Какие ягоды растут в лесах около деревни дедушки мазая
Добавил пользователь Владимир З. Обновлено: 19.09.2024
Мазай опытный охотник, постоянно живущий в деревне. Плывёт на своей лодке, чтобы заготовить дров. Видит погибающих зайцев, спасает их, сколько может. Но замечает, что зимними днями пощады не будет. Сказка основана на историях дедушки Мазая: про охотников, про зайцев и дружеских беседах автора с ним. Частично переданы традиции и особенности крестьянского быта. Долгожитель в мире и согласии с природой, чтит и уважает её законы.
Душа у героя болит за родной край, он понимает, что надо беречь, сохранять и преумножать природные сокровища. Надо быть милосердным и помогать в трудных ситуациях живым существам. Автор традиционно каждый год навещает друга.
Сюжет
Как-то раз поэт отправился на охоту со старым Мазаем. Неожиданно они попали под дождь, который решили переждать в сарае. Мазай был прекрасным рассказчиком, и принялся развлекать поэта историями про родную деревню, местных охотников, собственные приключения.
Однажды Мазай плыл на лодке по реке – после сильных дождей вода затопила низменность, и лишь кое-где виднелись небольшие бугорки. На одном из таких островков охотник увидел множество зайцев, которые пытались укрыться от прибывающей воды.
Мазай подплыл к зайцам и стал по одному сажать их в лодку. Старик продолжил свой путь, и то тут, то там собирал спасающихся от половодья зайчишек. Ему даже повстречалось плывущее бревно, на котором сидело с десяток зайцев. В лодке уже не было места, и Мазай просто подцепил бревно и поплыл дальше.
Читать краткое содержание Некрасов Дед Мазай и зайцы
Некрасов хочет рассказать про то, как приезжает в гости к своему любимому другу Мозаю и гостит у него, целую неделю. Каждый год повторяется это семидневное событие.
В деревне много зелёных садов, жилые дома на высоких деревянных брёвнах. Со старых времён в ней развивается растение – хмель.
С наступлением ранней весны, происходит таяние снега и поднимается вода, что всё плывёт. Автор сравнивает это событие с Венецией. Живущий в этом крае Мазай, не может без него жить, и очень его любит. Жена умерла, детей своих нет, есть лишь внук. Он не выбирает лёгких путей. И не боится пешком сквозь леса пройти путь до Костромы. Не боится он ни диких зверей, ни обитающих пернатых, не верит в Леших. Когда – то на них хотел посмотреть, пытался вызвать, но никого не увидел. Много в тех краях растёт: грибов, спелой малины, любит он собирать и есть сразу бруснику. Нравится пение пеночки, и как в пустой деревянный бочонок, исполняет песни птица удод. Дедушка подмечает каждую травинку, каждую бабочку и цветок.
По ночам летает сыч и ухает. У него крупные, светящиеся в темноте глаза, аккуратно стоят рожки.
Автор признаётся, что иногда в ночное время испытывал он страх, когда кругом очень тихо. Сравнивает скрип сосны с ворчанием во сне старухи. Считает, что если бы не охотился его друг, то жил спокойно и беззаботно. С возрастом зрение ухудшилось, и старик иногда стрелял мимо. Во время охоты, если дедушка промахнулся, и зайчик ушёл не унывает и грозит косому пальцем.
Множество рассказов об охотниках поведал он автору: Кузя сломал курок, заманивает тетерева, и с помощью спичек делает выстрелы. Другой охотник – зверолов берёт в дорогу горшок с угольками. Использует ружьё для выстрела в стоящую жертву, когда погреет руки над углём. Такие особенности у охотников, вызывают смех у старика. Автор подчёркивает, что крестьянские анекдоты не хуже дворянских смешных историй!
Душа старичка болит за то место, где он родился и продолжает жить: ловят сетями рыбу, давят силками дичь, топят и ловят, погибающих весной зайцев.
После того как они сели в лодку, островок ушёл под воду. Старичок разговаривает с ними как с детьми, проплывая дальше, спасает ещё одного зайчонка, называя его горемыкой. Продолжает плыть дальше, беременная зайчиха тонет. Спасает и её, глупую даму. Мимо проплывало бревно, на котором десяток зайчат. В лодку они не помещались, спас и их, привязал к краю. Все смеялись над проделкой старичка.
Почувствовав землю, зайцы начали двигаться и вставать на задние лапки. Мешать грести вёслами спасителю. Подвёз их берегу и отпустил зверей, но предупредил, чтоб зимой на глаза не попадались, пощады не будет, охота есть охота. Ослабленную пару он посадил в мешок и понёс домой, просушил, отогрел, дал поспать и из мешка выпустил. И тоже сказал зимой, чтоб не попадались. Летом и весной он не охотится, в это время у животного плохая шкура, так как он линяет.
Голосов: 76
Читать краткое содержание Дед Мазай и зайцы. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Отзыв
Дед Мазай, несмотря на то, чтобы охотником, не воспользовался бедой, в которой оказались зайцы. Он спас всех, кто попадался на его пути, но потом напомнил, что все равно будет на них охотиться.
Рисунок-иллюстрация к сказке Дед Мазай и зайцы.
Характеристика главного персонажа
Старый охотник является основным персонажем стихотворения. То, что главный герой был хорошим человеком, становится понятно даже из краткого содержания. Дед Мазай обладал такими качествами:
- доброта;
- рассудительность;
- дальновидность.
В целом характеристика деда Мазая только положительная. Несмотря на то что он был охотником, но правила соблюдал. Жил в ладах с природой и наслаждался её красотой и щедростью.
История создания произведения
Споры, откуда возникла идея произведения, идут до сих пор. Известно, что Некрасов познакомился с прототипом Мазая гораздо раньше, чем написал свое знаменитое стихотворение. От него он услышал рассказ о весеннем паводке, во время которого пожилому охотнику пришлось спасать зайцев.
Толчком к написанию в 1870 г. послужила идея Салтыкова-Щедрина выпустить книгу для детей, состоящую из рассказов Михаила Евграфовича и стихов Некрасова. Если бы не эти обстоятельства, возможно, занятый поэт так и не нашел бы времени для изложения рассказа приятеля Мазая на бумаге. В красочной форме автор передал историю об охотнике и зайцах, упомянул традиции и особенности крестьянского быта.
Легкое для восприятия произведение впоследствии вошло во множество детских изданий и было дополнено красочными иллюстрациями.
По мотивам стихотворения в 1980 г. снят мультипликационный фильм, информация о котором представлена в Википедии. Почти на век раньше, в 1894 г., художником Петром Соколовым была написана одноименная картина.
План пересказа
- Внезапный ливень во время охоты.
- Воспоминания дедушки Мазая.
- Половодье весной.
- Погибающие на островке суши зайцы.
- Помощь, оказанная дедушкой.
- Напутствия старого охотника.
Придерживаясь плана, ученики смогут последовательно изложить свою литературную работу на бумаге или пересказать содержание произведение в понятной для учителя и одноклассников форме. В читательском дневнике также потребуется отобразить кратчайшее содержание. Его можно записать в нескольких предложениях:
- Охота автора и старого Мазая на дупелей в конце лета.
- Непогода, от которой приятели спрятались в сарае.
- Воспоминания дедушки и рассказ о половодье.
- Спасение зайцев, застрявших на небольшом острове.
- Транспортировка бревна с зайцами багром.
- Доставка животных к берегу.
- Напутствия Мазая о том, чтобы косые не попадались ему зимой.
Особенности творчества Некрасова
Некрасовские стихотворения были посвящены описанию жизни крестьян: их быта, проблем, образа жизни. Поэт активно использовал в своих произведениях народный разговорный язык, благодаря чему герои его историй кажутся живыми. Сочетая разговорный стиль и фразеологизмы, Некрасов значительно расширил поэтические рамки.
Образ дедушки как сторожа леса
Старый охотник Мазай — это добрый простой человек, который охотится не ради удовольствия. Его огорчает то, что люди перестали проявлять должное уважение к природе и не заботятся о ней.
По мнению Мазая, нужно с любовью относиться не только к животным, но и к самой маленькой травинке.
Эпизод с половодьем
Рассказчик приезжает к своему другу Деду Мазаю в деревню каждый год. В один из вечеров их настигает сильный ливень и они укрываются в сарае. Охотник рассказывает истории и рассказчику запомнился эпизод о спасении зайцев.
Весной было половодье, Мазай поплыл на лодке за дровами. На обратном пути он видит, что на островке, окруженном водой, находятся зайцы. Дедушка решает их спасти и забирает к себе в лодку.
По пути он помогает и другим длинноухим друзьям.
Так они добираются до берега. Жители смеются над тем, что сделал охотник. Мазай просит зайцев не попадаться ему зимой на охоте, потому что в другое время года он на них не охотится. Двоих зайчат он вылечил и отпустил в лес.
План для сочинения
Для того чтобы правильно написать сочинение или сделать удачный пересказ, следует составить небольшой план, согласно которому будет выполняться задание. Для этого стихотворение лучше разбить на 6 частей:
- Внезапный ливень.
- Истории дедушки Мазая.
- Полноводная река.
- Погибающие зайцы.
- Спасение животных.
- Напутствие старого охотника.
Если придерживаться этого плана, будет очень легко описать события сюжета в пересказе или сочинении. Мысли не будут путаться во времени и событиях повествования и работа станет выглядеть более структурированной и лаконичной.
Популярные сегодня пересказы
Отзывы читателей
Стихотворение очень понравилось. Оно достойно того, чтобы нарисовать не только картину, но и сделать мультфильм. Некрасов, один из лучших поэтов своего времени.
Если кратко описать Мазая, то он молодец! Побольше бы таких умных и отзывчивых людей было в реальной жизни.
Стихотворение учит добру и любви к животным. Очень полезное произведение для изучения в младшей школе. Дети должны с ранних лет понимать всю ответственность людей за природу на нашей планете.
Знайка
Краткий анализ
Стихотворение входит в образовательную программу начальной школы. В 3 классе не нужно делать полный разбор произведения, достаточно краткого анализа для читательского дневника:
Это произведение вошло во множество детских изданий с иллюстрациями и рисунками разных художников. По его мотивам снят мультипликационный фильм и даже написана картина с одноимённым названием под авторством Петра Соколова.
Стихотворение учит любить животных, относится к ним с теплотой и заботой. Всегда приходить на помощь беспомощным и слабым. Уметь ценить природу и наслаждаться её красотой и щедростью.
В июне 1870 года Некрасов впервые прибыл в Ярославль на поезде (железнодорожное движение от Москвы до Ярославля открылось в феврале 1870 г.). В первый раз вместе с ним в Карабиху приехала его гражданская жена Зинаида Николаевна, с которой поэт сошелся недавно.
По мнению А. Ф. Тарасова, Некрасов приехал в Карабиху в середине июня384, но, вероятнее, это случилось на рубеже второй и третьей декад месяца***.
В Вежах в базарный день (III, 560).
Специфика Зарецкого края сказывалась в особенности планировки его селений и в неповторимом своеобразии местных построек*.
В связи с тем, что местные селенья находились на небольших возвышенностях, где дома из-за тесноты строились впритык друг к другу, хозяйственные строения, в частности бани, ставились на заливаемых весной местах на высоких сваях. В Зарецком крае был и, кажется, единственный в России деревянный храм на сваях – церковь Преображения Господня в с. Спас-Вёжи (Спас).
Регулярные разливы удобряли почву, и на пойменных зареченских лугах заготовлялось огромное количество прекрасного сена**.
Обилие озер, рек и болот способствовало охоте и рыболовству. Большую часть сена, рыбы и дичи местные жители сбывали в находящуюся рядом Кострому.
В самом центре Заречья находились три расположенные вблизи друг от друга селения – с. Спас (Спас-Вёжи), д. Вёжи и д. Ведёрки***, образовывавшие один церковный приход.
Деревня Вёжи стояла на левом берегу речки Иледомки* (притоке реки Соть). Эта речка была невелика: она вытекала из Иледомского (Идоломского) озера и через четыре версты впадала в реку Соть. По воспоминаниям местных старожилов, в узких местах ширина Иледомки составляла около 30 метров, в широких – около 70. Иледомка связывала между собой все три стоящие вблизи друг от друга селения: Вёжи стояли на левом её берегу, Ведёрки – на правом, Спас – на левом.
Деревня Вёжи со всех сторон была окружена реками, озерами и болотами. Помимо Идоломки вблизи от деревни протекали реки Соть и Узокса. Соть протекала по Любимскому и Даниловскому уездам Ярославской и Костромскому уезду Костромской губерний, неподалеку от Вёжей, приняв в себя Идоломку, она впадала в Великое озеро*.
Река Узокса вытекала из Великого озера и впадала в реку Кострому немного повыше её устья. Летом жители Вёжей обычно добирались до г. Костромы на лодках по водному пути: Идоломка, Соть, Великое озеро, Узокса, р. Кострома.
В радиусе одной-трех верст вокруг деревни находились озера: Вёжское (Вёжевское), Иледомское, Першино, Семёновское, и Великое, лежавшее на границе Костромской и Ярославской губерний. Все эти озера имели по 1-2 версте в длину и по 0,5 версты в ширину; самым крупным было Великое (более двух с половиной верст в длину, и более версты в ширину)418.
На таком же расстоянии Вёжи окружали болота: Вежевское, Ечеинское и Остряково. В 6-7 верстах – за Сотью, уже на территории Ярославской губернии, простиралось огромное Засотское болото.
То, что храм стоял в заливаемой в весеннее половодье местности, придавало богослужению в нём неповторимое своеобразие. Как правило, на время разлива приходился праздник Пасхи. В пасхальную ночь люди приезжали в храм на лодках. На лодках же – под звон колоколов, с пением праздничного тропаря, с теплящимися огоньками свечей в руках богомольцев – свершался и традиционный крестный ход в полночь вокруг церкви.
Не вызывает сомнения, что вся жизнь дедушки Мазая была связана с Преображенским храмом: в нём его крестили, в нём он венчался, здесь состоялось его отпевание, и тут же, на кладбище у стен храма, завершился его земной путь.
В 1855-1865 гг. настоятелем Преображенской церкви в Спас-Вёжах служил священник о. Евлампий Юницкий*, которого дедушка Мазай, конечно, хорошо знал.
Как известно, Некрасов пишет о деревне Мазая:
Домики в ней на высоких столбах (II, 321).
Особенностью Костромского Заречья являлось то, что предприимчивые местные крестьяне занимались выращиванием хмеля, приносившего им немалый доход. Некрасов пишет о деревне Мазая:
Летом её убирая красиво,
Исстари хмель в ней родится на диво. (II, 321).
346780 Ростовская область
г. Азов, Петровский б-р 20
тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15
E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.
Ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о великом русском поэте Николае Алексеевиче Некрасове.
Свое детство Николай Алексеевич провел в барской усадьбе своего отца в селе Грешневе. Оно было расположено невдалеке от города Ярославля, на левом берегу большой русской реки Волги. Прогулки по волжским берегам были любимым занятием маленького Николая:
О, Волга. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям,
Когда еще все в мире спит
И алый свет едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.
Тема детства проходит через все творчество Николая Алексеевича Некрасова. Мир детства привлекал поэта и тем, что оно в его понимании –идеальная пора человеческой жизни.
Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой –
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной!
Дети, я вам расскажу про Мазая.
Каждое лето домой приезжая,
Я по недели гощу у него.
Нравится мне деревенька его…
Это одно из самых известных и любимых детьми некрасовских стихотворений. В нем поэтично показывается многообразие жизни природы. В стихотворении автор сначала представляет читателю главного героя – своего спутника Мазая, а затем идет сам рассказ старого охотника.
. Старый Мазай
Любит до страсти свой низменный край.
Вдов он, бездетен, имеет лишь внука.
За сорок верст в Кострому прямиком
Сбегать лесами ему нипочем.
Вся его жизнь – в лесу, на охоте. В лесу он не только охотится, но и собирает грибы и ягоды.
Еще большей симпатией проникается читатель к дедушке Мазаю, услышав его историю. История спасения бедных зайчишек в половодье удивительна и трогательна. Попавшие в беду зайцы кажутся Мазаю беззащитными зверюшками, не помочь которым он не может. Добрый старик разговаривает со спасенными зверьками, подбадривая их:
Речь его то шутливая, то грубовато-ласковая, а на прощание он напутствует убегающих зайцев:
Теперь предлагаю вам немного поиграть.
Зайка скачет:
Скок-скок-скок! (дети прыгают на месте)
Да на беленький снежок.
Приседает (дети приседают), слушает (дети слушают):
Не идет ли волк (дети выполняют повороты туловища влево-вправо).
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться (дети выполняют наклоны вперед).
Три – в ладоши три хлопка (дети хлопают в ладоши),
Головою три кивка (дети делают движения головой).
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит (дети показывают).
Вот так, вот так –
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть (дети показывают).
Вот так, вот так –
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать (дети скачут).
Вот так, вот так –
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал –
Зайка – прыг – и убежал (дети садятся).
Вот так, вот так –
Зайка прыг – и убежал!
Я надеюсь, что вам понравились стихотворения Николая Алексеевича Некрасова, запомнились обаятельные образы крестьянских ребятишек, и вы будете приходить в библиотеку для того, чтобы продолжить знакомство с творчеством замечательного русского поэта.
(Проводится обзор у книжной выставки.)
Используемые методы и приемы:
1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация иллюстраций.
3. Практические методы: устные упражнения.
1. Организационный момент
– Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Николая Некрасова.
3. Вступительная беседа
4. Первичное восприятие текста
– Послушайте это стихотворение.
– Каким вы себе представляете Мазая? (Показывается рисунок 1)
– О каком интересном случае из своей жизни рассказывает дед Мазай? Когда произошел этот случай?
5. Словарная работа
– Посмотрите на эти слова. Прочитайте первое слово. Как вы его понимаете?
Читайте также: