Какие из перечисленных групп растений имеют плод мхи папоротники покрытосеменные голосеменные

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024

г) оплодотворенная яйцеклетка без воды не превращается в зиготу.

4. К семенным растениям относят

а) хвойные; б) папоротниковидные; в) моховидные; г) водоросли.

5. Какое растение образует семена

а) кукушкин лен; б) хвощ полевой; в) сфагнум; г) лиственница европейская.

6. Папоротниковидные растения выделяют в

а) царство; б) отдел; в) класс; г) семейство.

7. Какой признак характерен для голосеменных растений:

а) слабо развитая корневая система; б) наличие яркого околоцветника;

в) формирование семян в плодах; г) образование шишек.

8. К высшим споровым относят растения

а) голосеменные; б) покрытосеменные; в) папоротниковидные; г) водоросли

9. Назовите главный признак растений отдела покрытосеменных

а) тело состоит из одинаковых клеток б) растение имеет ризоиды

в) растение размножается спорами г) растение образует плод с семенам

10. Из указанных растений в процессе эволюции высокой организации достигли:

а) водоросли б) мхи в) голосеменные г) папоротники

11. Мхи, в отличие от папоротников (Выберите три верных ответа из шести),

1) имеют ризоиды;

2) размножаются спорами;

3) содержат споры в коробочках;

4) в большинстве своем травянистые формы;

5) имеют предросток, похожий на нить водоросли;

6) образуют половые клетки.

12. Установите соответствие между признаком растения и отделом, к которому его относят.

Признак растения

А) образуют шишки

Б) семязачатки открыто расположены

В) размножение связано с водой

Г) большинство – травянистые растения

Д) заростки – тонкие зеленые пластинки

13. Установите последовательность соподчинения систематических категорий у представителей растений, начиная с наибольшей. Запишите соответствующую последовательность цифр.

2) Пшеница твердая

Часть 3. Ответьте на вопрос.

14. Покрытосеменные – наиболее многочисленная группа растений. Что позволило им занять господствующее положение? Приведите не менее 3-х доказательств.

1. В каком случае систематические группы расположены в правильной последовательности:

а) семейство – вид – род – класс – царство – отдел

б) род – семейство – вид – отдел – царство – класс

в) царство – отдел – класс – семейство – род – вид

г) вид – род – отдел – класс – царство – семейство

2. К низшим растениям относят:

а) Мхи б) Водоросли в) Мхи и водоросли г) Папоротникообразные

3. Выберите один наиболее точный и полный ответ. Водоросли – это:

а) Растения, обитающие в воде

б) Одноклеточные растения, обитающие в воде

в) Самые древние растения на Земле

г) Самые древние растения на Земле, тело которых одноклеточное или многоклеточные – слоевище

4. Ризоиды – это:

а) Название растений б) Вид корня в) Органоид клетки г) Отростки, при помощи которых водоросли прикрепляются к субстрату

5. Сфагнум, в отличие от кукушкиного льна:

а) Быстро всасывает и проводит воду б) Не имеет ризоидов

в) Размножается спорами г) Не имеет стебля и листьев

6. Выберите наиболее полный ответ. Плауны, хвощи и папоротники относят к высшим споровым растениям:

а) Они широко расселились по земле б) Размножаются спорами

в) Имеют корни, стебель, листья и размножаются спорами г) Размножаются семенами

7. Вайями называют:

а) Сильно рассеченные листья папоротника б) Вид папоротника

в) Корень папоротника г) Подземные побеги

8. Залежи каменного угля образовались:

а) Из отмерших древовидных папоротниковидных

б) Из отмерших частей мхов

в) Из большого скопления остатков растительности

г) Из большого скопления отмерших водорослей

9. Хвойные растения хорошо приспособлены к неблагоприятным условиям:

а) Хвоя имеет плотную кожицу, покрытую восковым веществом, поэтому растения испаряют мало воды б) Имеют стебель, корень, хвою в) Имеют шишки

г) Образуют семена, с помощью которых размножаются

10. Основными отличительными признаками класса Покрытосеменные являются:

а) строение цветка и семени б) форма листа и его жилкование

в) тип стебля г) тип корневой системы

11. Размножаются спорами: (Выберите три верных ответа из шести)

12. Установите соответствие между признаком растения и отделом, к которому оно относится.

ПРИЗНАК РАСТЕНИЯ

А) образование плодов и семян

Б) двойное оплодотворение

В) половое поколение представлено заростком

Г) процесс оплодотворения зависит от наличия воды

Д) наличие цветка

Е) размножение спорами

13. Установите, в какой последовательности расположены систематические группы растений, начиная с наименьшей. Запишите соответствующую последовательность цифр .

3) Одуванчик лекарственный

Часть 3. Ответьте на вопрос.

14. Напишите основные признаки, которые отличают голосеменные от папоротникообразных. Приведите не менее 3-х признаков.

13. 5, 3, 1, 6, 4, 2

13. 3, 1, 2, 4, 6, 5

- возникновение цветка

-защита семян плодовыми оболочками

хорошо развита проводящая ткань

сожительство корней растений с грибами (микориза)

наличие в листьях устьиц, обеспечивающих газообмен

наличие в клетках листьев хлоропластов

-п апоротники размножаются спорами, а голосеменные – семенами.

- У папоротников листья называются вайями, а у голосеменных — иглы.

- Голосеменные растения сегодня являются основными лесообразующими породами на планете и основными производителями кислорода, а папоротники были самыми распространенными растениями на планете в палеозойской-мезозойской эрах.

-Голосеменные – это деревья, а папоротники могут быть как травянистыми, так и древесными формами.

-Большинство голосеменных – вечнозеленые растения, а папоротники умеренных широт в холодный период времени теряют зеленую массу

-Голосеменные – это однодомные растения, а папоротники – двудомные.

Критерии оценивания:

Шкала перевода баллов в оценки:

% максимального количества баллов

В данной работе

В заданиях 1-10 за правильный ответ ставится 1 балл.

За полное правильное выполнение задания 11 выставляется 2 балла; за выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными

цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) – 1 балл; во всех остальных случаях – 0 баллов.

За ответ на задание 12 выставляется 2 балла, если указана верная последовательность цифр; 1 балл, если допущена одна ошибка; 0 баллов во всех остальных случаях.

За ответ на задание 13 выставляется 2 балла, если указана верная последовательность цифр; 1 балл, если в последовательности цифр допущена одна ошибка (переставлены местами любые две цифры); 0 баллов во всех остальных случаях.

Прежде чем приступить к выполнению контрольной работы, необходимо тщательно проработать теоретический материал, используя предложенный ниже материал, школьный учебник и учебники по ботанике для средних специальных и высших учебных заведений.

Ботаника – наука о растениях. Все растения в зависимости от строения делят на низшие и высшие . К низшим относят – бактерии, водоросли, грибы, лишайники . К высшим – мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные. В отличие от низших их тело расчленено на органы: побег и корень (за исключением моховидных). В состав этих органов входит много различных тканей (проводящие, механические, запасающие, покровные, ассимиляционные).

Характерная черта высших растений – правильная смена поколений (гаметофита и спорофита) в цикле их развития. Гаметофит – половое поколение, на котором образуются антеридии и архегонии, - сменяется бесполым поколением спорофита, на котором формируются спорангии со спорами. Гаметофит – всегда гаплоидное растение, спорофит – диплоидное.

У моховидных гаметофит доминирует в жизненном цикле, а спорофит занимает подчиненное положение и живет на гаметофите. Плауны, хвощи и папоротники характеризуются биологической самостоятельностью как спорофита, так и гаметофита, но спорофит преобладает в жизненном цикле, а гаметофит более или менее редуцирован. У голосеменных и покрытосеменных наблюдается наибольшая редукция гаметофита.

Моховидные – вечнозеленые, автотрофные, в основном многолетние растения. Различают печеночные и листостебельные мхи.

Плауновидные – одна из наиболее древних групп растений. Все современные плауновидные - многолетние травянистые, вечнозеленые растения. Представитель – плаун булавовидный .

Хвощевидные – многолетние корневищные травы с мутовчато расположенными листьями. Основной представитель- хвощ полевой .

Папоротниковидные – древние растения. Вымершие древовидные папоротники образовали залежи каменного угля.

Современные папоротники представлены травянистыми многолетними растениями, есть и деревья. Листья папоротников имеют стеблевое происхождение. Это подтверждается их верхушечным ростом.

Голосеменные – это вечнозеленые, реже листопадные деревья или кустарники, редко лианы. Для голосеменных характерны открытое расположение семяпочек (отсюда название отдела – голосеменные). Из современных голосеменных наиболее известны хвойные . Листья у хвойных игольчатые, называются хвоя . Хвоя характерна для сосны, ели, пихты, кедра, можжевельника. У кипариса, туи листья чешуйчатые.

Для цветковых характерны следующие особенности: наличие таких органов, как пестик и плод; семена, заключенные внутри плодов (отсюда название отдела – покрытосеменные); дальнейшая редукция мужского и женского гаметофитов; двойное оплодотворение; настоящие цветки; наличие в древесине настоящих сосудов.

Представители этого отдела достигли наибольшего развития в каменноугольном периоде. Тогда многие из них были представлены крупными деревьями. Позже древовидные формы вымерли. Отмершие остатки их дали начало залежам каменного угля. Вымерли также и многие травянистые формы.

Все современные представители отдела – многолетние корневищные травы, имеющие стебель высотой до нескольких десятков сантиметров. Характерно расчленение на четко выраженные междоузлия и на узлы с мутовчато расположенными листьями. Растения имеют два типа побегов: весенние – спороносные и вегетативные – зеленые, выполняющие функцию фотосинтеза.

Эти растения являются индикатором кислотности почвы. Если на поле много этих растений, значит, почва нуждается в известковании. Побеги этого растения содержат много кремнезема, поэтому в старину использовались при полировке металлических изделий.

О каком отделе растений идет речь?

Укажите признаки, характерные для:

а) размножаются спорами

б) встречаются в хвойных (чаще сосновых) лесах

в) характерна макрофиллия

г) заросток бесцветный, его развитие начинается только после проникновения в тело гиф гриба

г) оплодотворение происходит при наличии капельно-жидкой воды

д) многолетний спорофит

е) в жизненном цикле преобладает спорофит

ж) спорангии располагаются на нижней стороне вайи

з) побеги содержат много кремнезема

и) побеги двух типов – вегетативные и спороносные

Выпишите в тетрадь № и индекс, соответствующий ему (например: 1. а, г, е; 2. в, д;).

Задание на определение правильности суждений.

Риччия – это один из печеночных мхов.

Сфагнум имеет ризоиды.

Кукушкин лен – растение двудомное.

Низинный торф широко используется в сельском хозяйстве как удобрение.

Многолетний спорофит папоротника прикрепляется ризоидами к почве.

Установите соответствие между отделами растений и видами, входящими в них. Выпишите в тетрадь № утверждения и индекс, соответствующий ему (например: 1. а, г, е; 2. в, д;).

2. Подумайте, каково значение плода покрытосеменных, кроме защиты семени.

Способствует большему и быстрому развитию семян. Плод, кроме механической защиты, оберегает семя от пересыхания, а также помогает широкому расселению растения: привлекая птиц и зверей, побуждает их переносить плод на значительные расстояния, после поедания выбрасывая семя.

3. Используя рисунок на с. 83 учебника, назовите основные жизненные формы покрытосеменных растений.

Жизненные формы: кустарники, травы, деревья.
Преимущества: покрытосеменные более устойчивы к внешней среде и быстрее размножаются.

4. Каковы преимущества покрытосеменных растений по сравнению с голосеменными?

Преимущество в том, что покрытосемянные могут образовывать цветы, плоды и семена.

5. С помощью учителя составьте таблицу, сравнив внешнее строение водорослей, мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений.

6. Выясните, какие леса называют смешанными. Какие ее бывают леса? Леса какого типа преобладают в вашем регионе?

Леса, в которых растут разные деревья: хвойные и лиственные. Сосны и дубы и т. п.

7. Перечислите области промышленности, сырьем в которых служат покрытосеменные растения.

Изготовление подсолнечного масла, т.е. пищевая промышленность
изготовление тканей.

8. С чем связано сокращение числа видов покрытосеменных растений?

Деятельность человека (человек влияет на виды, уничтожая их, или изменяя среду их обитания), взаимодействием естественного отбора , особенности биологической организации видов.

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

7 класс дата: 21.12

Тема: Контрольная работа № 1

по теме: " Многообразие живой природы. Усложнение растений в процессе эволюции ".

Выберите ОДИН правильный ответ:

1. Растения по типу питания являются:

а) автотрофами, б) миксотрофами, в) гетеротрофами , г) потребителями.

2. К вегетативным органам растений относится:

а) цветок, б) корень, в) плод, г) семя.

3. Растения отличаются от других живых организмов: а) наличием органов и тканей, б ) наличием хлоропластов в клетках, в) наличием дыхания, г) наличием ядра в клетках.

4. Травянистые формы не встречаются среди: а) мхов, б) покрытосеменных, в ) голосеменных,

5. Опыление у голосеменных осуществляется с помощью: а) насекомых, б) ветра , в) птиц, г) воды.

6. Плод стручок характерен для растений семейства: а ) Бобовые , б) Пасленовые, в) Крестоцветные,

7. Для растений Класса Двудольные характерно: а) мочковатая корневая система, б ) сетчатое жилкование, в) отсутствие камбия, г) дуговое жилкование.

8. К растениям семейства Бобовые относится: а) тюльпан, б) клевер , в) кукуруза, г) сурепка.

9. Тип плода у картофеля: а) боб, б)стручок, в) коробочка, г) ягода.

10. Укажите правильную последовательность основных единиц классификации царства Растения, начиная с самой маленькой:

а) царство - отдел - класс - порядок - семейство - род - вид,

б) вид - род - семейство - отдел - класс - порядок - царство,

в) вид - род - семейство - порядок - класс - отдел - царство,

г) вид - род - семейство - класс - порядок - царство - отдел.

12 .Установите соответствие между органами растений и функциями:

А) плоды - ягода или коробочка;

Б) все чашелистики и все лепестки в цветке сросшиеся;

В) соцветие головка;

Г) на корнях поселяются клубеньковые бактерии;

Д) жилкование сетчатое;

Е) в цветке 10 тычинок.

1) Паслёновые- АБ

13. Дайте определения терминам:

Цветок - сложная система органов семенного размножения цветковых (покрытосеменных) растений.

Гаметофит - гаплоидная многоклеточная фаза в жизненном цикле растений и водорослей, развивающаяся из спор и производящая половые клетки (гаметы). . Развивается из гаплоидных спор.

Слоевище - егетативное тело водорослей, грибов, лишайников, некоторых моховидных, не дифференцированное на органы (стебель, корень, лист) и не имеющее настоящих тканей, хотя внешне (напр. , у бурых водорослей) иногда может напоминать стебель и листья высших

14. Какова роль Бобовых растений в жизни человека? В пищу используют горох,фасоль,сою,бобы,арахис,чечевицу,конские бобы. В медицине применяют конник и дрок.Некоторые бобовые имеют декоративное значение (люпин,душистый горошек). Ценную древесину представителей бобовых используют для изготовления столярных изделий.
В природе. Представители семейства бобовые образуют симбиоз с азотфиксирующими клубеньковыми бактериями,таким образом обогащая почву формами азота.

15. В чём заключается эволюционное преимущество покрытосеменных растений над голосеменными ? Самое главное преимущество: семена голосеменных растений не защищены оболочками плода, в отличии от покрытосеменных (цветковых).
Преимущество на стороне цветковых.

Выберите ОДИН правильный ответ:

1. Высшие растения отличаются от низших тем, что: а) состоят их клеток, б) имеют хлорофилл,

в) имеют органы, г) способны синтезировать органические вещества.

2. К генеративным органам растений относится:

а) стебель, б) корень, в) побег, г) семя.

3. Листья хвойных деревьев: а) массово опадают осенью, б) имеют приспособления к уменьшению испарения воды , в) не имеют приспособления для уменьшения испарения воды, г) имеют широкую поверхность.

4. Настоящие корни отсутствуют у: а) хвощей, б) папоротников, в) голосеменных, г) мхов.

5. Растения отличаются от других живых организмов: а)наличием ядра в клетках,

б) неограниченным ростом , в) наличием дыхания, г) наличием органов и тканей.

6. Семязачатки, из которых развивается семя покрытосеменных растений, находятся:

а) околоцветнике, б) пыльниках тычинок, в) завязи пестика, г ) на чешуях женских шишек.

7. Для растений Класса Двудольные характерно: а) только травянистый стебель, б) параллельное жилкование, в) наличие камбия, г) дуговое жилкование.

8. Цветок с простым околоцветником встречается у представителей семейства:

а) Паслёновые, б) Бобовые, в) Лилейные , г) Крестоцветные.

9. К растениям семейства Злаковые относится: а) пастушья сумка, б) клевер, в) арахис, г ) пырей.

10 . Отрасль земледелия, основанная на выращивании злаков: а) овощеводство, б) зерноводство,

в) плодоводство, г) цветоводство.

12 . Установите соответствие между системой органов животных и функциями:

1) одна семядоля в семени;

2) горчица, дурман, клевер;

3) параллельное жилкование;

4) листья простые и сложные, края рассечённые;

5) в цветке число частей кратно трём;

6) просо, ячмень, кукуруза.

А) Класс Однодольные; 1635

Б)Класс Двудольные. 24

13. Дайте определения терминам:

Гаметы - половые клетки, — репродуктивные клетки, имеющие гаплоидный (одинарный) набор хромосом и участвующие в гаметном, в частности половом, размножении.

Автотрофы - организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических.

Сорт - группа культурных растений, полученная в результате селекции в рамках низшего из известных ботанических таксонов и обладающая определённым набором характеристик (полезных или декоративных), который отличает эту группу растений от других растений того же вида.

14. Что такое земледелие? Какие отрасли земледелия вам известны? дна из основных отраслей сельскохозяйственного производства, основанная на использовании земли с целью выращивания сельскохозяйственных культур, а также соответствующий раздел агрономии.

15 . Почему некоторые растения семейства Бобовые используют в качестве зелёного удобрения? Корни бобовых обогощают почву азотом. Кроме того все сидераты имеют большую зеленую массу и при заделке в почву выполняют роль удобрении органических.

Выберите ОДИН правильный ответ:

1 . Первые растения, которые вышли на сушу, были: а) мхи, б ) папоротники , в) риниофиты,

2. К генеративным органам растений относится:

а) побег, б) почку, в) корень, г) цветок.

3. Семязачатки Голосеменных растений расположены: а) закрыто в шишках, б) в завязи пестика,

в) в пыльниках тычинок, г ) открыто на чешуйках шишек.

4. Господствующее положение на Земле в настоящее время занимают: а) папоротники,

б) покрытосеменные, в) мхи, г) хвощи и плауны.

5. Оплодотворение у высших споровых растений зависит от: а) насекомых, б) наличия влаги , в) типа почвы, г) ветра.

6. Только для отдела Покрытосеменные характерно: а) образование семян, б) опыление с помощью ветра, в) развитие древесины, г) двойное оплодотворение.

7. Травянистые формы отсутствуют у: а) покрытосеменных, б) голосеменных , в) мхов, г) плаунов.

8. В результате слияния двух гамет образуется: а) гаметофит , б) зигота , в) яйцеклетка, г) спора.

9. Среди растений семейства Паслёновые: а) нет трав, б) нет кустарников, в) есть ядовитые,

10. Растения семейства Злаковые опыляются с помощью: а) ветра , б) насекомых, в) пчёл, г) воды.

12 .Установите соответствие между признаками и отделами растений: 1) образуются плоды и семена;

2) отсутствуют корни;

3) размножение и расселение с помощью спор;

4) оплодотворение не зависит от воды;

5) оплодотворение зависит от воды;

6) характерно двойное оплодотворение.

А) моховидные; 2.5

Б) папоротники; 3

В) голосеменные 4

Г) покрытосеменные 1.6

13. Дайте определения терминам:

Шишки - Видоизменённый побег, развивающийся на концах веток голосеменных растений (хвойных и некоторых других) в виде маленьких образований, покрытых чешуйками. Различают мужские (microstrobilus) и женские (megastrobilus) шишки .

Селекция - Улучшение сорта растений или породы животных и выведение новых сортов и пород путём искусственного отбора, скрещивания.

Оплодотворение - начало человеческой жизни.

14. В чём заключается роль Злаковых в жизни человека? Злаки — поставщики самого необходимого для устойчивого здоровья человека кремния.

15. Какую роль играют зелёные растения в природе и жизни человека? Объясните, в чём заключается космическая роль растений?

Используются в пищу:

хлебные злаки;

плодовые растения;

зерно-бобовые;

сахаристые растения;

кормовые травы на корм домашних животных.

Растения, переводя солнечную энергию в потенциальную, химическую, создают колоссальное количество органических веществ. За счет этих веществ существуют все гетеротрофные организмы. Таким образом, энергия, с которой связаны процессы жизнедеятельности всех организмов, это солнечная энергия , энергия космоса .

Выберите ОДИН правильный ответ:

1. Покрытосеменные отличаются от других растений: а) наличием семян, б) развитой древесиной,

в) наличием цветка , г) способностью к фотосинтезу.

2. Для растений класса Однодольные характерно: а) двух семядолей в семени, б) наличие камбия,

в) трёхчленный цветок , г) четырёхчленный цветок.

3. Оплодотворение у цветковых растений: а) зависит от воды, б) не связано с образованием гамет,

в) двойное, г) осуществляется с помощью ветра.

4. К растениям семейства Лилейные относится: а) петуния, б) ландыш, в) люпин, г) ковыль.

5. К генеративным органам растений относится:

а) корень, б) корнеплод, в) плод, г) побег.

6. Только для отдела Голосеменные характерно: а) образование семян, б) семена открыто расположены на чешуйках шишек, в ) развитие древесины, г) двойное оплодотворение.

7. Тип плода у арахиса: а) стручок, б) стручочек, в) боб, г) коробочка.

8. Перенос пыльцы с пыльников тычинок на рыльце пестика - это: а) оплодотворение, б ) опыление,

в) образование плода, г) образование гаметофита.

9. Для растений семейства Лилейные характерно: а) стержневая корневая система, б) наличие древесных форм, в) простой околоцветник , г) двойной околоцветник.

10. Наличие клубеньковых бактерий на корнях характерно для растений семейства: а) Паслёновые,

б) Злаковые, в ) Бобовые, г) Крестоцветные.

12. Установите соответствие между признаками и семействами цветковых растений:

Б) Крестоцветные 1

13. Дайте определения терминам:

Фотосинтез - Образование в клетках зелёных растений и водорослей углеводов из углекислоты и воды под воздействием света, поглощаемого хлорофиллом растений.

Фитонциды - Выделяемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие болезнетворных бактерий.

Автотрофы - пища ) — организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических. Автотрофы составляют первый ярус в пищевой пирамиде (первые звенья пищевых цепей). Именно они являются первичными продуцентами органического вещества в биосфере, обеспечивая пищей гетеротрофов.

14 . Что такое земледелие? Какие отрасли земледелия вам известны?

15. В чём заключаются главные отличия семенных растений от споровых?

Семенные – это голосеменные (например, хвойные) и покрытосеменные (цветковые). Высшие споровые – это мхи, папоротники, хвощи и плауны.

1) У споровых расселяющейся стадией является спора, а у семенных – семена (у цветковых – семена или плоды). Семена и плоды по сравнению со спорами лучше защищены и содержат больший запас питательных веществ.

2) У семенных растений гаметофит, который делает половые клетки, развивается на материнском растении (на спорофите) и получает от него питание. У высших споровых гаметофит (заросток) свободноживущий, образуется из споры во влажных условиях, питательные вещества вырабатывает сам путем фотосинтеза, т.о. этап образования гамет у высших споровых гораздо менее защищен.

3) Сперматозоидам споровых растений для плавания требуется вода, поэтому споровые не могут жить в засушливых местах. У семенных растений мужские половые клетки спермии находятся внутри пыльцы. У голосеменных пыльца переносится ветром, а у цветковых – ветром, водой, насекомыми или другими животными, т.о., семенным растениям вода для оплодотворения не нужна.

Читайте также: