Какие растения приспособились к жизни в степи

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

1) Рассмотри фотографии. Представь себе степь. Чем она отличается от леса? Опиши степь по фотографиям.

Степь — это огромное пространство, заросшее травянистыми растениями. От леса степь отличается отсутствием деревьев.

Есть степи, в которых растут цветы, весной они расцветают и тогда степь покрывается сплошным ковром цветов. Есть степи, в которых растут злаки, и они колышутся под ветрами.

2) Найди на карте природных зон России зону степей. Что ты можешь рассказать о ней по карте? Научись показывать эту природную зону на карте.

Природная зона степей находится южнее зоны широколиственных лесов. Основные степи России расположены на юге европейской части страны, и вдоль границы с Казахстаном. Но есть небольшие участки степей в Забайкалье и Восточной Сибири.

3) Рассмотрите в гербарии и на рисунке растения степей. Выскажите предположения, как эти растения приспособлены к условиям жизни в степи.

В степях растут разные цветковые растения, например тюльпаны и ирисы. Эти растения цветут весной, когда в почве ещё много влаги. После цветения надземная часть цветов отмирает, а в земле сохраняется луковица, богатая питательными веществами. Эта луковица даст жизнь новому растению следующей весной.

А также в степях растут злаки — ковыль и типчак. Они иначе приспособились к засушливому климату степей. У этих растений очень узкие листья, а значит они испаряют мало влаги.

4) С помощью рисунка учебника (с. 112 — 113) познакомьтесь с животным миром степи.

Животный мир степей представлен различными насекомыми, птицами, млекопитающими и пресмыкающимися.

Насекомые кормятся растительной пищей или более мелкими насекомыми. Птицы, такие как дрофа, серая куропатка, жаворонок, также кормятся и семенами растений, и насекомыми.

Из млекопитающих в степях особо много грызунов, а также хищников, которые питаются этими грызунами — степных лисиц и хорьков.

Есть в степях и хищные птицы, которые питаются этими же грызунами, например орёл. Степная гадюка также любит полакомиться грызунами, а вот ящерицы предпочитают обедать насекомыми.

5) Расскажите по этому рисунку об экологических связях в степи. Изготовьте модель цепи питания, характерной для степи.

Пример экологических связей в степи для 4 класса

Когда в степи оказывается много злаковых растений, то в большом количестве плодятся и грызуны — суслики, хомяки, мыши. Обилие грызунов привлекает хищников, которые ими питаются, и увеличивается численность орлов, хорьков, гадюк.

Но в засушливые годы грызунам становится нечего есть и их поголовье сокращается. А вслед за этим в другие места перебираются хищники, которые ими питаются.

Пример модели цепи питания в степи для 4 класса

  • Ковыль — Хомяк — Степная гадюка — Степной орёл.
  • Ковыль — Кобылка — Ящерица — Степной хорёк.
  • Типчак — Жаворонок — Степной орёл.

Модель цепи питания степи

Обсудим!

1) Сравните природу зоны степей с природой лесов и тундры.

Степь отличается от зоны лесов почти полным отсутствием деревьев и засушливым, жарким климатом.

Степь схожа с зоной тундры отсутствием деревьев и небольшим количеством осадков, но отличается более низкой степенью увлажнения, и значительно более жарким климатом. Поэтому в степи богатые, плодородные почвы, а почвы тундры очень тонкие, лежащие на поверхности вечной мерзлоты.

2) Рассмотрите на рисунках животных степи. В чём видна их приспособленность к условиям жизни?

Грызуны спасаются от жаркого климата в норах, они ведут преимущественно ночной образ жизни. Точно так же ведут себя пресмыкающиеся, и хорьки.

Насекомые приспособились к жизни на степной растительности, которая даёт им и пищу, и кров.

А птицы в степях в основном голенастые, высокие, способные издалека заметить опасность.

Проверь себя

1. Покажи на карте зону степей.

Зона степей находится южнее зоны лесов и лесостепи, показана жёлтым, кремовым цветом. Отдельные участки степей находятся в Забайкалье.

2. Дай краткую характеристику зоны степей по плану, приведённому в учебнике (с. 71).

  • Название зоны: Природная зона степи. Обозначается жёлтым цветом.
  • Особенности природы: Отличается жарким, засушливым климатом с небольшим количеством осадков. Растения степи приспособились цвести ранней весной и имеют узкие листья. Ими питаются многочисленные насекомые и грызуны, которые становятся пищей хищных птиц, млекопитающих, змей, ящериц.
  • Использование зоны человеком: Человек использует степи под сельскохозяйственные поля и пастбища.
  • Экологической проблемой степи оказывается уменьшение площади степей из-за их использования в сельском хозяйстве. Браконьерство. Для сохранения степей и их животного мира создаются заповедники, национальные парки, заказники.

Задания для домашней работы

1. Нарисуй, как ты представляешь себе степь.

Готовые рисунки “Как я себе представляю степь”

Детский рисунок Как я себе представляю степь

Ковыль считается самым распространённым степным растением. Это растение можно встретить повсюду, где есть степи. Он отлично растёт на сухой и каменистой почве.

Ковыль — злаковое растение и его соцветие — колос, очень красивого седого цвета, напоминающий по форме перо птицы. Корневая система у ковыля очень мощная, позволяющая максимально использовать скудные запасы воды в почве. Растёт ковыль отдельными пучками.

Ковыль можно встретить как в степях Европейской части России, так и в степях Западной Сибири, и конечно в степях Забайкалья. Учёные насчитывают около 80 видов этого степного растения.

Для сельского хозяйства ковыль является сорняком, во время его цветения у человека возможны аллергические реакции. Но само зрелище цветущей ковыльной степи необыкновенно красиво.

Дрофа является дальним родственником журавля и считается одной из самых тяжёлых летающих птиц. Масса взрослой птицы может достигать десяти килограмм, при высоте птицы около метра.

Размах крыльев дрофы превышает 2 метра.

Дрофа — степная птица и хорошо приспособилась к жизни в засушливых и жарких регионах. Днём дрофа прячется в высокой траве и пережидает жаркое время суток. Кормится дрофа растительной пищей, в утренние и вечерние часы. Однако, дрофа может питаться и насекомыми, которых ловит прямо на лету быстрыми ударами клюва.

Дрофы обычно собираются в крупные стаи, состоящие преимущественно из самок и молодых самцов. Брачный период дрофы начинается весной, птенцы появляются в начале июня.

Несмотря на то, что дрофа птица очень неприхотливая, постоянная охота на эту птицу привела к сильному сокращению её популяции. В настоящее время дрофа внесена в Красную книгу России и считается редким видом.

Кроме человека у дрофы есть и естественные враги, такие как степные лисы, орлы, барсуки.

Для охраны дрофы в Саратовской области создан специальный заказник.

3. С помощью Интернета соверши воображаемое путешествие в один из степных заповедников. Какую работу в заповеднике проводят учёные?

Рассказ “Моё воображаемое путешествие в степной заповедник” для 4 класса

Воображаемая экскурсия в Оренбургский природный заповедник.

Оренбургский природный заповедник создан в 1989 году недалеко от границы с Казахстаном, в оренбургских степях.

Этот заповедник предлагает много маршрутов для любителей экологического туризма, и я выбрала несколько из них.

Первым делом, попав в заповедник, я записалась на экологическую тропу “Дыхание степи”. Опытные гиды провели нас по красивейшим местам степи, и мы увидели в природе лошадей Пржевальского, уникальный вид, открытый русским путешественником в конце 19 века. Лишь в немногих местах лошадь Пржевальского сохранилась в дикой природе, и Оренбургский заповедник — одно из них. На этой экскурсии мы также видели многочисленных птиц — дрофу, журавля, жаворонков и куропаток.

Следующим этапом моего виртуального посещения заповедника стала экологическая тропа “Где живёт бобр”. Эта экскурсия привлекла меня тем, что я не ожидала увидеть лесных обитателей бобров в степи. Но оказалось, что на некоторых участках Оренбургской степи имеются небольшие речки и даже болотца, в которых живут не только речные бобры, но и болотные черепахи.

Это не классическая бескрайняя плоская степь, а степь южных предгорий Урала, а потому и животный мир здесь более разнообразен.

От путешествия в Оренбургский заповедник у меня остались самые приятные впечатления, и я с удовольствием побывала бы здесь по-настоящему.

На следующем уроке

Вспомни, больше или меньше тепла получает от Солнца зона пустынь по сравнению со степной зоной. Что ещё ты знаешь о пустыне? Если тебе приходилось бывать в пустыне, приготовься рассказать об этом на уроке.

Зона пустынь находится южнее зоны степей и получает ещё больше солнечного тепла. В пустынях почти не бывает осадков, там почти нет растительности, а животный мир довольно скуден. Почти все растения пустынь имеют очень длинные корни, позволяющие им добираться до воды, а животные ведут исключительно ночной образ жизни.

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока географии

а) образовательная: сформировать у учащихся представление о растительном мир степей, о приспособлении растений к жизни в степи

б)коррекционно- развивающая: развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать изучаемые факты, делать вывод; на основе работы с картой, гербарием, умение работать в группе

в) воспитательная: формировать интерес к изучению нового материала, к жизни растений, воспитывать бережное отношение к природе, учить понимать и ощущать ее красоту.

Тип урока: усвоение нового материала.

Оборудование: физическая карта, рисунки с растениями степей, гербарий растений, учебник, тест с альтернативным ответом.

Ход урока:

Ι. Организационный момент

2. Этап актуализации знаний учащихся.

(Повторение материала, необходимого для перехода к изучению нового.)

Коррекция внимания, памяти, слухового восприятия

- Какая бывает природа?

- Назовите признаки живой природы.

- В природе всё взаимосвязано. Скажите, как связаны между собой живая и неживая природа?

- Климатические условия на территории нашей страны весьма разнообразны. Различные природные условия способствуют многообразию растительного и животного мира в разных природных зонах. . В ходе наших исследований мы с вами познакомились с тремя зонами России.

- Назовите зоны в порядке, их изучения. А сможете ли вы, по описанию узнать изученные зоны? Определить природную зону по описанию

1.) Зима в этой природной зоне - это долгая ледяная ночь. Лето короткое. Ветер пахнет цветами. Над цветами басом гудят шмели, а над головою воют тучи комаров. Можно увидеть и лес - высотой по колено? Деревья в нем толщиной с карандаш стелятся по земле Оленеводство, охота, рыболовство, добыча полезных ископаемых - занятия населения.(Тундра)

2 ) Эта территория, где растут деревья, кустарники, травы, мхи и лишайники. В этой зоне выпадает довольно много осадков. Поэтому для роста и развития растений достаточно не только тепла, но и влаги. Животные, которые живут в этой зоне, могут найти достаточно корма, построить гнездо или нору, без труда спрятаться от врагов (Лес).

3. ) Необъятные ледяные просторы, часто бушуют метели, свирепствуют морозы, очень суровая зима, полярная ночь, ураганные ветры, северное сияние. Летом - полярный день. Лето холодное, очень короткое. Вся природа преображается, прилетают тысячи птиц. Селятся они на скалах, свободных ото льда. Гомон стоит невообразимый. Кроме птиц на лето приплывают огромное количество ластоногих: морские львы, моржи, котики. Человек в таких условиях очень ограничен в хозяйственной деятельности - рыбная ловля, охота на морского зверя. (арктические пустыни)

4.) Какое раздолье! Какая ширь! Ни холмов, ни леса! Куда ни глянь - до самого края неба простирается гладкая равнина. И, кажется, нет ей конца, нет ей предела. Открытая местность, почвы богаты перегноем. С приближением лета с каждым днём становится жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю воду из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И вот уже нет цветов, нет яркой травы – пожелтела, выгорела, будто огонь спалил её: остались только травы с узкими листьями. (степь)

Ученики, по описанию должны определяют природную зону.

3. Определение темы урока, постановка целей. (Мотивация учащихся на учебную деятельность через осознание целей урока)

Коррекция слухового восприятия

Какая ширь здесь и приволье!
Куда ни глянь – полей раздолье.
Южнее полосы лесов
Лежит ковер из трав, цветов.
Грызунам, волкам, лисицам.
Здесь суховеи любят петь,
А зовется это . (степь)

– Объясните, как вы догадались?

– Как в этой загадке говорится о географическом положении степной природной зоны?

4. Изучение нового материала.

коррекция зрительного восприятия, аналитико-синтетической деятельности.

(Развитие познавательного интереса учащихся через включение их в активную учебную деятельность)

Практическая работа №1. Работа с атласом

1.Рассмотрите карту природных зон России. Каким цветом на карте обозначена зона степей?

2. Сравните площадь зоны лесов и зоны степей. Что скажете?

3 Рассмотрите карту природных зон и физическую карту России. Где находится зона степей?

4. Подумайте, какой климат в степной зоне.

Зона степей расположена в умеренном поясе, но ближе к Северному тропику.
Зима короткая и тёплая, но бывают холода до -20, -30 градусов. Весна короткая, с большим количеством влаги в почве. Весной степь оживает, покрывается ковром тюльпанов и ирисов. Там очень тёплое, продолжительное, засушливое лето. В июле +22 - +25 градусов, жара может достигать до 40 градусов. Часто дуют горячие сухие ветры – суховеи. Иногда они переходят в пыльные бури. Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Быстро проходит ливень, большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется.)

Дети работают с атласом в парах.

( Зона степей расположена южнее зоны лесов

( Зона степей намного меньше зоны лесов ).

( Большая часть зоны степей находится на Восточно-Европейской равнине, а также она встречается в Западной и Восточной Сибири ).

Коррекция внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления.

Коррекция зрительного восприятия, логического мышления.

Коррекция слухового осприятия

5. Работа в тетради.

- Жаркое лето, более мягкая зима, плодородные почвы. Как здорово! Благоприятные ли условия для растений?

Давайте вспомним, что необходимо растениям?

hello_html_678d2e04.jpg

Всё есть необходимое. Можно предположить, что растительность очень богатая?

- Наверно уже хочется посмотреть, как выглядит степь? Как вы думаете, в какое время года сделано фото?

- Пробуждение природы яркость красок, всё так радует глаз, но посмотрите внимательно, вам не кажется, что чего-то не хватает?

Едешь, едешь - степь да небо,
Точно нет им края.
И стоит вверху над степью, тишина немая.
Нестерпимою жарою
Воздух так и пышет:
Как шумит трава густая,
Только ухо слышит.
Едешь, едешь - как шальные
Кони мчаться степью
Вдаль курганы, зеленея,
Убегают цепью.
Промелькнут перед глазами две-три старых ивы -
И опять в траве волнами
Ветры - переливы.
Едешь, едешь - степь да небо
Степь, все степь, как море:
И взгрустнется поневоле
На таком просторе. (нет высокорослых растений)

-. Возникает вопрос. Почему при наличии всех необходимых компонентов нет высокорослых растений?

- Мы с вами знаем, что растения умеют приспосабливать к природным условиям. Иллюстрации растений степи, гербарий внимательному наблюдателю подскажут, как они приспособились к зоне степи, и помогут нам разобраться, почему нет деревьев.

Практическая работа №2. Приспособление растений в степи.

1. Растение называется…………………

2. Растение относиться к деревьям, кустарникам, травам.

3. Листья у растения ( узкие или широкие). Цвет листьев: светлый, тёмный. Это говорит о том, что растение ………………………

4. Корень у растения: (луковица, пучок или длинное корневище. ) Значит растение…………………

5 . Растение приспособилось к. климату с помощью ……..

1. Растения имеют узкие листья (типчак, ковыль), чтобы меньше испарялось влаги, или мясистые листья (очиток, молодило), в которых накапливается вода; Светлые лучше отражают солнечные лучи.

2. У некоторых растений на листьях и стеблях имеются волоски (синяк, шалфей), которые помогают снижать испарение влаги, другие же растения имеют на листьях и стеблях восковой налет (типчак, житняк), которых помогает экономно расходовать влагу.

3. Тюльпаны, ирисы, таволга запасают питательные вещества в луковицах.

4. Большинство степных растений (ковыль, полынь, типчак) имеют длинные ветвистые корни, которые помогают растениям добывать воду из глубоких слоёв почвы. Мочковатая корневая система лучше собирает и удерживает в лагу с поверхности земли.

 -Почвы сказали плодородные, а почему нет деревьев?

Рассказ учителя: Все растения степи травянистые. Растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: Некоторые из них – тюльпаны, ирисы – цветут весной, пока не наступила летняя жара и в почве достаточно влаги. В этом проявляется их приспособленность к жизни в степи. Но вскоре их надземные части отмирают, а в почве до следующей весны остаются луковицы с запасом питательных веществ. Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак. Их листья узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю, чтобы добывать влагу.

Пион по своей красоте не уступает садовым пионам. Но встретить этот яркий цветок в степи – большая редкость. И виной всему человек. Сейчас пион взят под охрану.

Ковыль образует плотную кочковатую дернину. Его отмершие листья плотным ковром прикрывают землю. Это препятствует испарению воды, но мешает прорастать другим травам. Корни ковыля густо пронизывают всю землю и забирают из неё практически всю воду. Когда ковыль цветет, степь похожа на серебристо-седое море. Многие ковыли – ценное кормовое растение, некоторые – сырьё для бумажной промышленности.

Тюльпаны появляются в степи весной. Для того чтобы выжить в условиях летней жары, растение имеет особое хранилище питательных веществ – луковицу.

Полынь. С помощью полыни русские крестьяне издавна боролись с тараканами и клопами. Орлы натаскивают к себе стебли полыни, чтобы вывести блох и клещей, а сорокопуты даже вьют себе гнезда целиком из её стеблей

Растения степи

Окружающий мир

Степь — это бескрайние просторы, на которых произрастает в основном невысокая травянистая растительность. Только изредка можно встретить заросли кустарника или островки небольших деревьев. Хотя эти места благодатные для разных представителей флоры, но из-за особенностей климата и почвы не все однолетние и многолетние растения могут приспособиться к таким условиям. Изучая растения степи на окружающем мире в 4 классе, учащиеся узнают об их видах, приспособленности к засухе и отличительных признаках.

Общая характеристика природной зоны

Степная зона протянулась на 8 тыс. км южнее зоны лесов вдоль юго-западной границы России. Большая часть ее занимает Восточно-Европейскую равнину, небольшая часть лежит на Западно-Сибирской. Горы пересекают зону, разделяя ее на отдельные фрагменты.

Пояс равнин находится в умеренном и субтропическом климатических поясах. Лето в этой местности более продолжительное и жаркое. В июле температура воздуха +22−24 градуса, местами поднимается до +40, погода почти всегда сухая, солнечная. Влажность в летний период составляет 40−50%. Дожди обычно ливневые, в результате чего стремительные потоки воды быстро стекают в низины и там испаряются не насытив почву влагой. Частые суховеи несут пыль, вызывают продолжительную засуху и пересыхание небольших местных рек. Среднегодовое количество осадков — 400 мм.

Зима в степи

Зима сравнительно короткая, но с довольно низкими температурами (от -4 до -20 градусов), местами опускается до -30. В Причерноморье небольшой слой снега сохраняется в течение 1−2 месяцев, в Заволжье — 4−5. На востоке степей зимы более холодные, сопровождаются промерзанием местных рек. На западе случаются оттепели и гололедицы.

Весна в степи приходит рано, уже в начале марта тает снег. Достаточное количество влаги благоприятно сказывается на росте луковичных растений: тюльпанов, ирисов, гиацинтов. К середине мая уже становится жарко, поэтому ранние травы и цветы сменяют злаковые растения, типчак, пырей, разновидности ковыля, полынь. Иногда встречаются кустарники, деревьев почти нет. Мощный дерновой слой из переплетенных корней растений, а также продолжительные засушливые периоды и дефицит влаги не дают прорасти семенам деревьев. Их можно встретить только по берегам рек, пересекающих степную зону. В основном иву, а также заросли боярышника, дикого винограда.

Чем ближе к югу, тем разнотравье становится беднее. Чаще встречаются шары перекати-поля, травы из семейства маревых, и, в итоге, растительность становится настолько скудной, что окружающий пейзаж можно сравнить с пустыней.

Почвы очень плодородны, особенно в степях умеренных широт, где самый высокий процент содержания гумуса. На участках с засоленной почвой произрастают особенные растения: сведа, солончаковая полынь, солерос, которые легко выживают в таких непростых условиях.

Особенности растительности

Особенностью представителей степной фауны является устойчивость к высоким температурам и засухе, которая формировалась на протяжении многих лет эволюционного периода. В результате возникли адаптивные признаки, отличающие растения этой зоны от окультуренных видов:

Растительность степи

  1. Видоизмененные листья. Узкие небольшого размера листовые пластины способствуют сокращению испарения влаги растением.
  2. Длинная, развитая корневая система для добычи влаги из земли.
  3. Во время засухи большинство злаковых растений сворачивают листья, чтобы понапрасну не расходовать драгоценную влагу.
  4. Листья покрыты утолщенной кутикулой (восковым налетом).
  5. Окрашены в сероватый или сизо-зелёный оттенок.
  6. Стебли, цветки и листья опушены.

Все приспособления помогают выжить в условиях засухи и предотвратить чрезмерное испарение влаги. Растения с такими признаками называются ксерофитами, которые подразделяются на две группы:

  1. Суккуленты. Растения, которые умеют аккумулировать влагу и постепенно ее поглощать. Для них характерна мясистость, сочность, так как запасают воду в листьях (алоэ, агава), стеблях (кактусы, молочаи), корнях (аспарагус).
  2. Склерофиты. Выглядят суховатыми, жесткими, листья мелкие, рассеченные, покрытые толстой, препятствующей испарению кутикулой. При недостатке влаги у растений продолжительное время не наблюдается внешних признаков обезвоживания. К ним относятся полынь, эдельвейс, небольшие кустарники, злаки и другое.

В связи с тем, что степи занимают довольно большую территорию, кроме ксерофитов, здесь произрастает множество и других видов растений, имеющих важное хозяйственное значение для человека. Большинство из них — кормовая растительность: клевер, люцерна, кукуруза, подсолнечник, топинамбур, благодаря чему образовались пастбищные угодья.

Также на огромных распаханных территориях колосятся пшеница, рожь, ячмень и просо. Также растут бобовые, картофель и свекла благодаря плодородным черноземным почвам степей. Среди степной флоры выделяются лекарственные травы и медоносы.

Типы степей

Так как климат с запада на восток страны приобретает резко континентальный характер, на обширных пространствах степей меняется и состав растительности. Вследствие этого выделяют следующие типы степей:

Луговые степи

Пустынные степи

  1. Горные, или криоксерофильные. Одним из наиболее ярких примеров горных степей являются плоские вершинные плато в Крымских горах, где произрастает пышное разнотравье. Ландшафты поражают своей красотой, поэтому привлекают многих туристов. На территории Евразии степи такого типа встречаются на Кавказе, в Дагестане, в Афганистане, Грузии. Особенные они тем, что расположены на высоте нескольких километров над уровнем моря. Только здесь можно встретить такие редкие виды растений, как ванкуверия, эдельвейс, женьшень.
  2. Луговые. Второе название — разнотравно-злаковые. Находятся на большей части европейской России и в Западной Сибири. Здесь произрастает множество видов степных растений (до 60−80 видов на 100 м2), ведь в них встречаются растения и лугов, и степей. Травостой их густой и довольно высокий, преобладают такие растения, как типчак, тонконог гребенчатый, реже тырса. Много злаков: ковыли перистый и узколистный, реже опушеннолистный, осока приземистая.
  3. Ковыльные, или ксерофильные. Такой тип степи занимает юг Оренбургской области. Его особенность заключается в том, что у всех видов травянистых растений этой местности надземная часть приспособлена к продолжительному засушливому климату и солнцепеку. Здесь господствуют дерновинные злаки, в основном разновидности ковыля.
  4. Пустынные. Представляют собой те же полупустыни, только здесь попадается чуть больше растительности и температура не такая высокая. Пустынные степи богаты перекати-полем, прутнянкой и ковылем, которые встречаются, например, на некогда богатых разнотравьем землях Калмыкии. В результате деятельности человека они постепенно превращаются в пустыни.

Представители степной флоры

Высокие травы, достигающие 1,5 м, растут только вблизи источников воды. По мере приближения к пустыням растительность видоизменяется и теряет свою высоту. Характеристика некоторых видов степных растений:

Коровяк обыкновенный

Растение Шалфей

  1. Коровяк обыкновенный. Травянистое двулетнее растение, достигающее в высоту 1,5 м. Стебель прямостоячий с эллипсовидными листьями, образующими прикорневую розетку. Листва прикрепляется к растению на удлиненных черешках, на стеблях часто ее не бывает. Всё растение покрыто серо-белым или желто-войлочным опушением. Соцветия в виде колоска усеяны светло-желтыми, белыми или розовыми цветками (в зависимости от разновидности), цветет с июля по сентябрь. Коровяк широко используется в лекарственных целях.
  2. Касатик безлистный, или ирис. Многолетнее растение относится к исчезающим видам, занесено в Красную книгу РФ. Ирис можно встретить в кустарниковых зарослях и по речным долинам. Цветонос невысокий — около 50 см. Листья узкие, длинные, темно-зеленого цвета, покрыты сизым налетом. Цветки сравнительно крупные, фиолетовой окраски с желтой серединкой. Своим цветением украшает степь с конца мая до середины июня.
  3. Ковыль. Травянистый многолетник принадлежит семейству злаковых. Имеет очень много разновидностей (от 300 до 400 видов), внешне схожи между собой. Стебли прямые с жесткими пластинчатыми листьями поднимаются над землей на высоту от 30 до 80 см. Ковыль выделяется соцветиями-метелками серебристого цвета. Семена разносятся на сотни метров от материнского растения. Многолетняя трава выглядит эффектно, поэтому ее часто используют для оформления участков. Из-за сочности стеблей служит кормом для овец и лошадей.
  4. Шалфей. Многолетняя невысокая (до 25 см) медоносная трава семейства яснотковых, предпочитающая больше луговые степи. Цветет с мая по июль мелкими сине-фиолетовыми цветками, соцветия которых красиво выделяются на фоне зеленой массы. Шалфей является лекарственным растением, Надземную его часть используют в медицине и косметологии.

Большая часть площади степей России отведена под сельское хозяйство. К опустыниванию зоны приводит большое количество факторов. Среди них можно выделить водную и ветровую эрозию и хозяйственную деятельность человека.

Кроме того, искусственный полив вызывает ускоренное засоление грунта. В результате, быстрыми темпами сокращается численность уникальных представителей растительного и животного мира. Для их восстановления необходимо создавать больше новых заповедных территорий.

Хоть мне уже и немало лет, но я прошлым летом впервые побывала в русской степи. В школе я представляла эту местность как просто безлесную территорию, а на деле это суровое местечко — воздух сухой, от жаркого солнца спрятаться негде, ветер умудряется откуда-то принести столб пыли. Как в таких условиях что-то растёт и живёт?


Растения степи и их приспособленность к условиям зоны

Как я уже указала выше, деревьев практически нет. Кустарники встречаются редко. Флора представлена травами, преимущественно злаковыми и луковичными. Примеры:

  • ковыль;
  • пырей;
  • типчак;
  • ветреница;
  • вейник;
  • тюльпан;
  • мятлик;
  • степной мак.

И ещё большое множество. Но что же помогает выжить растениям? Самый неприятный момент для растений в степи — сухость. Следовательно, все приспособления сводятся к возможности выжить в обстановке нехватки влаги. Адаптация осуществляется посредством корней (мочковатая система для быстрого впитывания, длинная стержневая для всасывания воды с большой глубины (более 10 м) и модификация корней в луковицы, клубни, корневища), листьев (покрыты ворсинками или воском, мелкие, узкие, расчленённые) и стволов (накапливают воду).


Животные степи и их приёмы адаптации

Помню, как читала, что лес хорош для животных тем, что есть где спрятаться. В степи с этим, явно, туго. Их приспособления к выживанию в этой зоне ориентированы на укрытие или маскировку и, как и у растений, переживание отсутствия воды. Начну с первого. Фауна представлена копытными и грызунами. Все они бурой, серой или бежевой окраски — под цвет почвы и сухой травы. Если грызуны для своей сохранности роют норы, где скрываются от хищников и жары, то животным покрупнее (травоядные копытные) приходится сбиваться в стада.


Отсутствие воды переносят млекопитающие на ногах, т. е. в поисках живительной влаги они преодолевают значительные дистанции. Грызуны утоляют жажду сочными травами.

Касательно птиц могу сказать, что они не растерялись и приспособились устраивать гнёзда на земле. А сова и удод в случае необходимости скрываются в чужих норах.

Читайте также: