охотником, но правила соблюдал. Жил в ладах с природой и наслаждался её красотой и щедростью.

История создания произведения

Споры, откуда возникла идея произведения, идут до сих пор. Известно, что Некрасов познакомился с прототипом Мазая гораздо раньше, чем написал свое знаменитое стихотворение. От него он услышал рассказ о весеннем паводке, во время которого пожилому охотнику пришлось спасать зайцев.

Толчком к написанию в 1870 г. послужила идея Салтыкова-Щедрина выпустить книгу для детей, состоящую из рассказов Михаила Евграфовича и стихов Некрасова. Если бы не эти обстоятельства, возможно, занятый поэт так и не нашел бы времени для изложения рассказа приятеля Мазая на бумаге. В красочной форме автор передал историю об охотнике и зайцах, упомянул традиции и особенности крестьянского быта.

Легкое для восприятия произведение впоследствии вошло во множество детских изданий и было дополнено красочными иллюстрациями.

По мотивам стихотворения в 1980 г. снят мультипликационный фильм, информация о котором представлена в Википедии. Почти на век раньше, в 1894 г., художником Петром Соколовым была написана одноименная картина.

План пересказа

  1. Внезапный ливень во время охоты.
  2. Воспоминания дедушки Мазая.
  3. Половодье весной.
  4. Погибающие на островке суши зайцы.
  5. Помощь, оказанная дедушкой.
  6. Напутствия старого охотника.

Придерживаясь плана, ученики смогут последовательно изложить свою литературную работу на бумаге или пересказать содержание произведение в понятной для учителя и одноклассников форме. В читательском дневнике также потребуется отобразить кратчайшее содержание. Его можно записать в нескольких предложениях:

  1. Охота автора и старого Мазая на дупелей в конце лета.
  2. Непогода, от которой приятели спрятались в сарае.
  3. Воспоминания дедушки и рассказ о половодье.
  4. Спасение зайцев, застрявших на небольшом острове.
  5. Транспортировка бревна с зайцами багром.
  6. Доставка животных к берегу.
  7. Напутствия Мазая о том, чтобы косые не попадались ему зимой.

Особенности творчества Некрасова

Некрасовские стихотворения были посвящены описанию жизни крестьян: их быта, проблем, образа жизни. Поэт активно использовал в своих произведениях народный разговорный язык, благодаря чему герои его историй кажутся живыми. Сочетая разговорный стиль и фразеологизмы, Некрасов значительно расширил поэтические рамки.

Образ дедушки как сторожа леса

Старый охотник Мазай — это добрый простой человек, который охотится не ради удовольствия. Его огорчает то, что люди перестали проявлять должное уважение к природе и не заботятся о ней.

По мнению Мазая, нужно с любовью относиться не только к животным, но и к самой маленькой травинке.

Краткое содержание Некрасов Дедушка Мазай и зайцы за 2 минуты пересказ сюжета

Эпизод с половодьем

Рассказчик приезжает к своему другу Деду Мазаю в деревню каждый год. В один из вечеров их настигает сильный ливень и они укрываются в сарае. Охотник рассказывает истории и рассказчику запомнился эпизод о спасении зайцев.

Весной было половодье, Мазай поплыл на лодке за дровами. На обратном пути он видит, что на островке, окруженном водой, находятся зайцы. Дедушка решает их спасти и забирает к себе в лодку.

По пути он помогает и другим длинноухим друзьям.

Так они добираются до берега. Жители смеются над тем, что сделал охотник. Мазай просит зайцев не попадаться ему зимой на охоте, потому что в другое время года он на них не охотится. Двоих зайчат он вылечил и отпустил в лес.

План для сочинения

Для того чтобы правильно написать сочинение или сделать удачный пересказ, следует составить небольшой план, согласно которому будет выполняться задание. Для этого стихотворение лучше разбить на 6 частей:

  1. Внезапный ливень.
  2. Истории дедушки Мазая.
  3. Полноводная река.
  4. Погибающие зайцы.
  5. Спасение животных.
  6. Напутствие старого охотника.

Если придерживаться этого плана, будет очень легко описать события сюжета в пересказе или сочинении. Мысли не будут путаться во времени и событиях повествования и работа станет выглядеть более структурированной и лаконичной.

Популярные сегодня пересказы

Отзывы читателей

Стихотворение очень понравилось. Оно достойно того, чтобы нарисовать не только картину, но и сделать мультфильм. Некрасов, один из лучших поэтов своего времени.

Если кратко описать Мазая, то он молодец! Побольше бы таких умных и отзывчивых людей было в реальной жизни.

Стихотворение учит добру и любви к животным. Очень полезное произведение для изучения в младшей школе. Дети должны с ранних лет понимать всю ответственность людей за природу на нашей планете.
Знайка

Краткий анализ

Стихотворение входит в образовательную программу начальной школы. В 3 классе не нужно делать полный разбор произведения, достаточно краткого анализа для читательского дневника:

Это произведение вошло во множество детских изданий с иллюстрациями и рисунками разных художников. По его мотивам снят мультипликационный фильм и даже написана картина с одноимённым названием под авторством Петра Соколова.

Стихотворение учит любить животных, относится к ним с теплотой и заботой. Всегда приходить на помощь беспомощным и слабым. Уметь ценить природу и наслаждаться её красотой и щедростью.

В июне 1870 года Некрасов впервые прибыл в Ярославль на поезде (железнодорожное движение от Москвы до Ярославля открылось в феврале 1870 г.). В первый раз вместе с ним в Карабиху приехала его гражданская жена Зинаида Николаевна, с которой поэт сошелся недавно.

По мнению А. Ф. Тарасова, Некрасов приехал в Карабиху в середине июня384, но, вероятнее, это случилось на рубеже второй и третьей декад месяца***.

В Вежах в базарный день (III, 560).

Специфика Зарецкого края сказывалась в особенности планировки его селений и в неповторимом своеобразии местных построек*.

В связи с тем, что местные селенья находились на небольших возвышенностях, где дома из-за тесноты строились впритык друг к другу, хозяйственные строения, в частности бани, ставились на заливаемых весной местах на высоких сваях. В Зарецком крае был и, кажется, единственный в России деревянный храм на сваях – церковь Преображения Господня в с. Спас-Вёжи (Спас).

Регулярные разливы удобряли почву, и на пойменных зареченских лугах заготовлялось огромное количество прекрасного сена**.

Обилие озер, рек и болот способствовало охоте и рыболовству. Большую часть сена, рыбы и дичи местные жители сбывали в находящуюся рядом Кострому.

В самом центре Заречья находились три расположенные вблизи друг от друга селения – с. Спас (Спас-Вёжи), д. Вёжи и д. Ведёрки***, образовывавшие один церковный приход.

Деревня Вёжи стояла на левом берегу речки Иледомки* (притоке реки Соть). Эта речка была невелика: она вытекала из Иледомского (Идоломского) озера и через четыре версты впадала в реку Соть. По воспоминаниям местных старожилов, в узких местах ширина Иледомки составляла около 30 метров, в широких – около 70. Иледомка связывала между собой все три стоящие вблизи друг от друга селения: Вёжи стояли на левом её берегу, Ведёрки – на правом, Спас – на левом.

Деревня Вёжи со всех сторон была окружена реками, озерами и болотами. Помимо Идоломки вблизи от деревни протекали реки Соть и Узокса. Соть протекала по Любимскому и Даниловскому уездам Ярославской и Костромскому уезду Костромской губерний, неподалеку от Вёжей, приняв в себя Идоломку, она впадала в Великое озеро*.

Река Узокса вытекала из Великого озера и впадала в реку Кострому немного повыше её устья. Летом жители Вёжей обычно добирались до г. Костромы на лодках по водному пути: Идоломка, Соть, Великое озеро, Узокса, р. Кострома.

В радиусе одной-трех верст вокруг деревни находились озера: Вёжское (Вёжевское), Иледомское, Першино, Семёновское, и Великое, лежавшее на границе Костромской и Ярославской губерний. Все эти озера имели по 1-2 версте в длину и по 0,5 версты в ширину; самым крупным было Великое (более двух с половиной верст в длину, и более версты в ширину)418.

На таком же расстоянии Вёжи окружали болота: Вежевское, Ечеинское и Остряково. В 6-7 верстах – за Сотью, уже на территории Ярославской губернии, простиралось огромное Засотское болото.

То, что храм стоял в заливаемой в весеннее половодье местности, придавало богослужению в нём неповторимое своеобразие. Как правило, на время разлива приходился праздник Пасхи. В пасхальную ночь люди приезжали в храм на лодках. На лодках же – под звон колоколов, с пением праздничного тропаря, с теплящимися огоньками свечей в руках богомольцев – свершался и традиционный крестный ход в полночь вокруг церкви.

Не вызывает сомнения, что вся жизнь дедушки Мазая была связана с Преображенским храмом: в нём его крестили, в нём он венчался, здесь состоялось его отпевание, и тут же, на кладбище у стен храма, завершился его земной путь.

В 1855-1865 гг. настоятелем Преображенской церкви в Спас-Вёжах служил священник о. Евлампий Юницкий*, которого дедушка Мазай, конечно, хорошо знал.

Как известно, Некрасов пишет о деревне Мазая:

Домики в ней на высоких столбах (II, 321).

Особенностью Костромского Заречья являлось то, что предприимчивые местные крестьяне занимались выращиванием хмеля, приносившего им немалый доход. Некрасов пишет о деревне Мазая:

Летом её убирая красиво,

Исстари хмель в ней родится на диво. (II, 321).

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о великом русском поэте Николае Алексеевиче Некрасове.
Свое детство Николай Алексеевич провел в барской усадьбе своего отца в селе Грешневе. Оно было расположено невдалеке от города Ярославля, на левом берегу большой русской реки Волги. Прогулки по волжским берегам были любимым занятием маленького Николая:

О, Волга. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям,
Когда еще все в мире спит
И алый свет едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.

Тема детства проходит через все творчество Николая Алексеевича Некрасова. Мир детства привлекал поэта и тем, что оно в его понимании –идеальная пора человеческой жизни.

Играйте же, дети! Растите на воле!

На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой –
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной!

Дети, я вам расскажу про Мазая.
Каждое лето домой приезжая,
Я по недели гощу у него.
Нравится мне деревенька его…

Это одно из самых известных и любимых детьми некрасовских стихотворений. В нем поэтично показывается многообразие жизни природы. В стихотворении автор сначала представляет читателю главного героя – своего спутника Мазая, а затем идет сам рассказ старого охотника.

. Старый Мазай
Любит до страсти свой низменный край.
Вдов он, бездетен, имеет лишь внука.
За сорок верст в Кострому прямиком
Сбегать лесами ему нипочем.

Вся его жизнь – в лесу, на охоте. В лесу он не только охотится, но и собирает грибы и ягоды.
Еще большей симпатией проникается читатель к дедушке Мазаю, услышав его историю. История спасения бедных зайчишек в половодье удивительна и трогательна. Попавшие в беду зайцы кажутся Мазаю беззащитными зверюшками, не помочь которым он не может. Добрый старик разговаривает со спасенными зверьками, подбадривая их:

Речь его то шутливая, то грубовато-ласковая, а на прощание он напутствует убегающих зайцев:

Теперь предлагаю вам немного поиграть.

Зайка скачет:
Скок-скок-скок! (дети прыгают на месте)
Да на беленький снежок.
Приседает (дети приседают), слушает (дети слушают):
Не идет ли волк (дети выполняют повороты туловища влево-вправо).
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться (дети выполняют наклоны вперед).
Три – в ладоши три хлопка (дети хлопают в ладоши),
Головою три кивка (дети делают движения головой).
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит (дети показывают).
Вот так, вот так –
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть (дети показывают).
Вот так, вот так –
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать (дети скачут).
Вот так, вот так –
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал –
Зайка – прыг – и убежал (дети садятся).
Вот так, вот так –
Зайка прыг – и убежал!

Я надеюсь, что вам понравились стихотворения Николая Алексеевича Некрасова, запомнились обаятельные образы крестьянских ребятишек, и вы будете приходить в библиотеку для того, чтобы продолжить знакомство с творчеством замечательного русского поэта.
(Проводится обзор у книжной выставки.)

Используемые методы и приемы:

1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация иллюстраций.
3. Практические методы: устные упражнения.

1. Организационный момент

– Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Николая Некрасова.

3. Вступительная беседа

4. Первичное восприятие текста

– Послушайте это стихотворение.
– Каким вы себе представляете Мазая? (Показывается рисунок 1)


– О каком интересном случае из своей жизни рассказывает дед Мазай? Когда произошел этот случай?

5. Словарная работа

– Посмотрите на эти слова. Прочитайте первое слово. Как вы его понимаете?

Читайте также: